Рабочая программа по чтению и развития речи для обучающихся 5–8 коррекционных классов VIII вида
Рабочая программа
по чтению и развитию речи для обучающихся 5, 8 специальных (коррекционных) классов VIII вида.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03. 2004 г. № 1089); ФБУП (утвержден 09.03. 2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012г.№74);Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва «ВЛАДОС» 2013, под редакцией В. В. Воронковой; учебным планом КГОБУ «Лесозаводская КШИ» на 2017-2018 учебный год .
Предлагаемая программа ориентирована на учебники для 5,8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014; Чтение.учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: «Просвещение» 2006.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе, реализующей Оcновную Адаптированную Общеобразовательную Программу. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса обучения.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим, придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту; участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5 классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей , расширения социального опыта учащихся.
На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
2. Цели и задачи учебного предмета
Цель:
Развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений;
формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социально трудовой адаптации.
Коррекционно-образовательные:
Знакомить с произведениями УНТ: сказками, загадками, былинами, песнями, пословицами, поговорками, литературными сказками, художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской литературы.
Совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающих со знаками препинания).
Отрабатывать умение выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать характеристику их поступкам, подтверждая выводы отрывками из текста; составлять характеристики героев с помощью учителя.
Учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения. Различать оттенки слов в тексте.
Закреплять умение подробно и кратко пересказывать прочитанное.
Учить конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после.
Закреплять навыки заучивания наизусть.
Коррекционно-развивающие:
Осуществлять литературное чтение, в процессе которого обучать систематизации знаний в области русской и современной литературы.
Формировать правильное произношение, регулировать темп чтения.
Обогащать и активизировать словарь учащихся; расширять кругозор, объём эмоциональной и оценочной лексики.
Развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание и т.д.)
Развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления.
Развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства ( в произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное, борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельников. Защитников Отечества и его врагов и т.д.)
Развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т.д.
Развивать и корректировать память и логическое мышление.
Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, русской и современной литературе, устному народному творчеству.
Воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости).
Осуществлять патриотическое воспитание при чтении произведений о прошлом и настоящем нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовности к защите Родины).
Осуществлять гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни; воспитание чувства ответственности за судьбу страны).
Проводить работу по трудовому воспитанию (привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться).
Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность, соблюдение предъявляемых требований, приучать к самостоятельности.
Формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать взрослых и детей, вести диалог и т.д.)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы предмет «Чтение и развитие речи» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество учебных недель |
Итого часов |
5 |
4 |
34 |
136 |
8 |
3 |
34 |
102 |
4. Структура и содержание учебного предмета
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
Формы организации учебного процесса
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как словесный, наглядный, практический.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах:
коррекционной направленности в обучении;
воспитывающей и развивающей направленности обучения;
научности и доступности обучения;
систематичности и последовательности в обучении;
наглядности в обучении;
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала).
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).
Цель: выработка умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок).
Цель: обобщение знаний.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа.
Цель: определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками.
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой).
Наглядный (наблюдение, демонстрация).
Практический.
Методы контроля.
Технологии:
ИКТ технологии;
Личностно-ориентированного обучения.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предлагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика 5-9 классов. Контроль осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Ввиду психологических особенностей обучающихся с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности при принятии решений;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность;
воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи;
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
Распределение учебных часов по четвертям осуществляется следующим образом:
Структура курса
5 класс
Четверть |
Количество уроков |
I |
36 |
II |
28 |
III |
42 |
IV |
30 |
Год |
136 |
Тематика изучаемых произведений
5 класс
В содержание учебного курса «Чтение и развитие речи» в 5классе включено изучение рассказов, статей, стихотворений о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны, о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Продолжается знакомство с произведениями устного народного творчества: сказками, загадками, поговорками, пословицами. Представлены также и примеры литературных сказок.
