Рабочая программа по химии в 9 классе по УМК О.С. Габриеляна
Пояснительная записка
Рабочая программа разработаны на основе:
- Примерной программы по химии
-Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. –7-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 17-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010г
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.
Учебники данного автора включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
Данный УМК способствует глубокому и прочному усвоению учебного материала, успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов, или продуктов реакции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Информация о внесенных изменениях, их обоснование;
В рабочую программу (авторская программа допускает изменения последовательности рассматриваемых вопросов и количества времени на их изучение) не внесены изменения.
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Использую классно-урочную систему обучения. Исходя из этого, применяю следующие типы уроков:
а) Уроки усвоения новых знаний и умений (изучение нового материала);
б) Уроки совершенствования и применения теоретических знаний и умений;
в) Уроки обобщения и систематизации знаний;
г) Контрольно-учетные уроки;
д) Комбинированные (смешанные) уроки;
е) Уроки «Практические работы».
з) урок-лекция.
Контрольно-оценочные средства.
Контроль усвоения учебного материала осуществляется через: авторские контрольные и проверочные работы, практические работы, устный опрос на уроках.
Контрольные и проверочные работы. 9 класс. Авторы: Габриелян О.С. и др.
Тематическое планирование по химии, 9 класс, (2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | ||
Практические работы | Лаб. оп. | Контрольные работы | |||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса. | 6 | | Л. оп. 1. | |
2. | Тема 1. Металлы | 15 | | Лаб. Оп. №2 - №6. | № 1 «Метал лы» |
3. | Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений. | | №1 «Осуществление цепочки химических превращений» №2. Получение и свойства соединений металлов. №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ» | | |
4. | Тема 3. Неметаллы | 23 | | Лаб. Оп №7 - № 13 | № 2 «Неметаллы» |
5. | Тема 4. Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений. | | № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода». № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». № 6. Получение, собирание и распознавание газов. | | |
6. | Тема 5. Органические соединения | 10 | | Лаб. оп. № 14 - № 17 | |
7. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | | | №3 «Итоговая за курс химии 9го класса» |
| Итого | 68 | 6 | 17 | 3 |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы:
Состав УМК «Химия» для 8-9 классов:
- Учебник c электронным приложением. 9 класс. Автор: Габриелян О.С.
- Контрольные и проверочные работы. 9 класс. Авторы: Габриелян О.С. и др.
- Мультимедийное приложение. 9 класс. Автор: Габриелян О.С.
- Методическое пособие. 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Яшукова А.В.
- Программа курса химии. 8-11 классы. Автор: Габриелян О.С.
Оборудование и приборы.
| Наименование | Кол-во, шт. |
| ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
|
1 | Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» | 1 |
2 | Таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде» | 1 |
3 | Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов» | 1 |
4 | Комплект таблиц «Химия в технологиях сельского хозяйства» | 1 |
5 | Комплект инструктивных таблиц по химии | 1 |
6 | Основы химических знаний. Правила проведения лабораторных работ | 1 |
7 | Методические рекомендации по химии "Ученический эксперимент с использованием микролаборатории для химического эксперимента" (в двух частях) | 1 |
| ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ | |
8 | Электронное пособие по химии «Химический эксперимент» | 1 |
9 | Комплект дисков с видеозаписями демонстрационных опытов | 1 |
| ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ | |
10 | Комплект электроснабжения | 1 |
11 | Термометр электронный | 1 |
13 | Стол-подъемник | 1 |
14 | Весы лабораторные электронные | 1 |
15 | Доска для сушки посуды | 1 |
| ЛАБОРАТОРНАЯ ПОСУДА, ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИЙ | |
16 | Комплект колб демонстрационных | 1 |
17 | Комплект мерной посуды | 1 |
18 | Комплект изделий из керамики и фарфора | 1 |
19 | Набор посуды и принадлежностей для проведения демонстрационных опытов | 1 |
20 | Набор деталей к установке для перегонки веществ | 1 |
21 | Аппарат для получения газов (демонстрационный) | 1 |
22 | Хранилище для химических реактивов | 1 |
