12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана37

Рабочая программа по биологии

на 2018-2019 учебный год

Адаптированная рабочая программа VIII вид

Учитель: Колесниченко Светлана Михайловна

Классы: 6

Количество часов:

Всего : 70 часа. В неделю: 2 час.

Пояснительная записка



Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:

    «Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;

    Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;

    Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;

    Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.

    программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущена Министерством образования Российской Федерации;

    базисный учебный план специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).

    Программа: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. – Москва «Владос» 2017г

    Учебник: Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.И.Никишов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 200 с.: илл.

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

В 6 классе программа призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.

Цель обучения: Формирование представлений обучающихся о предметах и явлениях неживой природы.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- формирование представлений обучающихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Естествознание»; - нравственно - экологическое воспитание обучающихся при изучении предмета.

Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках естествознания при ознакомлении обучающихся с природными условиями своей местности.

При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.

При подаче материала обучающимся применяется чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Особое внимание уделено познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно–познавательной деятельности предполагается работа с рабочими тетрадями. В рабочие тетради включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве самостоятельной работы или домашнего задания.

1. Общая характеристика учебного предмета.

В  6 классе «Неживая природа» состоит из четырех основных разделов. Это «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые» и «Почва». Учащиеся получают новые знания об элементарных физических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

В разделе «Вода» рассматриваются свойства воды, даются сведения о растворимых и нерастворимых веществах и растворах, имеющихся в быту и природе. Растворимые и нерастворимые вещества, температура воды и ее измерение включены в этот раздел потому, что ознакомление обучающихся с данным учебным материалом наиболее просто можно провести в связи с изучением свойств воды. Здесь же обучающиеся знакомятся с тем, как и где, учитываются и используются свойства воды человеком.

Тема «Воздух» охватывает сведения об основных физических свойствах воздуха и его составе. Наряду с изучением свойств воздуха предусматривается ознакомление обучающихся с использованием этих свойств в быту и технике. При изучении состава воздуха знакомство происходит только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов поддерживать горение. Необходимо уточнить, что азот входит в состав воздуха и что его в воздухе содержится гораздо больше, чем любого другого газа.

«Полезные ископаемые» в рабочей программе разделены на четыре группы по признаку их основного использования. При изучении этого раздела программа предусматривает ознакомление учащихся с внешним видом и основными свойствами полезных ископаемых, их применением в народном хозяйстве. Изучая тему «Нефть», обучающиеся знакомятся с продуктами ее переработки: бензином, керосином и другими материалами и их применением в хозяйственной жизни человека.

В разделе «Почва» обучающиеся знакомятся с составом почвы, с минеральной и органической частями почвы, с различением почв по цвету, с водными свойствами песчаных и глинистых почв. А так же узнают типы и свойства почв родного края.

Преподавание «Неживой природы» в коррекционной школе направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой посредством коррекционной направленности уроков у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимости живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой.



2. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана :

Класс

Количество часов

В неделю

В год

6

2

70

3. Описание ценностных ориентиров содержания « Биология». 6 класс.

Познавательные ценности - содержания курса позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Коммуникативные ценности - курс природоведения способствует формированию процесса общения, развитию грамотной речи. Приобретаемые навыки ориентиры на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Нравственные ценности - курс природоведения направлен на формирование ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Эстетические ценности - формируемые в курсе природоведения ценностные ориентиры, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все  ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.



4. Планируемые результаты освоения учебной программы.

В связи с тем, что способности к обучению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

В основе содержания обучения биологии лежит овладение учащимися следующими видами ключевых компетенций:

    общекультурные – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности;

    учебно-познавательные – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельностью, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами – это: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

    коммуникативные – включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

    социальные – означают владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

    информационные – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и предавать ее.

При изучении предметов биология у учащихся должны быть сформированы следующие ЗУН и ключевые компетенции:

    основы практико-ориентированных знаний о природе и человеке (учебно-познавательные компетенции);

    представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира (общекультурные компетенции);

    умение узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (общекультурные компетенции);

    умение описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки (коммуникативные компетенции);

    умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (общекультурные и коммуникативные компетенции);

    умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде и проводить лабораторные работы, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (общекультурные компетенции);

    следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных работ (общекультурные компетенции);

    умение использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний (информационно-коммуникативные компетенции);

    понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения (социальные компетенции);

    умение использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья (социальные компетенции);

    умение пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены (социальные компетенции);

    умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, определять характер взаимоотношений человека и природы (общекультурные и социальные компетенции);

    осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде (общекультурные и социальные компетенции).