Тематическое планирование
5 класс
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Устное народное творчество. |
5 |
2 |
Сказки. |
17 |
3 |
Картины родной природы: Лето Осень Зима Весна |
9 8 9 18 |
4 |
О друзьях-товарищах. |
11 |
5 |
Басни И. Крылова. |
4 |
6 |
Спешите делать добро. |
13 |
7 |
О животных. |
15 |
8 |
Из прошлого нашего народа. |
13 |
9 |
Из произведений зарубежных писателей. |
12 |
10 |
Повторение. |
2 |
Итого: |
136 |
Содержание учебного курса
5 класс
I. Устное народное творчество.
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
II. Картины родной природы.
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
III. О друзьях – товарищах.
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).
В. Медведев «Фосфорический мальчик».
Л. Воронкова «Дорогой подарок».
Я. Аким «Твой друг».
IV. Басни И. Крылова.
И. Крылов. «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».
V. Спешите делать добрые дела.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец».
О. Бондарчук «Слепой домик».
В. Осеева «Бабка».
А. Платонов «Сухой Хлеб».
В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд».
Р. Рождественский «Огромное небо».
VI. О животных.
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).
А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).
К. Паустовский «Кот Ворюга».
Б. Житков «Про обезьянку».
Э. Асадов «Дачники».
Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».
С. Михалков «Будь человеком».
VII. Из прошлого нашего народа.
О. Тихомиров «На поле Куликовом».
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».
Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…».
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
VIII. Из произведений зарубежных писателей.
В. Гюго «Гаврош» (отрывки).
М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок).
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки).
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
Структура курса
8 класс
Четверть |
Количество уроков |
I |
24 |
II |
24 |
III |
31 |
IV |
23 |
Год |
102 |
Тематика изучаемых произведений
8 класс
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Тематическое планирование
8 класс
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Устное народное творчество. |
9 |
2 |
Произведения русских писателей ХIХ века. |
43 |
3 |
Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века. |
23 |
4 |
Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века. |
25 |
5 |
Повторение. |
2 |
Итого: |
102 |
Содержание учебного курса
8 класс
I. Устное народное творчество.
Сказки. Русская народная сказка "Волшебное кольцо".
Пословицы и поговорки.
Баллады.
В.А.Жуковский «Перчатка», И.З.Суриков «Нашла коса на камень»
Былины. Былина «Садко»(отрывок)
Урок внеклассного чтения «Любимые сказки школьников». Просмотр фильма-сказки на выбор.
II.Произведения русских писателей XIX века.
А. С. Пушкин.
Биографические сведения.
М.Я.Басина «Публичное испытание», И.И.Пущин «записки о Пушкине», А. С. Пушкин, "Цветок", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне». Любовная лирика «Сожженое письмо», «Я вас любил». Сказка «Сказка о попе и работнике его Балде» Просмотр мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки А.С.Пушкина.
Урок внеклассного чтения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».
М. Ю. Лермонтов.
Биографические сведения.
Стихотворение "Смерть поэта", "Родина", «Парус», «Сосна». Отрывки из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.
И. А. Крылов.
Биографические сведения.
Жанр басни. Особенности басен Крылова.
И. А. Крылов "Волк на псарне", "Осел и соловей", «Муха и пчела». Урок внеклассного чтения. Викторина по басням И.А. Крылова.
Н. А. Некрасов.
Биографические сведения.
Н. А. Некрасов "Размышления у парадного подъезда"(отрывок), "В полном разгаре страда деревенская", отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».
И.С. Никитин
Биографические сведения.
Стихотворение «Русь» (отрывок),стихотворение «Утро на берегу озера».
Урок внеклассного чтения «Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».
И.С.Тургенев.
Биографическая справка.
И.С.Тургенев «Муму». Проверка техники чтения.
Л. Н. Толстой.
Биографические сведения. «После бала» (в сокращении).
III.Произведения русских писателей 1-й половины XX века
А. П. Чехов.
Биографические сведения. «Лошадиная фамилия».
В.Г.Короленко
«Слепой музыкант» (отрывки). Просмотр фильма по повести Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения. «У книжной полки»
М.Горький.
Биографическая справка. Отрывок из повести «Макар Чудра»
С. А. Есенин.
Биографические сведения. «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая...»
А.П.Платонов.
Биографичечская справка. «Разноцветная бабочка»
А.Н.Толстой.
Биографические сведения. «Русский характер».
Н.А.Заболоцкий.
