12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Недогонова Лилия Николаевна59
Россия, Ростовская обл., Шахты

t1644436374aa.jpgРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г.Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И.Донского»
МБОУ СОШ №27 г. Шахты

346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail:russchool27@rambler.ru

_____________________________________________________________________________



Утверждаю:


пр. №___от «____»____ 2021 г.


Директор МБОУ СОШ № 27


__________________________


Т.Г. Гарковец






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



t1644436374ab.gif

физике, 7 класс


по_____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

t1644436374ac.gif

основное общее (7 класс)

Уровень общего образования (класс)

_______________________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

t1644436374ad.gif

70

Количество часов _________________

t1644436374ae.gif

Недогонова Лилия Николаевна


Учитель________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе

Физика. 7—9 классы : рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2017. —76, [2] с.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)








г. Шахты

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 7 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.


Цели изучения физики в основной школе следующие:

- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.

Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула - атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ


Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:


1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе

к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории

России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей

семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этно-культурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного

отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,

формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокуль-

турные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному

освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных

ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты обучения физике в основной школе включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).


Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией,

участие в проектной деятельности. В основной школе продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения

образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении физики обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;

представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения физики обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.


II. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД), ФОРМИРУЕМЫЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим

людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках

предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик

продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего

инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта

активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии)

и делать выводы. Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с задан-

ной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий,

явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду

обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия

одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать

в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочи-

нения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного

использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся

сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое

мнение.

Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые

способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней

отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе

и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты обучения физике в основной школе.

Выпускник научится:

- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования;

проводить опыт и формулировать выводы.

- понимать роль эксперимента в получении научной информации;

- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом

выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;

- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать

выводы по результатам исследования;

- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом

заданной точности измерений;

- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернета.


III.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7 класс - 70 часов (2 часа в неделю)


Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Введение (6 ч.)

Физика – наука о природе.

Физические явления.

Физические свойства тел.

Наблюдение и описание физических явлений.

Физические величины.

Измерения физических величин: длины, времени, температуры.

Физические приборы.

Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа:

1. Определение цены деления измерительного прибора

Контрольная работа

1. «Физика и физические методы изучения природы»

объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

проводить наблюдения физических явлений,

анализировать и классифицировать их;

различать методы изучения физики;

измерять расстояния, промежутки времени, температуру;

обрабатывать результаты измерений;

переводить значения физических величин в СИ;

выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых;

определять цену деления шкалы измерительного прибора;

представлять результаты измерений в виде таблиц;

записывать результат измерения с учетом погрешности;

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)

Строение вещества.

Опыты, доказывающие атомное строение вещества.

Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Агрегатные состояния вещества.

Модели строения твердых тел, жидкостей и газов.

Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа:

2. Определение размеров малых тел.

Тест по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»


объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

объяснять: физические явления на основе знаний о строении вещества, броуновское движение, основные свойства молекул, явление диффузии, зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела;

схематически изображать молекулы воды и кислорода;

сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

приводить примеры диффузии в окружающем мире, практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;

наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

применять полученные знания при решении задач;

измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;

представлять результаты измерений в виде таблиц;

работать в группе

Взаимодействие тел (22 ч.)

Механическое движение.

Материальная точка как модель физического тела.

Относительность механического движения.

Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (траектория, путь, скорость, время движения).

Равномерное и неравномерное движение.

Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Инертность тел.

Взаимодействие тел. Масса тела.

Измерение массы тела.

Плотность вещества. Сила. Единицы силы.

Сила тяжести.

Закон всемирного тяготения. Сила упругости.

Закон Гука. Вес тела.

Связь между силой тяжести и массой тела.

Сила тяжести на других планетах.

Динамометр.

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Равнодействующая сила.

Сила трения.

Трение скольжения.

Трение покоя.

Трение в природе и технике.

Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы.

Фронтальная лабораторная работа:

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела, измерение плотности жидкости.

6. Градуировка пружины и измерение сил динамометром.

7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.

