Рабочая программа по дополнительному образованию «Обучение скорочтению детей старшего дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 3 February

Частное дошкольное образовательное учреждение "РЖД детский сад № 6








Рабочая программа

 по дополнительному образованию дошкольников

«Обучение скорочтению детей старшего дошкольного возраста»







Составила:

воспитатель Хозова Л.Ю.








Москва 2025


Содержание

1. Целевой раздел:

Аннотация...............................................................................................................................3

1.1 Пояснительная записка....................................................................................................4

1.2 Цели и задачи программы...............................................................................................4

1.3 Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста ....5

1.4 Планируемые результаты. Диагностика........................................................................5

2. Содержательный раздел

2.1 Календарно-тематический план....................................................................................7

3. Организационный раздел

3.1. Формы, методы и средства обучения...........................................................................13

3.2. Работа с родителями......................................................................................................12

4. Список используемой литературы и источников .........................................................14




Аннотация

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа по обучению «Скорочтению детей старшего дошкольного возраста» разработана с использованием методики М.А.Ильина, О.И.Крупенчук и на основе авторской «программы по скорочтению для детей от 6» педагога-психолога Ш.Ахмадуллина.

Программа реализуется в рамках кружка по дополнительному образованию детей и является частью основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Срок реализации программы – 1 год. Программа по скорочтению включает в себя не только отработку навыков чтения дошкольников, но и развития всех видов памяти и внимания, всего того, что способствует быстрому чтению.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей дошкольного возраста и рассчитана на курс обучения. Занятия проводятся 2 занятия в неделю по 30 минут во второй половине дня. Основной формой работы с детьми являются подгрупповые занятия продолжительность которых соответствует возрастным нормам. В занятия включены физкультминутки, а сама программа построена на поэтапном введении тематических образовательных ситуаций.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у старших дошкольников и младших школьников низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии. В целом  в стране наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Современные гаджеты, компьютеры и телевизоры отнимают много времени у дошкольников. Для того, чтобы научиться читать, необходимо приложить усилия. А если научился  необходимо плодотворно работать для того, чтобы достичь высоких результатов в скорочтении. Развитие памяти, внимания, мышления, периферического зрения необходимо для всестороннего развития ребёнка. Соответственно упражнения направленные на  развитие данных высших психических процессов помогут в овладении  навыков быстрого чтения.

Кроме упражнений, направленных  на развитие высших психических процессов ребёнка в программу включены занятия на подготовку руки к письму. Учителя отмечают, что первоклассники испытывают большие трудности не только в чтении, но и в освоении навыков письма: неправильно держат ручку, не ориентируются на листе тетради. В связи с чем, появляется необходимость подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте.

1.2 Цели и задачи программы

Цель: обучение детей навыкам быстрого и осмысленного чтения, графически навыкам, для дальнейшего овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Задачи:

1. Создание условий для эффективного обучения скорочтению, улучшению зрительной, слуховой памяти и логическому мышлению.

2. Формировать познавательные и творческие процессы, их взаимосвязь друг с другом.

3. Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь.

4. Повышать эффективность, успешность и уверенность в себе.

5. Формировать терпение, усердие, усидчивость.

6. Углублять у детей интерес, любовь к книге как источнику знаний, обогащая читательский опыт детей

1.3. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

Характерные возрастные особенности этого дошкольного периода, от пяти до семи лет, это повышенный интерес к предстоящему обучению в школе.

Физическое развитие. Ребёнок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия.

Эмоциональное развитие. Дети в этом возрасте могут быть очень эмоциональными и иметь проблемы с контролем своих эмоций. Они испытывают сильные чувства, но не всегда знают, как правильно выразить их. 

Речевое развитие. Ребёнок выстраивает сложные предложения, интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его. Совершенствуется связная, монологическая речь.

Развитие мышления и познавательных навыков. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.

Расширение общего кругозора. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий природный и социальный мир, необычные события и факты.

Важно помочь детям развиваться во всех областях, чтобы они были готовы к обучению в школе и имели лучшие шансы на успех в будущем.

