Рабочая программа по физике для 7 класса по УМК Н.С. Пурышевой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Цель данной программы: формирование у учащихся знаний основ физики; целостных представлений о современной физической картине мира; о методах познания в физике; знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; экспериментальных умений; научного мировоззрения; представлений о роли физики в жизни общества.
Изучение физики в 7 классе основной школы направлено на реализацию следующих задач:
- сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
- научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;влияния технических устройств на окружающую среду;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (6 ч)
I уровень
Что и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение по- грешности измерений. Измерение малых величин. Физические законы и границы их применимости. Физика и техника.
II уровень Относительная погрешность. Физическая теория. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
I уровень
1. Измерение длины, объема и температуры тела.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение времени.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ
II уровень
Измерение малых величин.
1. Механические явления (38 ч)
I уровень
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.
Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Международная система единиц. Равнодействующая сил. Сложение сил, направленных по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды трения.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
I уровень
Изучение равномерного движения.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение плотности вещества твердого тела.
Градуировка динамометра и измерение сил.
Измерение коэффициента трения скольжения.
Изучение условия равновесия рычага.
Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
I уровень
Измерение средней скорости.
Изучение равноускоренного движения.
2. Звуковые явления (6 ч)
I уровень
Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Источники звука. Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр. Отражение звука. Эхо.
II уровень
Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
I уровень
Наблюдение колебаний звучащих тел.
Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.
Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.
II уровень
Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения, обусловленного силой, действующей в вертикальной плоскости.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
3. Световые явления (14 ч)
I уровень
Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения. Отражение света. Закон отражения света. Зеркальное и диффузное отражение. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.
II уровень
Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал. Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
I уровень
Наблюдение прямолинейного распространения света.
Изучение явления отражения света.
Изучение явления преломления света.
Изучение изображения, даваемого линзой.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
I уровень
Наблюдение образования тени и полутени. Получение и исследование изображения в плоском зеркале.
II уровень Изготовление перископа. Получение и исследование изображения, даваемого вогнутым зеркалом. Изучение закона преломления света.
Повторение (2 ч)
Резервное время (4 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание темы |
Вид деятельности ученика |
Введение |
|
Явления природы. Физические явления. Физические тела. Тело и вещество. Физика — наука о природе, изучающая физические явления и свойства веществ. Астрономия — одна из древнейших наук о природе. Связь физики и астрономии. Наблюдение и эксперимент. Научная гипотеза. Логика научного познания. Физические приборы. Роль наблюдений в изучении астрономических объектов. Физическая величина — количественная характеристика физических явлений и свойств тел и веществ. Значение физической величины. Числовое значение и единица физической величины. Основные, кратные и дольные единицы физической величины Измерение физических величин и значение измерений. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора. Определение значения физической величины по шкале прибора. Погрешность измерений. Точность измерений и цена деления шкалы прибора. Абсолютная погрешность измерений. Запись результата измерений с учетом абсолютной погрешности. Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Оформление отчета о выполнении лабораторной работы. Измерение длины, объема и температуры тела. Определение погрешности измерений. Запись результата измерений. Способы уменьшения погрешностей измерений. Измерение малых величин и уменьшение погрешности измерения малых величин. Правило пользования секундомером. Погрешность измерения времени с помощью секундомера. Связи между физическими величинами. Физический закон. Объяснение физических явлений и связей между величинами. Физическая теория. Взаимосвязь развития физики с развитием техники. |
Наблюдать и описывать физические явления; работать с информацией (с текстом учебника и дополнительной литературой) Переводить значения величин из одних единиц в другие; систематизировать информацию и представлять ее в виде таблицы Анализировать причины погрешностей измерений и предлагать способы их уменьшения; определять цену деления шкалы измерительного прибора, пределы измерения, абсолютную погрешность измерения; выполнять измерения и записывать их результат с учетом погрешности Измерять длину, объем и температуру тела и записывать результат с учетом погрешности; наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности Применять способы уменьшения погрешности измерения малых величин при их измерении; измерять расстояния и промежутки времени и вычислять погрешность измерения |
