Рабочая программа по биологии на учебный год в 6 классе по УМК В.П. Никишова
Рабочая программа по биологии
на 2018-2019 учебный год
Адаптированная рабочая программа VIII вид
Учитель: Колесниченко Светлана Михайловна
Классы: 6
Количество часов:
Всего : 70 часа. В неделю: 2 час.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:
«Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;
Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;
Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущена Министерством образования Российской Федерации;
базисный учебный план специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).
Программа: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. – Москва «Владос» 2017г
Учебник: Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.И.Никишов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 200 с.: илл.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
В 6 классе программа призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
Цель обучения: Формирование представлений обучающихся о предметах и явлениях неживой природы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- формирование представлений обучающихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
– развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Естествознание»; - нравственно - экологическое воспитание обучающихся при изучении предмета.
Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках естествознания при ознакомлении обучающихся с природными условиями своей местности.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
При подаче материала обучающимся применяется чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Особое внимание уделено познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно–познавательной деятельности предполагается работа с рабочими тетрадями. В рабочие тетради включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве самостоятельной работы или домашнего задания.
1. Общая характеристика учебного предмета.
В 6 классе «Неживая природа» состоит из четырех основных разделов. Это «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые» и «Почва». Учащиеся получают новые знания об элементарных физических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
В разделе «Вода» рассматриваются свойства воды, даются сведения о растворимых и нерастворимых веществах и растворах, имеющихся в быту и природе. Растворимые и нерастворимые вещества, температура воды и ее измерение включены в этот раздел потому, что ознакомление обучающихся с данным учебным материалом наиболее просто можно провести в связи с изучением свойств воды. Здесь же обучающиеся знакомятся с тем, как и где, учитываются и используются свойства воды человеком.
Тема «Воздух» охватывает сведения об основных физических свойствах воздуха и его составе. Наряду с изучением свойств воздуха предусматривается ознакомление обучающихся с использованием этих свойств в быту и технике. При изучении состава воздуха знакомство происходит только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов поддерживать горение. Необходимо уточнить, что азот входит в состав воздуха и что его в воздухе содержится гораздо больше, чем любого другого газа.
«Полезные ископаемые» в рабочей программе разделены на четыре группы по признаку их основного использования. При изучении этого раздела программа предусматривает ознакомление учащихся с внешним видом и основными свойствами полезных ископаемых, их применением в народном хозяйстве. Изучая тему «Нефть», обучающиеся знакомятся с продуктами ее переработки: бензином, керосином и другими материалами и их применением в хозяйственной жизни человека.
В разделе «Почва» обучающиеся знакомятся с составом почвы, с минеральной и органической частями почвы, с различением почв по цвету, с водными свойствами песчаных и глинистых почв. А так же узнают типы и свойства почв родного края.
Преподавание «Неживой природы» в коррекционной школе направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой посредством коррекционной направленности уроков у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимости живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана :
Класс | Количество часов | |
В неделю | В год | |
6 | 2 | 70 |
3. Описание ценностных ориентиров содержания « Биология». 6 класс.
Познавательные ценности - содержания курса позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативные ценности - курс природоведения способствует формированию процесса общения, развитию грамотной речи. Приобретаемые навыки ориентиры на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Нравственные ценности - курс природоведения направлен на формирование ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Эстетические ценности - формируемые в курсе природоведения ценностные ориентиры, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
4. Планируемые результаты освоения учебной программы.
В связи с тем, что способности к обучению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В основе содержания обучения биологии лежит овладение учащимися следующими видами ключевых компетенций:
общекультурные – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности;
учебно-познавательные – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельностью, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами – это: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
коммуникативные – включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
социальные – означают владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
информационные – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и предавать ее.
При изучении предметов биология у учащихся должны быть сформированы следующие ЗУН и ключевые компетенции:
основы практико-ориентированных знаний о природе и человеке (учебно-познавательные компетенции);
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира (общекультурные компетенции);
умение узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (общекультурные компетенции);
умение описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки (коммуникативные компетенции);
умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (общекультурные и коммуникативные компетенции);
умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде и проводить лабораторные работы, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (общекультурные компетенции);
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных работ (общекультурные компетенции);
умение использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний (информационно-коммуникативные компетенции);
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения (социальные компетенции);
умение использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья (социальные компетенции);
умение пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены (социальные компетенции);
умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, определять характер взаимоотношений человека и природы (общекультурные и социальные компетенции);
осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде (общекультурные и социальные компетенции).