В сфере познавательных универсальных учебных действий должны быть cформированы:

    умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета (информационно-коммуникативные компетенции);

    умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ (информационно-коммуникативные компетенции);

    умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (общекультурные и социальные компетенции);

    умение строить сообщения в устной и письменной форме (информационно-коммуникативные компетенции);

    умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);

    умение проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);

    умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и устанавливать аналогии (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);

    умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (общекультурные и коммуникативные компетенции).

В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);

    выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);

    адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

    способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

    ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

    понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции);

    установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках (социальные компетенции);

    основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения (общекультурные и социальные компетенции);

В сфере регулятивных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

    умение принимать и сохранять учебную задачу (учебно-познавательные компетенции);

    умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);

    умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);

    умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (учебно-познавательные и социальные компетенции);

    умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);

    умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);

    умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

    умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);

    умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);

    умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);

    умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);

    умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);

    умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);

    умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).

Содержание образовательной области «Биология », 6 класс.

Задачи:

Знакомство с отличительными признаками твердых тел, жидкостей и газов; характерными признаками некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; свойствами твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха;

Систематизация полученных знаний, при изучении курса природоведение, о свойствах тел расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, способности к проведению тепла; о текучести воды и движении воздух (перемещение теплого и холодного);

Формирование у учащихся навыков обращения с самым простым лабораторным оборудованием; проведению несложной обработки почвы на пришкольном участке; переваливать, поливать и ухаживать за комнатными растениями;

Воспитание у учащихся целенаправленности, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля; интереса к предмету и учебе;

Тематическое планирование

Раздел: Введение (4 часа)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей – в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

о живой и неживой природе;

явлениях природы;

о твердых, жидких и газообразных телах.

Раздел: Вода (16 часов)

Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.) растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

вода в природе существует не только в водоемах, но и в почве, в воздухе, растениях;

о единице измерения воды и приборе- термометре;

о свойствах воды, о том, как человек использует воду в личных целях.

о растворимых и нерастворимых веществах, о способности воды растворять твердые вещества.

о водных растворах, об их значении в природе и для человека.

о питьевой воде, об экологии воды. О прозрачной и мутной воде и о том, как ее очищают.

новые понятия, о том, как в природе происходит круговорот воды.

о том, как решаются проблемы, связанные с загрязнением воды.

Раздел: Воздух (16 часов)

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

о воздухе, о его свойствах, о том, как их использует человек;

о свойствах воздуха: расширяться и сжиматься, о его летучести, движении, способности нагреваться;

из каких газов состоит воздух;

о кислороде, его значение и применение человеком;

об углекислом газе, его значении и применении человеком;

о чистом и загрязненном воздухе, что такое примеси;

об экологических проблемах, связанных с загрязнением воздуха.

Раздел: Полезные ископаемые (21 часов)

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневые цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращение с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных металлов из металлических руд чугуна, стали, меди и др.). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

о полезных ископаемых, их значении;

о полезных ископаемых, используемых в строительных целях;

о горючих полезных ископаемых. Знать понятие, что такое торф, его свойства;

о каменном угле, его свойства;

о нефти, ее свойства;

о природном газе, его свойства;

о полезных ископаемых, которые получают при получении минеральных удобрений. Знать, что такое калийная соль, ее свойства;

о фосфоритах, их применении, свойствах;

о полезных ископаемых, (рудах, металлах), их свойства;

о получении черных металлов из металлических руд;

как решаются проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Раздел: Почва (13 часов)

Почва – верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок, минеральные соли – минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

о почве и как она образуется;

о составе почве, выделить ее свойства;

о частях почвы, новые понятия, что такое перегной;

о видах почвы;

свойства почвы;

основное свойство почвы – плодородии и его образование;

обработку почвы, о значении почвы для человека;

как решаются проблемы, связанные с загрязнением почвы.

Календарно-тематическое планиирование по биологии – 6 класс

п.п

-

§ДЗ

Тема урока

Формы организации

деятельности на уроке

Содержание, в соответствии с

ФК ГОС

Коммуникативные навыки

Работа по социализации

Коррекционная работа

Дата

План

Факт

I. Общее знакомство с природой

1

Введение. Экскурсия №1 «Природа живая и неживая». Вводный инструктаж.

