Рабочая программа по геометрии для 8 класса по УМК А.В. Погорелова
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые предметные результаты освоения учебного курс
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ГЕОМЕТРИИ 8 КЛАСС
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа | Рабочая программа по предмету «Геометрия» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577); Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ». |
Общее количество часов в год, количество часов в неделю, планируемых на изучение данного курса в соответствии с учебным планом школы | В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ» на 2022 – 2023 учебный год на изучение данного курса в 2021-2022 учебном году отводится 68 часов (2 часа в неделю). |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические
фигуры;
2)распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5)вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9)приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Повторение курса геометрии 7 класса (2 часа)
Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники (19часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение (2 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во К/Р |
Повторение | 2 | 1 | |
Четырехугольники | 14 | 1 | |
Площадь | 14 | 1 | |
Подобные треугольники | 19 | 2 | |
Окружность | 17 | 1 | |
Повторение | 2 | 1 | |
ИТОГО | 68 | 7 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ 8 КЛАСС
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Домашнее задание | |
план | факт | |||||
Повторение (2 часа) | ||||||
1 | Повторение основных вопросов курса геометрии 7 класса. | 1 | индивидуальные задания | |||
2 | Входная диагностика. Тестирование | 1 | индивидуальные задания | |||
Глава 5. Четырехугольники (14 часов) | ||||||
3 | § 1. | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. | 1 | § 1 п.39, 40, 41, №365 | ||
4 | § 1. | Четырехугольник. | 1 | § 1 п.39, 40, 41, №368,370 | ||
5 | § 2. | Параллелограмм. | 1 | § 2 п. 42, №372 | ||
6 | § 2. | Свойства и признаки параллелограмма. | 1 | § 2 п.43, №377, РТ | ||
7 | § 2. | Решение задач на свойства и признаки параллелограмма. | 1 | § 2 п. 43, №382,383 | ||
8 | § 2. | Трапеция. | 1 | § 2 п. 44, №389 | ||
9 | § 2. | Теорема Фалеса. | 1 | § 2 п. 44, №385, РТ | ||
10 | § 2. | Задачи на построение циркулем и линейкой. | 1 | № 394, 398, 393б, 396*, 393 в | ||
11 | § 3. | Прямоугольник. | 1 | п. 45, № 399, 401 а, 404 | ||
12 | § 3. | Ромб и квадрат. | 1 | п. 46, в 14,15 № 405, 409, 411 | ||
13 | § 3. | Осевая и центральная симметрии. | 1 | п.47, в 16-20, №415б, 413 а,410 | ||
14 | § 3. | Решение задач. | 1 | § 3 п. 47, №418,419 | ||
15 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | №420,422 | |||
16 | Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники». | 1 | ОГЭ 50 в, 2018, В 14, № 15-20 | |||
Глава 6. Площадь (14 часов) | ||||||
17 | § 1. | Анализ. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата. | 1 | §1 п.48, 49, №447 | ||
18 | § 1. | Площадь прямоугольника. | 1 | §2 п.50, №452, РТ | ||
19 | § 2. | Площадь параллелограмма. | 1 | §2 п.51, №463,465 | ||
20 | § 2. | Площадь треугольника. | 1 | §2 п.52, №470,471 | ||
21 | § 2. | Площадь трапеции. | 1 | №472,475, РТ | ||
22 | § 2. | Решение задач по теме «Площадь треугольника». | 1 | §2 п.53, №480 | ||
23 | § 2. | Решение задач «Площадь многоугольника». | 1 | №481,482 | ||
24 | § 2. | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 1 | №464, РТ | ||
25 | § 3. | Теорема Пифагора. | 1 | §2 п.54, №483,485 | ||
26 | § 3. | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | §3 п.55, № 496,498 | ||
