Рабочая программа по информатике (9 класс, УМК И. Г. Семакина)

2
0
Материал опубликован 17 November 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхне-Серебряковская средняя общеобразовательная школа №12




«Утверждаю»

Директор

_____________________ Гречко Н.Г.

Приказ от_____________ №________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по информатике .

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 9 класс .

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 34 часа

Учитель Малакмадзе Татьяна Леонидовна .

(ФИО)

Программа разработана на основе Информатика. 7-9 классы: примерная рабочая программа. / И.Г. Семакин и др. – М.: Бином. Лаборатория знаний. – 2016. – 38 с. / Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы. Составитель: М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 576 с. – (Программы и планирование). .

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)




Сл. Верхнесеребряковка

2019г.

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

методического объединения

естественно-математического цикла

МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ № 12

от _____________ №_______

подпись руководителя МО __________ / Малакмадзе Т.Л. /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ / Н.П. Липова/

« ____ » _______________ 2019 г.





I. Пояснительная записка


Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы


Рабочая программа составлена на основе:

1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. с изм. и доп. от 26.07.2019)

2.

Областной Закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (ред. с изм. от 05.12.2018)

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577)

4.

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12 (рассмотрена на педагогическом совете от 29.08.2019г. протокол №1, приказ от 30.08.2019г № 102.)

5.

Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы. Составитель: М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2015. – 576 с. – (Программы и планирование).

6.

Авторская программапо информатике 7-9 классы под редакцией И. Г. Семакин и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2016 – 38 с.




Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета

Предметный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия учебников И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С. В. Русаковой, Л. В. Шестаковой «Информатика. 7-9 классы» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования.

В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Так как курс информатики для основной школы (7—9 клас­сы) носит общеобразовательный характер, его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей сту­пени общего образования. В соответствии с авторской концеп­цией в содержании предмета должны быть сбалансированно отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, при­кладная информатика (средства информатизации и инфор­мационные технологии) и социальная информатика.

Поэтому авторский курс информатики основного общего об­разования включает в себя следующие содержательные линии:

Информация и информационные процессы.

Представление информации.

Компьютер: устройство и ПО.

Формализация и моделирование.

Системная линия.

Логическая линия.

Алгоритмизация и программирование.

Информационные технологии.

Компьютерные телекоммуникации.

Историческая и социальная линии.

Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области, такие как информация, информационные процессы, информа­ционные модели.

Вместе с тем большое место в курсе занимает технологи­ческая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся.


Технологии и методы обучения


В условиях реализации требований ФГОС ООО используются наиболее эффективные на уроках информатики технологии:

Педагогика сотрудничества.

Личностно-ориентированное обучение.

Технология деятельностного метода.

Метод проектов.

Проблемное обучение.

Информационно-коммуникационная технология.

Технология развития критического мышления.

Технологии уровневой дифференциации.

Здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.



II. Планируемые результаты освоения учебного предмета


При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.

В задачнике-практикуме, входящем в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего связанных с освоением информационных технологий), содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). В методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.

3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией. Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени.

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение проверке правильности функционирования созданного объекта. Умение оценивать правильность выполненной задачи заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.

3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием. При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект. Логические умозаключения в информатике формализуются средствами алгебры логики.

4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме — знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами преобразования в двоичную знаковую форму. В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе — и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель.

5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).

Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» и «Компьютерные телекоммуникации».

Предметные результаты освоения информатики

В соответствии с ФГОС, изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Все компетенции, определяемые в данном разделе ФГОС, обеспечены содержанием учебников для 7, 8, 9 классов, а также других компонентов, входящих в УМК.

В результате освоения курса информатики в 9 классе ученик научится:

Глава 1. Управление и алгоритмы

Обучающийся научится:

понимать сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

разбираться, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления, в чем состоят основные свойства алгоритма;

записывать алгоритм при помощи блок-схемы, учебного алгоритмического языка;

понимать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Обучающийся получит возможность:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

осуществлять контроль своей деятельности;

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале.


Глава 2. Введение в программирование

Обучающийся научится:

понимать, что такое трансляция;

работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Обучающийся получит возможность:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

осуществлять контроль своей деятельности;

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале.


Глава 3. Информационные технологии и общество

Обучающийся научится:

разбираться в основных этапах развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Обучающийся получит возможность:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

осуществлять контроль своей деятельности;

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале.


III. Место предмета в учебном плане МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики в 9 классе отводится не менее 34 часов из расчета 1 часа в неделю (инвариантная часть) в течение всего учебного года.

