Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе (УМК «Живой мир» Н. Б. Матвеевой и др.)
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «БИЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №3»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_________ « »______________2019 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната Попова М.А./_____________ Приказ №______ от _____2019 года |
Рабочая программа
Окружающий мир
3 класс
Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна
Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета
Протокол от «____»____________201__г. № __________
Председатель школьного методического совета _____________(Сергиенко О.В.)
2019-2020 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена с учетом коррекционной направленности в обучении слепых и слабовидящих учащихся на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - М.: Просвещение, 2013.
АООП начального общего образования КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа интернат №3»
Учебный план КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3» на 2019-2020 учебный год.
Преподавание ведется по учебникам:
1.Мир природы и человека. 2 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч.Ч.2/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2017.
2.Мир природы и человека. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основныеобщеебразоват. Программы. В 2 ч. Ч. 1/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2019. – 72с.
3.Мир природы и человека. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основныеобщеебразоват. Программы. В 2 ч. Ч. 1/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2019. – 79с.
Рабочая программа определяет последовательность изучения материала в рамках и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Основная цель предмета «Живой мир» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы; формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи курса:
- уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- сформировать знания учащихся о природе своего края;
- сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Основные особенности этой рабочей программы
Особенностью обучения является здоровьесбережение. Каждый урок не должен навредить здоровью ребенка. На каждом уроке необходимо следить за ношением очков, за освещенностью рабочего места, за посадкой ученика в классе в соответствии с медицинскими рекомендациями, проводить динамические паузы, психологические разгрузки гимнастику для глаз, следить за дозировкой зрительной нагрузки, сменой видов деятельности, применять дифференцированный подход в обучении.
Программа школ слепых и слабовидящих предусматривает усвоение обучающимися определенного объема знаний об окружающем мире на том же уровне, что и в коррекционной школе.
Основу методики обучения школьников с дефектами зрения составляют методы и приемы тифлопедагогики и тифлопсихологии.
Программа имеет пролонгированные сроки обучения: 5 лет (1 – 5 классы).
В связи с этим произведено перераспределение учебного материала с программы обучения 1-4 класс, на 1-5 класс.
Из содержания 2 класса в 3 перенесены темы (4 часа)
Раздел «Человек»
Гигиена тела человека. Закаливание.(1 час)
Органы пищеварения.(1 час)
Питание человека.(1 час)
Правила питания. Профилактика отравлений.(1 час)
Особенности 3 класса
В классе присутствуют ученики с различным интеллектуальным уровнем развития, что требует разноуровневой дифференциации при изучении предмета.
Обучающийся по системе Брайля один.
В классе присутствуют дети с низкой остротой зрения и другими заболеваниями, требующие постоянного внимания со стороны педагога (проговаривание, освещенность, ориентация в тексте учебника).
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир является специфическим предметом для обучения младших умственно отсталых школьников.
Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Предмет «Окружающий мир» имеет очень важное значение в обучении слабовидящих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как непосредственно формирует представление о предметах, явлениях, закономерностях, расширяя границы познания ребенка. Предмет способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях интерес и бережное отношение к живому.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени по учебному плану: 35 часов (1 час в неделю)
Планируемые результаты обучения
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету «Окружающий мир» в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова – домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
Содержание курса
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Гигиена тела человека.