| ЛАБОРАТОРНАЯ ПОСУДА, ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА | |
23 | Микролаборатория для химического эксперимента (с нагревателем пробирок) | 5 |
24 | Лабораторная баня для ученического эксперимента | 5 |
25 | Весы учебные лабораторные электронные | 5 |
27 | Прибор для получения газов лабораторный (ППГ) | 5 |
28 | Набор из керамики и фарфора | 5 |
| МОДЕЛИ, КОЛЛЕКЦИИ | |
29 | Набор моделей атомов для составления моделей молекул по органической и неорганической химии» | 1 |
30 | Набор моделей кристаллических решеток» | 1 |
31 | Коллекция «Волокна» | 1 |
32 | Коллекция «Металлы» | 1 |
33 | Коллекция «Нефть и продукты ее переработки» | 1 |
34 | Коллекция «Топливо» | 1 |
35 | Коллекция «Чугун и сталь» | 1 |
36 | Коллекция «Пластмассы» | 1 |
37 | Коллекция «Шкала твердости» | 1 |
38 | Коллекция «Алюминий» | 1 |
39 | Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» | 1 |
40 | Коллекция «Стекло и изделия из стекла» | 1 |
41 | Коллекция «Минералы и горные породы» (48 видов) | 1 |
| ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКТИВЫ | |
42 | Набор №1 С «Кислоты» | 1 |
43 | Набор №20 ВС «Кислоты» | 1 |
44 | Набор №3 ВС «Щелочи» | 1 |
45 | Набор №5 С «Органические вещества» | 1 |
46 | Набор №6 С «Органические вещества» | 1 |
47 | Набор №7 С «Минеральные удобрения» | 1 |
48 | Набор №11 С «Соли для демонстрации опытов» | 1 |
49 | Набор №12 ВС «Неорганические вещества для демонстрационных опытов» | 1 |
50 | Набор №13 ВС «Галогениды» | 1 |
51 | Набор №14 ВС «Сульфаты, сульфиты» | 1 |
52 | Набор 16 ВС «Металлы, оксиды» | 1 |
53 | Набор №17 С «Нитраты» (с серебром) | 1 |
54 | Набор №18 С «Соединения хрома» | 1 |
55 | Набор №19 ВС «Соединения марганца" | 1 |
56 | Набор №21 ВС «Неорганические вещества» | 1 |
57 | Набор №22 ВС «Индикаторы» | 1 |
Цифровые образовательные ресурсы
Химия 8 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека Просвещение. (диск 1.2.)
Химия. 1С: Репетитор. Весь школьный курс. (Для учителей и старшеклассников)
Габриелян О.С. Химия 8-11классы. 8 класс. Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику. Дрофа.
Интернет-ресурсы.
1 |
| Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации |
2 | http://window.edu.ru/ | Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» |
3 | http://fcior.edu.ru/ | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
4 |
| Федеральный портал «Российское образование (Сайт содержит информацию об Интернет-ресурсах в области образования, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие образовательную деятельность). |
5 |
| Российский общеобразовательный портал (Портал обеспечивает открытый доступ к сетевым ресурсам для учеников, учителей и родителей). |
6 | http://school-collection.edu.ru/
| Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов |
7 | Образовательный портал Учеба | |
8 | | Портал Единый экзамен |
9 | | Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений |
Литература, рекомендованная для учащихся;
Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение: Учеб. лит. 1997
Бердоносов С.С. Справочник школьника по общей химии. – М.: Аквариум, 1997.
Тикунова И.В., Артеменко А.И. Химия. Краткий справочник. – М.: Высш. Шк. 2004.
Ахметов Н.С., Азизова М.К., Бадыгина Л.И. Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии.
Васильева З.Г., Грановская А.А., Таперова А.А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии.
Оржековский П.А. и др. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии. Книга для учащихся 8-11 классов.
Габриелян О.С. и др. Задачи по химии и способы их решения.
Гольдфарб Я.Л., и др. Сборник задач и упражнений по химии. 8-10 классы
Дзудцова Д.Д., Бестаева Л.Б. Окислительно – восстановительные реакции.
Князева Р.Н., Артемьев В.П. Задания по химии для учащихся малокомплектной школы.
Оржековский А.М. и др. Химия. Школьная олимпиада.
Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии.
Химия. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс основной школы.
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений для средней школы.
Сборники тестовых заданий: Габриелян О.С. Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы.
Городова Н.М. Сборник тестовых заданий по химии для 8-9 классов.
Попова О.А. Тестовые задания по химии. 8-9 классы
Литература, использованная при подготовке программы
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010г.- 79 с.;
2.Рабочие программы по химии. 8-11 классы (по программам О.С.Габриеляна, И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской), Сост. В.Е. Морозов. – 2-е изд., доп., испр. – М.: Глобус, 2010. – 221 с. – (Образовательный стандарт.)
Лист изменений.