Рабочая программа по химии для 9 класса по УМК О.С. Габриеляна
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе Программы основного общего образования по химии и авторской «Программы основного общего образования по химии 8-9 классы» общеобразовательных учреждений, авторы О.С. Габриелян, А. В. Купцова - М: Дрофа, 2015г. (стандарты второго поколения), содержание которых соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников « Химия» 9 класс, авторы О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков .: Москва, «Просвещение», 2019г.,
Курс рассчитан на 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета химии.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
2) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
5) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно – оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий;
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
В результате изучения курса химии 9 класса в основной школе выпускник научиться:
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник овладеет системой химических понятий и знаний и сможет применять их в своей жизни.
2. Тематическое планирование по учебному предмету химия.
№ п/п | № урока в теме | Содержание (разделы, темы) | Тип урока | Основное содержание урока | Универсальные учебные действия (УУД) | Д/З | ||||
ГЛАВА 1 Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции. (5 ч) | ||||||||||
1 | 1 | Классификация химических соединений. | Комбинированный урок | Обобщение сведений о химических соединениях. Классификация химических соединений по: - элементному составу (бинарные соединения, многоэлементные соединения); - агрегатному состоянию; - по растворимости в воде (растворимые, малорастворимые, нерастворимые). | Объяснять, что такое химические соединения. Классифицировать химические соединения по различным признакам. Составлять формулы различных веществ. Определять степень окисления и валентность элементов в соединениях. Проводить наблюдения (в том числе опосредованные) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов. | § 1 стр.11 № 7,8 | ||||
2-3 | 2-3 | Классификация химических реакций. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: № 1. Взаимодействие аммиака с соляной кислотой. № 2. Взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой (реакция нейтрализации). № 3. Тепловой эффект реакции. № 4. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (гетерогенные реакции). № 5. Ферментативные реакции. | Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: — по составу и числу реагирующих и образующихся веществ; — по тепловому эффекту; — по направлению; — по изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества; — по фазе; — по использованию катализатора. | Объяснять, что такое химическая реакция, реакции соединения, реакции разложения, реакции обмена, реакции замещения, реакции нейтрализации, экзотермические реакции, эндотермические реакции, обратимые реакции, необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, гомогенные реакции, гетерогенные реакции, каталитические реакции, некаталитические реакции, тепловой эффект химической реакции. Классифицировать химические реакции по различным основаниям. Составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Определять окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. | § 2 стр. 19 № 6,7.8,9 | ||||
4 | 4 | Скорость химических реакций. Катализ. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: № 6. Взаимодействие тиосульфата натрия с кислотами. № 7. Взаимодействие соляной кислоты с металлами. № 8. Взаимодействие соляной и уксусной кислот с цинком. № 9. Влияние температуры на скорость реакции. № 10. Влияние концентрации веществ на скорость реакции. № 11. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции. № 12. Влияние катализатора на скорость реакции. | Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты. | Объяснять, что такое скорость химической реакции. Устанавливать причинно-следственные связи влияния некоторых факторов на скорость химических реакций. Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. Проводить опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов. | § 3 стр. 23 №4.5 | ||||
5 | 5 | Обобщение знаний по курсу 8 класса. «Химические вещества, химические реакции» | Контрольная работа№1 | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Карточки, дидактический материал | |||||
ГЛАВА 2 Химические реакции в растворах (9 ч) | ||||||||||
