Рабочая программа по обществознанию для основной школы (6–9 класс)
Приложение к ООП СОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Обществознание
название учебного предмета
6-9
класс
Предметная область: общественно-научные предметы науки
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по обществознанию являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России мира, творческой деятельности эстетического характера.
5 класс
Самопознание |
Изменение установок |
Возникновение и развитие самосознания |
Внутренняя переориентация с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых |
Умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России, к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство» |
Уважение к своему народу, развитие толерантности |
Освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута |
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России |
Выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться |
Рефлексия общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественно преобразовывать учебные действия моделирования, контролировать и оценивать переход от самостоятельной постановки новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности |
6 класс
Самовоспитание |
Происходит открытие своего «Я» |
Духовный рост |
Создание историко-географического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества |
Формирование образа социально-политического устройства России, представления о ее государственной организации, символике, знание государственных праздников |
Уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству |
Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну |
Участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях) |
Формирование научного типа мышления, который ориентирует подростка на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром |
Чрезмерное стремление к лидерству |
Идентифицируют себя с идеальными героями (кумирами) |
7 класс
Самоутверждение |
Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности |
Уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им |
Уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира |
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов |
Развитие рефлексирующего самосознания |
8 класс
Самоопределение |
Максимализм |
Происходит поиск себя, новой целостности, взрослой идентичности |
Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия |
Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях |
Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении |
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива |
Участие в общественной жизни на уровне школы и социума |
Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана |
9 класс
Профессиональное самоопределение |
Развитие самосознания |
Самовоспитание культурных качеств |
Реальная осознанность Я-концепции |
Необходимость решения вопроса о дальнейшей жизни |
Знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений |
Сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественно-политическими событиями |
Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали |
Сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании |
Умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий |
Метапредметными результатами обществознанию освоения выпускниками основной школы программы по являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Регулятивные УУД
5 класс
постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести) |
использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы |
умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале |
6 класс
принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения) |
умение планировать пути достижения намеченных целей; умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи |
умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров |
7 класс
формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную |
формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент) |
адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи |
8 класс
умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения |
формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления |
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия |
9 класс
умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности |
самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности |
формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности |
Познавательные УУД
5 класс
ориентироваться в учебных источниках; самостоятельно выделять и формулировать цель; отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников |
анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя |
6 класс
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи |
выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности |
овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации |
7 класс
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий |
свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации |
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.) |
8 класс
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов |
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты |
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций; обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом |
9 класс
выдвижение гипотез, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы |
умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказательств |
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения |
Коммуникативные УУД
5 класс
участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета |
критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений |
6 класс
понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции) |
определять цели и функции участников, способы их взаимодействия; планировать общие способы работы группы |
обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого |
7 класс
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор |
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности |
использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений |
8 класс
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом |
способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); адекватное межличностное восприятие партнера |
9 класс
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий |
разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его; управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий |
стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии; речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения умственных действий и понятий |
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе, о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норми правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества:
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества: коммуникативной;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности:
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки социальной информации, необходимой для изучения курса;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию: умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приёмами и способами преодоления конфликтов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
-использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
-характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
-сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
-выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
-характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
-описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
-давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
-демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
-формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
-использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
-описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
-характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
-характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
-выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
-исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Общество - большой «дом» человечества
Выпускник научится:
-распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
-характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
-различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
-применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
-выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
-наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
-объяснять взаимодействие социальных общностейи групп;
-выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
-характеризовать глобальные проблемы современности;
-раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
-называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
-формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
-находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
-показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
-использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
-на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
-критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
-использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
-моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
-оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
-на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
-характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
-анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
-объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
-находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
-оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
-осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
-использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
-понимать и правильно использовать основные экономические термины;
-распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
-объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
-характеризовать функции денег в экономике;
-анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
-получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
-формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
-оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
-анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
-выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
-распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
-характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
-применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
-использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
-получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
-формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
-наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
-характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
-анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
-решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
-выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
-описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
-характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
-характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
-давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
-характеризовать собственные основные социальные роли;
-объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
-извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
-использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
-проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
-ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
-адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
-характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
-правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
-сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
-описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
-характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
-различать факты и мнения в потоке информации.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
-соотносить различные оценки политических событийи процессов и делать обоснованные выводы.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
-характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
-распознавать и различать явления духовной культуры;
-описывать различные средства массовой информации;
-находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
-видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
-описывать процессы создания, сохранения, трансляциии усвоения достижений культуры;
-характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
-осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
-характеризовать явление ускорения социального развития;
-объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
-описывать многообразие профессий в современном мире;
-характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
-извлекать социальную информацию из доступных источников;
-применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
-критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
-оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
-выражать и обосновывать собственную позициюпо актуальным проблемам молодёжи.
