12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оркиш Елена Геннадьевна615
Работаю учителем биологии и химии в малокомплектной сельской средней школе 32 года. Имею высшее образование и первую квалификационную категорию, в этом учебном году прошла КПК в г. Саратове. Моя школа это все!
Россия, Саратовская обл., Ртищево

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/Воротнева Н.А../

Протокол № 1 от

« » августа 2017г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ»

/______________/ Анфиногенова И.А..

« » августа 2017 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ »

/______________/ Березкина Л.А.

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

Программа по учебному курсу

«Биология»

8 класс

Учитель: Оркиш Елена Геннадьевна

2017- 2018 учебный год

2.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта II поколения, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2012). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 9 классы - М., Дрофа, 2013, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология.Человек» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разно уровневой организацией организма человека. Затем вводится понятие о нервной и эндокринной системах, на последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В нашей рабочей программе мы изменили последовательность изучения тем. Изучение нервной и эндокринной системы мы перенесли после темы «Строение организма», так как эти системы регулируют работу всех систем органов, поэтому мы считаем такую последовательность в изучении более целесообразной. Примерная программа основного общего образования содержит 8 лабораторных работ и одну экскурсию, все они включены в нашу рабочую программу. Авторская программа Пасечника В. В. содержит 33 лабораторные работы. Мы, в связи с излишней перегрузкой учащихся, не включили в свою рабочую программу следующие лабораторные работы:

«Штриховое раздражение кожи-тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении»; «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»; «Опыты, выявляющие природу пульса»; «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»; «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»; «Составление пищевого рациона»; «Определение совместимости шампуня, с особенностями местной воды»; «Определение остроты слуха»; «Зрительные, слуховые, тактильные иллюзии». Их изучение можно включить в элективный курс по предмету или биологический кружок. Мы добавили лабораторную работу «Обнаружение и устойчивость витамина С», в связи с тем, что изучение этой темы, как правило, приходится на обострение сезонных простудных заболеваний и изучение этого вопроса мы считаем актуальным.

При изучении курса биологии в 8 классе прослеживается тесная связь со многими предметами школьного цикла: химия, физика. география, история, ОБЖ, физическая культура.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ». Данная программа рассчитана на 1 год – 8 класс. Общее число учебных часов в 8 классе - 70 (2 ч в неделю).

Рабочая программа ориентирована на УМК «Пасечника В. В.: учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2013.-336 с.. (Гриф:Рекомендовано МО РФ) ; Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 96 с.

 

3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Биология 8 класс»

Система планируемых результатов в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки. тканей, органов и систем органов человеческого организма;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины

Учащиеся должны уметь:

-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;

- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-получать информацию об организме человека из разных источников.


 



 


 

4.Содержание программы «Биология 8 класс»

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум: к/р, п/р, л/р , экскурсия.

Тема 1. " Введение "

1 час

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

 

Тема 2. " Происхождение человека "

3 часа

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

 

Тема 3. " Строение организма "

4 часа

Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

 

Тема 4. " Нервная система

"

6 часов

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

Л. р. №1

«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

Тема 5 «Эндокринная система»

2 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

 

Тема 6 «Опорно-двигательная система»

8 часов

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Л. р. №2.

«Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости»

Л. р. №3 «Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)

Л.р.№4«Утомление при статической и динамической работе»

Л. р. №5 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

Л.р. №6«Выявление плоскостопия» (выполняется дома).

Л.р. №7 «Выявление нарушений осанки»

Тема 7 «Внутренняя среда организма»

3 часа

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

 

Тема 8 «Кровеносная и лимфатическая системы организма»

6 часов

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Л. р. №8 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

Л. р. №9 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Л. р. №10 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса и А\Д до и после нагрузки».

Тема 9 «Дыхание»

5 часов

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Л. Р.№11

«Определение частоты дыхания.

ЖЕЛ»

Тема 10. «Пищеварение»

6 часов

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Л. Р. №12

Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

Тема 11. «Обмен веществ и энергии»

4 часа

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Л. Р.№13

«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

Тема 12 «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

5 часов

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение(5 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

 

Тема 13. «Анализаторы»

5 часов

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Л. Р.№14

«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

Тема 14 . «Высшая нервная деятельность»

5 часов

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Л.Р. №15 «Выработка навыка зеркального письма»

Тема 15. «Индивидуальное развитие организма»

5 часов

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

 

Итоговое повторение

2 часа

   

5.Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Материально- техническое обеспечение

Дата проведения

Кол-во часов

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

 

Тема 1. " Введение " (1ч)

Знать и описывать методы изучения организма человека.

Объяснять связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Учащиеся должны выделять специфические особенности человека как биосоциального существа. Характеризовать основные открытия ученых на различных эта­пах становления наук о человеке

Целеполагание.(р)Смысловое чтение. Умение адекватно передавать содержание текста(п). Умение слушать, искать информацию в различных источниках.(к) Пользоваться Интернетом для поиска учебной информации о лауреатах Нобелевской премии в области медицины. Умение анализировать содержание ри­сунков. диалектически анализировать учебный или любой другой материал.(П)

Уметь объяснять необходимость знаний о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Формирование мировоззрения и самосознания.