6 | 1 | Электролитическая диссоциация. | Изучение нового материала. Лабораторные опыты: № 13. Механизм диссоциации слабых электролитов. | Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | Характеризовать понятия «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты» | § 4 стр. 30 № 7,8,9 | ||||
7 | 2 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | Комбинированный урок. | Основные положения ТЭД. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца. Классификация ионов и их свойства. Молекулярные и ионные уравнения реакций. |
| § 5 стр. 35 № 9,10,11 | ||||
8 | 3 | Химические свойства кислот как электролитов. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: № 14. Изменение окраски индикаторов действием кислот. № 15. Взаимодействие кислот с основаниями № 16. Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями № 17. Взаимодействие кислот с оксидами металлов № 18. Взаимодействие кислот с металлами. № 19. Взаимодействие меди с соляной кислотой. № 20. Взаимодействие свинца с серной кислотой. № 21. Взаимодействие карбоната натрия с кислотами № 22. Взаимодействие силиката натрия с кислотами № 23. Взаимодействие соляной кислоты с нитратом серебра |
|
| § 6 стр. 41 № 4,5,6 | ||||
9 | 4 | Химические свойства оснований как электролитов. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: № 24. Изменение окраски индикаторов действием растворов щелочей. № 25. Взаимодействие кислотных оксидов со щелочами. № 26. Взаимодействие солей со щелочами. № 27. Взаимодействие сульфата меди с растворами щелочей. № 28. Разложение гидроксида меди. |
|
| § 7 стр. 45 № 4,5 | ||||
10 | 5 | Химические свойства солей как электролитов. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: № 29. Взаимодействие солей с кислотами. № 30. Взаимодействие солей со щелочами. № 31. Взаимодействие растворов солей с металлами. |
|
| § 8 стр. 48 № 4,5 | ||||
11 | 6 | Гидролиз солей. | Изучение нового материала. | Гидролиз. Гидролиз по катиону. Гидролиз по аниону. Гидролиз по катиону и аниону. Водородный показатель (pH). | Различать группы солей в зависимости от их силы. Характеризовать их состав. Составлять уравнения гидролиза солей. Наблюдать и описывать реакции гидролиза солей с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. | § 9 стр. 52 № 4,5 | ||||
12 | 7 | Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» | Практическая работа №1 | Решение экспериментальных задач. |
| Карточки, дидактический материал | ||||
13 | 8 |
| Выполнение тестовых тренировочных заданий, составление химических уравнений, решение задач соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. Их анализ. | Подготовка к контрольной работе | ||||||
14 | 9 | Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции в растворах». | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Карточки, дидактический материал | ||||||
ГЛАВА 3 Неметаллы и их соединения (28 ч) | ||||||||||
15 | 1 | Общая характеристика неметаллов. | Изучение нового материала. | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические и химические свойства неметаллов. |
| § 10 стр. 61 № 6,7,8 Сообщение | ||||
16 | 2 | Общая характеристика элементов VIIА - группы галогенов. | Комбинированный урок | Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. |
| § 11 стр. 67 № 6,7,8 Сообщение | ||||
17 | 3 | Соединения галогенов. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: № 32. Качественная реакция на галогенид-ионы. | Галогеноводороды и их свойства. Галогеноводородные кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, йодоводородная. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на галогенид-ион. |
| § 12 стр. 71 № 7,8 Сообщение | ||||
18 | 4 | «Изучение свойств соляной кислоты» | Практическая работа №2 | Свойства соляной кислоты. |
| Карточки, дидактический материал | ||||
19 | 5 | Халькогены. Сера. | Комбинированный урок | Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). |
| § 13 стр. 77 № 5,6,7 Сообщение | ||||
20 | 6 | Сероводород и сульфиды. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: №33. Получение сероводорода | Сероводород, сероводородная кислота, сульфиды, качественная реакция на сульфид-ион. | Характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение сероводорода и сульфидов с использованием русского (родного) языка и языка химии. Называть соединения сульфидов по формуле и составлять формулы по их названию. Устанавливать причинно-следственные связи между химической связью, типом кристаллической решетки соединений серы, их физически- ми и химическими свойствами. Выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серы. Проводить, наблюдать и описывать химический опыт по получению сероводорода с соблюдением правил техники безопасности. | § 14 стр. 80 № 5,6 Сообщение | ||||
