Рабочая программа по информатике (10 класс, УМК: Н.Д. Угринович)
Предмет:
Уровень: Класс: УМК: Количество часов: |
Информатика Базовый 10 Угринович Н.Д. 35 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 16 часов; во 2 полугодие -19 часов, всего – 35 часов.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 26, количество контрольных работ - 3.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Введение «Информация и информационные процессы». |
4 |
2 |
Глава 1 «Информационные технологии». |
13 |
3 |
Глава 2. Коммуникационные технологии. |
16 |
4 |
Повторение. |
2 |
Итого: |
35 |
Содержание учебного курса
Введение. Информация и информационные процессы.
Информационные технологии.
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы:
Практическая работа 1.1. Кодировки русских букв
Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документа
Практическая работа 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации
Практическая работа 1.6. Растровая графика
Практическая работа 1.7. Трехмерная векторная графика
Практическая работа 1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
Практическая работа 1.9. Создание Flash-анимации
Практическая работа 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука
Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ»
Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов.
Коммуникационные технологии. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Практические работы:
Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети
Практическая работа 2.2. Создание подключения к Интернету
Практическая работа 2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса
Практическая работа 2.4. Настройка браузера
Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой
Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
Практическая работа 2.7. Работа с файловыми архивами
Практическая работа 2.8. Геоинформационные системы в Интернете
Практическая работа 2.9. Поиск в Интернете
Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине
Практическая работа 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора.
Повторение.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Оборудование и приборы
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
№ урока |
Тема урока, практического занятия |
Кол-во часов |
Глава, §, стр. |
Дата проведения |
Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы – 4 часа |
||||
|
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. |
1 |
с.7-9 |
|
|
Вероятностный подход к измерению информации. |
1 |
с.9-10 |
|
|
Алфавитный подход к измерению информации. |
1 |
с.10-11 |
|
|
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» |
1 |
||
Тема 2. Информационные технологии – 13 часов |
||||
|
Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв». Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа». |
1 |
п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 с.15, с.25 |
|
|
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа №3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика». |
1 |
п.1.1.4 с.30 |
|
|
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа». |
1 |
п.1.1.5 с.33 |
|
|
Кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации». |
1 |
п.1.2.1 с.38 |
|
|
Растровая графика. Практическая работа №6. «Растровая графика». |
1 |
п.1.2.1 с.44 |
|
|
Векторная графика. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика». |
1 |
п.1.2.3 с. 57 |
|
|
Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас». |
1 |
с.59 |
|
|
Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации». |
1 |
с.69 |
|
|
Кодирование звуковой информации. Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука». |
1 |
п.1.3 с.74 |
|
|
Компьютерные презентации. Практическая работа №11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». Практическая работа №12 «Разработка презентации «История развития ВТ». |
1 |
п.1.4 с.81, 85 |
|
|
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». |
1 |
п.1.5.1 с.94 |
|
|
Электронные таблицы. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов». |
1 |
п.1.5.2, 1.5.3 с.99, 105 |
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии». |
1 |
||
Тема 3. Коммуникационные технологии - 16 часов. |
||||
|
Локальные компьютерные сети. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети». |
1 |
п.2.1 стр.119 |
|
|
Глобальная компьютерная сеть Интернет. |
1 |
п.2.2 |
|
|
Подключение к Интернету. Практическая работа №17 «Создание подключения к Интернету». |
1 |
п.2.3 стр.132 |
|
|
Практическая работа №18 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса». |
1 |
стр.138 |
|
|
Всемирная паутина. Практическая работа №19 «Настройка браузера». |
1 |
п.2.4 стр.143 |
|
|
Электронная почта. |
1 |
п.2.5 |
|
|
Практическая работа №20 «Работа с электронной почтой». |
1 |
стр.150 |
|
|
Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа №21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях». |
1 |
п.2.6 стр.158 |
|
|
Файловые архивы. Практическая работа №22 «Работа с файловыми архивами». |
1 |
п.2.7 стр.171 |
|
|
Радио, телевидение и Wed камеры в Интернете. |
1 |
п.2.8 |
|
|
Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №23 «Геоинформационные системы в Интернете». |
1 |
п.2.9 стр.182 |
|
|
Поиск информации в Интернете. Практическая работа №24 «Поиск в Интернете». |
1 |
п.2.10 Стр.187 |
|
|
Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №25 «Заказ книг в Интернет-магазине». |
1 |
п.2.11 стр.198 |
|
|
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. |
1 |
п.2.12 |
|
|
Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора». |
1 |
п.2.13 стр. 205 |
|
|
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии». |
1 |
||
Повторение – 2 часа |
||||
|
Повторение по теме «Информационные технологии». |
1 |
||
|
Повторение по теме «Коммуникационные технологии». |
1 |
2