сравнение и анализ объектов природы.

сравнение и анализ объектов природы. 3 – составление таблицы «Живые и неживые тела»

Природа, живая природа, живые тела, неживая природа, неживые тела, Явления природы

Формирование связной речи через умение составлять рассказ по опорным словам, проводить сравнение объектов природы.

Расширение круга знаний о планете, на которой мы живем. Изучение неживой природы и неживых ел и их значения для человека, его жизни и

хозяйственной деятельности. Где ты используешь воду?

Коррекция зрительного восприятия через проведение несложных опытов. Коррекция мышления через сравнение и анализ объектов природы. Коррекция речи и памяти через составление рассказа по опорным словам

2-

3.

Твердые тела, жидкие тела,

1 – поисковая работа по словарю,

Твердые, жидкие газообразные тела

Развитие диалогической речи

Учить бережно относиться к природным

Коррекция памяти и внимания через

газообразные тела. Превращение твердых тел в жидкости и газы

«Превращение

сосульки» с.10.

2 - рассказ

«Использование льда человеком» 3 - составление рассказа об охране природных богатств

через использование сюжетно-ролевой игры «Учитель – ученик».

Рассказ по плану

богатствам. Использование наблюдений о расходовании воды в семье, школе.

использование наблюдений

4

Для чего нужно изучать неживую природу.

1 – составление рассказа об охране природных богатств 2 – составление рассказа – описания по образцу

3– дополнить рассказ

Природные богатства

Развитие диалогической речи через использование сюжетно-ролевой игры «Учитель – ученик». Зачем нужна чистая вода, воздух – составление рассказаописания по плану.

Учить бережно относиться к природным богатствам, использовать их рационально.

Коррекция памяти и внимания через использование наблюдений. Коррекция мышления через использование моделирования жизненных ситуаций.

II. Вода.

5.

Экскурсия № 2 «Вода в природе».

1– составление загадок о воде 2– опора на жизненный опыт «Использование человеком воды» 3– схематически нарисовать, где можно встретить воду в природе.

Вода, водоем

Формирование связной речи через составление рассказа, развитие монологической речи – рассказ рассуждение о значении воды для организма человека.

Использование воды человеком в хозяйственных целях. Для чего ты используешь воду.

Коррекция мышления через использование загадок (серии картин). Коррекция внимании я и речи через опору на жизненный опыт и знаний общества о воде.

6

Вода- жидкость

1– составление загадок о воде 2– опора на жизненный опыт «Использование человеком воды» 3– схематически нарисовать, где можно встретить воду в природе.

Вода, водоем

Формирование связной речи через составление рассказа, развитие монологической речи – рассказ рассуждение о значении воды для организма человека.

Использование воды человеком в хозяйственных целях. Для чего ты используешь воду.

Коррекция мышления через использование загадок (серии картин). Коррекция внимании я и речи через опору на жизненный опыт и знаний общества о воде.

7

Температура воды и ее измерение.

Единица измерения – градус. Практическая работа № 1 «Определение текучести воды».

когда опускается и поднимается столбик ртути?

при помощи каких приборов измеряют температуру? 3 – что такое температура?

Температура, шкала, градус, термометр

Развитие связной устной речи через составление рассказа – описания устройства термометра.

Как определить, для чего предназначен термометр? Как измерить температуру воды, тела, воздуха? Зачем знать и уметь?

Использование заданий с опорой на различные доминантные анализаторы для коррекции памяти, внимания, мышления. Коррекция памяти ч\з составление рассказа с опорой на слова, картинки, план.

8

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении

Практическая работа № 2 «Измерение температуры питьевой холодной, горячей и теплой воды».

когда опускается и поднимается столбик ртути?

при помощи каких приборов измеряют температуру? 3 – что такое температура?

Температура, шкала, градус, термометр

Развитие связной устной речи через составление рассказа – описания устройства термометра.

Как определить, для чего предназначен термометр? Как измерить температуру воды, тела, воздуха? Зачем знать и уметь?

Использование заданий с опорой на различные доминантные анализаторы для коррекции памяти, внимания, мышления. Коррекция памяти ч\з составление рассказа с опорой на слова, картинки, план.

9-10

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Лѐд - твѐрдое тело.

1– дополнительное чтение с 27.

