Рабочая программа по географии, 5 класс
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________20___г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназии №1» г. Балашова _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. |
« Утверждаю» Директор МОУ «Гимназии №1» г. Балашова _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»____20___г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «География»
5 класс
Учителя географии и истории Дозоровой А.В.
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебного курса «География. Начальный курс» 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по курсу географии для 5 класса составлена в соответствии:
- С требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- С требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- С программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Программа адресована учащимся 5 - х классов МОУ Гимназия № 1.
Образовательная область – общественные науки.
Образовательный предмет – география
Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);
познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
«Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии.
Цель и задачи курса:
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного освоения поставленной цели необходимо решение следующих учебно-методологических задач:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированных у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять географические знания в повседневной жизни;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год.
Содержание курса
Данную программу реализует учебник А.А. Летягина География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Летягин А.А.; под общей редакцией В.П. Дронова – М.: Вентана-Граф, 2014.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа линии УМК Издательского центра «Вентана Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО). Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5-6-х классах, по 35 часов (из расчета 1час в неделю).
Межпредметные связи
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
1. Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6. формирование основ экологической культуры.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
12. формирование и развитие экологического мышления.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1. понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
2. формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
3. умение работать с разными источниками географической информации;
4. умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
5. овладение основами картографической грамотности;
6. овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
7. формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8. умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»
Раздел №1. « Введение. Географическое познание нашей планеты»
Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел №2. «Земля как планета Солнечной системы»
Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Географические следствия движения Земли. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел №3. «Изображение земной поверхности»
Тема №1. «План местности»
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, виды съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Тема №2. «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности»
Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты.
Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Раздел №4. «Геосферы Земли»
Тема №3 «Литосфера»
Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.
Тема №4 «Гидросфера»
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.
Охрана вод от загрязнения.
Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Тема №5 «Атмосфера»
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.
Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений, расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера.
Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Тема №6 «Почвенный покров»
Почва и ее образование. Плодородие почвы.
Тема №7 «Биосфера»
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Тема №8 «Географическая оболочка Земли»
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.
Человек как часть географической оболочки.
Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС (ФГОС)
№ П/п |
Наименование уроков |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
|||
5 «А» |
5 «Б» |
5 «В» |
|||||
Раздел I. |
Введение. Планета Земля. Изображение Земли. |
7 |
|||||
Тема 1.1 |
Введение |
2 |
|||||
1. |
Что изучает географическая наука? |
1 |
|||||
2. |
Методы научных наблюдений Практическая работа № 1 «Фенологические наблюдения за состоянием погоды.» |
1 |
|||||
Тема 1.2 |
Планета Земля. Изображение Земли. |
5 |
|||||
3. |
Земля - планета Солнечной системы |
1 |
|||||
4. |
Форма и размеры Земли Практическая работа № 2 «Построение модели Земли» |
1 |
|||||
5. |
Орбитальное движение Земли |
1 |
|||||
6. |
Вращение Земли вокруг своей оси Практическая работа № 3 «Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом» |
1 |
|||||
7. |
Урок-обобщение и контроля знаний по теме «Земля-планета Солнечной системы» |
1 |
|||||
Раздел II. |
Геосферы Земли |
25 |
|||||
Тема 2.1 |
Литосфера |
8 |
|||||
8. |
Внутреннее строение Земли |
1 |
|||||
9. |
Образование и строение Вулкана |
1 |
|||||
10. |
Породы, слагающие земную кору Практическая работа № 4 «Определение горных пород по образцам, выявление способов их использования в хозяйстве» |
1 |
|||||
11. |
Строение и движение земной коры |
1 |
|||||
12. |
Землетрясения |
1 |
|||||
13. |
Рельеф Земли |
1 |
|||||
14. |
Человек и литосфера |
1 |
ОДНКНР |
||||
15. |
Урок обобщения и контроля знаний по теме Литосфера. |
1 |
|||||
Тема 2.2 |
Атмосфера |
4 |
|||||
16. |
Атмосфера Земли |
1 |
|||||
17. |
Погода и метеорологические наблюдения Практическая работа № 5 «Метеорологические наблюдения за погодой.» |
1 |
|||||
18. |
Человек и атмосфера |
1 |
ОДНКНР |
||||
19. |
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Атмосфера» |
1 |
|||||
Тема 2.3 |
Гидросфера |
7 |
|||||
20. |
Вода на Земле |
1 |
|||||
21. |
Мировой океан |
1 |
|||||
22. |
Воды суши. Река. |
1 |
|||||
23. |
Река Практическая работа № 6 «Характеристика реки по типовому плану» |
1 |
|||||
24. |
Озера. Ледники. Подземные воды. |
1 |
|||||
25. |
Человек и гидросфера. |
1 |
ОДНКНР |
||||
26. |
Урок-обобщения и контроля знаний по теме «Гидросфера» |
1 |
|||||
Тема 2.4 |
Биосфера Земли |
6 |
|||||
27. |
Биосфера-оболочка жизни. |
1 |
|||||
28. |
Жизнь в тропическом поясе |
1 |
|||||
29. |
Растительный и животный мир умеренных поясов |
1 |
|||||
30. |
Жизнь в полярных поясах и океане |
1 |
|||||
31. |
Охрана природы |
1 |
ОДНКНР |
||||
32. |
Урок-обобщение по теме «Биосфера» Практическая работа № 7 «Описание распространенных представителей растительного и животного мира своей местности.» |
1 |
Возможные формы контроля: Фронтальный; индивидуальный; письменный.