     

1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Становление наук о человеке

         

1

 

Тема 2. " Происхождение человека " ( 3ч)

Учащиеся должны узнать:

— место человека в систематике;

— основные этапы эволюции человека;

— человеческие расы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять место и роль человека в природе;

— определять черты сходства и различия человека и животных;

— доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Учащиеся должны уметь:

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

умение аргументировать собст­венную точку зрения о переходе от присваивающего хозяйства к производящему.

Уметь объяснять необходимость знаний о признаках различных рас для понимания единства происхождения всех рас.

     

2

Систематическое положение человека

Доказательства животного происхождения человека.

         

1

3

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека.

     

Презентация «Эволюция человека»

 

1

4

Человеческие расы. Человек как вид.

     

Д. Модели человеческих рас.

 

1

 

Тема 3. " Строение организма " ( 4 ч)

Учащиеся должны знать:

— общее строение организма человека;

— строение тканей организма человека;

— рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

— наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

— выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний, ставить цели самообразовательной деятельности, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

     

5

Общий обзор организма человека

     

Модель человека

 

1

6

Клеточное строение организма

     

Таблица «клетка»

 

1

7

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

     

Таб. ткани.

 

1

8

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

         

1

 

Тема 4. " Нервная система ( 6 ч)

Учащиеся должны знать:

— строение нервной системы;

— соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

— объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;

Учащиеся должны уметь:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе исследований.

Адекватная мотивация к учебной деятельности.

Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга. Формирование мировоззрения и выработке ценностных ориентаций

     

9

Значение нервной системы

         

1

10

Строение нервной системы. Спинной мозг

     

модель скелета человека

 

1

11

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

     

Лабораторная работа №1 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

 

1

12

Функции переднего мозга

         

1

13

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

         

1

14

Урок контроля по темам №1-4

     

тест

 

1

 

Тема 5 «Эндокринная система» ( 2 ч)

Учащиеся должны знать:

— железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

— взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

— устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.

Учащиеся должны уметь:

— классифицировать железы в организме человека;

— устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на свое здоровье.

     

15

Роль эндокринной регуляции

         

1

16

Функция желез внутренней секреции

         

1

 

Тема 6 «Опорно-двигательная система» ( 8 ч)

Учащиеся должны знать:

— строение скелета и мышц, их функции.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять особенности строения скелета человека;

— распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

— оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Мотивация к познанию и творчеству. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Прогнозировать последст­вия результатов нарушения осанки тела для собственного здоровья,

соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

     

17

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей

     

Лабораторная работа №2. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости». Микроскоп, микропрепараты

 

1

18

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

     

Модель скелета человека, модель черепа

 

1

19

Соединения костей

     

Модель скелета человека

 

1

20

Строение мышц. Обзор мышц человека

     

Лабораторная работа №3«Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома).

 

1

21

Работа скелетных мышц и их регуляция

     

Лабораторная работа №4 «Утомление при статической и динамической работе». Секундомер, груз.

Лабораторная работа №5«Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

Лабораторная работа №6 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома).

 

1

22

Нарушения опорно-двигательной системы

     

Лабораторная работа 7 «Выявление нарушений осанки», сантиметровая лента

 

1

23

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

         

1

24

Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система»

     

тест

 

1

 

Тема 7 «Внутренняя среда организма» ( 3 ч)

Учащиеся должны знать:

— компоненты внутренней среды организма человека;

— защитные барьеры организма;

— правила переливание крови.

Учащиеся должны уметь:

— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

— проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.

Учащиеся должны уметь:

— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекцион-ных и простудных заболеваний.

     

25

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

     

Презентация «Состав крови»

 

1

26

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

         

1

27

Иммунология на службе здоровья

         

1

 

Тема 8 «Кровеносная и лимфатическая системы организма»

( 6 ч)

Учащиеся должны знать:

— органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

— о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

— выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

— измерять пульс и кровяное давление.

Учащиеся должны уметь:

— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Знание основ здорового образа жизни.

Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на свое здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы).

Использовать приобретенные знания для:

проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи себе или своему товарищу.

     

28

Транспортные системы организма

     

таб. кровь, кровеносная система.

 

1

29

Круги кровообращения

     

таб .круги кровообращения

 

1

30

Строение и работа сердца

     

таб. сердце, модель сердца.

 

1

31

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

     

Лабораторная работа №8 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Лабораторная работа №9 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

 

1

32

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

     

Лабораторная работа №10 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса и А\Д до и после нагрузки». Секундомер

 

1

33

Урок-практикум. Первая помощь при кровотечениях Оказание первой помощи при повреждениях скелета и кровотечениях.

     

Карточки с заданиями

 

1

 

Тема 9 «Дыхание»

( 5 ч)

Учащиеся должны знать:

— строение и функции органов дыхания;

— механизмы вдоха и выдоха;

— нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

— оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

Учащиеся должны уметь:

— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, уметь объяснять необходимость знаний о газообмене в легких и тканях для понимания функционирования организма человека.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение),

объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

     

34

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование.

