12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Косян Анаит Георгиевна100
Россия, Воронежская обл., Богучар

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.01

Компьютерные системы и комплексы.

Разработчик: преподаватель общеобразовательных дисциплин Богучарского филиала ГБПОУ ВО «ВГПГК»

______________ А. Г. Косян

 

Рассмотрено и утверждено на заседании УМО

Богучарского филиала ГБПОУ ВО «ВГПГК»

Председатель

___________ А.А. Бейдина

Протокол № _______

от « _____» ________2016 г.

Согласовано:

заместитель заведующего Богучарским филиалом ГБПОУВО «ВГПГК»

по УР

__________ А.В.Гончарова

« _____» ________2016 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3 - 4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5 -10

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;

- применять законы алгебры логики;

- определять типы графов и давать их характеристики;

- строить простейшие автоматы.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия и приемы дискретной математики;

- логические операции, формулы логики, законы алгебры логики;

- основные классы функций, полнота множества функций, теорема Поста;

- основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями;

- логика предикатов, бинарные отношения и их виды; элементы теории отображений и алгебры подстановок;

- метод математической индукции; алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов;

- основные понятия теории графов, характеристики и виды графов;

- элементы теории автоматов.

Техник по компьютерным системам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник по компьютерным системам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Проектирование цифровых устройств.

ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.

ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента – 138 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 92 часов;

самостоятельной работы студента – 46 часов

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

138

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

92

в том числе

 

- теоретические занятия

50

- практические занятия

42

Самостоятельная работа студента (всего)

46

в том числе

 

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы

10

- подготовка рефератов

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Дискретная математика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

5 семестр

 

28

 

Раздел 1.

Множества и отображения

 

14

2

Тема 1.1.

Общие понятия теории множеств.

Содержание учебного материала

2

2

Введение. Предмет и задачи дисциплины, ее связь с другими дисциплинами. Понятие множества. Способы задания. Сравнение множеств. Подмножества. Универсальное множество. Изображение множеств. Равенство множеств. Понятие мощности.

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашнего задания по теме 1.1

1

 

Тема 1.2.

Основные операции над множествами.

Содержание учебного материала

2

2

Основные операции над множествами: пересечение, объединение, разность, дополнение, симметрическая разность. Свойства операций над множествами. Декартово произведение.

Практические занятия

Операции на множествах.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашнего задания по теме 1.2

1

 

Тема 1.3.

Соответствия между множествами. Отображения.

Содержание учебного материала

2

2

Соответствие между множествами. Образ и прообраз. Множество значений и область определения соответствия. Понятие отображения. Задание отображений. Виды отображений. Композиция функций. Тождественное отображение.

   

Практические занятия

Отображения: их представление и свойства.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашнего задания по теме 1.3

1

 

Тема 1.4.

Классификация множеств. Мощность множества.

Содержание учебного материала

2

2

Мощность множества. Эквивалентные множества. Классификация множеств в зависимости от их мощности. Булеан множества. Основная теорема о конечных множествах. Множество мощности континуума. Сравнение множеств.

   

Самостоятельная работа студентов

Подготовка рефератов по теме «Математические и общелогические парадоксы теории множеств»

1

 

Тема 1.5.

Отношения. Бинарные отношения и их свойства.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие отношения на множестве. Бинарные отношения. Примеры бинарных отношений. Свойства бинарных отношений. Отношение эквивалентности. Отношение толерантности. Отношение порядка. Функциональные отношения.

Практические занятия

Способы задания отношений. Свойства отношения.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашнего задания по теме 1.5

1

 

Тема 1.6.

Элементы комбинаторики.

Содержание учебного материала

4

3

Правило суммы и правило произведения. Перестановки, размещения и сочетания. Примеры. Применение комбинаторики.

Практические занятия

Решение комбинаторных задач.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашнего задания по теме 1.6

2

 

Раздел 2. Графы

 

14

2

Тема 2.1.

Основные понятия и определения графа и его элементов

Содержание учебного материала

2

2

Понятие графа. Виды графов. Элементы графов, маршруты, циклы. Ориентированные и неориентированные графы. Пути и цепи, контуры и циклы в графе. Изоморфные графы. Планарные и плоские графы. Теорема Эйлера.

Самостоятельная работа студентов

Подготовка рефератов по теме «Исторические задачи о графах»

1

 

Тема 2.2.

Операции над графами.

Содержание учебного материала

4

2

Операции над графами: объединение и пересечение. Подграфы. Кольцевая сумма.

Практические занятия

Операции над графами.

2

 

Самостоятельная работа студентов( Выполнение домашнего задания по теме 2.2)

2

 

Тема 2.3.

Деревья. Лес. Бинарные деревья.

Содержание учебного материала

4

2

Деревья и их свойства. Лес. Упорядоченное дерево. Бинарные деревья.

Практические занятия

Ориентированные, упорядоченные и бинарные деревья. Обходы бинарных деревьев.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 2.3

2

 

Тема 2.4.

Способы задания графа. Изоморфные графы.

Содержание учебного материала

2

2

Способы задания графов. Изоморфные графы. Матрица инцидентности. Матрица смежности.

Практические занятия

Способы задания графов.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашнего задания по теме 2.4

1

 
 

Дифференцированный зачет

2

2

6 семестр

 

64

 

Раздел 3.

Матлогика

 

20

 

Тема 3.1.

Суждения как форма мышления. Простые высказывания.

