Адаптивная рабочая программа по физической культуре в 3 классе по УМК «Школа России»
Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре
3 класс
Адаптивная рабочая программа по физической культуре для учащегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с задержкой психического развития (ЗПР)(вариант 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015, рабочей программы. Физическая культура, Москва. «Просвещение» 2015, автор В. И. Лях - УМК «Школа России», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, 2015г.
АООП НОО обучающихся с ЗПР реализуется через УМК «Школа России».
Рабочая программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что учащийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Определение варианта адаптивной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В основу разработки и реализации адаптивной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптивной программы;
• условиям реализации адаптивной программы;
• результатам освоения адаптивной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК.
АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 7.2), предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах, что может потребовать внесения изменений в их процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом, что не должно являться основанием для смены варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
· увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
· гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
· умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
· наглядно-действенный характер содержания образования;
· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-
· познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
· усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, но внесены изменения в программу .
- Раздел «Плавание» заменён разделом «Лёгкая атлетика»;
Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
· укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
· развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
· формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность;
· выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
· формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
· приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
· воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;
· формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие:
· принцип демократизации выражающийся в обеспечении каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способности детей;
· принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учете индивидуальных способностей личности каждого ребенка и педагога, в предоставлении детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы;
· деятельностный подход, заключающийся в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка;
· интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культуры и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, индивидуальные и групповые формы обучения, круговая тренировка и др.);
· расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
Рабочая программа рассчитана на 102 ч, 3 часа в неделю.
Срок реализации программы – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»
Предметом обучения физической культуры в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.
Предмет «Физическая культура» в школе становится в последнее время актуальным и обращает на себя внимание всего общества, заинтересованного в здоровой нации; является основой физического воспитания школьников и частью целостной системы воспитания.
Начальная школа – первая ступень образования, которая дает понятие полезности занятиями физической культурой: крепкое здоровье, высокий уровень двигательных способностей, физического развития, знаний и навыков в области физической культуры, активного развития мышления, творчества и самостоятельности. На этом этапе обучения предпочтение отдается комбинированным типам уроков, с постепенным увеличением видовых уроков.
Программа направлена на достижение следующей цели: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
– приобретение знаний о физической культуре и понимания ее значения в жизнедеятельности человека;
– укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию, повышению работоспособности;
– привитие потребности в занятиях физической культурой;
– развитие координационных и кондиционных способностей;
– содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности;
– подготовка к жизненным реалиям развития нашего общества.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Физическая культура» является одним из основных в системе физического воспитания младшего школьника. Укрепление физического здоровья детей, совершенствование их физического развития, воспитание стремления заниматься физической культурой – основная задача уроков физической культуры.
Умение поддерживать здоровый образ жизни, стремиться совершенствовать свои спортивные навыки, адекватно оценивать свои физические возможности способствует формированию общей культуры.
В то же время у школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У первоклассников с ЗПР могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в понимании инструкции с использованием понятий, обозначающих пространственные отношения. Несформированность системы произвольной регуляции нарушает выполнение программы действий. В группе детей с ЗПР может обнаружиться неравномерность темпа выполнения учебного действия, что ведет к выпадению одного из элементов действия или незавершению самого действия. Повышенная отвлекаемость приводит к многочисленным ошибкам выполнения учебного задания, снижает темп и результативность деятельности. Дети с ЗПР нуждаются в постоянном контроле и дополнительных стимулах.
Обучение физической культуре должно строиться с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР. При построении уроков необходимо учитывать быструю истощаемость и низкую работоспособность школьников. Новый материал предъявляется пошагово, предусматривает дозированную помощь учителя, использование специальных методов, приемов и средств обучения.
Учителю рекомендуется самостоятельно распределять часовую нагрузку на изучение разделов учебного предмета, адаптировать упражнения и задания. Допустимо изменять последовательность и сроки прохождения программного материала в зависимости от условий школы (региональных, материальных), особенностей психофизического развития детей, опыта учителя физкультуры.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчета 3 часа в неделю (всего 405 ч), в 1 классе и в1 дополнительном– 99 ч, во 2 классе – 102 ч, в 3 классе – 102 ч, в 4 классе – 102 ч.
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура», был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств учащихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Предмет «Физическая культура» изучается во 2-4 классах из расчета 3 ч в неделю– 102 часа всего.
