12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Порядкина Наталья Николаевна401
Россия, Ямало-Ненецкий АО, пгт.Уренгой
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе нормативно – правовых документов:

1. Приказа Министерства образования российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Учебного плана образовательного учреждения.

Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель В.В.Воронкова. Под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2010 год).

4. С. Ю. Ильина. Чтение 3 класс. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. (Санкт - Петербург, «Просвещение», 2011г.- 248с.)

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом

году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного

чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического

развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания

прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.

Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах.

Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3

классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.

При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и

закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом как одним из

эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции

недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию

связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской

самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими,

доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков

самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.


Цель программы обучения:

социализация личности умственно отсталого ребенка, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.

Задачи программы обучения:

воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;

формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от чтения по слогам к чтению целым словом;

формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя. Осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.

Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (третий год обучения в общеобразовательной школе).

Количество часов по предмету в индивидуальном учебном плане - 3 часа в неделю. Рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения чтению в объёме 102 часа в год (34 учебные недели). Фактическое количество часов - 98 часов. Объединены темы уроков №77 и 78, № 85 и 86, № 94 и 95, №101 и 102.

Программа составлена для ….., учащегося 3 класса находящегося на обучении на дому по состоянию здоровья.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная.

Методы, используемые на уроках:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические:

Словесные

Наглядные

Практические

Направлены на формирование теоретико-фактических знаний, развитие словесно-наглядного мышления, речи обучающихся

Направлены на развитие наглядно - образного мышления, памяти, познавательного интереса, эмоциональной сферы обучающихся

Направлены на развитие самостоятельного мышления, формирование навыков учебного труда


- по степени познавательной активности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный:

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Отражает деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными способами: с использованием демонстрации, показа; обучающиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют её, а при необходимости воспроизводят полученные знания


Способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу



- по характеру деятельности обучающихся: активные, пассивные, творческие.

Методы стимулирования и мотивации:

- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций)

- методы симулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания)

Методы контроля и самоконтроля:

- устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний).


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета


Предметные результаты.

Учащиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

- отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

- пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.


Учащиеся должны знать:

- наизусть 5-8 стихотворений.


Содержание учебного предмета

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещённым в книге для чтения.

Разучивание в течение года небольших по объёму стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА

Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных

изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.


Тематическое содержание


Наименование раздела

Количество часов

1.

Здравствуй, школа!

7

2.

Осень наступила.

9

3.

Учимся трудиться.

10

4.

Ребятам о зверятах.

8

5.

Чудесный мир сказок.

7

6.

Зимушка-зима

18

7.

Так нельзя, а так можно

7

8.

Весна в окно стучится

12

9.

Веселые истории

8

10

Родина любимая

9

11

Здравствуй, лето!

7

Всего

102





IV. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности


урока

Тема урока

Количество часов

Дата урока

Характеристика деятельности учащихся

Здравствуй, школа! (7 ч)

1


М. Орловский «Сентябрь»

1

02.09

Плавное чтение слов, их четкая артикуляция.

Дифференциация слоговых структур.

Понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

Заучивание стихотворения наизусть с помощью учителя.

Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев

2

В. Берестов «Первое сентября»

1

07.09

3

По рассказу В. Драгунского «Завтра в школу»

1

09.09


4

В. Берестов «Котенок хочет в школу»

1

13.09

5

По В. Хомченко «Обида»

1

14.09

6

Школьные загадки

1

16.09

7

Проверь себя!

1

20.09

Осень наступила( 9 ч)

8

О. Высотская «Осень»

1

21.09

Понимать смысл прочитанного. Беседа по прочитанному с опорой на картинку.

Читать стихотворение по слогам с переходом на целыми словами, понимать смысл прочитанного

Заучивание стихотворения наизусть с помощью учителя.

Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя.

Плавное чтение слоговых структур. Рассказывать 1-2 загадки наизусть

Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев

9

А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»

1

23.09

10

В. Степанов «Воробей»

1

27.09

11

По А. Баркову «Лето на веревочке»

1

28.09

12

По Л. Воронковой «За кормом для птиц»

1

30.09

13

Г. Ладонщиков «В октябре»

1

04.10

14

А. Плещеев «Осень наступила»

1

05.10

15

Доскажи словечко(осенние загадки)

1

07.10

16

Проверь себя!

1

11.10

Учимся трудиться( 10 ч)

17

Ю. Тувим « Все для всех»

1

12.10

Плавное чтение по слогам, переходя на чтение целыми словами. Пересказ прочитанного с опорой на серию картинок. Устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями.

Знать и называть произведения раздела. Анализ содержания по вопросам учителя.

18

В. Орлов «Работа»

1

14.10

19

В. Орлов «Мои помощники»

1

18.10

20

По А. Потаповой «Бабушка и внучка»

1

19.10

21

Б. Заходер «Повара»

1

21.10

22

По М. Дружининой «Сюрприз»

1

25.10

23

О. Высотская «Маргаритка»

1

26.10

24

Г. Ладонщиков «Портниха»

1

28.10

25

По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело»

1

08.11

26

Проверь себя!

