12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шилова Анастасия Олеговна18
Работаю в должности учителем физической культуры с 1997г. В МБОУ школе №71 работаю учителем физической культуры с 01 сентября 2000 года.Являюсь педагогом дополнительного образования, веду секцию по мини-футболу и группы ОФП в школе.
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре для 6 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 6 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основана на программе доктора педагогических В. И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы 5-9 класс» (Москва «Просвещение» 2016г.) и предметной линии учебников М.Я. Виленского «Физическая культура 5,6,7 классы», М. «Просвещение», 2014г.

    Уровень  изучения программного материала - базовый стандарт.

В соответствии с базисным учебным планом на занятие физической культурой отводится 3 часа в неделю,  всего 102 часа год.   

В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у учащихся не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих целей и задач:

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:

содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

обучение основам базовых видов двигательных действий;

дальнейшее развитие координационных(ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных(скоростных, скоростно-силовых, выносливости, силы и гибкости) способностей;

формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранным видам спорта в свободное время;

выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитание инициативности самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент),«Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя «Спортивные игры», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Плавание». В связи с отсутствием соответствующих условий для успешного прохождения материала по плаванию, то реализация данного раздела в программе невозможна. Часы, отведенные на плавание распределяются на легкую атлетику и спортивные игры.

Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы,  сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю  необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику  распределения  программного  содержания, не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта.

Принимая во внимание главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся 5 классов в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса; педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей; изменении сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностей. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это переход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.);развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

К формам организации занятий по физической культуре в основной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Формы организации

Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости), а также сочетание этих способностей.

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа:

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащиеся приобретают необходимые знания, знакомятся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучаются умениям их планирования, проведения контроля. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются преимущественно для обучения умениям и навыкам материала базовых видов спорта. На этих уроках учащиеся также осваиваются также знания, которые относятся к предмету обучения( например, терминология избранной спортивной игры, техника выполнения соответствующих приемов, тактика игры).Эти уроки планируются и проводятся наиболее традиционно, в соответствии с логикой поэтапного формирования двигательного навыка (от начального обучения, углубленного разучивания и закрепления до этапа совершенствования). Динамика нагрузки на этих уроках задается в соответствии с закономерностями постепенного нарастания утомления, а планирование задач развития физических способностей осуществляется после решения задач обучения.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся по типу целенаправленной физической подготовки. Иначе говоря, здесь решаются задачи направленного развития (тренировки) кондиционных и координационных способностей. На них следует соблюдать соотношение объемов тренировочной нагрузки при развитии разных физических способностей и одной физической способности, когда применяются упражнения более общей и специальной направленности. На этих уроках обучающимся необходимо сообщать также сведения о физической подготовке, физических способностях, о способах контроля величины нагрузки, о способах ее регулирования.

Эти уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные уроки (когда на уроке решается несколько педагогических задач) и как целевые(с преимущественным решением одной педагогической задачи). Приобретаемые учащимися знания и умения должны в последствии включаться в систему домашний занятий.

Усилению мотивации занятий на уроках способствует привлечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, помощи в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упр.;

владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.

В области нравственной культуры:

способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;

формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.

В области коммуникативной культуры:

владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;

владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.

В области физической культуры:

владение умениями:

- в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;

- в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м;

- в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полу шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);

- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);

демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;

владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости;

соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упр.;

владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;

владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека;

понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

В области нравственной культуры:

бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;

приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;

понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;

восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.

В области физической культуры:

владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;

владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

Предметные результаты

В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:

понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах;

расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;

умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;

умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.

В области коммуникативной культуры:

способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;

умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;

способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.

