12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Турышева Ольга Васильевна40

t1579837690aa.jpg 

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе Программы основного общего образования по химии и авторской «Программы основного общего образования по химии 8-9 классы» общеобразовательных учреждений, авторы О.С. Габриелян, А. В. Купцова - М: Дрофа, 2015г. (стандарты второго поколения), содержание которых соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников « Химия» 9 класс, авторы О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков .: Москва, «Просвещение», 2019г.,

Курс рассчитан на 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю).

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета химии.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

2) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

5) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно – оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий;

11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

В результате изучения курса химии 9 класса в основной школе выпускник научиться:

характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

получать, собирать кислород и водород;

распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

раскрывать смысл закона Авогадро;

раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

характеризовать физические и химические свойства воды;

раскрывать смысл понятия «раствор»;

вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

называть соединения изученных классов неорганических веществ;

характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

определять вид химической связи в неорганических соединениях;

изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

определять степень окисления атома элемента в соединении;

раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

определять возможность протекания реакций ионного обмена;

проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

определять окислитель и восстановитель;

составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

классифицировать химические реакции по различным признакам;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник овладеет системой химических понятий и знаний и сможет применять их в своей жизни. ​​​​​​​

2. Тематическое планирование по учебному предмету химия.

п/п

урока в теме

Содержание (разделы, темы)

Тип урока

Основное содержание урока

Универсальные учебные действия (УУД)

Д/З

ГЛАВА 1 Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции.  (5 ч)

1

1

Классификация химических соединений.


Комбинированный урок

Обобщение сведений о химических соединениях. Классификация химических соединений по: - элементному составу (бинарные соединения, многоэлементные соединения);

- агрегатному состоянию;

- по растворимости в воде (растворимые, малорастворимые, нерастворимые).

Объяснять, что такое химические соединения.

Классифицировать химические соединения по различным признакам.

Составлять формулы различных веществ.

Определять степень окисления и валентность элементов в соединениях.

Проводить наблюдения (в том числе опосредованные) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов.

§ 1 стр.11 № 7,8

2-3

2-3

Классификация химических реакций.


Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

№ 1. Взаимодействие аммиака с соляной кислотой.

№ 2. Взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой (реакция нейтрализации).

№ 3. Тепловой эффект реакции.

№ 4. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (гетерогенные реакции).

№ 5. Ферментативные реакции.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям:

по составу и числу реагирующих и образующихся веществ;

по тепловому эффекту;

по направлению;

по изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества;

по фазе;

по использованию катализатора.

Объяснять, что такое химическая реакция, реакции соединения, реакции разложения, реакции обмена, реакции замещения, реакции нейтрализации, экзотермические реакции, эндотермические реакции, обратимые реакции, необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, гомогенные реакции, гетерогенные реакции, каталитические реакции, некаталитические реакции, тепловой эффект химической реакции.

Классифицировать химические реакции по различным основаниям.

Составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций.

Определять окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.

Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии.

§ 2 стр. 19 № 6,7.8,9

4

4

Скорость химических реакций. Катализ.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

№ 6. Взаимодействие тиосульфата натрия с кислотами.

№ 7. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.

№ 8. Взаимодействие соляной и уксусной кислот с цинком.

№ 9. Влияние температуры на скорость реакции.

№ 10. Влияние концентрации веществ на скорость реакции.

№ 11. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции.

№ 12. Влияние катализатора на скорость реакции.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Объяснять, что такое скорость химической реакции.

Устанавливать причинно-следственные связи влияния некоторых факторов на скорость химических реакций.

Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии.

Проводить опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов.







§ 3 стр. 23 №4.5

5

5

Обобщение знаний по курсу 8 класса. «Химические вещества, химические реакции»

Контрольная работа№1 

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Карточки, дидактический материал

ГЛАВА 2 Химические реакции в растворах  (9 ч)

6

1

Электролитическая диссоциация.



Изучение нового материала. Лабораторные опыты:

№ 13. Механизм диссоциации слабых электролитов.


Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Характеризовать понятия «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты»

§ 4 стр. 30 № 7,8,9

7

2

Основные положения теории электролитической диссоциации.



Комбинированный урок.


Основные положения ТЭД. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца. Классификация ионов и их свойства. Молекулярные и ионные уравнения реакций.






Характеризовать понятия «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания»,

«соли». Составлять уравнения

ЭД кислот, оснований и солей.

Иллюстрировать примерами основные положения ТЭД; генетическую

взаимосвязь между веществами (простое вещество — оксид — гидроксид — соль).

Различать компоненты доказательств

(тезисов, аргументов и формы доказательства).

Раскрывать сущность понятия

«ионные реакции».

Составлять молекулярные, полные

и сокращенные ионные уравнения

реакций с участием электролитов.

Наблюдать и описывать реакций

между электролитами с помощью

естественного (русского или родного)

языка и языка химии.



§ 5 стр. 35 № 9,10,11

8

3

Химические свойства кислот как электролитов.



Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

№ 14. Изменение окраски индикаторов действием кислот.

№ 15. Взаимодействие кислот с основаниями

№ 16. Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями

№ 17. Взаимодействие кислот с оксидами металлов

№ 18. Взаимодействие кислот с металлами.

№ 19. Взаимодействие меди с соляной кислотой.

№ 20. Взаимодействие свинца с серной кислотой.

№ 21. Взаимодействие карбоната натрия с кислотами

№ 22. Взаимодействие силиката натрия с кислотами

№ 23. Взаимодействие соляной кислоты с нитратом серебра

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете ТЭД. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие

кислот с оксидами металлов. Взаимо действие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие

кислот с солями. Использование

таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.



Характеризовать общие химические

свойства кислот с позиций ТЭД.

Составлять молекулярные, полные и

сокращенные ионные уравнения

реакций с участием кислот.

Наблюдать и описывать реакции

с участием кислот с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Проводить опыты, подтверждающие

химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности.


§ 6 стр. 41 № 4,5,6

9

4

Химические свойства оснований как электролитов.











Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

№ 24. Изменение окраски индикаторов действием растворов щелочей.

№ 25. Взаимодействие кислотных оксидов со щелочами.

№ 26. Взаимодействие солей со щелочами.

№ 27. Взаимодействие сульфата меди с растворами щелочей.

№ 28. Разложение гидроксида меди.

Основания, их классификация. Диссо-

циация оснований и их свойства в свете ТЭД. Взаимодействие основа-

ний с солями. Использование таблицы

растворимости для характеристики

химических свойств оснований.

Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.



Составлять молекулярные, полные

сокращенные ионные уравнения

реакций с участием оснований.

Наблюдать и описывать реакции

с участием кислот с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Проводить опыты, подтверждающие

химические свойства оснований,

с соблюдением правил техники безопасности



§ 7 стр. 45 № 4,5

10

5

Химические свойства солей как электролитов.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

№ 29. Взаимодействие солей с кислотами.

№ 30. Взаимодействие солей со щелочами.

№ 31. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Соли, их диссоциация и свойства в свете ТЭД. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций.

Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.


Различать понятия «средние соли»,

«кислые соли», «основные соли».

Характеризовать общие химические

свойства солей с позиций ТЭД.

Составлять молекулярные, полные

и сокращенные ионные уравнения

реакций с участием солей.

Наблюдать и описывать реакции с

участием солей с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Проводить опыты, подтверждающие

химические свойства солей, с соблюдением правил техники безопасности


§ 8 стр. 48 № 4,5

11

6

Гидролиз солей.

Изучение нового материала.

Гидролиз. Гидролиз по катиону. Гидролиз по аниону. Гидролиз по катиону и аниону. Водородный показатель (pH).

Различать группы солей в зависимости от их силы.

Характеризовать их состав.

Составлять уравнения гидролиза солей.

Наблюдать и описывать реакции гидролиза солей с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

§ 9 стр. 52 № 4,5

12

7

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Практическая работа №1

Решение экспериментальных задач.

Уметь обращаться с лабораторным

оборудованием и нагревательными

приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Распознавать некоторые анионы и катионы.

