Рабочая программа по физике (8 класс, УМК Л. С. Хижняковой)

0
0
Материал опубликован 9 December 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Информационно - технологический лицей №24»

 

СОГЛАСОВАНА

на заседании методического объединения

учителей математики, физики, информатики и ИКТ

наименование методического объединения

протокол № 4 от 27.08.2018

Рабочая программа

СООТВЕТСТВУЕТ

общим требованиям, требованиям федерального государственного образовательного стандарта, учебному плану, целям и задачам МБОУ «ИТ-лицей №24»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

должность лица, проводившего экспертизу на предмет соответствия

28.08.2018г.______________(О.Н.Горшунова)

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «ИТ-лицей №24»

от 28.08.2018г. № 280 п. 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

наименование учебного предмета, курса, дисциплины, (модуля) в соответствии с учебным планом

Класс

8«А», 8«И»

Наименование и реквизиты основной общеобразовательной программы, компонентом которой является рабочая программа

Основная общеобразовательная программа основного общего образования по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Сроки реализации 2015-2020 годы», утвержденная и введенная в действие приказом директора МБОУ «Гимназия №24» от 26.08.2015 года №258 п.1, изменения от 30.08.2016 года №274 п.1, дополнения от 29.08.2017 года №273 п.3

Срок реализации рабочей программы

2018-2019 учебный год

Разработчик рабочей программы

Ушакова Марина Витальевна

Фамилия, имя, отчество

Учитель физики

должность в соответствии с трудовым договором

ИЖЕВСК, 2018 г.

Пояснительная записка к программе по физике в 8-ых классах

Рабочая программа по физике в 8 классе составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 20 10 г. № 189 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Учебного плана МБОУ «ИТ- лицей №24»;

Календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год.

Программа конкретизирует содержание обязательной части учебного курса, соответствующей требованиям образовательного стандарта по физике. Наряду с этим представлена авторская концепция, которая учитывает тесную взаимосвязь системы научных знаний и методов познания природы, главными из которых являются эксперимент и моделирование. Дает распределение учебных часов по разделам курса, определяет набор фронтальных лабораторных работ. Она содержит результаты обучения, тематическое планирование курса физики основной школы.

Авторы программы: Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина.

Учебно-методический комплект:

1.Учебник Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина. «Физика 8 класс», М. «Вентана-Граф», 2016

2. Стандарты образов

3.Рабочая тетрадь Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина. «Физика 8 класс», М. «Вентана-Граф», 2017

4. Хижнякова Л.С., Синявина А.А., Холина С.А. Физика: Программы: 7–9 классы М.: Вентана-Граф, 2015

Цель обучения физики - формирование целостного непротиворечивого представления об основных областях исследования окружающего мира: макро-, мега-, и микромире. Систематизирующими факторами курса физики являются общенаучные понятия – категории, например материя, движение, взаимодействие, причинно-следственные связи и др. Категории конкретизируются физическими понятиями, физическими величинами, моделями объектов природы, физическими законами и их практическими приложениями.

Отбор и изложение учебного материала основаны на единстве теоретической и экспериментальной составляющих. Учебный материал в каждом разделе изложен по единой схеме: физическое явление – одели физических объектов – понятия (в том числе величины) – законы – следствия из них.

Развитие обобщённых универсальных знаний неотделимо от формирования способов учебных действий, характерных для физики. Поэтому программой предусмотрено выполнение фронтальных лабораторных работ, экспериментальных и теоретических заданий творческого характера, домашних лабораторных работ. Эти виды деятельности направлены на развитие умений наблюдать физическое явление, выдвигать гипотезы исследования, проводить экспериментальную работу, измерять физические величины, анализировать полученные экспериментальные данные.

Познавательные возможности обучающихся определяются их субъективным опытом, поэтому при изучении курса физики предусмотрена уровневая дифференциация учебного материала.

Курс физики 8 класса знакомит обучающихся с основными понятиями и законами термодинамики; вводятся понятия: термодинамическая система, температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость; изучается первый закон термодинамики – закон сохранения энергии для тепловых двигателей. Практическим приложениям системы этих научных знаний является действие тепловых машин.