В области физической культуры:

способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;

способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 6 класса должны:

иметь представление:

об основах истории развития физической культуры в России;

о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;

о физиологических основах деятельности систем дыхания при мышечных нагрузках;

о правилах личной гигиены;

о способах организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;

о профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи;

 

 уметь:

технически правильно осуществлять двигательные действия базовых видов спорта, предлагаемые программой физического воспитания;

проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки;

вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;

соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями;

управлять своими эмоциями.

демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 с высокого старта с опорой на руку, с

9,8

10

Силовые

Прыжок в длину с места, см

175

165

Подтягивание в висе (раз),

в висе лежа

8

15

Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой

40

35

К выносливости

Бег 1000 м

4,2

5

Передвижение на лыжах 1,5км

Без учета времени

К координации

Челночный бег 3х10 м, с

10

10,3

Бросок малого мяча на дальность, м

30

20

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 6 КЛАССЕ

п\п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

общее

По учебным четвертям

I

II

III

IV

1

Основы знаний

7

2

1

2

2

     

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

в процессе урока

     

3

Физическое совершенствование

95

23

20

28

24

             
 

Гимнастика с основами акробатики

16

-

16

-

-

 

Легкая атлетика

27

13

-

-

14

 

Спортивные игры

34

10

4

10

10

 

Лыжная подготовка

18

-

-

18

-

             
 

Итого

102

25

21

30

26

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (7ч)

1.Физическая культура. Влияние легкоатлетических упражнений на здоровье. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Названия разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения. Правила соревнований в беге, прыжках, и метаниях. Терминология спортивных игр: техника ловли, передачи, ведения мяча; тактика нападения (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение); тактика защиты (зонная и личная). Одежда, обувь и лыжный инвентарь. Пять основных двигательных способностей: гибкость, сила, быстрота, выносливость, ловкость.

2.Из истории физической культуры. Возникновение первых спортивных соревнований.

3.Физическая культура человека. Правила поведения и охрана труда на занятиях по легкой атлетике, гимнастике, лыжной подготовке, подвижным играм. Познай себя: росто-весовые показатели. Техника движений и ее основные показатели. Основы выполнения гимнастических упражнений. Упражнения для сохранения и поддержания правильной осанки. Упражнения для укрепления мышц стопы. Измерение пульса.

СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в процессе урока)

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой.

Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранение ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок)

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (95ч)

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств (в процессе урока).

Упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

Гимнастика с основами акробатики (16ч):

1. На освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении:

сочетание различных положений рук, ног, туловища; сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении; сочетание движений руками с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами; общеразвивающие упр. в парах.

2.На освоение общеразвивающих упражнений с предметами:

Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг);

Девочки: с обручами, большим мячом, палками, скакалками.

3.На освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей: кувырок вперед и назад; стойка на лопатках выпрямив ноги; из стойки на лопатках перекат вперед в упор присев; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях; кувырок в сторону.

4.На освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей:

Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; поднимание прямых ног в висе; подтягивание на высокой перекладине в висе;

Девочки: смешанные висы; потягивание на низкой перекладине из виса лежа.

5.На освоение навыков в опорных прыжках: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100см).

6. На развитие силовых и координационных способностей: сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола мальчики, от гимнастической скамейки девочки; поднимание туловища из положения, лежа руки за головой, за 30 сек.

7. На развитие координационных способностей (комбинация элементов):

Мальчики - упражнения на брусьях: упор на предплечьях; размах, сед на жерди ноги врозь (руки прямые в упоре сзади); упор на руках ( ноги внутри брусьев прямые); раскачивание «маятником», сед на бедре на одну жердь; соскок углом вправо.

Девочки -упражнения на гимнастическом бревне: ходьба на носках, руки на пояс, поворот на 180°; горизонтальное равновесие «Ласточка»; выпад вперед, встать на одно колено, выпад; ходьба с высоким подниманием бедра, руки за голову; упор присев, соскок, руки вверх-стороны.