В сфере познавательных универсальных учебных действий должны быть cформированы:
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета (информационно-коммуникативные компетенции);
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ (информационно-коммуникативные компетенции);
умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (общекультурные и социальные компетенции);
умение строить сообщения в устной и письменной форме (информационно-коммуникативные компетенции);
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);
умение проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);
умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и устанавливать аналогии (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (общекультурные и коммуникативные компетенции).
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);
выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);
адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции);
установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках (социальные компетенции);
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения (общекультурные и социальные компетенции);
В сфере регулятивных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
умение принимать и сохранять учебную задачу (учебно-познавательные компетенции);
умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);
умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (учебно-познавательные и социальные компетенции);
умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);
умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);
умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);
умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);
умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);
умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).
Содержание образовательной области «Биология », 6 класс.
Задачи:
Знакомство с отличительными признаками твердых тел, жидкостей и газов; характерными признаками некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; свойствами твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха;
Систематизация полученных знаний, при изучении курса природоведение, о свойствах тел расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, способности к проведению тепла; о текучести воды и движении воздух (перемещение теплого и холодного);
Формирование у учащихся навыков обращения с самым простым лабораторным оборудованием; проведению несложной обработки почвы на пришкольном участке; переваливать, поливать и ухаживать за комнатными растениями;
Воспитание у учащихся целенаправленности, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля; интереса к предмету и учебе;
Тематическое планирование
Раздел: Введение (4 часа)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей – в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
о живой и неживой природе;
явлениях природы;
о твердых, жидких и газообразных телах.
Раздел: Вода (16 часов)
Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.) растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
вода в природе существует не только в водоемах, но и в почве, в воздухе, растениях;
о единице измерения воды и приборе- термометре;
о свойствах воды, о том, как человек использует воду в личных целях.
о растворимых и нерастворимых веществах, о способности воды растворять твердые вещества.
о водных растворах, об их значении в природе и для человека.
о питьевой воде, об экологии воды. О прозрачной и мутной воде и о том, как ее очищают.
новые понятия, о том, как в природе происходит круговорот воды.
о том, как решаются проблемы, связанные с загрязнением воды.
Раздел: Воздух (16 часов)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
о воздухе, о его свойствах, о том, как их использует человек;
о свойствах воздуха: расширяться и сжиматься, о его летучести, движении, способности нагреваться;
из каких газов состоит воздух;
о кислороде, его значение и применение человеком;
об углекислом газе, его значении и применении человеком;
о чистом и загрязненном воздухе, что такое примеси;
об экологических проблемах, связанных с загрязнением воздуха.
Раздел: Полезные ископаемые (21 часов)
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневые цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращение с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных металлов из металлических руд чугуна, стали, меди и др.). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
о полезных ископаемых, их значении;
о полезных ископаемых, используемых в строительных целях;
о горючих полезных ископаемых. Знать понятие, что такое торф, его свойства;
о каменном угле, его свойства;
о нефти, ее свойства;
о природном газе, его свойства;
о полезных ископаемых, которые получают при получении минеральных удобрений. Знать, что такое калийная соль, ее свойства;
о фосфоритах, их применении, свойствах;
о полезных ископаемых, (рудах, металлах), их свойства;
о получении черных металлов из металлических руд;
как решаются проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Раздел: Почва (13 часов)
Почва – верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок, минеральные соли – минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
о почве и как она образуется;
о составе почве, выделить ее свойства;
о частях почвы, новые понятия, что такое перегной;
о видах почвы;
свойства почвы;
основное свойство почвы – плодородии и его образование;
обработку почвы, о значении почвы для человека;
как решаются проблемы, связанные с загрязнением почвы.