Основы учебно-исследовательскойи проектной деятельности
Выпускник научится:
-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
-выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
-использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, например, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
-видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
-использовать догадку, озарение, интуицию;
-использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
-использовать такие естественно-научныеметоды и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
-использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
-целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
Выпускник научится:
- ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст;
- откликаться на содержание текста;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
2. Содержание учебного предмета
6 класс (35 недель, 1 час в неделю, 35 часов в год)
Содержание |
Количество часов |
Введение |
1 |
Глава 1. Человек в социальном измерении |
14 |
Глава 2. Человек среди людей |
12 |
Глава 3. Нравственные основы жизни |
6 |
Обобщающий урок по курсу |
1 |
Защита проекта |
1 |
Итого |
35 |
7 класс (35 недель, 1 час в неделю, 35 часов в год)
Содержание |
Количество часов |
Введение |
1 |
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе |
15 |
Глава 2. Человек в экономических отношениях |
11 |
Глава 3. Человек и природа |
5 |
Практикум по главе |
1 |
Обобщающий урок по курсу |
1 |
Защита проекта |
1 |
Итого |
35 |
8 класс (35 недель, 1 час в неделю, 35 часов в год)
Содержание |
Количество часов |
Введение |
1 |
Глава 1. Личность и общество |
4 |
Глава 2. Сфера духовной культуры |
9 |
Практикум по главе |
1 |
Глава 4. Социальная сфера |
5 |
Практикум по главе |
1 |
Глава 3. Экономика |
12 |
Обобщающий урок по курсу |
1 |
Защита проекта |
1 |
Итого: |
35 |
9 класс (34 недели, 1 час в неделю, 34 часа в год)
Содержание |
Количество часов |
Введение |
1 |
Глава 1. Политика |
12 |
Глава 2. Право |
21 |
Итого |
34 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
6 класс (35 недель, 1 час в неделю, 35 часов в год)
№ |
Дата |
Тематическое планирование |
Основные виды учебной деятельности |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
1 |
Человек - личность |
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». |
|||
2 |
Качества сильной личности |
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности |
|||
3 |
Человек познает мир |
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. |
|||
4 |
Способности человека |
Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей. |
|||
5 |
Человек и его деятельность |
Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. |
|||
6 |
Связь между деятельности и формированием личности |
Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. |
|||
7 |
Потребности человека |
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. |
|||
8 |
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями |
Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. |
|||
9 |
Духовный мир человека |
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. |
|||
10 |
На пути к жизненному успеху |
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в дос тижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. |
|||
11 |
Важность взаимопонимания и взаимопомощи |
Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа. |
|||
12 |
Практикум по теме «Качества сильной личности» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
13 |
Повторение по теме «Человек в социальном измерении» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
14 |
Межличностные отношения |
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. |
|||
15 |
Сотрудничество и соперничество |
Описыватьс опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. |
|||
16 |
Человек в группе |
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры указанныхгрупп. |
|||
17 |
Лидеры |
Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства |
|||
18 |
Групповые нормы |
Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. |
|||
19 |
Общение |
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. |
|||
20 |
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими |
Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Оценивать собственное умение общаться |
|||
21 |
Конфликты в межличностных отношениях |
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. |
|||
22 |
Конструктивное разрешение конфликта |
Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации |
|||
23 |
Практикум по теме «Межличностные отношения» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
24 |
Практикум по теме «Человек среди людей» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
25 |
Человек славен добрыми делами |
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявление добра. |
|||
26 |
Золотое правило морали |
Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. |
|||
27 |
Будь смелым |
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости в критических и житейских ситуациях. |
|||
28 |
Смелость и отвага |
Оценивать отважные подвиги человека, их смелость. |
|||
29 |
Человек и человечность |
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». |
|||
30 |
Гуманизм - уважение и любовь к людям |
Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ. |
|||
31 |
Внимание к тем, кто нуждается в поддержке |
На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нем. |
|||
32 |
Практикум по теме «Золотое правило морали» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
33 |
Практикум по теме «Нравственные основы жизни» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
34 |
Итоговое повторение по теме «Человек среди людей» |
Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в социальной, духовной сфере; уметь применять знания в практике |
|||
35 |
Итоговое повторение по теме «Человек в социальном измерении» |
Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в социальной, духовной сфере; уметь применять знания в практике |
7 класс (35 недель, 1 час в неделю, 35 часов в год)
№ |
Дата |
Тематическое планирование |
Основные виды учебной деятельности |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
1 |
Что значит жить по правилам |
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни |
|||
2 |
Общественные нравы, традиции и обычаи |
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни |
|||
3 |
Права и обязанности граждан |
Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ.Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. |
|||
4 |
Права ребенка и их защита |
Называть права ребенка и характеризовать способы защиты. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних. |
|||
5 |
Почему важно соблюдать законы |
Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. |
|||
6 |
Закон и правопорядок в обществе |
Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. |
|||
7 |
Защита Отечества |
Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. |
|||
8 |
Важность подготовки к исполнению воинского долга |
Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга. |
|||
9 |
Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека |
Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения дисциплины. |
|||
10 |
Преступления и проступки |
Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. |
|||
11 |
Ответственность за нарушение законов |
Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. |
|||
12 |
Кто стоит на страже закона |
Называть правоохранительные органы России. Различать сферу деятельности правоохранительных органов. |