27 | § 3. | Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы. | 1 | №483,499 | ||
28 | Решение задач. | 1 | №495, РТ | |||
29 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | № 490в, 497, 503, 518 | |||
30 | Контрольная работа №2 по теме: «Площади». | 1 | ОГЭ 50 в, 2018, В 25, № 15-20 | |||
Глава 7. Подобные треугольники (19 часов) | ||||||
31 | § 1. | Анализ. Определение подобных треугольников. | 1 | §3 п.56-57, №534,536 | ||
32 | § 1. | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | §1 п. 58, №545, РТ | ||
33 | § 2. | Первый признак подобия треугольников. | 1 | §2 п.59, №551,553 | ||
34 | § 2. | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | 1 | №558,560, РТ | ||
35 | § 2. | Второй и третий признаки подобия треугольников. | 1 | §1 п. 60, №563 | ||
36 | § 2. | Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников. | 1 | №561,562 | ||
37 | § 2. | Решение задач на применение трех признаков подобия треугольников. | 1 | №555, РТ | ||
38 | Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники». | 1 | ОГЭ 50 в, 2018, В 32, № 15-20 | |||
39 | § 3. | Анализ. Средняя линия треугольника. | 1 | №564,566, РТ | ||
40 | § 3. | Свойство медиан треугольника | 1 | №567,568, РТ | ||
41 | § 3. | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | №570,572, РТ | ||
42 | § 3. | Решение задач по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике». | 1 | №574,577, РТ | ||
43 | § 3. | Измерительные работы на местности. | 1 | №578,580, РТ | ||
44 | § 3. | Задачи на построение. | 1 | №587,588, РТ | ||
45 | § 3. | Задачи на построение методом подобия. | 1 | №589,590, РТ | ||
46 | § 4. | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 | №593,595, РТ | ||
47 | § 4. | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 | 1 | №596,597, РТ | ||
48 | § 4. | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 1 | №611,614, РТ | ||
49 | Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». | 1 | ОГЭ 50 в, 2018, В 43, № 15-20 | |||
Глава 8. Окружность (17 часов) | ||||||
50 | § 1. | Анализ. Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | П. 68, № 632, 633, 631вг | ||
51 | § 1. | Касательная к окружности. | 1 | П. 69, № 634, 636, 640 | ||
52 | § 1. | Касательная к окружности. Решение задач. | 1 | ОГЭ 50 в, 2018, В 30, № 15-20 | ||
53 | § 2. | Градусная мера дуги окружности. | 1 | П.70, №649б),г),650 б),651 б,652 | ||
54 | § 2. | Теорема о вписанном угле. | 1 | П. 71,№ 655, 657, 659, 654бг | ||
55 | § 2. | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 1 | П. 71, № 666вг, 660, 668, 671б | ||
56 | § 2. | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». | 1 | № 661, 663, 673, РТ | ||
57 | § 3. | Свойство биссектрисы угла. | 1 | §1 п.72, 675,677 | ||
58 | § 3. | Свойства серединного перпендикуляра к отрезку. | 1 | №679,681, РТ | ||
59 | § 3. | Теорема о пересечении высот треугольника. | 1 | §1 п.73, 688, 684, 685 | ||
60 | § 4. | Вписанная окружность. | 1 | §1 п.74, №690, РТ | ||
61 | § 4. | Свойство описанного четырёхугольника. | 1 | §1 п.75, №691,693 | ||
62 | § 4. | Описанная окружность. | 1 | №695,697, вопросы с.160-161 | ||
63 | § 4. | Свойство вписанного четырёхугольника. | 1 | №700,702, вопросы с.187-188 | ||
64 | Решение задач по теме «Окружность». | 1 | П. 75, № 705б, 707, 711 | |||
65 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | № 709, 710, 731, 735 | |||
66 | Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность». | 1 | ОГЭ 50 в, 2018, В 20, № 15-20 | |||
Повторение (2 часа). | ||||||
67 | Аттестационная работа за курс геометрии 8 класса. | 1 | ОГЭ 50 в, 2018, В 49, № 15-20 | |||
68 | Анализ. Итоговый урок по курсу геометрии 8 класса. | 1 |
1