Рабочая программа по географии, 5 класс

0
0
Материал опубликован 8 November 2016

«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназии №1» г. Балашова

_____________/______________/

ФИО

«__»____________20___г.

« Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназии №1» г. Балашова

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «География»

5 класс

Учителя географии и истории Дозоровой А.В.

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебного курса «География. Начальный курс» 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по курсу географии для 5 класса составлена в соответствии:

- С требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- С требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- С программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Программа адресована учащимся 5 - х классов МОУ Гимназия № 1.

Образовательная область – общественные науки.

Образовательный предмет – география

Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);

познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;

понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира;

понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

«Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии.

Цель и задачи курса:

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного освоения поставленной цели необходимо решение следующих учебно-методологических задач:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированных у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять географические знания в повседневной жизни;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год.

Содержание курса

Данную программу реализует учебник А.А. Летягина География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Летягин А.А.; под общей редакцией В.П. Дронова – М.: Вентана-Граф, 2014.

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа линии УМК Издательского центра «Вентана Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО). Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5-6-х классах, по 35 часов (из расчета 1час в неделю).

Межпредметные связи

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

1. Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6. формирование основ экологической культуры.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. смысловое чтение;

9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;

11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

12. формирование и развитие экологического мышления.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1. понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем

2. формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

3. умение работать с разными источниками географической информации;

4. умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

5. овладение основами картографической грамотности;

6. овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

7. формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8. умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»

Раздел №1. « Введение. Географическое познание нашей планеты»

Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел №2. «Земля как планета Солнечной системы»

Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Географические следствия движения Земли. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел №3. «Изображение земной поверхности»

Тема №1. «План местности»

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, виды съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Тема №2. «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности»

Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты.

Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Раздел №4. «Геосферы Земли»

Тема №3 «Литосфера»

Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Тема №4 «Гидросфера»

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.

Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Тема №5 «Атмосфера»

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера.

Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Тема №6 «Почвенный покров»

Почва и ее образование. Плодородие почвы.

Тема №7 «Биосфера»

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Тема №8 «Географическая оболочка Земли»

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.

Человек как часть географической оболочки.

Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС (ФГОС)

П/п

Наименование уроков

Кол-во часов

Дата

Примечания

5 «А»

5 «Б»

5 «В»

Раздел I.

Введение. Планета Земля. Изображение Земли.

7

       

Тема 1.1

Введение

2

       

1.

Что изучает географическая наука?

1

       

2.

Методы научных наблюдений

Практическая работа № 1 «Фенологические наблюдения за состоянием погоды.»

1

       

Тема 1.2

Планета Земля. Изображение Земли.

5

       

3.

Земля - планета Солнечной системы

1

       

4.

Форма и размеры Земли

Практическая работа № 2 «Построение модели Земли»

1

       

5.

Орбитальное движение Земли

1

       

6.

Вращение Земли вокруг своей оси Практическая работа № 3 «Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом»

1

       

7.

Урок-обобщение и контроля знаний по теме «Земля-планета Солнечной системы»

1

       

Раздел II.

Геосферы Земли

25

       

Тема 2.1

Литосфера

8

       

8.

Внутреннее строение Земли

1

       

9.

Образование и строение Вулкана

1

       

10.

Породы, слагающие земную кору

Практическая работа № 4 «Определение горных пород по образцам, выявление способов их использования в хозяйстве»

1

       

11.

Строение и движение земной коры

1

       

12.

Землетрясения

1

       

13.

Рельеф Земли

1

       

14.

Человек и литосфера

1

     

ОДНКНР

15.

Урок обобщения и контроля знаний по теме Литосфера.

1

       

Тема 2.2

Атмосфера

4

       

16.

Атмосфера Земли

1

       

17.

Погода и метеорологические наблюдения

Практическая работа № 5 «Метеорологические наблюдения за погодой.»

1

       

18.

Человек и атмосфера

1

     

ОДНКНР

19.

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Атмосфера»

1

       

Тема 2.3

Гидросфера

7

       

20.

Вода на Земле

1

       

21.

Мировой океан

1

       

22.

Воды суши. Река.

1

       

23.

Река

Практическая работа № 6 «Характеристика реки по типовому плану»

1

       

24.

Озера. Ледники. Подземные воды.

1

       

25.

Человек и гидросфера.

1

     

ОДНКНР

26.

Урок-обобщения и контроля знаний по теме «Гидросфера»

1

       

Тема 2.4

Биосфера Земли

6

       

27.

Биосфера-оболочка жизни.

1

       

28.

Жизнь в тропическом поясе

1

       

29.

Растительный и животный мир умеренных поясов

1

       

30.

Жизнь в полярных поясах и океане

1

       

31.

Охрана природы

1

     

ОДНКНР

32.

Урок-обобщение по теме «Биосфера»

Практическая работа № 7 «Описание распространенных представителей растительного и животного мира своей местности.»

1

       

Возможные формы контроля: Фронтальный; индивидуальный; письменный.

Комментарии
Комментариев пока нет.