Примерное временное распределение учебного материала
По программе: 102 ч
По учебному плану: 102 ч, 3 ч в неделю
1четверть – 8 учебных недель и 1 день- 25 ч
2четверть - 8 учебных недель - 24 ч
3четверть - 9 учебных недель и 3 дня - 29 ч
4четверть – 8 учебных недель и 1 день – 24 ч
Итого: 102 часов
Формы и методы физического воспитания
Методы
- метод строго регламентированного упражнения;
- игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
- соревновательный метод (использование упражнений в игровой форме);
- словесный и игровой методы;
- метод непосредственной наглядности.
Формы
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Специфические принципы физического воспитания:
- сознательности и активности;
- наглядности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- непрерывности процесса физического воспитания;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Виды контроля:
- Предварительный контроль;
- оперативный контроль;
- текущий контроль;
- этапный контроль;
- итоговый контроль
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Содержание тем учебного предмета
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Знания по физической культуре
Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены.
Из истории физической культуры. История физической культуры и первых соревнований.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых упражнений. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика.
Организующие команды и приёмы. Простейшие виды построений. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя.
Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи).
Опорный прыжок: имитационные упражнения.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Ходьба, бег, метания. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Упражнения в поднимании и переноске грузов: подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки).
Лёгкая атлетика.
Ходьба: парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; подпрыгивание вверх.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в горизонтальную цель.
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах; торможение.
Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна. Игры в воде.
Подвижные игры и элементы спортивных игр
На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: упражнения на выносливость и координацию.
Подвижные игры разных народов.
Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили», «Собери урожай».
Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки».
Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Мяч по кругу», «Не урони мяч».
Адаптивная физическая реабилитация
Общеразвивающие упражнения.
На материале гимнастики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом; наклоны; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: преодоление простых препятствий; ходьба по гимнастической скамейке, воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя).
Формирование осанки: ходьба на носках, с заданной осанкой; стилизованная ходьба под музыку; упражнения на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела).
На материале лёгкой атлетики.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча, стоя у стены, из разных исходных положений.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте.
На материале лыжных гонок.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); общеразвивающие упражнения с изменением поз тела, стоя на лыжах.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности.
Коррекционно-развивающие упражнения
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте: сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч).
Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию («понюхать цветок», «подуть на кашу», «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.
Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».
Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).
Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.
Упражнения на развитие двигательных умений и навыков.
Построения и перестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления.
Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3 Х 10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с высокого старта на скорость.
Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см.
Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.).
Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; «Петушок», «Ласточка» на полу.
Лазание, перелезание, подлезание: лазанье по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии
Тематическое планирование, 3 класс
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Знания о физической культуре |
3 |
2. |
Легкая атлетика (Легкоатлетические упражнения) |
25+6=31 |
3. |
Гимнастика с элементами акробатики |
24 |
3. |
Подвижные игры, с элементами спортивных игр |
32 |
4. |
Лыжная подготовка |
12 |
|
Итого: |
102 часа |
УМК «Школа России»
Литература для учителя
· «Примерные программы по учебным предметам». /Составитель: Е.С. Савинов, член-корреспондент; РАО А.М. Кондаков, академик Л.П. Кезина./
(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2015г.
· Рабочие программы« Школа России» .Физическая культура. 3 класс. авт.: В.И. Лях. М. Просвещение , 2015 г.
· Поурочные разработки по физкультуре, 3 класс.(авт. А. Ю. Патрикеев)
М.:ВАКО, 2014 г.
Литература для учащихся
Учебник. Физическая культура, 1 - 4 класс.(авт.: В. И. Лях).М.: Просвещение, 2011 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
(личностные, метапредметные и предметные )
АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения предметными результатами: базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) – является обязательным для всех обучающихся с задержкой психического развития.
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение
обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности.
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Требования к уровню освоения учебного предмета
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
· ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развитие основных систем организма;
· раскрывать на примерах (из истории) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
· ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость) и различать их между собой;
· организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность:
· выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
· характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
· отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
· организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении, соблюдать правила взаимодействия с игроками;
· измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
· целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
· выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
· выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
· выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
· выполнять организующие строевые команды и приемы;
· выполнять акробатические упражнения на спортивных снарядах;
· выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах;
· выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метание и броски мяча разного веса и объема);
· выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
· сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
· выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
· играть в баскетбол по упрощенным правилам;
· выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
· выполнять передвижения на лыжах.