Совершенствование акробатических упражнений (комбинация элементов):

Мальчики: 2 кувырка вперед; из упора присев прыжок вверх, с поворотом на 180°; кувырок назад в упор присев, кувырок назад в стойку ноги врозь; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук(держать), вернуться в и.п.; встать, руки вверх-стороны.

Девочки: кувырок вперед; из упора присев прыжок вверх, с поворотом на 180°; горизонтальное равновесие «Ласточка»; кувырок назад в упор присев; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук(держать), вернуться в и.п.; лечь на спину, «мост» из положения лежа на спине, сесть в упор присев; встать, руки вверх-стороны.

8.Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки со скакалкой за 1 мин; прыжки со скакалкой (комбинация прыжковых упр.).

9.На освоение строевых упражнений: перестроение из колонны по одному в колонну по четыре с дроблением и сведением; перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием.

10. Самостоятельные занятия: упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов.

Легкая атлетика (27ч):

1.На овладение техникой спринтерского бега: высокий старт от 10-15м; бег с ускорением от 30-40м; скоростной бег до 40м; бег на результат 60м.

2.На овладение техникой длительного бега: бег в равномерном темпе от 10-12 мин;

бег на 1000м.

3.На овладение техникой прыжка в длину и высоту: прыжки в длину с 7-9 шагов разбега; прыжки в длину с места толчком двумя ногами на максимальный результат;

прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега.

4.На овладение техникой метания и бросков в цель и на дальность: метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1х1м) с расстояния 6-8м; метание малого мяча 150г с места и с 4-5 бросковых шагов на дальность; бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы из положения стоя.

5.На развитие выносливости: 6-ти минутный бег; кросс до 15 мин, по пересеченной местности.

6.На развитие скоростных и координационных способностей: по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3х10м.

7.На развитие скоростно-силовых способностей: многоразовые (многоскоки до 5 прыжков).

8. Самостоятельные занятия: упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно- силовых, скоростных и координационных способностей на основе легкоатлетических упражнений.

Спортивные игры (34ч):

БАСКЕТБОЛ (14ч)

1.На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинации из освоенных элементов техники передвижений(перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

2.На освоение ловли и передач мяча: ловля и передача мяча двумя руками от груди; на месте и в движении ( в парах, тройках) без сопротивления защитника; передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении ( в парах, тройках) без сопротивления защитника.

3.На освоение техники ведения мяча: ведение в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой; ведение в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой.

4.На овладение техникой бросков мяча: броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли)без сопротивления защитника, максимальное расстояние до корзины 3.60м.

5.На освоение индивидуальной техники защиты: вырывание и выбивание мяча;

6.На закрепление техники владения мячом, развитие координационных способностей комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

7. На освоение тактики игры: тактика свободного нападения; взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

8.Самостоятельные занятия: упражнения по совершенствованию координационных, скрорстно-силовых, силовых способностей и выносливости; игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски, или удары в цель, ведение, сочетание приемов); подвижные игры и игровые задания.

ВОЛЕЙБОЛ (12ч)

1.На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег

и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть); комбинации из освоенных элементов техники передвижений(перемещения в стойке, остановки, ускорения).

2. На освоение приема и передач мяча: передача мяча сверху двумя руками на месте;

передача мяча сверху двумя руками после перемещения вперед; передачи мяча над собой; передачи мяча через сетку.

3. На освоение техники нижней прямой подачи мяча: нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6м от сетки.

4. На освоение техники прямого нападающего удара: прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.

5. На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей:

комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

6. На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам мини-волейбола; игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3); игры и игровые задания на укороченных площадках.

7.Самостоятельные занятия: упражнения по совершенствованию координационных, скрорстно-силовых, силовых способностей и выносливости; игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски, или удары в цель, ведение, сочетание приемов); подвижные игры и игровые задания.

ФУТБОЛ (8ч):

1.Наовладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек: перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд, ускорения, старты из различных положений, комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).

2.На освоение ударов по мячу и остановок мяча: ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.