|||
13 |
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан |
Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. |
|||
14 |
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
15 |
Экономика и ее основные участники |
Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности. |
|||
16 |
Основные участники экономики- потребители, производители |
Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя. |
|||
17 |
Мастерство работника |
Описывать составляющие квалификации работника. |
|||
18 |
Заработная плата и стимулирование труда |
Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда. |
|||
19 |
Производство: затраты, выручка, прибыль |
Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. |
|||
20 |
Что и как производить |
Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. |
|||
21 |
Виды и формы бизнеса |
Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. |
|||
22 |
Условия успеха в предпринимательской деятельности |
Сравнивать формы организации бизнеса. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций. |
|||
23 |
Обмен, торговля, реклама |
Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. |
|||
24 |
Реклама в современной экономике |
Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. |
|||
25 |
Деньги, их функции |
Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. |
|||
26 |
Экономика семьи |
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг. |
|||
27 |
Обязательные и произвольные расходы |
Различать произвольные и обязательные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. |
|||
28 |
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» |
Объяснять основные понятия, экономические ситуации. |
|||
29 |
Воздействие человека на природу |
Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. |
|||
30 |
Охранять природу - значит охранять жизнь |
Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. |
|||
31 |
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества |
Характеризовать смысл экологической морали. |
|||
32 |
Закон на страже природы |
Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. |
|||
33 |
Участие граждан в природоохранительной деятельности |
Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы. |
|||
34 |
Практикум по теме «Человек и природа» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
35 |
Итоговое повторение по теме «Человек в экономических отношениях» |
Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в экономической сфере; применять знания на практике |
8 класс (35 недель, 1 час в неделю, 35 часов в год)
№ |
Дата |
Тематическое планирование |
Основные виды учебной деятельности |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
1 |
Что делает человека человеком? |
Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности |
|||
2 |
Человек, общество, природа |
Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. |
|||
3 |
Общество как форма жизнедеятельности людей |
Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общества. |
|||
4 |
Развитие общества |
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. |
|||
5 |
Как стать личностью |
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. |
|||
6 |
Практикум по теме «Личность и общество» |
Знать основные понятия и термины, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
7 |
Сфера духовной жизни |
Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского общества. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. |
|||
8 |
Мораль |
Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. |
|||
9 |
Долг и совесть |
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей. |
|||
10 |
Моральный выбор - это ответственность |
Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. |
|||
11 |
Образование |
Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. |
|||
12 |
Наука в современном обществе |
Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. |
|||
13 |
Религия как одно из форм культуры |
Определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. |
|||
14 |
Практикум по теме «Сфера духовной культуры» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
15 |
Социальная структура общества |
Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ, показывать пути их разрешения. |
|||
16 |
Социальные статусы и роли |
Называть позиции, определяющий статус личности. Различать предписанные и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку. Описывать основные социальные роли старших подростков. |
|||
17 |
Нации и межнациональные отношения |
Знать и правильно использовать понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. |
|||
18 |
Отклоняющееся поведение |
Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. |
|||
19 |
Практикум по теме «Социальная сфера» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
20 |
Экономика и ее роль в жизни общества |
Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. |
|||
21 |
Главные вопросы экономики |
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. |
|||
22 |
Собственность |
Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. |
|||
23 |
Рыночная экономика |
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. |
|||
24 |
Производство - основа экономики |
Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. |
|||
25 |
Предпринимательская деятельность |
Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. |
|||
26 |
Роль государства в экономике |
Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. |
|||
27 |
Распределение доходов |
Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов граждан. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. |
|||
28 |
Потребление |
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. |
|||
29 |
Инфляция и семейная экономика |
Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. |
|||
30 |
Безработица, её причины и последствия |
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. |
|||
31 |
Мировое хозяйство и международная торговля |
Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. |
|||
32 |
Практикум по теме «Экономика» |
Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в экономической сфере; уметь применять знания в практике |
|||
33 |
Повторение по теме «Экономика» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
34 |
Повторение по теме «Социальная сфера» |
Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в социальной сфере; уметь применять знания в практике |
|||
35 |
Итоговое повторение по теме «Личность и общество» |
Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в экономической, духовной сфере; уметь применять знания в практике |
9 класс (34 недели, 1 час в неделю, 34 часа в год)
№ |
Дата |
Тематическое планирование |
Основные виды учебной деятельности |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
1 |
Политика и власть |
Характеризовать власть и политику как социальные явления |
|||
2 |
Государство |
Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. |
|||
3 |
Политические режимы |
Сопоставлять типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства |
|||
4 |
Правовое государство |
Раскрывать принципы правового государства. |
|||
5 |
Гражданское общество и государство |
Раскрывать сущность гражданского общества. |
|||
6 |
Местное самоуправление |
Характеризовать местное самоуправление. |
|||
7 |
Участие граждан вполитической жизни |
Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. |
|||
8 |
Политические партии и движения |
Называть признаки политической партии показать их на примере одной из партий РФ. |
