Рабочая программа по экологии (спецкурс) 8 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа № 6
Раменский муниципальный район
Московская область
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии
(спецкурс)
8 класс
Составители: Сухова Ксения Юрьевна
учитель географии, первая квалификационная категория
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по экологии составлена на основании следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 года),
письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766,
приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,
интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М.: Академкнига/учебник автор Самкова В.А. 2011г.
примерная рабочая программа. Экология. — М.: Академкнига/учебник автор Самкова В.А. 2015г.
образовательной программой основного общего образования МОУ Раменской СОШ №6, учебным планом МОУ Раменской СОШ №6, Уставом и положением о рабочей программе МОУ Раменской СОШ №6.
федеральным перечнем учебников.
Учебная программа спецкурса по экологии «Экосистемы и человек» разработана для 8 «В» класса с расширенным изучением предметов естественно - научного направления.
Прохождение рабочей программы осуществляется на основании учебно-методического комплекта:
Учебник: В.А. Самкова Экология. «Экосистемы и Человек». 8 класс. Учебное пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2013г.
Программа спецкурса «Экосистемы и человек» рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов (из них 1 ч. резервного времени) в 2017-2018 учебном году.
Изучение экосистем своего региона проводится в виде полевого практикума: «Изучение экосистемы смешенного леса».
Цели освоения спецкурса «Экосистемы и человек»:
1) формирования сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе.
2) усвоение систематизированных экологических знаний и умений,
ориентирование обучающихся на применение полученных знаний в исследовательской и практической деятельности.
Задачи: 1) помогать учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны, как лично значимую;
2) способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
3) формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;
4) развивать личную ответственность за состояние окружающей среды;
5) развивать интерес к исследовательской работе, посредством вовлечения в практическую экологическую деятельность;
6) углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
7) формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;
Содержание основных разделов программы
«Экосистемы и человек»
8 класс
(35 ч, 1 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Биосфера — глобальная экосистема. Биосфера и человек: противоречия, проблемы и перспективы взаимодействия. Проект «Биосфера-2»: история создания, цели, задачи. Полученные результаты: открытия, сделанные в ходе
реализации проекта; проблемы технического, психологического, социального и иного характера. Неоднозначность оценки проекта.
Тема 1. Системное строение природы (8 ч)
Понятие «система» в науке. Система как множество закономерно связанных друг с другом и взаимодействующих элементов. Целостность — основное свойство систем, не сводимое к простому набору элементов. Элементы системы, их взаимодействие. Интегративное (системное) свойство. Связи между элементами в системе. Системные и не системные связи. Значение связей в системах. Направленные потоки вещества, энергии или информации, благодаря которым возникает системное свойство.
Классификация — распределение каких-либо тел или явлений на группы (классы) на основе присущих им общих признаков. Три основные функции классификации: систематизирующая, объяснительная, прогностическая. Основание классификации — существенный, главный признак. Задачи, которые решает теория систем. Выделение различных классов систем в зависимости от состава, структуры и других особенностей: природные и искусственные, материальные и абстрактные; развивающиеся и неразвивающиеся системы; статичные и динамичные; закрытые и открытые; централизованные и не централизованные. При описании системы необходимо указывать, к каким классам она может быть отнесена по тем или иным признакам.
Системное устройство мира. Представления древних о Порядке и Хаосе как о двух связанных понятиях, отражающих системность мира. Иерархия природных систем. Системы имеют разный уровень сложности, различные размеры (ранги). Понятие «ранг». Иерархия — расположение систем в порядке от высшего ранга к низшему. Надсистемы и подсистемы. Понятие устойчивости системы. Устойчивое, неустойчивое и безразличное состояние систем, зависящее от способности реагировать на внешнее воздействие. Положительные и отрицательные обратные связи, их роль для устойчивости системы. Теория систем — наука, формулирующая закономерности и принципы, общие для различных систем из самых разных областей познания.