Календарно-тематическое планиирование по биологии – 6 класс
№ п.п - §ДЗ |
Тема урока | Формы организации деятельности на уроке |
Содержание, в соответствии с ФК ГОС |
Коммуникативные навыки |
Работа по социализации |
Коррекционная работа | Дата | ||||
План | Факт | ||||||||||
I. Общее знакомство с природой | |||||||||||
1 | Введение. Экскурсия №1 «Природа живая и неживая». Вводный инструктаж. | – сравнение и анализ объектов природы. – сравнение и анализ объектов природы. 3 – составление таблицы «Живые и неживые тела» | Природа, живая природа, живые тела, неживая природа, неживые тела, Явления природы | Формирование связной речи через умение составлять рассказ по опорным словам, проводить сравнение объектов природы. | Расширение круга знаний о планете, на которой мы живем. Изучение неживой природы и неживых ел и их значения для человека, его жизни и хозяйственной деятельности. Где ты используешь воду? | Коррекция зрительного восприятия через проведение несложных опытов. Коррекция мышления через сравнение и анализ объектов природы. Коррекция речи и памяти через составление рассказа по опорным словам |
|
|
| ||
2- 3. | Твердые тела, жидкие тела, | 1 – поисковая работа по словарю, | Твердые, жидкие газообразные тела | Развитие диалогической речи | Учить бережно относиться к природным | Коррекция памяти и внимания через |
|
|
газообразные тела. Превращение твердых тел в жидкости и газы | «Превращение сосульки» с.10. 2 - рассказ «Использование льда человеком» 3 - составление рассказа об охране природных богатств | через использование сюжетно-ролевой игры «Учитель – ученик». Рассказ по плану | богатствам. Использование наблюдений о расходовании воды в семье, школе. | использование наблюдений | ||||
4 | Для чего нужно изучать неживую природу. | 1 – составление рассказа об охране природных богатств 2 – составление рассказа – описания по образцу 3– дополнить рассказ | Природные богатства | Развитие диалогической речи через использование сюжетно-ролевой игры «Учитель – ученик». Зачем нужна чистая вода, воздух – составление рассказаописания по плану. | Учить бережно относиться к природным богатствам, использовать их рационально.
| Коррекция памяти и внимания через использование наблюдений. Коррекция мышления через использование моделирования жизненных ситуаций. |
|
|
II. Вода. | ||||||||
5. | Экскурсия № 2 «Вода в природе». | 1– составление загадок о воде 2– опора на жизненный опыт «Использование человеком воды» 3– схематически нарисовать, где можно встретить воду в природе. | Вода, водоем | Формирование связной речи через составление рассказа, развитие монологической речи – рассказ рассуждение о значении воды для организма человека. | Использование воды человеком в хозяйственных целях. Для чего ты используешь воду. | Коррекция мышления через использование загадок (серии картин). Коррекция внимании я и речи через опору на жизненный опыт и знаний общества о воде. |
|
|
6 | Вода- жидкость | 1– составление загадок о воде 2– опора на жизненный опыт «Использование человеком воды» 3– схематически нарисовать, где можно встретить воду в природе. | Вода, водоем | Формирование связной речи через составление рассказа, развитие монологической речи – рассказ рассуждение о значении воды для организма человека. | Использование воды человеком в хозяйственных целях. Для чего ты используешь воду. | Коррекция мышления через использование загадок (серии картин). Коррекция внимании я и речи через опору на жизненный опыт и знаний общества о воде. | ||
7 | Температура воды и ее измерение. Единица измерения – градус. Практическая работа № 1 «Определение текучести воды». | – когда опускается и поднимается столбик ртути? – при помощи каких приборов измеряют температуру? 3 – что такое температура? | Температура, шкала, градус, термометр | Развитие связной устной речи через составление рассказа – описания устройства термометра. | Как определить, для чего предназначен термометр? Как измерить температуру воды, тела, воздуха? Зачем знать и уметь? | Использование заданий с опорой на различные доминантные анализаторы для коррекции памяти, внимания, мышления. Коррекция памяти ч\з составление рассказа с опорой на слова, картинки, план. |
|
|
8 | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении Практическая работа № 2 «Измерение температуры питьевой холодной, горячей и теплой воды». | – когда опускается и поднимается столбик ртути? – при помощи каких приборов измеряют температуру? 3 – что такое температура? | Температура, шкала, градус, термометр | Развитие связной устной речи через составление рассказа – описания устройства термометра. | Как определить, для чего предназначен термометр? Как измерить температуру воды, тела, воздуха? Зачем знать и уметь? | Использование заданий с опорой на различные доминантные анализаторы для коррекции памяти, внимания, мышления. Коррекция памяти ч\з составление рассказа с опорой на слова, картинки, план. | ||
9-10 | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Лѐд - твѐрдое тело. | 1– дополнительное чтение с 27. 2 – зарисовать опыт расширения воды 3 – работа по тексту «Найди значение слова» | Расширение воды, сжатие воды | Развитие монологической речи через описание опытов | Применение свойства воды расширяться при нагревании в быту. | Коррекция зрительного восприятия через проведение опытов | ||
11 | Превращение воды в пар. | 1 –моделирование жизненных ситуаций «Стирка», «за чаем» 2 – зарисовать опыт превращения воды в пар 3-проиллюстрировать опыт со спиртовкой. | Пар – газообразное состояние воды | Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений. | Применение свойства воды превращаться в газообразное состояние в природе и в быту. | Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений. | ||
12 | Кипение воды. | 1 –моделирование жизненных ситуаций «Стирка», «за чаем» 2 – зарисовать опыт превращения воды в пар 3-проиллюстрировать опыт со спиртовкой. | Пар – газообразное состояние воды | Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений. | Применение свойства воды превращаться в газообразное состояние в природе и в быту. | Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений. | ||
13 | Три состояния воды в природе. | 1– составление рассказа по вопросам 4, 5 2 – составление рассказа «Как правильно использовать воду дома?» | Лед, жидкость, пар. Круговорот воды в природе, значение воды в природе.