Механические явления |
|
Механическое движение. Поступательное, вращательное, колебательное движение. Относительность механического движения. Тело отсчета. Траектория движения. Пройденный путь — физическая величина. Ее условное обозначение, основная единица пути, способы измерения. Равномерное движение. Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с подкрашенной водой Скорость равномерного движения. Определение скорости (словесная формулировка и запись формулы). Единица скорости. Скорость — векторная величина. Решение задач на вычисление скорости, пройденного пути и времени движения. Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости тела от времени. Неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости. Решение задач. Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение — векторная физическая величина. Расчет скорости равноускоренного движения. Расчет скорости равноускоренного движения (с начальной скоростью, равной v0 и равной 0). Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени Изменение скорости движения тела при действии на него другого тела. Явление инерции. Закон инерции. Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел. Масса — физическая величина. Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы. Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ. Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила — физическая величина. Единица илы. Сила — векторная величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение значения силы, действующей на тело, по его массе и ускорению движения. Деформация. Деформация как результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц, основные и производные единицы. Сложение сил. Равнодействующая сил. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой. Сила упругости. Пропорциональная зависимость между силой упругости, действующей на упругую пружину, и ее удлинением. Жесткость пружины. Закон Гука. Сила тяжести — причина взаимодействия с Землей. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли. Ускорение свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, ее физический смысл. Закон Всемирного тяготения (словесная формулировка и формула). Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести. Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчета давления. Единица давления. Давление в природе и технике. Сила трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения скольжения. Формула для вычисления силы трения. Виды трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя. Трение в природе и технике. Подшипники. Примеры положительного и отрицательного влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике. Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути. Формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Мощность как характеристика выполняемой работы. Формула для вычисления мощности Вычисление механической работы и мощности. Простые механизмы. Виды простых механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Плечо силы. Выигрыш в силе. Примеры использования правила равновесия рычага в природе, технике и быту. равновесия рычага» Блок. Подвижный и неподвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия Понятие энергии. Энергия — физическая величина. Единица энергии. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия поднятого и деформированного тела. Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Относительность величины кинетической и потенциальной энергии. Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Не сохранение механической энергии в случаях действия сил трения. Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в главе «Механические явления» |
Описывать характер движения тела в зависимости от выбранного тела отсчета Моделировать равномерное движение; распознавать равномерное движение по его признакам Выделять основные этапы решения физических задач; рассчитывать скорость и путь при равномерном движении тела Измерять скорость равномерного движения; строить и анализировать графики зависимости пути и скорости от времени при равномерном движении; Вычислять среднюю скорость неравномерного движения, используя аналитический и графический методы Рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении, используя аналитический и графический методы; Рассчитывать ускорение тела и его скорость при равноускоренном движении, используя аналитический и графический методы; Наблюдать явление инерции Сравнивать массы тел при их взаимодействии Анализировать устройство и принцип действия рычажных весов; измерять массу тела Вычислять плотность вещества; сравнивать плотности твердых, жидких и газообразных веществ Рассчитывать плотности веществ, их массы и объемы; экспериментально определять плотности твердых тел Определять значения плотности веществ, их массы и объемы, используя формулу плотности вещества Наблюдать взаимодействие тел; вычислять силу, действующую на тело; определять направление силы, действующей на тело, и возникающего в результате взаимодействия ускорения — Изучать устройство и принцип действия динамометра; — применять единицы Международной системе единиц, основные и производные единицы — Складывать силы, действующие вдоль одной прямой; — определять равнодействующую сил, используя правило сложения сил — Исследовать связь между силой упругости, возникающей при упругой деформации, и удлинением тела Исследовать зависимость силы тяжести от массы тела; рассчитывать силу тяжести, действующую на тело Сравнивать понятия «вес тела» и «сила тяжести»; изучать зависимость веса тела от условий, в которых оно находится рассчитывать