1.4 Планируемые результаты. Диагностика

  • увеличение скорости чтения;
  • освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;
  • активизация высших психических функций;
  • расширение поля зрения;
  • положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности;
  • более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
  • синхронизация обоих полушарий;
  • развитие активной речи, словарного запаса;
  • развитие артикуляции и моторики руки.

При диагностике навыка чтения у детей следует учитывать все его параметры (способ, правильность, беглость, осознанность).

Сначала обследуется техника чтения, затем понимание прочитанного. Чтение проверяется индивидуально. По ходу чтения не следует делать никаких исправлений и замечаний. Проверку состояния навыка чтения целесообразно начинать с предъявления слога, затем слова, далее предложения и в завершении короткого связного текста.

На протяжении всего курса обучения заполняется индивидуальная карта воспитанника, в которой прослеживается динамика техники чтения.

2.Содержательный раздел

2.1. Календарно-тематический план

Тематическое планирование в подготовительной группе.

Сентябрь.

Занятие №1. Входящая диагностика. Знакомимся с тетрадью. Кинезеологическое упражнение «Ухо- нос». Цель: Выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения

Занятие №2. Знакомимся с правилами при письме «Здравствуй карандаш». Цель: Активизировать межполушарное воздействие, развивать синхронную работу обоих полушариев.

Занятие №3. Работа с таблицами Шульте. Устный счёт. Цель: Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа.

Занятие №4. Рисуем прямые линии «Веселый дождик». Цель: Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

Октябрь.

Занятие №1. Коррекционно-развивающие упражнения для развития техники чтения. Учим и запоминаем буквы. Цель: Совершенствовать навыки чтения вслух, развивать умение взаимодействовать в коллективе.

Занятие №2. Артикуляционная гимнастика. Нейропсихологическое упражнение «Кто быстрее». Регулируем нажим на карандаш «Квадрат и прямоугольник». Цель: Учимся дорисовывать рисунок. Развивать речевой аппарат ребёнка. Усовершенствовать речь, сделать её выразительной, чёткой и понятной. Продолжать учить правильно держать карандаш.Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш.

Занятие №3. Кинезеологическое упражнение «Змейка». Рисуем вертикальные линии «Строим забор и мебель». Цель: Активизировать межполушарное воздействие, развивать синхронную работу обоих полушариев. Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от друга, рисовать забор также слева направо.

Занятие №4. «Игра Деда Буквоеда». Рисование двумя руками «Чудная картина». Цель: Развивать воображение, фантазию и творческие способности. Учить обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

Занятие №5. Работа с таблицами Шульте. Алфавит.Регулируем нажим на карандаш «Разукрашиваем забор». Цель: Определение объема динамического внимания. Развитие периферийного зрения. Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно).

Занятие №6. Нейропсихологическое упражнение «Быстро повтори», «Переключалка».

Чтение с использованием сюжетных картинок. Цель: Развивать ассоциативнное мышление, память и внимание.

Занятие №7. Коррекционно-развивающие упражнения для развития техники чтения. Учим и запоминаем буквы. Дорисовывание «Путешествие бабочки». Цель: Совершенствовать навыки чтения вслух, развивать умение заимодействовать в коллективе. Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии.

Занятие №8. Кинезеологическое упражнение «Капитан». Чтение больших и малых букв. Рисование двумя руками «Ягодка Малинка». Цель: Активизировать межполушарное воздействие, развивать синхронную работу обоих полушариев. Учить обводить рисунок по точкам.

Ноябрь.

Занятие №1.  Работа со скороговорками. Артикуляционная гимнастика. Графический диктант «Робот». Цель: Развивать речевой аппарат ребенка. Усовершенствовать речь, сделать её выразительной, чёткой и понятной.  Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

Занятие №2. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. Устный счёт. Горизонтальные линии «Дорожки для Автомобилей». Цель: Совершенствовать навыки чтения вслух, развивать умение взаимодействовать в коллективе. Продолжать учить проводить горизонтальные и вертикальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, развивать мелкую моторику.