Биографическая справка. «Некрасивая девочка»
Урок внеклассного чтения «"Стихи С. А. Есенина".»
IV.Произведения русских писателей 2-й половины XX века.
К.Г.Паустовский.
Биографическая справка. «Телеграмма»
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.
Р.И.Фраерман.
Биографическая справка. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).
Л.А.Кассиль.
Биографическая справка. «Пекины бутсы».
А.Т.Твардовский.
Биографическая справка. Отрывки из поэмы «Василий Теркин».
Библиотечный урок.
В.М.Шукшин.
Биографическая справка. «Гринька Малюгин».
В.П.Астафьев.
Биографическая справка. "Далекая и близкая сказка".
Урок внеклассного чтения. Произведения о войне.
Р.П.Погодин.
Биографическая справка. "Альфред".
А.А.Суриков.
Биографическая справка. «Родина»
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных ЛИСТОВ по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Литература для внеклассного чтения 5 класс
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».
В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Рекомендуемая литература (на выбор)
5 класс
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень», «Горный мастер».
Бианки В.В. «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».
Волков А.М. «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
Гайдар А.П. «Чук и Гек».
Житков Б.С. «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Носов Н.Н. «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Веселая семейка».
Осеева В.А. «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
Паустовский К.Г. «Похождение жука-носорога».
Пермяк ЕА. «Семьсот семьдесят семь мастеров».
Катаев В.П. «Сын полка».
Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Скребицкий Г.А. «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».
Рекомендуемая литература (на выбор)
8 класс
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».
А.Р. Беляев «Золотая гора», «Прыжок в ничто».
Ю.В. Бондарев «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».
К.Я. Ваншенкин. Стихотворения.
А.П. Гайдар «Школа».
С.А. Есенин. Стихотворения.
Ф.А. Искандер «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».
В.А. Каверин «Два капитана».
А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки).
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
Н.М. Рубцов. Стихотворения.
К.М. Симонов. Стихотворения.
А.А. Сурков. Стихотворения.
А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».
В.М. Шукшин «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».
5. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны овладеть к концу учебного года.
1-й уровень:
• читать вслух правильно, бегло, выразительно;
• читать про себя доступные по содержанию тексты;
• выделять тему и определять идею произведения с помощью учителя;
• определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним с помощью учителя;
• самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
• отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
• пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
• ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
• выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
• заучить наизусть 6-8 стихотворений в 5 классе, 10 стихотворений в 8 классе;
• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из перио-дической печати, и принимать участие в их обсуждении.
2-й уровень:
• читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
• читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изобража-емым событиям;
• выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
• находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей уче-ников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
3 уровень:
Обучение чтению направлено на решение чисто практической задачи.
Большинство учащиеся должны научиться:
читать и понимать короткие несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги;
понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации;
участвовать в беседе с соблюдением общепринятых правил и норм при выполнении поручений, в процессе занятий.
6. Контрольно-измерительные материалы
-
-
устный опрос;
тестирование;
анализ текста;
выразительное чтение художественного текста наизусть;
-
7. Критерии оценки знаний по чтению и развитию речи
В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):5 класс- 45-60 слов , 8 класс-90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на част и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно , бегло; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении главной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более 5 ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять главную мысль произведения, части рассказа даже при помощи учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя, не знает наизусть части текста.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для школьников.
Поурочные разработки по чтению Байкова М.И., Гостимская Е.С.