| Развитие связной речи через составление рассказа по схеме, картинке. | Бережное использование воды человеком. Как ты бережешь воду? Пар - помощник | Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам. | ||
14 | Вода растворитель | 1– составление рассказа по вопросам 4, 5 2 – составление рассказа «Как правильно использовать воду дома?» | Лед, жидкость, пар. Круговорот воды в природе, значение воды в природе.
| Развитие связной речи через составление рассказа по схеме, картинке. | Бережное использование воды человеком. Как ты бережешь воду? Пар - помощник | Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам. | ||
15 | Водные растворы и их использование. | 1 –моделирование жизненных ситуаций «Стирка», «за чаем» 2 –фильтрование соленой воды 3-проиллюстрировать опыт растворения соли в воде. | Растворимые вещества | Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений. | Растворение стирального порошка в воде. Наблюдения, жизненный опыт. | Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений. | ||
16 | Растворы в природе: минеральная и морская вода. | 1– с.52, вопрос 4 2 – рассказ «Как человек использует воду в промышленности» 3 – составление схемы–диаграммы «Использование воды» | Раствор, растворитель, водные растворы | Развитие связной речи через использование опорных слов (спиртовка, штатив, фарфоровая чашка, осадок белого цвета) | Почему нельзя пить сырую воду из водоемов? Как очистить воду? (Профильтровать, прокипятить, отстоять) | Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам. | ||
17 | Нерастворимые в воде вещества. Вода чистая и мутная. | 1 – с.52, вопрос 4 2 – рассказ «Как человек использует | Фильтр, Нерастворимые вещества.Мутная | Развитие связной речи через описание опытов, наблюдений, | Почему нельзя пить сырую воду из водоемов? Как | Коррекция внимания, речи и памяти через использование наглядных | ||
18 | Очистка мутной воды. Питьевая вода. Практическая работа № 3 «Определение чистоты воды ближайшего водоема». | воду в промышленности» 3 – составление диаграммы «Использование воды» | вода, питьевая вода, загрязнения воды. | их результатов. Коррекция внимания, речи через наглядность. | очистить воду? (профильтровать, прокипятить, отстоять). | схем, составление рассказов по схемам, картинкам, опорным словам. | ||
19 | Использование воды в быту, промышленности, сельском хозяйстве. Охрана воды. | 1– моделирование жизненных ситуаций 2 – фильтрование воды 3– вспомни и запиши, где человек использует воду | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды и пути их решения. Очистные сооружения. | Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений. | Растворение стирального порошка в воде. Дождевальные установки. Наблюдения, жизненный опыт. Как бережно использовать воду в школе, дома? Составление рассказа «Как можно беречь воду дома, в школе, в природе?» | Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений. | ||
20 | Что мы узнали о воде.Тест № 1 «Вода». | 1– моделирование жизненных ситуаций 2 – фильтрование воды 3– вспомни и запиши, где человек использует воду | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды и пути их решения. Очистные сооружения. | Развитие связной речи через описание опытов, их результатов, наблюдений. | Растворение стирального порошка в воде. Дождевальные установки. Наблюдения, жизненный опыт. Как бережно использовать воду в школе, дома? Составление рассказа «Как можно беречь воду дома, в школе, в природе?» | Коррекция мышления через анализ и сравнение предметов и явлений. | ||
III. Воздух | ||||||||
21 | Воздух в природе | 1– рассказать опыт по иллюстрации 2 –описание увиденного на экскурсии состояния воздуха | Воздух. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность. | Развитие монологической и диалогической речи через составление инструкции | Правильное проветривание помещения. Что произойдет с надутым воздушным шариком после помещения его в холодильник? | Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом. | ||
22 | Воздух занимает место | 1– сравнить текучесть воды и воздуха 2– найти в учебнике опыт о циркуляции воздуха в помещении, проделать и проанализировать его | Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую. | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Использование вентиляции в быту | Коррекция долговременной памяти через следование словесной инструкции | ||
23 | Воздух сжимаем и упруг | 1– рассказать опыт по иллюстрации | Воздух. Свойства воздуха: сжимаемость и упругость . | Развитие монологической и диалогической речи через составление инструкции | Надувание воздушного шара | Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. | ||
24 | Воздух – плохой проводник тепла | 1– сравнить текучесть воды и воздуха 2– найти в учебнике опыт о циркуляции воздуха в помещении, проделать и проанализировать его | Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую. | Развитие монологической речи через опыты и наблюдения | Использование вентиляции в быту | Коррекция долговременной памяти через следование словесной инструкции | ||