Уровень физической подготовленности, 3 класс
Контрольные упражнения |
Уровни |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание в висе, кол-во раз |
5 |
4 |
3 |
|||
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз |
12 |
8 |
5 |
|||
Прыжок в длину с места, см |
150 – 160 |
131 – 149 |
120 – 130 |
143 – 152 |
126 – 142 |
115 – 125 |
Бег 30 м с высокого старта, с |
5,8 – 5,6 |
6,3 – 5,9 |
6,6 – 6,4 |
6,3 – 6,0 |
6,5 – 5,9 |
6,8 – 6,6 |
Бег 1000 м, мин. с |
5.00 |
5.30 |
6.00 |
6.00 |
6.30 |
7.00 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с |
8.00 |
8.30 |
9.00 |
8.30 |
9.00 |
9.30 |
Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам для учащихся с ОВЗ к концу 3 класса
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 3 класса должны:
· иметь представление:
- о физической культуре и ее содержании у народов Древней Руси;
- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
- об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол;
· уметь:
- составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
- выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
- проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);
- составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;
- вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
· демонстрировать уровень физической подготовленности;
УPОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬTУPЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
B результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать и иметь представление:
• oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
• О способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
• о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этик систем;
• об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
• о терминологии разучиваемых упражнений, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
• о физических качествах и общих правилах их тестирования;
• об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
• о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
• составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
• вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
• организовывать и проводить самостоятельные занятия;
• уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физические спocoбнocти |
Физические упражнения |
Мальчики |
Девочки |
Скоростные |
Бег 30 м с высокого старта c опорой на руку, c |
6,5 |
7,0 |
Силовые |
Прыжок в длину c места, см Сгибание рук в висе лежа (кол-во раз) |
130 5 |
125 4 |
К выносливости |
Бег 1000 м Передвижение на лыжах 1,5 км Плавание произвольным стилем 25 м |
Без учета времени Без учета времени Без учета времени |
|
К координации |
Челночный бег 3 х 10 м, с |
11,0 |
11,5 |
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по физической культуре
Оценка успешности учащихся по физической культуре: производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний (тесты, устные ответы), степень овладения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности занимающихся. При оценки успешности ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремления к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
В пределах доступного дети должны знать терминологию, правила игр, способы выполнения упражнений, уметь объяснить это своими словами. Должны уметь выполнять упражнения, предусмотренные программой и пройденные на уроках. Учащиеся должны не только знать правила и содержание игры, но и уметь играть, умело использовать в играх изученные упражнения, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Необходимо, чтобы каждый учащийся в течении четверти получил пять - шесть оценок. При оценке успеваемости принимаются во внимание индивидуальные особенности детей: принадлежность к разным медицинским группам, уровень физического развития, последствия заболеваний и др.
Оценка умений и навыков выставляется за качество выполнения упражнений. Кроме того, следует учитывать количественный показатель учащихся при выполнении учебных нормативов по бегу, прыжкам, метаниям, лыжной подготовке и т.д.
Успеваемость учащихся по физической культуре оценивается по общепринятой в школе пятибалльной системе.
Для всех видов физических упражнений , в том числе и игр, может быть использован следующий критерий оценок:
Оценка "5" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре.
Оценка "4" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре. Допущено 3-4 ошибки.
Оценка "3" - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные 5-6 ошибок; в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными движениями.
Оценка "2" - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками, более 7 ошибок; в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями.
Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего учета. При этом не допускается суммирование всех оценок и определение среднеарифметического показателя. Все оценки, поставленные учащимся в порядке индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую оценку за четверть. Однако преимущественное значение следует придавать выполнению основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического развития.
Оценка за год выставляется на основании четвертных оценок в соответствии с общепедагогическими требованиями.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
· старт не из требуемого положения;
· отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
· бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
· несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для обучения используются учебники:
1 класс - Физическая культура. 1-4 класс/В. И. Лях - М.: Просвещение, 2011
2 класс - Физическая культура. 1-4 класс/В. И. Лях - М.: Просвещение, 2011
3 класс –Физическая культура. 1-4 класс/В. И. Лях - М.: Просвещение, 2011
4 класс- Физическая культура. 1-4 класс/В. И. Лях - М.: Просвещение, 2011
Библиотечный фонд:
Образовательные программы.