Интернет ресурсы:
1. http://www.proshkolu.ru
2. http://nsportal.ru
3. http://pedsovet.su
Календарно-тематическое планирование
по чтению и развитию речи
5 класс
№ |
Тема урока |
часы |
Коррекционная работа |
стр. |
дата |
1четверть (36часов). Устное народное творчество. |
|||||
1. |
Вводный инструктаж. ИОТ № 62,63. |
1 |
|||
2. |
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. |
1 |
Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. |
3-4 |
|
3. |
Пословицы и поговорки. |
1 |
Развивать память, внимание, мышление. |
5-6 |
|
4. |
Загадки. |
1 |
Коррекция умения рассказывать считалки, потешки. |
6-8 |
|
5. |
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». |
1 |
Заучивать пословицы, поговорки и загадки. |
8-10 |
|
Сказки. |
|||||
6. |
«Никита Кожемяка» (Русская сказка). |
1 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
11-13 |
|
7. |
Внеклассное чтение «Русские народные сказки». |
1 |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
||
8. |
«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка). |
1 |
Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
14-15 |
|
9. |
«Золотые руки» (Башкирская сказка). |
1 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
15-18 |
|
10. |
«Морозко» (Русская сказка). |
1 |
Развивать умения пересказывать отрывки из текста. |
18-23 |
|
11. |
«Два Мороза» (Русская сказка). |
1 |
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
24-27 |
|
12. |
«Три дочери» (Татарская сказка). |
1 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
27-28 |
|
13. |
Внеклассное чтение «Сказки народов мира». |
1 |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
||
14-16 |
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». |
3 |
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
29-40 |
|
17-21 |
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». |
5 |
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи … |
41-50 |
|
22. |
Обобщающий урок по теме «Сказки». |
1 |
Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
51-52 |
|
Картины родной природы. |
|||||
23. |
Лето. Г. Скребицкий «Июнь». |
1 |
Соблюдение пунктуации. |
53-54 |
|
24. |
И. Суриков «Ярко солнце светит…» |
1 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
54-55 |
|
25-28. |
А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки). |
4 |
Развивать связную речь. |
55-61 |
|
29. |
А. Прокофьев «Берёзка». |
1 |
Расширять словарный запас. |
61-62 |
|
30. |
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» |
1 |
Соблюдение пунктуации. |
62 |
|
31. |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето». |
1 |
Развивать познавательную деятельность. |
63 |
|
32. |
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь». |
1 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
64-65 |
|
33. |
По И. Соколову-Микитову «Золотая осень». |
1 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
66-67 |
|
34. |
К. Бальмонт «Осень». |
1 |
Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
68 |
|
35. |
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» |
1 |
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
69-71 |
|
36. |
По В. Астафьеву «Осенние грусти…» |
1 |
72-73 |
||
2 четверть (28чассов). |
|||||
37. |
И. Бунин «Первый снег». |
1 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
73 |
|
38. |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень». |
1 |
Развивать познавательную деятельность. |
74 |
|
39. |
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг». |
1 |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
||
О друзьях-товарищах. |
|||||
40-41. |
Ю. Яковлев «Колючка». |
2 |
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
75-79 |
|
42. |
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». |
1 |
80-82 |
||
43. |
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок). |
1 |
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
83-87 |
|
44. |
В. Медведев «Фосфорический» мальчик». |
1 |
88-91 |
||
45-47. |
Л. Воронкова «Дорогой подарок». |
3 |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
92-96 |
|
48. |
Я. Аким «Твой друг» |
1 |
96-97 |
||
49. |
Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах». |
1 |
Развивать познавательную деятельность. |
98 |
|
50. |
Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры». |
1 |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
||
Басни И. Крылова. |
|||||
51. |
И. Крылов «Ворона и Лисица». |
1 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