давление Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; сравнивать виды трения: трение скольжения трение качения, трение покоя; измерять коэффициент трения скольжения; Измерять работу силы; рассчитывать значения величин, входящих в формулу механической работы Вычислять мощность; рассчитывать значения величин, входящих в формулу мощности Рассчитывать значения величин, входящих в формулу механической работы и мощности Анализировать работу простых механизмов Исследовать условия равновесия рычага; определять выигрыш в силе при использовании различных рычагов Исследовать причины невозможности выигрыша в силе в неподвижном блоке и выигрыша в силе при использовании подвижного блока; вычислять значения физических величин, используя «золотое правило» механики Определять значения физических величин, используя формулу КПД Измерять КПД наклонной плоскости; Систематизировать и обобщать полученные знания по теме |
Звуковые явления |
|
Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Колеблющееся тело — источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека. Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Необходимость наличия упругой среды для распространения звука, механизм распространения звука, строение слухового аппарата человека, хорошие и плохие проводники звука, звукоизоляция, скорость распространения звука, ее зависимость от свойств среды и от температуры. Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр. Отражение звука. Закон отражения. Эхо. Эхолот. Поглощение звука. Повторение и обобщение знаний о характеристиках механических и звуковых колебаний, механических и звуковых волн, условиях получения и распространения звуковых колебаний, о свойствах звука. |
Объяснять процесс колебаний маятника; вычислять величины, характеризующие колебательное движение; Анализировать устройство голосового аппарата человека; Исследовать условия возникновения упругой волны; применять формулу длины волны к решению задач; сравнивать поперечные и продольные волны Анализировать условия существования звуковой волны, о скорости звука и ее зависимости от свойств среды; устанавливать связь физики и биологии при рассмотрении устройства слухового аппарата человека Исследовать связь громкости звука с амплитудой колебаний и высоты тона с частотой колебаний, тембра — с набором частот |
Световые явления |
|
Источники света: тепловые, люминесцирующие. Источники отраженного света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания. Прямолинейное распространение света. Закон прямолинейного распространения света. Применение явления закона прямолинейного распространения света на практике. Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения. Образование тени и полутени. Модели солнечного и лунного затмений Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и диффузное отражение света. Получение изображения предмета в плоском зеркале. Характеристика изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Управление изображением предмета с помощью плоского зеркала. Перископ. Явление преломления света. Соотношение между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах. Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Устройство фотоаппарата и ход лучей в нем. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нем. Строение глаза человека. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения. Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Коррекция зрения с помощью очков. Оптические приборы, вооружающие глаз. Лупа. Увеличение лупы. Получение изображения с помощью лупы Спектр белого света. Спектральные цвета. Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. Основные цвета спектра. Сложение спектральных цветов с помощью системы зеркал Поглощение света средой Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета. |
Классифицировать источники света Исследовать прямолинейное распространение света; получать следствие физических законов на примере затмений; Экспериментально исследовать явление отражения света; применять знания к решению задач; конструировать перископ Исследовать свойства изображения предмета в плоском зеркале; строить изображение предмета в плоском зеркале Исследовать закономерности, которым подчиняется явление преломления света (соотношение углов падения и преломления); исследовать явление полного отражения света; сравнивать явления отражения света и полного внутреннего отражения Получать изображение с помощью собирающей линзы; строить изображения в линзе; измерять оптическую силу линзы Измерять фокусное расстояние собирающей линзы; — определять величины, входящие в формулу линзы Анализировать устройство и оптическую систем проекционного аппарата и фотоаппарата; строить ход лучей в проекционном аппарате и фотоаппарате Анализировать устройство оптической системы глаза; сравнивать оптическую систему глаза и фотоаппарата; оценивать расстояние наилучшего зрения; исследовать и анализировать дефекты своего зрения Исследовать возможности увеличения угла зрения с помощью лупы; Исследовать состав белого света, последовательность цветов в спектре белого света, сложение спектральных цветов, основные и дополнительные цвета в спектре; наблюдать разложение белого света в спектр; экспериментально исследовать сложение цветов Экспериментально исследовать смешивание красок, насыщенность цвета; |
Приложение 3
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс для изучения курса физики в 7—9 классах создан авторским коллективом преподавателей физического факультета Московского государственного педагогического университета.
Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).
УМК «Физика. 7 класс»
1. Физика. 7 класс. Учебник (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).
2. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).
3. Физика. Контрольные и проверочные работы. 7 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, О. В. Лебедева).
4. Мультимедийное приложение к учебнику.
Литература для учащихся:
-
Зорин Н.И. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс.-2-е изд., перераб.- М.:ВАКО, 2013г.
Кирик Л.А. Физика. Самостоятельные и контрольные работы. 7 класс. М.:Илекса, 2002
Лукашик В.И., Е.В. Иванова «Сборник задач по физике» для 7-8 классов. М. Просвещение, 2003 г.
Перельман Я.И. занимательная физика.- М.: Наука, 1980 г.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика-7.М.: Дрофа, 2015
Литература для учителя:
Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике/ Г.А. Бутырсий, Ю.А. Сауров.-М.: Просвещение, 1998.
Зорин Н.И. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс.-2-е изд., перераб.- М.:ВАКО, 2013г.
Кабардин О.Ф. Задачи по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р.Зильберман.-М.:Дрофа, 2007.
Кирик Л.А. Физика. Самостоятельные и контрольные работы. 7 класс. М.:Илекса, 2002
Лукашик В.И., Е.В. Иванова «Сборник задач по физике» для 7-8 классов. М. Просвещение, 2003 г.
Методическое пособие к учебнику Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской. Физика 7 класс, М.:Дрофа,2012.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика-7.М.: Дрофа, 2015
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.:Просвещение,1972.
Учебно-лабораторное оборудование и приборы:
Деревянные бруски, линейки, измерительные цилиндры, термометры, секундомеры, шарики, штативы с муфтами, лапками и кольцами, желоба, весы, разновесы, взвешиваемые тела разной массы, твердые тела на нити, набор грузов, динамометры, разные цилиндры из набора тел по калориметрии, рычаг, закрепленный на штативе, доска, измерительная лента, иголки или булавки, листы картона, карандаши, плоские зеркала, плоскопараллельные пластины со скошенными краями, циркули, кнопки, собирающие линзы, лампочки на подставке, экраны, лабораторные источники питания, соединительные провода, ключи.
Список наглядных пособий
Таблицы общего назначения
1. Международная система единиц (СИ).
2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
3. Физические постоянные.
4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.
7. Порядок решения количественных задач.
Тематические таблицы
-
Измерение температуры.
Траектория движения.
Относительность движения.
Второй закон Ньютона.
Работа силы.
Механические волны.
Плотности твердых, жидких и газообразных веществ.
Мощности некоторых двигателей.
Силы, рассматриваемые в механике.
Оптические приборы.
Глаз как оптическая система.
Электронные учебные издания
1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).
2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).
Электронные образовательные интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
Открытая физика
http://www.physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm
Газета «1 сентября»: материалы по физике
Физика.ru
Электронный учебник
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование 7 класс (70 часов, 2 часа в неделю) к учебнику Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика-7 класс.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов (план) |
Тип урока / форма проведения |
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся |
Система контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8.1 |
8.2 |
Введение (6 часов) |
||||||||
1 |
Что и как изучают физика и астрономия. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 1,2, задание 1 |
||
2 |
Физические величины Единицы физических величин |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 3, задание 2 |
||
3 |
Измерение физических величин. Точность измерения |
1 |
Уроки рефлексии |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 4,5, задание 3 №1, задание 5 №2 |
||
4 |
Лабораторная работа № 1: «Измерение длины, объема и температуры тела» |
1 |
Уроки рефлексии |
Групповая работа |
Лабораторная работа №1 |
П. 4,5, задание 3 №3,5 |
||
5 |
Лабораторная работа № 2: «Измерение размеров малых тел» Лабораторная работа № 3: «Измерение времени» |
1 |
Уроки рефлексии |
Групповая работа |
лабораторная работа №2,3 |
П. 4,5, задание 5№1 |
||
6 |
Связь между физическими величинами. Физика и техника Физика и окружающий нас мир. |
1 |
Уроки рефлексии |
Групповая работа |
тест |
П. 6-8 вопросы |
||
Механические явления (37 часов) |
||||||||
1 |
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 9-11, задание 7 №1-3 |
||
2 |
Равномерное движение. Скорость равномерного движения. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 12, задание 8 №1-3 |
||
3 |
Решение задач по теме: «Скорость равномерного движения» |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 9-11, задание 8 №4 |
||
4 |
Лабораторная работа № 4: «Изучение равномерного движения» |
1 |
Уроки рефлексии |
Групповая работа |
лабораторная работа№4 |
П. 9-11, задание 8 №5-6 |
||
5 |
Неравномерное движение. Средняя скорость |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П.13, задание 9 №1,3 |
||
6 |
Равноускоренное движение. Ускорение. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 14, задание 10 №1,2 |
||
7 |
Решение задач по теме: «Механическое движение и его виды » |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 9-14, задание 10№3,4 |
||
8 |
Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Виды механического движения |
1 |
Уроки развивающего контроля |
Индивидуальная работа |
Контрольная работа №1 |
|||
9 |
Инерция. Масса. Измерение массы. Инертность. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 15-17, задание 11 №2,3 |
||
10 |
Лабораторная работа № 5: «Изучение массы тела на рычажных весах» |
1 |
Уроки рефлексии |
Групповая работа |
лабораторная работа№5 |
П. 15-17, задание 11 №4 |
||
11 |
Плотность вещества |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 18, задание 12, №2,3 |
||
12 |
Лабораторная работа № 6: «Измерение плотности вещества твердого тела» |
1 |
Уроки рефлексии |
Групповая работа |
лабораторная работа№6 |
П. 18, задание 12, №4,5 |
||
13 |
Решение задач по теме: «Плотность вещества. Масса» |
1 |
Уроки методологической направленности |
Индивидуальная работа |
Устный контроль |
П. 18, задание 12 №6 |
||
14 |
Сила. Измерение силы Международная система единиц |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 19-21, задание 13 №2,3 |
||
15 |
Сложение сил |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 22, задание 14 |
||
16 |
Сила упругости |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 23, задание 15 №3,4 |
||
17 |
Сила тяжести |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 24, задание 16 |
|||
18 |
Закон всемирного тяготения |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 25, задание 17 №3,4 |
||
19 |
Вес тела. Невесомость |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 26, задание 18№1,2 |
||
20 |
Лабораторная работа № 7: «Градуировка динамометра и измерение сил» |
1 |
Уроки рефлексии |
Групповая работа |
лабораторная работа№7 |
П.26, задание 18 №3 |
||
21 |
Давление |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 27, задание 19 №4,5 |
||
22 |
Сила трения Лабораторная работа № 8: «Измерение коэффициента трения скольжения» |
1 |
Уроки рефлексии |
Фронтальная работа |
лабораторная работа№8 |
П. 28, задание 20№2,5 |
||
23 |
Решение задач по теме: «Взаимодействие тел» |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 15-28, задание 20 №4,6 |
||
24 |
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел». |
1 |
Уроки развивающего контроля |
Индивидуальная работа |
Контрольная работа№2 |
|||
25 |
Механическая работа |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 29, задание 21 №3,4 |
||
26 |
Мощность |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 30, задание 22,№1,2 |
||
27 |
Решение задач по теме: «Механическая работа, мощность». |
1 |
Уроки методологической направленности |
Индивидуальная работа |
Устный контроль |
П. 29-30, задание 22№4 |
||
28 |
Простые механизмы. Правило равновесия рычага |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 31-32, задание 23 №2,3 |
||
29 |
Лабораторная работа № 9: «Изучение условия равновесия рычага» |
1 |
Уроки рефлексии |
Групповая работа |
лабораторная работа №9 |
П. 31-32, задание 23 №4,5 |
||
30 |
Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Индивидуальная работа |
Устный контроль |
П. 33, задание 24 №1-3 |
||
31 |
Коэффициент полезного действия |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 34, задание 25 №1,2 |
||
32 |
Лабораторная работа № 10: «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости |
1 |
Уроки рефлексии |
Групповая работа |
лабораторная работа№10 |
П. 34, задание 25 №4 |
||
33 |
Решение задач по теме: «Простые механизмы» |
1 |
Уроки методологической направленности |
Индивидуальная работа |
Устный контроль |
П. 34, задание 25 №5 |
||
34 |
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 35-36, задание 26 №4,5 |
||
35 |
Закон сохранения энергии в механики. |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 37, задание 27 |
||
36 |
Решение задач по теме: «Работа. Энергия. Мощность» |
1 |
Уроки методологической направленности |
Индивидуальная работа |
Устный контроль |
П. 31-37, задание 26 №3 |
||
37 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Работа. Энергия. Мощность |
1 |
Уроки развивающего контроля |
Индивидуальная работа |
Контрольная работа №3 |
|||
Звуковые явления (6 часов) |
||||||||
1 |
Колебательное движение. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П.38, задание 28№1,2 |
||
2 |
Звук. Источники звука. |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 40, задание 30№1 |
||
3 |
Волновое движение. Длина волны. |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 41-42, задание 31 |
||
4 |
Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. Громкость и высота звука. |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 43-45, задание 32 |
||
5 |
Отражение звука. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный контроль |
П. 46, задание 34 |
||
6 |
Решение задач по теме: «звуковые явления» |
1 |
Уроки методологической направленности |
Индивидуальная работа |
Письменный контроль |
П. 38-46, Задание 33 |
||
Световые явления (15 часов) |
||||||||
1 |
Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный опрос |
П. 47-50, задание 36 |
||
2 |
Лабораторная работа № 11 «Наблюдение прямолинейного распространения света. |
1 |
Уроки рефлексии |
Индивидуальная работа |
Лабораторная работа№11 |
П. 47-50, задание 38№5-6 |
||
3 |
Отражение света. Лабораторная работа №12 «Изучение явления отражения света». |
1 |
Комбинированный урок |
Индивидуальная работа |
Лабораторная работа№12 |
П. 51, задание 39 |
||
4 |
Изображение предмета в плоском зеркале. |
1 |
Комбинированный урок |
Фронтальная работа |
Устный опрос |
П. 52, задание 40 №1,3,4 |
||
5 |
Решение задач по теме: «Изображение предмета в плоском зеркале |
1 |
Уроки методологической направленности |
Индивидуальная работа |
Письменный опрос |
П. 52, задание 40 №6 |
||
6 |
Преломление света. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный опрос |
П. 54,задание 42№1,2 |
||
7 |
Лабораторная работа №13 «Изучение явления преломления света». |
1 |
Уроки рефлексии |
Индивидуальная работа |
Лабораторная работа№13 |
П. 54, задание 42 №3 |
||
8 |
Полное внутреннее отражение. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный опрос |
П. 55, задание 43 |
||
9 |
Линза, ход лучей в линзе. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный опрос |
П. 57, задание 44 №1,3 |
||
10 |
Лабораторная работа №14 «Изучение изображения, даваемого линзой». |
1 |
Уроки рефлексии |
Групповая работа |
Лабораторная работа№14 |
П.57, задание 45 |
||
11 |
Фотоаппарат. Проекционный аппарат. |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный опрос |
П. 59, задание 47, №1,3 |
||
12 |
Глаз как оптическая система. Очки, лупа. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный опрос |
П. 60-61, задание 48 |
||
13 |
Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел. |
1 |
Урок "открытия нового знания" |
Фронтальная работа |
Устный опрос |
П. 62-64, задание 50 |
||
14 |
Решение задач по теме: «Световые явления» |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный опрос |
П. 62-64, задание 51 |
||
15 |
Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления». |
1 |
Уроки развивающего контроля |
Индивидуальная работа |
Контрольная работа№4 |
|||
Повторение (6 часов) |
||||||||
1 |
Решение задач. Подготовка к итоговой контрольной работе |
1 |
Уроки методологической направленности |
Фронтальная работа |
Устный опрос |
П. 1-64 повторить все формулы |
||
2 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Уроки развивающего контроля |
Индивидуальная работа |
Контрольная работа№5 |
|||
3-6 |
Резервное время |
4 |