Системный подход. Один из создателей теории систем — русский ученый А.А. Богданов. Моделирование как научный метод изучения систем. Математическое моделирование глобальных процессов.
Живые (биологические) системы с точки зрения теории систем. Основные свойства живых систем: саморегуляция, самовосстановление и самовоспроизводство. Уровни организации живого.
Тема 2. Экологические системы: общие особенности организации (10 ч)
Экосистема — центральное понятие экологии. Принципиальное отличие экосистем от живых систем более низкого уровня организации. Характеристика экосистемы с позиции системного подхода. Компоненты экосистемы. Соотношение понятий «биоценоз», «биотоп», «экосистема». Системное свойство экосистемы — круговорот веществ. Экосистемное строение биосферы. Жизнь зародилась как экосистема. Методы изучения экосистем. Классификация экосистем по различным основаниям: по размеру, по средам жизни, по происхождению (природные и искусственные). Наземные и водные, природные и антропогенные экосистемы. Микро-, мезо- и макро - экосистемы. Биосфера — экосистема высшего, глобального уровня. Понятие «биом».
Зональность экосистем. Проявление географической зональности в особенностях состава, структуры и распределения экосистем на уровне биомов. Вертикальная зональность в распространении экосистем, наблюдаемая при подъеме в горы, как «зеркальное» отражение географической зональности. Возможно ли полное совпадение между экосистемами широтных поясов и высотных зон? Структура экосистемы как совокупность связей и отношений между ее элементами. Описание структуры экосистемы с позиций: видового разнообразия; пространственно-временного размещения компонентов биоценоза на территории, занимаемой биотопом; многообразия экологических связей между видами и популяциями, в первую очередь пищевых (трофических).
Трофическая структура экосистемы. Классификация типов питания организмов по источнику углерода и энергии. Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, симбиотрофы. Функциональные группы организмов по типу питания: продуценты, консументы и редуценты. Энергия в экосистеме. Почему невозможен круговорот энергии? Пищевые цепи и сети, трофические уровни. Экологические пирамиды: пирамиды численности, биомассы и энергии. Трофический уровень экологической пирамиды. Продуктивность экосистемы. Первичная продукция различных экосистем. Круговороты веществ на Земле: геологический (большой) и биологический (малый). Биогеохимический круговорот (цикл). Круговороты веществ в экосистеме: круговорот углерода, круговорот кислорода, биотический круговорот. Взаимосвязь круговоротов. Круговорот и устойчивость экосистем. Динамика экосистем. Суточная, сезонная и многолетняя динамика. Экологические сукцессии: первичные (сукцессии развития) и вторичные (восстановительные).
Тема 3. Биологическое разнообразие и устойчивости экосистем (6 ч)
Биологическое разнообразие — все многообразие живых организмов, обитающих на планете; многообразие экосистем суши, водных экосистем и составляющих их экологических комплексов; разнообразие внутри видов,
между видами и экосистемами. Разнообразие жизни как предмет изучения.
Уровни биологического разнообразия. Внутривидовое (генетическое), видовое и экосистемное разнообразие. Биологическое разнообразие, созданное человеком. Каким образом человек увеличивает разнообразие некоторых видов живых организмов: искусственный отбор, скрещивание. Сорта культурных растений. Породы домашних животных. Проблема сохранения биологического разнообразия. Причины поддержания биологического разнообразия. Международная программа «Биологическое разнообразие». Научная программа «Диверситас». Международный день биологического разнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии России.
Дискуссия «Нужно ли сохранять все виды в природе?»
Тема 4. Разнообразие экосистем нашего края (3 ч)
Экосистемы суши. Лес — основной тип наземных экосистем. Классификация лесов. Охрана и возобновление лесов. Водные экосистемы. Классификация, общие принципы организации и функционирования. Пресноводные экосистемы: водоемы, водотоки. Экосистемы морей и океанов. Экосистемы болот.
