Рабочие программы по физике в 7–9 классе по УМК Л.С. Хижняковой

0
0
Материал опубликован 9 December 2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №24»

наименование МО

протокол № 4 от 27.08.2018 года

Заместитель директора по учебно воспитательной работе

должность лица, проводившего экспертизу на предмет соответствия

28.08.2018г .___________(О.Н. Горшунова)

от _28.08.2018 № 280 п.1

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике

наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом

Класс

7 «А», 7 «Е», 7 «И», 7 «Л»

Наименование и реквизиты основной общеобразовательной программы, компонентом которой является рабочая программа

Основная общеобразовательная программа основного общего образования по Федеральному государственному образовательного стандарту основного общего образования МБОУ «Гимназия №24». Сроки реализации 2017-2020 годы

Срок реализации рабочей программы

2018-2019 учебный год

Разработчик рабочей программы

Ушакова Марина Витальевна

Фамилия, имя, отчество

заместитель директора
учитель русского языка и литературы

должность в соответствии с трудовым договором

ИЖЕВСК, 2018 год

Пояснительная записка к программе по физике в 7-ых классах

Рабочая программа по физике в 7 классе составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 20 10 г. № 189 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Учебного плана МБОУ «ИТ- лицей №24»;

Календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год.

Программа конкретизирует содержание обязательной части учебного курса, соответствующей требованиям образовательного стандарта по физике. Наряду с этим представлена авторская концепция, которая учитывает тесную взаимосвязь системы научных знаний и методов познания природы, главными из которых являются эксперимент и моделирование. Дает распределение учебных часов по разделам курса, определяет набор фронтальных лабораторных работ. Она содержит результаты обучения, тематическое планирование курса физики основной школы.

Авторы программы: Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина.

Учебно-методический комплект:

1.Учебник Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина. «Физика 7 класс», М. «Вентана-Граф», 2016

2. Стандарты образования.

3. Рабочая тетрадь Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина. «Физика 7 класс», М. «Вентана-Граф», 2017

4. Хижнякова Л.С., Синявина А.А., Холина С.А. Физика: Программы: 7–9 классы М.: Вентана-Граф, 2015

Цель обучения физики - формирование целостного непротиворечивого представления об основных областях исследования окружающего мира: макро-, мега-, и микромире. Систематизирующими факторами курса физики являются общенаучные понятия – категории, например материя, движение, взаимодействие, причинно-следственные связи и др. Категории конкретизируются физическими понятиями, физическими величинами, моделями объектов природы, физическими законами и их практическими приложениями.

Отбор и изложение учебного материала основаны на единстве теоретической и экспериментальной составляющих. Учебный материал в каждом разделе изложен по единой схеме: физическое явление – одели физических объектов – понятия (в том числе величины) – законы – следствия из них.

Развитие обобщённых универсальных знаний неотделимо от формирования способов учебных действий, характерных для физики. Поэтому программой предусмотрено выполнение фронтальных лабораторных работ, экспериментальных и теоретических заданий творческого характера, домашних лабораторных работ. Эти виды деятельности направлены на развитие умений наблюдать физическое явление, выдвигать гипотезы исследования, проводить экспериментальную работу, измерять физические величины, анализировать полученные экспериментальные данные.

Познавательные возможности обучающихся определяются их субъективным опытом, поэтому при изучении курса физики предусмотрена уровневая дифференциация учебного материала.

В начале курса 7 класса, который полностью посвящен рассмотрению механических явлений, учащиеся изучают вводную главу «Физические методы исследования природы». В этой главе представлены объекты изучения физики (явления природы, тело, вещество, электромагнитное поле как пример физического поля) и основные физические методы изучения природы (эксперимент и моделирование). Здесь приведены также формы выражения научного знания – физические величины, физический закон, физическая теория. Завершается глава учебным материалом, посвящённым вопросам истории развития физики, связи физики с техникой и другими естественными науками. Таким образом, вводная глава обобщает изученный ранее материал о природных явлениях, физических величинах и единицах их измерения, строении вещества.

В 7 классе изучаются основы механики материальной точки на примере одномерного движения; вводятся понятия: перемещение, путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, с помощью которых затем формируются знания о законах движения – законах Ньютона и законах сохранения импульса и механической энергии. В остальных главах рассмотрены элементы статики (равновесие сил, простые механизмы), элементы гидро- и аэростатики. При этом основными элементами физического знания в этих темах являются условие (правило) равновесия рычага, «золотое правило» механики, понятия о давлении, давлении жидкости, атмосферном давлении, закон Паскаля, закон Архимеда.

