Рабочая программа по дисциплине «Материаловедение» для СПО
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
структурное подразделение учебно – производственный центр «Ковернино»
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине « МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
 
По специальности 19601
Швея
Квалификация: Швея
 
I курс
 
 
 
2016
Ковернино
| Рассмотрена на МК Протокол № _______ от « ___ » _______________ 201__ г. Председатель ______________ /_________________/ (подпись) (Ф.И.О.) | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УПР _________________ /_______________/ (подпись) | 
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО)
19601 «Швея»
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства» структурное подразделение учебно – производственный центр «Ковернино»
Разработчик:
Королёва Елена Сергеевна, преподаватель ГБПОУ СТИСП
_________________________ ______________________
(подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. | |
| 
 | 4 | 
| 
 | 5 | 
| 
 | 10 | 
| 
 | 11 | 
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 19601 «Швея»
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области легкой промышленности
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- применять материалы при выполнении работ.
знать:
-общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
- общие сведения о строении материалов;
-общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
 
| Вид учебной работы | Количество часов | 
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 | 
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 | 
| в том числе: | |
| Теоретические занятия | 38 | 
| Практические работы | 10 | 
| Итоговая аттестация в форме зачета | |
 
 
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Материаловедение».
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| Тема 1. Введение | Аудиторные занятия: | 2 | |
| Общие сведения о предмете. Цели и задачи предмета. Классификация швейных материалов, ассортимент тканей для изготовления одежды. | 2 | 1 1 | |
| Тема 2. Волокнистые материалы. | Аудиторные занятия: | 10 | |
| Волокнистые материалы. Текстильные волокна, их классификация. | 2 | 1 | |
| Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопок, его состав, строение, свойства. Лен, его состав, строение, свойства. | 2 | 1 | |
| Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть, его состав, строение и свойства. Натуральный шелк, его состав строение и свойства. | 2 | 1 | |
| Химические волокна. Промышленное производство химических волокон. Искусственные волокна, их получение, свойства. Синтетические волокна, их получение, свойства Неорганические волокна, их получение и свойства.. | 2 | 1 | |
| Практическая работа №1-2 Распознавание различных видов волокон. Определение свойств волокон. | 2 | 2 | |
| Тема 3. Технология ткани. | Аудиторные занятия. | 6 | |
| Прядение. Виды текстильных нитей. Классификация нитей. Основные процессы прядения. Ткацкое производство. Процесс образования ткани на ткацком станке, дефекты ткацкого производства. | 2 | 1 | |
| Отделка тканей. Её назначение. Технологические операции отделки, их виды, назначение. Применение красителей для отделки тканей. Виды и характеристика рисунков на тканях. Дефекты крашения | 2 | 1 | |
| Практическая работа №3-4 Определение видов пряжи. Способы отделки тканей. Определение дефектов пряжи ткацкого производства. | 2 | 2 | |
| Тема 4. Строение и свойства тканей. | Аудиторные занятия. | 9 | |
| Плотность ткани; определение плотности ткани; показатели плотности. Строение ткани. Расположение нитей, основы и утка. Виды и строение нитей, основы и утка. | 2 | 1 | |
| Классификация ткацких переплетений. Определение лицевой, изнаночной стороны ткани. Волокнистый состав ткани. Определение волокнистого состава ткани. | 2 | 1 | |
| Свойства тканей. Факторы, влияющие на свойства тканей. Характеристика свойства тканей. Геометрические свойства, их виды, значения, характеристика. Физические свойства, их виды, значения, характеристика. Износостойкость ткани, методы определения износостойкости. | 2 | 1 | |
| Практическая работа № 5-6 Определение волокнистого состава ткани, виды переплетения. Определение лицевой, изнаночной стороны; основы и утка ткани. | 2 | 2 | |
| Контрольная работа | 1 | ||
| Тема5. Классификация материалов. | Аудиторные занятия. | 2 | 1 | 
| Классификация материалов по назначению. Качество, свойства, показатели качества, стандартизация. Категории стандартов, виды стандартов. Художественно-эстетические показатели качества | 2 | 1 | |
| Тема 6. Ассортимент тканей. | Аудиторные занятия. | 4 | 1 | 
| Ассортимент тканей по виду сырья, Хлопчатобумажные ткани, их виды и свойства. Льняные ткани, их виды и свойства. Шерстяные ткани, их виды и свойства. Шелковые ткани, их виды и свойства. Дефекты тканей. | 2 | 1 | |
| Практическая работа №7-8. Определение сорта ткани по дефектам внешнего вида. | 2 | 2 | |
| Тема 7. Кожа. Пленочные и дублированные материалы. | Аудиторные занятия. | 2 | 1 | 
| Виды натуральной кожи, способы отделки. Дефекты, сортность. Виды искусственной кожи, её производство, свойства. Виды пленочных и дублированных материалов, свойства, применение. | 2 | 1 | |
| Тема 8. Нетканые материалы. | Аудиторные занятия. | 2 | 1 | 
| Общие сведения производства нетканых материалов. Ассортимент, свойства и применение нетканых материалов. | 2 | 1 | |
| Тема 9. Материалы для соединения деталей одежды. | Аудиторные занятия. | 4 | 1 | 
| Ассортимент швейных ниток и клеевых материалов для соединения деталей одежды. Их характеристика и применение. | 2 | 1 | |
| Практическая работа № 9-10. Определение ниток по волокнистому составу. | 2 | 1 | |
| Тема 10. Утепляющие материалы. | Аудиторные занятия. | 2 | 1 | 
| Виды натурального меха, его классификация, назначение и применение. Способы получения искусственного меха. Их свойства, назначение и применение. | 2 | 1 | |
| Тема11. Фурнитура. Прокладочные и отделочные материалы. | Аудиторные занятия. | 2 | 1 | 
| Назначение и применение фурнитуры в одежде. Виды назначения прокладочных материалов. Их свойства. | 2 | 1 | |
| Тема 12.Уход за изделиями. | Аудиторные занятия. | 2 | |
| Способы чистки материалов и изделий. Режимы ВТО тканей. Правила хранения материалов и изделий. | 2 | 1 | |
| Итоговый зачет | 1 | ||
Всего: 48
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по предмету « Основы материаловедения»;
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
методические пособия.
 
