Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса (ОВЗ)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Учебного плана образовательного учреждения.
Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель В.В.Воронкова. Под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2010 год).
4. С. Ю. Ильина. Чтение 3 класс. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. (Санкт - Петербург, «Просвещение», 2011г.- 248с.)
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом
году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного
чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического
развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания
прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.
Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах.
Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3
классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.
При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и
закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом как одним из
эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции
недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию
связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими,
доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков
самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Цель программы обучения:
социализация личности умственно отсталого ребенка, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачи программы обучения:
воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от чтения по слогам к чтению целым словом;
формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя. Осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (третий год обучения в общеобразовательной школе).
Количество часов по предмету в индивидуальном учебном плане - 3 часа в неделю. Рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения чтению в объёме 102 часа в год (34 учебные недели). Фактическое количество часов - 98 часов. Объединены темы уроков №77 и 78, № 85 и 86, № 94 и 95, №101 и 102.
Программа составлена для ….., учащегося 3 класса находящегося на обучении на дому по состоянию здоровья.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная.
Методы, используемые на уроках:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические:
Словесные | Наглядные | Практические |
Направлены на формирование теоретико-фактических знаний, развитие словесно-наглядного мышления, речи обучающихся | Направлены на развитие наглядно - образного мышления, памяти, познавательного интереса, эмоциональной сферы обучающихся | Направлены на развитие самостоятельного мышления, формирование навыков учебного труда |
- по степени познавательной активности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный:
Объяснительно-иллюстративный | Репродуктивный |
Отражает деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными способами: с использованием демонстрации, показа; обучающиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют её, а при необходимости воспроизводят полученные знания | Способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу |
- по характеру деятельности обучающихся: активные, пассивные, творческие.
Методы стимулирования и мотивации:
- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций)
- методы симулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания)
Методы контроля и самоконтроля:
- устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты.
Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 5-8 стихотворений.
Содержание учебного предмета
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещённым в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объёму стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных
изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Тематическое содержание
№ | Наименование раздела | Количество часов | |
1. | Здравствуй, школа! | 7 | |
2. | Осень наступила. | 9 | |
3. | Учимся трудиться. | 10 | |
4. | Ребятам о зверятах. | 8 | |
5. | Чудесный мир сказок. | 7 | |
6. | Зимушка-зима | 18 | |
7. | Так нельзя, а так можно | 7 | |
8. | Весна в окно стучится | 12 | |
9. | Веселые истории | 8 | |
10 | Родина любимая | 9 | |
11 | Здравствуй, лето! | 7 | |
Всего | 102 |
IV. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата урока | Характеристика деятельности учащихся | |