Органы пищеварения. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Тематический план 3 класс
(1 урок в неделю, всего 35 часов за год)
Тема | Количество часов |
Человек. | 4 |
Сезонные изменения. Осень. | 4 |
Животные. | 4 |
Неживая природа. | 4 |
Сезонные изменения. Зима. | 4 |
Растения. | 5 |
Сезонные изменения. Весна. | 4 |
Птицы. | 2 |
Сезонные изменения. Лето. | 4 |
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Вид учебной деятельности обучающихся | Дата проведения |
1 | Гигиена тела человека. Закаливание. | 1 | Опрос учащихся Рассматривание иллюстраций учебника и наглядных пособий Ответы на вопросы Работа с учебником Чтение текста | |
2 | Органы пищеварения. | 1 | | |
3 | Питание человека. | 1 | | |
4 | Правила питания. Профилактика отравлений. | 1 | | |
5 | Осень. Признаки осени. Месяцы осени. Экскурсия. | 1 | Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Наблюдений за погодой, ее описание. Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Опрос учащихся Рассматривание иллюстраций учебника и наглядных пособий Ответы на вопросы Работа с учебником Чтение текста. | |
6 | Растения осенью. Грибы. | 1 | | |
7 | Животные осенью. | 1 | | |
8 | Занятия людей осенью. Обобщение знаний по теме «Осень». | 1 | | |
9 | Дикие животные. Лось. Кабан. Заяц. | 1 | Сравнение диких и домашних животных. Опрос учащихся Рассматривание иллюстраций учебника и наглядных пособий Ответы на вопросы Работа с учебником Чтение текста. | |
10 | Домашние животные. Корова, свинья, кролики. | 1 | | |
11 | Домашние и дикие животные. Свинья и кабан. | 1 | | |
12 | Домашние и дикие животные. Кролик и заяц. | 1 | | |
13 | Солнце в разные времена года. | 1 | Измерение температуры воздуха. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом. Опыты Опрос учащихся Рассматривание иллюстраций учебника и наглядных пособий Ответы на вопросы Работа с учебником Чтение текста. | |
14 | Восход и закат солнца. Календарь | 1 | | |
15 | Воздух. Значение воздуха. Термометр. | 1 | | |
16 | Ветер. Направление ветра. | 1 | | |
17 | Зима. Признаки зимы. Месяцы зимы. Экскурсия. | 1 | Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Наблюдений за погодой, ее описание. Опрос учащихся Рассматривание иллюстраций учебника и наглядных пособий Ответы на вопросы Работа с учебником Чтение текста. | |
18 | Растения зимой. | 1 | | |
19 | Животные зимой. Следы зайца, лисы, сороки. | 1 | | |
20 | Занятия людей зимой. Обобщение знаний по теме «Зима». | 1 | | |
21 | Растения. Сравнение растений. | 1 | Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Опрос учащихся Рассматривание иллюстраций учебника и наглядных пособий Ответы на вопросы Работа с учебником Чтение текста. | |
22 | Части растений. | 1 | | |
23 | Растения сада. | 1 | | |
24 | Лес. | 1 | | |
25 | Травы. | 1 | | |
26 | Весна. Признаки весны. Месяцы весны. Экскурсия. | 1 | Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Наблюдений за погодой, ее описание. Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Опрос учащихся Рассматривание иллюстраций учебника и наглядных пособий Ответы на вопросы Работа с учебником Чтение текста. | |
27 | Растения весной. | 1 | | |
28 | Животные весной. | 1 | | |
29 | Занятия людей весной. Обобщение знаний по теме «Весна». | 1 | | |
30 | Перелетные и зимующие птицы. | 1 | Опрос учащихся Рассматривание иллюстраций учебника и наглядных пособий Ответы на вопросы Работа с учебником Чтение текста. | |
31 | Хищные птицы. Певчие птицы. | 1 | | |
32 | Лето. Признаки лета. | 1 | Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Наблюдений за погодой, ее описание. Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Опрос учащихся Рассматривание иллюстраций учебника и наглядных пособий Ответы на вопросы Работа с учебником Чтение текста. | |
33 | Растения летом. Лесные ягоды. | 1 | | |
34 | Животные летом. | 1 | | |
35 | Занятия людей летом. Обобщение знаний по теме «Лето». | 1 | | |
| Всего | 35 | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
1. Матвеева Н. Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М.: Просвещение, 2016. – 222 с. (электронный вариант)
2.Мир природы и человека. 2 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч.Ч.2/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2017.
3.Мир природы и человека. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основныеобщеебразоват. Программы. В 2 ч. Ч. 1/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2019. – 72с.
4.Мир природы и человека. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основныеобщеебразоват. Программы. В 2 ч. Ч. 1/ Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М. А Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2019. – 79с.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - М.: Просвещение, 2013. — 176 с.
Наглядные пособия
1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
2. Раздаточный материал: карточки с заданиями, картинки.
3. Демонстрационные пособия: иллюстрации и фотографии объектов природы.
2. Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер.
3.Ссылки на интернет ресурсы
http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/, http://www.it-n.ru/
Требования к оценке знаний, умений.
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся. При оценивании устных ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
Отметка «2» не ставится в журнал.