Занятие №3. «Игры деда Букваеда». Мои первые кроссворды. Цель: Развивать воображение, фантазию и творческие способности. Познакомить с техникой составления кроссвордов.

Занятие №4. Работа с таблицами Шульте. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. Цель: Определение объема динамического внимания. Развитие периферийного зрения. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш, развивать моторные умения и гибкость рук.

Занятия №5. Кинезеолгическое упражнение «Колечко». Переключалка. Коррекционно-развивающие упражнения для развития техники чтения. Цель: Активизировать межполушарное воздействие, развивать синхронную работу обоих полушариев. Совершенствовать навыки чтения вслух, развивать умение заимодействовать в коллективе.

Занятия №6. Чтение с элементами мнемотехники. Чтение с использованием сюжетных картинок.  Штриховка горизонтальными линиями. Учимся штриховать. Цель: Развивать ассоциативное мышление, память и внимание. Познакомить детей с правилами штриховки.

Декабрь.

Занятия №1. Работа со скороговорками. Чёрные и белые числа. Мои первые кроссворды. Цель: Развивать речевой аппарат ребёнка. Усовершенствовать речь, сделать её выразительной, чёткой.  Продолжать знакомить с техникой составления кроссвордов.

Занятия №2. Коррекционно-развивающие упражнения для развития техники чтения. Продолжаем развивать графические навыки «Флажки». Цель: Продолжать отрабатывать навыки чтения. Закрепить умение регулировать нажим на карандаш.

Занятия №3. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Волнистая линия «Волны большие и маленькие». Цель: Активизировать межполушарное воздействие, развивать синхронную работу обоих полушариев. Закрепить умение рисовать волнистые линии.

Занятия №4. Работа с таблицами Шульте. Алфавит. Линии в различных направлениях «Ёлочка - зелёная иголочка». Цель: Определение обьема динамического внимания. Развитие периферийного зрения.

Занятия №5. «Игры деда Букваеда». Линии в разных направлениях. Печатаем цифры по клеточкам. Цель: Развивать воображение, фантазию и творческие способности. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий.

Занятия №6. Чтение с элементами мнемотехники. Чтение с использованием сюжетных картинок. Цель: Развивать ассоциативное мышление, память и внимание. Закрепить умение проводить линии разных видов.

Занятия №7. Читаем слова для отработки. Проверка техники чтения. Графический диктант «Корабль». Цель: Совершенствовать навыки чтение. Учить детей понимать словесные установки педагога, продолжать развивать внимание.

Занятия №8. Читаем «Перевертыши». Алфавит. Спираль «Волшебный клубочек». Цель: Развивать интеллектуальную гибкость. Продолжать формировать умение самостоятельно рисовать клубочки на свободном пространстве листа.

Январь.

Занятия №1. Работа со скороговорками. Чтение с пересказом. Учимся пересказывать. Цель: Развивать речевой аппарат ребёнка.Усовершенствовать речь. Продолжать совершенствовать навыки чтения.

Занятия №2. Коррекционно-развивающие упражнения для развития техники чтения. Продолжаем учиться читать слоги разной степени трудности. Рисование полукругов, дуги. Цель: Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец.

Занятие №3. Кинезеологическое упражнение «Ухо- нос». Артикуляционная гимнастика. Письмо. Знакомство с тетрадью в линейку. Цель: Активизировать межполушарное воздействие, развивать синхронную работу обоих полушариев.

Занятие №4. «Игры деда Букваеда». Письмо. Цель: Развивать воображение, фантазию и творческие способности. Тренируем руку по прописям в линейку по возрасту.

Занятие №5. Работа с таблицами Шульте. Нейропсихологическое упражнение на быстроту выполнения. Цель: Определение объёма динамического внимания. Развитие периферийного зрения.

Занятие №6. Чтение с элементами мнемотехники. Чтение с использованием сюжетных картинок. Письмо. Цель: Развивать ассоциативное мышление, память и внимание. Закрепить умение проводить линии разных видов. Тренируем руку по прописям в линейку по возрасту.