Контрольная работа № 2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

Контрольная работа № 3 по теме Взаимодействие тел»

определять: траекторию движения тела; тело, относительно которого происходит движение; среднюю скорость движения заводного автомобиля; путь, пройденный за данный промежуток времени; скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; плотность вещества; массу тела по его объему и плотности; силу тяжести по известной массе тела; массу тела по заданной силе тяжести;

зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

доказывать относительность движения тела; рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении, силу тяжести и вес тела, равнодействующую двух сил;

различать равномерное и неравномерное движение;

графически изображать скорость, силу и точку ее приложения;

находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;

различать инерцию и инертность тела;

определять плотность вещества;

рассчитывать силу тяжести и вес тела;

выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);

приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости; проявления явления инерции в быту; проявления тяготения в окружающем мире; видов деформации, встречающихся в быту; различных видов трения;

называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

рассчитывать равнодействующую двух сил; переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; основную единицу массы в т, г, мг; значение плотности из кг/м3 в г/см3;

выражать скорость в км/ч, м/с;

анализировать табличные данные;

работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела;

проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные;

экспериментально находить равнодействующую двух сил;

применять знания к решению задач;

измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; силу трения с помощью динамометра;

взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

пользоваться разновесами;

градуировать пружину;

получать шкалу с заданной ценой деления;

анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

работать в группе

Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 ч.)

Давление. Давление твердых тел.

Единицы измерения давления.

Способы изменения давления.

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля.

Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды.

Вес воздуха.

Атмосферное давление.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид. Манометр.

Атмосферное давление на различных высотах.

Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело.

Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа:

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».


приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; подтверждающие существование выталкивающей силы; увеличения площади опоры для уменьшения давления; сообщающихся сосудов в быту, применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса, плавания различных тел и живых организмов, плавания и воздухоплавания; вычислять давление по известным массе и объему, массу воздуха, атмосферное давление, силу Архимеда, выталкивающую силу по данным эксперимента;

выражать основные единицы давления в кПа, гПа;

отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

объяснять: давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества, причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково, влияние атмосферного давления на живые организмы, измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли, изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря, причины плавания тел, условия плавания судов, изменение осадки судна;

анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, опыт по передаче давления жидкостью, опыты с ведерком Архимеда;

выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, для определения выталкивающей силы;

устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины;

сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы;

различать манометры по целям использования;

устанавливать зависимость между изменением уровня жидкости в коленах манометра и давлением;

доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;

указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

работать с текстом учебника, анализировать формулы, обобщать и делать выводы;

составлять план проведения опытов;

проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы;

проводить исследовательский эксперимент: по определению зависимости давления от действующей силы, с сообщающимися сосудами, анализировать результаты и делать выводы;

конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;

измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида, давление с помощью манометра;

применять знания к решению задач;

опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;

работать в группе

Работа и мощность. Энергия (14 ч.)

Механическая работа. Мощность.

Простые механизмы.

Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг.

Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе.

Подвижные и неподвижные блоки.

Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»).

Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения.

Коэффициент полезного действия механизма.

Энергия.

Потенциальная и кинетическая энергия.

Превращение одного вида механической энергии в другой.

Закон сохранения полной механической энергии.

Фронтальная лабораторная работа:

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Контрольная работа № 5 по теме «Работа и мощность. Энергия».



вычислять механическую работу, мощность

по известной работе, энергию;

выражать мощность в различных единицах;

определять условия, необходимые для совершения механической работы; плечо силы; центр тяжести плоского тела;

анализировать мощности различных приборов; опыты с подвижным и неподвижным блоками; КПД различных механизмов;

применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;

сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;

устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем; между работой и энергией;

приводить примеры: иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; применения неподвижного и подвижного блоков на практике; различных видов равновесия, встречающихся в быту; тел, обладающих одновременно и кинетической, и потенциальной энергией; превращения энергии из одного вида в другой;

работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;

устанавливать опытным путем, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;

проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; правило моментов;

работать в группе;

применять знания к решению задач;

демонстрировать презентации;

выступать с докладами;

участвовать в обсуждении докладов и презентаций

Обобщающее повторение (4ч)






IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Глава (тема)

Количество уроков

1.