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Савостицкий Н.А Материаловедение швейного производства: Учеб. пособие для сред. проф. образования: Учеб. пособие для нач. проф. образования/ Н.А Савостицкий, Э.К.Амирова.-3-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2004.-240с.
Крючкова Г.А Технология и материаловедение швейного производства, Учеб. пособие для сред. проф. образования: Учеб. пособие для нач. проф. образования. «Академия»,2003.-257с.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
- http ://procapitalist.ru- портал для профессионалов швейной отрасли; http: //www.moda.ru/- мода; http://www.season.ru/- клуб любителей шитья; http://allvgkrojki.ru/- все выкройки; http ://odensa-sama.ru- Оденься сама: кройка и шитье для начинающих; http: //vykroyka.com/- выкройка своими руками.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
| Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания). | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. | 
| умения: - подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ; - применять материалы при выполнении работ. знания: - общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения; - общие сведения о строении материалов; -общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов. | 
 - аудиторное практическое задание 
 - аудиторное практическое задание 
 - тестирование 
 - аудиторное практическое задание - тестирование 
 
 
 
 | 
Поурочно - тематический план по предмету
« Материаловедение ».
Профессия: Швея
Количество часов – 48; ПР- 10
| № урока | № темы | Тема, урок | Кол-во часов | Примечание | 
| 
 | 1 | Введение. | 2 | |
| 1-2 | 
 | Общие сведения о предмете. Цели и задачи предмета. Классификация швейных материалов, ассортимент тканей для изготовления одежды. | 2 | |
| 2 | Волокнистые материалы. | 10 | ||
| 3-4 | 
 | Волокнистые материалы. Текстильные волокна, их классификация . | 2 | |
| 5-6 | 
 | Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопок, его состав, строение, свойства. Лен, его состав, строение, свойства. | 2 | |
| 7-8 | Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть, его состав, строение и свойства. Натуральный шелк, его состав строение и свойства. | 2 | ||
| 9-10 | 
 | Химические волокна. Промышленное производство химических волокон. Искусственные волокна, их получение, свойства. Синтетические волокна, их получение, свойства Неорганические волокна, их получение и свойства. | 2 | |
| 11-12 | 
 | Практическая работа № 1-2 Распознавание различных видов волокон. Определение свойств волокон. | 2 | |
| 3 | Технология ткани. | 6 | ||
| 13-14 | Прядение. Виды текстильных нитей. Классификация нитей. Основные процессы прядения. Ткацкое производство. Процесс образования ткани на ткацком станке, дефекты ткацкого производства. | 2 | ||
| 15-16 | 
 | Отделка тканей. Её назначение. Технологические операции отделки, их виды, назначение. Применение красителей для отделки тканей. Виды и характеристика рисунков на тканях. Дефекты крашения | 2 | |
| 17-18 | 
 | Практическая работа № 3-4 Определение видов пряжи. Способы отделки тканей. Определение дефектов пряжи ткацкого производства. | 2 | |
| 
 | 4 | Строение и свойства тканей. | 9 | |
| 19-20 | 
 | Плотность ткани; определение плотности ткани; показатели плотности. Строение ткани. Расположение нитей, основы и утка. Виды и строение нитей, основы и утка. | 2 | |
| 21-22 | 