Тема 5. Полевой практикум. Изучение экосистемы смешанного леса (5ч)
1.Влияние леса на микроклимат.
Сравнительное изучение температуры воздуха и почвы в лесу и открытом
пространстве. Изучение изменения скорости ветра в лесу и на открытом пространстве с использованием шкалы Бофорта. Установление зависимости между плотностью травянистого покрытия и освещенностью в различных участках леса. Визуальная шкала оценки интенсивности освещенности.
2.Организация и проведение мониторинговых работ. Лишайниковый мониторинг.
Мониторинг — проведение систематических наблюдений с целью составления прогноза дальнейших изменений состояния окружающей среды или отдельных ее элементов.
Цель и задачи лесного экологического мониторинга.
Определение степени загрязнения воздуха на выбранном районе практики по видовому составу лишайников. Простейший тест на чистоту воздуха с использованием трехбалльной шкалы: I — слабое загрязнение (исчезают кустистые лишайники); II — среднее загрязнение (исчезают листоватые и кустистые лишайники); III — сильное загрязнение (исчезают кустистые, листоватые и накипные лишайники — “лишайниковая пустыня”).
Составление карты загрязнения воздуха по видовому составу лишайников.
Оформление результатов наблюдений, полученных в ходе проведения мониторинга. Составление отчета.
3.Мониторинг на основе изучения эпифитных мхов.
Эпифитные мхи – поселяющиеся на других растениях, главным образом на стволах и ветвях деревьев. Закладка пробных площадок по 100 кв. м в различных участках леса. Изготовление квадрат-сеток для определения площади мохового покрытия древесных стволов. Описание эпифитных мхов на стволах десяти деревьев по выбору в каждом квадрате — стволы обследуются на высоте 130 см; количество видов, жизненность мохового покрытия, наличие спорогонов. Зарисовка или фотографирование различных видов мхов.
Определение площади покрытия каждого исследуемого древесного ствола
эпифитными мхами с помощью квадрат-сетки 20 х 20 см.
Оформление результатов наблюдений. Составление карты распространения
эпифитных мхов в районе практики. Сопоставление данных, полученных в результате проведения лишайникового мониторинга и мониторинга с помощью эпифитных мхов.
4.Хвойные деревья как индикатор загрязнения воздуха.
Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей среды. Определение уровня загрязнения воздуха по состоянию побегов, хвои и шишек хвойных деревьев (сосны и ели).
5. Комплексная оценка состояния лесной экосистемы
Оценка состояния лесной экосистемы в районе практики на основе анализа результатов исследования, проведенного по различным методикам.
Учебно-тематическое планирование
(35 часов; 5 часов – полевой практикум)
№ п./п. | Наименование тем | Количество часов |
| Введение. Биосфера — глобальная экосистема | 1 |
1 | Системное строение природы | 8 |
2 | Экосистемы: общие особенности организации | 10 |
3 | Биологическое разнообразие и устойчивость экосистем | 6 |
4 | Разнообразие экосистем нашего края | 3 |
5 | Полевой практикум. Изучение экосистемы смешенного леса | 5 |
| Резервное время | 1 |
| Итого: | 35 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:
грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
Объяснять: экологические взаимодействия в экосистемах своей местности; изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора; необходимость сохранения естественных экосистем своей местности; зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
10) оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Приложение 1
Критерии оценки учащихся
Оценка устного ответа учащегося:
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма
программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет
полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с
помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной
речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении
изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных
понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований
программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,
необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований
программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение
основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ:
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2.Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы
из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все
записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту
рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные
материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и
правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы
сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее
чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет
получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально
важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по
началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в
вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе
с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью,
не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не
позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все
недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента,
объяснения, в оформлении работы, в соблюдении правил техники
безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может
исправить даже по требованию учителя.
Оценка контрольных работ:
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но
допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3
работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой
может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.