Здравствуй, школа! (7 ч) | |||||
1 | М. Орловский «Сентябрь» | 1 | 02.09 | Плавное чтение слов, их четкая артикуляция. Дифференциация слоговых структур. Понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы. Заучивание стихотворения наизусть с помощью учителя. Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев | |
2 | В. Берестов «Первое сентября» | 1 | 07.09 | ||
3 | По рассказу В. Драгунского «Завтра в школу» | 1 | 09.09 | ||
4 | В. Берестов «Котенок хочет в школу» | 1 | 13.09 | ||
5 | По В. Хомченко «Обида» | 1 | 14.09 | ||
6 | Школьные загадки | 1 | 16.09 | ||
7 | Проверь себя! | 1 | 20.09 | ||
Осень наступила( 9 ч) | |||||
8 | О. Высотская «Осень» | 1 | 21.09 | Понимать смысл прочитанного. Беседа по прочитанному с опорой на картинку. Читать стихотворение по слогам с переходом на целыми словами, понимать смысл прочитанного Заучивание стихотворения наизусть с помощью учителя. Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение слоговых структур. Рассказывать 1-2 загадки наизусть Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев | |
9 | А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» | 1 | 23.09 | ||
10 | В. Степанов «Воробей» | 1 | 27.09 | ||
11 | По А. Баркову «Лето на веревочке» | 1 | 28.09 | ||
12 | По Л. Воронковой «За кормом для птиц» | 1 | 30.09 | ||
13 | Г. Ладонщиков «В октябре» | 1 | 04.10 | ||
14 | А. Плещеев «Осень наступила» | 1 | 05.10 | ||
15 | Доскажи словечко(осенние загадки) | 1 | 07.10 | ||
16 | Проверь себя! | 1 | 11.10 | ||
Учимся трудиться( 10 ч) | |||||
17 | Ю. Тувим « Все для всех» | 1 | 12.10 | Плавное чтение по слогам, переходя на чтение целыми словами. Пересказ прочитанного с опорой на серию картинок. Устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями. Знать и называть произведения раздела. Анализ содержания по вопросам учителя. | |
18 | В. Орлов «Работа» | 1 | 14.10 | ||
19 | В. Орлов «Мои помощники» | 1 | 18.10 | ||
20 | По А. Потаповой «Бабушка и внучка» | 1 | 19.10 | ||
21 | Б. Заходер «Повара» | 1 | 21.10 | ||
22 | По М. Дружининой «Сюрприз» | 1 | 25.10 | ||
23 | О. Высотская «Маргаритка» | 1 | 26.10 | ||
24 | Г. Ладонщиков «Портниха» | 1 | 28.10 | ||
25 | По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело» | 1 | 08.11 | ||
26 | Проверь себя! | 1 | 09.11 | ||
Ребятам о зверятах ( 8ч) | |||||
27 | По Е. Чарушину «Лисята» | 1 | 11.11 | Плавное чтение по слогам, переходя на чтение целыми словами. Пересказ прочитанного с опорой на серию картинок. Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев. | |
28 | По Н. Сладкову «Лисица и еж» Е. Тараховская «Заяц» | 1 | 15.11 | ||
29 | По А. Баркову «Материнская забота» | 1 | 16.11 | ||
30 | По Г. Снегиреву «Белек» | 1 | 18.11 | ||
31 | По Б. Житкову «Галка» | 1 | 22.11 | ||
32 | По Н. Носову «Живая шляпа» | 1 | 23.11 | ||
33 | В. Берестов «Кошкин щенок» | 1 | 25.11 | ||
34 | Проверь себя! | 1 | 29.11 | | |
Чудесный мир сказок (7ч) | |||||
35 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | 30.11 | Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам, переходя на чтение целыми словами. Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт. Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев. | |
36 | Русская народная сказка «Храбрый баран» | 1 | 02.12 | ||
37 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | 1 | 06.12 | ||
38 | Украинская народная сказка «Овечка и волк» | 1 | 07.12 | ||
39 | Французская народная сказка «Лиса и куропатка» | 1 | 09.12 | ||
40 | Удмуртская народная сказка «Глупый котенок» | 1 | 13.12 | ||
41 | Проверь себя! | 1 | 14.12 | ||
Зимушка-зима (18ч) | |||||
42 | Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!» | 1 | 16.12 | Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам, переходя на чтение целыми словами. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями. Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт. Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев. | |
43 | М. Садовский «Декабрь» | 1 | 20.12 | ||
44 | С. Попов «В новогоднюю ночь» | 1 | 21.12 | ||
45 | По А. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе помощников» | 1 | 23.12 | ||
46 | По А. Потаповой «Такой вот герой | 1 | 27.12 | ||
47 | С. Есенин «Зима» | 1 | 11.01 | ||
48 | С. Суворова «Подарок» | 1 | 13.01 | ||