25 | Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении | – описание опыта по иллюстрации – выписать значения воздуха из учебника 3 – словарная работа | Учет и использование свойств воздуха человеком. | Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций | Правильное проветривание помещения. Что произойдет с надутым воздушным шариком после помещения его в холодильник? | Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом. | ||
26 | Теплый воздух легче холодного | 1– самостоятельное составление таблицы «Применение кислорода» 2 - рисунок | Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую | Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций | Правильное проветривание помещения. Что произойдет с надутым воздушным шариком посленадутия теплым воздухом? | Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом. | ||
27 | Движение воздуха в природе | 1– самостоятельное составление таблицы «Применение кислорода» 2 - рисунок | Учет и использование свойств воздуха человеком. | Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций | Правильное проветривание помещения. Что произойдет с надутым воздушным шариком после помещения его в холодильник? | Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом. | ||
28 | Состав воздуха | – описание опыта по иллюстрации – выписать значения воздуха из учебника 3 – словарная работа | Состав воздуха | Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций | Правильное проветривание помещения. Что произойдет с надутым воздушным шариком после помещения его в холодильник? | Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом. | ||
30 | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. | 1– самостоятельное составление таблицы «Применение кислорода» 2 - рисунок | Кислород, сжатый воздух. Значение воздуха в жизни человека. | Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций. | Где используют кислород? Применение кислорода в медицине. | Коррекция долговременной памяти через анализ | ||
31 | Углекислый газ | 1– самостоят. составление таблицы «Применение углекислого газа» 2– вывод в тетрадь | Углекислый газ, горение | Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций | Углекислый газ – вред или польза? | Коррекция долговременной памяти через анализ | ||
32 | Применение углекислого газа | 1– самостоят. составление таблицы «Применение углекислого газа» 2– вывод в тетрадь | Углекислый газ, горение | Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций | Углекислый газ – вред или польза? | Коррекция долговременной памяти через анализ | ||
33 | Значение воздуха | – описание опыта по иллюстрации – выписать значения воздуха из учебника 3 – словарная работа | Учет и использование свойств воздуха человеком. | Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Пути их решения. Выбросы предприятий Выхлопные газы. Как можно охранять воздух от загрязнения? Фильтры Озеленение | Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия, следование речевой инструкции | ||
34 | Чистый и загрязненный воздух | – описание опыта по иллюстрации – выписать значения воздуха из учебника 3 – словарная работа | Учет и использование свойств воздуха человеком. | Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Пути их решения. Выбросы предприятий Выхлопные газы. Как можно охранять воздух от загрязнения? Фильтры Озеленение | Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия, следование речевой инструкции | ||
35 | Охрана воздуха | – описание опыта по иллюстрации – выписать значения воздуха из учебника 3 – словарная работа | Учет и использование свойств воздуха человеком. | Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Пути их решения. Выбросы предприятий Выхлопные газы. Как можно охранять воздух от загрязнения? Фильтры Озеленение | Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия, следование речевой инструкции | ||
36 | Что мы узнали о воздухе. Тест №2 | словарная работа | Учет и использование свойств воздуха человеком. | Развитие монологической речи через использование наблюдений опытов, жизненных ситуаций | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Пути их решения. | Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия | ||
IV. Полезные ископаемые | ||||||||
37 | Что такое полезные ископаемые | 1– найти в тексте и записать определение 2 – самостоятельно составить конспект 3– услов. обозначения п.и. – в тетрадь | Образцы полезных ископаемых. Ильменский минералогический заповедник. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых. | Какие полезные ископаемые вы знаете? | Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ | ||
38 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве | 1– найти в тексте и записать определение 2 – самостоятельно составить конспект 3– услов. обозначения п.и. – в тетрадь | Образцы полезных ископаемых. Ильменский минералогический заповедник. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых. | Какие полезные ископаемые вы знаете? | Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ | ||
