Глобус. Географическая карта (УМК «Полярная звезда» А. И. Алексеева)

2
2
Материал опубликован 19 November 2020 в группе

Глобус. Географическая карта

Цель урока: сформировать знания о географической карте и глобусе как видах изображения поверхности Земли.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности.

Оборудование: мультимедиаоборудование, географический атлас, глобус, учебник, маршрутный лист для каждого ребенка (Приложение 1), презентация.


Презентация к уроку "Глобус. Географическая карта"
PPTX / 2.92 Мб


Тип урока: комбинированный.


Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Дети: Да!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Здравствуйте, уважаемые ребята! Присаживайтесь! Кого нет в классе?

II. Проверка домашнего задания.

Скажите, пожалуйста, какие виды изображения мы с вами изучили на предыдущих уроках?

план местности, аэрофотоснимок, снимок из космоса

Для того, чтобы вспомнить основные понятия, которые мы с вами изучили при знакомстве с этими видами изображения Земли, вы поиграете в игру «Крестики-нолики». Она находится в ваших маршрутных листах (Приложение 1). Не забудьте подписать вашу фамилию, имя и класс.

Напоминаю, что Х – да, 0 – нет. Время на выполнение 3-4 минуты.

Передайте соседу по парте свой маршрутный лист для взаимопроверки. Критерии оценивания прописаны в маршрутном листе.

1) Х

2) Х

3) 0

4) Х

5) 0

6) Х

7) Х

8) Х

9) 0



КТО ПОЛУЧИЛ ОТМЕТКУ «5», поднимите руки, отметку «4», отметку «3». Какие сложности возникли? Учитель в конце урока может выборочно поставить отметки обучающимся.

III. Постановка цели и задач урока. Изучение нового материала

Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это? Смайл

Многие из вас знают их значение…

Есть смайлы-эмоции, а есть идеограммы, обозначающие объекты или явления природы, еду, профессии и прочее.

Ваша задача заключается в том, чтобы отгадать тему нашего урока по идеограммам:

Что это? Ваши предположения. Глобус

Теперь усложняем задачу… Что вы видите на слайде? 2 – язык – Земля – письмо

Второй язык – Земля на латинском обозначает слово «гео», пишу на латинском означает «графо». Что в итоге получается? Второй язык географии. Как вы думаете, что является вторым языком географии, без которого никак нельзя обойтись при изучении нашего предмета? Что является видом изображения поверхности Земли и источником географических знаний?

Эти слова принадлежат доктору географических наук, профессору Николаю Николаевичу Баранскому (1881-1963 гг.)

Итак, все верно. Тема нашего урока «Глобус. Географическая карта». Запишите ее, пожалуйста, в маршрутных листах.

Давайте поставим задачи нашего урока, заполняя таблицу в ваших маршрутных листах.

З – что мы знаем?

заполняется самостоятельно обучающимся

Х – что мы хотим узнать?

заполняется совместно с учителем

У – что мы узнали?

заполняется в конце урока!!!








Чем отличается глобус от карты?

Свойства географических карт.

Виды географических карт.




Как следствие, целью нашего урока будет сформировать знания о глобусе и географической карте как видах изображения поверхности Земли, тем самым мы расширим нашу картографическую грамотность.

IV. Изучение нового материала

Первый вид изображения поверхности Земли, о котором мы с Вами поговорим – это глобус.

Что такое глобус?

Глобус – уменьшенная объемная модель Земли.

Посмотрите глобус, что на нём изображено?

Если я покручу глобус, то какие точки на нем при этом остаются неподвижными? Как их называют? Северный и южный полюс.

Что такое полюс? Точка пересечения земной оси с поверхностью Земли.

А знаете ли вы, что глобус был придуман дважды?

Работа с текстом учебника (§ 13, с. 44) как источником информации:


Когда был создан первый глобус? Когда и кем был создан первый сохранившийся глобус? Первый создан во II веке до н.э., а первый сохранившийся в 1492 году Мартином Бехаймом.