На примере молекулярно-кинетической теории идеального газа рассмотрены особенности хаотического (теплового) движения молекул. Агрегатные состояния вещества изучаются с использованием элементов термодинамического и статистического методов исследования.

В 8 классе изучаются электрические явления на основе понятий об электрическом заряде и электрическом поле, а также элементов классической электронной теории. Вначале рассматриваются электростатическое взаимодействие, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона; вводится силовая характеристика электрического поля – напряжённость. Изложение темы «Постоянный ток» проводится на основе элементов классической электронной теории. При этом вводятся понятия: сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление; изучаются закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, носители электрических зарядов в различных средах.

В соответствии с образовательным стандартом на изучение физики в 8-ых классах отводится 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений кдруг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Используемые технологии обучения

Технология проблемного обучения - организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность каждого учащегося по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей.

Технология коллективного способа обучения - организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 4 человека, когда каждый учит каждого. Учитель дает задание, обучающиеся в мини-группах выполняют совместно, общий результат предлагается всему классу для обсуждения. Рассматриваются разные варианты, предлагаемые группами учеников. Задание должно быть таким, чтобы ответ, предполагал размышления, анализ, сравнение. Запись ответа до его проговаривания усиливает эффект. Эта техника имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Прием удобен для работы над отдельными деталями, фрагментами знаний.

Технология индивидуального обучения - организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации.

Технология уровневой дифференциации - организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей.

Технология исследовательской деятельности – организация занятий, при которой ученик выбирает тему исследования и выдаёт результат своего исследования.

Здоровье сберегающие технологии – организация занятий, при которой создаются условия для сохранения здоровья обучающегося, поддержания его физического и психологического состояния в соответствии с возрастом, формируется здоровье сберегающая среда в соответствии с санитарно – гигиеническими и техническими нормами:

- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями и т. п.

- чередование позы с учетом видов деятельности;

- соблюдение температурного режима и режима проветривания учебного кабинета, режима освещённости, устранение неприятных звуков и посторонних раздражителей

- учёт места и длительности применения ТСО (в соответствии с гигиеническими и возрастными нормами),

Компьютерные технологии – создание презентаций, видеороликов, тестирование. Использование информационных и справочных сайтов.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

Неумение выделять в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

Неумение определить показания измерительного прибора.

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.


 


 


 


 


 


 


 


 

Учебно - тематическое планирование

Тема

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

Повторение

3

0

1

Газовые законы

6

1

0

Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.

8

1

1

Тепловые машины.

3

0

0

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.

2

0

0

Агрегатные состояния вещества.

8

0

1

Электрический заряд. Электрическое поле.

8

0

1

Электрический ток. Сила тока. Напряжение.

9

2

1

Строение атома. Элементы классической электронной теории.

3

0

0

Электрический ток в металлах. Закон Ома для участка цепи.

11

3

1

Электрический ток в газах, вакууме и полупроводниках.

3

0

0

Повторение.

3

0

1

Итого

68

7

7


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

урока

Тема урока

Количество часов

Содержание
(дидактические единицы)

Форма контроля (при наличии)

Универсальные учебные действия (УУД)

Повторение. 3 часа

1

Водный инструктаж по охране труда. Повторение формул, законов, физических величин изученных в программе 7 класса.

1

Вводный инструктаж по охране труда. Повторение формул: плотности, сил тяжести, упругости, трения скольжения. Решение задач на применение формул.

 

Предметные

Знать: объекты изучения физики, формы выражения научного знания, основные положения МКТ, формулы плотности, массы, объема вещества, сил тяжести, упругости, трения скольжения, давления, давления в жидкостях, силы Архимеда;

Уметь: решать задачи на расчет плотности, массы, объема вещества, сил тяжести, упругости, трения скольжения, давления, давления в жидкостях, силы Архимеда, выражать результаты в единицах СИ.

Личностные: развитие познавательного интереса к изучению законов природы; формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения

Метапредметные: приобретение опыта самостоятельной работы с различными источниками научного знания

2

Первичный инструктаж по охране труда. Повторение тем 7 класса "Давление. Гидростатическое давление. Сила Архимеда"

1

Первичный инструктаж по охране труда. Повторение тем 7 класса "Давление. Гидростатическое давление. Сила Архимеда". Решение задач по повторенным темам.