39 | Гранит. | 1 – самостоятельно составить рассказ о граните. 2– составление плана пересказа 3– применение гранита – схема | Гранит Строительный материал Отделочный материал | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам | Использование гранита в жизнедеятельности человека. Использование известняка в жизнедеятельности человека. Строительные полезные ископаемые | Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ | ||
40 | Известняки. | 1 – самостоятельно составить рассказ о граните. 2– составление плана пересказа 3– применение гранита – схема | Гранит Строительный материал Отделочный материал | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам | Использование гранита в жизнедеятельности человека. Использование известняка в жизнедеятельности человека. Строительные полезные ископаемые | Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ | ||
41 | Песок и глина. | 1 – самостоятельно составить рассказ о граните. 2– составление плана пересказа 3– применение гранита – схема | Гранит Строительный материал Отделочный материал | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам | Использование гранита в жизнедеятельности человека. Использование известняка в жизнедеятельности человека. Строительные полезные ископаемые | Коррекция памяти и мышления через сравнение и анализ | ||
42 | Горючие полезные ископаемые. | 1– пересказ о горючих полезных ископаемых 2– виды горючих полезных ископаемых 3 – схема в тетрадь | Горючие полезные ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых. | Учить бережно относиться к природным богатствам. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | ||
43 | Торф. | 1– пересказ о горючих полезных ископаемых 2– виды горючих полезных ископаемых 3 – схема в тетрадь | Горючие полезные ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых. | Учить бережно относиться к природным богатствам. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | ||
44 | Каменный уголь. | 1– пересказ о горючих полезных ископаемых 2– виды горючих полезных ископаемых 3 – схема в тетрадь | Горючие полезные ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых. | Учить бережно относиться к природным богатствам. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | ||
45 | Нефть. | 1– пересказ о горючих полезных ископаемых 2– виды горючих полезных ископаемых 3 – схема в тетрадь | Горючие полезные ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых. | Учить бережно относиться к природным богатствам. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | ||
46 | Природный газ. | 1– пересказ о горючих полезных ископаемых 2– виды горючих полезных ископаемых 3 – схема в тетрадь | Горючие полезные ископаемые; торф; каменный уголь, нефть, природный газ. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, проводить сравнение полезных ископаемых. | Учить бережно относиться к природным богатствам. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | ||
47 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. | 1 – актуализация знаний о минеральных веществах 2 – озвучивание рис.92, стр.144 3 – ответьте на ? 1-3, стр.145 учебника | Минеральные соли. Минеральное удобрение: калийные, азотные, фосфорные. | Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме. | Расширение знаний о полезных ископаемых. | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. | ||
48 | Калийная соль. | 1 – актуализация знаний о минеральных веществах 2 – озвучивание рис.92, стр.144 3 – ответьте на ? 1-3, стр.145 учебника | Минеральные соли. Минеральное удобрение: калийные, азотные, фосфорные. | Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме. | Расширение знаний о полезных ископаемых. | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. | ||
49 | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. | 1 – актуализация знаний о минеральных веществах 2 – озвучивание рис.92, стр.144 3 – ответьте на ? 1-3, стр.145 учебника | Минеральные соли. Минеральное удобрение: калийные, азотные, фосфорные. | Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме. | Расширение знаний о полезных ископаемых. | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. | ||
50 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Практическая работа №5 «Металлические руды России» | 1 – прочитать о значении металлов, сплавов 2 – изучить коллекции рудных п.и. 3 – найти по карте рудные п.и. Оренбургской обл | Металл, сплав; руда, самородки; металлы в нашем организме. Рудные полезные ископаемые Оренбургской обл. (работа по карте) | Развитие связной устной речи через пересказ текста и монологической речи через наблюдения | Расширение знаний о полезных ископаемых. Учить бережно относиться к природным богатствам | Коррекция зрительного восприятия через использование наблюдений. | ||
51 | Железные руды. | 1 – изучить свойства железной руды 2– особенности магнитного, красного, бурого железняка 3 – дополнить предложение | Железные руды: магнитный, красный и бурый железняки. Рудник. Шахта.