2 – зарисовать опыт расширения воды 3 – работа по тексту «Найди значение слова»

Расширение воды, сжатие воды

Развитие монологической речи через описание опытов

Применение свойства воды расширяться при нагревании в быту.

Коррекция зрительного восприятия через проведение опытов

11

Превращение воды в пар.

1 –моделирование жизненных ситуаций «Стирка», «за чаем» 2 – зарисовать опыт превращения воды в пар

3-проиллюстрировать опыт со спиртовкой.

Пар – газообразное состояние воды

Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений.

Применение свойства воды превращаться в газообразное состояние в природе и в быту.

Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений.

12

Кипение воды.

1 –моделирование жизненных ситуаций «Стирка», «за чаем» 2 – зарисовать опыт превращения воды в пар

3-проиллюстрировать опыт со спиртовкой.

Пар – газообразное состояние воды

Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений.

Применение свойства воды превращаться в газообразное состояние в природе и в быту.

Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений.

13

Три состояния воды в природе.

1– составление

рассказа по вопросам

4, 5

2 – составление рассказа «Как правильно использовать воду дома?»

Лед, жидкость, пар. Круговорот воды в природе, значение воды в природе.

Развитие связной речи через составление рассказа по схеме, картинке.

Бережное использование воды человеком. Как ты бережешь воду? Пар - помощник

Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных

схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам.

14

Вода растворитель

1– составление

рассказа по вопросам

4, 5

2 – составление рассказа «Как правильно использовать воду дома?»

Лед, жидкость, пар. Круговорот воды в природе, значение воды в природе.

Развитие связной речи через составление рассказа по схеме, картинке.

Бережное использование воды человеком. Как ты бережешь воду? Пар - помощник

Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных

схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам.

15

Водные растворы и их использование.

1 –моделирование жизненных ситуаций

«Стирка», «за чаем» 2 –фильтрование соленой воды

3-проиллюстрировать опыт растворения соли в воде.

Растворимые вещества

Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений.

Растворение стирального порошка в воде.

Наблюдения, жизненный опыт.

Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений.

16

Растворы в природе:

минеральная и морская вода.

1– с.52, вопрос 4 2 – рассказ «Как человек использует воду в промышленности» 3 – составление схемы–диаграммы «Использование воды»

Раствор, растворитель, водные растворы

Развитие связной речи через использование опорных слов (спиртовка, штатив, фарфоровая чашка, осадок белого цвета)

Почему нельзя пить сырую воду из водоемов? Как очистить воду? (Профильтровать, прокипятить, отстоять)

Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных

схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам.

17

Нерастворимые в воде вещества. Вода чистая и мутная.

1 – с.52, вопрос 4 2 – рассказ «Как человек использует

Фильтр, Нерастворимые вещества.Мутная

Развитие связной речи через описание опытов, наблюдений,

Почему нельзя пить сырую воду из водоемов?

Как

Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных

18

Очистка мутной воды. Питьевая вода. Практическая работа № 3 «Определение чистоты воды ближайшего водоема».

воду в промышленности» 3 – составление диаграммы «Использование воды»

вода, питьевая вода, загрязнения воды.

их результатов. Коррекция внимания, речи через наглядность.

очистить воду? (профильтровать, прокипятить, отстоять).

схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам.

19

Использование воды в быту, промышленности, сельском хозяйстве.

Охрана воды.

1– моделирование жизненных ситуаций

2 – фильтрование

воды

3– вспомни и запиши, где человек использует воду

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды и пути их решения. Очистные сооружения.

Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений.

Растворение стирального порошка в воде.

Дождевальные установки. Наблюдения, жизненный опыт. Как бережно использовать воду в школе, дома?

Составление рассказа «Как можно беречь воду дома, в школе, в природе?»

Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений.

20

Что мы узнали о воде.Тест № 1 «Вода».

1– моделирование жизненных ситуаций

2 – фильтрование

воды

3– вспомни и запиши, где человек использует воду

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды и пути их решения. Очистные сооружения.

Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений.

Растворение стирального порошка в воде.

Дождевальные установки. Наблюдения, жизненный опыт. Как бережно использовать воду в школе, дома?

Составление рассказа «Как можно беречь воду дома, в школе, в природе?»

Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений.

III. Воздух

21

Воздух в природе

1– рассказать опыт по

иллюстрации

2 –описание увиденного на экскурсии состояния воздуха

Воздух. Свойства воздуха:

прозрачность, бесцветность.

