12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кислицына Светлана Серафимовна731 Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Рабочая программа по предмету «Биология», 8 класс
1.Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» 26.12.2000 г.;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;
-программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой, 5-9 классы, Сборник1, Москва. "Владос", 2010 год;
-основная адаптированная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат»;
- устав муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Сявская коррекционная школа-интернат;
-региональный базисный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
-учебный план МКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат на 2018-2019 учебный год»;
-годовой календарный учебный график МКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Задачи:
-сообщить обучающимся знания об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
-провести через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;
-первоначальное ознакомить с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Обучающиеся должны знать:
- Основные отличия животных от растений;
Признаки сходства и различия между изученными группами животных;
- Общие признаки, характерные для каждой из групп животных;
- Места обитания, образ жизни и поведение животных;
- Название некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
- Значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
- Основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.
Обучающиеся должны уметь:
- Узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
- Кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных животных;
- Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- Проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными;
- Рассказать о своих питомцах (их породах, поведении).
3.Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе
- Введение
- Беспозвоночные животные:
-Черви
- Насекомые
- Позвоночные животные
-Рыбы
- Земноводные
-Пресмыкающиеся
- Птицы
- Млекопитающие
- Сельскохозяйственные млекопитающие
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
В данном населённом пункте нет возможности для проведения экскурсий в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. В связи с этим планируются заочные экскурсии на уроке.
Так же в населённом пункте нет животноводческой фермы, поэтому практическая работа: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов рекомендовано учащимся по месту жительства.
4.Календарно – тематическое планирование (68 час в год)
Четверть | Кол-во часов | Тематические разделы Введение-2 часа Беспозвоночные животные. --Черви-2 часа --Насекомые-7 часов Позвоночные животные. --Рыбы. -5 часов --Земноводные-5 часа --Пресмыкающиеся- 4 часа --Птицы. – 13 часов --Млекопитающие.- 16 часов Сельскохозяйственные млекопитающие Сельскохозяйственные млекопитающие- 8 часов Повторение - 2часа ( из них экскурсия- 1 час) Итоговая проверочная работа-2час
|
I | 16 | |
II | 15 | |
III | 19 | |
IV | 18 |
| Тема
1 четверть | Всего часов 16 ч | Дата | |||
1 | Введение. Многообразие животного мира. | 1 | 03.09. | |||
2 | Значение животных в природе и жизни человека и их охрана. | 1 | 05.09. | |||
3 | Беспозвоночные. Общие признаки беспозвоночных животных Черви. Дождевой червь | 1 | 10.09 | |||
4 | Круглые черви – паразиты человека | 1 | 12.09
| |||
5 | Насекомые. Внешнее строение и образ жизни насекомых. | 1 | 17.09 | |||
6 | Бабочка – капустница. | 1 | 19.09 | |||
7 | Яблонная плодожорка | 1 | 24.09 | |||
8 | Майский жук. | 1 | 26.09 | |||
9 | Комнатная муха | 1 | 1.10 | |||
10 | Медоносная пчела | 1 | 3.10 | |||
11 | Тутовый шелкопряд | 1 | 8.10 | |||
12 | Рыбы. Внешнее строение и скелет рыбы. | 1 | 10.10
| |||
13 | Внутреннее строение рыбы | 1 | 15.10 | |||
14 | Размножение рыб | 1 | 17.10 | |||
15 | Речные рыбы( окунь, щука). Морские рыбы( треска, сельдь) | 1 | 22.10 | |||
16 | Рыболовство и рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб ( заменена экскурсия в морской аквариум)
2 четверть | 1
15 ч | 24.10 | |||
1 | Земноводные. Общие Признаки земноводных. Внешнее строение лягушки.
| 1 | 07.11 | |||
2 | Внутреннее строение лягушки.
| 1 | 12.11 | |||
3 | Размножение и развитие лягушки
| 1 | 14.11 | |||
4
5 | Жаба.
