Рабочая программа по предмету «Биология» (8 класс)
1.Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» 26.12.2000 г.;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;
-программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой, 5-9 классы, Сборник1, Москва. "Владос", 2010 год;
-основная адаптированная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат»;
- устав муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Сявская коррекционная школа-интернат;
-региональный базисный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
-учебный план МКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат на 2018-2019 учебный год»;
-годовой календарный учебный график МКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Задачи:
-сообщить обучающимся знания об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
-провести через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;
-первоначальное ознакомить с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Обучающиеся должны знать:
- Основные отличия животных от растений;
Признаки сходства и различия между изученными группами животных;
- Общие признаки, характерные для каждой из групп животных;
- Места обитания, образ жизни и поведение животных;
- Название некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
- Значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
- Основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.
Обучающиеся должны уметь:
- Узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
- Кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных животных;
- Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- Проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными;
- Рассказать о своих питомцах (их породах, поведении).
3.Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе
- Введение
- Беспозвоночные животные:
-Черви
- Насекомые
- Позвоночные животные
-Рыбы
- Земноводные
-Пресмыкающиеся
- Птицы
- Млекопитающие
- Сельскохозяйственные млекопитающие
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
В данном населённом пункте нет возможности для проведения экскурсий в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. В связи с этим планируются заочные экскурсии на уроке.
Так же в населённом пункте нет животноводческой фермы, поэтому практическая работа: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов рекомендовано учащимся по месту жительства.
4.Календарно – тематическое планирование (68 час в год)
Четверть |
Кол-во часов |
Тематические разделы Введение-2 часа Беспозвоночные животные. --Черви-2 часа --Насекомые-7 часов Позвоночные животные. --Рыбы. -5 часов --Земноводные-5 часа --Пресмыкающиеся- 4 часа --Птицы. – 13 часов --Млекопитающие.- 16 часов Сельскохозяйственные млекопитающие Сельскохозяйственные млекопитающие- 8 часов Повторение - 2часа ( из них экскурсия- 1 час) Итоговая проверочная работа-2час
|
I |
16 |
|
II |
15 |
|
III |
19 |
|
IV |
18 |
|
Тема
1 четверть |
Всего часов 16 ч |
Дата |
|||
1 |
Введение. Многообразие животного мира. |
1 |
03.09. |
|||
2 |
Значение животных в природе и жизни человека и их охрана. |
1 |
05.09. |
|||
3 |
Беспозвоночные. Общие признаки беспозвоночных животных Черви. Дождевой червь |
1 |
10.09 |
|||
4 |
Круглые черви – паразиты человека |
1 |
12.09
|
|||
5 |
Насекомые. Внешнее строение и образ жизни насекомых. |
1 |
17.09 |
|||
6 |
Бабочка – капустница. |
1 |
19.09 |
|||
7 |
Яблонная плодожорка |
1 |
24.09 |
|||
8 |
Майский жук. |
1 |
26.09 |
|||
9 |
Комнатная муха |
1 |
1.10 |
|||
10 |
Медоносная пчела |
1 |
3.10 |
|||
11 |
Тутовый шелкопряд |
1 |
8.10 |
|||
12 |
Рыбы. Внешнее строение и скелет рыбы. |
1 |
10.10
|
|||
13 |
Внутреннее строение рыбы |
1 |
15.10 |
|||
14 |
Размножение рыб |
1 |
17.10 |
|||
15 |
Речные рыбы( окунь, щука). Морские рыбы( треска, сельдь) |
1 |
22.10 |
|||
16 |
Рыболовство и рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб ( заменена экскурсия в морской аквариум)
2 четверть |
1
15 ч |
24.10 |
|||
1 |
Земноводные. Общие Признаки земноводных. Внешнее строение лягушки.
|
1 |
07.11 |
|||
2 |
Внутреннее строение лягушки.
|
1 |
12.11 |
|||
3 |
Размножение и развитие лягушки
|
1 |
14.11 |
|||
4
5 |
Жаба.
Значение и охрана земноводных. |
1
1 |
19.11
21.11 |
|||
6 |
Пресмыкающиеся.Общая характеристика.