Февраль.

Занятие №1. «Игры деда Букваеда». Письмо. Цель: Развивать воображение, фантазию и творческие способности. Тренируем руку по прописям в линейку по возрасту.

Занятие №2. Кинезеологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Письмо. Цель: Активизировать межполушарное воздействие, развивать синхронную работу обоих полушариев. Продолжаем тренировать руку по прописям в линейку.

Занятие №3. «Чтение пальцем». Письмо. Учимся писать цифры (цифра 1). Цель: Совершенствовать навыки чтения вслух, развивать умение взаимодействовать в коллективе. Продожить работу с тетрадью в клетку. Учить писать цифру 1. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога.

Занятие №4. Работа со скороговорками. Мои первые кроссворды. Учимся писать цифру 2. Цель: развивать речевой аппарат ребёнка. Усовершенствовать его речь, сделать е выразительной, чёткой и понятной. Продолжаем учиться согласовывать свои действия с инструкциями педагога. Закрепить понятия пространственных ориентаций.

Март.

Занятие №1. «Чтение пальцем». Учимся писать цифры (цифра 3). Цель: Совершенствовать навыки чтения вслух, развивать умение взаимодействовать в коллективе. Учить писать цифру 3. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога.

Занятие №2: Читаем «Перевертыши». Учимся писать цифры (цифра 4). Цель: Развивать интеллектуальную гибкость. Учить писать цифру 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога

Занятие №3. Работа со скороговорками. Мои первые кроссворды. Письмо. Учимся писать цифры (цифра 5). Цель: Развивать речевой аппарат ребёнка, усовершенствовать речь ребёнка. Развивать внимание и сосредоточенность.  Учить писать цифру 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога.

Занятие №4. Кинезеологическое упражнение «Змейка». Учимся писать цифры (цифра 6). Цель: Активизировать межполушарное воздействие, развивать синхронную работу обоих полушариев. Продолжаем работать с тетрадью в клетку.

Занятие №5. Работа с таблицами Шульте. Лабиринты. Письмо.. Учимся писать цифры (цифра 7). Цель: Определение объема динамического внимания. Развитие периферийного зрения. Продолжаем работать с тетрадью в клетку.

Занятие №6. «Игры деда Букваеда». Учимся писать цифры (цифра 8). Цель: Продолжаем развивать воображение, фантазию и творческие способности через игры. Продолжаем работать с тетрадью в клетку.

Занятие №7. Чтение с элементами мнемотехники. Чтение с использованием сюжетных картинок. Письмо (цифра 9). Цель: Развивать ассоциативное мышление, память и внимание. Закрепить умение проводить линии разных видов. Тренируем руку по прописям в в клетку по возрасту.

Занятие №8. Нейропсихологические упражнения. Продолжаем учиться писать цифры (цифра 10). Цель: Развить интеллектуальную гибкость. Продолжаем работать с тетрадью в клетку.

Апрель.

Занятие №1. Читаем «Перевертыши», чтение с пересказом. Цель: Развивать интеллектуальную гибкость, отрабатываем технику чтения.

Занятие №2. Работа со скороговорками. Артикуляционная гимнастика. Отработка техники чтения. Цель: развивать речевой аппарат ребёнка, усовершенствовать речь ребёнка. Развивать внимание и сосредоточенность.

Занятие №3. «Хоровое чтение». Отработка техники чтения в группе и индивидуально. Цель: продолжаем совершенствовать технику чтения.

Занятие №4. «Игры деда Буквоеда». Отработка техники чтения.  Цель: Продолжаем развивать воображение, фантазию и творческие способности через игры.

Занятие №5. Кинезеолгическое упражнение «Капитан». Отработка техники чтения. Цель: Активизировать межполушарное воздействие, развивать синхронную работу обоих полушариев. Продолжаем отрабатывать технику чтения.

