Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Пояснительная записка. 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;
Примерной программы по учебным предметам. «Обществознание. 5 - 9 классы» - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011;
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.
Уровень усвоения программы: базовый.
Объём часов: 1 час в неделю, в год 34 часа.
Принцип обучения: линейно-концентрический.
Преподавание ведется по учебникам:
Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение» - М.: Просвещение, 2013.
Котова, О.А. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений (О.А. Котова, Т.Е. Лискова). М.: Просвещение, 2011.
Поздеев, А.В. Обществознание. 8 класс: поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова: пособие в помощь школьному учителю. М.: Вако, 2013.
Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:
- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 8 класса.
- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 8 класса.
- Электронное приложение для 8 класса (www.drofa.ru).
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Описание особенностей рабочей программы
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении терминам, касающимся курса обществознания. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
№ |
Возможные изменения |
Пути внесения изменений |
1. |
Нет изменений в общем количестве часов. |
Полное соответствие с примерной базовой программой. |
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.
Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Используемая литература:
Введение в обществознание: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение. 2005.
Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8-9 кл.: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2000.
Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение» - М.: Просвещение, 2013.
Котова, О.А. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений (О.А. Котова, Т.Е. Лискова). М.: Просвещение, 2011.
Поздеев, А.В. Обществознание. 8 класс: поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова: пособие в помощь школьному учителю. М.: Вако, 2013.
Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/
http://www.yandex.ru/
https://ru.wikipedia.org
http://otvet.mail.ru/
http://znanija.com/
http://avatan.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Последовательность тем в предмете |
Последовательность тем в уроке |
Минимальный объем содержания |
ЭОР |
1. |
Введение. (1 час) |
Урок 1. Знакомство с учебником. |
Курс обществознания, его задачи, разделы, цели, задачи |
||
2. |
Личность и общество. (4 часа) |
Урок 1. Быть личностью. |
Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание. Человек и его ближайшее окружение. Человек, индивид, личность. Жизненные ориентиры и ценности. Становление личности. Адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация. |
||
3. |
Урок 2. Общество как форма жизнедеятельности людей. |
Межличностные отношения. Общение. Основные сферы жизни общества. Социальные нормы. Ступени развития общества. |
|||
4. |
Урок 3. Развитие общества. |
Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Глобализация. Человечество в XXI веке. Основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. |
|||
5. |
Урок 4. Обобщающий урок по теме «Личность и общество». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Личность и общество». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
6. |
Сфера духовной культуры. (8 часов) |
Урок 1. Сфера духовной жизни. |
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура общества и личности. Развитие культуры в современной России |
||
7. |
Урок 2. Мораль. |
Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Добро и зло. Гуманизм. Нравственность, основные ценности и нормы морали. |
|||
8. |
Урок 3. Долг и совесть. |
Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Патриотизм и гражданственность. Долг общественный и моральный. Совесть. |
|||
9. |
Урок 4. Моральный выбор - это ответственность. |
Свобода выбора. Ответственность. Моральные знания и поведение личности. |
|||
10. |
Урок 5. Образование. |
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. |
|||
11. |
Урок 6. Наука в современном обществе. |
Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Отличительные черты науки как системы государственных и общественных организаций. |
|||
12. |
Урок 7. Религия как одна из форм культуры. |
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Особенности религиозной веры. Религиозные организации и объединения. |
|||
13. |
Урок 8. Обобщающий урок по теме «Сфера духовной жизни». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Сфера духовной жизни». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
14. |
Экономика. (13 часов) |
Урок 1. Экономика и её роль в жизни общества. |
Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. |
||
15. |
Урок 2. Главные вопросы экономики. |
Экономическая система и её функции. Типы экономических систем. |
|||
16. |
Урок 3. Собственность. |
Формы собственности. Защита прав собственности. |
|||
17. |
Урок 4. Рыночная экономика. |
Рынок и рыночный механизм. Конкуренция, спрос, предложение. |
|||
18. |
Урок 5. Производство – основа экономики. |
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Товар. Факторы производства. Разделение труда. Обмен. Заработная плата и стимулирование труда. |
|||
19. |
Урок 6. Предпринимательская деятельность. |
Предпринимательство и его организационно-правовые нормы. Роль предпринимательства в экономике. Фирма. Малый бизнес. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. |
|||
20. |
Урок 7. Роль государства в экономике. |
Налоги, уплачиваемые гражданами. Налогообложение, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет. Экономические цели и функции государства. |
|||
21. |
Урок 8. Распределение доходов. |
Доходы. Прожиточный минимум. |
|||
22. |
Урок 9. Потребление. |
Экономические основы прав потребителей. Потребление, страхование, защита прав потребителей. |
|||
23. |
Урок 10. Инфляция и семейная экономика. |
Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения. Семейный бюджет. |
|||
24. |
Урок 11. Безработица, её причины и последствия. |
Безработица. Профсоюз. Рыночная экономика. Занятость. |
|||
25. |
Урок 12. Мировое хозяйство и международная торговля. |
Международная торговля. Обменные курсы валют. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Обменный курс валют. |
|||
26. |
Урок 13. Обобщающий урок по теме «Экономика в жизни общества». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Экономика в жизни общества». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
27. |
Социальная сфера. (5 часов) |
Урок 1. Социальная структура общества. |
Социальный конфликт, пути его решения. Социальные изменения и его формы. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Группа. Конфликт. Социальный статус. Социальная мобильность. |
||
28. |
Урок 2. Социальные статусы и роли. |
Большие и малые социальные группы. Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями. Социальная позиция человека в обществе. Формальные и неформальные группы. Социальная ответственность. |
|||
29. |
Урок 3. Нации и межнациональные отношения. |
Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Нация. Этнос. Межнациональные отношения. |
|||
30. |
Урок 4. Отклоняющееся поведение. |
Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. |
|||
31. |
Урок 5. Обобщающий урок по теме «Социальная сфера». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Социальная сфера». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
32. |
Повторение. (3 часа) |
Урок 1. Личность и общество. Духовная культура общества. |
Решение практических задач по темам «Личность и общество» и «Сфера духовной культуры». |
||
33. |
Урок 2. Государство и экономика. |
Решение практических задач по теме «Экономика». |
|||
34 |
Урок 3. Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание» |
Контроль и коррекция знаний по темам «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера». |