На основании годового календарного учебного графика и расписания ОУ на 2019-2020 учебный год на изучение информатики отводится 34 часа. Данная программа будет выполнена в полном объеме.

Уплотнение программы не планируется.

Содержание обучения, требования к подготовке обучающихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

В 9 классе обучается 9 человек. Обучающиеся 9 класса активны в условиях специально организованной деятельности на уроках, могут работать в парах, группах, самостоятельно, учатся контролировать и оценивать друг друга. Находятся на стадии формирования навыков самостоятельного поиска информации.

Использование в учебном процессе широкого спектра современных образовательных технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности.


IV. Содержание учебного предмета


Разделы (блоки) программы

Количество часов

Основное программное содержание

Перечень лабораторных, практических работ, экскурсии

теория

практика

Вводное повторение. (2 час.)

2

0

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Повторение курса информатики 8 класса.


Глава 1. Управление и алгоритмы. (9 час.)


3

6

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и последняя детализация алгоритма.

Практическая работа № 1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».

Практическая работа № 2 «Составление линейных алгоритмов управления исполнителем».

Практическая работа № 3 «Использование вспомогательных алгоритмов».

Практическая работа № 4 «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем».

Практическая работа № 5 «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем».

Практическая работа № 6 «Составление алгоритмов со сложной структурой».

Глава 2. Введение в программирование.

(18 час.)

12

6

Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с компьютером. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Одна задача обработки массива. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Сортировка массива.

Практическая работа № 7 «Программирование на Паскале линейных алгоритмов».

Практическая работа № 8 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций».

Практическая работа № 9 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».

Практическая работа № 10 «Разработка программ обработки одномерных массивов».

Практическая работа № 11 «Программирование циклических алгоритмов».

Практическая работа № 12 «Составление программы на Паскале сортировки массива».

Глава 3. Информационные технологии и общество.

(3 час.)

3

0

Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность.


Повторение. (2 часа)

2

0

Обобщение курса информатики 9 класса.


V. Календарно-тематическое планирование

Информатика. 9 класс (базовый уровень, 1 час в неделю, всего 34 часа)

п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Контроль

план

факт

Вводное повторение. (2 ч)

1

05.09


Техника безопасности на уроках информатики. Вводное повторение.

1


2

12.09


Контрольная работа (входной контроль).

1

КР

Глава I. Управление и алгоритмы. (9 ч)

3

19.09


Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью.

1


4

26.09


Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов. ПР № 1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

5

03.10


Графический учебный исполнитель. ПР № 2 «Составление линейных алгоритмов управления исполнителем». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

6

10.10


Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

1


7

17.10


Работа с учебным исполнителем алгоритмов. ПР № 3 «Использование вспомогательных алгоритмов». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

8

24.10


Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

1


9

31.10


Разработка циклических алгоритмов. ПР № 4 «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

10

14.11


Ветвления. Использование двухшаговой детализации. ПР № 5 «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

11

21.11


Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. ПР № 6 «Составление алгоритмов со сложной структурой». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

Глава II. Введение в программирование. (18 ч)

12

28.11


Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

1


13

05.12


Линейные вычислительные алгоритмы.

1


14

12.12


Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов.

1


15

19.12


Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания.

1


16

26.12


Контрольная работа за 1 полугодие.

1

КР

17

16.01


Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. ПР № 7 «Программирование на Паскале линейных алгоритмов». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

18

23.01


Алгоритмы с ветвящейся структурой. Оператор ветвления. Логические операции на Паскале.

1


19

30.01


ПР № 8 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

20

06.02


Циклы на языке Паскаль.

1


21

13.02


ПР № 9 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

22

20.02


Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач.

1


23

27.02


Одномерные массивы в Паскале.

1


24

05.03


ПР № 10 «Разработка программ обработки одномерных массивов». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

25

12.03


Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.

1


26

19. 03


ПР № 11 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

27

02.04


Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы

на Паскале поиска минимального и максимального элементов.

1


28

09.04


Сортировка массива. ПР № 12 «Составление программы на Паскале сортировки массива». Инструктаж по ТБ.

1

ПР

29

16.04


Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера».

1

КР

Глава III. Информационные технологии и общество. (3 ч)

30

23.04


Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ.

1


31

30.04


Социальная информатика: информационные ресурсы информационного общества. Проблемы формирования информационного общества.

1


32

07.05


Социальная информатика: информационная безопасность.

1


Итоговое повторение курса информатики 9 класса. (2 ч)

33

14.05


Итоговая контрольная работа.

1

КР

34

21.05


Повторение. Информационные технологии и общество. Управление и алгоритмы. Программирование на Паскале.

1




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.