99-100 |
|
52. |
И. Крылов «Щука и Кот». |
1 |
101-102 |
||
53. |
И. Крылов «Квартет». |
1 |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
102-104 |
|
54. |
Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова». |
1 |
Развивать познавательную деятельность. |
104 |
|
Спешите делать добро. |
|||||
55. |
Н. Хмелик «Будущий олимпиец». |
1 |
Развивать связную речь через пересказ. |
105-108 |
|
56. |
О. Бондарчук «Слепой домик». |
1 |
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
108-109 |
|
57-60. |
В. Осеева «Бабка». |
4 |
110-117 |
||
61-62. |
А. Платонов «Сухой хлеб». |
2 |
118-124 |
||
63. |
В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок». |
1 |
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
124-127 |
|
64. |
В. Брюсов «Труд». |
1 |
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам. |
127-128 |
|
3 четверть (42 часа) |
|||||
65. |
Р. Рождественский «Огромное небо». |
1 |
Развивать связную речь через пересказ. |
129 |
|
66. |
Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро». |
1 |
Развивать познавательную деятельность. |
130 |
|
67. |
Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине». |
1 |
коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.. |
||
Картины родной природы. |
|||||
68. |
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» |
1 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
131 |
|
69. |
Г. Скребицкий «Декабрь». |
1 |
132-133 |
||
70. |
К. Бальмонт «К зиме». |
1 |
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
133-134 |
|
71-72. |
Г. Скребицкий «Всяк по-своему» |
2 |
134-137 |
||
73. |
С. Есенин «Поёт зима – аукает…» |
1 |
Развивать связную речь через заучивание. |
137-138 |
|
74. |
С. Есенин «Берёза». |
1 |
Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
138 |
|
75. |
А. Пушкин «Зимняя дорога». |
1 |
139 |
||
76. |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима». |
1 |
Развивать познавательную деятельность. |
140 |
|
77. |
Весна. Г. Скребицкий «Март». |
1 |
Развивать связную речь. |
141-142 |
|
78. |
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» |
1 |
Расширять словарный запас. |
142-143 |
|
79. |
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая». |
1 |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
||
80. |
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки). |
1 |
Развивать артикуляционный аппарат. |
143-145 |
|
81. |
Г. Скребицкий «Весна - красна». |
1 |
Развивать связную речь через заучивание. |
145-147 |
|
82. |
Г. Скребицкий «Грачи прилетели». |
1 |
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. |
147-148 |
|
83. |
Г. Скребицкий «Заветный кораблик». |
1 |
Совершенствовать словесную систему мышления. |
148-149 |
|
84. |
Г. Скребицкий «В весеннем лесу». |
1 |
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
149-151 |
|
85. |
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»). |
1 |
152-154 |
||
86. |
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» |
1 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
154 |
|
87. |
А. Блок «Ворона». |
1 |
Развивать связную речь через заучивание. |
155 |
|
88. |
Е. Серова «Подснежник». |
1 |
Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
156 |
|
89. |
И. Соколов – Микитов «Весна». |
1 |
156-157 |
||
90. |
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» |
1 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
158 |
|
91. |
С. Есенин «Черёмуха». |
1 |
159 |
||
92. |
Я. Аким «Весна, Весною, о весне». |
1 |
Развивать артикуляционный аппарат. |
159-160 |
|
93. |
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна». |
1 |
Развивать познавательную деятельность. |
161-162 |
|
94. |
Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение». |
1 |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
30 |
|
О животных. |
|||||
95-96. |
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»). |
2 |
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
163-169 |
|
97-99. |
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»). |
3 |
Развивать связную речь через пересказ. |
169-175 |
|
100 |
К. Паустовский «Кот Ворюга». |
1 |
Развивать зрительное восприятие, память. |
176-179 |
|
101-103. |
Б. Житков «Про обезьянку». |
3 |
Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
180-187 |
|
104-105. |
Э. Асадов «Дачники». |
2 |
|||
106. |
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». |
1 |
Расширять словарный запас. |
189-191 |
|
4 четверть (30 часов) |
|||||
107. |