Содержание учебного материала

2

2

Суждение. Высказывание. Примеры простых высказываний. Формализация высказываний.

   

Самостоятельная работа студентов

Подготовка рефератов по теме.

1

 

Тема 3.2.

Булевы функции.

Содержание учебного материала

6

2

Логические функции. Равенство функций. Формулы. Булевы функции одной переменной. Булевы функции двух переменных. Таблицы истинности. Симметрические функции. Стрелка Пирса. Штрих Шеффера. Импликации. Способы задания булевых функций.

   

Практические занятия

Булевы функции и логические исчисления.

2

2

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашнего задания по теме 3.2

3

 

Тема 3.3.

Сложные высказывания.

Содержание учебного материала

6

2

Образование сложных высказываний. Логические операции над сложными высказываниями. Таблицы истинности логических операций. Словарь перевода на язык алгебры логики. Формулы алгебры логики.

   

Практические занятия

Операции над сложными высказываниями.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашнего задания по теме 3.3

3

 

Тема 3.4.

Основные классы функций. Полнота множества функций.

Содержание учебного материала

6

2

Функциональная замкнутость. Функционально полные системы функций. Теорема Поста. Критерии функциональной полноты булевых функций.

   

Практические занятия

Исследование полноты системы логических функций (использование теоремы Поста).

2

 

Самостоятельная работа студентов

Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 3.4

3

 

Раздел 4.

Формальные системы и умозаключения

 

24

 

Тема 4.1.

Формальные системы. Исчисление высказываний.

Содержание учебного материала

6

2

Понятие о формальных системах. Представление системы. Средства, аксиомы и правила вывода. Интерпретация формальной теории. Требования, предъявляемые к формальным системам. Исчисление высказываний.

Самостоятельная работа студентов

Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 4.1

3

 

Тема 4.2.

Логика предикатов.

Содержание учебного материала

6

2

Определение исчисления предикатов как формальной теории. Понятие предиката. Язык логики предикатов. Множество истинности предиката. Логические операции над предикатами.

Практические занятия

Логические операции над предикатами.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашнего задания по теме 4.2

3

 

Тема 4.3.

Умозаключения как форма мышления. Дедуктивные умозаключения и их виды.

Содержание учебного материала

6

2

Умозаключение. Посылки. Заключение Вывод. Виды умозаключений: индуктивные и дедуктивные; достоверные и вероятностные. Дедуктивные умозаключения и их виды.

   

Практические занятия

Применение аппарата алгебры высказываний для работы с умозаключениями.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 4.3

3

 

Тема 4.4.

Индуктивные умозаключения и их виды. Метод математической индукции.

Содержание учебного материала

6

3

Индукция. Виды индукции. Метод математической индукции.

   

Практические занятия

Применение метода математической индукции к решению задач.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Выполнение домашнего задания по теме 4.3

3

 

Раздел 5.

Конечные автоматы.

 

20

2

Тема 5.1.

Определение конечных автоматов.

Содержание учебного материала

6

2

Понятие автомата. Виды автоматов: информационные, управляющие и вычислительные. Синхронные и асинхронные автоматы. Конечные и бесконечные автоматы. Комбинационный автомат. Представление событий в автомате.

   

Самостоятельная работа студентов

Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 5.1

3

 

Тема 5.2.

Способы задания конечных автоматов.

Содержание учебного материала

8

2

Табличный, графический и аналитический способы задания конечных автоматов.

   

Практические занятия

Способы задания конечных автоматов.

2

 

Самостоятельная работа студентов

Проработка конспекта и учебной литературы по вопросам к теме 5.2

4

 

Тема 5.3.

Общие задачи теории автоматов.

Содержание учебного материала

6

2

Три основные задачи теории автоматов: задача синтеза, задача анализа и задача декомпозиции. Перспективы применения теории конечных автоматов.

   

Практические занятия

Построение автоматов, распознающих заданные свойства.

2

2

Самостоятельная работа студентов

Подготовка рефератов по теме 5.3

3

 
 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

 
 

ВСЕГО:

92

 

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально- техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин.

 

Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебно-методической документации;

- методические рекомендации для выполнения практических работ;

- компьютер, мультимедийное оборудование.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. – М.: «Академия», 2009

Канцедал С.А. Дискретная математика – М.: «ИНФРА-М», 2007

Ю.И. Галушкина. Конспект лекции по дискретной математике

Москва. Айрис Пресс 2007г.

4. Ф.А.Новиков. Дискретная математика для программистов. Питер, 2004 г.

Дополнительные источники:

Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математики. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005

Подгорнова О.В. Математические и логические основы электронно-вычислительной техники. – М.: «Академия», 2010

Асеев Г.Г., Абрамов А.М., Ситников Д.Э. Дискретная математика.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения самостоятельных и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

- формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

- применять законы алгебры логики;

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

- определять типы графов и давать их характеристики;

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

- строить простейшие автоматы.

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

Знания:

 

- основные понятия и приемы дискретной математики;

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

- логические операции, формулы логики, законы алгебры логики;

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

- основные классы функций, полнота множества функций, теорема Поста;

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

- основные понятия теории множеств, теоретико-множествнные операции и их связь с логическими операциями;

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

- логика предикатов, бинарные отношения и их виды; элементы теории отображений и алгебры подстановок;

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

- метод математической индукции; алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов;

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

- основные понятия теории графов, характеристики и виды графов;

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

- элементы теории автоматов.

практические занятия, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа по дисциплине

 

5

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.