 

3

Контрольная работа № 1 "Проверка остаточных знаний."

1

 

К.Р. № 1

Газовые законы. 6 часов

4

Термодинамическая равновесная система. Шкала Цельсия.

1

Термодинамическая система. Макроскопические параметры. Термодинамический процесс. Температура. Правила измерения температуры. Шкала Цельсия.

 

Предметные

Знать, понимать: смысл понятий термодинамическая система, термодинамический равновесный процесс, идеальный газ; смысл физических величины: температура; законы Бойля – Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.

Уметь: пользоваться методами научного исследования тепловых явлений и процессов, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения макроскопических параметров термодинамической системы с учетом погрешностей измерения, сравнивать температуры по шкале Цельсия и Кельвина, выражать результаты в единицах СИ, решать задачи на газовые законы, представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков

Личностные: развитие познавательного интереса при изучении изопроцессов, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, уважительное отношение к ученым, установившим газовые законы

Метапредметные:

овладение основными способами учебной деятельности: постановка целей эмпирического исследования и его планирования, выдвижении гипотезы исследования, оценка результатов исследования

5

Изотермический процесс. Закон Бойля - Мариотта.

1

Экспериментальное исследование изотермического процесса. Закон Бойля-Мариотта. График изотермического процесса. Идеальный газ.

 

6

Изобарный процесс.

1

Экспериментальное исследование изобарного процесса. Закон Гей-Люссака. График изобарного процесса. Пример решения задачи

 

7

Изохорный процесс.

1

Экспериментальное исследование изохорного процесса. Закон Шарля. График изохорного процесса.

 

8

Термодинамическая шкала температур.

1

Абсолютная шкала температур. Абсолютная температура. Соотношение между шкалами Цельсия и Кельвина. Пример решения задач

 

9

Лабораторная работа №1 "Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении"

1

Фронтальная лабораторная работа. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.

Л.Р. № 1

Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. 8 часов

10

Количество теплоты. Виды теплопередачи.

1

Изменение внутренней энергии без совершения работы. Количество теплоты. Единица количества теплоты в СИ. Виды теплообмена: теплопроводность, конвекция, излучение.

 

Предметные

Знать, понимать смысл понятий: взаимодействие, вещество, физический закон; смысл физических величин: внутренняя энергия термодинамической системы, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; смысл первого закона термодинамики

Уметь: проводить наблюдения изменения внутренней энергии за счет совершения работы и теплопередачи, планировать и выполнять косвенные измерения количества теплоты: представлять результаты с помощью таблиц, графиков, формул; решать задачи на расчет количества теплоты, которое тело получает при нагревании или отдает при охлаждении, количества теплоты, которое выделяет топливо при полном сгорании, на применение первого закона термодинамики.

Личностные:

развитие познавательного интереса при знакомстве с историей открытия первого закона термодинамики, самостоятельности в приобретении знаний и умений применять закон сохранения энергии к тепловым процессам; формирование убежденности в универсальности законно сохранения энергии.

Метапредметные:

понимание различия между экспериментальным методом и методом моделирования; приобретение опыта самостоятельного поиска информации естественнонаучного содержания (экологические проблемы, связанные с использованием природного топлива); развитие умений выражать свои мысли, выслушивая различные точки зрения при обсуждении экологических проблем.

11

Расчёт количества теплоты. Удельная теплоемкость.

1

Физический смысл удельной теплоемкости. Формула определения удельной теплоемкости вещества. Единица удельной теплоемкости в СИ. Пример решения задачи.

 

12

Решение задач на расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении вещества.

1

Решение задач на применение формулы количества теплоты, которое тело получает при нагревании или отдает при охлаждении.

 

13

Лабораторная работа № 2 "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры"

1

Фронтальная лабораторная работа. Смешивание горячей и холодной воды. Определение количеств теплоты, которое отдает горячая вода и получает холодная вода. Сравнение количеств теплоты.