С. Михалков «Будь человеком». |
1 |
Развивать связную речь через пересказ. |
192-193 |
|
108. |
Обобщающий урок по теме «О животных». |
1 |
Развивать познавательную деятельность. |
193-194 |
|
109. |
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик». |
1 |
|||
Из прошлого нашего народа. |
|||||
110. |
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско». |
1 |
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
195-197 |
|
111. |
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва». |
1 |
Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
197-199 |
|
112. |
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям». |
1 |
Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
200 |
|
113. |
о С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода». |
1 |
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
201-203 |
|
114. |
Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). |
1 |
Развивать диалогическую речь. |
204-207 |
|
115-118. |
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок). |
4 |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
207-216 |
|
119. |
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» |
1 |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
217-221 |
|
120. |
Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата». |
1 |
Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
222-223 |
|
121. |
Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок». |
1 |
Развивать диалогическую речь. |
||
122. |
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» |
1 |
|||
Из произведений зарубежных писателей. |
|||||
123-124. |
В.Гюго «Гаврош» (отрывки) |
2 |
Развивать связную речь. |
224-229 |
|
125-128. |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). |
4 |
Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
229-238 |
|
129-131. |
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». |
3 |
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
239-247 |
|
132-134. |
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) |
3 |
247-251 |
||
135. |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
252 |
||
136. |
Итоговый урок года. |
1 |
Календарно-тематическое планирование
по чтению и развитию речи
8 класс
№ |
Тема урока |
Часы |
Дата |
1четверть (24часа) Устное народное творчество. |
|||
1. |
Вводный инструктаж. ИОТ № 62,63. |
1 |
|
2. |
Сказка –ложь, да в ней намек…Виды сказок. |
1 |
|
3. |
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Сюжет сказки. |
1 |
|
4. |
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Характеристика героев. |
1 |
|
5. |
Понятие о балладе. В.А.Жуковский «Перчатка». |
1 |
|
6. |
И.З.Суриков «Нашла коса на камень». |
1 |
|
7. |
Понятие о былине. |
1 |
|
8. |
Былина «Добрыня и змей». |
1 |
|
9. |
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». |
1 |
|
10. |
Внеклассное чтение сказок и былин. |
1 |
|
Произведения русских писателей XIX века. |
|||
11. |
Александр Сергеевич Пушкин. Биография. |
1 |
|
12. |
М.Я. Басин «Публичное испытание». |
1 |
|
13. |
И.И. Пущин «Записки о Пушкине». |
1 |
|
14. |
А.С.Пушкин «Памятник»,»Во глубине сибирских руд…» |
1 |
|
15. |
А.С.Пушкин «Зимнее утро». |
1 |
|
16. |
А.С.Пушкин «И.И.Пущину», «19 октября 1827». |
1 |
|
17. |
А.С.Пушкин «Няне», «На холмах Грузии…», «Сожженное письмо. |
1 |
|
18. |
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».Чтение. |
1 |
|
19. |
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».Анализ произведения. |
1 |
|
20. |
Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина. |
1 |
|
21. |
Внеклассное чтение по сказкам А.С.Пушкина. |
1 |
|
22. |
Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография. |
1 |
|
23. |
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта». |
1 |
|
24. |
М.Ю.Лермонтов «Родина». |
1 |
|
25. |
2 четверть (24 часа) М.Ю.Лермонтов «Парус», «Сосна». |
1 |
|
26-28. |
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.» |
3 |
|
29. |
Иван Андреевич Крылов. Биография. |
1 |
|
30. |
И.А.Крылов «Волк на псарне». |
1 |
|
31. |
И.А.Крылов «Осел и Соловей». |
1 |
|
32. |
И.А.Крылов «Муха и пчела». |
1 |
|
33. |
Внеклассное чтение по произведениям М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова. |
1 |
|
34. |
Николай Алексеевич Некрасов.Биография. |
1 |
|
35. |
Н.А.Некрасов . «Размышления у парадного подъезда» |
1 |
|
36. |
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…» |
1 |
|
37. |
Н.А.Некрасов «Мороз ,Красный нос» (Отрывок). |
1 |
|
38. |