Развитие монологической и диалогической речи через составление инструкции

Правильное проветривание помещения. Что произойдет с надутым воздушным шариком после помещения его в холодильник?

Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом.

22

Воздух занимает место

1– сравнить текучесть воды и воздуха 2– найти в учебнике опыт о циркуляции воздуха в помещении, проделать и проанализировать его

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую.

Развитие

монологической речи через опыты и наблюдения

Использование вентиляции в быту

Коррекция долговременной памяти через следование словесной инструкции

23

Воздух сжимаем и упруг

1– рассказать опыт по

иллюстрации

Воздух. Свойства воздуха: сжимаемость и упругость

.

Развитие монологической и диалогической речи через составление инструкции

Надувание воздушного шара

Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря.

24

Воздух – плохой проводник тепла

1– сравнить текучесть воды и воздуха 2– найти в учебнике опыт о циркуляции воздуха в помещении, проделать и проанализировать его

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую.

Развитие

монологической речи через опыты и наблюдения

Использование вентиляции в быту

Коррекция долговременной памяти через следование словесной инструкции

25

Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении

описание опыта по

иллюстрации

выписать значения воздуха из учебника 3 – словарная работа

Учет и использование свойств воздуха человеком.

Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций

Правильное проветривание помещения. Что произойдет с надутым воздушным шариком после помещения его в холодильник?

Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом.

26

Теплый воздух легче холодного

1– самостоятельное составление таблицы

«Применение

кислорода»

2 - рисунок

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую

Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций

Правильное проветривание помещения. Что произойдет с надутым воздушным шариком посленадутия теплым воздухом?

Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом.

27

Движение воздуха в природе

1– самостоятельное составление таблицы

«Применение

кислорода»

2 - рисунок

Учет и использование свойств воздуха человеком.

Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций

Правильное проветривание помещения. Что произойдет с надутым воздушным шариком после помещения его в холодильник?

Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом.

28

Состав воздуха

описание опыта по

иллюстрации

выписать значения воздуха из учебника 3 – словарная работа

Состав воздуха

Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций

Правильное проветривание помещения. Что произойдет с надутым воздушным шариком после помещения его в холодильник?

Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом.

30

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека.

1– самостоятельное составление таблицы

«Применение

кислорода»

2 - рисунок

Кислород, сжатый воздух. Значение воздуха в жизни человека.

Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций.

Где используют кислород? Применение кислорода в медицине.

Коррекция долговременной памяти через анализ

31

Углекислый газ

1– самостоят. составление таблицы

«Применение

углекислого газа» 2– вывод в тетрадь

Углекислый газ, горение

Формирование и развитие

монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций

Углекислый газ – вред или польза?

Коррекция долговременной памяти через анализ

32

Применение углекислого газа

1– самостоят. составление таблицы

«Применение

углекислого газа» 2– вывод в тетрадь

Углекислый газ, горение

Формирование и развитие

монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций

Углекислый газ – вред или польза?

Коррекция долговременной памяти через анализ

33

Значение воздуха

описание опыта по

иллюстрации

выписать значения воздуха из учебника 3 – словарная работа

Учет и использование свойств воздуха человеком.

Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Пути их решения. Выбросы предприятий Выхлопные газы. Как можно охранять воздух от загрязнения? Фильтры

Озеленение

Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия, следование речевой инструкции

34

Чистый и загрязненный воздух

описание опыта по

иллюстрации

выписать значения воздуха из учебника 3 – словарная работа

Учет и использование свойств воздуха человеком.

Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Пути их решения. Выбросы предприятий Выхлопные газы. Как можно охранять воздух от загрязнения? Фильтры

Озеленение

Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия, следование речевой инструкции

35

Охрана воздуха

описание опыта по

иллюстрации

выписать значения воздуха из учебника 3 – словарная работа

Учет и использование свойств воздуха человеком.

Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Пути их решения. Выбросы предприятий Выхлопные газы. Как можно охранять воздух от загрязнения? Фильтры

Озеленение

Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия, следование речевой инструкции

36

Что мы узнали о воздухе. Тест №2

словарная работа

Учет и использование свойств воздуха человеком.

Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Пути их решения.

Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия

IV. Полезные ископаемые

37

Что такое полезные ископаемые

1– найти в тексте и записать определение 2 – самостоятельно составить конспект 3– услов. обозначения п.и. – в тетрадь

Образцы полезных ископаемых. Ильменский минералогический заповедник.