В соответствии с образовательным стандартом на изучение физики в 7-ых классах отводится 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Используемые технологии обучения

Технология проблемного обучения - организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность каждого учащегося по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей.

Технология коллективного способа обучения - организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 4 человека, когда каждый учит каждого. Учитель дает задание, обучающиеся в мини-группах выполняют совместно, общий результат предлагается всему классу для обсуждения. Рассматриваются разные варианты, предлагаемые группами учеников. Задание должно быть таким, чтобы ответ предполагал размышления, анализ, сравнение. Запись ответа до его проговаривания усиливает эффект. Эта техника имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Прием удобен для работы над отдельными деталями, фрагментами знаний.

Технология индивидуального обучения - организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации.

Технология уровневой дифференциации - организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей.

Технология исследовательской деятельности – организация занятий, при которой ученик выбирает тему исследования и выдаёт результат своего исследования.

Здоровье сберегающие технологии – организация занятий, при которой создаются условия для сохранения здоровья обучающегося, поддержания его физического и психологического состояния в соответствии с возрастом, формируется здоровье сберегающая среда в соответствии с санитарно – гигиеническими и техническими нормами:

- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями и т. п.

- чередование позы с учетом видов деятельности;

- соблюдение температурного режима и режима проветривания учебного кабинета, режима освещённости, устранение неприятных звуков и посторонних раздражителей

- учёт места и длительности применения ТСО (в соответствии с гигиеническими и возрастными нормами),

Компьютерные технологии – создание презентаций, видеороликов, тестирование. Использование информационных и справочных сайтов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу обучения в 7 классе ученик научится

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов;

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

Неумение выделять в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

Неумение определить показания измерительного прибора.

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Содержание учебного предмета

п/п

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

1

Физические методы исследования природы

14

5

1

2

Механическое движение: перемещение, скорость, ускорение

10

1

1

3

Законы движения

6

--

1

4

Силы в механике

12

2

1

5

Законы сохранения в механике

9

--

1

6

Равновесие сил.

Простые механизмы

6

1

1

7

Гидро- и аэростатика

10

1

1

8

Обобщение

1

0

0

9

Итого

68

10

7

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

урока

Тема урока

Количество часов

Содержание
(дидактические единицы)

Форма контроля (при наличии)

Универсальные учебные действия (УУД)

Физические методы исследования природы 14часов

1

Объекты изучения физики.

1

Первичный инструктаж по охране труда. Физические явления. Физическое тело. Вещество. Электромагнитное поле как пример физического поля.

 

Предметные

Знать: объекты изучения физики, формы выражения научного знания, Основные положения МКТ, формулы плотности, массы, объема вещества;

Уметь: пользоваться экспериментальным методом исследования и моделированием, приводить примеры основных и производных единиц Международной системы единиц (СИ), определять основные характеристики измерительных приборов, измерять плотность вещества, размеры и массы тел с учётом погрешностей измерений. Решать задачи на расчет плотности, массы, объема вещества.

Личностные:

развитие познавательного интереса к истории становления физики как науки, творческих способностей в определении объекта, цели, гипотезы, оценке результатов исследования, формулировке выводов;

формирование убеждённости в прогрессе физики как науки, самостоятельности в выполнении фронтальных лабораторных работ, творческих заданий, заданий и упражнений.

Метапредметные:

умение формулировать гипотезу исследования, планировать эксперимент;

понимание различий между физическим экспериментом и моделированием;

освоение приёмов учебных действий, относящихся к методам научного познания, - наблюдать, анализировать, сравнивать физические явления, измерять физические величины, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты эксперимента.

2

Эксперимент и моделирование – основные физические методы.

1

Физический эксперимент. Метод моделирования. Физическая модель. Примеры физических моделей. Вклад Н. Коперника, Г. Галилея и Х. Гюйгенса в создание законов движения тел с использованием физических моделей.

 

3

Физические величины. Международная система единиц. Измерительные приборы.

1

Физические величины. Международная система единиц (СИ). Измерительные приборы: шкала, пределы измерений, цена деления. Прямые и косвенные измерения физических величин.

 

4

Лабораторная работа № 1 «Изучение абсолютной погрешности измерений на примере измерения длины тела»

1

Определение абсолютной инструментальной погрешности и абсолютной погрешности отсчета.

