Глобус. Географическая карта (УМК «Полярная звезда» А. И. Алексеева)
Глобус. Географическая карта
Цель урока: сформировать знания о географической карте и глобусе как видах изображения поверхности Земли.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности.
Оборудование: мультимедиаоборудование, географический атлас, глобус, учебник, маршрутный лист для каждого ребенка (Приложение 1), презентация.
Презентация к уроку "Глобус. Географическая карта"
PPTX / 2.92 Мб
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Дети: Да!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Здравствуйте, уважаемые ребята! Присаживайтесь! Кого нет в классе?
II. Проверка домашнего задания.
Скажите, пожалуйста, какие виды изображения мы с вами изучили на предыдущих уроках?
план местности, аэрофотоснимок, снимок из космоса
Для того, чтобы вспомнить основные понятия, которые мы с вами изучили при знакомстве с этими видами изображения Земли, вы поиграете в игру «Крестики-нолики». Она находится в ваших маршрутных листах (Приложение 1). Не забудьте подписать вашу фамилию, имя и класс.
Напоминаю, что Х – да, 0 – нет. Время на выполнение 3-4 минуты.
Передайте соседу по парте свой маршрутный лист для взаимопроверки. Критерии оценивания прописаны в маршрутном листе.
1) Х | 2) Х | 3) 0 |
4) Х | 5) 0 | 6) Х |
7) Х | 8) Х | 9) 0 |
КТО ПОЛУЧИЛ ОТМЕТКУ «5», поднимите руки, отметку «4», отметку «3». Какие сложности возникли? Учитель в конце урока может выборочно поставить отметки обучающимся.
III. Постановка цели и задач урока. Изучение нового материала
Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это? Смайл
Многие из вас знают их значение…
Есть смайлы-эмоции, а есть идеограммы, обозначающие объекты или явления природы, еду, профессии и прочее.
Ваша задача заключается в том, чтобы отгадать тему нашего урока по идеограммам:
Что это? Ваши предположения. Глобус
Теперь усложняем задачу… Что вы видите на слайде? 2 – язык – Земля – письмо
Второй язык – Земля на латинском обозначает слово «гео», пишу на латинском означает «графо». Что в итоге получается? Второй язык географии. Как вы думаете, что является вторым языком географии, без которого никак нельзя обойтись при изучении нашего предмета? Что является видом изображения поверхности Земли и источником географических знаний?
Эти слова принадлежат доктору географических наук, профессору Николаю Николаевичу Баранскому (1881-1963 гг.)
Итак, все верно. Тема нашего урока «Глобус. Географическая карта». Запишите ее, пожалуйста, в маршрутных листах.
Давайте поставим задачи нашего урока, заполняя таблицу в ваших маршрутных листах.
З – что мы знаем? заполняется самостоятельно обучающимся | Х – что мы хотим узнать? заполняется совместно с учителем | У – что мы узнали? заполняется в конце урока!!! |
Чем отличается глобус от карты? Свойства географических карт. Виды географических карт. |
Как следствие, целью нашего урока будет сформировать знания о глобусе и географической карте как видах изображения поверхности Земли, тем самым мы расширим нашу картографическую грамотность.
IV. Изучение нового материала
Первый вид изображения поверхности Земли, о котором мы с Вами поговорим – это глобус.
Что такое глобус?
Глобус – уменьшенная объемная модель Земли.
Посмотрите глобус, что на нём изображено?
Если я покручу глобус, то какие точки на нем при этом остаются неподвижными? Как их называют? Северный и южный полюс.
Что такое полюс? Точка пересечения земной оси с поверхностью Земли.
А знаете ли вы, что глобус был придуман дважды?
Работа с текстом учебника (§ 13, с. 44) как источником информации:
Когда был создан первый глобус? Когда и кем был создан первый сохранившийся глобус? Первый создан во II веке до н.э., а первый сохранившийся в 1492 году Мартином Бехаймом.
Почему глобус считают наиболее точной объёмной моделью Земли? На поверхности глобуса без всяких искажений изображены материки и океаны. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на Земле.
Переходим ко второму изучаемому сегодня виду изображения поверхности Земли, а это географическая карта.
Давайте попробуем составить определение «географической карты» с помощью схемы:
Давайте запишем определение…
Географическая карта = это изображение + (какое?) обобщённое + уменьшенное + (где?) на плоскости + (как?) условными знаками ПРОГОВОРИТЬ
Скажите мне, пожалуйста, а на каком предмете еще вы используете карты? история
Первую географическую карту мира создал древнегреческий философ Анаксимандр более 2500 лет назад. В центре была изображена Греция, а вокруг другие земли. Вся суша на карте была окружена океаном.
А как называют ученого, составляющего карты? (картограф)
Я предлагаю посмотреть на работу картографов в данном ВИДЕО (https://www.youtube.com/watch?v=0a3QpQDM-hU).
Возможно перенести изображения земной поверхности на карту без искажений? Нет, искажения будут.
Где будет наибольшее количество искажений на карте? Искажения на картах возрастают от экватора к полюсам
Чем удобен глобус, а чем - карта?
Однако глобусы не используются повсеместно. Из-за громоздкости глобуса; его нельзя положить в портфель или в карман. Таким образом, несмотря на точность модели глобуса (способность дать практически неискажённое представление о расположении материков и океанов), учащиеся чаще пользуются картами атласа.
Какую учебную задачу мы решили? Определили разницу между глобусом и картой.
А теперь немного отдохнём, встаньте со своих мест.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Покажи нам Север, повернись на Юг
Зимний день увидишь вдруг
Наклонись на Запад и Восток
Повернись как глобус
Ты вокруг своей оси, дружок!
