Рабочая программа по дисциплине «Материаловедение» для СПО
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
структурное подразделение учебно – производственный центр «Ковернино»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине « МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
По специальности 19601
Швея
Квалификация: Швея
I курс
2016
Ковернино
Рассмотрена на МК Протокол № _______ от « ___ » _______________ 201__ г. Председатель ______________ /_________________/ (подпись) (Ф.И.О.) |
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УПР _________________ /_______________/ (подпись) |
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО)
19601 «Швея»
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства» структурное подразделение учебно – производственный центр «Ковернино»
Разработчик:
Королёва Елена Сергеевна, преподаватель ГБПОУ СТИСП
_________________________ ______________________
(подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
5 |
|
10 |
|
11 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 19601 «Швея»
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области легкой промышленности
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- применять материалы при выполнении работ.
знать:
-общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
- общие сведения о строении материалов;
-общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: |
|
Теоретические занятия |
38 |
Практические работы |
10 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Материаловедение».
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тема 1. Введение |
Аудиторные занятия: |
2 |
|
Общие сведения о предмете. Цели и задачи предмета. Классификация швейных материалов, ассортимент тканей для изготовления одежды. |
2 |
1 1 |
|
Тема 2. Волокнистые материалы. |
Аудиторные занятия: |
10 |
|
Волокнистые материалы. Текстильные волокна, их классификация. |
2 |
1 |
|
Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопок, его состав, строение, свойства. Лен, его состав, строение, свойства. |
2 |
1 |
|
Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть, его состав, строение и свойства. Натуральный шелк, его состав строение и свойства. |
2 |
1 |
|
Химические волокна. Промышленное производство химических волокон. Искусственные волокна, их получение, свойства. Синтетические волокна, их получение, свойства Неорганические волокна, их получение и свойства.. |
2 |
1 |
|
Практическая работа №1-2 Распознавание различных видов волокон. Определение свойств волокон. |
2 |
2 |
|
Тема 3. Технология ткани. |
Аудиторные занятия. |
6 |
|
Прядение. Виды текстильных нитей. Классификация нитей. Основные процессы прядения. Ткацкое производство. Процесс образования ткани на ткацком станке, дефекты ткацкого производства. |
2 |
1 |
|
Отделка тканей. Её назначение. Технологические операции отделки, их виды, назначение. Применение красителей для отделки тканей. Виды и характеристика рисунков на тканях. Дефекты крашения |
2 |
1 |
|
Практическая работа №3-4 Определение видов пряжи. Способы отделки тканей. Определение дефектов пряжи ткацкого производства. |
2 |
2 |
|
Тема 4. Строение и свойства тканей. |
Аудиторные занятия. |
9 |
|
Плотность ткани; определение плотности ткани; показатели плотности. Строение ткани. Расположение нитей, основы и утка. Виды и строение нитей, основы и утка. |
2 |
1 |
|
Классификация ткацких переплетений. Определение лицевой, изнаночной стороны ткани. Волокнистый состав ткани. Определение волокнистого состава ткани. |
2 |
1 |
|
Свойства тканей. Факторы, влияющие на свойства тканей. Характеристика свойства тканей. Геометрические свойства, их виды, значения, характеристика. Физические свойства, их виды, значения, характеристика. Износостойкость ткани, методы определения износостойкости. |
2 |
1 |
|
Практическая работа № 5-6 Определение волокнистого состава ткани, виды переплетения. Определение лицевой, изнаночной стороны; основы и утка ткани. |
2 |
2 |
|
Контрольная работа |
1 |
||
Тема5. Классификация материалов. |
Аудиторные занятия. |
2 |
1 |
Классификация материалов по назначению. Качество, свойства, показатели качества, стандартизация. Категории стандартов, виды стандартов. Художественно-эстетические показатели качества |