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых.

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ

38

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

1– найти в тексте и записать определение 2 – самостоятельно составить конспект 3– услов. обозначения п.и. – в тетрадь

Образцы полезных ископаемых. Ильменский минералогический заповедник.

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых.

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ

39

Гранит.

1 – самостоятельно составить рассказ о граните.

2– составление плана

пересказа

3– применение гранита – схема

Гранит Строительный материал Отделочный материал

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам

Использование гранита в жизнедеятельности человека. Использование известняка в жизнедеятельности человека. Строительные полезные ископаемые

Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ

40

Известняки.

1 – самостоятельно составить рассказ о граните.

2– составление плана

пересказа

3– применение гранита – схема

Гранит Строительный материал Отделочный материал

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам

Использование гранита в жизнедеятельности человека. Использование известняка в жизнедеятельности человека. Строительные полезные ископаемые

Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ

41

Песок и глина.

1 – самостоятельно составить рассказ о граните.

2– составление плана

пересказа

3– применение гранита – схема

Гранит Строительный материал Отделочный материал

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам

Использование гранита в жизнедеятельности человека. Использование известняка в жизнедеятельности человека. Строительные полезные ископаемые

Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ

42

Горючие полезные ископаемые.

1– пересказ о горючих полезных ископаемых 2– виды горючих полезных ископаемых

3 – схема в тетрадь

Горючие полезные

ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ.

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых.

Учить бережно относиться к природным богатствам.

Коррекция мыслительных операций

(последовательность, логичность)

43

Торф.

1– пересказ о горючих полезных ископаемых 2– виды горючих полезных ископаемых

3 – схема в тетрадь

Горючие полезные

ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ.

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых.

Учить бережно относиться к природным богатствам.

Коррекция мыслительных операций

(последовательность, логичность)

44

Каменный уголь.

1– пересказ о горючих полезных ископаемых 2– виды горючих полезных ископаемых

3 – схема в тетрадь

Горючие полезные

ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ.

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых.

Учить бережно относиться к природным богатствам.

Коррекция мыслительных операций

(последовательность, логичность)

45

Нефть.

1– пересказ о горючих полезных ископаемых 2– виды горючих полезных ископаемых

3 – схема в тетрадь

Горючие полезные

ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ.

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых.

Учить бережно относиться к природным богатствам.

Коррекция мыслительных операций

(последовательность, логичность)

46

Природный газ.

1– пересказ о горючих полезных ископаемых 2– виды горючих полезных ископаемых

3 – схема в тетрадь

Горючие полезные

ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ.

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых.

Учить бережно относиться к природным богатствам.

Коррекция мыслительных операций

(последовательность, логичность)

47

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

1 – актуализация знаний о минеральных веществах 2 – озвучивание рис.92, стр.144 3 – ответьте на ? 1-3, стр.145 учебника

Минеральные соли. Минеральное удобрение:

калийные, азотные, фосфорные.

Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме.

Расширение знаний о полезных ископаемых.

Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания.

48

Калийная соль.

1 – актуализация знаний о минеральных веществах 2 – озвучивание рис.92, стр.144 3 – ответьте на ? 1-3, стр.145 учебника

Минеральные соли. Минеральное удобрение:

калийные, азотные, фосфорные.

Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме.

Расширение знаний о полезных ископаемых.

Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания.

49

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения.

1 – актуализация знаний о минеральных веществах 2 – озвучивание рис.92, стр.144 3 – ответьте на ? 1-3, стр.145 учебника

Минеральные соли. Минеральное удобрение:

калийные, азотные, фосфорные.

Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме.

Расширение знаний о полезных ископаемых.

Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания.

50

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

Практическая работа №5 «Металлические руды России»

1 – прочитать о значении металлов,

сплавов

2 – изучить коллекции рудных п.и. 3 – найти по карте рудные п.и. Оренбургской обл

Металл, сплав; руда, самородки; металлы в нашем организме. Рудные полезные ископаемые Оренбургской обл.

(работа по карте)

Развитие связной устной речи через пересказ текста и монологической речи через наблюдения

Расширение знаний о полезных ископаемых.

Учить бережно относиться к природным богатствам

Коррекция зрительного восприятия через использование наблюдений.

51

Железные руды.

