МБОУ «ПОНИЗОВСКАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физика»
(базовый уровень)
для 7 – 9 классов (204 часа)
Составитель:
учитель физики
Москалева Л.В.
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7 - 9 классов разработана на основе:
1. ФГОС.
2. Физика. 7—9 классы : рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник.
Реализация рабочей учебной прграммы осуществляется с помощью учебников:
1. «Физика. 7 класс». Учеб. для общеобразоват. учреждений. А.В.Перышкин, М.: Дрофа, 2013.
2. «Физика. 8 класс». Учеб. для общеобразоват. учреждений. А.В.Перышкин, М.: Дрофа, 2016.
3. «Физика. 9 класс». Авторы: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. М.: Дрофа, 2017.
Учебная программа рассчитана на 204 часа: 68 часов (2 часа в неделю) - 7 класс; 68 часов (2 часа в неделю) - 8 класс; 68 часов (2 часа в неделю) – 9 класс.
Цели изучения физики в основной школе:
- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природные явления, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Формирование УУД
Личностные УУД
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
основы социально-критического мышления;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Ученик получит возможность для формирования:
-
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и правилам;
осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации;
осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Ученик получит возможность научиться:
-
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
-
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД
Ученик научится:
основам реализации исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе отрицания;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Ученик получит возможность научиться:
-
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
Ученик научится:
подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Ученик получит возможность научиться:
-
осознавать и использовать в практической деятельности основные особенности восприятия информации человеком.
Создание письменных сообщений
Ученик научится:
создавать текст на русском языке с использованием десятипальцевого клавиатурного письма;
осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста.
Ученик получит возможность научиться:
-
создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Ученик научится:
выступать с аудио-видео-поддержкой, включая выступление перед аудиторией;
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;
с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Ученик получит возможность научиться:
-
взаимодействовать в социальных сетях;
Поиск и организация хранения информации
Ученик научится:
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете,
- строить запросы для поиска информации в словарях и других поисковых системах;
- анализировать результаты поиска;
Ученик получит возможность научиться:
-
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках всех учебных предметов.
Основы учебно-исследовательской деятельности
Ученик научится:
планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели ;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Ученик получит возможность научиться:
-
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
различать темы и подтемы специального текста;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться:
-
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование, интерпретация и оценка информации
Ученик научится:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;
откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
-
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Ученик получит возможность научиться:
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Предметные результаты обучения физике в основной школе.
Выпускник научится:
••соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
••понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
••распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
••ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется;
••понимать роль эксперимента в получении научной информации;
••проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие
методы оценки погрешностей измерений;
••проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования;
••проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом
заданной точности измерений;
••анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
••понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
••использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернета.
Физика и ее роль в познании окружающего мира
Предметными результатами освоения темы являются:
- понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
- умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
- понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
Механические явления
Предметными результатами освоения темы являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы уменьшения и увеличения давления;
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе
звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
- знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, первая космическая скорость, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;
- умение измерять: скорость, мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу
трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую сил, действующих на тело, механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию, атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
- владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел
и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления), силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда, зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити;
- владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
- понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон Паскаля, закон Архимеда и умение применять их на практике;
- владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей сил, действующих на тело, механической
работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии, давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
- умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
- умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
- понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, рычага, блока, наклонной плоскости, барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Тепловые явления
Предметными результатами освоения темы являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате
теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;
- владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел, зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насы-
щенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;
- понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
- понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;
- понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
- овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плав-
ления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
- умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Электромагнитные явления
Предметными результатами освоения темы являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического
тока, намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров
испускания и поглощения;
- знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное
поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
- знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;
- умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
- владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, зависимо-
сти магнитного действия катушки от силы тока в цепи, изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
- понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;
- различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
- владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрическо-
го тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;
- понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Квантовые явления
Предметными результатами освоения темы являются:
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;
- знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;
- умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;
- умение измерять мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;
- знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;
- понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Строение и эволюция Вселенной
Предметными результатами освоения темы являются:
- представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
- умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;
- знание и способность давать определения/описания физических понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;
- объяснение сути эффекта Х. Доплера; знание формулировки и объяснение сути закона Э. Хаббла;
- знание, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет), что закон Э. Хаббла явился экспериментальным
подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом;
- сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное.