Значение и охрана земноводных. | 1
1 | 19.11
21.11 | |||
6 | Пресмыкающиеся.Общая характеристика.
| 1 | 26.11 | |||
7 | Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся
| 1 | 28.11 | |||
8 | Отличие ужа от гадюки | 1 | 03.12 | |||
9 | Значение и охрана пресмыкающихся | 1 | 05.12
| |||
10 | Птицы. Внешнее строение птиц. | 1 | 10.12 | |||
11 | Внутреннее строение птиц. | 1 | 12.12 | |||
12 | Размножение и развитие Птиц. | 1 | 17.12 | |||
13 | Питание птиц | 1 | 19.12 | |||
14 | Птицы, кормящиеся в воздухе | 1 | 24.12 | |||
15
| Птицы леса
3 четверть | 1
20 ч | 26.12 | |||
1 | Хищные птицы | 1 | 14.01 | |||
2 | Водоплавающие птицы | 1 | 16.01 | |||
3 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека | 1 | 21.01 | |||
4 | Домашние птицы. Птицеводство. | 1 | 23.01 | |||
5 | Значение и охрана птиц | 1 | 28.01 | |||
6 | Заочная экскурсия в зоопарк. | 1 | 30.01 | |||
7 | Обобщаюший урок по теме « Птицы» | 1 | 4.02 | |||
8 | Млекопитающие. Общая характеристика. | 1 | 6.02 | |||
9 | Особенности внутреннего строения млекопитающих | 1 | 11.02 | |||
10
| Грызуны( мышь, белка, бобр) | 1 | 13.02 | |||
11 | Значение грызунов в природе и в жизни человека | 1 | 18.02 | |||
12 | Зайцеобразные | 1 | 20.02 | |||
13 | Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства. | 1 | 25.02 | |||
14
| Хищные звери( волк, медведь) Тигр, лев, рысь) | 1 | 27.02 | |||
15 | Дикие пушные хищные звери( куница, лисица, соболь) | 1 | 04.03 | |||
16 | Разведение норки на зверофермах | 1 | 06.03 | |||
17 | Домашние хищные звери – кошка, собака | 1 | 11.03 | |||
18 | Ластоногие | 1 | 13.03 | |||
19
20 | Китообразные
Копытные животные.
| 1
1 | 18.03
20.03 |
4 четверть 17 ч
1
2
|
Дикая свинья - кабан
Парнокопытные травоядные: лось.
|
1 1
|
1.04 3.04 |
3 4 | Сельскохозяйственные животные. Корова. Животноводческие фермы. Выращивание телят.
| 1 1 | 08.04 10.04 |
5 | Овцы. | 1 | 15.04 |
6 | Стойлово-пастбищное содержание овец. Выращивание ягнят. | 1 | 17.04 |
7 | Верблюд.
| 1 | 22.04 |
8 | Северный олень. | 1 | 24.04 |
9 | Домашняя свинья | 1 | 29.04 |
10 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят | 1 | 06.05 |
11 | Домашняя лошадь. Выращивание жеребят. | 1 | 08.05 |
12 | Обезьяны. | 1 | 13.05 |
13 | Значение и охрана млекопитающих. | 1 | 15.05 |
14 15
| Повторение и обобщение материала Что мы узнали о животных? | 2 | 20.05 22.05 |
16
17 | Итоговая проверочная работа | 2 | 27.05 29.05 |
5. Учебно-методическая литература:
-программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010г.
- учебник И. В. Романов,Е.Г. Фёдоров Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Дрофа»» 2013год.
- А. И. Никишов Рабочая тетрадь « Животные»Москва « просвещение»2007 год.
1. В. В Бианки. Лесная газета..Ленинград « детская литература» 1990г
2. Л.Д.Ласкина.Экологическое воспитание младших школьников. Волгоград Издательство « Учитель»
3. М. И. Молюков. Звери Красной книги. Москва « Педагогика» 1989г.
4. Т. В, Модестова. Справочник школьника. Птицы. Издательский дом « Литература». Санкт- Петербург. 2006 г.
5.Н.Б. Никитский. Насекомые Красной книги. Москва « Педагогика» 1987г.
6. Н. Сладков. Силуэты на облаках. Издательство « детская литература». Ленинград 1972г
7. Росмэн.Детская энциклопедия. Птицы. Москва 2011г.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.