3.Наовладение техникой ударов по воротам: удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.

4.Назакрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей: комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам.

Лыжная подготовка (18ч):

1.На освоение техники лыжных ходов: попеременный двухшажный ход; одновременный бесшажный ход; повороты переступанием на месте; подъем «полуелочкой»; торможение «плугом»; прохождение дистанции до 3 км.

2.Самостоятельные занятия: прохождение дистанции до 2 км изученными ходами;

спуски, подъемы с горы, торможения.


 

Критерии оценивания подготовленности И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ учащихся по физической культуре

Прежде всего, следует различать два термина – «подготовка» и «подготовленность». Подготовка обозначает процесс. Поэтому когда используется этот термин, то подразумевается выбор средств, методов, форм, организации, системы их использования, ресурсное обеспечение. Подготовленность обозначает результат процесса, то есть что получилось (образовалось, изменилось) в итоге, от начала к концу этого процесса. Исходя, из этого будем считать, что обучение – это процесс, а обученность – результат; воспитание – это процесс, а воспитанность – результат.

Следовательно, сочетание терминов «физическая подготовка» обозначает процесс, направленный на развитие физических (двигательных) качеств человека, а сочетание терминов «физическая подготовленность» - результат этого процесса. В данном разделе речь идет о контроле физической подготовленности как результата физической подготовки.

Уровень физической подготовленности учащихся характеризует эффективность решения одной из задач физического воспитания. Он определяется с помощью двигательных тестов. В настоящее время рекомендуется достаточно большой их набор. Специалисты пытаются внедрять авторские наборы. Это допустимо лишь относительно, так как зачастую игнорируются требования теории тестирования. Например, такие требования, как информативность, надежность, репрезентативность и др. Разнообразие тестов не дает возможности провести сравнительный анализ результатов деятельности отдельных специалистов, школ, районов, городов, регионов. Кроме того, возникают затруднения в разработке государственных ориентиров (норм) оценивания уровня физической подготовленности.

Каждый специалист, каждая учебная программа может предлагать свой набор тестов для определения уровня физической подготовленности учащихся. Однако контроль физической подготовленности должен проводиться на основе унифицированного состава тестов и нормативных показателей. Унификация должна быть, как и минимум на уровне региональном.

В настоящее время государственные ориентиры норм физической подготовленности учащихся не унифицированы, так как рекомендованные Министерством образования учебные программы представляют свои варианты тестирования. По их составу, нормативным требованиям они отличаются друг от друга весьма существенно.

Для оценивания уровня физической подготовленности учащихся предлагаются три технологии.

Первая ориентирована на состав тестов и нормативные требования, представленные в последнем выпуске комплексной учебной программы, допущенной Министерством образования к реализации. Это одна из форм государственного контроля уровня физической подготовленности учащихся. (см. приложение таб.№1)

Вторая технология тестирования физической подготовленности учащихся является региональной. Она позволяет оценить уровень физической подготовленности учащихся любого класса. По этой технологии осуществляется аттестация преподавателей физической культуры в Нижегородской области. С течением времени система региональных тестов может меняться, что естественно. В настоящее время реализуется система регионального тестирования, которая включает пять тестов.

1. Челночный бег 4 × 9 м.

О с н о в а н и е. Тест характеризует ловкость и быстроту. Ловкость проявляется при поворотах. Быстрота проявляется в скорости перемещения.

Отрезок 9 м выбран с учетом разметки волейбольной площадки в зале. Количество отрезков определено, исходя из того, что меньшее их число (2, 3) не позволяет в необходимой мере проявиться ловкости, а большее их число приводит к утомлению, которое существенно сказывается на проявлении быстроты.