Наблюдать свойства электролитов и

происходящих с ними явлений.

Наблюдать и описывать реакции с

участием электролитов с помощью

естественного (русского или родного)

языка и языка химии.

Формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.


Карточки, дидактический материал

13

8

Обобщение и

систематизация

знаний по теме

«Химические реакции в растворах».


Выполнение тестовых тренировочных заданий, составление химических уравнений, решение задач соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. Их анализ.



Подготовка к контрольной работе

14

9

Контрольная работа

2 по теме «Химические реакции в растворах».

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Карточки, дидактический материал

ГЛАВА 3 Неметаллы и их соединения  (28 ч)

15

1

Общая характе­ристика неме­таллов.

Изучение нового материала.

Положение неметаллов в пе­риодической системе химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева. Особенности строения атомов неметаллов. Электро­отрицательность, ряд электро­отрицательности. Кри­сталли­ческое строение неме­таллов – простых веществ. Ал­лотропия. Физические и химические свой­ства неметал­лов.

Объяснять, что такое неметаллы, галогены, аллотропные видоизменения.

Характеризовать химические элементы - неметаллы и простые вещества - неметаллы: строение, физические свойства неметаллов, способность к аллотропии.

Раскрывать причины аллотропии. Называть соединения неметаллов по формулам и составлять формулы по их названиям.

Объяснять зависимость свойств (или

предсказывать свойства) химических элементов - неметаллов от их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их физическими свойствами.

Доказывать относительность понятий

«металл» и «неметалл».


§ 10 стр. 61 № 6,7,8

Сообщение

16

2

Общая характе­ристика элементов VIIА - группы галоге­нов.

Комбинированный урок


Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строе­ние молекул галогенов. Физи­ческие и химические свойства галогенов. Применение гало­генов и их соединений в на­родном хозяйстве.

Характеризовать строение, физические и химические свойства, получение и применение галогенов с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Называть соединения галогенов по

формуле и составлять формулы по их

названию.

Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома,

химической связью, типом кристаллической решетки галогенов, их физическими и химическими свойствами


§ 11 стр. 67 № 6,7,8

Сообщение

17

3

Соединения га­логенов.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

32. Качественная реакция на галогенид-ионы.



Галогеноводороды и их свой­ства. Галогеноводородные кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, йодоводородная. Галогениды и их свой­ства. Применение соединений галогенов в народном хозяй­стве. Качественная реакция на галогенид-ион.

Характеризовать состав, физические

и химические свойства, получение и применение соединений галогенов

с использованием русского (родного)

языка и языка химии.

Называть соединения галогенов по

формуле и составлять формулы по их названию.

Устанавливать причинно-следственные связи между химической связью,

типом кристаллической решетки

соединений галогенов, их физически-

ми и химическими свойствами.

Проводить, наблюдать и описывать

химический эксперимент по распознаванию галогенид-ионов с соблюдением правил техники безопасности.

Выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием соединений галогенов



§ 12 стр. 71 № 7,8

Сообщение

18

4

«Изучение свойств соляной кислоты»

Практическая работа №2 

Свойства соляной кислоты.

Уметь обращаться с лабораторным

оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Распознавать некоторые анионы и катионы.

Наблюдать свойства электролитов и

происходящих с ними явлений.

Наблюдать и описывать реакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.


Карточки, дидактический материал

19

5

Халькогены. Сера.

Комбинированный урок


Строение атома серы и сте­пени окисления серы. Алло­тропия серы. Химические свойства серы. Сера в при­роде. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация).

Характеризовать строение, аллотропию, физические и химические свойства, получение и применение серы с использованием русского

(родного) языка и языка химии.

Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки кислорода, его физическими и химическими свойствами.

Выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серы.

Проводить, наблюдать и описывать

химический эксперимент по горению серы на воздухе и в кислороде с соблюдением правил техники безопасности.


§ 13 стр. 77 № 5,6,7

Сообщение

20

6

Сероводород и сульфиды.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

33. Получение сероводорода

Сероводород, сероводородная кислота, сульфиды, качественная реакция на сульфид-ион.

Характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение сероводорода и сульфидов с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Называть соединения сульфидов по

формуле и составлять формулы по их названию.

Устанавливать причинно-следственные связи между химической связью,

типом кристаллической решетки

соединений серы, их физически-

ми и химическими свойствами.

Выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серы.

Проводить, наблюдать и описывать

химический опыт по получению сероводорода с соблюдением правил техники безопасности.

§ 14 стр. 80 № 5,6

Сообщение

21-22

7-8

Кислородные соединения серы.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

34. Качественная реакция на сульфат-ион.


Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и приме­нение. Сернистая кислота, сульфиты, качественная реакция на сульфит - ион. Серная кислота, сульфаты, качественная реакция на сульфат - ион.

Характеризовать состав, физические

и химические свойства, получение

и применение соединений серы

с использованием русского (родного)

языка и языка химии.

Называть соединения серы по формуле и составлять формулы по их названию.

Составлять молекулярные и ионные

уравнения реакций, характеризующие

химические свойства соединений серы.

Описывать процессы окисления-восстановления, определять окислитель и восстановитель и составлять электронный баланс.

Устанавливать причинно-следственные связи между химической связью, типом кристаллической решетки соединений серы, их физическими и химическими свойствами


§ 15 стр. 85 № 6,7


23

9

«Изучение свойств серной кислоты»

Практическая работа №3

Свойства серной кислоты.

Уметь обращаться с лабораторным

оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Распознавать некоторые анионы и катионы.

Наблюдать свойства электролитов и происходящих с ними явлений.

Наблюдать и описывать реакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.


Карточки, дидактический материал

24

10

Общая характе­ристика элементов VА - группы. Азот.

Комбинированный урок


Строение атома и молекулы азота. Физические и химиче­ские свойства азота в свете представлений об окисли­тельно-восстановительных ре­акциях. Нитриды. Получение и примене­ние азота. Азот в природе и его биологическое значение.

Характеризовать строение, физические и химические свойства, получение и применение азота с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Называть соединения азота по формуле и составлять формулы по их названию.

Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и молекулы, видом химической связи, типом кристаллической решетки азота и его физическими и химическими

свойствами.

Выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием азота


§ 16 стр. 89 № 4

Сообщения


25

11

Аммиак. Соли аммония.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

35. Получение аммиака и изучение его свойств.

36. Изменение окраски индикатора действием аммиака.

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собира­ние и распознавание аммиака.

Состав, получение, физиче­ские и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хо­зяйстве.

Характеризовать состав, строение молекулы,

физические и химические свойства, получение и применение аммиака с использованием русского

(родного) языка и языка химии.

Называть соли аммония по формулам и составлять формулы по их названиям.

Записывать молекулярные и ионные уравнения

реакций, характеризующие

химические свойства аммиака и солей аммония.

Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с участием аммиака с помощью электронного баланса.

Устанавливать причинно-следственные связи между видами химических связей, типами кристаллических решеток аммиака и солей аммония и их физическими и химическими свойствами.

Проводить, наблюдать и описывать

химический эксперимент по распознаванию ионов аммония с соблюдением

правил техники безопасности.

Выполнять расчеты по химическим

формулам и уравнениям реакций,

протекающих с участием аммиака



§ 17 стр. 93 № 6-9

Сообщения


26

12

«Получение аммиака и изучение его свойств»

Практическая работа №4

Аммиак и его свойства.

Уметь обращаться с лабораторным

оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Распознавать некоторые анионы и катионы.

Наблюдать свойства электролитов и происходящих с ними явлений.

Наблюдать и описывать реакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.


Карточки, дидактический материал

27

13

Кислородные соединения азота.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

37. Свойства разбавленной азотной кислоты.

Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение.

Состав и химические свойства азотной кислоты как электро­лита. Особенности окисли­тельных свойств концентриро­ванной азотной кислоты. При­менение азотной кислоты. Нитраты и их свойства. Про­блема повышенного содержа­ния нитратов в сельскохозяй­ственной продукции.

Характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение оксидов азота с использованием русского (родного) языка и

языка химии.

Составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства оксидов азота.

Устанавливать причинно-следственные связи между видом химической связи, типом кристаллической решетки оксидов азота и их физическими и

химическими свойствами.

Характеризовать состав, физические и химические свойства как электролита, применение азотной кислоты с использованием русского (родного)

языка и языка химии.

Записывать молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства азотной кислоты как электролита.

Проводить, наблюдать и описывать

химический эксперимент, характеризующий свойства азотной кислоты как электролита, с соблюдением правил техники безопасности.



§ 18 стр. 99 № 5,6,7


28

14

Фосфор, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

38. Распознавание фосфатов.

Строение атома фосфора. Ал­лотропия фосфора. Химиче­ские свойства фосфора. При­менение и биологическое зна­чение фосфора. Оксид фосфора (V) - типич­ный кислотный оксид. Орто­фосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофос­фаты и дигидрофосфаты.

Характеризовать строение, аллотропию, физические и химические свойства, получение и применение фосфора с использованием русского

(родного) языка и языка химии.

Самостоятельно описывать свойства оксида фосфора (V) как кислотного оксида и свойства ортофосфорной кислоты.

Иллюстрировать эти свойства уравнениями соответствующих реакций.

Проводить, наблюдать и описывать

химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности.

Распознавать фосфат-ионы



§ 19 стр. 103 № 4,5,6


29

15

Общая характе­ристика элементов IVА - группы. Углерод.

Комбинированный урок


Строение атома углерода. Ал­лотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. Сажа. Древесный уголь. Адсорбция. Кокс. Коксохимическое производство. Карбиды.

Характеризовать строение, аллотропию, физические и химические свойства, получение и применение аморфного углерода и его сортов с использованием русского (родного) языка и языка

химии.

Сравнивать строение и свойства алмаза и графита.

Описывать окислительно-восстановительные свойства углерода.

Проводить, наблюдать и описывать

химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности


§ 20 стр. 109 № 6,7,8


30

16

Кислородные соединения углерода.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

39. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.

Оксид углерода (II) или угар­ный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: по­лучение, свойства, примене­ние.

Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход кар­бонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание кар­бонат-иона среди других ио­нов.

Характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение оксидов углерода, угольной кислоты и её солей, с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Устанавливать причинно-следственные связи между видами химических связей, типами кристаллических решеток оксидов углерода, угольной кислоты и её солей, их физическими и химическими свойствами,

а также применением.

Соблюдать правила техники безопасности при использовании печного отопления.

Оказывать первую помощь при отравлении угарным газом.

Проводить, наблюдать и описывать

химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности.


§ 21 стр. 114 № 6,7,8


31

17

«Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат - ионы»



Практическая работа №5

Углекислый газ, качественные реакции на карбонат – ионы.

Уметь обращаться с лабораторным

оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Распознавать некоторые анионы и катионы.

Наблюдать свойства электролитов и

происходящих с ними явлений.

Наблюдать и описывать реакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.


Карточки, дидактический материал

32-33

18-19

Углеводороды.

Изучение нового материала.

Вещества органические и не­органические. Особенности органических веществ. При­чины многообразия органиче­ских соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органиче­ской химии. Предельные и непредельные углеводороды. Структурная формула. Реакция дегидрирования.

Характеризовать особенности состава и свойств органических соединений.

Различать предельные и непредельные углеводороды.

Называть и записывать формулы (молекулярные и структурные) важнейших представителей углеводородов.

Предлагать эксперимент по распознаванию соединений непредельного строения.

Наблюдать за ходом химического эксперимента, описывать его и делать выводы на основе наблюдений.

Фиксировать результаты эксперимента с помощью русского (родного) языка, а также с помощью химических формул и уравнений


§ 22 стр. 119 № 6,7,8


34-35

20-21

Кислородсодержащие органические соединения.

Изучение нового материала.

Спирты – представители ки­слородсодержащих органиче­ских соединений. Физические и химические свойства спир­тов. Физиологическое дейст­вие на организм метанола и этанола.

Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная ки­слота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая ки­слота – представитель жирных карбоновых кислоты

Характеризовать спирты как кислородсодержащие органические соединения.

Классифицировать спирты по атомности.

Называть представителей одно- и трехатомных спиртов и записывать их формулы.

Характеризовать кислоты как кислородсодержащие органические соединения.

Называть представителей предельных и непредельных карбоновых кислот и записывать их формулы.

Характеризовать жиры как сложные эфиры, а мыла́ — как соли карбоновых кислот.


§ 23 стр. 123

6,7,8


36

22

Кремний и его соединения.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

40. Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств.

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Силан. Силициды. Кремниевая кислота и её соли. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе.

Характеризовать строение атомов и кристаллов, физические и химические свойства, получение и применение кремния и его соединений с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, видом химической связи, типом кристаллической решетки кремния, его физическими и химическими свойствами.

Выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием кремния и его соединений.


§ 24 стр. 127 № 3,5


37

23

Силикатная промышленность.

Комбинированный урок


Понятие си­ликатной промышленности. Цемент. Стекло. Керамика. Фарфор. Фаянс.

Характеризовать основные силикатные производства.

Раскрывать значение силикатных материалов в науке, энергетике, медицине и других областях.


§ 25 стр. 132 № 3,4

Сообщения


38

24

Получение неметаллов

Комбинированный урок


Фракционная перегонка жидкого воздуха. Электролиз растворов.

Классифицировать формы природных соединений неметаллов.

Характеризовать общие способы получения неметаллов.

Конкретизировать эти способы примерами и уравнениями реакций с составлением электронного баланса.


§ 26 стр. 136 № 5,6,7

Сообщения


39

25

Получение важнейших химических соединений неметаллов.

Комбинированный урок


Метод кипящего слоя. Принцип теплообмена. Принцип противотока. Принцип циркуляции. Олеум.

Классифицировать формы природных соединений неметаллов.

Характеризовать общие способы получения неметаллов.

Конкретизировать эти способы примерами и уравнениями реакций с составлением электронного баланса.

§ 27 стр. 141 № 5,6

Сообщения


40-41

26-27

«Неметаллы и их соединения».

Обобщение и

систематизация

знаний

Урок-упражнение с

использованием

самостоятельной работы

по выполнению

проверочных тестов,

заданий и

упражнений


Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом.

Получать химическую информации из различных источников.

Представлять информацию по теме «Неметаллы» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ


Подготовка к контрольной работе.

42

28

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Карточки, дидактический материал

ГЛАВА 4 Металлы и их соединения  (15 ч)

43

1

Общая характеристика металлов.

Изучение нового материала.

Положение металлов в перио­дической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кри­сталлическая решётка и ме­таллическая химическая связь. Чёрные металлы. Цветные металлы. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой циви­лизации.

Объяснять, что такое металлы.

Различать формы существования металлов: элементы и простые вещества.

Характеризовать химические элементы-металлы по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.

Прогнозировать свойства незнакомых металлов по положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, видом химической связи, типом кристаллической решетки металлов —

простых веществ и их соединений



§ 28 стр. 149 № 7

Сообщения


44-45

2-3

Химические свойства металлов.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

41. Взаимодействие металлов с растворами солей

Химические свойства метал­лов как восстановителей. Электрохимический ряд на­пряжений металлов и его ис­пользование для характери­стики химических свойств конкретных металлов.

Объяснять, что такое ряд активности металлов. Применять его для характеристики химических свойств простых веществ-металлов.

Обобщать систему химических свойств металлов как «восстановительные свойства».

Составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов в свете учения об окислительно-восстановительных

процессах, а реакции с участием электролитов представлять также и в ионном виде.

Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии.

Самостоятельно проводить опыты, подтверждающие химические свойства металлов, с соблюдением правил техники безопасности


§ 29 стр. 153 № 5,6,7,8,9

Сообщения


46

4

Общая характе­ристика элементов IА - группы.

Комбинированный урок


Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физи­ческие и химические свойства. Важнейшие соединения ще­лочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свой­ства и применение в народном хозяйстве.