ЛР № 1

5

Лабораторная работа № 2 «Изучение относительной погрешности измерений на примере измерения размеров тела»

1

Определение относительной погрешности измерения. Измерение длины тел с учетом погрешностей измерения.

ЛР № 2

6

Лабораторная работа № 3 «Измерение размеров малых тел методом рядов»

1

Определение размеров горошины с учетом абсолютной и относительной погрешностей измерения

ЛР № 3

7

Плотность вещества. Косвенное измерение плотности вещества.

1

Плотность вещества. Связь между массой тела и его объёмом. Формула определения плотности вещества. Единица плотности вещества в СИ. Косвенное измерение плотности вещества.

 

8

Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Определение массы вещества с учетом абсолютной и относительной погрешностей измерения. Оценка качества измерения.

ЛР № 4

9

Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»

1

Определение массы тела на рычажных весах. Измерение объёма тела с помощью измерительного цилиндра. Определение плотности вещества твёрдого тела по формуле плотности.

ЛР № 5

10

Открытие законов – задача физики.

1

Физический закон. Пример физического закона, экспериментально установленного Х. Гюйгенсом. Графическая форма выражения этого закона.

 

11

Физическая теория – система научных знаний.

1

Физическая теория. Основные положения молекулярно–кинетической теории (МКТ).

 

12

Физика – развивающаяся наука. Связь физики с другими естественными науками.

1

Становление физики как науки. Связь физики с техникой. Измерение размеров малых тел методом рядов.

 

13

Самое важное в главе 1. Подготовка к контрольной работе

1

Обобщение изученного по теме «Физические методы исследования природы». Решение задач по формуле плотности

 

14

Контрольная работа № 1 «Физические методы исследования природы»

1

Контроль знаний, умений по теме «Физические методы исследования природы»

К.Р.№ 1

Механическое движение: перемещение, скорость, ускорение. 10 часов

15

Механическое движение. Система отсчёта.

1

Механическое движение. Относительность механического движения. Система координат. Положение движущегося тела в заданный момент времени и направление его движения. Система отсчёта. Путь. Относительность траектории движения тела. Прямолинейное и криволинейное движения.

 

Предметные

Знать:

объекты изучения механики - механическое движение, физическое тело (материальная точка).

Знать и понимать:

смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение.

Уметь:

Пользоваться экспериментальным методом исследования равномерного и равноускоренного движения тела из состояния покоя, вычислять модуль скорости, перемещения, путь при равномерном прямолинейном движении тела и выражать единицы этих величин в СИ, находить модуль ускорения тела по изменению скорости его движения за данный промежуток времени, проекцию ускорения тела при равноускоренном прямолинейном движении тела, проекцию скорости равноускоренного прямолинейного движения тела по проекции его начальной скорости и проекции ускорения, проекцию перемещения тела по уравнению равноускоренного прямолинейного движения, решать основную задачу механики для простейших случаев, читать и строить графики зависимости модуля перемещения тела от времени, модуля скорости от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движении.

16

Перемещение.

1

Перемещение – векторная физическая величина.

 

17

Равномерное движение. Скорость равномерного движения.

1

Равномерное прямолинейное движение. Направление векторов скорости и перемещения при равномерном прямолинейном движении. Скорость равномерного прямолинейного движения. Единица скорости в СИ. Уравнение равномерного прямолинейного движения. Перевод скорости в единицы СИ.

 

Личностные: развитие познавательного интереса к физическим методам исследования природы (эксперименту и моделированию) и математическим методам описания механического движения; формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при использовании физических методов, анализа функциональных связей между физическими величинами, характеризующими механическое движение тел, обобщение сведений о механическом движении на основе идеи относительности.

Метапредметные: понимание различия между телом и материальной точкой; освоение способов учебных действий при определении положения тела в выбранной системе отсчёта; умение изображать систему координат, выбирать тело отсчета и связывать его с системой координат, представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

18

Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость.

1

Неравномерное движение. Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость.

 

19

Свободное падение. Равноускоренное движение.

1

Неравномерное движение. Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость.

 

20

Лабораторная работа № 6 «Моделирование равноускоренного движения»

1

Изготовление модели траектории равноускоренного движения тела. Исследование закономерностей равноускоренного движения без начальной скорости: пути, проходимые телом за равные последовательные промежутки времени.

ЛР № 6

21

Ускорение.