Т е х н и к а и з м е р е н и я. Для Активизации испытуемых бег проводится в парах. Причем подбираются примерно равные по своим возможностям учащиеся. На линиях, ограничивающих 9 м, устанавливаются набивные мячи. Можно использовать и другие предметы. Однако следует иметь в виду, что надувные мячи при задевании откатываются с линии, и их нужно будет все время возвращать на место. Использование твердых предметов или травмоопасно (если они большие), или приводит к нарушению техники поворота (если они небольшие). По сигналу (словом, свистком) испытуемые стартуют одновременно, пробегают отрезок, огибают ориентир, не касаясь его, пробегают следующий отрезок и т.д. Результат фиксируется секундомером, с точностью до 0,1 сек. При смещении набивного мяча (или используемого предмета) испытуемым в сторону уменьшения контрольного отрезка попытка не засчитывается и повторяется.

2. Прыжок в длину с места.

О с н о в а н и е. Тест характеризует скоростно-силовую подготовленность. Его информативность и надежность примерно такие же, как у многих других тестов, характеризующих этот вид физической подготовленности.

Однако его простота, малое время тестирования и привычность позволяют рекомендовать его в первую очередь.

Т е х н и к а и з м е р е н и я. Из двух попыток, выполняемых по правилам соревнований, фиксируется с точностью до 1 см лучший результат.

3. Сгибание рук в висе (подтягивание). Мальчики – в висе, девочки – в висе лежа.

О с н о в а н и е. Тест характеризует силовую выносливость и абсолютную силу. По надежности и информативности он мало чем отличается от других тестов подобного рода. Однако привычность и простота позволяют рекомендовать его в первую очередь.

Т е х н и к а и з м е р е н и я. Хватом сверху, сгибая руки, подъем до уровня подбородка. Опускание на прямые руки. Темп произвольный. Не допускается раскачивание и маховые движения ногами (мальчики) или нарушение прямолинейности по линии «туловище – ноги» (девочки).

4. 6-минутный бег.

О с н о в а н и е. Тест характеризует выносливость. Он позволяет, не вовлекаясь в экстремальные условия соревновательной деятельности (что характерно для использования в качестве теста на выносливость бега на различные дистанции – 500 м, 1, 2, 3 км и т.п.), определить индивидуально вид перемещения (ходьба, бег) и интенсивность.

Т е х н и к а и з м е р е н и я. По сигналу группа испытуемых (их число определяется возможностями обеспечения тестирования) начинает перемещение по заранее размеченному (через 50 м) и визуально наблюдаемому кругу. Разрешается перемещаться бегом или ходьбой с индивидуально выбираемой скоростью перемещения. По истечении 6мин. подается сигнал, по которому тестируемые должны остановиться. Подсчитывается количество преодоленных метров.

5. Тест на гибкость.

О с н о в а н и е. Предлагается тест, разработанный Ф.Л. Доленко. В отличие от традиционно рекомендуемых (наклоны, выкруты, шпагаты, мост) он характеризуется, во-первых, вовлечением в процесс тестирования всех крупных суставов, а во-вторых, в нем отсутствует влияние силового компонента готовности испытуемых. С помощью этого теста измеряется гибкость (комплексная характеристика), а не подвижность отдельно взятых суставов.

Т е х н и к а и з м е р е н и я. Во избежание травм и снижения результата тест требует тщательной разминки. Из исходного положения, стоя спиной к шведской стенке (или специально оборудованной для этого теста), хватом снизу взяться за рейку стенки на уровне шейных позвонков. Измеряется расстояние от плеч до пола в сантиментах (Н). Выпрямляя руки, максимально прогнуться вперед, не сгибая ног и не отрывая пятки от пола. Измеряется (желательно быстро) величина прогиба (по горизонтальной линии) от линии стенки до поясничного отдела позвоночника (h). Полученная величина h делится, на Н. Вычисленный показатель характеризует гибкость. Он всегда меньше единицы.

В соответствии с методикой тестирования испытуемые выполняют двигательные задания в такой последовательности: челночный бег, прыжок в длину с места, подтягивание, 6-минутный бег, гибкость.