     

модель человека, таб.органы дыхания.

 

1

35

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

         

1

36

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

         

1

37

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации

     

Лабораторная работа№11

«Определение частоты дыхания.

ЖЕЛ»

Сантиметровая лента

 

1

38

Обобщающий урок по кровеносной и дыхательной системе.

     

тест

 

1

 

Тема 10. «Пищеварение»

( 6 ч)

Учащиеся должны знать:

— строение и функции пищеварительной системы;

— пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

— правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

— приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Учащиеся должны уметь:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Уметь объяснять необходимость знаний о питании и пищеварении для понимания функционирования организма человека, использовать приобретенные знания для объяснения условий способст­вующих и затрудняющих пищеваре­ние, для предупреждения кишечных инфекций.

     

39

Питание и пищеварение

         

1

40

Пищеварение в ротовой полости

     

Лабораторная работа №12

Изучение действия ферментов слюны на крахмал. Накрахмаленный бинт, вата , спички, иод

 

1

41

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

         

1

42

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

         

1

43

Регуляция пищеварения

         

1

44

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

     

Презентация «Гигиена питания»

 

1

 

Тема 11. «Обмен веществ и энергии»

( 4ч)

Учащиеся должны знать:

— обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;

— роль ферментов в обмене веществ;

— классификацию витаминов;

— нормы и режим питания.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

— объяснять роль витаминов в организме человека;

— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

Учащиеся должны уметь:

— классифицировать витамины.

Использовать приобретенные знания для объяснения биологической роли обмена веществ, , профилактики авитаминозов, для формирования правильного режима питания, для составления правильного рациона питания.

     

45

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

         

1

46

Витамины

     

Презентация « Витамины»

 

1

47

Энергозатраты человека и пищевой рацион

     

Лабораторная работа№13

«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

Секундомер

 

1

48

Обобщающий урок по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ».

     

тест

 

1

 

Тема 12 «Покровные органы. ( 5 ч)

Учащиеся должны знать:

— наружные покровы тела человека;

— строение и функция кожи;

— органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

— заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

— оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Учащиеся должны уметь:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов..

Наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение своего организма, воспитывать навыки гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью,

уметь объяснять механизм терморегуляции, оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции.

     

49

Выделение

         

1

               

50

Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган

     

Презентация «Покровы тела»

 

1

51

Терморегуляция организма. Закаливание

         

1

52

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

         

1

53

Обобщающий урок по теме «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция»

     

тест

 

1

 

Тема 13. «Анализаторы»

( 5 ч)

Учащиеся должны знать:

— анализаторы и органы чувств, их значение.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

Учащиеся должна уметь:

— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний анализаторов, использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленную на изучение анализаторов.

     

54

Анализаторы

         

1

55

Зрительный анализатор

     

Лабораторная работа№14 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». Листы бумаги , модель глаза

 

1

56

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

         

1

57

Слуховой анализатор

     

Модель уха

 

1

58

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

         

1

 

Тема 14 . «Высшая нервная деятельность» ( 5 ч)

Учащиеся должны знать:

— вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;

— особенности высшей нервной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные особенности поведения и психики человека;

— объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

— характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

Учащиеся должны уметь:

— классифицировать типы и виды памяти.

Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение высшей нервной деятельности; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, за состоянием собственного организма.

     

59

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

         

1

60

Врожденные и приобретенные программы поведения

     

Лабораторная работа №15 «Выработка навыка зеркального письма»

 

1

61

Сон и сновидения

         

1

62

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

         

1

63

Воля. Эмоции. Внимание

         

1

 

Тема 15. «Индивидуальное развитие организма»

( 5 ч)

Учащиеся должны знать:

— жизненные циклы организмов;

— мужскую и женскую половые системы;

— наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки органов размножения человека;

— объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Учащиеся должны уметь:

— приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Уметь работать с различными источниками биологической информации: находить информацию о половой системе, размножении человека, анализировать и оценивать её. Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций. Эмоционально-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью близких, стремление к познанию нового, самоконтролю и анализу своих действий.

     

64

Жизненные циклы. Размножение. Половая система

         

1

65

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

         

1

66

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

         

1

67

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

         

1

68

Обобщающий. Гигиена систем органов. Основные заболевания, меры предупреждение болезней. Здоровый образ жизни.

     

Презентация

 

1

 

Итоговое повторение

( 2ч)

Приведение в систему изученного материала курса «Биология. Человек».

Умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р).Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками (К).

Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

     

69, 70

Итоговая контрольная работа. Анализ

     

тест

 

2

6. Литература .

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.

Учебно-методическая литература для учащихся

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

 

Дополнительная литература для учителя:

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

«Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.

«Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.

«Биология. 8 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.

«Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.

Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек». - М., Дрофа, 2009.

Дополнительная литература для учащихся:

 

Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.

Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.

Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., Дрофа, 2006.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., Просвещение, 1983.

Каменский А.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Карманный справочник. - М., Дрофа, 2010.

Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.

Тарасов В.В. Темы курса. Иммунитет. История открытий. - М., Дрофа, 2005.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.