Л.Р. № 2

14

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

Источники энергии на Земле. Изменение внутренней энергии термодинамической системы за счет химических реакций, происходящих при сгорании топлива. Физический смысл удельной теплоты сгорания топлива. Формула ее определения. Единица удельной теплоты сгорания топлива в СИ.

 

15

Первый закон термодинамики.

1

Формулировка первого закона термодинамики. Примеры применения первого закона термодинамики.

 

16

Решение задач на первый закон термодинамики, расчет количества теплоты при теплопередаче.

1

Решение задач на первый закон термодинамики, расчет количества теплоты при теплопередаче.

 

17

Контрольная работа №2 "Количество теплоты. Первый закон термодинамики»

1

Проверка знаний и умений по теме «Количество теплоты. Первый закон термодинамики»

К.Р.№ 2

Тепловые машины. 3 часа

18

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

1

Тепловой двигатель. Виды тепловых двигателей. Схема преобразования тепловой энергии в механическую работу. КПД тепловых двигателей.

 

Предметные:

Знать и понимать смысл физической величины: КПД тепловых двигателей

Уметь объяснять устройство и действие теплового двигателя, вычислять КПД тепловых двигателей, обсуждать экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей

Личностные: развитие познавательного интереса при знакомстве с тепловыми машинами, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при обсуждении экологических проблем

Метапредметные:

понимание различия между экспериментальным методом и методом моделирования; цели и объекта исследования, общности и различия между схемами и графиками; умение преобразовывать и применять информацию, полученную из разных источников.

19

Поршневые двигатели внутреннего сгорания

1

Устройство и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Примеры использования двигателей внутреннего сгорания в технике.

 

20

Использование тепловых двигателей и охрана природы.

1

Использование тепловых двигателей и охрана природы.

 

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) идеального газа. 2 часа

21

Броуновское движение. Движение молекул.

1

История открытия и исследования броуновского движения. Объяснение броуновского движения частиц. Зависимость средней скорости движения частиц от температуры. Экспериментальная оценка размеров молекул

 

Предметные

Знать: средние величины, которые используются в МКТ

Уметь: наблюдать и объяснять движение броуновских частиц, объяснять на качественном уровне зависимость давления от средней кинетической энергии молекул и зависимость средней кинетической энергии молекул от абсолютной температуры.

Личностные: развитие познавательного интереса при изучении МКТ идеального газа; формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при объяснении хаотического движения броуновских частиц.

Метапредметные:

понимание различия между экспериментальным методом и методом моделирования; уметь сравнивать средние значения величин, характеризующих тепловое движение молекул.

22

Идеальный газ. Давление, температура и средняя кинетическая энергия молекул.

1

Модель идеального газа. Воздух как пример идеального газа. Объяснение возникновения давления на стенки сосуда на основе модели идеального газа. Зависимость давления от средней кинетической энергии молекул. Зависимость средней кинетической энергии молекул от абсолютной температуры.

 

Агрегатные состояния вещества. 8 часов

23

Строение твёрдых тел

1

Строение и свойства твердых тел. Кристаллическая структура. Монокристаллы и поликристаллы. Анизотропия монокристаллов.

 

Предметные

Знать и понимать смысл физических величин: температура плавления (кристаллизации) вещества, удельная теплота плавления, температура кипения (конденсации) вещества, удельная теплота парообразования жидкости, относительная влажность воздуха.

Умерь решать задачи на расчет количеств теплоты, которое получает (отдает) вещество при плавлении (кристаллизации), при кипении (конденсации).

Знать устройство и принцип действия психрометра, уметь определять с его помощью относительную влажность воздуха.

Личностные: развитие познавательного интереса при изучении процессов, происходящих при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое; формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при объяснении влияния влажности воздуха на жизнедеятельность человека.

Метапредметные:

понимать различия между экспериментальным методом и методом моделирования; уметь объяснять изменение агрегатных состояний вещества с помощью термодинамического метода, графиков, таблиц и формул.


 

 

24

Строение и свойства жидкостей. Аморфные тела. Жидкие кристаллы.

1

Строение и свойства жидкостей. Особенности теплового расширения воды. Особенности строения аморфных тел. Применение аморфных тел. Жидкие кристаллы, примеры их применения.

 

25

Плавление и кристаллизация.