Оценочные таблицы ориентированы не на класс, в котором обучается испытуемый, а на его возраст, на момент тестирования. Это связано с тем, что в пределах одного класса имеются учащиеся разного возраста. В приводимых оценочных таблицах за каждый конкретный результат тестирования определено соответствующее число баллов: от 1 (худший, из допустимых результатов) до 20 (ориентировочно лучший результат).

Получаемые по каждому тесту очки суммируются. Сумма очков, равная 50, соответствует оценочному суждению «сдано» или оценке «удовлетворительно». Сумма очков на оценку «хорошо» и «отлично» определяется методическим объединением учителей физической культуры района. (см. приложение таб.№2,3,4)

Третья технология, определяемая самим образовательным учреждением, и разрабатывается учителем физкультуры. (см. приложение таб.№5) Тестовое задание служит как для измерения и оценки результатов обучения, так и для любых испытаний с целью выявления и измерения достижений учащихся, проводится с целью диагностики и оценки уровня обученности учащихся, а также показателей их здоровья. Тестовый балл показывает степень овладения учебным материалом.

Уровень двигательных возможностей наиболее полно отражает  функциональное состояние организма школьников,  которое проявляется в умении выполнять различные двигательные действия при соответствующем уровне развития двигательных качеств.

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки - это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

старт не из требуемого положения;

отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;

бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки - это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Оценка успеваемости по физической культуре в 5 классах включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний (устный опрос), степень владения двигательными умениями и навыками (демонстрация техники выполнения двигательного действия), выполнение учебных нормативов (контрольное тестирование физической подготовленности).

   Критерии выставления оценки успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

При оценке знаний учащихся по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
      Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности.
      Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
      Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
      Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы.

 С целью проверки знаний используются различные методы.

Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и навыками: В 6-м классе оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, упражнениях на брусьях, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе.

Оценка результатов тестирования физической подготовленности школьников. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью сдачи учебного норматива (тестов). Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различных возрастов. Набор и содержание тестов должно быть в соответствии с программой, региональными особенностями, а так же по выбору учителя различно для возраста, пола.

За выполнение учебного норматива (теста) оценка выставляется за результат, показанный в специальных контрольных упражнениях физической подготовленности:

Оценка «5»- исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государствен-ного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени.

Оценка «4»- Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.

Оценка «3» - Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту.

Оценка «2» - Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.

Без сдачи учебного норматива (тестов) оценка выставляется за освоение следующих тем:

1.Из раздела гимнастики - строевые упражнения, акробатические элементы, равновесия, опорные прыжки, упражнения на снарядах.

2.Из раздела лыжной подготовки - способы передвижения на лыжах, подъемы и спуски с горы, повороты.

3.Из раздела спортивных игр - перемещения и стойки.

Оценка «5»- двигательное действие выполнено и правильно (заданным способом), легко и чётко;

Оценка «4»-двигательное действие выполнено самостоятельно и правильно, но с небольшой помощью инструктора, недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3 -двигательное действие выполнено в основном самостоятельно и правильно менее 50%, со значительной помощью взрослого, допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению.

       Оценка «2»-двигательное действие выполнено неправильно или практически все действия выполняет с помощью инструктора, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко.

Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны.

Учащиеся специальной медицинской группы оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умению выполнять технику двигательных действий и доступные им тесты по физической подготовленности.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Информационно- образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья обучающихся. Для этого необходимо в кабинете физкультуры компьютер, на котором можно было бы работать с программами, позволяющими следить за весо-ростовыми и другими показателями состояния обучающихся.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д

1.2

Примерные программы по учебным предметам.

«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов » В.И. Лях, Москва «Просвещение» 2012г

Д

1.3

Рабочие программы по физической культуре

Рабочие программы физкультура 1-11 кл. на основе «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классов » В.И. Лях, авторы А.Н. Каинов, Волгоград «Учитель» 2012

Д

1.4

Учебник и пособия, которые входят в предметную линию

В.И.Ляха:

1.Учебник«Физическая физкультура» 5,6,7 классы , М.Я. Виленский

2.Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов.

3. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов.

К

Д

Д

1.5

Учебно-методическая и справочная литература:

1.Физкультура «Система лыжной подготовки», М. В. Видякин.

2.Физическая культура 1-11классы «Подвижные игры на уроках и во внеурочное время», С. Л. Садыкова.

3.Справочник учителя физической культуры, П. А. Киселев.

4.Лучшие спортивные игры для детей и родителей, Ю. А.Антонова.

5.Поурочные разработки по физкультуре 5-9 класс, В.И. Ковалько. 6.Коррекция состояния здоровья школьников средствами физической культуры, Г. А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. 7.Упражнения и игры с мячами, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий.

8.Силовая подготовка для детей школьного возраста, Г. А. Колодницкий, В.С.Кузнецов.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

2

Демонстрационные учебные пособия

 
 

Плакаты:

1.Техника безопасности на занятиях физкультурой и спортом

2.Правильная осанка

3.Упражнения для рук и плечевого пояса

4.Наклоны вперед, назад, и в стороны

5.Приседания, прыжки, упражнения в упоре

6.Упражнения в парах, стоя спиной друг к другу

7.Упражнения в парах лицом друг к другу

8.Повороты и круговые движения туловища

9.Махи ногой, выпады и пружинистые покачивания

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

3

Учебно-практическое оборудование

3.1

Легкая атлетика

1.Стойки для прыжков в высоту

2.Планка для прыжков в высоту

3.Рулетка измерительная 10м

4.Мяч малый (теннисный) для метания в цель

5.Мячи для метания на дальность 150г

6.Эстафетные палочки

7.Мяч медицинбол (набивной) 1 кг

Д

Д

Д

Г

Г

Г

Д

3

Учебно-практическое оборудование

 

3.2

Гимнастика

1.Стенка гимнастическая

2.Скамейка гимнастическая

3.Козел гимнастический

4.Конь гимнастический

5.Мост гимнастический подкидной

6.Маты гимнастические

7.Бревно гимнастическое высокое

8.Скамья атлетическая наклонная

9.Скакалка гимнастическая

10.Обруч гимнастический

11.Кубики

12.Палка гимнастическая

13.Переносная перекладина

Г

Г

Д

Д

Д

Г

Д

Г

Г

Г

Г

К

Д

3.3

Подвижные и спортивные игры

1.Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

2.Мячи баскетбольные

3.Стойки волейбольные универсальные

4.Сетка волейбольная

5.Мячи волейбольные

6.Ворота для мини - футбола

7.Мячи футбольные

8.Перчатки для вратаря

9.Ворота хоккейные

10.Клюшки хоккейные

11.Шайбы хоккейные

12.Коньки хоккейные и фигурные

13.Дартс

Г

Г

Д

Д

Г

Д

Г

Г

Д

Г

Г

Г

Д

п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

 

14.Дротики для дартса

15.Насос для накачивания мячей

16.Ракетки для большого тенниса

17.Мячи теннисные

18.Бадминтонные ракетки

19.Воланы для бадминтона

Г

Д

Г

Г

Г

Г

3.4

Лыжная подготовка

1.Лыжи

2.Лыжные палки

3.Лыжные ботинки

Г

Г

Г

3.5

Средства первой помощи

Аптечка медицинская

Д

4

Спортивные залы (кабинеты)

 

4.1

Спортивный зал игровой

Д

4.2

Кабинет учителя

Д

4.3

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Д

5

Пришкольный стадион

 

5.1

Сектор для прыжков в длину

Д

5.2

Перекладина

Д

5.3

Стенка гимнастическая

Д

5.4

Хоккейный корт

Д

Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объемов материально- технического оснащения указано с учетом средней наполняемости класса (26-30 чел.)

Условные обозначения: 

Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);

К – полный комплект (для каждого ученика);

Г - комплект, необходимый для практической работы в группах.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.