Рабочая программа по информатике в 10 классе по УМК И.Г. Семакина
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданского воспитания: активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения математики - науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки в области математики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Духовно-нравственного воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Эстетическое воспитание: Приобщение, воспитание к культуре, языкам народов, проживающих в России и культуре России, сохранение, поддержка и развитие российской культуры, популяризация российских нравственных и семейных ценностей;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания: экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Ценностей научного познания: Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Метапредметные результаты
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметныерезультаты.
1. Умение самостоятельно определять цели и составлятьпланы; самостоятельно осуществлять, контролироватьи корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможныересурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:
учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействоватьв процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:
формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умениеориентироваться в различных источниках информации,критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебнаяи производственная деятельность в этой области невозможнабез способностей к самообучению, к активной познавательнойдеятельности.
Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются.В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методикаиндивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены натри уровня сложности: репродуктивный, продуктивный итворческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышениюуровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
Предметные результаты
При изучении курса «Информатика» в соответствиис требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение,преимущественно, общеобразовательной и общекультурнойподготовки.
Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов
Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня
Владение знанием основных конструкций программирования
Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц
Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ
Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации
Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Ученик научится:
что такое язык представления информации; какие бывают языки
понятиям «кодирование» и «декодирование» информации
понятиям «шифрование», «дешифрование».
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основныеспособы графического представления числовой информации.
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Ученик получит возможность:
познакомиться стремя философскими концепциями информации
узнать о понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
узнать о примерах технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Содержание учебного предмета
Введение. Структура информатики (1ч).
Раздел 1. Информация (11ч).
Информация. Представление информации. Измерение информации. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.
Раздел 2. Информационные процессы (5ч).
Хранение и передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.
Раздел 3. Программирование (17ч).
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы. Работа с массивами. Работа с символьной информацией.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | дата |
1 | Введение. Структура информатики (1ч). | 1 | |
Раздел 1. Информация (11 часов) | | | |
2 | . Понятие информации | 1 | |
3 | Представление информации, языки, кодирование. | 1 | |
4 | Практическая работа №1.1. «Шифрование данных.» | 1 | |
5 | . Измерение информации. Алфавитный подход | 1 | |
6 | Практическая работа №1.2. «Измерение информации.» Содержательный подход. | 1 | |
7 | Представление чисел в компьютере | 1 | |
8 | Практическая работа №1.3. Представление чисел | 1 | |
9 | Представление текста, изображения и звука в компьютере | 1 | |
10 | Практическая работа №1.4. Представление текстов. Сжатие текстов | 1 | |
11 | Практическая работа №1.5. Представление изображения и звука | 1 | |
12 | Контрольная работа № 1 «Информация». | 1 | |
Раздел 2. Информационные процессы (5 часов) | | | |
13 | Хранение и передача информации | 1 | |
14 | Обработка информации и алгоритмы. Практическая работа №2.1. Управление алгоритмическим исполнителем | 1 | |
15 | Автоматическая обработка информации. | 1 | |
16 | Информационные процессы в компьютере. Практическая работа №2.2. Автоматическая обработка данных | 1 | |
17 | Контрольная работа № 2 «Хранение, передача и обработка информации». | 1 | |
| Раздел 3. Программирование (17ч). | | |
18 | Алгоритмы и величины. Структуры алгоритмов. | 1 | |
19 | Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. | 1 | |
20 | Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. | 1 | |
21 | Практическая работа №3.1. Программирование линейных алгоритмов | 1 | |
22 | Логические величины, операции, выражения. Практическая работа №3.2. Программирование логических выражений | 1 | |
23 | Программирование ветвлений. Практическая работа №3.3. Программирование ветвящихся алгоритмов. Пример поэтапной разработки программы решения задачи. | 1 | |
24 | Программирование циклов. | 1 | |
25 | Практическая работа №3.4. Программирование циклических алгоритмов. Вложенные и итерационные циклы | 1 | |
26 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | 1 | |
27 | Практическая работа №3.5. Программирование с использованием подпрограмм | 1 | |
28 | Работа с массивами. | 1 | |
29 | Практическая работа №3.6. Программирование обработки одномерных массивов | 1 | |
30 | Практическая работа №3.7. Программирование обработки двумерных массивов | 1 | |
31 | Работа с символьной информацией. | 1 | |
32 | Практическая работа № 3.8. Программирование обработки строк символов | 1 | |
33 | Повторение, решение задач | 1 | |
34 | Итоговый урок | 1 | |