1

Объяснение процесса плавления и кристаллизации на основа МКТ. Температура плавления. График плавления. Удельная теплота плавления, ее единицы измерения в СИ.

 

26

Испарение и конденсация. Насыщенный пар.

1

Объяснение процесса испарения и конденсации на основе МКТ. Динамическое равновесие между паром и жидкостью. Насыщенный пар.

 

27

Кипение. Удельная теплота парообразования

1

Наблюдение и объяснение процесса кипения на основе термодинамического метода. Температура кипения и ее зависимость от внешнего давления. График, характеризующий процесс кипения. Удельная теплота парообразования, ее единица измерения в СИ и физический смысл.

 

28

Влажность воздуха.

1

Плотность насыщенного водяного пара. Относительная влажность воздуха. Устройство и действие психрометра. Влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека.

 

29

Решение задач: плавление и кристаллизация, испарение и конденсация, кипение, удельная теплота парообразования, влажность воздуха.

1

Решение задач: плавление и кристаллизация, испарение и конденсация, кипение, удельная теплота парообразования, влажность воздуха.

 

30

Контрольная работа №3 «Агрегатные состояния вещества»

1

Проверка знаний и умений по теме: «Агрегатные состояния вещества».

К. Р. № 3

Электрический заряд. Электрическое поле. 8 часов

31

Электризация тел. Два вида электрических разрядов

1

Электрическое взаимодействие заряженных тел. Два вида электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения заряда.

 

Предметные

Знать, понимать смысл основных понятий и законов электростатики

Уметь наблюдать и объяснять на основе опытов явления электризации тел, действия электрических зарядов, закона сохранения заряда; экспериментально обнаруживать электрические заряды и определять их знаки с помощью электрометра; решать задачи на применение закона Кулона, вычислять модуль напряженности, работу сил электрического поля.

Личностные: развитие познавательного интереса к изучению основных понятий и законов электростатики, формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при изучении картин электрических полей помощью знаковой модели – линий напряженности. Метапредметные:

понимать различия между знаковыми моделями и картинами электрических полей; уметь использовать модель точечного заряда для объяснения электрических явлений.


 

32

Закон Кулона

1

Физическая модель – точечный неподвижный заряд. Делимость электрического заряда. Опыт Кулона. Математическая запись закона Кулона.

 

33

Решение задач: электризация тел, два вида электрических разрядов, закон Кулона

1

Решение задач: электризация тел, два вида электрических разрядов, закон Кулона

 

34

Электрическое поле. Напряженность электрического поля

1

Свойства электрического поля. Пробный заряд. Физический смысл и формула напряженности электрического поля. Направление вектора напряженности и единица измерения в СИ.

 

35

Решение задач по теме: "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

1

Решение задач по теме: "Электрическое поле. Напряженность электрического поля"

 

36

Однородное электрическое поле. Работа сил однородного электрического поля.

1

Наблюдение картины электрического поля. Однородное электрическое поле. Работа сил однородного электрического поля.

 

37

Решение задач по теме: "Однородное электрическое поле. Работа сил однородного электрического поля"

1

Решение задач по теме: "Однородное электрическое поле. Работа сил однородного электрического поля"

 

38

Контрольная работа № 4 по теме «Электрический заряд. Электрическое поле»

1

Проверка знаний и умений по теме «Электрический заряд. Электрическое поле»

К.Р. № 4

Электрический ток. Сила тока. Напряжение. 9 часов

39

Электрический ток.

1

Электрический ток и условия необходимые для его возникновения. Источники тока. Свойства электрического тока.

 

Предметные

Знать, понимать смысл физических величин: силы тока, электрического напряжения, электроемкости. Знать определение силы тока и свойств тока, виды источников тока, условные обозначения некоторых элементов электрических цепей, виды соединений.

Уметь чертить схемы электрических цепей, измерять силу тока с помощью амперметра и напряжение с помощью вольтметра с учетом погрешностей.

Личностные: развитие познавательного интереса при знакомстве с электрическим током, величинами, характеризующими электрический ток, единицами их измерения, техническим устройством для накопления электрического заряда – конденсатором; формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при обсуждении химических источников тока, примеров практического применения физических величин, характеризующих электрический ток.

