12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костоусова Елена Юрьевна1862
Преподаватель социально-экономических дисциплин БУ ПО ХМАО-Югры "Югорский политехнический колледж"
Россия, Ханты-Мансийский АО, Югорск
1

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «ЭКОНОМИКА»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ


Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»








Рабочая программа

общеобразовательной учебной дисциплины

«ЭКОНОМИКА»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена

специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)





















г.Югорск, 2020

ОДОБРЕНА

методическим объединением социально-экономических дисциплин

Протокол №_1_

От «_31_» августа 2020г




Председатель _________ Е.Ю.Костоусова

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и результатов опроса работодателей.

Заместитель директора по учебной работе

______________________ 





Разработчик:

Елена Юрьевна Костоусова, преподаватель высшей квалификационной категории, БУ «Югорский политехнический колледж»













СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА» 7

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 9

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 18

Тематический план и содержание учебной дисциплины 19

19

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА» 24

7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 27

8.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экономика» 29

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, проверки самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов. 29
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» составлена на основе:

рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика»

Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям);

а так же с учетом уточнений и дополнений к Рекомендациям в тексты Примерных программ в редакции 2017 года (одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).

Программа учебной дисциплины «Экномика» реализуется в рамках образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – интерактивные, ИКТ - технологии, что соответствует Стратегической миссии и Программе развития колледжа. В основу Программы развития Югорского политехнического колледжа положена технологически ориентированная модель организации содержания образования, направленная на реализацию информационно-коммуникативных технологий обучения (ИКТ).


Содержание программы «Экономика направлено на достижение следующих целей:

освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;

воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;

овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет, анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе и в семье;

овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;

понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Программа учебной дисциплины «Экономика» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования, специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).







1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономических знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, владения системными экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.

«Экономика» изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне. Содержание учебной дисциплины «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм и правил деятельности экономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целом государства Российской Федерации и международный уровень экономических отношений.

Изучение экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально - экономического профиля профессионального образования экономика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического и естественнонаучного профилей профессионального образования, специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования экономика изучается по программе интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», включая экономику и право, обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:

- формированию у обучающихся современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;

- овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации,

- воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности,

- формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей трудовой деятельности.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП.





2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Экономика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебная дисциплина «Экономика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Экономика» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования.



3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение места и роли в экономическом пространстве;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

метапредметных:

овладение умениями сформулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью их разрешения;

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в конституции Российской Федерации;

генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и Мирового сообщества;

умение применять исторический, социологический, юридический подход для всестороннего анализа общественных явлений;

предметных:

сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);

способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

Обучающийся по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.




4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел Микроэкономика

Тема1. Современная экономика и экономическая наука.

Понятие экономики. Основные элементы экономики. Основные проблемы рыночной экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Экономическая система общества. Типы экономических систем обществ.

Практическое занятие: Обсуждение вопросов основных этапов развития экономической науки. Обсуждение докладов. Тестирование по теме «Экономическая система общества»


Тема 2. Факторы современного производства

Производство: основные черты, факторы производства. Воспроизводство и его фазы. Воспроизводство: простое, убывающее, расширенное. Кругооборот производственных фондов.

Человеческий фактор производства. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Наемный труд и профессиональные союзы.

Средства производства. Основные и оборотные производственные фонды. Физический и моральный износ Оф. Показатели эффективности использования основных и оборотных фондов.

Практические занятия: Обсуждение вопросов. Факторы современного производства. Использование ограниченных ресурсов. Решение задач и построение Границы производственных возможностей.


Тема 3. Плата за факторы производства

Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Научные подходы к категории процент. Заработная плата. Рента. Земельная рента.

Практические занятия: Обсуждение вопросов по теме «Плата за факторы производства. Решение задач.


Тема 4. Экономические отношения в обществе

Собственность и конкуренция. Собственность: сущность, типы и формы. Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

Формы организации бизнеса. «Предприятие» и «предпринимательство». Виды и формы предприятий, Производственная характеристика и структура предприятий. Предпринимательство: понятие, сущность и формы. Организационно-правовые формы хозяйствования.

Товарно-денежные отношения, товарное обращение. Деньги, банки и кредит. Деньги и их роль в экономике. Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. Банковская система. Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Понятие и функции коммерческих банков. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. Сущность кредитования. Принципы кредитования. Функции кредитования. Виды кредита

Практические занятия: Тестирование, обсуждение вопросов по теме «Собственность».

Составление таблицы сравнительных характеристик: «Фомы организации бизнеса». Обсуждение вопросов по теме.

