12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Anna84 Россия, Самарская обл., Саратов |
Рабочая программа по факультативу «Чтение и развитие речи»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №4 г.Саратова»
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО «______»_________2018 г. «______»__________2018 г.
Протокол №___от «___»_____2018 г. зам. директора по УВР директор школы
Руководитель МО _____________(О.И. Никонова) ________________(Л.А. Печерская)
_______________(Авдеева М.Н.)
Рабочая программа
по факультативу «Чтение и развитие речи»
на 2018 - 2019 учебный год
Класс 5 «А»
Количество часов: в неделю 1; всего за год 33 ч.
Планирование составлено на основе программы (название, авторы) для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой
Формы и сроки контроля качества знаний
Вид контроля ( контрольные работы, диктанты, тестирование, сочинение, изложение, практические работы, др.) | Дата 1 четверть | Дата 2 четверть | Дата 3 четверть | Дата 4 четверть | Дата год |
Рабочую программу составила _______________________ (Татаринова Анна Владимировна)
Пояснительная записка
Ценность детского чтения как источника развития личности и как фактора её социальной защищенности признана во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам, и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.
Книга как средство для совершенствования души и сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо, чарует и надолго остается в памяти и в сердце. Очень важно, показать насколько чтение увлекательное занятие, чтобы книга стала настоящим другом школьника, его постоянным спутником, с которым не скучно и интересно. От успешности развития культуры чтения зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Курс “Волшебный мир сказок” необходим, так как одним из основных умений является умение работать с текстом. Слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой курс актуален.
Цель данного факультативного курса – продолжить мотивировать и формировать интерес к книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основными задачами для курса являются:
Формировать у детей интерес к книге,
Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
Учить отвечать на вопросы по содержанию,
Учить пересказу,
Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога с героями произведений.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала.
Тексты разнообразны по содержанию.
Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время.
Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.
Факультативный курс рассчитан на учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Срок реализации программы 1 год.(33 часа, 1 час в неделю).
День проведения: пятница.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
анализировать художественное произведение;
сравнивать произведения разных жанров и авторов;
давать характеристику героев.
Календарно – тематическое планирование факультативного курса в 5 классе
«Волшебный мир сказки».
Дата | № п/п | Тема занятия | Часы | Примечания |
1 четверть | ||||
07.09 | 1 | Введение. Что такое сказка? В чем же секрет притягательности этих удивительных историй? | 1 | |
14.09 | 2 | Классификация сказок. | 1 | |
21.09 | 3 | Миф или сказка. | 1 | |
28.09 | 4 | Законы "сказочного мира" | 1 | |
05.10 | 5 | Виды народных сказок и их исторические корни. | 1 | |
Сказочно – былинный жанр. | ||||
12.10 | 6 | Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная» | 1 | |
19.10 | 7 | Жанровые особенности былины. Сравнение богатырской сказки и былины | 1 | |
26.10 | 8 | Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» | 1 | |
2 четверть | ||||
09.11 | 9 | Былина «Алёша Попович» | 1 | |
16.11 | 10 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца». | 1 | |
23.11 | 11 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | |
30.11 | 12 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |
07.12 | 13 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | 1 | |
14.12 | 14 | Игра «Волшебный мир пушкинской сказки» | 1 | |
Русская народная сказка | ||||
21.12 | 15 | Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч» | 1 | |
3 четверть | ||||
11.01 | 16 | Русская народная сказка «Дрозд Еремеевич» | 1 | |
18.01 | 17 | Русская народная сказка «Елена Премудрая» | 1 | |
Сказки народов мира. | ||||
25.01 | 18 | В. П. Астафьев «Злодейка» | 1 | |
01.02 | 19 | В. В. Бианки «Морской чертенок» | 1 | |
08.02 | 20 | А. М. Волков «Тайна заброшенного замка» | 1 | |
15.02 | 21 | А. М. Волков «Волшебник изумрудного города» | 1 | |
22.02 | 22 | А. П. Гайдар «Чук и Гек» | 1 | |
01.03 | 23 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказочка про козявочку» | 1 | |
15.03 | 24 | М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | 1 | |
22.03 | 25 | Экскурсия в школьную библиотеку. «Значении книги для современного человека.» | 1 | |
4 четверть | ||||
Знакомый незнакомец. Зарубежные сказки. | ||||
05.04 | 26 | Братья Гримм «Белоснежка». | 1 | |
12.04 | 27 | Чудесный сказочник. По сказке Г. Андерсена «Русалочка». | 1 | |
19.04 | 28 | Шарль Перро « Красавица и чудовище» | 1 | |
26.04 | 29 | Шарль Перро «Золушка, или хрустальная туфелька» | 1 | |
03.05 | 30 | Шарль Перро «Спящая красавица» | 1 | |
10.05 | 31 | Шарль Перро «Замарашка» | 1 | |
17.05 | 32 | Шарль Перро «Волшебница (Подарки феи)» | 1 | |
24.05 | 33 | Урок – обобщения «До свидания, сказка!» | 1 |