2 |
1 |
|
Тема 6. Ассортимент тканей. |
Аудиторные занятия. |
4 |
1 |
Ассортимент тканей по виду сырья, Хлопчатобумажные ткани, их виды и свойства. Льняные ткани, их виды и свойства. Шерстяные ткани, их виды и свойства. Шелковые ткани, их виды и свойства. Дефекты тканей. |
2 |
1 |
|
Практическая работа №7-8. Определение сорта ткани по дефектам внешнего вида. |
2 |
2 |
|
Тема 7. Кожа. Пленочные и дублированные материалы. |
Аудиторные занятия. |
2 |
1 |
Виды натуральной кожи, способы отделки. Дефекты, сортность. Виды искусственной кожи, её производство, свойства. Виды пленочных и дублированных материалов, свойства, применение. |
2 |
1 |
|
Тема 8. Нетканые материалы. |
Аудиторные занятия. |
2 |
1 |
Общие сведения производства нетканых материалов. Ассортимент, свойства и применение нетканых материалов. |
2 |
1 |
|
Тема 9. Материалы для соединения деталей одежды. |
Аудиторные занятия. |
4 |
1 |
Ассортимент швейных ниток и клеевых материалов для соединения деталей одежды. Их характеристика и применение. |
2 |
1 |
|
Практическая работа № 9-10. Определение ниток по волокнистому составу. |
2 |
1 |
|
Тема 10. Утепляющие материалы. |
Аудиторные занятия. |
2 |
1 |
Виды натурального меха, его классификация, назначение и применение. Способы получения искусственного меха. Их свойства, назначение и применение. |
2 |
1 |
|
Тема11. Фурнитура. Прокладочные и отделочные материалы. |
Аудиторные занятия. |
2 |
1 |
Назначение и применение фурнитуры в одежде. Виды назначения прокладочных материалов. Их свойства. |
2 |
1 |
|
Тема 12.Уход за изделиями. |
Аудиторные занятия. |
2 |
|
Способы чистки материалов и изделий. Режимы ВТО тканей. Правила хранения материалов и изделий. |
2 |
1 |
|
Итоговый зачет |
1 |
Всего: 48
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по предмету « Основы материаловедения»;
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
методические пособия.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Савостицкий Н.А Материаловедение швейного производства: Учеб. пособие для сред. проф. образования: Учеб. пособие для нач. проф. образования/ Н.А Савостицкий, Э.К.Амирова.-3-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2004.-240с.
Крючкова Г.А Технология и материаловедение швейного производства, Учеб. пособие для сред. проф. образования: Учеб. пособие для нач. проф. образования. «Академия»,2003.-257с.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
- http ://procapitalist.ru- портал для профессионалов швейной отрасли; http: //www.moda.ru/- мода; http://www.season.ru/- клуб любителей шитья; http://allvgkrojki.ru/- все выкройки; http ://odensa-sama.ru- Оденься сама: кройка и шитье для начинающих; http: //vykroyka.com/- выкройка своими руками.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания). |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
умения: - подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ; - применять материалы при выполнении работ. знания: - общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения; - общие сведения о строении материалов; -общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов. |
- аудиторное практическое задание
- аудиторное практическое задание
- тестирование
- аудиторное практическое задание - тестирование
|
Поурочно - тематический план по предмету
« Материаловедение ».
Профессия: Швея
Количество часов – 48; ПР- 10
№ урока |
№ темы |
Тема, урок |
Кол-во часов |
Примечание |
|
1 |
Введение. |
2 |
|
1-2 |
|
Общие сведения о предмете. Цели и задачи предмета. Классификация швейных материалов, ассортимент тканей для изготовления одежды. |
2 |
|
2 |
Волокнистые материалы. |
10 |
||
3-4 |
|
Волокнистые материалы. Текстильные волокна, их классификация . |
2 |
|
5-6 |
|
Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопок, его состав, строение, свойства. Лен, его состав, строение, свойства. |
2 |
|
7-8 |
Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть, его состав, строение и свойства. Натуральный шелк, его состав строение и свойства. |
2 |
||
9-10 |
|