Спасибо!
Следующим этапом нашего урока является изучение свойств карты (стр. 44-45 учебника).
Что вы должны сделать, чтобы решить эту задачу? пункт «Какими свойствами обладает географическая карта» § 13
1 ряд находит 1 свойство в пункте «Какими свойствами обладает географическая карта», 2 ряд – второе, 3 – третье, а четвертое свойство все вместе. На выполнение даю 1-2 минуту.
Комментированное чтение
Свойства географической карты: учитель показывает
Обобщение масштабов - что это значит?
Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, приходится использовать обобщение и более мелкий масштаб.
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ + отдельное внимание шкала высот и глубин, а на плане – горизонтали
Для чего нужна легенда карты?
Математическая основа + градусная сетка
Многообразие по содержанию Что это значит????
Справились мы с данной задачей? Хорошо.
Посмотрите, пожалуйста, на слайды. Что вы о можете сказать об этих картах, все ли они одинаковы? В чем разница?
Переходим к следующему вопросу «Классификация карт». Сейчас вы объединяетесь в группы из 4-5 человек, используя текст учебника на стр. 45-46, составьте схему по классификации карт на листах формата А3. Можно будет использовать маркеры или цветные карандаши. На выполнение дается 4 минуты.
НАПОМИНАЮ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
Различие географических карт
по масштабу: крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные
по содержанию: тематические, общегеографические
по охвату территории: мировые, материков и океанов, частей материков, отдельных стран и их частей.
Ребята, время вышло. Теперь представьте результаты вашей совместной деятельности. Из группы жду по 1 представителю у доски.
Посмотрите, каждая группа одну и ту же информацию представила в виде разных схем. Спасибо, молодцы!
Вывод: масштаб школьного глобуса крупнее, чем масштаб карты полушарий школьного атласа.
V. Контроль усвоения материала.
А теперь давайте закрепим полученные вами знания. Вы должны восстановить рассказ, текст которого находится в ваших маршрутных листах.
Теперь проверяем. Я читаю, а вы самостоятельно отмечаете количество правильных ответов.
1. Модель Земли называют глобусом.
2. Условное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости с помощью условных знаков называют географической картой.
3. Каждая карта имеет свой масштаб.
4. На физической карте голубым (синим) цветом обозначены водные объекты, коричневым – горы, белым – ледники, а низменности окрашены зеленым цветом.
5. Существует много видов географических карт, отличающихся по масштабу, охвату территории, содержанию.
Критерии (можно выставить выборочно обучающимся):
отметка «3» – 4-5 правильных ответов,
отметка «4» – 6-7 правильных ответов,
отметка «5» – 8-9 правильных ответов.
VI. Рефлексия. Выдача домашнего задания.
Давайте вернемся к нашей первоначальной таблице с задачами заполним последний столбик. Итак, что мы узнали?
Домашнее задание: Параграф 13, на отметку «3» отвечает на вопросы 2-7; на отметку «4» - вопросы 2-7, 9-10, на отметку «5» - вопросы 1-7, 9-10.
Приложение 1
ФИ __________________________________, класс ____________
Игра «Крестики-нолики»
Если вы согласны с высказыванием, то ставите «X», если не согласны – «0»
1) Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря. | 2) Условные знаки и масштаб необходимы для правильного чтения карты или плана. | 3) Угол между направлением на запад и направлением на какой-либо объект против часовой стрелки – азимут. | ||||||||||
4) Масштаб показывает степень уменьшения изображенной местности. | 5) Умение определять свое местоположение называется ориентиром. | 6) Для составления плана местности можно использовать маршрутную или полярную съемку. | ||||||||||
7) План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности. | 8) Выделяют три вида масштаба – именованный, численный и линейный. | 9) Полярная звезда как ориентир всегда указывает на юг. | ||||||||||
Ответы занесите в игровое поле:
| Критерии оценивания: отметка «3» – 4-5 правильных ответов отметка «4» – 6-7 правильных ответов отметка «5» – 8-9 правильных ответов |
Отметка за игру – _____ .
Тема урока ___________________________________________________________
З – что мы знаем? | Х – что мы хотим узнать? | У – что мы узнали? |
Глобус – в переводе с лат. «шар» – это ______________________________________.
Используя текст учебника (§ 13, с. 44), ответьте на вопросы:
Когда и кем был создан первый сохранившийся глобус?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему глобус считают наиболее точной объёмной моделью Земли?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя предложенный набор слов и словосочетаний, составьте и запишите определение «географическая карта» с помощью схемы:
=
+
существенные признаки
ключевое слово
ПОНЯТИЕ
Географическая карта – на плоскости, обобщенное, изображение Земли, с помощью условных знаков, уменьшенное.
Заполни опорную схему, используя текст учебника (§ 13, с. 44-45)
Свойства географической карты
Работая в группе и используя текст учебника на стр. 45-46, составьте схему, отражающую классификацию карт.
Восстановите текст, заполнив пропуски:
1. Модель Земли называют_________________ .
2. Условное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости с помощью условных знаков называют ____________________
3. Каждая карта имеет свой ___________.
4. На физической карте голубым (синим) цветом обозначены __________, коричневым - __________, белым –___________ , а низменности окрашены ______________ цветом.
5. Существует много видов географических карт, отличающихся по ____________, _______________, ___________________.
Критерии оценивания: отметка «3» – 5-6 правильных ответов, отметка «4» – 7-8 правильных ответов, отметка «5» – 9-10 правильных ответов.
Отметка за задание – ______ .
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кудрина Екатерина Михайловна