1

09.11

Ребятам о зверятах ( 8ч)

27

По Е. Чарушину «Лисята»

1

11.11

Плавное чтение по слогам, переходя на чтение целыми словами. Пересказ прочитанного с опорой на серию картинок.

Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя.

Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев.

28

По Н. Сладкову «Лисица и еж»

Е. Тараховская «Заяц»

1

15.11

29

По А. Баркову «Материнская забота»

1

16.11

30

По Г. Снегиреву «Белек»

1

18.11

31

По Б. Житкову «Галка»

1

22.11

32

По Н. Носову «Живая шляпа»

1

23.11

33

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

25.11

34

Проверь себя!

1

29.11


Чудесный мир сказок (7ч)

35

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

1

30.11

Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам, переходя на чтение целыми словами. Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт.

Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев.

36

Русская народная сказка

«Храбрый баран»

1

02.12

37

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев»

1

06.12

38

Украинская народная сказка

«Овечка и волк»

1

07.12

39

Французская народная сказка

«Лиса и куропатка»

1

09.12

40

Удмуртская народная сказка

«Глупый котенок»

1

13.12

41

Проверь себя!

1

14.12

Зимушка-зима (18ч)

42

Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!»

1

16.12

Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам, переходя на чтение целыми словами.

Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями. Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт.

Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев.

43

М. Садовский «Декабрь»

1

20.12

44

С. Попов «В новогоднюю ночь»

1

21.12

45

По А. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе помощников»

1

23.12

46

По А. Потаповой «Такой вот герой

1

27.12

47

С. Есенин «Зима»

1

11.01

48

С. Суворова «Подарок»

1

13.01

49

По В. Голявкину «У Ники новые лыжи»

1

17.01

50

В. Шевчук «С прогулки»

1

18.01

51

По М. Быковой «Неудачная находка»

1

20.01

52

И. Суриков «Детство»

1

24.01

53

По Е. Чарушину «Что за зверь?»

1

25.01

54

По Э. Шиму «Не стучать – все спят»

1

27.01

55

В Степанов «Зайка»

1

31.01

56

По Н. Сладкову «Еловая каша»

1

01.02

57

З. Александрова «Снежок»

1

03.02

58

По Е. Баруздину «Коллективная печка»

1

07.02

59

Проверь себя!

1

08.02

Так нельзя, а так можно (7ч)

60

По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица»

1

10.02

Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя.

Плавное чтение по слогам с переходом на целые слова. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями. Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт.

Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев.

61

Г. Ладонщиков «Дельный совет»

1

14.02

62

По С. Георгиеву «Праздничный стол»

1

15.02

63

А. Седугин «Как Артемка котенка спас»

1

17.02

64

По В. Осеевой «Подвиг»

1

21.02

65

По В. Бирюкову «Лесные доктора»

1

22.02

66

Проверь себя!

1

28.02


Весна в окно стучится ( 12ч)

67

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

1

01.03

Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам с переходом на целые слова. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями.

Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт.

Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев.

68

По В. Бирюкову «Весенняя песня»

1

03.03

69

Русская народная песня «Выгляни, солнышко»

1

07.03

70

С. Вербова «Мамин портрет»

1

10.03

71

П. Синявский «Разноцветный подарок»

1

14.03

72

Р. Сеф «Лицом к весне»

1

15.03

73

С. Вербова «Ледоход»

1

17.03

74

Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»

1

21.03

75


С. Погореловский «Наши гости»

1

22.03

76

По Г. Скребицкому «Скворушка»

1

24.03

77

t1608360288aa.gif

По К. Ушинскому «Пчелки на разведках»

1


04.04

78

Проверь себя!

Веселые истории (8ч)

79

Р. Фархади «Перепутаница»

1

05.04

Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам с переходом на целые слова. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями.

Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт.

Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев.

80

По Г. Остеру «Эхо»

1

07.04

81

В. Шибаев «Кто кем становится»

1

11.04

82

А. Усачев «Волшебный барабан»

1

12.04

83

М. Пляцковский «Шишки»

1

14.04


84

По Ю. Степанову «Портрет»

1

18.04

85

t1608360288aa.gif

М. Бородицкая «Булочная песенка»

1

19.04

86

Проверь себя!

Родина любимая(9ч)

87

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»

1

21.04

Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам с переходом на целые слова. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями.

Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт.

Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев.

88

По К. Ушинскому «Наше Отечество»

1

25.04

89

По Т. Кудрявцевой «Флаг России»

1

26.04

90

М. Ильин «Главный город страны»

1

28.04

91

В. Степанов «Песня»

1

02.05

92

А. Усачев «День Победы»

1

03.05

93

По С. Баруздину «Страшный клад»

1

05.05

94

t1608360288aa.gif

По С. Алексееву «Тульские пряники»

1

10.05

95

Проверь себя!

Здравствуй, лето!(7ч)

96

А. Усачев «Что такое лето?»

1

12.05

Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам с переходом на целые слова. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями.

Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт.

Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев.

97

По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?»

1

16.05

98

М. Дружинина «Земляника»

1

17.05

99

По В. Хомченко «Куда исчез гриб?»

1

19.05

100

По В. Бианки «Еж-спаситель»

1

23.05

101

t1608360288ab.gif

Р. Фархади «Жарко»

1

24.05



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.