Статья на тему «Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»
Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Каждый год в общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования; с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие), которые имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно; с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), при котором ребенок не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания; с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), которые не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Дети с задержкой психического развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями и чаще всего встречаются в общеобразовательных школах.
Термин "задержка психического развития" означает нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта неразвитости, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть также талантлив, как и ребенок, не имеющий проблем со здоровьем. Но обнаружить свои способности ему мешает неравенство возможностей. В связи с этим, совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями развития дает многое. Здоровые дети более терпимо начинают относиться к физическим и психическим недостаткам одноклассников.
В наиболее успешных случаях часть детей с ограниченными возможностями здоровья удачно адаптируется в пространстве общеобразовательной школы и не нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. Но настойчиво растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.
В организации учебного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья обязательным становится принцип коррекционной направленности обучения, который предполагает активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие.
Практически в каждой школе есть такая категория детей с ограниченными возможностями здоровья, как задержка психического развития различного генеза, часто осложненная эмоционально-волевыми нарушениями, а также гиперактивностью и чрезмерной возбудимостью нервной системы. И подход к данной категории детей должен быть совершенно иной, чем к обычным детям.
Большая часть детей с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы сталкиваются с большим количеством различных правил и ограничений. Чтобы организовать свое поведение в соответствии с этими требованиями, любому ребенку потребуется время.
Для того чтобы дети чувствовали себя комфортно, учителю нужно стараться правильно организовать каждый день, наполнив его полезными делами, маленькими победами и радостями. Кроме того, учителю могут оказать большую пользы курсы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый педагог, которому предстоит работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен глубоко изучить все документы этих детей.
Приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются различные игры, ребусы, кроссворды, составление стихотворений, загадок, проведение конкурсов, викторин, введение физминуток через каждые 15-20 минут урока, поэтапность преподнесения учебного материала, увеличение объемов тренировочных упражнений, формирование учебных интересов.
Также необходимо создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, обеспечение постоянного места проведения уроков, четкое соблюдение единых требований к ребенку со стороны всех педагогических работников, дозированное применение прямой вербальной инструкции и максимальное использование опосредованной организации ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка.
Кроме того, требуется развитие творческих способностей, использование их потенциала на уроках общеобразовательного цикла, самостоятельная работа на уроке с дополнительными источниками информации ( энциклопедии, справочники, словари), применение элементов арт-терапии на уроках общеобразовательного цикла (лепка, рисование, музыка), прослушивание спокойной, расслабляющей, успокаивающей музыки на уроках, в момент, когда ребенок возбужден.
Помимо этого, немаловажным является сотрудничество классного руководителя с родителями. Учителю нужно вовлекать родителя в учебно-воспитательный процесс, поскольку хочется, чтобы родители участвовали не только в работе родительского комитета, но и в составлении плана воспитательной работы, организации праздника для своих детей.
Очень важно сотрудничество с родителями особых детей. Это очень важно, как для ребенка, так и для родителей, быть участником школьной жизни. Следует обращать внимание родителей на правильную организацию выполнения домашних заданий, на планирование внеурочной деятельности.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из основных задач для школы. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где все люди равны, ценны как личности и нуждаются друг в друге. Школа обязана дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и особенностей, полностью реализовать свои способности и приносить пользу обществу.