1

Ускорение. Единицы ускорения в СИ. Равноускоренное движение. Примеры равноускоренного движения. Свободное падение. Ускорение свободного падения.

 

22

Перемещение при равноускоренном движении.

1

Перемещение при равноускоренном движении. Опыты Галилея.

 

23

Самое важное в главе 2. Подготовка к контрольной работе.

1

Обобщение темы «Механическое движение: перемещение, скорость, ускорение». Решение задач на нахождение перемещения, скорости, ускорения

 

24

Контрольная работа № 2 «Механическое движение»

1

 

К.Р.№ 2

Законы движения. 6 часов

25

Анализ контрольной работы. Первый закон Ньютона

1

Первый закон Ньютона. Зависимость скорости движения тела от выбора системы отсчёта. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы отсчета. Примеры движения тел относительно разных систем отсчёта.

 

Предметные

Знать: основные понятия и законы динамики

Уметь: сравнивать массы тел по ускорениям, которые они приобретают в результате взаимодействия, измерять модуль силы с помощью динамометра, находить равнодействующую двух сил, направленных вдоль одной прямой, решать задачи на использование законов Ньютона.

Личностные:

Развитие познавательного интереса к изучению законов движения; формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при использовании метода моделирования реальных тел, систем отсчета, законов Ньютона.

Метапредметные:

Понимание различия между методом моделирования и физическим экспериментом, между инерциальной и неинерциальной системами отсчета; освоение способов учебных действий при измерении массы и силы; умение связать начало координатной оси с телом отсчета, выбрать положительное направление оси, изобразить положение тела, указать направление действия силы, скорости, ускорения, перемещения.

26

Взаимодействие тел. Масса тела.

1

Взаимодействие тел. Инертность – свойство тел. Масса – мера инертности. Сравнение масс взаимодействующих тел по приобретаемым ими ускорениям. Способы измерения массы тела.

 

27

Сила. Второй закон Ньютона.

Равнодействующая сил. Измерение сил.

1

Сила – векторная физическая величина. Основные виды сил в механике: сила тяжести, сила трения скольжения, сила упругости. Второй закон Ньютона. Единица силы.

Равнодействующая сил. Динамометр – прибор для измерения силы. Абсолютная инструментальная погрешность динамометра. Правило сложения векторов, направленных вдоль одной прямой в одну сторону и в противоположные стороны. Измерение модуля равнодействующей сил с помощью динамометра. Решение задач на подъём груза, движущегося с ускорением вертикально вверх в ИСО.

 

28

Третий закон Ньютона.

1

Демонстрация взаимодействия тел. Формулировка третьего закона Ньютона на основе проведённых опытов.

 

29

Самое важное в главе 3. Подготовка к контрольной работе.

1

Обобщение темы «Механическое движение». Решение задач на применение законов Ньютона.

 

30

Контрольная работа № 3 «Законы движения»

1

Контроль знаний, умений по теме «Механическое движение»

К.Р.№3


 

Силы в механике. 12 часов

31

Силы всемирного тяготения.

1

Историческая справка об открытии закона всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Физический смысл гравитационной постоянной.

 

Предметные

Знать: основные виды сил в механике и формулы для их вычисления

Уметь: измерять модули сил тяжести, упругости, трения, веса покоящегося тела с помощью динамометра с учетом погрешности, решать задачи с применением формул силы тяжести, силы трения скольжения, закона Гука.

Личностные:

развитие познавательного интереса за счет объяснения движения небесных тел под действием гравитационной силы, объяснения состояния невесомости, движения транспорта под действием сил трения, способов уменьшения трения. Формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при доказательстве того, что ускорение свободного падения для вех тел одинаково.

Уметь экспериментально определять центр тяжести плоского тела.

Метапредметные:

понимание различий между теоретическими моделями и моделями технических объектов, необходимости выбора инерциальной системы отсчета при решении задач на использование законов Ньютона. Освоение способов учебных действий при составлении уравнений движения тел под действием одной или двух сил, направленных вдоль одной прямой.

Обоснование невозможности мгновенной остановки движущегося транспорта

32

Сила тяжести.

1

Сила тяжести. Независимость модуля ускорения свободного падения от массы тела. Пример решения задачи 1 стр.90

 

33

Сила упругости.

1

Виды деформации. Сила упругости Зависимость силы упругости от удлинения. Закон Гука. Жесткость пружины.

 

34

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы упругости пружины»

1

Измерение модуля силы упругости пружины с помощью динамометра с учетом абсолютной и относительной погрешностей измерения

ЛР № 7

35

Вес тела. Невесомость.