Работа с кейсами по темам: «Собственность как основа производственных отношений», «Преобразование собственности в России», «Формы и виды собственности в России». «Сравнительный анализ натурального и товарного производства», «Доходы от собственности»,

Работа с кейсами по темам: «Функции денег и закон денежного обращения», «Определение величины денежного агрегата», « Банки и банковская деятельность», «Сущность и назначение кредита», «Виды и формы кредитов»


Тема 5. Рынок: его функции и структура

Рынок и его основные факторы. Понятие рынка. Основные виды рынков. Функции рынка. Элементы рыночного механизма. Важнейшие условия возникновения рынка. Участники рынка. Монополия и конкуренция. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

Спрос и предложение товаров. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночная цена.

Издержки и доходы фирмы. Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

Практические занятия: Тестирование, решение задач, построение графиков по теме: Спрос, предложение и рыночная цена.

Тестирование по теме: Рынок: его функции и структура.

Тестирование, решение задач по теме: Издержки и прибыль предприятия.



Раздел Макроэкономика


Тема 6. Макроэкономические показатели, экономический рост и нестабильность

Показатели экономического роста. Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Номинальный и реальный ВВП

Экономический рост в обществе. Основные факторы экономического роста. Макроэкономическая нестабильность. Экономический цикл. Основные проявления макроэкономической нестабильности.

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Инфляция и ее социальные последствия. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

Практические занятия: Тестирование, обсуждение вопросов и решение задач по теме:

Макроэкономические показатели.

Тестирование, обсуждение вопросов и решение задач по теме: Экономический рост и нестабильность.


Тема 7. Механизм макроэкономического регулирования

Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование.

Финансовая политика государства. Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Государственный долг и его структура.

Фискальная политика государства. Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

Кредитно-денежная политика государства. Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

Социальная политика государства. Доходы населения: структура и показатели. Понятие «потребительской корзины». Главные источники денежных доходов. Принципы распределения доходов в обществе. Проблема неравенства доходов в обществе. Кривая Лоренца и индекс Джини.

Практические занятия: Обсуждение вопросов по теме «Механизм государственного регулирования экономики».

Письменная работа по теме «Механизм макроэкономического регулирования»


Тема 8. Мировая экономика СЕМИНАР

Вопросы семинара: «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»; «Международная торговля и кредит»; «Международная миграция капиталов и трудовых ресурсов; Международные валютные отношения»











5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС/ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часа;

самостоятельная работа обучающегося 36 часов.



Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Характеристика видов деятельности студентов

1

2

3

4

Раздел Микроэкономика


Обосновывать актуальность изучения экономики как составной части общественных наук.

Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию об экономических процессах и проблемах.

Определять суть и особенности экономических законов, методы экономической теории.

Изучить различия элементов экономических систем.

Тема1. Современная экономика и экономическая наука.

Содержание учебного материала


1.Понятие экономики. Основные элементы экономики. Основные проблемы рыночной экономики

Экономическая система общества

2


Практическое занятие №1 Основные этапы развития экономической науки. Обсуждение докладов. Тестирование по теме «Экономическая система общества».

2


Тема 2. Факторы современного производства



Содержание учебного материала



2. Производство: основные черты, факторы производства. Воспроизводство и его фазы.

3. Человеческий фактор производства.

4. Средства производства. Производственные фонды.

2


2

2

Освещать сущность концепции «факторов производства», различие понятий ренты и заработной платы. Обосновать значение предпринимательства и финансово - хозяйственной деятельности.

Отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой деятельности.

Проводить анализ производственных возможностей общества, вменённых издержек, потребностей на конкретных примерах.

Практическое занятие №2 Факторы современного производства. Обсуждение вопросов.

2

Практическое занятие №3 Использование ограниченных ресурсов

2

Практическое занятие №4 Решение задач и построение Границы производственных возможностей

2

Тема 3. Плата за факторы производства



Содержание учебного материала


Изучить понятия: цена рабочей силы и заработная плата, основные формы оплаты труда, рента, процент и прибыль.

Проводить расчет повременной и сдельной заработной платы.

Проводить анализ показателей: ренты процента и прибыли.

5. Заработная плата. Рента, процент и прибыль.


2

Практическое занятие №5 Решение задач

2

Практическое занятие №6 Опрос по теме

2

Тема 4. Экономические отношения в обществе


Содержание учебного материала



6. Собственность: сущность, типы и формы

7. Формы организации бизнеса.

8.Товарно-денежные отношения, товарное обращение. Деньги банки и кредит. (кейсы по темам)

2

2

2

Изучить понятие собственность, виды собственности в различных странах. Изучить различие государственной, муниципальной и частной собственности.

Анализировать основные формы организации бизнеса.