Метапредметные: приобретение опыта самостоятельной работы с различными источниками информации (описание экспериментальных установок, чтение и анализ электрических схем, работа с содержательными схемами); освоение способов учебных действий при использовании метода прямого измерения силы тока и электрического напряжения.

40

Электрические цепи.

1

Электрические цепи. Условные обозначения некоторых элементов электрических цепей. Виды соединений.

 

41

Сила тока.

1

Физический смысл и формула силы тока, ее единица измерения в СИ. Эксперимент, раскрывающий смысл понятия сила тока. Прибор для измерения силы тока.

 

42

Лабораторная работа № 3 «Измерение силы тока в электрической цепи»

1

Правила соединения амперметра. Фронтальная работа Измерение силы тока в электрической цепи. Сравнение силы тока на различных участках электрической цепи при последовательном соединении.

Л.Р. № 3

43

Электрическое напряжение

1

Физический смысл и формула напряжения, единица измерения в СИ. Эксперимент, раскрывающий смысл напряжения. Прибор для измерения напряжения.

 

44

Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на участке электрической цепи»

1

Правила соединения вольтметра. Фронтальная работа Измерение напряжения в электрической цепи. Сравнение общего напряжения и суммы напряжений на различных участках электрической цепи, при последовательном соединении.

Л.Р. № 4

45

Конденсаторы

1

Устройство и действие конденсаторов (на примере плоского конденсатора). Что характеризует электроемкость, формула ее определения, единица измерения в СИ.

 

46

Решение задач: сила тока, электрическое напряжение, конденсаторы, электрические цепи.

1

Повторение, решение задач: сила тока, электрическое напряжение, конденсаторы, электрические цепи.

 

47

Контрольная работа № 5 по теме «Электрический ток. Сила тока. Напряжение»

1

Проверка знаний и умений по теме «Электрический ток. Сила тока. Напряжение»

К.Р. №5

Строение атома. Элементы классической электронной теории. 3 часа

48

Строение атома. Опыты Резерфорда.

1

Схема опытов Резерфорда и анализ их результатов. Планетарная модель атома. Радиусы ядра и атома. Заряд атомного ядра.

 

Предметные

Знать и понимать смысл понятия элементарного электрического заряда, основных физических величин, характеризующих атом. Знать опыты Резерфорда, планетарную модель атома, действие электрического поля на проводники идиэлектрики.

Уметь объяснять существование тока в однородном металлическом проводнике на основе классической электронной теории.

Личностные: развитие познавательного интереса при знакомстве с опытами Резерфорда, строением атома, экспериментом по обнаружению инерционного движения электронов; формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при изучении явления электролитической диссоциации, элементов классической электронной теории.

Метапредметные:

понимать различия между положениями классической электронной теории и эмпирическими методами исследования электрического тока

49

Электронная проводимость металлов. Проводники в электрическом поле.

1

Схема опыта по обнаружению инерционного движения электронов. Связь силы тока в металлическом проводнике с величинами, характеризующими движение электронов проводимости. Распределение электрических зарядов, сообщенных проводнику по его поверхности. Явление электростатической индукции.

 

50

Диэлектрики в электрическом поле.

1

Влияние разных диэлектриков на электрическое поле Поляризация диэлектриков.

 

Электрический ток в металлах. Закон Ома для участка цепи. 11 часов

51

Электрическое сопротивление. Резисторы

1

Объяснение физической величины – электрического сопротивления по схеме: свойство, которое характеризует физическая величина, формула определения, единица измерения в СИ, физический смысл. Зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Объяснение удельного электрического сопротивления проводника. Реостаты и резисторы.

 

Предметные

Знать, понимать смысл физических величин: электрическое сопротивление проводника, удельное электрическое сопротивление вещества.

Уметь исследовать: зависимость электрического сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения и материала; электрическую цепь с последовательным соединением проводников с помощью вольтметра и амперметра.

Уметь косвенно измерять работу и мощность тока.

Уметь решать задачи на использование закона Ома для участка цепи, закона Джоуля – Ленца, законов последовательного и параллельного соединений, вычислять работу и мощность электрического тока.

