12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кислицына Светлана Серафимовна731
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

                                                 1.Пояснительная записка

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» 26.12.2000 г.;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;

-программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой, 5-9 классы, Сборник1, Москва. "Владос", 2010 год;

-основная адаптированная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат»;

- устав муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Сявская коррекционная школа-интернат;

-региональный базисный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;

-учебный план МКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат на 2018-2019 учебный год»;

-годовой календарный учебный график МКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат» на 2018-2019 учебный год

 

             Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

      Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Задачи:

-сообщить обучающимся знания об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

-провести через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;

-формировать  правильное понимание  таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;

-первоначальное ознакомить с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

-привить  навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета:

 Обучающиеся должны знать:
- Основные отличия животных от растений; 
 Признаки сходства и различия между изученными группами животных; 
- Общие признаки, характерные для каждой из групп животных; 
- Места обитания, образ жизни и поведение животных; 
- Название некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; 
- Значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; 
- Основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными. 
Обучающиеся должны уметь: 
- Узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); 
- Кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных животных; 
- Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; 
- Проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными; 
- Рассказать о своих питомцах (их породах, поведении).

 

       

3.Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе

 

  • Введение
  • Беспозвоночные животные:

-Черви

- Насекомые

  • Позвоночные животные

      -Рыбы

- Земноводные

-Пресмыкающиеся

- Птицы

- Млекопитающие

  • Сельскохозяйственные млекопитающие

 

 

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и при­способленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоноч­ные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позво­ночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борь­ба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, май­ский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, пита­ние, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приноси­мый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болез­нетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятель­ности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелко­пряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация филь­мов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Реч­ные рыбы (окунь, щука). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная си­стема, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, филь­мов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение ля­гушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (пере­движение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыха­ние, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размноже­ние пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенно­сти внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных пре­паратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Вне­шний вид и отличительные особенности каждого из этих живот­ных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Об­щие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каж­дого из этих животных. Черты сходства и различия между некото­рыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распро­странение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие при­знаки растительноядных животных. Дикие растительноядные жи­вотные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характе­ристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верб­люд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животновод­ческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Зна­чение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, го­ловы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их корм­ление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Внешнее строение лошади: особенности туловища, го­ловы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тя­желовозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: об­щие признаки изученных групп животных, признаки сходства и раз­личия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

В данном населённом пункте нет возможности для проведения экскурсий в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. В связи с этим планируются заочные экскурсии на уроке.

Так же в населённом пункте нет животноводческой фермы, поэтому практическая работа: участие в уходе за помещением и жи­вотными, участие в раздаче кормов рекомендовано учащимся по месту жительства.

 

 

 

 

4.Календарно – тематическое планирование (68  час в год)

Четверть

Кол-во

часов

Тематические разделы

Введение-2 часа

Беспозвоночные животные.

--Черви-2 часа

--Насекомые-7 часов

Позвоночные животные.

--Рыбы. -5 часов

--Земноводные-5 часа

--Пресмыкающиеся- 4 часа

--Птицы.                  – 13 часов

--Млекопитающие.- 16 часов

Сельскохозяйственные млекопитающие

Сельскохозяйственные млекопитающие- 8 часов

Повторение                         -  2часа

( из них экскурсия- 1 час)

Итоговая проверочная работа-2час

 

I

16

II

15

III

19

IV

18

 

 

 

 

 

 

 

Тема

 

1 четверть

Всего часов

16 ч

Дата

1

Введение. Многообразие животного мира.

1

03.09.

2

Значение животных в природе и жизни человека  и их охрана.

1

    05.09.

3

Беспозвоночные. Общие признаки беспозвоночных животных

Черви. Дождевой червь

1

10.09

4

Круглые черви – паразиты человека

1

12.09

 

 

 

5

Насекомые. Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1

17.09

6

Бабочка – капустница.

1

19.09

7

Яблонная плодожорка

1

24.09

8

Майский жук.

1

26.09

9

Комнатная муха

1

1.10

10

Медоносная пчела

1

3.10

11

Тутовый шелкопряд

1

8.10

12

Рыбы. Внешнее строение и скелет рыбы.

1

10.10

 

13

Внутреннее строение рыбы

1

15.10

14

Размножение рыб

1

17.10

15

Речные рыбы( окунь, щука). Морские рыбы( треска, сельдь)

1

22.10

16

Рыболовство и рыбоводство

Рациональное использование и охрана рыб

( заменена экскурсия в морской аквариум)

 

                             2 четверть

1

 

 

 

15 ч

24.10

1

Земноводные. Общие Признаки земноводных.

Внешнее строение лягушки.

 

1

07.11

2

Внутреннее строение  лягушки.

 

 

1

12.11

3

Размножение и развитие лягушки

 

 

1

14.11

4

 

 

 
 
 

 

 

5

Жаба.

 

 

Значение и охрана земноводных.

1

 

 

1

19.11

 

 

21.11

6

Пресмыкающиеся.Общая характеристика.

