Рабочая программа по географии для 6 класса (УМК «Полярная звезда»)

0
0
Материал опубликован 19 August 2020

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» муниципального образования города Чебоксары –

столицы Чувашской Республики


УТВЕРЖДЕНА:

Приказом МАОУ «СОШ № 1»

г. Чебоксары

Приказ от «__» _____2020 г. № _

Директор _____ Т.Л. Николаева


СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора

по УВР _______

«___» __________2020 г.

РАССМОТРЕНА:

на заседании ШМО ___________

Руководитель ШМО__________

Протокол от «__» ____2020 г.№__






Рабочая программа

по географии

для 6 классов

на 2020-2021 учебный год
























г. Чебоксары, 2020

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

5) освоение социальных норм, правил поведения.


Метапредметными результатами являются:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.


Предметными результатами являются:

Обучающийся научится:

1) различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

2) использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

4) проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

5) оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

Обучающийся получит возможность научиться:

1)использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

2) приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

3) воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

4) создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



II. Содержание учебного предмета

(34 часа в год, 1 час в неделю)


Введение (1 час)

Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Гидросфера — водная оболочка Земли (13 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их ис­пользования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли (12 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.

Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.

Географическая оболочка (4 часа)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.

Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.



III. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечание


Гидросфера – водная оболочка Земли (11часов)

Состав и строение гидросферы

1


Мировой океан. Практическая работа №1.

Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов

1


Мировой океан. Практическая работа №2. Описание океана и моря по плану

1



Решение практических задач по карте.

Практическая работа №3. «Составление маршрута морского путешествия из Индийского океана в Атлантический»

1


Воды океана

1


Реки - артерии Земли

1


Реки – артерии Земли. Практическая работа №4. Описание реки по плану

1


Озера и болота. Практическая работа №5. Описание озера по плану

1


Подземные воды и ледники

1


Гидросфера и человек

1


Обобщение знаний по теме «Гидросфера»

1


Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 часов)

Состав и строение атмосферы

1


Тепло в атмосфере. Практическая работа № 6. Вычерчивание графиков суточного изменения температуры

1


Тепло в атмосфере. Практическая работа №7. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой

1


Атмосферное давление. Практическая работа № 8. «Измерение атмосферного давления с помощью барометра»

1


Ветер. Практическая работа № 9. Вычерчивание графиков «роза ветров»

1


Влага в атмосфере. Практическая работа № 10. Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха

1


Влага в атмосфере. Практическая работа №11. Наблюдение за облаками. Проект: Создание электронного атласа облаков

1


Погода и климат

1


Наблюдение за погодой. Карты погоды. Практическая работа №12. Описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы

1


Атмосфера и человек. Практическая работа №13.Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений

1


Обобщение знаний «Атмосфера»

1


Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)

Биосфера – земная оболочка

1


Почвы

1


Биосфера – сфера жизни

1


Обобщение знаний «Биосфера»

1


Географическая оболочка Земли (8 часов)

Географическая оболочка Земли

1


Природные зоны Земли

1


Культурные ландшафты. Практическая работа №14. Составление схемы основных видов культурных ландшафтов

1


Влияние человека на ландшафт. Практическая работа №15. Составление агитационных листовок о защите природы

1


Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли»

1


Подготовка к итоговому тестированию

1


Итоговое тестирование за учебный год

1


Итоговый урок

1




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.