 | Классификация ткацких переплетений. Определение лицевой, изнаночной стороны ткани. Волокнистый состав ткани. Определение волокнистого состава ткани. | 2 | |
| 23-24 | 
 | Практическая работа № 5-6 Определение волокнистого состава ткани, виды переплетения. Определение лицевой, изнаночной стороны; основы и утка ткани. | 2 | |
| 25-26 | 
 | Свойства тканей. Факторы, влияющие на свойства тканей. Характеристика свойства тканей. Геометрические свойства, их виды, значения, характеристика. Физические свойства, их виды, значения, характеристика. Износостойкость ткани, методы определения износостойкости. | 2 | |
| 27 | Контрольная работа. | 1 | ||
| 5 | Классификация материалов | 2 | ||
| 28-29 | 
 | Контрольная работа. Классификация материалов по назначению. Качество, свойства, показатели качества, стандартизация. | 2 | |
| 6 | Ассортимент тканей | 4 | ||
| 30-31 | 
 | Ассортимент тканей по виду сырья, свойства тканей. Дефекты тканей. | 2 | |
| 32 -33 | Практическая работа №7-8. Определение сорта ткани по дефектам внешнего вида. | 2 | ||
| 7 | Кожа. Пленочные и дублированные материалы. | 2 | ||
| 34-35 | 
 | Виды натуральной кожи, способы отделки. Дефекты, сортность. Виды искусственной кожи, её производство, свойства. Виды пленочных и дублированных материалов, свойства, применение. | 2 | |
| 8 | Нетканые материалы. | 2 | ||
| 36-37 | 
 | Общие сведения производства нетканых материалов. Ассортимент, свойства и применение нетканых материалов. | 2 | |
| 9 | Материалы для соединения деталей одежды. | 4 | ||
| 38-39 | Ассортимент швейных ниток и клеевых материалов для соединения деталей одежды. Их характеристика и применение. | 2 | ||
| 40-41 | Практическая работа № 9-10. Определение ниток по волокнистому составу | 2 | ||
| 10 | Утепляющие материалы. | 2 | ||
| 42-43 | Виды натурального меха, его классификация, назначение и применение. Способы получения искусственного меха. Их свойства, назначение и применение. | 2 | ||
| 11 | Фурнитура. Прокладочные и отделочные материалы. | 2 | ||
| 44-45 | Назначение и применение фурнитуры в одежде. Виды назначения прокладочных материалов. Их свойства. | 2 | ||
| 12 | Уход за изделиями. | 2 | ||
| 46-47 | Способы чистки материалов и изделий. Режимы ВТО тканей. Правила хранения материалов и изделий. | 2 | ||
| 48 | Итоговый зачет. | 1 | 
Всего: 48
Перечень практических работ по предмету
«Материаловедение »
| № темы | Наименование темы лабораторной работы | Количество часов | Примечание | 
| 1. | Практическая работа №1 Распознавание различных видов волокон. | 1 | |
| 2. | Практическая работа №2 Определение свойств волокон. | 1 | |
| 3. | Практическая работа №3 Определение видов пряжи. Способы отделки тканей. | 1 | |
| 4. | Практическая работа №4 Определение дефектов пряжи ткацкого производства. | 1 | |
| 5. | Практическая работа №5 Определение волокнистого состава ткани, виды переплетения. | 1 | |
| 6. | Практическая №6 Определение лицевой, изнаночной стороны; основы и утка ткани. | 1 | |
| 7. | Практическая работа №7-8 Определение сорта ткани по дефектам внешнего вида. | 2 | |
| 8. | Практическая работа №9-10 Определение ниток по волокнистому составу | 2 | |
| 
 | Всего: 
 | 10 | |
 
                                     
                                 
                         
                         
                         
                         
                        