1

Вес тела. Невесомость. Условия при которых тело находится в состоянии невесомости.

 

36

Сила трения скольжения.

1

Сила трения скольжения. Коэффициент трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления (реакции опоры). Способы уменьшения трения.

 

37

Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения»

1

Измерение модуля силы трения скольжения пружины с помощью динамометра с учетом абсолютной и относительной погрешностей измерения

ЛР № 8

38

Сила трения покоя.

1

Фронтальный опыт по измерению модуля силы трения покоя от нуля до максимального значения. Формула определения максимальной силы трения покоя. Роль силы трения покоя. Примеры применения.

 

39

Движение тела под действием силы трения.

1

Решение задач на движение тела под действием силы трения

 

40

Центр масс. Центр тяжести

1

Фронтальный опыт на определение центра массы тела

 

41

Самое важное в главе 4. Подготовка к контрольной работе.

1

Повторение сил в механике. Решение задач по теме «Силы в механике»

 

42

Контрольная работа № 4 «Силы в механике»

1

Контроль знаний, умений по теме «Силы в механике»

К.Р. № 4

Законы сохранения в механике. 9 часов

43

Импульс тела.

1

Понятие импульса тела (материальной точки). Импульс тела – векторная величина. Единица измерения импульса в СИ. Решение задач

 

Предметные:

Знать: основные понятия, связанные с законами сохранения импульса и полной механической энергии

Понимать: смысл законов сохранения импульса и полной механической энергии

Уметь: объяснять реактивное движение на основе закона сохранения импульса; определять модуль и проекцию импульса, механическую работу, кинетическую энергию, потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Решать задачи на использование законов сохранения импульса и полной механической энергии.

Личностные:

развитие познавательного интереса при объяснении реактивного движения космических ракет на основе закона сохранения импульса, знакомства вклада К.Э. Циолковского и С. П. Королева в развитие космонавтики, Формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения, убежденности в необходимости развития науки при экспериментальном доказательстве закона сохранения импульса, теоретическом доказательстве закона сохранения энергии.

Метапредметные:

Понимание различия между теоретическими моделями (материальная точка, инерциальные системы отсчета, замкнутая система тел) и моделями технических объектов (ракета). Приобретение опыта самостоятельной работы с различными источниками информации.


 

44

Закон сохранения импульса.

1

Внутренние и внешние силы. Замкнутая система тел. Опыты, иллюстрирующие сохранение импульса системы тел. Закон сохранения импульса.

 

45

Реактивное движение.

1

Реактивное движение. Устройство и действие ракеты. К.Э. Циолковский – основоположник космонавтики.

 

46

Механическая работа.

1

Механическая работа, ее формула. Примеры сил, совершающих механическую работу. Положительная и отрицательная работа силы. Единица работы в СИ

 

47

Энергия. Кинетическая энергия.

1

Энергия. Кинетическая энергия и ее формула. Примеры тел, обладающих кинетической энергией. Связь между работой и изменением кинетической энергии.

 

48

Потенциальная энергия.

1

Потенциальная энергия и формула потенциальной энергии тела, поднятого над Землей. Примеры тел, обладающих потенциальной энергией. Связь между работой и изменением потенциальной энергии.

 

49

Закон сохранения полной механической энергии.

1

Понятие о полной механической энергии системы. Замкнутая система тел. Закон сохранения полной механической энергии (формулировка и формула). Примеры применения закона сохранения полной механической энергии.

 

50

Самое важное в главе 5. Подготовка к контрольной работе

1

Повторение формул и решение задач по теме «Законы сохранения в механике»

 

51

Контрольная работа № 5 «Законы сохранения в механике»

1

Контроль знаний, умений по теме «Законы сохранения в механике»

К.Р. № 5

Равновесие сил. Простые механизмы. 6 часов

52

Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге.

1

Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы. Условие равновесия рычага. Примеры использования рычага.

 

Предметные:

Уметь: экспериментально подтверждать преобразование сил и движений с помощью простых механизмов измерять модули силы которая удерживает рычаг в равновесии, плечо силы, момент силы с учетом абсолютной и относительной погрешностей, вычислять Момент силы, плечо силы, мощность и КПД механизмов и машин, использовать «золотое правило» механики.