Н.А.Некрасов «Русские женщины». |
1 |
|
39. |
Обобщающий урок по творчеству Н.А.Некрасова. |
1 |
|
40. |
Иван Саввич Никитин. Биография. |
1 |
|
41. |
И.С.Никитин «Русь». |
1 |
|
42. |
И.С.Никитин «Утро на берегу озера». |
1 |
|
43. |
Иван Сергеевич Тургенев. Биография. |
1 |
|
44-47. |
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении). |
4 |
|
48. |
Р.р.Сочинение по повести И.С.Тургенева «Муму» по поставленным вопросам. |
1 |
|
3четверть (31 час). |
|||
49. |
Вводный инструктаж иот №62, 63. Лев Николаевич Толстой. Биография. |
1 |
|
50. |
Л.Н.Толстой . «После бала». Историческая основа рассказа. |
1 |
|
51. |
Л.Н.Толстой «После бала». Духовный мир главного героя. |
1 |
|
52. |
Обобщающий урок по теме «Произведения русских писателей XIX века.» |
1 |
|
53. |
Внеклассное чтение по произведениям Л.Н. Толстого. |
1 |
|
Произведения русских писателей 1 – ой половины ХХ века. |
|||
54. |
Антон Павлович Чехов.Биография. |
1 |
|
55. |
А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия». |
1 |
|
56. |
Владимир Галактионович Короленко.Биография. |
1 |
|
57. |
В.Г.Короленко «Слепой музыкант».Чтение 1-2 главы. |
1 |
|
58. |
В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 3-4 главы. Мир главного героя. |
1 |
|
59. |
В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 5-6 главы.Роль музыки и дружбы в жизни людей. |
1 |
|
60. |
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 7-8 главы. Петр и Эвелина.Анализ взаимоотношений героев. |
1 |
|
61. |
В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 9-10 главы. |
1 |
|
62. |
В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 11 глава и эпилог. Что значит найти свое место в жизни? |
1 |
|
63. |
Максим Горький.Биография. |
1 |
|
64. |
М.Горький «Макар Чудра». |
1 |
|
65. |
Внеклассное чтение произведений М. Горького. |
1 |
|
66. |
Сергей Александрович Есенин. Биография. «Спит ковыль» |
1 |
|
67. |
С.А.Есенин, «Пороша», «Отговорила роща золотая». |
1 |
|
68. |
Андрей Платонович Платонов. Биография. |
1 |
|
69. |
А.А.Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка». Сравнение литературной и народной сказок. |
1 |
|
70. |
Алексей Николаевич Толстой. Биография. |
1 |
|
71-73. |
А.Н. Толстой. «Русский характер». |
3 |
|
74. |
Внеклассное чтение произведений А.Н. Толстого. |
1 |
|
75. |
Николай Алексеевич Заболоцкий.Биография.«Некрасивая девочка». |
1 |
|
76. |
Обобщающий урок по теме «Произведения русских писателей 1 – ой половины ХХ века». |
1 |
|
Произведения русских писателей 2-ой половины ХХ века. |
|||
77. |
Константин Георгиевич Паустовский. Биография. Рассказ «Телеграмма». |
1 |
|
78. |
К.Г.Паустовский «Телеграмма». Понятие о «непоправимой вине». |
1 |
|
79. |
Рувим Исаевич Фраерман. Биография. «Дикая собака Динго или повесть о первой любви».1глава. |
1 |
|
80. |
4 четверть (23 часа) Р.И.Фраерман. «Дикая собака динго, или повесть о первой любви».Чтение и анализ 1-2 глав. |
1 |
|
81. |
Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Чтение 3 главы. Катя и Филька. Первые слезы. |
1 |
|
82. |
Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви».Чтение 4 главы. Катя и Коля. Анализ взаимоотношений. |
1 |
|
83. |
Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви».Чтение 5 главы. Подготовка к написанию сочинения. |
1 |
|
84. |
Сочинение по повести Р.И.Фраермана «Что значит истинная дружба?» |
1 |
|
85. |
Лев Абрамович Кассиль. Биография. |
1 |
|
86. |
Л.А Кассиль «Пекины бутсы».Личностные качества Пеки. |
1 |
|
87. |
Л.А Кассиль «Пекины бутсы». Смешное и грустное в рассказе. |
1 |
|
88. |
Александр Трифонович Твардовский. Биография.«Василий Тёркин». |
1 |
|
89. |
А.Т.Твардовский «Василий Теркин».Отрывок «Кто стрелял», «В наступлении». |
1 |
|
90. |
Внеклассное чтение произведений А.Т.Твардовского. |
1 |
|
91. |
Василий Макарович Шукшин. Биография. «Гринька Малюгин». |
1 |
|
92. |
В.М.Шукшин . «Гринька Малюгин».Оценка главного героя. |
1 |
|
93. |
В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин».Понятие о красоте человека. |
1 |
|
94. |
Виктор Петрович Астафьев. Биография. |
1 |
|
95. |
В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон).Анализ жанра произведения. |
1 |
|
96. |
Радий Петрович Погодин. Биография. «Алфред». |
1 |
|
97-99. |
Р.Погодин «Алфред». |
3 |
|
100. |
Алексей Александрович Сурков. Биография. «Родина». |
1 |
|
101. |
Обобщающий урок по теме «Произведения русских писателей 2 – ой половины ХХ века». |
1 |
|
102. |
Итоговый урок года. |
1 |
Петренко Наталья Борисовна