Объяснять этимологию названия группы «щелочные металлы».

Давать общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Характеризовать строение, физические и химические свойства щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного.

Предсказывать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов на основе их состава и строения и подтверждать

прогнозы уравнениями соответствующих реакций.

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием щелочных металлов и их соединений.


§ 30 стр. 159 № 1,3,4

Сообщения


47

5

Общая характе­ристика элементов IIА - группы.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

42. Свойства оксида кальция


Строение атомов щелочнозе­мельных металлов. Щелочно­земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Оксид кальция (негашёная известь), гидроксид кальция (гашёная известь), известковое молоко, баритова вода.

Объяснять этимологию названия группы «щелочноземельные металлы».

Давать общую характеристику металлов II А группы (Be, Mg, щелочноземельных металлов) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Характеризовать строение, физические и химические свойства щелочноземельных металлов в свете общего, особенного и единичного.

Предсказывать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов металлов II А группы на основе их состава и строения и подтверждать

прогнозы уравнениями соответствующих реакций.

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием щелочноземельных металлов и их соединений.


§ 31 стр. 1635,6

Сообщения


48

6

Жёсткость воды и способы её устранения.

Комбинированный урок


Жёсткая вода. Временная жёсткость воды. Постоянная жёсткость воды. Минеральная вода.

Объяснять, что такое жёсткость воды и её виды, вред. Применять данные знания для устранения жёсткости воды в быту.

Обобщать систему химических свойств металлов как «восстановительные свойства».

Составлять молекулярные уравнения реакций, устранения жёсткости воды в свете учения об окислительно-восстановительных

процессах, а реакции с участием электролитов представлять также и в ионном виде.

Наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии.

§ 32 стр. 166 № 7,8

Сообщения


49

7

«Жёсткость воды и способы её устранения»

Практическая работа №6

Жёсткость воды и способы её устранения.

Уметь обращаться с лабораторным

оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Распознавать жёсткость воды.

Наблюдать свойства веществ и происходящих с ними явлений.

Наблюдать и описывать реакции с участием различных веществ с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.


Карточки, дидактический материал

50

8

Алюминий и его соединения.

Комбинированный урок


Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области примене­ния алюминия. Природные со­единения алюминия. Соедине­ния алюминия - оксид и гидро­ксид, их амфотерный харак­тер.

Характеризовать алюминий по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Описывать строение, физические и химические свойства алюминия, подтверждая их соответствующими уравнениями реакций.

Объяснять двойственный характер химических свойств оксида и гидроксида алюминия.

Конкретизировать электролитическое получение металлов описанием производства алюминия.

Устанавливать зависимость областей применения алюминия и его сплавов от свойств.

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием алюминия и его соединений.


§ 33 стр. 171 № 5,6

Сообщения


51

9

Железо и его соединения.

Комбинированный урок

Лабораторные опыты:

43. Получение гидроксидов железа (II) (III),свойства.

Строение атома железа. Сте­пени окисления железа. Физи­ческие и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

Характеризовать положение железа в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атома.

Описывать физические и химические свойства железа, подтверждая их соответствующими уравнениями реакций.

Различать чугуны и стали.

Объяснять наличие двух генетических рядов соединений железа Fe2+ и Fe3+ .

Устанавливать зависимость областей применения железа и его сплавов от свойств.

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием железа и его соединений.


§ 34 стр. 171 № 5,6,7



52

10

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»


Практическая работа №7

Химические свойства металлов.

Уметь обращаться с лабораторным

оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Распознавать некоторые анионы и катионы.

Наблюдать свойства электролитов и

происходящих с ними явлений.

Наблюдать и описывать реакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.


Карточки, дидактический материал

53

11

Коррозия металлов и способы защиты от неё.

Комбинированный урок


Коррозия химическая и электрохимическая. Способы защиты металлов от коррозии. Легирующая добавка.

Объяснять, что такое коррозия.

Различать химическую и электрохимическую коррозию.

Иллюстрировать понятия «коррозия», «химическая коррозия», «электрохимическая коррозия» примерами.