Учебно-методические пособия.
Учебник по физической культуре.
Дидактические материалы.
Печатные пособия:
Таблицы, схемы (по программе обучения).
Учебно-практическое оборудование:
Гимнастика.
Стенка гимнастическая (шведская).
Скамейка гимнастическая жесткая.
Гимнастические коврики.
Гимнастические маты.
Пластиковые обручи гимнастические.
Мяч малый (теннисный).
Скакалка гимнастическая.
Легкая атлетика.
Секундомер.
Рулетка измерительная (1 м, 5 м, 10 м).
Номера нагрудные.
Дорожка разметочная.
Флажки разметочные на опоре.
Стойки для прыжков.
Резинка для прыжков.
Малый мяч для метаний.
Подвижные игры.
Эстафетные игрушки (поделки).
Мешки.
Игрушки-звонки.
Объемные мячи.
Кегли и кубики.
Свистки.
Спортивные игры.
Мячи резиновые.
Мячи баскетбольные.
Спортивная форма.
Мячи футбольные.
Ворота футбольные.
Сетка для переноса мячей.
Дополнительная литература
· «Справочник учителя физической культуры», П.А. Киселев, С.Б. Киселева; -Волгоград: «Учитель»,2011.
· «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И. Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2010.
· «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю. Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2010.
· «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю. Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2012.
· «Дружить со спортом и игрой», Г.П. Попова; Волгоград: «Учитель»,2011.
· «Физкультура в начальной школе», Г.П. Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2012.
· Мультимедийный проектор.
· Интерактивная доска.
· Компьютер.
· Интернет-ресурсы.
Календарно – тематическое планирование
Физическая культура, 3 класс
Дата |
Факт. проведено |
Кол – во уроков |
Тема урока |
Формируемые УУД |
|
|
1. |
Легкая атлетика(6 ч.)
Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. |
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
2. |
Тестирование бега на 30 см с высокого старта. |
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
3. |
Техника челночного бега. |
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
4. |
Тестирование челночного бега 3x10 м. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
5. |
Способы метания мешочка (мяча) на дальность.˅ |
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
6. |
Тестирование метания мешочка на дальность.˅ Дыхательные упражнения. |
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
7. |
Подвижные и спортивные игры ( 2ч).
Пас и его значение для спортивных игр с мячом. |
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
8. |
Спортивная игра «Футбол». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
9. |
Легкая атлетика(3 ч.) Прыжок в длину с разбега. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
10. |
Прыжок в длину с разбега на результат. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
11. |
Прыжки в длину с разбега и с места. Подвижная игра «Пятнашки». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
12. |
Подвижные и спортивные игры( 1ч).
Спортивная игра «Футбол». Пас мяча ногой. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
13. |
Легкая атлетика(6 ч.) Тестирование метания малого мяча на точность. Дыхательные упражнения. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
14. |
Тестирование наклона вперед из положения стоя. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
15. |
Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
16. |
Тестирование прыжка в длину с места. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
17. |
Метание набивных мячей одной рукой и двумя руками. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
18. |
Прыжки с продвижением вперёд.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
19. |
Подвижные и спортивные игры( 6ч).
Подвижная игра «Перестрелка». Дыхательные упражнения. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
20. |
Футбольные упражнения. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
21. |
Футбольные упражнения в парах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
22. |
Различные варианты футбольных упражнений в парах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
23. |
Подвижная игра «Осада города». Дыхательные упражнения. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
24. |
Броски и ловля мяча в парах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
25. |
Знания о физической культуре(1 ч).