|||
9 |
Роль политических партий в жизни общества |
Характеризовать проявления многопартийности. |
|||
10 |
Практикум по теме «Политика и власть» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
11 |
Практикум по теме «Политика» |
Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
12 |
Роль права в жизни общества и государства |
Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. |
|||
13 |
Правоотношения и субъекты права |
Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». |
|||
14 |
Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. |
Объяснять причину субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность». Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. |
|||
15 |
Правонарушения июридическая ответственность |
Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. |
|||
16 |
Право и закон |
Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. |
|||
17 |
Правоохранительные органы |
Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. |
|||
18 |
Конституция Российской Федерации |
Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. |
|||
19 |
Признаки и особенности Конституции как основного закона страны |
Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. |
|||
20 |
Основыконституционного строя РФ |
Объяснять принципы правового государства в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. |
|||
21 |
Формы правления, государственного устройства |
Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина. |
|||
22 |
Права и свободы человека и гражданина |
Объяснять смысл понятия «права человека». Классифицировать права и свободы. |
|||
23 |
Декларация прав человека и гражданина |
Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. |
|||
24 |
Гражданские правоотношения |
Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителя. |
|||
25 |
Право на труд. Трудовые правоотношения |
Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. |
|||
26 |
Семейные правоотношения |
Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать её из адаптированных источников различного типа. |
|||
27 |
Административные правоотношения |
Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. |
|||
28 |
Уголовно-правовые отношения |
Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственностинесовершеннолетних. |
|||
29 |
Социальные права |
Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах иллюстрировать основные направления социальной политики РФ. |
|||
30 |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно-правовой защиты жертв войны. Объяснять значение международного гуманитарного права. |
|||
31 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования |
Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование, применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование. |
|||
32 |
Практикум по теме «Право» |
Объяснять основные понятия и юридические ситуации. |
|||
33 |
Повторение по теме «Право» |
Знать основные понятия и термины, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
|||
34 |
Итоговое повторение по теме «Политика и право» |
Знать основные понятия и термины, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по обществознанию.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по предмету Обществознание.
Дляописания достижений обучающихсяустановленыследующие пять уровней.
Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, формируются с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предметуи основательной подготовки по нему, обучающиеся вовлекаются в проектную деятельность по предмету и ориентируются на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
Низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Не достижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Данная группа учащихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достиженийфиксируются и анализируются данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
-первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
-выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
-выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
-стартовой диагностики;
-тематических и итоговых проверочных работ
-творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию
Устный, письменный ответ.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
-или информацию представил не в контексте задания
-или отказался отвечать.
Нормы оценки письменной работы (источник социальной информации, оригинальный или исторический текст) по обществознанию.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:
- осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
- сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
- увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;
- сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;
- аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;
- продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);
- предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
- увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;
- при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;
- аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;
- обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);
- не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
- в оформлении работы допустил неточности.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;
- почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;
- попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;
- не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
- выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;
- не смог определить основную идею, мысль текста;
- не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)
- аргументация отсутствует;
- или информация дана не в контексте задания.
Нормы оценки эссе по обществознанию
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:
- увидел и сформулировал проблему, поднимаемую автором цитаты,
- раскрыл проблему на теоретическом уровне (в связях и с обоснованием) с использованием научной терминологии в контексте задания;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;
- аргументировал свою позицию с опорой на факты общественной жизни или на социальный личный опыт;
- продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);
Отметка «4» и выставляется в том случае, если учащийся
- осуществил поиск социальной информации и извлек знания по заданной теме;
- увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;
- аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;
- обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);
- не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;
- увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- попытался раскрыть проблему при формальном использовании обществоведческих терминов на бытовом уровне;
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;
- аргументация слабо связана с раскрытием проблемы, хотя приведены аргументы с опорой на факты личного социального опыта.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
- выполнил менее одной третьей части предлагаемых заданий;
- не увидел проблему, не смог определить основную идею, мысль текста;
- не раскрыл проблему;
- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора);
- аргументация отсутствует;
- или информация дана не в контексте задания.
Литература :
1. Боголюбов Л.И. и др. Примерные программы по учебным предметам.Обществознание 5-9 классы / М.: Просвещение, 2014
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. Козлова В.В.- М.: Просвещение, 2014