Занятие №6.  Чтение с элементами мнемотехники. Чтение с использованием сюжетных картинок. Отработка техники чтения. Цель: Развивать ассоциативное мышление, память и внимание.

Занятие №7. Работа с таблицами Шульте. Анаграммы. Письмо. Цель: Определение объема динамического внимания. Развитие периферийного зрения. Продолжаем работать с тетрадью в линейку

Занятие №8.  «Хоровое чтение». Отработка техники чтения в группе и индивидуально. Цель: продолжаем совершенствовать технику чтения.

Май.

Занятие №1.  Чтение с элементами мнемотехники. Письмо. Цель: Развивать ассоциативное мышление, память и внимание. Продолжаем тренировать руку по прописям согласно возрасту.

Занятие №2. «Игры деда Буквоеда». Отработка техники чтения.  Цель: Продолжаем развивать воображение, фантазию и творческие способности через игры.

Занятие №3. Кинезеолгическое упражнение «Колечко». Чтение с перессказом. Отработка техники чтения. Цель: Активизировать межполушарное воздействие, развивать синхронную работу обоих полушариев. Продолжать развивать речь.

Занятие №4. Итоговое занятие «Занимательный экзамен для дошколят». Итоговая диагностика. Цель: Подвести итоги. Создание положительного эмоционального настроя.



3. Организационный раздел

3.1 Формы, методы и средства обучения

Основной формой работы с детьми являются подгрупповые занятия. Состав группы должен быть не большой, в целях усвоения детьми наибольшего объёма информации. Продолжительность занятий зависит от возрастной группы. В подготовительной группе занятие длится 25-30 минут.

Форма обучения следующая - это групповые занятия, подгрупповые занятия, индивидуальные занятия, беседа, играю

Методы используются такие как словесные (рассказ, чтение), наглядные (карточки, презентации), практические (упражнения ).

Для наглядности используется следующий материал:

  • Схемы
  • Карточки
  • Таблицы
  • Обазцы

Различные тексты для чтения. Они необходимы для чтения с использованием сюжетных картинок, мнемокартинок и для хорового чтения.

Виды занятий по программе:

- занятия на освоение техник и приёмов скорочтения;

- игры на развитие внимания и памяти;

- игры на развитие речевого аппарата;

- чтение текстов по ролям;

- подвижные игры и др.

Структура занятия.

Каждое занятие включает в себя упражнение разной направленности:

  • Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
  • Работа со скороговорками.
  • Работа со слоговыми таблицами.
  • Работа с «Таблицами Шульте».
  • Работа с текстами на время.
  • Упражнения на развитие угла зрения.
  • Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.

3.2 Работа с родителями.

Без взаимодействия с родителями не получиться добиться высоких результатов. Для наиболее успешного взаимодействия должна проводиться работа с родителями в виде бесед, консультаций об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста, разучивание пальчиковой гимнастики, выполнения небольших домашних заданий родителями с детьми.

4. Список используемой литературы и источников

  1. Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей от 6 лет. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное. Система обучения. - М.: Издательский Дом «Филипок и К», 2021. - 36 с.
  2. Жукова, Н.С. Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок / Н.С. Жукова. – М.: 2011. – Текст: непосредственный
  3. М.А. Ильин «Учимся читать быстро» – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  1. О.И. Крупенчук «77 упражнений для увеличения скорости чтения» – СПб.:
  2. Издательский Дом «Литера» 2012.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Тетрадь с заданиями для развития детей», «Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления».
  4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М., 1983. – 64 с. – Текст: непосредственный
  5.  https://multiurok.ru/blog/skorochtieniie.html
  6. https://infourok.ru/vistuplenie-na-sekcionnom-zasedanii-dlya-specialistov-avgustovskayapedagogicheskaya-konferenciya-tema-psihologopedagogicheskoe--461259.html
  7. http://scanpoetry.ru/poetry/10007
  8. http://www.eti-deti.ru/det-test/347.html
  9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/11/24/sbornik-didakticheskikh-igr-popodgotovke-k-obucheniyu-gramote


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации