Рабочая программа по факультативу «Чтение и развитие речи» (5 класс)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №4 г.Саратова»
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО «______»_________2018 г. «______»__________2018 г.
Протокол №___от «___»_____2018 г. зам. директора по УВР директор школы
Руководитель МО _____________(О.И. Никонова) ________________(Л.А. Печерская)
_______________(Авдеева М.Н.)
Рабочая программа
по факультативу «Чтение и развитие речи»
на 2018 - 2019 учебный год
Класс 5 «А»
Количество часов: в неделю 1; всего за год 33 ч.
Планирование составлено на основе программы (название, авторы) для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой
Формы и сроки контроля качества знаний
Вид контроля ( контрольные работы, диктанты, тестирование, сочинение, изложение, практические работы, др.) |
Дата 1 четверть |
Дата 2 четверть |
Дата 3 четверть |
Дата 4 четверть |
Дата год |
Рабочую программу составила _______________________ (Татаринова Анна Владимировна)
Пояснительная записка
Ценность детского чтения как источника развития личности и как фактора её социальной защищенности признана во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам, и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.
Книга как средство для совершенствования души и сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо, чарует и надолго остается в памяти и в сердце. Очень важно, показать насколько чтение увлекательное занятие, чтобы книга стала настоящим другом школьника, его постоянным спутником, с которым не скучно и интересно. От успешности развития культуры чтения зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Курс “Волшебный мир сказок” необходим, так как одним из основных умений является умение работать с текстом. Слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой курс актуален.
Цель данного факультативного курса – продолжить мотивировать и формировать интерес к книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основными задачами для курса являются:
Формировать у детей интерес к книге,
Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
Учить отвечать на вопросы по содержанию,
Учить пересказу,
Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога с героями произведений.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала.
Тексты разнообразны по содержанию.
Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время.
Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.
Факультативный курс рассчитан на учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Срок реализации программы 1 год.(33 часа, 1 час в неделю).
День проведения: пятница.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
анализировать художественное произведение;
сравнивать произведения разных жанров и авторов;
давать характеристику героев.
Календарно – тематическое планирование факультативного курса в 5 классе
«Волшебный мир сказки».
Дата |
№ п/п |
Тема занятия |
Часы |
Примечания |
1 четверть |
||||
07.09 |
1 |
Введение. Что такое сказка? В чем же секрет притягательности этих удивительных историй? |
1 |
|
14.09 |
2 |
Классификация сказок. |
1 |
|
21.09 |
3 |
Миф или сказка. |
1 |
|
28.09 |
4 |
Законы "сказочного мира" |
1 |
|
05.10 |
5 |
Виды народных сказок и их исторические корни. |
1 |
|
Сказочно – былинный жанр. |
||||
12.10 |
6 |
Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная» |
1 |
|
19.10 |
7 |
Жанровые особенности былины. Сравнение богатырской сказки и былины |
1 |
|
26.10 |
8 |
Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» |
1 |
|
2 четверть |
||||
09.11 |
9 |
Былина «Алёша Попович» |
1 |
|
16.11 |
10 |
Богатырская «Сказка про Илью Муромца». |
1 |
|
23.11 |
11 |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
1 |
|
30.11 |
12 |
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
|
07.12 |
13 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
1 |
|
14.12 |
14 |
Игра «Волшебный мир пушкинской сказки» |
1 |
|
Русская народная сказка |
||||
21.12 |
15 |
Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч» |
1 |
|
3 четверть |
||||
11.01 |
16 |
Русская народная сказка «Дрозд Еремеевич» |
1 |
|
18.01 |
17 |
Русская народная сказка «Елена Премудрая» |
1 |
|
Сказки народов мира. |
||||
25.01 |
18 |
В. П. Астафьев «Злодейка» |
1 |
|
01.02 |
19 |
В. В. Бианки «Морской чертенок» |
1 |
|
08.02 |
20 |
А. М. Волков «Тайна заброшенного замка» |
1 |
|
15.02 |
21 |
А. М. Волков «Волшебник изумрудного города» |
1 |
|
22.02 |
22 |
А. П. Гайдар «Чук и Гек» |
1 |
|
01.03 |
23 |
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказочка про козявочку» |
1 |
|
15.03 |
24 |
М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» |
1 |
|
22.03 |
25 |
Экскурсия в школьную библиотеку. «Значении книги для современного человека.» |
1 |
|
4 четверть |
||||
Знакомый незнакомец. Зарубежные сказки. |
||||
05.04 |
26 |
Братья Гримм «Белоснежка». |
1 |
|
12.04 |
27 |
Чудесный сказочник. По сказке Г. Андерсена «Русалочка». |
1 |
|
19.04 |
28 |
Шарль Перро « Красавица и чудовище» |
1 |
|
26.04 |
29 |
Шарль Перро «Золушка, или хрустальная туфелька» |
1 |
|
03.05 |
30 |
Шарль Перро «Спящая красавица» |
1 |
|
10.05 |
31 |
Шарль Перро «Замарашка» |
1 |
|
17.05 |
32 |
Шарль Перро «Волшебница (Подарки феи)» |
1 |
|
24.05 |
33 |
Урок – обобщения «До свидания, сказка!» |
1 |