Выпускник получит возможность научиться:
••осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
••использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
••сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
••самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
••воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
••создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достиже-
ния развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятель-
ность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена
не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имею-
щего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимы-
ми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подрост-
ки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и со-
трудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут
быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Содержание программы
Физика и ее роль в познании окружающего мира (Введение) (4 ч)
Физика - наука о природе. Физические тела и явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественно - научной грамотности.
Механические явления (93 ч)
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодествующая сил. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Ра-
венство работ при использовании простых механизмов («золотое правило» механики). Виды равновесия. Коэффициент полезного действия механизма.
Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид, манометр. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Поршневой жидкостный насос. Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Тепловые явления (29 ч)
Строение вещества. Атомы и молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества.
Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Расчет количества теплоты при теплообмене. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Работа газа при расширении. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электромагнитные явления (62 ч)
Электризация физических тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Делимость электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Строение атома. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление
проводников. Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока.
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание. Правила безопасности при работе с электроприборами.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Однородное и неоднородное магнитное поле. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Правило левой руки. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Изображение предмета в зеркале. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ.
Квантовые явления (10 ч)
Строение атомов. Планетарная модель атома. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Опыты Резерфорда.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Экспериментальные методы исследования
частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной (6 ч)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
(Курсивом отмечен материал, необязательный для изучения.)
Практическая часть
7 класс. Лабораторные работы:
№1. Определение цены деления измерительного прибора.
№2. Измерение размеров малых тел.
№3. Измерение массы тела на рычажных весах.
№4. Измерение объема тела.
№5. Определение плотности вещества твердого тела.
№6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
№7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
№8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
№10. Выяснение условия равновесия рычага.
№11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Контрольные работы:
№1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
№2 по теме «Силы. Равнодействующая сил».
№3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
№4 по теме «Работа и мощность. Энергия».
8 класс. Лабораторные работы:
№1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
№2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
№3. Измерение влажности воздуха.
№4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
№5. Измерение напряжения на различных участках цепи.
№6. Регулирование силы тока реостатом.
№7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
№8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
№9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
№10. Изучение двигателя постоянного тока (на модели).
№11. Получение изображения с помощью собирающей линзы.
Контрольные работы:
№1 по теме «Тепловые явления».
№2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
№3 по темам «Электрический ток», «Соединение проводников».
№4 по темам «Работа и мощность электрического тока», « Конденсатор».
№5 по теме «Электромагнитные явления. Световые явления».
9 класс. Лабораторные работы:
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.
6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
7. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
8. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Контрольные работы:
№1 по теме «Основы кинематики».
№2 по теме «Основы динамики».
№3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».
№4 по теме «Электромагнитное поле».
№5 по теме «Ядерная физика».
Темы проектов:
7 класс
«Физические приборы вокруг нас»,
«Физические явления в художественных произведениях (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. Н. Носова, Н. А. Некрасова)»,
«Нобелевские лауреаты в области физики», «Зарождение и развитие научных взглядов о строении вещества»,
«Диффузия вокруг нас»,
«Удивительные свойства воды»;
«Инерция в жизни человека»,
«Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы»,
«Сила в наших руках»,
«Вездесущее трение»,
«Тайны давления»,
«Нужна ли Земле атмосфера»,
«Зачем нужно измерять давление»,
«Выталкивающая сила»,
«Рычаги в быту и живой природе»,
«Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю».
8 класс
«Теплоемкость веществ, или Как сварить яйцо в бумажной кастрюле»,
«Несгораемая бумажка, или Нагревание в огне медной проволоки, обмотанной бумажной полоской»,
«Тепловые двигатели, или Исследование принципа действия тепловой машины на примере опыта с анилином и водой в стакане»,
«Виды теплопередачи в быту и технике (авиации, космосе, медицине)»,
«Почему оно все электризуется, или Исследование явлений электризации тел», «Почему оно все электризуется, или Исследование явлений электризации тел», «Электрическое поле конденсатора, или Конденсатор и шарик от настольного тенниса в пространстве между пластинами конденсатора»,
«Изготовление конденсатора»,
«Электрический ветер»,
«Светящиеся слова»,
«Гальванический элемент»,
«Строение атома, или Опыт Резерфорда»,
«Постоянные магниты, или Волшебная банка»,
«Действие магнитного поля Земли на проводник с током (опыт с полосками металлической фольги)»,
«Распространение света, или Изготовление камеры-обскуры»,
«Мнимый рентгеновский снимок, или Цыпленок в яйце».