Почему глобус считают наиболее точной объёмной моделью Земли? На поверхности глобуса без всяких искажений изображены материки и океаны. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на Земле.


Переходим ко второму изучаемому сегодня виду изображения поверхности Земли, а это географическая карта.

Давайте попробуем составить определение «географической карты» с помощью схемы:



t1605810881aa.jpg


Давайте запишем определение…


Географическая карта = это изображение + (какое?) обобщённое + уменьшенное + (где?) на плоскости + (как?) условными знаками ПРОГОВОРИТЬ

Скажите мне, пожалуйста, а на каком предмете еще вы используете карты? история

Первую географическую карту мира создал древнегреческий философ Анаксимандр более 2500 лет назад. В центре была изображена Греция, а вокруг другие земли. Вся суша на карте была окружена океаном.


А как называют ученого, составляющего карты? (картограф)

Я предлагаю посмотреть на работу картографов в данном ВИДЕО (https://www.youtube.com/watch?v=0a3QpQDM-hU).

Возможно перенести изображения земной поверхности на карту без искажений? Нет, искажения будут.

Где будет наибольшее количество искажений на карте? Искажения на картах возрастают от экватора к полюсам


Чем удобен глобус, а чем - карта?


Однако глобусы не используются повсеместно. Из-за громоздкости глобуса; его нельзя положить в портфель или в карман. Таким образом, несмотря на точность модели глобуса (способность дать практически неискажённое представление о расположении материков и океанов), учащиеся чаще пользуются картами атласа.



Какую учебную задачу мы решили? Определили разницу между глобусом и картой.



А теперь немного отдохнём, встаньте со своих мест.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Покажи нам Север, повернись на Юг

Зимний день увидишь вдруг

Наклонись на Запад и Восток

Повернись как глобус

Ты вокруг своей оси, дружок!

Спасибо!

Следующим этапом нашего урока является изучение свойств карты (стр. 44-45 учебника).

Что вы должны сделать, чтобы решить эту задачу? пункт «Какими свойствами обладает географическая карта» § 13

1 ряд находит 1 свойство в пункте «Какими свойствами обладает географическая карта», 2 ряд – второе, 3 – третье, а четвертое свойство все вместе. На выполнение даю 1-2 минуту.

Комментированное чтение

Свойства географической карты: учитель показывает

Обобщение масштабов - что это значит?

Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, приходится использовать обобщение и более мелкий масштаб.


УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ + отдельное внимание шкала высот и глубин, а на плане – горизонтали

Для чего нужна легенда карты?

Математическая основа + градусная сетка

Многообразие по содержанию Что это значит????


Справились мы с данной задачей? Хорошо.


Посмотрите, пожалуйста, на слайды. Что вы о можете сказать об этих картах, все ли они одинаковы? В чем разница?


Переходим к следующему вопросу «Классификация карт». Сейчас вы объединяетесь в группы из 4-5 человек, используя текст учебника на стр. 45-46, составьте схему по классификации карт на листах формата А3. Можно будет использовать маркеры или цветные карандаши. На выполнение дается 4 минуты.


НАПОМИНАЮ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ


Различие географических карт

по масштабу: крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные

по содержанию: тематические, общегеографические

по охвату территории: мировые, материков и океанов, частей материков, отдельных стран и их частей.


Ребята, время вышло. Теперь представьте результаты вашей совместной деятельности. Из группы жду по 1 представителю у доски.

Посмотрите, каждая группа одну и ту же информацию представила в виде разных схем. Спасибо, молодцы!

Вывод: масштаб школьного глобуса крупнее, чем масштаб карты полушарий школьного атласа.


V. Контроль усвоения материала.


А теперь давайте закрепим полученные вами знания. Вы должны восстановить рассказ, текст которого находится в ваших маршрутных листах.