Личностные: развитие познавательного интереса при изучении электрического тока в металлах, резисторов, счетчиков электроэнергии; формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при знакомстве с примерами практического использования закона Ома для участка цепи и закона Джоуля-Ленца, с мерами предосторожности и правилами безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

Метапредметные: приобретение опыта самостоятельной работы с различными источниками информации (описание экспериментальных установок, чтение и анализ электрических схем, графиков, таблиц), формирование умений выражать свои мысли, выслушивать различные точки зрения при обсуждении результатов выполнения фронтальных лабораторных работ.

52

Закон Ома для участка электрической цепи

1

Зависимость силы тока от напряжения на концах проводника и ее графическое представление. Зависимость силы тока от сопротивления проводника и ее графическое представление. Формулировка закона Ома для участка электрической цепи.

 

53

Решение задач: электрическое сопротивление, закон Ома для участка цепи, резисторы.

1

Решение задач: электрическое сопротивление, закон Ома для участка цепи, резисторы.

 

54

Лабораторная работа №5 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»

1

Фронтальная работа Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра

Л.Р. № 5

55

Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников

1

Законы для силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников.

 

56

Решение задач на законы последовательного и параллельного соединений.

1

Решение задач на законы последовательного и параллельного соединений.

 

57

Лабораторная работа №6 «Исследование с помощью амперметра электрической цепи с последовательным соединением проводников»

1

Фронтальная работа Исследование с помощью амперметра электрической цепи с последовательным соединением проводников

Л.Р. № 6

58

Работа и мощность электрического тока

1

Работа тока и формула ее определения. Объяснение мощности электрического тока по следующей схеме: энергетическая характеристика электрического тока, формула определения, единица измерения в СИ, значение мощностей некоторых электрических устройств, примеры расчета мощности электрического тока, и израсходованной электрической энергии.

 

59

Тепловое действие тока. Закон Джоуля - Ленца.

1

Тепловое действие тока, объяснение на основе закона сохранения энергии. Формулировка и формула закона Джоуля - Ленца.

 

60

Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности электрического тока»

1

Фронтальная работа Измерение работы и мощности электрического тока

Л.Р. № 7

 

61

Контрольная работа №6 "Электрический ток"

1

Контроль знаний и умений по теме Электрический ток

К.Р. № 6

Электрический ток в газах, вакууме и полупроводниках. 3 часа

62

Электрический ток в газах.

1

Ионизация газа. Наблюдение несамостоятельного и самостоятельного газового разряда. Объяснение возникновения электрического тока в газах.

 

Предметные

Знакомство с понятием удельного сопротивления полупроводников.

Уметь объяснять процесс возникновения тока в газах, вакууме и полупроводниках

Личностные: развитие познавательного интереса при знакомстве с электрическим током в газах, вакууме и полупроводниках, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, мотивации образовательной деятельности; формирование ценностного отношения к физике и результатам обучения при знакомстве с видами самостоятельного разряда и их техническими применениями. Метапредметные:

Уметь сравнивать носители электрических зарядов в газах, вакууме и полупроводниках. Развивать умений преобразовывать и применять информацию , полученную из разных источников, отстаивать свое мнение, выслушивать различные точки зрения.

63

Электрический ток в вакууме

1

Носители электрических зарядов в вакууме. Явление термоэлектронной эмиссии. Опыты Эдисона.

 

64

Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы.

1

Полупроводники. Изменение удельного сопротивления полупроводников при нагревании. Носители свободных зарядов – свободные электроны и дырки.

 

Повторение. 4 часа

65

Повторение тем «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Повторение тем: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества». Решение задач на расчет количества теплоты, которое тело получает (отдает) при нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации), парообразовании (конденсации)

   

66

Повторение темы «Электрический ток в металлах»

1

Повторение темы «Электрический ток в металлах». Решение задач на применение закона Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединений, закона Джоуля-Ленца.

 

67

Контрольная работа № 7 "Итоговая работа за 8 класс"

1

Проверка знаний и умений по темам 8-го класса

К.Р. № 7

68

Работа над ошибками по итоговой контрольной работе.

1

Разбор ошибок по итоговой по контрольной работе.

 

Всего

68

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.