Введение

6

2.

Первоначальные сведения о строении вещества

5

3.

Взаимодействие тел

22

4.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

19

5.

Работа и мощность. Энергия

14

6.

Обобщающее повторение

4


Итого

70





























V.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Т – тест, ЛР - лабораторная работа, КР – контрольная работа. СР – самостоятельная работа.


В тематическом планировании по предмету количество часов по сравнению с примерной программой не изменилось и равно с 70 часам.


п/п

Дата


Тема урока

Виды

контроля

пар.

план

факт

1. Физика и физические методы изучения природы (6 ч.)


1.



Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.


§1-3

2.



Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.


§4-5

3.



Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора»

ЛР


4.



Физика и техника


§6

5.



Обобщающий урок по теме «Физика и физические методы изучения природы».



6.



Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения природы»

(Проект1)

КР


2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)


7.



Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение


§7-9

8.



Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

ЛР


9.



Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.


§10-11

10.



Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.


§12-13

11.



Тест по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

(Проект)

Т


3. Взаимодействие тел (22 ч.)


12.



Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.


§14-15

13.



Скорость. Единицы скорости.


§16

14.



Расчет пути и времени движения.

СР

§17

15.



Инерция.


§18

16.



Взаимодействие тел


§19

17.



Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.


§20-21

18.



Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

ЛР


19.



Плотность вещества


§22

20.



Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

ЛР


21.



Лабораторная работа № 5 «Определение плотности тела»

ЛР


22.



Расчет массы и объема тела по его плотности


§23

23.



Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»



24.



Контрольная работа № 2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

(Проект)

КР


25.



Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.


§24-25

26.



Сила упругости. Закон Гука.


§26

27.



Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

СР

§27-28

28.



Сила тяжести на других планетах.


§29

29.



Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

ЛР

§30

30.



Сложение двух сил, направленных по одной прямой.


§31

31.



Сила трения. Трение покоя. Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил».


§32-33

32.



Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».


ЛР

§33

33.



Контрольная работа № 3 по теме Взаимодействие тел»

(Проект)

КР


4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 ч.)


34.



Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.


§35-36

35.



Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.


§37-38

36.



Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

СР

§39-40

37.



Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»



38.



Сообщающиеся сосуды


§41

39.



Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка земли.

СР

§42-43

40.



Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.


§44

41.



Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.


§45-46

42.



Манометры.


§47

43.



Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

СР

§48-49

44.



Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.


§50

45.



Архимедова сила.


§51

46.



Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

ЛР


47.



Плавание тел.


§52

48.



Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел».



49.



Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

ЛР


50.



Плавание судов. Воздухоплавание.


§53-54

51.



Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание».



52.



Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

(Проект)

КР


5. Работа и мощность. Энергия (14 ч.)


53.



Механическая работа. Единицы работы.


§55

54.



Мощность. Единицы мощности.


§56

55.



Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

СР

§57-58

56.



Момент силы.


§59

57.



Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».


ЛР


58.



Применение правила равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»


§61-62

59.



Решение задач по теме «Условия равновесия рычага».



60.



Центр тяжести тела.

СР

§63

61.



Условия равновесия тел.


§64

62.



Коэффициент полезного действия механизмов.


§65

63.



Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

ЛР


64.



Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.


§66-67

65.



Превращение одного вида механической энергии в другой.


§68

66.



Контрольная работа № 5 по теме «Работа и мощность. Энергия».

(Проект)

КР


6. Обобщающее повторение (4 ч.)


67.



Повторение пройденного материала



68.



Итоговая контрольная работа

КР


69.



Повторение пройденного материала



70.



Итоговый урок по курсу 7 класса




1Возможные формы выполнения проекта: доклад, сопровождаемый презентацией, компьютерная анимация, таблица, реферат, кроссворд, фотоальбом, изготовление модели, макета, приспособления, подготовка ролевой игры, викторины, демонстрация опытов.







СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ № 27

от __________2021 г. №_____


Руководитель МО_____________

Скрыльникова Д.Э.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР



_________ Карнаухова В. Н.

(подпись)

«___»_____________2021 г.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.