Рабочая программа по химии для 11 класса по УМК О.С. Габриеляна

0
0
Материал опубликован 25 February 2017 в группе

Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

Общая характеристика курса.

Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

    овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

    развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

    воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

    применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи учебного предмета «Химия» 11 класс:

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать

    важнейшие химические понятия: изотопы, атомные орбитали, аллотропия, изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления, типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного строения, молярная концентрация раствора, сильные и слабые электролиты, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

    основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации.

    вещества и материалы, широко используемые на практике: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, стекло, цемент, минеральные удобрения.

уметь

    называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

    определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

    характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе элементов; общие химические свойства металлов и неметаллов и их важнейших соединений;

    объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу образования химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, смещение химического равновесия под воздействием внешних факторов;

    выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве страны;

    безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 11 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных часа в год.

Основное содержание программы.

Тема1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева ( 3 ч)

Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Тема 2. Строение вещества ( 14 ч)

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами. Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3. Химические реакции ( 8 ч)

Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменение состава вещества. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических
реакций.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно–восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.

Тема 4. Вещества и их свойства ( 9 ч)

Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Виды и формы контроля

Тема1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева

3

3

Тематическая самостоятельная работа

Тема 2. Строение вещества

14

12

2

Тематическая контрольная работа № 1

Тема 3. Химические реакции

8

7

1

Тематическая контрольная работа № 2

Тема 4. Вещества и их свойства

9

7

2

Годовая контрольная работа

Итого

34

29

5



Учебная программа

Раздел, тема

Всего часов

Элементы содержания

Практические умения

Эксперимент

Раздел 1.

Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева

3

1/1

Основные сведения о строении атома.

1

Научные методы познания окружающего мира и их использование. Роль эксперимента и теории в познании химии. Моделирование химических процессов. Атом. Ядро: протоны и нейтроны Изотопы.

Знать основные химические понятия: атом, ядро, протоны, нейтроны, изотопы.

Уметь определять заряд иона.

2/2

Основные сведения о строении атома.

1

Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. s-, p-, d- химические элементы, их положение в периодической системе. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.

Знать основные химические понятия: электроны, электронная оболочка, энергетический уровень, вещество, химический элемент.

Учащиеся должны уметь:

объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода;

характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе элементов;

3/3

Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома

1

Развитие знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах. Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Знать периодический закон.

Уметь характеризовать элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ.

Объяснять закономерности изменения свойств химических элементов в пределах периодов, главных подгрупп.

Формулировать периодический закон, раскрывать значение периодического закона.

Демонстрации.

Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Лабораторный опыт.

1.Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Раздел 2

Строение вещества

14

.

.

4/1

Ионная химическая связь

1

Ионная связь как предельный случай полярной ковалентной связи. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Знать понятия: катионы, анионы, химическая связь.

Определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойства веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной).

Объяснять процесс образования различных видов химических связей.

Демонстрации.

Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита.

5/2

Ковалентная химическая связь

1

Ковалентная связь и ее разновидности, механизмы образования. Геометрия молекул. Электроотрицательность. Степени окисления и валентности атомов химических элементов в соединениях. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Знать понятия: электроотрицательность, полярная и неполярная ковалентные связи, обменный и донорно – акцепторный механизмы образования связи, молекулярные и атомные кристаллические решетки, степень окисления, валентность.

Уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойства веществ от их состава и строения; природу химической связи (ковалентной).

Объяснять процесс образования различных видов химических связей.

Демонстрации.

Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца).

6/3

Металлическая химическая связь

1

Знать понятие химическая связь.

Уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойства веществ от их состава и строения; природу химической связи (металлической).

Объяснять процесс образования различных видов химических связей.

Лабораторные опыты.

2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств.

7/4

Водородная химическая связь

1

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химических связей.

Знать понятия: катионы, анионы, химическая связь.

Уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойства веществ от их состава и строения; природу химической связи (водородной).

Объяснять процесс образования различных видов химических связей.

Демонстрации.

Модель молекулы ДНК.

8/5

Полимеры.

1

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение

Определять волокна.

Демонстрации.

Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты).

Лабораторные опыты.

3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них.

9/6

Газообразное состояние вещества

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя, парниковый эффект)

Демонстрации.

Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды.

10/7

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

1

Знать правила ТБ.

Уметь обращаться с химической посудой, лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Уметь получать, собирать и распознавать газы.

11/8

Жидкое состояние вещества

1

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Химия и здоровье. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.

Знать понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Уметь характеризовать вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Демонстрации.

Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах.

Лабораторные опыты.

4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.

Лабораторные опыты.

5. Ознакомление с минеральными водами.

12/9

Твердое состояние вещества

1

Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества

Уметь характеризовать вещества молекулярного и немолекулярного строения.

13/10

Дисперсные системы

1

Знать определения понятий: дисперсная фаза и среда; классификация дисперсных систем; грубодиспесрные системы; коллоидные системы.

Уметь определять вещества из разных дисперсных систем.

Демонстрации.

6. Ознакомление с дисперсными системами.

14/11

Состав вещества и смесей.

1

Знать понятия: смесь и чистое вещество, типы смесей.

Уметь различать чистые вещества и смеси, разделять различные смеси соответствующим способом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.

15/12

Решение задач

1

Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Способы выражения концентрации растворов

Уметь решать задачи с массовой и объемной долей.

