Рабочая программа по элективному курсу математики для 7 класса
Казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей Протокол от « 21» октября 2020 г № 1 | Принята на заседании педагогического совета Протокол от «20» октября 2020 г № 1 | Утверждаю: директор _______ М.А. Порокина приказ от 20.10.2020 № 93 |
Рабочая программа
по элективному курсу
по математике
для 7 класса
на 2020-2021 учебный год
(срок реализации программы – 1 год)
(ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
Составитель:
учитель математики
Гурова А.В.
п. г. т. Анна
2020 г.
Количество часов по учебному плану: 7класс--35часа в год;
в неделю -1 ч.
1.Содержание элективного курса
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся темы, не содержащиеся в базовом курсе. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Отличительные особенности данного курса в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность заданий нарастает постепенно. Приступая к решению сложных заданий, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных.
Цели данного курса:
Повышение интереса к предмету.
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Задачи курса:
углубить и расширить знания учащихся по изучаемым темам;
создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся
повысить интерес к изучению предмета.
2. Нормативно-правовая база:
Данная рабочая программа
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО второго поколения
примерной программы основного общего образования по математике: Математика. 5 – 9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения).
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1879» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016, регистрационный № 40937);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 №МД1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) с изменениями на 24 ноября 2015 г;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.02.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устава КОУ ВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»;
Образовательной программы КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» на 2020- 2021г. г.
реализуется с помощью учебников:
- Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций (Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова); под редакцией С. А. Теляковского, Москва: Просвещение, 2018г.
3. Разделы, темы курса:
Выражения
Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. Формулы.
Уравнения
Линейное уравнение с одной переменной. Нелинейные уравнения. Уравнения с модулем. Уравнения с параметрами. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Функции
Линейная функция и её график. Построение графиков функции, сводящихся к линейным
функциям. Понятие о графике уравнения.
Многочлены.
Преобразование целого выражения в многочлен. Применение различных способов для разложения на множители. Деление многочлена на многочлен. Возведение двучлена в степень.
Уравнения с двумя переменными и их системы
Линейные уравнения с двумя переменными. Нелинейные уравнения с двумя переменными. График нелинейного уравнения с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Системы нелинейных уравнений.
4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
контролировать свой процесс и результат деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
основным приёмам и методам решения нестандартных задач, применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения, использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений, решать простейшие линейные уравнения с параметрами.
строить графики более сложных функций (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.), исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
выполнять преобразования буквенных выражений, выполнять деление многочлена на многочлен «уголком», возводить двучлен в степень;
решать простейшие нелинейные уравнения с двумя переменными и системы нелинейных уравнений с двумя переменными; решать системы нелинейных уравнений графическим способом;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные.
Обучающийся получит возможность научиться и использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
использовать функциональные представления и свойства функций для построения графиков более сложных функций;
овладеть специальными приёмами решения других типов уравнений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
решения сложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными;
успешного выступления на математических олимпиадах.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы раздела | Кол-во часов |
1 | Выражения | 5 |
2 | Уравнения | 11 |
3 | Функции | 7 |
4 | Многочлены | 6 |
5 | Уравнения с двумя переменными и их системы. | 6 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Виды и формы контроля | |||
план. | факт. | |||||
Выражения. (5ч.) | ||||||
1. | 01.09 | | Числовые выражения. | | ||
2. | 08.09 | | Сравнения числовых выражений. | | ||
3. | 15.09 | | Формулы. | | ||
4. | 22.09 | | Формулы | | ||
5. | 29.09 | | Формулы | | ||
Уравнения (11ч.). | ||||||
6. | 06.10 | | Линейное уравнение с одной переменной. | | ||
7. | 13.10 | | Нелинейные уравнения. | | ||
8. | 20.10 | | Уравнения с модулем. | | ||
9. | 27.10 | | Уравнения с модулем. | | ||
10. | | | Уравнения с модулем. | | ||
11. | | | Уравнения с параметрами. | | ||
12. | | | Уравнения с параметрами. | | ||
13. | | | Уравнения с параметрами. | | ||
14. | | | Решение текстовых задач с помощью уравнения. | | ||
15. | | | Решение текстовых задач с помощью уравнения. | | ||
16. | | | Решение текстовых задач с помощью уравнения. | | ||
Функции (7ч.) | ||||||
17. | | | Линейная функция и её график | | ||
18. | | | Построение графиков функции, сводящихся к линейным функциям | | ||
19. | | | Построение графиков функции, сводящихся к линейным функциям | | ||
20. | | | Задание функции несколькими формулами и построение её графика. | | ||
21. | | | Задание функции несколькими формулами и построение её графика. | | ||
22. | | | Понятие о графике уравнения | | ||
23. | | | Понятие о графике уравнения | | ||
Многочлены (6ч.). | ||||||
24. | | | Преобразование целого выражения в многочлен. | | ||
25. | | | Применение различных способов для разложения на множители. | | ||
26. | | | Деление многочлена на многочлен. | | ||
27. | | | Деление многочлена на многочлен. | | ||
28. | | | Возведение двучлена в степень. | | ||
29. | | | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. | | ||
Уравнения с двумя переменными и их системы (6ч.). | ||||||
30. | | | Линейные уравнения с двумя переменными. | | ||
31. | | | Нелинейные уравнения с двумя переменными. | | ||
32 | | | График нелинейного уравнения с двумя переменными. | | ||
33 | | | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | | ||
34 | | | Системы нелинейных уравнений. | | ||
35 | | | Итоговое занятие. | |
Лист корректировки рабочей программы
Учеб-ная чет-верть | Название раздела, темы | Дата проведе-ния по плану | Причина корректировки | Дата проведе-ния по факту | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
|
| | | | |
| | | | | |
| | | | | |