|
1 |
26.11 |
|||
7 |
Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся
|
1 |
28.11 |
|||
8 |
Отличие ужа от гадюки |
1 |
03.12 |
|||
9 |
Значение и охрана пресмыкающихся |
1 |
05.12
|
|||
10 |
Птицы. Внешнее строение птиц. |
1 |
10.12 |
|||
11 |
Внутреннее строение птиц. |
1 |
12.12 |
|||
12 |
Размножение и развитие Птиц. |
1 |
17.12 |
|||
13 |
Питание птиц |
1 |
19.12 |
|||
14 |
Птицы, кормящиеся в воздухе |
1 |
24.12 |
|||
15
|
Птицы леса
3 четверть |
1
20 ч |
26.12 |
|||
1 |
Хищные птицы |
1 |
14.01 |
|||
2 |
Водоплавающие птицы |
1 |
16.01 |
|||
3 |
Птицы, обитающие вблизи жилья человека |
1 |
21.01 |
|||
4 |
Домашние птицы. Птицеводство. |
1 |
23.01 |
|||
5 |
Значение и охрана птиц |
1 |
28.01 |
|||
6 |
Заочная экскурсия в зоопарк. |
1 |
30.01 |
|||
7 |
Обобщаюший урок по теме « Птицы» |
1 |
4.02 |
|||
8 |
Млекопитающие. Общая характеристика. |
1 |
6.02 |
|||
9 |
Особенности внутреннего строения млекопитающих |
1 |
11.02 |
|||
10
|
Грызуны( мышь, белка, бобр) |
1 |
13.02 |
|||
11 |
Значение грызунов в природе и в жизни человека |
1 |
18.02 |
|||
12 |
Зайцеобразные |
1 |
20.02 |
|||
13 |
Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства. |
1 |
25.02 |
|||
14
|
Хищные звери( волк, медведь) Тигр, лев, рысь) |
1 |
27.02 |
|||
15 |
Дикие пушные хищные звери( куница, лисица, соболь) |
1 |
04.03 |
|||
16 |
Разведение норки на зверофермах |
1 |
06.03 |
|||
17 |
Домашние хищные звери – кошка, собака |
1 |
11.03 |
|||
18 |
Ластоногие |
1 |
13.03 |
|||
19
20 |
Китообразные
Копытные животные.
|
1
1 |
18.03
20.03 |
4 четверть 17 ч
1
2
|
Дикая свинья - кабан
Парнокопытные травоядные: лось.
|
1 1
|
1.04 3.04 |
3 4 |
Сельскохозяйственные животные. Корова. Животноводческие фермы. Выращивание телят.
|
1 1 |
08.04 10.04 |
5 |
Овцы. |
1 |
15.04 |
6 |
Стойлово-пастбищное содержание овец. Выращивание ягнят. |
1 |
17.04 |
7 |
Верблюд.
|
1 |
22.04 |
8 |
Северный олень. |
1 |
24.04 |
9 |
Домашняя свинья |
1 |
29.04 |
10 |
Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят |
1 |
06.05 |
11 |
Домашняя лошадь. Выращивание жеребят. |
1 |
08.05 |
12 |
Обезьяны. |
1 |
13.05 |
13 |
Значение и охрана млекопитающих. |
1 |
15.05 |
14 15
|
Повторение и обобщение материала Что мы узнали о животных? |
2 |
20.05 22.05 |
16
17 |
Итоговая проверочная работа |
2 |
27.05 29.05 |
5. Учебно-методическая литература:
-программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010г.
- учебник И. В. Романов,Е.Г. Фёдоров Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Дрофа»» 2013год.
- А. И. Никишов Рабочая тетрадь « Животные»Москва « просвещение»2007 год.
1. В. В Бианки. Лесная газета..Ленинград « детская литература» 1990г
2. Л.Д.Ласкина.Экологическое воспитание младших школьников. Волгоград Издательство « Учитель»
3. М. И. Молюков. Звери Красной книги. Москва « Педагогика» 1989г.
4. Т. В, Модестова. Справочник школьника. Птицы. Издательский дом « Литература». Санкт- Петербург. 2006 г.
5.Н.Б. Никитский. Насекомые Красной книги. Москва « Педагогика» 1987г.
6. Н. Сладков. Силуэты на облаках. Издательство « детская литература». Ленинград 1972г
7. Росмэн.Детская энциклопедия. Птицы. Москва 2011г.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
1. http://livingthings.narod.ru - «Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».
2. www.zoo.h1.ru - «Мир животных».
3. http://www.povodok.ru - сайт, посвященный интересным животным.
4. http://nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России».
5. http://rbo.nm.ru/museum.html - сайт, посвященный дождевым червям.
6. http://www.aquaria.sait - сайт для аквариумистов.
7. http://www.geosites.com/reptilife - сайт, посвященный рептилиям.
8. http://birdnews.euro.ru - сайт для любителей птиц.
9. http://www.km.ru/unep - сайт «Энциклопедия домашних животных».
10. http://charles-darwin.narod.ru - сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.
11. http://www.dinos.ru - сайт «Развитие Жизни на Земле».
12. http://websib.ru/noos/ecology/ - Экологические ссылки для школьников.
13. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энциклопедии».
14. bio.1september.ru - газета «Биология».
15. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир».
16. www.zooclub.ru - «Зооклуб. Все о животных».
17. www.petslife.narod.ru - «Домашние животные».
18. www.bigcats.ru - «Большие кошки».
19. www.insect.narod.ru - «Змеи и рептилии».
20. www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus - «Жуки».