16/13

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества»

1

17/14

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества»

1

Раздел 3.

Химические реакции

8



18/1

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ.

1

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Реакции, идущие без изменения состава веществ. Причины многообразия веществ: качественный и количественный состав, аллотропия, изомерия, гомология, изотопия.

Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.

Знать определения понятий: аллотропия, изомерия, изомеры, гомологи.

Уметь определять принадлежность реакции к определенному типу. Уметь писать уравнения реакций различного типа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение озонового слоя)

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана.

19/2

Реакции, идущие с изменением состава вещества.

1

Реакции, идущие с изменение состава вещества. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических
реакций.

Уметь определять принадлежность реакции к определенному типу.

Уметь писать уравнения реакций различного типа.

Лабораторные опыты.

7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.

20/3

Скорость химической реакции.

1

Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Катализ: гомогенный, гетерогенный, ферментативный. Общие представления о механизмах химических превращений. Энергия активации.

Объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

Демонстрации. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля.

Лабораторные опыты.

9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.

10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.

21/4

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Смещение равновесия при изменении температуры, давления или концентрации.

Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты

Уметь объяснять смещение химического равновесия под воздействием внешних факторов.

Демонстрации.

Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом.

22/5

Роль воды в химических реакциях.

1

Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты.
Электролитическая диссоциация. Растворы электролитов. Сильные и слабые электролиты Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции, протекающие в растворах: реакции ионного обмена, кислотно-основное взаимодействие в растворах. Реакции гидратации в органической химии. Знать определения: истинные растворы, диссоциация, гидратация, ТЭД.

Уметь составлять уравнения химических реакций, отображающих химические свойства воды.

Демонстрации.

Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора.

23/6

Гидролиз.

1

Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Водородный показатель (рН) среды.

Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке

Уметь определять характер среды в водных растворах неорганических соединений.

Демонстрации.

Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла.

Лабораторные опыты.

11. Различные случаи гидролиза солей.

24/7

Окислительно –восстановитель-ные реакции.

Электролиз.

1

Определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона.

Уметь определять окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

Уметь составлять уравнения методом электронного баланса, ионные уравнения реакций.

Демонстрации. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

25/8

Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции»

1

Раздел 4.

Вещества и их свойства.

9

26/1

Металлы.

1

Металлы. Восстановительные свойства металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Способы получения металлов. Понятие о металлургии (производство чугуна, стали, алюминия). Сплавы (черные и цветные) и их применение. Коррозия металлов и способы защиты металлов от коррозии
Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Представители соединений некоторых переходных металлов: перманганат калия и дихромат калия как окислители, нитрат и оксид серебра, сульфат и гидроксид меди.

Знать основные металлы и сплавы. Их строение, свойства, получение и применение.

Характеризовать общие химические свойства металлов и их важнейших соединений.

Определять принадлежность веществ к определенному классу.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания.

Лабораторные опыты.

18. Ознакомление с коллекциями:

а) металлов

27/2

Неметаллы.

1

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов (от фтора до иода). Благородные газы. Круговороты углерода, кислорода и азота в природе. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

Знать основные неметаллы, их состав, свойства, строение и применение.

Характеризовать общие химические свойства неметаллов и их важнейших соединений.

Определять принадлежность веществ к определенному классу.

Демонстрации.

Коллекция образцов неметаллов.

Лабораторные опыты.

18. Ознакомление с коллекциями:

б) неметаллов.

28/3

Кислоты неорганические и органические.

1

Классификация и номенклатура неорганических веществ.

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

Знать важнейшие кислоты: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты.

Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

Характеризовать химические свойства веществ различных классов неорганических и органических веществ.

Демонстрации. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью.

Лабораторные опыты.

12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.

14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями.

15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.

29/4

Основания неорганические и органические.

1

Классификация и номенклатура неорганических веществ.

Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Знать важнейшие основания: щелочи, аммиак.

Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

Характеризовать химические свойства веществ различных классов неорганических и органических веществ.

Лабораторные опыты.

16. Получение и свойства нерастворимых оснований.

18. Ознакомление с коллекциями:

г) оснований;

30/5

Соли.

1

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Минеральные удобрения как источники восполнения азота, фосфора, калия и микроэле-ментов в почве.

Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль). Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, кремнезем ). Вещества, используемые в полиграфии, живописи, графике, скульптуре, архитектуре.

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Знать важнейшие соли. Знать стекло, цемент, минеральные удобрения.

Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

Характеризовать химические свойства веществ различных классов неорганических и органических веществ.

Демонстрации.

17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.

18. Ознакомление с коллекциями:

д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

31/6

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.

1

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Уметь составлять генетические ряды различных химических элементов

32/7

Практическая работа№2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических веществ»

1

Знать правила ТБ.

Знать правила ТБ.

Выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, нагревательными приборами.

Практическая работа№2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических веществ»

33/8

Годовая контрольная работа

1

34/9

Решение задач

1

Уметь решать задачи с использованием уравнений химических реакций.

Учебно-методический комплект

Литература для учащихся

    Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2010.

Литература для учителя

    Тесты по химии: 11 класс.: к учебнику О.С. Габриеляна и др. «Химия. 11 класс»/ М. А. Рябов, Е.Ю. Невская, Р.В. Линко – М.: Экзамен, 2006.

    Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.

    Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 11 кл. М.: Дрофа, 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.