Химические волокна. Промышленное производство химических волокон. Искусственные волокна, их получение, свойства. Синтетические волокна, их получение, свойства Неорганические волокна, их получение и свойства. |
2 |
|
11-12 |
|
Практическая работа № 1-2 Распознавание различных видов волокон. Определение свойств волокон. |
2 |
|
3 |
Технология ткани. |
6 |
||
13-14 |
Прядение. Виды текстильных нитей. Классификация нитей. Основные процессы прядения. Ткацкое производство. Процесс образования ткани на ткацком станке, дефекты ткацкого производства. |
2 |
||
15-16 |
|
Отделка тканей. Её назначение. Технологические операции отделки, их виды, назначение. Применение красителей для отделки тканей. Виды и характеристика рисунков на тканях. Дефекты крашения |
2 |
|
17-18 |
|
Практическая работа № 3-4 Определение видов пряжи. Способы отделки тканей. Определение дефектов пряжи ткацкого производства. |
2 |
|
|
4 |
Строение и свойства тканей. |
9 |
|
19-20 |
|
Плотность ткани; определение плотности ткани; показатели плотности. Строение ткани. Расположение нитей, основы и утка. Виды и строение нитей, основы и утка. |
2 |
|
21-22 |
|
Классификация ткацких переплетений. Определение лицевой, изнаночной стороны ткани. Волокнистый состав ткани. Определение волокнистого состава ткани. |
2 |
|
23-24 |
|
Практическая работа № 5-6 Определение волокнистого состава ткани, виды переплетения. Определение лицевой, изнаночной стороны; основы и утка ткани. |
2 |
|
25-26 |
|
Свойства тканей. Факторы, влияющие на свойства тканей. Характеристика свойства тканей. Геометрические свойства, их виды, значения, характеристика. Физические свойства, их виды, значения, характеристика. Износостойкость ткани, методы определения износостойкости. |
2 |
|
27 |
Контрольная работа. |
1 |
||
5 |
Классификация материалов |
2 |
||
28-29 |
|
Контрольная работа. Классификация материалов по назначению. Качество, свойства, показатели качества, стандартизация. |
2 |
|
6 |
Ассортимент тканей |
4 |
||
30-31 |
|
Ассортимент тканей по виду сырья, свойства тканей. Дефекты тканей. |
2 |
|
32 -33 |
Практическая работа №7-8. Определение сорта ткани по дефектам внешнего вида. |
2 |
||
7 |
Кожа. Пленочные и дублированные материалы. |
2 |
||
34-35 |
|
Виды натуральной кожи, способы отделки. Дефекты, сортность. Виды искусственной кожи, её производство, свойства. Виды пленочных и дублированных материалов, свойства, применение. |
2 |
|
8 |
Нетканые материалы. |
2 |
||
36-37 |
|
Общие сведения производства нетканых материалов. Ассортимент, свойства и применение нетканых материалов. |
2 |
|
9 |
Материалы для соединения деталей одежды. |
4 |
||
38-39 |
Ассортимент швейных ниток и клеевых материалов для соединения деталей одежды. Их характеристика и применение. |
2 |
||
40-41 |
Практическая работа № 9-10. Определение ниток по волокнистому составу |
2 |
||
10 |
Утепляющие материалы. |
2 |
||
42-43 |
Виды натурального меха, его классификация, назначение и применение. Способы получения искусственного меха. Их свойства, назначение и применение. |
2 |
||
11 |
Фурнитура. Прокладочные и отделочные материалы. |
2 |
||
44-45 |
Назначение и применение фурнитуры в одежде. Виды назначения прокладочных материалов. Их свойства. |
2 |
||
12 |
Уход за изделиями. |
2 |
||
46-47 |
Способы чистки материалов и изделий. Режимы ВТО тканей. Правила хранения материалов и изделий. |
2 |
||
48 |
Итоговый зачет. |
1 |
Всего: 48
Перечень практических работ по предмету
«Материаловедение »
№ темы |
Наименование темы лабораторной работы |
Количество часов |
Примечание |
1. |
Практическая работа №1 Распознавание различных видов волокон. |
1 |
|
2. |
Практическая работа №2 Определение свойств волокон. |
1 |
|
3. |
Практическая работа №3 Определение видов пряжи. Способы отделки тканей. |
1 |
|
4. |
Практическая работа №4 Определение дефектов пряжи ткацкого производства. |
1 |
|
5. |
Практическая работа №5 Определение волокнистого состава ткани, виды переплетения. |
1 |
|
6. |
Практическая №6 Определение лицевой, изнаночной стороны; основы и утка ткани. |
1 |
|
7. |
Практическая работа №7-8 Определение сорта ткани по дефектам внешнего вида. |
2 |
|
8. |
Практическая работа №9-10 Определение ниток по волокнистому составу |
2 |
|
|
Всего:
|
10 |
|