49 | По В. Голявкину «У Ники новые лыжи» | 1 | 17.01 | ||
50 | В. Шевчук «С прогулки» | 1 | 18.01 | ||
51 | По М. Быковой «Неудачная находка» | 1 | 20.01 | ||
52 | И. Суриков «Детство» | 1 | 24.01 | ||
53 | По Е. Чарушину «Что за зверь?» | 1 | 25.01 | ||
54 | По Э. Шиму «Не стучать – все спят» | 1 | 27.01 | ||
55 | В Степанов «Зайка» | 1 | 31.01 | ||
56 | По Н. Сладкову «Еловая каша» | 1 | 01.02 | ||
57 | З. Александрова «Снежок» | 1 | 03.02 | ||
58 | По Е. Баруздину «Коллективная печка» | 1 | 07.02 | ||
59 | Проверь себя! | 1 | 08.02 | ||
Так нельзя, а так можно (7ч) | |||||
60 | По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица» | 1 | 10.02 | Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам с переходом на целые слова. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями. Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт. Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев. | |
61 | Г. Ладонщиков «Дельный совет» | 1 | 14.02 | ||
62 | По С. Георгиеву «Праздничный стол» | 1 | 15.02 | ||
63 | А. Седугин «Как Артемка котенка спас» | 1 | 17.02 | ||
64 | По В. Осеевой «Подвиг» | 1 | 21.02 | ||
65 | По В. Бирюкову «Лесные доктора» | 1 | 22.02 | ||
66 | Проверь себя! | 1 | 28.02 | | |
Весна в окно стучится ( 12ч) | |||||
67 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | 01.03 | Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам с переходом на целые слова. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями. Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт. Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев. | |
68 | По В. Бирюкову «Весенняя песня» | 1 | 03.03 | ||
69 | Русская народная песня «Выгляни, солнышко» | 1 | 07.03 | ||
70 | С. Вербова «Мамин портрет» | 1 | 10.03 | ||
71 | П. Синявский «Разноцветный подарок» | 1 | 14.03 | ||
72 | Р. Сеф «Лицом к весне» | 1 | 15.03 | ||
73 | С. Вербова «Ледоход» | 1 | 17.03 | ||
74 | Г. Ладонщиков «Медведь проснулся» | 1 | 21.03 | ||
75 | С. Погореловский «Наши гости» | 1 | 22.03 | ||
76 | По Г. Скребицкому «Скворушка» | 1 | 24.03 | ||
77 | По К. Ушинскому «Пчелки на разведках» | 1 | 04.04 | ||
78 | Проверь себя! | ||||
Веселые истории (8ч) | |||||
79 | Р. Фархади «Перепутаница» | 1 | 05.04 | Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам с переходом на целые слова. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями. Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт. Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев. | |
80 | По Г. Остеру «Эхо» | 1 | 07.04 | ||
81 | В. Шибаев «Кто кем становится» | 1 | 11.04 | ||
82 | А. Усачев «Волшебный барабан» | 1 | 12.04 | ||
83 | М. Пляцковский «Шишки» | 1 | 14.04 | ||
84 | По Ю. Степанову «Портрет» | 1 | 18.04 | ||
85 | М. Бородицкая «Булочная песенка» | 1 | 19.04 | ||
86 | Проверь себя! | ||||
Родина любимая(9ч) | |||||
87 | Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» | 1 | 21.04 | Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам с переходом на целые слова. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями. Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт. Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев. | |
88 | По К. Ушинскому «Наше Отечество» | 1 | 25.04 | ||
89 | По Т. Кудрявцевой «Флаг России» | 1 | 26.04 | ||
90 | М. Ильин «Главный город страны» | 1 | 28.04 | ||
91 | В. Степанов «Песня» | 1 | 02.05 | ||
92 | А. Усачев «День Победы» | 1 | 03.05 | ||
93 | По С. Баруздину «Страшный клад» | 1 | 05.05 | ||
94 | По С. Алексееву «Тульские пряники» | 1 | 10.05 | ||
95 | Проверь себя! | ||||
Здравствуй, лето!(7ч) | |||||
96 | А. Усачев «Что такое лето?» | 1 | 12.05 | Выразительное чтение стихотворения по образцу учителя. Плавное чтение по слогам с переходом на целые слова. Соблюдать интонацию конца предложения и паузы между предложениями. Правильно строить предложения при ответе на вопросы. Понимать смысл прочитанного. Оценка прочитанного с опорой на собственный опыт. Называть произведения, устанавливать с помощью учителя простые смысловые связи между событиями, поступками героев. | |
97 | По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?» | 1 | 16.05 | ||
98 | М. Дружинина «Земляника» | 1 | 17.05 | ||
99 | По В. Хомченко «Куда исчез гриб?» | 1 | 19.05 | ||
100 | По В. Бианки «Еж-спаситель» | 1 | 23.05 | ||
101 | Р. Фархади «Жарко» | 1 | 24.05 |