Изучить определение денег как: ценности; эталона обмена; натуральные и символические; мера стоимости. Охарактеризовать роль денег, связь денег и масштаба цен, мировые деньги. Изучить виды денег.

Охарактеризовать структуру банковской системы РФ, деятельность банков и их роль в экономике страны. Изучить основные банковские операции и сделки, исключительную роль Центрального банка РФ, задачи и функции.

Практическое занятие № 7 «Собственность» Тестирование, обсуждение вопросов

2

Практическое занятие № 8 «Фомы организации бизнеса» Составление таблицы сравнительных характеристик

2

Практическое занятие №9 Темы: «Собственность как основа производственных отношений», «Преобразование собственности в России», «Формы и виды собственности в России». «Сравнительный анализ натурального и товарного производства», «Доходы от собственности» [работа с кейсами].

2

Практическое занятие №10 «Функции денег и закон денежного обращения», «Определение величины денежного агрегата», « Банки и банковская деятельность», «Сущность и назначение кредита», «Виды и формы кредитов» [работа с кейсами].

2

Тема 5. Рынок: его функции и структура

Содержание учебного материала



9. Рынок и его основные факторы. Монополия и конкуренция.

10. Спрос и предложение товаров. Рыночная цена.

11. Издержки и доходы фирмы.

2


2

2

Изучить понятие рынка и его основные факторы.

Изучить формы: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Раскрыть понятие и зависимость спроса и предложения от цены. Рассмотреть и провести анализ взаимодействия спроса и предложения. Изучить ситуацию рыночного равновесия.

Определить факторы, влияющие на формирование цены на рынке.

Изучить материал, построить кривые спроса и предложения, используя материалы из сборника задач по экономике.

Усвоить понятие затрат и расходов в коммерческих организациях.

Изучить структуру производственных расходов: прямые и косвенные.

Изучить понятия себестоимости, прибыли и рентабельности.

Производить расчет прибыли, понять методы анализа прибыли, рентабельности: продукции, капитала и др.

Практическое занятие №11 Спрос, предложение и рыночная цена. Тестирование, решение задач, построение графиков

2

Практическое занятие №12 Тестирование по теме: Рынок: его функции и структура

2

Практическое занятие №13 Издержки и прибыль предприятия. Тестирование, решение задач.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады по теме: Ценовая эластичность, Эластичность спроса, Эластичность предложения

Кейс по теме: себестоимости, прибыли и рентабельности.

Решение задач по расчету прибыли и рентабельности

18

Работа с информационными источниками,

углубленное изучение отдельных вопросов, выполнение рефератов, презентаций, составление докладов, сообщений, подготовка выступлений

Раздел Макроэкономика


Тема 6.

Макроэкономические показатели, экономический рост и нестабильность


Содержание учебного материала


12. Валовой продукт и национальный доход общества.

13. Экономический рост в обществе. Макроэкономическая нестабильность.

14. Безработица и инфляция

2

2

2

Дать определение понятию «национальный продукт». Охарактеризовать разницу между ВВП и ВНП.

Сформулировоть конечную цель экономического роста. Исследовать причины кризисных явлений.

Раскрыть суть цикличности в экономике.

Изучить понятие безработица; добровольная и вынужденная; полная и частичная.

Охарактеризовать понятия: явная, скрытая, фрикционная, структурная, циклическая, институциональная, естественная безработица.

Изучить основные причины безработицы, социальные последствия и вопросы трудоустройства безработных.

Изучить экономические и социальные последствия инфляции, отличие и взаимосвязь инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Охарактеризовать виды инфляций.

Практическое занятие №14 Макроэкономические показатели. Тестирование, решение задач.

2

Практическое занятие №15 Экономический рост и нестабильность. Тестирование, решение задач.

2

Тема 7. Механизм макроэкономического регулирования




Содержание учебного материала



15. Финансовая система и основы налоговой политики.

16. Кредитно-денежная политика государства. Социальная политика государства.

2

2

Изучить методы государственного регулирования экономики.

Сформулировать цели создания государственного бюджета. Изучить экономическую сущность понятий «дефицит» и «профицит бюджета». Изучить возможные причины бюджетного дефицита, основные факторы, обеспечивающие сбалансированный бюджет.

Изучить налоговое законодательство, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки, способы взимания налогов. Изучить функции и виды налогов.

Раскрыть определение денежно – кредитной политики. Изучить инструменты денежно – кредитной политики, используемые ЦБ. Изучить сущность резервов кредитных организаций в Центральном банке.

Практическое занятие №16 Обсуждение вопросов по теме» Механизм государственного регулирования экономики»

2

Практическое занятие №17 Письменная работа по теме 7.