21-22 | 7-8 | Кислородные соединения серы. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: № 34. Качественная реакция на сульфат-ион. | Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота, сульфиты, качественная реакция на сульфит - ион. Серная кислота, сульфаты, качественная реакция на сульфат - ион. |
| § 15 стр. 85 № 6,7 | ||||
23 | 9 | «Изучение свойств серной кислоты» | Практическая работа №3 | Свойства серной кислоты. |
| Карточки, дидактический материал | ||||
24 | 10 | Общая характеристика элементов VА - группы. Азот. | Комбинированный урок | Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Нитриды. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. |
| § 16 стр. 89 № 4 Сообщения | ||||
25 | 11 | Аммиак. Соли аммония. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: №35. Получение аммиака и изучение его свойств. №36. Изменение окраски индикатора действием аммиака. | Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве. |
| § 17 стр. 93 № 6-9 Сообщения | ||||
26 | 12 | «Получение аммиака и изучение его свойств» | Практическая работа №4 | Аммиак и его свойства. |
| Карточки, дидактический материал | ||||
27 | 13 | Кислородные соединения азота. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: №37. Свойства разбавленной азотной кислоты. | Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение. Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. |
| § 18 стр. 99 № 5,6,7 | ||||
28 | 14 | Фосфор, его физические и химические свойства. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: №38. Распознавание фосфатов. | Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. |
| § 19 стр. 103 № 4,5,6 | ||||
29 | 15 | Общая характеристика элементов IVА - группы. Углерод. | Комбинированный урок | Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. Сажа. Древесный уголь. Адсорбция. Кокс. Коксохимическое производство. Карбиды. |
| § 20 стр. 109 № 6,7,8 | ||||
30 | 16 | Кислородные соединения углерода. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: №39. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. | Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. |
| § 21 стр. 114 № 6,7,8 | ||||
31 | 17 | «Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат - ионы» | Практическая работа №5 | Углекислый газ, качественные реакции на карбонат – ионы. |
| Карточки, дидактический материал | ||||
32-33 | 18-19 | Углеводороды. | Изучение нового материала. | Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. Предельные и непредельные углеводороды. Структурная формула. Реакция дегидрирования. |
| § 22 стр. 119 № 6,7,8 | ||||
34-35 | 20-21 | Кислородсодержащие органические соединения. | Изучение нового материала. | Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты |
| § 23 стр. 123 № 6,7,8 | ||||
36 | 22 | Кремний и его соединения. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: №40. Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств. | Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Силан. Силициды. Кремниевая кислота и её соли. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. |
| § 24 стр. 127 № 3,5 | ||||
37 | 23 | Силикатная промышленность. | Комбинированный урок | Понятие силикатной промышленности. Цемент. Стекло. Керамика. Фарфор. Фаянс. |
| § 25 стр. 132 № 3,4 Сообщения | ||||
38 | 24 | Получение неметаллов | Комбинированный урок | Фракционная перегонка жидкого воздуха. Электролиз растворов. |
| § 26 стр. 136 № 5,6,7 Сообщения | ||||
39 | 25 | Получение важнейших химических соединений неметаллов. | Комбинированный урок | Метод кипящего слоя. Принцип теплообмена. Принцип противотока. Принцип циркуляции. Олеум. | Классифицировать формы природных соединений неметаллов. Характеризовать общие способы получения неметаллов. Конкретизировать эти способы примерами и уравнениями реакций с составлением электронного баланса. | § 27 стр. 141 № 5,6 Сообщения | ||||
40-41 | 26-27 | «Неметаллы и их соединения». | Обобщение и систематизация знаний |
|
| Подготовка к контрольной работе. | ||||
42 | 28 | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы». | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Карточки, дидактический материал | ||||||
ГЛАВА 4 Металлы и их соединения (15 ч) | ||||||||||
43 | 1 | Общая характеристика металлов. | Изучение нового материала. | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Чёрные металлы. Цветные металлы. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации. |