Теперь проверяем. Я читаю, а вы самостоятельно отмечаете количество правильных ответов.


1. Модель Земли называют глобусом.

2. Условное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости с помощью условных знаков называют географической картой.

3. Каждая карта имеет свой масштаб.

4. На физической карте голубым (синим) цветом обозначены водные объекты, коричневым – горы, белым – ледники, а низменности окрашены зеленым цветом.

5. Существует много видов географических карт, отличающихся по масштабу, охвату территории, содержанию.



Критерии (можно выставить выборочно обучающимся):

отметка «3» – 4-5 правильных ответов,

отметка «4» – 6-7 правильных ответов,

отметка «5» – 8-9 правильных ответов.

VI. Рефлексия. Выдача домашнего задания.

Давайте вернемся к нашей первоначальной таблице с задачами заполним последний столбик. Итак, что мы узнали?

Домашнее задание: Параграф 13, на отметку «3» отвечает на вопросы 2-7; на отметку «4» - вопросы 2-7, 9-10, на отметку «5» - вопросы 1-7, 9-10.



Приложение 1

ФИ __________________________________, класс ____________

Игра «Крестики-нолики»

Если вы согласны с высказыванием, то ставите «X», если не согласны – «0»

1) Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря.

2) Условные знаки и масштаб необходимы для правильного чтения карты или плана.

3) Угол между направлением на запад и направлением на какой-либо объект против часовой стрелки – азимут.

4) Масштаб показывает степень уменьшения изображенной местности.

5) Умение определять свое местоположение называется ориентиром.

6) Для составления плана местности можно использовать маршрутную или полярную съемку.

7) План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности.

8) Выделяют три вида масштаба – именованный, численный и линейный.

9) Полярная звезда как ориентир всегда указывает на юг.


Ответы занесите в игровое поле:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)



Критерии оценивания:

отметка «3» – 4-5 правильных ответов

отметка «4» – 6-7 правильных ответов

отметка «5» – 8-9 правильных ответов



Отметка за игру – _____ .

Тема урока ___________________________________________________________

З – что мы знаем?

Х – что мы хотим узнать?

У – что мы узнали?

















Глобус – в переводе с лат. «шар» – это ______________________________________.

Используя текст учебника (§ 13, с. 44), ответьте на вопросы:


Когда и кем был создан первый сохранившийся глобус?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему глобус считают наиболее точной объёмной моделью Земли?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя предложенный набор слов и словосочетаний, составьте и запишите определение «географическая карта» с помощью схемы:



=

+

существенные признаки

ключевое слово

ПОНЯТИЕ




Географическая карта – на плоскости, обобщенное, изображение Земли, с помощью условных знаков, уменьшенное.









Заполни опорную схему, используя текст учебника (§ 13, с. 44-45)


Свойства географической карты





t1605810881ab.gift1605810881ab.gif

t1605810881ac.gift1605810881ac.gift1605810881ab.gift1605810881ab.gif

t1605810881ac.gift1605810881ac.gif






Работая в группе и используя текст учебника на стр. 45-46, составьте схему, отражающую классификацию карт.



Восстановите текст, заполнив пропуски:

1. Модель Земли называют_________________ .

2. Условное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости с помощью условных знаков называют ____________________

3. Каждая карта имеет свой ___________.

4. На физической карте голубым (синим) цветом обозначены __________, коричневым - __________, белым –___________ , а низменности окрашены ______________ цветом.

5. Существует много видов географических карт, отличающихся по ____________, _______________, ___________________.



Критерии оценивания: отметка «3» – 5-6 правильных ответов, отметка «4» – 7-8 правильных ответов, отметка «5» – 9-10 правильных ответов.

Отметка за задание – ______ .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Екатерина Михайловна, спасибо! Хороший рабочий материал Заходите в гости!

22 November 2020

Наталья Алексеевна, благодарю за обратную связь!

23 November 2020

Похожие публикации