 

1

26.11

7

Внутреннее строение пресмыкающихся.

Размножение и развитие пресмыкающихся

 

1

28.11

8

Отличие ужа от гадюки

1

03.12

9

Значение и охрана пресмыкающихся

1

05.12

 

10

Птицы. Внешнее строение  птиц.

1

10.12

11

Внутреннее строение птиц.

1

12.12

12

Размножение и развитие

Птиц.

1

17.12

13

Питание птиц

1

19.12

14

Птицы, кормящиеся в воздухе

1

24.12

15

 

 

Птицы леса

 

                                 3 четверть

1

 

20 ч

26.12

1

Хищные птицы

1

14.01

2

Водоплавающие птицы

1

16.01

3

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

1

21.01

4

Домашние птицы. Птицеводство.

1

23.01

5

Значение и охрана птиц

1

28.01

6

Заочная экскурсия в зоопарк.

1

30.01

7

Обобщаюший   урок по теме « Птицы»

1

4.02

8

Млекопитающие.

Общая характеристика.

1

6.02

9

Особенности внутреннего строения млекопитающих

1

11.02

10

 

 

 

Грызуны( мышь, белка, бобр)

1

13.02

11

Значение грызунов в природе и в жизни человека

1

18.02

12

Зайцеобразные

1

20.02

13

Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства.

1

25.02

14

 

 

Хищные звери( волк, медведь)

Тигр, лев, рысь)

1

27.02

15

Дикие пушные хищные звери( куница, лисица, соболь)

1

04.03

16

Разведение норки на зверофермах

1

06.03

17

Домашние хищные звери – кошка, собака

1

11.03

18

Ластоногие

1

13.03

19

 

20

Китообразные

 

Копытные  животные.

 

1

 

1

18.03

 

20.03

                                            4 четверть                                                         17 ч

 

1

 

 2

 

 

Дикая свинья - кабан

 

Парнокопытные  травоядные: лось.

 

 

 

    

    1

1

 

 

1.04

3.04

3

4

Сельскохозяйственные животные. Корова.

Животноводческие фермы. Выращивание телят.

 

 

1

1

08.04

10.04

5

Овцы.

1

15.04

6

 Стойлово-пастбищное содержание овец. Выращивание ягнят.

1

17.04

7

Верблюд.

 

1

22.04

8

Северный олень.

1

24.04

9

Домашняя  свинья

1

29.04

10

Содержание свиней на свиноводческих фермах.

Выращивание поросят

1

06.05

11

Домашняя лошадь.

Выращивание жеребят.

1

08.05

12

Обезьяны.

1

13.05

13

Значение и охрана

млекопитающих.

1

15.05

14

15

 

Повторение и обобщение материала

Что мы узнали о животных?

2

20.05

22.05

16

 

17

Итоговая проверочная работа

2

27.05

29.05

             

5. Учебно-методическая литература:

-программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010г.

- учебник И. В. Романов,Е.Г. Фёдоров Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Дрофа»» 2013год. 

- А. И. Никишов Рабочая тетрадь « Животные»Москва « просвещение»2007 год.

1. В. В Бианки. Лесная газета..Ленинград « детская литература» 1990г

2. Л.Д.Ласкина.Экологическое воспитание младших школьников. Волгоград Издательство « Учитель»

3. М. И. Молюков. Звери Красной книги. Москва « Педагогика» 1989г.

4. Т. В, Модестова. Справочник школьника. Птицы. Издательский дом « Литература». Санкт- Петербург. 2006 г.

5.Н.Б. Никитский. Насекомые Красной книги. Москва « Педагогика» 1987г.

6. Н. Сладков. Силуэты на облаках. Издательство « детская литература». Ленинград 1972г

7. Росмэн.Детская энциклопедия. Птицы. Москва 2011г.

 

Образовательные ресурсы сети Интернет:

1. http://livingthings.narod.ru - «Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».

2. www.zoo.h1.ru - «Мир животных».

3. http://www.povodok.ru - сайт, посвященный интересным животным.

4. http://nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России».

5. http://rbo.nm.ru/museum.html - сайт, посвященный дождевым червям.

6. http://www.aquaria.sait - сайт для аквариумистов.

7. http://www.geosites.com/reptilife - сайт, посвященный рептилиям.

8. http://birdnews.euro.ru - сайт для любителей птиц.

9. http://www.km.ru/unep - сайт «Энциклопедия домашних животных».

10. http://charles-darwin.narod.ru - сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.

11. http://www.dinos.ru - сайт «Развитие Жизни на Земле».

12. http://websib.ru/noos/ecology/ - Экологические ссылки для школьников.

13. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энциклопедии».

14. bio.1september.ru - газета «Биология».

15. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир».

16. www.zooclub.ru - «Зооклуб. Все о животных».

17. www.petslife.narod.ru - «Домашние животные».

18. www.bigcats.ru - «Большие кошки».

19. www.insect.narod.ru - «Змеи и рептилии».

20. www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus - «Жуки».

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.