1 – изучить свойства железной руды 2– особенности магнитного, красного, бурого железняка 3 – дополнить предложение

Железные руды: магнитный, красный и бурый железняки. Рудник. Шахта.

Формировать положительное отношение к труду, как основе самообеспечения в самостоятельной жизни

Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий

Формировать активность произвольного внимания

52

Черные металлы. Чугун

1– выполните задания, стр.155 учебн.

2 – узнайте в учебнике о получении и свойствах чугуна; 3 – изделия из чугуна, прочитать и рассмотреть картины

Черные металлы Сплав.

Домна; руда, кокс, Сталевар.

Хрупкость.

Формировать положительное отношение к труду, как основе самообеспечения в самостоятельной жизни

Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий

Формировать активность произвольного внимания

53

Сталь

1 – выполните задания, стр.157-158 2– получение и свойства стали, найти 3 – зарисовать изделия из нержавеющей стали

Черные металлы Сплав. Электропечь, Сталевар. Металлический блеск, упругость.

Формировать положительное отношение к труду,

Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий

Коррекция зрительного восприятия через использование наблюдений.

54

Медная и алюминиевая руды. Практическая работа №6 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам».

1– назвать цветные металлы, см.учебник 2 – распознавание и описание черных и цветных металлов по

образцам;

3 – заслушать рассказ учителя об использовании в быту предметов из цветных металлов, повторить 4– ответить на ? ст.161

Цветные металлы: золото, серебро, платина, медь, алюминий, олово, свинец, цинк и др. Медный колчедан, боксит, касситерит (оловянный камень)

Развитие связной устной речи через пересказ текста и монологическую речь, через наблюдения

Развитие монологической речи через описание полезных ископаемых. Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки

Коррекция познавательной деятельности умение сравнивать и анализировать

55

Алюминий.

1 – выполните задания, стр.162 учеб. 2 – свойства, найти в учебнике и сравнить с

Теплопроводность, электропроводность алюмиевые сплавы

Формирование монологической речи через использование различных видов

Расширение знаний о получении металлов. Учить бережно относиться к природным

Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания.

56

Медь и олово

1 – использование предметов в быту из цветных металлов 2– назвать цветные металлы

3– перечислить, где используют

Сплавы меди: оловянная бронза,

алюминиевая

бронза, латунь (с цинком). Лужение.

Консервная банка.

Воспитывать сознательную дисциплину;

Развивать навыки самоконтроля через формирование навыка словесного отчета о проделанной работе

Коррекция и развитие целостного восприятия

57

Что мы узнали о полезных ископаемых Тест № 3 «Полезные ископаемые»

Организующая помощь, схема, контроль

Работать самостоятельно

Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции

V. Почва

58

Что называют почвой

1 – повторить рассказ учителя о плодородии почвы, анализ рис.110 2 – расположение почвы на слоях земли 3 – работа по рис.109

«Почва и еѐ обитатели»

4 – изучи инструкцию к предстоящей экскурсии, стр.174-175

Почва, чернозем; слои почвы Основное свойство почвы – плодородие.

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам,

Развитие монологической речи через описание почвы Учить бережно относится к природным богатствам

Коррекция мыслительных операций

(последовательность, логичность)

59

Состав почв Экскурсия №5 «Почвенные обнажения». ы.

1 – повторить рассказ учителя о плодородии почвы, анализ рис.110 2 – расположение почвы на слоях земли 3 – работа по рис.109

«Почва и еѐ обитатели»

4 – изучи инструкцию к предстоящей экскурсии, стр.174-175

Почва, чернозем; слои почвы Основное свойство почвы – плодородие.

Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам,

Развитие монологической речи через описание почвы Учить бережно относится к природным богатствам

Коррекция мыслительных операций

(последовательность, логичность)

60

Перегной – органическая часть почвы

1– неорганическая часть почвы, описание опыта

рассказ по рисунку

дополнить предложение

Песок, глина, вода, воздух

Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме

Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий

Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта

61

Песок и глина, минеральная часть почвы Практическая работа №7 «Различение песчаных и глинистых почв».

1– неорганическая часть почвы, описание опыта

рассказ по рисунку

дополнить предложение

Песок, глина, вода, воздух

Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме

Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий

Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта

62

Минеральные соли в почве

1– неорганическая часть почвы, описание опыта

рассказ по рисунку

дополнить предложение

Песок, глина, вода, воздух

Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме

Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий

Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта

63

Различие почв по их составу

Организующая помощь, схема, контроль

Перегной; Черноземные

почвы;

формулирование выводов о значении изучения биологии

Работать самостоятельно

Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции

64

Как проходит вода в разные почвы

1– различие почв по составу

рассказ по рисунку

дополнить предложение

Песок, глина, вода, воздух

Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме

Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий

Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания.