| Формировать положительное отношение к труду, как основе самообеспечения в самостоятельной жизни | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Формировать активность произвольного внимания | ||
52 | Черные металлы. Чугун | 1– выполните задания, стр.155 учебн. 2 – узнайте в учебнике о получении и свойствах чугуна; 3 – изделия из чугуна, прочитать и рассмотреть картины | Черные металлы Сплав. Домна; руда, кокс, Сталевар. Хрупкость. | Формировать положительное отношение к труду, как основе самообеспечения в самостоятельной жизни | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Формировать активность произвольного внимания | ||
53 | Сталь | 1 – выполните задания, стр.157-158 2– получение и свойства стали, найти 3 – зарисовать изделия из нержавеющей стали | Черные металлы Сплав. Электропечь, Сталевар. Металлический блеск, упругость. | Формировать положительное отношение к труду, | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Коррекция зрительного восприятия через использование наблюдений. | ||
54 | Медная и алюминиевая руды. Практическая работа №6 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам». | 1– назвать цветные металлы, см.учебник 2 – распознавание и описание черных и цветных металлов по образцам; 3 – заслушать рассказ учителя об использовании в быту предметов из цветных металлов, повторить 4– ответить на ? ст.161 | Цветные металлы: золото, серебро, платина, медь, алюминий, олово, свинец, цинк и др. Медный колчедан, боксит, касситерит (оловянный камень) | Развитие связной устной речи через пересказ текста и монологическую речь, через наблюдения | Развитие монологической речи через описание полезных ископаемых. Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки
| Коррекция познавательной деятельности умение сравнивать и анализировать | ||
55 | Алюминий. | 1 – выполните задания, стр.162 учеб. 2 – свойства, найти в учебнике и сравнить с | Теплопроводность, электропроводность алюмиевые сплавы | Формирование монологической речи через использование различных видов | Расширение знаний о получении металлов. Учить бережно относиться к природным | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. | ||
56 | Медь и олово | 1 – использование предметов в быту из цветных металлов 2– назвать цветные металлы 3– перечислить, где используют | Сплавы меди: оловянная бронза, алюминиевая бронза, латунь (с цинком). Лужение. Консервная банка. | Воспитывать сознательную дисциплину; | Развивать навыки самоконтроля через формирование навыка словесного отчета о проделанной работе | Коррекция и развитие целостного восприятия | ||
57 | Что мы узнали о полезных ископаемых Тест № 3 «Полезные ископаемые» | Организующая помощь, схема, контроль |
| Работать самостоятельно |
| Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции | ||
V. Почва | ||||||||
58 | Что называют почвой | 1 – повторить рассказ учителя о плодородии почвы, анализ рис.110 2 – расположение почвы на слоях земли 3 – работа по рис.109 «Почва и еѐ обитатели» 4 – изучи инструкцию к предстоящей экскурсии, стр.174-175 | Почва, чернозем; слои почвы Основное свойство почвы – плодородие. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, | Развитие монологической речи через описание почвы Учить бережно относится к природным богатствам | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | ||
59 | Состав почв Экскурсия №5 «Почвенные обнажения». ы. | 1 – повторить рассказ учителя о плодородии почвы, анализ рис.110 2 – расположение почвы на слоях земли 3 – работа по рис.109 «Почва и еѐ обитатели» 4 – изучи инструкцию к предстоящей экскурсии, стр.174-175 | Почва, чернозем; слои почвы Основное свойство почвы – плодородие. | Формирование связной речи через составление рассказа по опорным словам, | Развитие монологической речи через описание почвы Учить бережно относится к природным богатствам | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | ||
60 | Перегной – органическая часть почвы | 1– неорганическая часть почвы, описание опыта – рассказ по рисунку – дополнить предложение | Песок, глина, вода, воздух | Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта | ||
61 | Песок и глина, минеральная часть почвы Практическая работа №7 «Различение песчаных и глинистых почв». | 1– неорганическая часть почвы, описание опыта – рассказ по рисунку – дополнить предложение | Песок, глина, вода, воздух | Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта | ||
62 | Минеральные соли в почве | 1– неорганическая часть почвы, описание опыта – рассказ по рисунку – дополнить предложение | Песок, глина, вода, воздух | Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта | ||
63 | Различие почв по их составу | Организующая помощь, схема, контроль | Перегной; Черноземные почвы;
| формулирование выводов о значении изучения биологии | Работать самостоятельно | Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции | ||
64 | Как проходит вода в разные почвы | 1– различие почв по составу – рассказ по рисунку – дополнить предложение | Песок, глина, вода, воздух | Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Коррекция памяти и речи через использование рассказа – описания. | ||
