Рабочая программа по географии для 5 классов (УМК «Полярная звезда»)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» муниципального образования города Чебоксары –
столицы Чувашской Республики
УТВЕРЖДЕНА: Приказом МАОУ «СОШ № 1» г. Чебоксары Приказ от «__» ___2021 г. № _ Директор ______ Т.Л. Николаева | СОГЛАСОВАНА: заместитель директора по УВР _______ «___» __________2021 г. | РАССМОТРЕНА: на заседании ШМО ___________ Руководитель ШМО__________ Протокол от «__» ____2021 г.№__ |
Рабочая программа
по географии
для 5 классов
на 2021-2022 учебный год
г. Чебоксары, 2021
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметными результатами являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Предметными результатами являются:
Обучающийся научится:
1) использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2) анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3) находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4) определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5) выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6) составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7) представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
2) читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
3) строить простые планы местности;
4) создавать простейшие географические карты различного содержания;
5) моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
II. Содержание учебного предмета
(34 часа, 1 час в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Зачем нам география и как мы будем ее изучать
Тема 1 На какой Земле мы живем (4 часа)
Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей – ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия Х. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Современные информационные системы.
Практическая работа № 1 (обучающая) Составление таблицы «Этапы географического познания Земли» (на протяжении изучения темы).
Тема 2. Земля как планета (4 часа)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещенности.
Практическая работа №2 (итоговая) Анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».
Тема 3. План и карта (10 часов)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Глобус — объемная модель Земли. Географическая карта и ее отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способны создания карт. Часовые пояса.
ГИП Учимся с «Полярной звездой»1 Определяем стороны горизонта по Солнцу и звездам.
Практическая работа № 3. (итоговая). Определение различных способов ориентирования на местности.
Практическая работа № 4 (тренировочная) Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.
Практическая работа № 5 (обучающая). Составление описания маршрута по плану местности.
Практическая работа № 6 (итоговая) Определение географических координат по географической карте.
ГИП Учимся с «Полярной звездой» 2 Работаем с картой.
Тема 4. Человек на Земле (4 часа)
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.
Практическая работа № 7 (итоговая). Обозначение на контурной карте границ крупнейших государств и их столиц на всех материках мира.
ГИП Учимся с «Полярной звездой» 3 Сравниваем страны мира.
Тема 5 Литосфера (11 часов).
Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности. Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.
Практическая работа №. 8 (итоговая) Обозначение на контурной карте крупнейших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа.
ГИП Учимся с «Полярной звездой» 4 Выполняем проектное задание
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Примечание |
Введение (1 ч) | |||
1 | Зачем нам география и как мы будем ее изучать | 1 | |
На какой Земле мы живем (4 ч) | |||
2 | Как люди открывали Землю | 2 | |
3 | География сегодня | 1 | |
4 | Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | 1 | |
Мы во Вселенной (4ч) | |||
5 | Мы во Вселенной | 1 | |
6 | Движение Земли | 1 | |
7 | Солнечный свет на Земле | 1 | |
8 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы» | 1 | |
План и карта (10ч) | |||
9 | Ориентирование на местности | 1 | |
10 | Земная поверхность на плане и карте | 2 | |
11 | Практическая работа №1 «Построение плана местности» | 1 | |
12 | Географическая карта | 1 | |
13 | Градусная сетка | 1 | |
14 | Географические координаты | 2 | |
15 | Практическая работа №2 «Работаем с картой» | 1 | |
16 | Обобщение по теме «План и карта» | 1 | |
Человек на Земле (4ч) | |||
17 | Как люди заселяли Землю | 1 | |
18 | Расы и народы | 1 | |
19 | Практическая работа№3 «Сравнение стран мира по политической карте» | 1 | |
20 | Обобщение по теме «Человек на Земле» | 1 | |
Литосфера- твердая оболочка Земли(11ч) | |||
21 | Земная кора- верхняя часть литосферы | 1 | |
22 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | |
23 | Движения земной коры | 1 | |
24 | Движения земной коры. Вулканизм | 1 | |
25 | Рельеф Земли. Равнины | 1 | |
26 | Рельеф Земли. Горы | 1 | |
27 | Практическая работа №4 «Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте | 2 | |
28 | Литосфера и человек | 1 | |
29 | Обобщение по теме «Литосфера - твердая оболочка Земли» | 1 | |
30 | Заключительный урок | 1 |
Калягина Ирина Владимировна