65

Испарение воды из почвы

1–беседа по наблюдениям учащихся за весенним испарениям

рассказ по рисунку

дополнить предложение

Песок, глина, вода, воздух

Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме

Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий

Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта

66

Весенняя (предпосевная обработка почвы)

Практическая работа Вскапывание лопатой, боронование граблями

67

Осенняя (основная) обработка почвы

Организующая помощь, схема, контроль

Перегной; Черноземные

почвы;

формулирование выводов о значении изучения биологии

Работать самостоятельно

Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции

68

Практическая работа Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников

Организующая помощь, схема, контроль

Перегной; Черноземные

почвы;

формулирование выводов о значении изучения биологии

Работать самостоятельно

Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции

69

Охрана почв

1– найти в уч. о вреде оврагов, потоков воды 2–рассказать, как человек должен оберегать почву от неблагоприятных воздействий

Значение почвы в н/ х. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы и пути их решения. Полезащитные

работа с деформированными предложениями, текстом.

Учить бережно относится к природным богатствам

Коррекция мыслительных операций

(последовательность, логичность)

70

Что мы узнали о почве. Итоговый тест

Организующая помощь, схема, контроль

Перегной; Черноземные

почвы;

формулирование выводов о значении изучения биологии

Работать самостоятельно

Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции

7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу Биология.

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках биологии относятся – персональные компьютеры и мультимедиапроектор, таблицы, карточки, наглядный материал.

Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:

компьютерные презентации

тестирование на компьютере

работа на интерактивной доске.

8.Учебное и учебно-методическое обеспечение по предмету «Биология».

Для реализации цели и задач обучения Биологии по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:

А. И. Никишов Неживая природа. 6 класс.М., Просвещение2017 - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;

Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, под ред. Воронковой, 2014 г;

Новая иллюстрированная энциклопедия школьника 1000 вопросов-1000 ответов. Справочное изданиие для школьного возраста.-ООО ИД «Владис», 2012 .Сгиба Т.В.

9.МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМИ.

1.Таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.

Ф.И. обучающегося

Результаты анализа личностных результатов обучающегося

0 баллов – нет продвижения

1 балл – минимальное продвижение

2 балла – среднее продвижение

3 балла -значительное продвижение

2.Сводная таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.

Результаты анализа личностных результатов обучающегося/количество обучающихся /в %

0 баллов – нет продвижения

1 балл – минимальное продвижение

2 балла – среднее продвижение

3балла-значительное продвижение

ВСЕГО:

Кол чел/%

Кол чел/%

Кол чел/%

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 6 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ

«Биология»

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области «Природоведение» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

1.Таблица овладения обучающимися программой по предмету « Биология» в 6 классе

Ф.И. обучающегося

Результаты анализа освоения программы

«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

2.Сводная таблица овладения обучающимися программой по предмету «Биология» в 6 классе

Количество человек/%

Результаты анализа освоения программы

«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Всего

Кол.чел/%

Кол.чел/%

Кол.чел/%

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает базовые учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в данных компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по базовым учебным действиям предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Практика взаимодействия с окружающим миром

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Оценивание устного и письменного ответов обучающихся.

Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из методов учета БУД (ЗУН) для детей с умственной отсталостью. При оценке устных ответов по естествознанию принимается во внимание:

правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

полнота ответа;

умение практически применять свои знания;

последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится обучающему, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении знаний примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа на вопрос,и скажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставятся.

Оценка письменных работ

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся самостоятельные работы, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, тестовые задания по заданиям учителя.

Контрольные работы состоят из ответов на тестовые задания составленные учителем или ответов на вопросы в письменном виде.

Обучающиеся 1 и 2 группы должны знать:

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

расположение Российской Федерации на географической кар­те (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость береж­ного отношения к ней;

основные отделы тела человека, значение его наружных и внут­ренних органов, их взаимосвязь.

Обучающиеся 3 группы должны знать:

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

расположение Российской Федерации на географической кар­те (ее столицы); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость береж­ного отношения к ней;

основные отделы тела человека, значение его наружных и внут­ренних органов, их взаимосвязь.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.