Личностные: развитие познавательного интереса при знакомстве с простыми механизмами, экспериментальном исследовании условий равновесия рычага, применении закона сохранения энергии к анализу «золотого правила» механики. Формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при изучении правила равновесия рычага и «золотого правила» механики, знание которых необходимо при строительстве зданий, мостов, машин и других технических объектов.

Метапредметные:

Применение условия равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, применяемых в технике и быту, и для решения задач на простые механизмы

Понимать:

Различие между реальными техническими объектами и техническими моделями на примерах рычага, блока, винта, наклонной плоскости

53

Момент силы. «Золотое правило» механики.

1

Момент силы – характеристика действия силы на тело, закрепленное на оси. Правило моментов. «Золотое правило» механики.

 

54

Лабораторная работа № 9 «Изучение равновесия рычага»

1

Экспериментальная проверка условия равновесия рычага. Определение моментов сил с учетом погрешностей.

ЛР № 9

55

Мощность.

1

Мощность (физический смысл и формула). Единица мощности в СИ

 

56

КПД механизмов и машин. Самое важное в главе 6. Подготовка к контрольной работе.

1

КПД механизмов и машин. Формула КПД. Потери энергии в механизмах и машинах. Решение задач по теме «Равновесие сил. Простые механизмы»

 

57

Контрольная работа № 6 «Равновесие сил. Простые механизмы»

1

Контроль знаний, умений по теме

«Равновесие сил. Простые механизмы»

К.Р. № 6

Гидро- и аэростатика. 10 часов

58

Давление. Закон Паскаля.

1

Давление. Формула определения давления. Единица давления в СИ. Передача давления в жидкостях и газах. Закон паскаля.

 

Предметные:

Знать: основные понятия, связанные с законами Архимеда, Паскаля, условия плавания тел. Устройство и действие гидравлических механизмов, опыты Торричелли и Архимеда.

Уметь: экспериментально исследовать давление твердых тел, жидкостей и газов, косвенно измерять давление в жидкостях и газах, измерять модуль архимедовой силы с помощью динамометра с учетом погрешностей измерения, решать задачи на применение законов Архимеда и Паскаля, измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида

Личностные: развитие познавательного интереса к предмету при объяснении на основе законов Паскаля и Архимеда действия гидравлических механизмов, шлюзов, при изучении условий плавания тел, метода моделирования при передаче давления жидкостями и газами, при выполнении творческих заданий; формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при теоретическом выводе закона Архимеда, условия плавания тел, экспериментальном доказательстве закона Паскаля.

Метапредметные:

Понимание различия между экспериментальным методом и методом моделирования; приобретение опыта самостоятельной работы с различными источниками научного знания

59

Гидравлические машины.

1

Закон Паскаля – теоретическая основа действия гидравлических механизмов. Выигрыш в силе, который дает гидравлический механизм. Примеры использования гидравлических машин в технике.

 

60

Давление жидкости.

1

Существование давления внутри жидкости. Вывод формулы определения давления внутри жидкости

 

61

Сообщающиеся сосуды.

1

Сообщающиеся сосуды. Свойства сообщающихся сосудов. Примеры использования.

 

62

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

1

Атмосфера Земли. Объяснение существования атмосферного давления Земли. Опыт Торричелли. Единица атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты воздушного столба над уровнем моря. Измерение атмосферного давления.

 

63

Закон Архимеда.

1

Наблюдение действия архимедовой силы. Теоретический вывод закона Архимеда. Экспериментальный метод изучения закона Архимеда.

 

64

Условие плавания тел

1

Условие плавания тел. Следствия, вытекающие из условия плавания тел. Применение условия плавания тел.

 

65

Лабораторная работа № 10 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

Экспериментальное определение выталкивающей силы с учетом погрешностей измерений.

ЛР № 10

66

Самое важное в главе 7. Подготовка к контрольной работе

1

Повторение формул, законов. Решение задач по теме «Гидро- и аэростатика»

 

67

Контрольная работа № 7 «Гидро- и аэростатика»

1

Контроль знаний, умений по теме

«Гидро- и аэростатика»

К.Р. № 7

Обобщение изученного. 1 час

68

Обобщающий урок - физическая игра.

1

Ответы на вопросы, задачи физического содержания по темам программы 7-го класса. Соревнование между командами.

 

Личностные: демонстрация знаний об окружающем мире

Коммуникативные: позитивное отношение к процессу общения. Умение строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения. Демонстрация навыков конструктивного общения, взаимопонимания,. Умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность.

Всего

68

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.