Характеризовать способы защиты металлов от коррозии.


§ 35 стр. 182 № 4,5,6



54

12

Металлы в природе. Понятие о металлургии.

Комбинированный урок


Благородные металлы. Чёрная металлургия. Цветная металлургия. Пирометаллургия. Чугун. Сталь. Доменная печь. Конвертор. Электролиз расплавов.

Классифицировать формы природных соединений металлов.

Характеризовать общие способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургии.

Конкретизировать эти способы примерами и уравнениями реакций с составлением электронного баланса.


§ 36 стр. 189 № 3,4



55-56

13-14

«Металлы и их соединения».

Обобщение и

систематизация

знаний

Урок-упражнение с

использованием

самостоятельной работы

по выполнению

проверочных тестов,

заданий и

упражнений


Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом.

Получать химическую информации из различных источников.

Представлять информацию по теме «Металлы» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ


Подготовка к контрольной работе.

57

15

Контрольная работа №4 по теме «Металлы и их соединения».

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Карточки, дидактический материал

ГЛАВА 5 Химия и окружающая среда  (3 ч)

58

1

Химический состав планеты Земля.

Комбинированный урок

Химический состав планеты Земля. Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Состав горных пород и минералов. Руды. Полезные ископаемые.

Характеризовать химический состав планеты Земля с использованием русского (родного) языка и языка химии.

Называть оболочки планеты и их составляющие.



§ 37 стр. 190 № 5,6

Проект

59

2

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

Комбинированный урок


Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Озоновый слой. Проблемы безопасного ис­пользования веществ и хими­ческих реакций в повседнев­ной жизни. Токсичные, горю­чие и взрывоопасные веще­ства. Бытовая химическая грамотность.

Характеризовать глобальные экологические проблемы.

Получать информации из различных источников.

Уметь находить пути решения данных проблем.


§ 38 стр. 201 № 6,7

Проект

60

3

«Химия и окружающая среда» 

Защита проектов

«Способы опреснения морской воды»

«Экологические катастрофы»

«Зелёная химия».

Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.

Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом.

Получать химическую информации из различных источников.

Представлять информацию по теме в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ

стр. 202 № 1-3

ГЛАВА 6 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) ( 8 ч)

61-62

1-2

Вещества

Комбинированный урок

Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе­риодической системы химиче­ских элементов Д.И. Менде­лева.

Типы химических связей, типы кристаллических решё­ток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Представлять информацию по теме

«Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома», «Виды химических связей и типы

кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнять тестовые задания по теме.




§ 39 стр. 208 № 10,11,

63-64

3-4

Химические реакции

Комбинированный урок

Классификация химических реакций по различным при­знакам (число и состав реаги­рующих и образующихся ве­ществ; тепловой эффект; ис­пользование катализатора; на­правление; изменение степе­ней окисления атомов).

Представлять информацию по теме «Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций» в виде

таблиц, схем, опорного конспекта,

в том числе с применением средств

ИКТ.

Выполнять тестовые задания по теме


§ 40 стр. 211 № 7,8,9

65-66

5-6

Основы неорганической химии

Комбинированный урок


Химические свойства веществ.

Электролитическая

диссоциация

кислот, оснований, солей.

Ионные уравнения.

Условия протекания

реакций обмена до конца.


Характеризовать общие, особенные и индивидуальные химические свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации. Окислительно-восстановительные реакции, окислитель и восстановитель.

Отличать этот тип реакций от реакций обмена.

Записывать уравнения окислительно-

восстановительных реакций с помощью

электронного баланса

Аргументировать возможность протекания химических реакций в растворах электролитов, исходя из условий.


§ 41 стр. 217 № 9,10

67-68

7-8

Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и

демоверсии. Контрольная работа №5 «Решение ГИА»



Выполнять тесты в формате ОГЭ за курс основной

школы.

Адекватно оценивать свои успехи в освоении курса основной школы.

Аргументированно выбирать возможность сдачи ОГЭ по химии.

Проецировать собственную образовательную траекторию по изучению химии в средней школе.


Тренировочные тесты



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.