2

Тема 8. Мировая экономика

[Семинарное занятие]

Содержание учебного материала



Практическое занятие №18 СЕМИНАР Тема 8 Мировая экономика [«Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»; «Международная торговля и кредит»; «Международная миграция капиталов и трудовых ресурсов; Международные валютные отношения»]

2

Изучить понятие международная торговля, факторы определяющие производственные различия национальных экономик. Раскрыть понятие индикатор интеграции национальных экономик.

Изучить понятие Всемирная торговая организация, принципы построения торговой системы ВТО.

Изучить основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

Изучить понятие «валютный курс». Изучить факторы, влияющие на валютный курс. Изучить понятие «валютный паритет, особенности регулирования валютного курса.

Изучить процесс глобализации мировой экономики. Изучить сущность глобализации мирового экономического сообщества.


Практическое занятие №19 Обсуждение вопросов по курсу, подготовка к экзамену.

2

Практическое занятие №20 Итоговое тестирование по курсу «Экономика»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к семинару по темам «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»; «Международная торговля и кредит»; «Международная миграция капиталов и трудовых ресурсов; Международные валютные отношения»

18

Работа с информационными источниками,

углубленное изучение отдельных вопросов, выполнение рефератов, презентаций, составление докладов, сообщений, подготовка выступлений

Итого по дисциплине:

108


Экзамен

6


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

Освоение программы учебной дисциплины «Экономика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по экономике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экономика» входят:

Оборудование учебного кабинета:

нормативные документы (Федеральный государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы по дисциплине.

учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы

учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой

комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта

стендовый материал, который носит обучающий характер: рекомендаций по выполнению домашних работ; рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен) правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

Технические средства обучения:

Учебно-практическое оборудование

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц

Комплект инструментов для работы у доски

Технические средства

Экспозиционный экран

Проектор

Компьютер с возможностью подключения к Internet.

Презентации по тематике курсов экономики

Библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экономика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и др. по разным вопросам экономики. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экономика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по экономике, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты и др.)

Содержание УМК

Наименование

Количество

Тип носителя

1

Рабочая программа

1

Электронный вариант, бумага

2

Комплект для промежуточной аттестации

1

бумага

3

Комплект для итоговой аттестации

1

бумага

4

Электронное учебное пособие

1

Электронный вариант

5

Презентации

7

Электронный вариант

6

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага

7

Тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые)

17

бумага

8

Практикум

1

Электронный вариант, бумага

9

Рекомендации по организации самостоятельной работы

1

бумага, электронный вариант

10

Рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы

1

бумага, электронный вариант












7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов:

Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник /А.И. Балашов и др. - М.: Юнити, 2017. - 224c.

Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Уч. / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.

Казначевская, Г.Б. Экономическая теория: Учебник / Г.Б. Казначевская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 320 c.

Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Николаевой И.П.. - М.: Юнити, 2018. - 288 c.

Соколинский, В.М. Экономическая теория (для ссузов) / В.М. Соколинский. - М.: КноРус, 2018. - 335 c.

Для преподавателей:

Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2015. - 392 c.

Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2016. - 696 c.

Куликов, Л. М.. Основы экономической теории: учебник / Л. М. Куликов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт,2015. — 455 с..

https://finlit.online/teoriya-ekonomicheskaya/osnovyi-ekonomicheskoy-teorii-uchebnik-kulikov.html [электронный учебник]

Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учебник / Б.В. Салихов. - М.: Дашков и К, 2016. - 724c.

Интернет-ресурсы:

Административно-Управленческий Портал - AUP.Ru бесплатная электронная библиотека по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга на предприятии. Публикации и учебно-методические пособия, форумы и полезные ссылки по экономике, финансам, менеджменту, маркетингу [Электронный ресурс]:- http://www.aup.ru

Объединение интернет-порталов АКДИ и «Экономика и жизнь» Периодические издания [Электронный ресурс]:- www.akdi.ru;



8.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экономика» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, проверки самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.

Код


Объекты оценивания

Формы и методы контроля


Л1

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

Внеаудиторная самостоятельная работа;

Текущий контроль

(презентации, проекты, сообщения, выступления, практические задания);

Экзамен

Л2

формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение места и роли в экономическом пространстве;

Л3

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

М1

овладение умениями сформулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

М2

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью их разрешения;

М3

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции РФ

М4

генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и Мирового сообщества;

М5

умение применять исторический, социологический, юридический подход для всестороннего анализа общественных явлений;

П1

сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

П2

понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

П3

сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

П4

владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

П5

сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

П6

умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);

П7

способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

П8

понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.


ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,

личные беседы.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.




2


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.