| § 28 стр. 149 № 7 Сообщения | ||||
44-45 | 2-3 | Химические свойства металлов. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: №41. Взаимодействие металлов с растворами солей | Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. |
| § 29 стр. 153 № 5,6,7,8,9 Сообщения | ||||
46 | 4 | Общая характеристика элементов IА - группы. | Комбинированный урок | Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. |
| § 30 стр. 159 № 1,3,4 Сообщения | ||||
47 | 5 | Общая характеристика элементов IIА - группы. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: №42. Свойства оксида кальция | Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Оксид кальция (негашёная известь), гидроксид кальция (гашёная известь), известковое молоко, баритова вода. |
| § 31 стр. 163 № 5,6 Сообщения | ||||
48 | 6 | Жёсткость воды и способы её устранения. | Комбинированный урок | Жёсткая вода. Временная жёсткость воды. Постоянная жёсткость воды. Минеральная вода. | Объяснять, что такое жёсткость воды и её виды, вред. Применять данные знания для устранения жёсткости воды в быту. Обобщать систему химических свойств металлов как «восстановительные свойства». Составлять молекулярные уравнения реакций, устранения жёсткости воды в свете учения об окислительно-восстановительных процессах, а реакции с участием электролитов представлять также и в ионном виде. Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. | § 32 стр. 166 № 7,8 Сообщения | ||||
49 | 7 | «Жёсткость воды и способы её устранения» | Практическая работа №6 | Жёсткость воды и способы её устранения. |
| Карточки, дидактический материал | ||||
50 | 8 | Алюминий и его соединения. | Комбинированный урок | Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. |
| § 33 стр. 171 № 5,6 Сообщения | ||||
51 | 9 | Железо и его соединения. | Комбинированный урок Лабораторные опыты: №43. Получение гидроксидов железа (II) (III),свойства. | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. |
| § 34 стр. 171 № 5,6,7 | ||||
52 | 10 | Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» | Практическая работа №7 | Химические свойства металлов. |
| Карточки, дидактический материал | ||||
53 | 11 | Коррозия металлов и способы защиты от неё. | Комбинированный урок | Коррозия химическая и электрохимическая. Способы защиты металлов от коррозии. Легирующая добавка. |
| § 35 стр. 182 № 4,5,6 | ||||
54 | 12 | Металлы в природе. Понятие о металлургии. | Комбинированный урок | Благородные металлы. Чёрная металлургия. Цветная металлургия. Пирометаллургия. Чугун. Сталь. Доменная печь. Конвертор. Электролиз расплавов. |
| § 36 стр. 189 № 3,4 | ||||
55-56 | 13-14 | «Металлы и их соединения». | Обобщение и систематизация знаний |
|
| Подготовка к контрольной работе. | ||||
57 | 15 | Контрольная работа №4 по теме «Металлы и их соединения». | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Карточки, дидактический материал | ||||||
ГЛАВА 5 Химия и окружающая среда (3 ч) | ||||||||||
58 | 1 | Химический состав планеты Земля. | Комбинированный урок | Химический состав планеты Земля. Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Состав горных пород и минералов. Руды. Полезные ископаемые. |
| § 37 стр. 190 № 5,6 Проект | ||||
59 | 2 | Охрана окружающей среды от химического загрязнения. | Комбинированный урок | Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Озоновый слой. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. | Характеризовать глобальные экологические проблемы. Получать информации из различных источников. Уметь находить пути решения данных проблем. | § 38 стр. 201 № 6,7 Проект | ||||
60 | 3 | «Химия и окружающая среда» | Защита проектов | «Способы опреснения морской воды» «Экологические катастрофы» «Зелёная химия». | Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом. Получать химическую информации из различных источников. Представлять информацию по теме в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ | стр. 202 № 1-3 | ||||
ГЛАВА 6 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) ( 8 ч) | ||||||||||
61-62 | 1-2 | Вещества | Комбинированный урок | Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделева. Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. |
| § 39 стр. 208 № 10,11, | ||||
63-64 | 3-4 | Химические реакции | Комбинированный урок | Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). |
| § 40 стр. 211 № 7,8,9 | ||||
65-66 | 5-6 | Основы неорганической химии | Комбинированный урок | Химические свойства веществ.
|
| § 41 стр. 217 № 9,10 | ||||
67-68 | 7-8 |
|
| Тренировочные тесты |