Закаливание. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
26. |
Подвижные и спортивные игры( 2ч). Ведение мяча. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
27. |
Подвижные игры. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
28. |
Гимнастика с элементами акробатики (11ч) Кувырок вперед. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
29. |
Кувырок вперед с разбега. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
30. |
Варианты выполнения кувырка вперед |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
31. |
Метание набивных мячей одной рукой и двумя руками. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
32. |
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
33. |
Круговая тренировка. Дыхательные упражнения. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
34. |
Стойка на одной ноге. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
35. |
Построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
36. |
Упражнения с предметами (гимнастические палки). |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
37. |
Передвижение по гимнастической стенке. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
38. |
Лазанье и перелезание по гимнастической стенке. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
39. |
Легкая атлетика(2 ч.) Прыжки со скакалкой. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
40. |
Прыжки через скакалку. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
41. |
Гимнастика с элементами акробатики (8ч) Преодоление простых препятствий. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
42. |
Упражнения на гимнастической стенке. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
43. |
Упражнения на гимнастическом бревне. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
44. |
Упражнения на гимнастической стенке. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
45. |
Упражнения без предметов и с предметами.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
46. |
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
47. |
Варианты вращения обруча. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
48. |
Вращение обруча. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
49. |
Лыжная подготовка(12 ч.) Ступающий и скользящий шаг на лыжах без палок. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
50. |
Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
51. |
Повороты на лыжах переступанием . |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
52. |
Попеременный двухшажный ход на лыжах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
53. |
Одновременный двухшажный ход на лыжах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
54. |
Подъём «полуёлочкой» и «ёлочкой», спуск под уклон в основной стойке на лыжах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
55. |
Подъём «лесенкой» и торможение «плугом» на лыжах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
56. |
Передвижение и спуск на лыжах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
57. |
Подвижная игра на лыжах «Накаты». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
58. |
Спуск на лыжах со склона. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
59. |
Прохождение дистанции 500м на лыжах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
60. |
Прохождение на лыжах дистанции. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
61. |
Передача мяча двумя руками сверху и ловля мяча. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
63. |
Подвижные и спортивные игры( 6ч).
Передача мяча двумя руками снизу. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
64. |
Ведение большого мяча в баскетболе. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
65. |
Бросок мяча в цель (обруч). Дыхательные упражнения. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
66. |
Отработка броска мяча в цель (обруч). |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
66. |
Ведение большого мяча. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
67. |
Передача мяча в колонне над головой и между ногами. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
68. |
Легкая атлетика(9 ч.)
Строевые упражнения. Танцевальный шаг: полька. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
69. |
Передвижение «змейкой». Танцевальный шаг: галоп. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
70. |
Броски в стенку и ловля теннисного мяча.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
71. |
Полоса препятствий. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
72. |
Усложненная полоса препятствий. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
73. |
Прыжок в высоту с прямого разбега. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
74. |
Прыжок в высоту с прямого разбега на результат. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
75. |
Прыжок в высоту спиной вперед. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
76. |
Прыжки с мячами. Дыхательные упражнения. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
77. |
Подвижные и спортивные игры( 4ч).
Эстафеты с мячом. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
78. |
Подвижные игры: «Кот и мыши»,«День и ночь». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
79. |
Броски мяча через волейбольную сетку. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
80. |
Подвижная игра «Пионербол». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
81. |
Раздел 2: Знания о физической культуре. - 1 ч. Волейбол как вид спорта. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
82. |
Раздел 3: Подвижные и спортивные игры. - 5 ч. Волейбольные упражнения в парах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
83. |
Броски мяча через волейбольную сетку в парах. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
84. |
Броски набивного мяча способами «от груди» и «снизу». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
85. |
Броски набивного мяча правой и левой рукой. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
86. |
Броски и передача мяча через волейбольную сетку.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
87. |
Раздел 4: Гимнастика с элементами акробатики-5ч. Тестирование наклона вперед из положения стоя. Дыхательные упражнения. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
88. |
Тестирование прыжка в длину с места. Дыхательные упражнения. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
89. |
Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
90. |
Тестирование подъёма туловища из положения лежа за 30 с.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
91. |
Преодоление простых препятствий. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
92. |
Раздел 5: Подвижные и спортивные игры -6ч. Знакомство с баскетболом. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
93. |
Спортивная игра «Баскетбол». |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
94. |
Спортивная игра «Футбол».
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
95. |
Подвижная игра «Флаг на башне». Дыхательные упражнения.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
96. |
Спортивные игры.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
97. |
Подвижная игра " Вороны и воробьи".
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
98. |
Раздел 6: Легкая атлетика. - 5 ч. Беговые упражнения. Зачёт. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
99. |
Тестирование бега на 30 м с высокого старта. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
100. |
Тестирование челночного бега 3 x 10 м.
|
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
101. |
Бег на 1000 м. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
102. |
Эстафета с мячами.
Подвижные игры-резерв. |
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные |