Программа коррекционной работы уровня начального общего образования «Арт-терапия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №1 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Разработано Утверждаю
на заседании психолого-медико Директор МБОУ СОш№1 р.п. Хор
педагогического консилиума __________ Н.С.
Протокол№ 2 «___» ___________ 2019г.
«___» __________ 2019г.
Руководитель консилиума
_____________ Н.Н.
Программа коррекционной работы
уровня начального общего образования
Арт-терапия
Учащегося 2а
Составитель
Педагог-психолог:
Токарева
Наталья
Викторовна
2019 учебного года
I. Пояснительная записка
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы.
Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. При групповой работе с детьми арт-терапевты используют особые приемы вербальной и невербальной обратной связи, включая адаптированные к особенностям детской психики интерпретации. Так, например, в ходе работы с группой ведущий может комментировать действия и изобразительную продукцию участников занятий. Такие комментарии могут включать не только «отзеркаливания», но и использование простейших пояснений того, почему ребенок это рисует или делает, или какие переживания он при этом может испытывать.
В настоящее время формы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно "клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или школах-интернатах.
Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности: Тип: терапия искусством. Класс: терапия творчеством (креативная терапия). Подкласс: экспрессивная терапия. Семейства: терапия творческим самовыражением; музыкальная терапия; игровая терапия; сказкотерапия; библиотерапия; танцевальная терапия; телесно-двигательная терапия; арт-терапия. Виды арт-терапии: изотерапия (рисуночная терапия); визуальная (терапия образами); медитативное рисование; мультимедийная (интегративная).
Арт-терапевтическая работа, описанная в данной программе, имеет профилактический или “развивающий” характер, как, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка. Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, ей присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать.
Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия, в том числе и изобразительная, для них более естественна. Это тем более значимо в тех случаях, когда у ребенка имеются те или иные речевые нарушения. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания «звучат» в изображениях более непосредственно, не пройдя «цензуры» сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легкодоступны для восприятия и анализа.
Другая особенность связана с тем, что мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.
Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их «переработки» в изобразительной деятельности. Немаловажна и «ролевая пластичность» ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности.
Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что художественное самовыражение, так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование арт - терапии выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку
справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
Социальная значимость. Изобразительное творчество – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желания м, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Цели и задачи арттерапии: диагностическая, коррекционная, стрессотерапевтическая, релаксирующая, регулятивная, лечебная, катарсическая, гармонизирующая, развивающая, креативогенная, самовыражение, коммуникативная, социализирующая.
Области применения арт-терапии: психология, психиатрия, педагогика, образование, воспитание, социальная сфера, сфера бизнеса, здоровье сберегающие технологии.
Цели программы:
самоактуализация, развитие личности ребенка и раскрытие его потенциала, расширение форм опыта, отличных от интеллектуального, самовыражение;
повышение стрессоустойчивости ребенка, совершенствование механизмов психической защиты, формирование адекватной самооценки и форм межличностных отношений (психокоррекция);
установление контакта со «своим миром», гармонизация личности и установление взаимодействия с разными субперсоналиями;
дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
развить художественные способности и повысить самооценку.
Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Арт-терапия - это метод коррекции и лечения посредством применения художественных практик. Слово «творчество» исключается из определения, так как целей создать уникальное высокохудожественное произведение не стоит вообще. Обучающие задачи также не ставятся.
Развивающие задачи:
рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций;
развитие активных способов взаимодействия с культурной и социальной средой;
развить художественный вкус.
Воспитательные задачи:
установление аутентичной близости с миром субъектов и объектов, самоутверждение ребенка через творчество, поведение и деятельность, связанные с неограниченным спектром социальных ролей;
воспитать у обучающихся способность погружения в атмосферу творчества, активизацию фантазии, свободы выбора;
духовно-нравственное становление личности в процессе обучения по данной образовательной программе.
Содержание арт-терапии, технический репертуар, используемый в работе по данной программе:
Изо терапия
Музо терапия
пластическая арт-терапия (глина, песочные фантазии, каракули);
В работе по данной программе учитывается то, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. Это связано с возможностью образа более-менее длительное, время "удерживать " переживания, не давая им "выплеснуться" наружу, а так же с их способностью "дистанциировать" переживания за счет механизма проекции. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным "контейнером" ("накопителем") внутри которого, сложные переживания ребенка, могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать или "принять" их. "Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предлагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции.
Особенности арт-терапевтической работы:
Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна.
Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легкодоступны для восприятия и анализа.
Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изобразительной работе.
Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка, естественная склонность к игровой деятельности.
сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством)
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать
осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
Пластическая арт-терапия (глина, пластилиновая фантазия);
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
воспитание любви и уважения к своему труду, труду одноклассников и труду взрослого человека
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными видами лепки;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Формировать эстетический и художественный вкус.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Учащиеся должны знать:
* правила организации рабочего места;
* правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
* названия и назначение инструментов;
* названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
* исходные формы изделий;
* приемы доработки исходных форм;
* последовательность технологических операций.
* культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
* правильно организовать рабочее место;
* пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
* выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
* правильно использовать приемы доработки исходных форм;
* использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
* пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
* самостоятельно выполнять несложное изделие;
* оформлять готовое изделие;
* правильно вести себя в общественных местах;
* оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
* организовывать свое рабочее место и досуг;
* заботиться о своем здоровье.
Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов:
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Приёмы и методы организации занятий.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
*Учитель для ученика, а не ученик для учителя.
*Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
*Нет предела совершенствованию.
*Учет психофизических особенностей детей.
*Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
*индивидуальная
*групповая
*выставка
*экскурсия
*творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Педагогические приёмы:
*формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
* организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
*стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
* сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
*свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
-инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
-практическая работа
-физкультминутки
-приведение в порядок рабочего места
Основное оборудование:
*одежда;
*нож (стека);
*материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колёсики для придания поверхности определённой структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Метод арт–терапии Изотерапия, как метод психологической коррекции, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей. Все без исключения дети очень любят рисовать.. Изотерапия для детей оказывает положительное влияние на их психику. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации. Восстановить некое внутреннее равновесие, сорвать с себя «оковы проблем», корректировать девиантное поведение помогает рисование, которое в ряде случае выполняет психотерапевтическую функцию. В школах-интернатах изотерапевтическая работа играет немаловажную роль и носит профилактический или развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка. Ребенок использует изодеятельность как некий способ для осмысления окружающей действительности и своих взаимоотношений с нею. Часто по рисунку составляется психологический портрет. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.
Цели изотерапии:
Раскрытие творческих способностей обучающихся, через овладение техникой рисования на воде – эбру.
Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.
Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит и волнует.
Развитие самоконтроля и рефлексии.
Основные задачи :
познакомить с историей и особенностями традиционногоэбру;
сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности в технике эбру;
способствовать формированию коммуникативных навыков при выполнении коллективных работ.
Важно принимать во внимание то, что ИЗО – материал может выступать как психолог, к которому ребенок будет обращаться в трудных жизненных ситуациях. На наших занятиях будут очень необычные материалы для рисования. Мы будем рисовать на воде красками «Эбру».
Эбру — это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности ткани или бумаги остается неповторимый рисунок. В традиционной турецкой техники росписи по воде сочетаются и дополняют друг друга элементы живописи и приемы, характерные для эстампа.
Среди современных исследователей этой рисовальной техники до сих пор ведутся споры о том, где и когда она появилась. Едины они только в одном: это древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, имеет восточные корни. По одной из версий, эбру - рисование на воде, появилось в Индии, а затем через Персию попала в Османскую империю, как раньше называли Турцию. Сторонники другой теории считают родиной этой художественной техники Бухару.
Художник рисует на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Мастер следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки, проволоки, шила, или расчески, тем самым создавая полностью законченное произведение. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.
Требующие материалы для рисования на воде:
Краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду
Плоский поддон, в котором вы будете создавать композиции на воде.
Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки.
Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы.
Гребешок. Народные мастера изготавливают специальный инструмент, однако, можно воспользоваться и любым дешевым пластиковым гребешком для получения чешуек на рисунке.
Специальный загуститель для воды
Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Тайна эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно!
№ |
Тема занятия |
Часы 34 |
Техника лепки |
(Осень – 11 занятий) |
|||
1 |
Вводное занятие . техника безопасности |
1час |
|
2 |
Знакомство с материалом |
1час |
|
3 |
« Осенние листья» |
2часа |
«Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином. |
4 |
«Калина, рябина» |
2 часа |
Раскрашивание пластилином |
5 |
Создание сюжета из предметных картинок на тему «Осень» |
1 час |
Раскрашивание пластилином |
6 |
Времена года «Осень» Создание осенней корзинки. Изготовление заготовок |
1 час |
«Тестопластика» - лепка из соленого теста |
7 |
Картина «Осень» Соединение деталей в единую картину. |
1 час |
Лепка из соленого теста |
8 |
Расскраска овощей |
1час |
Лепка из соленого теста |
9 |
Картина «Осень» Соединение деталей в единую картину. |
1 час |
Лепка из соленого теста |
(Зима -12 занятий) |
|||
10 |
Времена года «Зима» Изготовление заготовок |
2 часа |
Пластилиновая графика |
11 |
Картина «Зима» Соединение деталей в единую картину. |
2 часа |
Пластилиновая графика |
12 |
« Снеговик» |
2 часа |
«Объёмная, скульптурная лепка» |
13 |
«Елка новогодняя» |
2 часа |
«Пластилиновая мозаика» |
14 |
Открытка «23 февраля» |
2 часа |
Пластилиновая графика |
15 |
«Холодное сердце» |
2 часа |
Раскрашивание пластилином |
(Весна – 10 занятия) |
|||
16 |
«Весна в лесу» Сюжетная картина |
2 часа |
Пластилиновая графика |
17 |
«С днем 8 марта» Изготовление открытки |
2 часа |
Раскрашивание пластилином |
18 |
Пасха «Изготовление яиц», пасхальный кулич |
2 часа |
«Объёмная, скульптурная лепка» |
19 |
«1 Мая» Праздник Весны и Труда Сюжетные картинки |
2 часа |
Раскрашивание пластилином |
20 |
«День победы» Праздничный салют |
2 часа |
«Пластилиновая мозаика» |
21 |
Итоговое занятие |
1 час |
|
Тематическое планирование по рисованию
№ |
Тема занятия |
Часы 34 |
Слушание музыки |
|
6 занятий Батталэбру |
||
1 |
Введение в предмет Беседа |
1 час |
П.И. Чайковский «Времена года» (Осенняя песнь) |
2 |
Знакомство с красками и инструментами для работы |
1 час |
А.Вивальди «Времена года» |
3 |
Цвет в поэтических произведениях (рисование одним цветом – фон для картины) |
2 часа |
П.И Чайковский (Детский альбом) |
4 |
Рисование «Цветок» |
1час |
Di dado desert sandess (музыка) |
5 |
Учимся рисовать «Веточка с листьями» |
1 час |
Сентябрь «Грустный дождик» музыкальный календарь |
3 занятий Волны или Gel-Git |
|||
6 |
Музыкальный рисунок |
1 час |
«Времена года» (Июль. Песнь косаря) |
7 |
Рисование декоративное «Разноцветные узоры» |
2 часа |
П.И. Чайковский «Детский альбом» (Утренняя молитва, русская песня) |
4 занятий Батталэбру |
|||
8 |
Вот она какая, осень золотая (настроение в музыке) |
1 час |
Вивальди «Времена года» (Осень -1 часть) |
9 |
Тема: «Мое любимое дерево осенью» |
1 час |
Вивальди «Времена года» (Лето -3 часть) |
10 |
Буря |
1 час |
А.Калиников «Грустная песня» |
11 |
Первый снег |
1 час |
Игорь Крутой « Мой друг» |
3 занятий «Осветленное эбру» |
|||
13 |
«Снежинки» |
1 час |
А.Вивальди «Времена года» (Зима) |
14 |
« Снежные горы» |
1 час |
H. Рерих «Гималаи» , смотреть картины И,Левитан «Цепь гор» |
15 |
«Елочка нарядная» |
1 час |
Di dado desert sandess (музыка) |
4 занятий Батталэбру |
|||
16 |
«Зимний лес» |
1 час |
А.Рыбников «Тот самый Мюнхгаузен» |
17 |
«Зимняя метель» |
1 час |
А.Вивальди «Времена года» (Зима) |
18 |
«Зимние краски» |
1 час |
Фредрик Шопен |
19 |
«Морозный узор» |
1 час |
Sadness fnd Sorrow |
3 занятия «Эбру шаль» |
|||
20 |
Открытка поздравительная «День защитника отечества» трафарет |
1 час |
А.Вивальди «Времена года» (Зима) |
21 |
«По замыслу» |
1 час |
Э.Морриконе «Одинокий пастух» |
22 |
«Пришла Весна, бегут ручьи» |
1 час |
А.Вивальди «Времена года» (Весна) С. Прокофьев «Детская музыка» (Дождь и радуга) |
2 занятия «Эбру с надписью» |
|||
23 |
Поздравительная открытка «Цветы» |
1 час |
Sadness fnd Sorrow |
24 |
«Ветка с первыми листьями» |
1 час |
В.А. Моцарт «Времена года» (Весна) |
3 занятия «Фантазийное эбру» |
|||
25 |
«Дождь и радуга» |
1 час |
С.Прокофьев «Детская музыка» (Дождь и радуга) |
26 |
Звездное небо. «День космонавтики» |
1 час |
П.И. Чайковский «Детский альбом» (Итальянская песенка, Вальс) |
27 |
Салют. « День победы» |
1 час |
Весна 45 года |
5 занятий «Соловьиное гнездо» |
|||
28 |
Красивый пейзаж. Тема «Весна» |
2 часа |
Бетховен «Лунная соната» |
29 |
«Бабочки» |
1 час |
П.И. Чайковский «Аджио из балета Щелкунчик» |
30 |
Оформление работ « Паспорту» |
1 час |
Времена года П.И. Чайковский «Детский альбом» (Итальянская песенка, Вальс) |
31 |
Оформление работ «Паспорту» |
1 час |
С.Прокофьев «Детская музыка» |
|
Итоговое занятие |
1 час |
|
Литература
Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65
Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010
3.Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85-90.
Исханов, С.В,.Системадиагностико – корррекционной работы с аутичными дошкольниками.–Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», - 208с.
Янушко, Е.А., Рисование с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.: Мозайка- Синтез, 2006.-64с.
Цквитария,Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.-128с.
Медведева, Е. А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2001.
Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2010.-64с.: ил.- (Азбука руководителя)
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебное методическое пособие М.: ИД «Цветной мир»,2012.- 144с.,переизд.дораб.и доп.