8 класс
«Экспериментальное подтверждение справедливости условия криволинейного движения тел»,
«История развития искусственных спутников Земли и решаемые с их помощью научно-исследовательские задачи»,
«Определение качественной зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»,
«Определение качественной зависимости периода колебаний нитяного (математического) маятника от величины ускорения свободного падения»,
«Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине»,
«Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней»,
«Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»,
«Негативное воздействие радиации (ионизирующих излучений) на живые организмы и способы защиты от нее»,
«Естественные спутники планет земной группы»,
«Естественные спутники планет-гигантов».
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Колич. часов |
7 класс |
||
1 |
Введение. |
4 |
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества. |
6 |
3 |
Взаимодействие тел. |
23 |
4 |
Давление твердых тел жидкостей и газов. |
22 |
5 |
Работа и мощность. Энергия. |
13 |
Итого: |
68 |
|
8 класс |
||
1 |
Тепловые явления. |
23 |
2 |
Электрические явления. |
29 |
3 |
Электромагнитные явления. |
5 |
4 |
Световые явления. |
11 |
Итого: |
68 |
|
9 класс |
||
1 |
Законы взаимодействия и движения тел. |
24 |
2 |
Механические колебания и волны. Звук. |
11 |
3 |
Электромагнитное поле. |
17 |
4 |
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. |
10 |
5 |
Строение и эволюция Вселенной. |
6 |
Итого: |
68 |
|
Итого: |
204 |
Календарно - тематическое планирование
7 класс
(68 часов; 2 часа в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
По плану |
По факту |
||
Тема 1. Введение (4 ч). |
|||
1 |
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. |
||
2 |
Физические величины. Измерение физических величин. |
||
3 |
Точность и погрешность измерений. Физика и техника. |
||
4 |
Л.р.№1. Измерение цены деления измерительного прибора. Т.б. |
||
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества(6 ч). |
|||
5 |
Строение вещества. Молекулы. |
||
6 |
Л.р.№2. Измерение размеров малых тел. Т.б. |
||
7 |
Диффузия. Броуновское движение. |
||
8 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. |
||
9 |
Три состояния вещества и различия в их молекулярном строении. |
||
10 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». |
||
Тема 3. Взаимодействие тел(23 ч). |
|||
11 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
||
12 |
Скорость. Единицы скорости. |
||
13 |
Расчет пути и времени движения. Решение задач. |
||
14 |
Явление инерции. Решение задач. |
||
15 |
Взаимодействие тел. |
||
16 |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на весах. |
||
17 |
Л.р.№3. Измерение массы тела на рычажных весах. Т.б. |
||
18 |
Л.р.№4. Измерение объема тела. Т.б. |
||
19 |
Плотность вещества. |
||
20 |
Л.р.№5. Определение плотности вещества твердого тела. Т.б. |
||
21 |
Расчет массы и объема тела по его плотности. |
||
22 |
Подготовка к контрольной работе №1. |
||
23 |
К.р .№1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». |
||
24 |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Анализ к.р. №1. |
||
25 |
Сила упругости. Закон Гука. |
||
26 |
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. |
||
27 |
Сила тяжести на других планетах. |
||
28 |
Динамометр. Л.р.№6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. Т.б. |
||
29 |
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. |
||
30 |
Сила трения. Трение покоя. |
||
31 |
Трение в природе и технике. Л.р.№7. Измерение силы трения с помощью динамометра. Т.б. |
||
32 |
Подготовка к контрольной работе №2. |
||
33 |
К.р.№2 по теме «Силы. Равнодействующая сил». |
||
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов(22 ч). |
|||
34 |
Анализ к.р.№2. Давление. Единицы давления. |
||
35 |
Способы уменьшения и увеличения давления. |
||
36 |
Давление газа. Закон Паскаля. |
||
37 |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда. |
||
38 |
Решение задач на расчет давления в жидкости. |
||
39 |
Сообщающиеся сосуды. |
||
40 |
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. |
||
41 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
||
42 |
Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
||
43 |
Решение задач на атмосферное давление. |
||
44 |
Манометры. |
||
45 |
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. |
||
46 |
Повторение темы «Давление в жидкости и газе». |
||
47 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
||
48 |
Архимедова сила. |
||
49 |
Л.р.№8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Т.б. |
||
50 |
Плавание тел. |
||
51 |
Решение задач на архимедову силу. |
||
52 |
Л.р.№9. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Т.б. |
||
53 |
Плавание судов. Воздухоплавание. |
||
54 |
Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
||
55 |
К.р.№3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
||
Тема 5. Работа и мощность. Энергия(13 ч). |
|||
56 |
Анализ к.р.№3. Механическая работа. |
||
57 |
Мощность. |
||
58 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
||
59 |
Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. |
||
60 |
Л.р.№10. Выяснение условия равновесия рычага. Т.б. |
||
61 |
Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. |
||
62 |
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. К.П.Д. механизма. |
||
63 |
Л.р.№11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Т.б. |
||
64 |
Решение задач на определение КПД простых механизмов. |
||
65 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. |
||
66 |
К.р.№4 по теме «Работа и мощность. Энергия». |
||
67 |
Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Анализ к.р.№4. |
||
68 |
Итоговый урок. |
8 класс
(68 часов; 2 часа в неделю)
№ уро-ка |
Тема урока |
Дата |
|
по плану |
по факту |
||
Тема 1. Тепловые явления. (23 ч) |
|||
1 |
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. |
||
2 |
Способы изменения внутренней энергии тела. |
||
3 |
Виды теплопередачи. Теплопроводность. |
||
4 |
Конвекция. Излучения. |
||
5 |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. |
||
6 |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. |
||
7 |
Решение задач на расчет количества теплоты. |
||
8 |
Л.р.№1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Т.б. |
||
9 |
Л.р.№2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. Т.б. |
||
10 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. |
||
11 |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. |
||
12 |
К.р.№1 по теме «Тепловые явления». |
||
13 |
Анализ к.р.№1. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. |
||
14 |
График плавления и отвердевания Удельная теплота плавления. |
||
15 |
Решение задач на плавление и отвердевание. |
||
16 |
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. |
||
17 |
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. |
||
18 |
Решение задач на парообразование и конденсацию. |
||
19 |
Влажность воздуха и способы ее определения. |
||
20 |
Л.р.№3. Измерение влажности воздуха. Т.б. Решение задач. |
||
21 |
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. |
||
22 |
Паровая турбина. К.П.Д. теплового двигателя. |
||
23 |
К.р.№2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». |
||
Тема 2. Электрические явления(29 ч). |
|||
24 |
Анализ к.р.№2. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. |
||
25 |
Электроскоп. Электрическое поле. |
||
26 |
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. |
||
27 |
Объяснение электрических явлений. |
||
28 |
Проводники, полупроводники и непроводники электричества. |
||
29 |
Электрический ток. Источники электрического тока. |
||
30 |
Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. |
||
31 |
Действия электрического тока. Направление тока. |
||
32 |
Сила тока. Единицы силы тока. |
||
33 |
Амперметр. Измерение силы тока. Л.р.№4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Т.б. |
||
34 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. |
||
35 |
Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. |
||
36 |
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Л.р.№5. Измерение напряжения на различных участках цепи. Т.б. |
||
37 |
Закон Ома для участка цепи. |
||
38 |
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. |
||
39 |
Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. |
||
40 |
Реостаты. Л.р.№6. Регулирование силы тока реостатом. Т.б. |
||
41 |
Л.р.№7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Т.б. |
||
42 |
Последовательное соединение проводников. |
||
43 |
Параллельное соединение проводников. |
||
44 |
Решение задач на виды соединения проводников. |
||
45 |
К.р.№3 по темам «Электрический ток», « Напряжение», « Сопротивление», «Соединение проводников». |
||
46 |
Анализ к.р.№3. Работа и мощность электрического тока. |
||
47 |
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Л.р.№8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. Т.б. |
||
48 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. |
||
49 |
Конденсатор. |
||
50 |
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. |
||
51 |
Подготовка к к.р.№4. |
||
52 |
К.р.№4 по темам «Работа и мощность электрического тока», «Конденсаторы». |
||
Тема 3. Электромагнитные явления (5 ч). |
|||
53 |
Магнитное поле. М. поле прямого тока. Магнитные линии. |
||
54 |
М.п. катушки с током. Электромагниты и их применение. |
||
55 |
Л.р.№9. Сборка электромагнита и испытание его действия. Т.б. |
||
56 |
Постоянные магниты и их магнитное поле. М.п. Земли. |
||
57 |
Действие м.п. на проводник с током. Электрический двигатель. Л.р.№10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). Т.б. |
||
Тема 4. Световые явления (11 ч). |
|||
58 |
Источники света. Распространение света. |
||
59 |
Видимое движение светил. |
||
60 |
Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. |
||
61 |