65 | Испарение воды из почвы | 1–беседа по наблюдениям учащихся за весенним испарениям – рассказ по рисунку – дополнить предложение | Песок, глина, вода, воздух | Развитие связной устной речи через пересказ текста, через составление рассказа по схеме | Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий | Коррекция зрительного восприятия через проведение опыта | ||
66 | Весенняя (предпосевная обработка почвы) Практическая работа Вскапывание лопатой, боронование граблями | |||||||
67 | Осенняя (основная) обработка почвы | Организующая помощь, схема, контроль | Перегной; Черноземные почвы;
| формулирование выводов о значении изучения биологии | Работать самостоятельно | Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции | ||
68 | Практическая работа Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников | Организующая помощь, схема, контроль | Перегной; Черноземные почвы;
| формулирование выводов о значении изучения биологии | Работать самостоятельно | Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции | ||
69 | Охрана почв | 1– найти в уч. о вреде оврагов, потоков воды 2–рассказать, как человек должен оберегать почву от неблагоприятных воздействий | Значение почвы в н/ х. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы и пути их решения. Полезащитные | работа с деформированными предложениями, текстом. | Учить бережно относится к природным богатствам | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | ||
70 | Что мы узнали о почве. Итоговый тест | Организующая помощь, схема, контроль | Перегной; Черноземные почвы;
| формулирование выводов о значении изучения биологии | Работать самостоятельно | Коррекция долговременной памяти (воспоминания, вывод), следование речевой инструкции |
7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу Биология.
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках биологии относятся – персональные компьютеры и мультимедиапроектор, таблицы, карточки, наглядный материал.
Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:
компьютерные презентации
тестирование на компьютере
работа на интерактивной доске.
8.Учебное и учебно-методическое обеспечение по предмету «Биология».
Для реализации цели и задач обучения Биологии по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:
А. И. Никишов Неживая природа. 6 класс.М., Просвещение2017 - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;
Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, под ред. Воронковой, 2014 г;
Новая иллюстрированная энциклопедия школьника 1000 вопросов-1000 ответов. Справочное изданиие для школьного возраста.-ООО ИД «Владис», 2012 .Сгиба Т.В.
9.МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМИ.
1.Таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Ф.И. обучающегося | Результаты анализа личностных результатов обучающегося | |||
0 баллов – нет продвижения | 1 балл – минимальное продвижение | 2 балла – среднее продвижение | 3 балла -значительное продвижение | |
2.Сводная таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Результаты анализа личностных результатов обучающегося/количество обучающихся /в % | |||
0 баллов – нет продвижения | 1 балл – минимальное продвижение | 2 балла – среднее продвижение | 3балла-значительное продвижение |
ВСЕГО: | Кол чел/% | Кол чел/% | Кол чел/% |
МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 6 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ
«Биология»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области «Природоведение» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
1.Таблица овладения обучающимися программой по предмету « Биология» в 6 классе
Ф.И. обучающегося | Результаты анализа освоения программы | |||
«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий | «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. | «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. | ||
2.Сводная таблица овладения обучающимися программой по предмету «Биология» в 6 классе
Количество человек/% | Результаты анализа освоения программы | ||
«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий | «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. | «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. | |
Всего | Кол.чел/% | Кол.чел/% | Кол.чел/% |
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает базовые учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в данных компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по базовым учебным действиям предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Оценивание устного и письменного ответов обучающихся.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из методов учета БУД (ЗУН) для детей с умственной отсталостью. При оценке устных ответов по естествознанию принимается во внимание:
правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающему, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении знаний примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа на вопрос,и скажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставятся.
Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся самостоятельные работы, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, тестовые задания по заданиям учителя.
Контрольные работы состоят из ответов на тестовые задания составленные учителем или ответов на вопросы в письменном виде.
Обучающиеся 1 и 2 группы должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Обучающиеся 3 группы должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.