Рабочая программа по географии для 6 класса (УМК «Полярная звезда»)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» муниципального образования города Чебоксары –
столицы Чувашской Республики
УТВЕРЖДЕНА: Приказом МАОУ «СОШ № 1» г. Чебоксары Приказ от «__» _____2020 г. № _ Директор _____ Т.Л. Николаева | СОГЛАСОВАНА: заместитель директора по УВР _______ «___» __________2020 г. | РАССМОТРЕНА: на заседании ШМО ___________ Руководитель ШМО__________ Протокол от «__» ____2020 г.№__ |
Рабочая программа
по географии
для 6 классов
на 2020-2021 учебный год
г. Чебоксары, 2020
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения.
Метапредметными результатами являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Предметными результатами являются:
Обучающийся научится:
1) различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
2) использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
4) проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
5) оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития
Обучающийся получит возможность научиться:
1)использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
2) приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
3) воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
4) создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
II. Содержание учебного предмета
(34 часа в год, 1 час в неделю)
Введение (1 час)
Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.
Гидросфера — водная оболочка Земли (13 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли (12 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.
Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.
Географическая оболочка (4 часа)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
Гидросфера – водная оболочка Земли (11часов) | |||
Состав и строение гидросферы | 1 | | |
Мировой океан. Практическая работа №1. Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов | 1 | | |
Мировой океан. Практическая работа №2. Описание океана и моря по плану | 1 | | |
Решение практических задач по карте. Практическая работа №3. «Составление маршрута морского путешествия из Индийского океана в Атлантический» | 1 | | |
Воды океана | 1 | | |
Реки - артерии Земли | 1 | | |
Реки – артерии Земли. Практическая работа №4. Описание реки по плану | 1 | | |
Озера и болота. Практическая работа №5. Описание озера по плану | 1 | | |
Подземные воды и ледники | 1 | | |
Гидросфера и человек | 1 | | |
Обобщение знаний по теме «Гидросфера» | 1 | | |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 часов) | |||
Состав и строение атмосферы | 1 | | |
Тепло в атмосфере. Практическая работа № 6. Вычерчивание графиков суточного изменения температуры | 1 | | |
Тепло в атмосфере. Практическая работа №7. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой | 1 | | |
Атмосферное давление. Практическая работа № 8. «Измерение атмосферного давления с помощью барометра» | 1 | | |
Ветер. Практическая работа № 9. Вычерчивание графиков «роза ветров» | 1 | | |
Влага в атмосфере. Практическая работа № 10. Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха | 1 | | |
Влага в атмосфере. Практическая работа №11. Наблюдение за облаками. Проект: Создание электронного атласа облаков | 1 | | |
Погода и климат | 1 | | |
Наблюдение за погодой. Карты погоды. Практическая работа №12. Описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы | 1 | | |
Атмосфера и человек. Практическая работа №13.Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений | 1 | | |
Обобщение знаний «Атмосфера» | 1 | | |
Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа) | |||
Биосфера – земная оболочка | 1 | | |
Почвы | 1 | | |
Биосфера – сфера жизни | 1 | | |
Обобщение знаний «Биосфера» | 1 | | |
Географическая оболочка Земли (8 часов) | |||
Географическая оболочка Земли | 1 | | |
Природные зоны Земли | 1 | | |
Культурные ландшафты. Практическая работа №14. Составление схемы основных видов культурных ландшафтов | 1 | | |
Влияние человека на ландшафт. Практическая работа №15. Составление агитационных листовок о защите природы | 1 | | |
Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли» | 1 | | |
Подготовка к итоговому тестированию | 1 | | |
Итоговое тестирование за учебный год | 1 | | |
Итоговый урок | 1 | |