Преломление света. Закон преломления света. |
||
62 |
Линзы. Оптическая сила линзы. |
||
63 |
Изображения, даваемые линзой. |
||
64 |
Решение задач на построение изображений в линзах. |
||
65 |
Л.р.№11. Получение изображения при помощи линзы. Т.б. |
||
66 |
Глаз и зрение. Подготовка к к.р.№4. |
||
67 |
К.р.№5 по темам «Электромагнитные явления», « Световые явления». |
||
68 |
Анализ к.р.№5. Итоговый урок. |
9 класс
(68 часов; 2 часа в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
по плану |
по факту |
||
Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел (24 ч). |
|||
1 |
Материальная точка. Система отсчета. |
||
2 |
Перемещение. |
||
3 |
Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
||
4 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
||
5 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движении. График скорости. |
||
6 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
||
7 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
||
8 |
Л.р. №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Т.б. |
||
9 |
Решение задач по теме «Равноускоренное движение». |
||
10 |
Контрольная работа№1 по теме «Основы кинематики». |
||
11 |
Относительность движения. Анализ к.р.№1. |
||
12 |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. |
||
13 |
Второй закон Ньютона. |
||
14 |
Третий закон Ньютона. |
||
15 |
Свободное падение тел. |
||
16 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. |
||
17 |
Л.р. №2 «Измерение ускорения свободного падения». Т.б. |
||
18 |
Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
||
19 |
Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. |
||
20 |
Движение искусственных спутников. |
||
21 |
Импульс. Закон сохранения импульса. |
||
22 |
Реактивное движение. Ракеты. |
||
23 |
Вывод закона сохранения механической энергии. |
||
24 |
Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики». |
||
Тема 2. Механические колебания и волны. Звук (11 ч). |
|||
25 |
Колебательное движение. Свободные колебания. |
||
26 |
Величины, характеризующие колебательное движение. |
||
27 |
Л.р. №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». Т.б. |
||
28 |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. |
||
29 |
Распространение колебаний в среде. Волны. |
||
30 |
Длина волны. Скорость распространения волн. |
||
31 |
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и громкость звука. |
||
32 |
Распространение звука. Звуковые волны. |
||
33 |
Отражение звука. Звуковой резонанс. |
||
34 |
Решение задач по теме «Колебания и волны». |
||
35 |
Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук». |
||
Тема 3. Электромагнитное поле (17 ч). |
|||
36 |
Магнитное поле и его графическое изображение. |
||
37 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля |
||
38 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки. |
||
39 |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. |
||
40 |
Явление электромагнитной индукции. |
||
41 |
Л.р. №4 «Изучение явления электромагнитной индукции». Т.б. |
||
42 |
Направление индукционного тока. Правило Ленца. |
||
43 |
Явление самоиндукции. |
||
44 |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. |
||
45 |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. |
||
46 |
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. |
||
47 |
Принципы радиосвязи и телевидения. |
||
48 |
Электромагнитная природа света. |
||
49 |
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия. Цвета тел. |
||
50 |
Л.р.№5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания» Т.б. Типы оптических спектров. |
||
51 |
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. |
||
52 |
Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле». |
||
Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (10ч). |
|||
53 |
Модели атомов. Радиоактивные превращения атомных ядер. Альфа-, бета - и гамма-излучения. |
||
54 |
Эк Эспериментальные методы исследования частиц. №6 «Измерение ес естественного радиационного фона дозиметром". |
||
55 |
Л.р. №7(9) «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». |
||
56 |
Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. |
||
57 |
Энергия связи. Дефект масс. |
||
58 |
Деления ядер урана. Цепные ядерные реакции. |
||
59 |
Ядерный реактор. Атомная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. |
||
60 |
Л. р. №8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Т.б. |
||
61 |
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. |
||
62 |
Термоядерные реакции. Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика». |
||
Тема 5. Строение и эволюция Вселенной (6ч). |
|||
63 |
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. |
||
64 |
Большие планеты Солнечной системы. |
||
65 |
Малые тела Солнечной системы. |
||
66 |
Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. |
||
67 |
Строение и эволюция Вселенной. |
||
68 |
Обобщение материала по теме «Строение и эволюция Вселенной». Итоговый урок. |