Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхне-Серебряковская средняя общеобразовательная школа №12
«Утверждаю»
Директор
_____________________ Гречко Н.Г.
Приказ от_____________ №________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике .
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 9 класс .
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34 часа
Учитель Малакмадзе Татьяна Леонидовна .
(ФИО)
Программа разработана на основе Информатика. 7-9 классы: примерная рабочая программа. / И.Г. Семакин и др. – М.: Бином. Лаборатория знаний. – 2016. – 38 с. / Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы. Составитель: М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 576 с. – (Программы и планирование). .(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Сл. Верхнесеребряковка
2019г.
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
естественно-математического цикла
МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ № 12
от _____________ №_______
подпись руководителя МО __________ / Малакмадзе Т.Л. /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ / Н.П. Липова/
« ____ » _______________ 2019 г.
I. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе:
1. | Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. с изм. и доп. от 26.07.2019) |
2. | Областной Закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (ред. с изм. от 05.12.2018) |
3. | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577) |
4. | Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12 (рассмотрена на педагогическом совете от 29.08.2019г. протокол №1, приказ от 30.08.2019г № 102.) |
5. | Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы. Составитель: М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2015. – 576 с. – (Программы и планирование). |
6. | Авторская программапо информатике 7-9 классы под редакцией И. Г. Семакин и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2016 – 38 с. |
Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета
Предметный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия учебников И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С. В. Русаковой, Л. В. Шестаковой «Информатика. 7-9 классы» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования.
В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Так как курс информатики для основной школы (7—9 классы) носит общеобразовательный характер, его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансированно отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.
Поэтому авторский курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:
Информация и информационные процессы.
Представление информации.
Компьютер: устройство и ПО.
Формализация и моделирование.
Системная линия.
Логическая линия.
Алгоритмизация и программирование.
Информационные технологии.
Компьютерные телекоммуникации.
Историческая и социальная линии.
Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области, такие как информация, информационные процессы, информационные модели.
Вместе с тем большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся.
Технологии и методы обучения
В условиях реализации требований ФГОС ООО используются наиболее эффективные на уроках информатики технологии:
Педагогика сотрудничества.
Личностно-ориентированное обучение.
Технология деятельностного метода.
Метод проектов.
Проблемное обучение.
Информационно-коммуникационная технология.
Технология развития критического мышления.
Технологии уровневой дифференциации.
Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.
В задачнике-практикуме, входящем в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего связанных с освоением информационных технологий), содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). В методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией. Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение проверке правильности функционирования созданного объекта. Умение оценивать правильность выполненной задачи заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием. При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект. Логические умозаключения в информатике формализуются средствами алгебры логики.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме — знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами преобразования в двоичную знаковую форму. В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе — и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» и «Компьютерные телекоммуникации».
Предметные результаты освоения информатики
В соответствии с ФГОС, изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Все компетенции, определяемые в данном разделе ФГОС, обеспечены содержанием учебников для 7, 8, 9 классов, а также других компонентов, входящих в УМК.
В результате освоения курса информатики в 9 классе ученик научится:
Глава 1. Управление и алгоритмы
Обучающийся научится:
понимать сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
разбираться, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления, в чем состоят основные свойства алгоритма;
записывать алгоритм при помощи блок-схемы, учебного алгоритмического языка;
понимать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Обучающийся получит возможность:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
осуществлять контроль своей деятельности;
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале.
Глава 2. Введение в программирование
Обучающийся научится:
понимать, что такое трансляция;
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Обучающийся получит возможность:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
осуществлять контроль своей деятельности;
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале.
Глава 3. Информационные технологии и общество
Обучающийся научится:
разбираться в основных этапах развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Обучающийся получит возможность:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
осуществлять контроль своей деятельности;
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале.
III. Место предмета в учебном плане МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики в 9 классе отводится не менее 34 часов из расчета 1 часа в неделю (инвариантная часть) в течение всего учебного года.
На основании годового календарного учебного графика и расписания ОУ на 2019-2020 учебный год на изучение информатики отводится 34 часа. Данная программа будет выполнена в полном объеме.
Уплотнение программы не планируется.
Содержание обучения, требования к подготовке обучающихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
В 9 классе обучается 9 человек. Обучающиеся 9 класса активны в условиях специально организованной деятельности на уроках, могут работать в парах, группах, самостоятельно, учатся контролировать и оценивать друг друга. Находятся на стадии формирования навыков самостоятельного поиска информации.
Использование в учебном процессе широкого спектра современных образовательных технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности.
IV. Содержание учебного предмета
Разделы (блоки) программы | Количество часов | Основное программное содержание | Перечень лабораторных, практических работ, экскурсии | |
теория | практика | |||
Вводное повторение. (2 час.) | 2 | 0 | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Повторение курса информатики 8 класса. | |
Глава 1. Управление и алгоритмы. (9 час.) | 3 | 6 | Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и последняя детализация алгоритма. | Практическая работа № 1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Практическая работа № 2 «Составление линейных алгоритмов управления исполнителем». Практическая работа № 3 «Использование вспомогательных алгоритмов». Практическая работа № 4 «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем». Практическая работа № 5 «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем». Практическая работа № 6 «Составление алгоритмов со сложной структурой». |
Глава 2. Введение в программирование. (18 час.) | 12 | 6 | Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с компьютером. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Одна задача обработки массива. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Сортировка массива. | Практическая работа № 7 «Программирование на Паскале линейных алгоритмов». Практическая работа № 8 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций». Практическая работа № 9 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». Практическая работа № 10 «Разработка программ обработки одномерных массивов». Практическая работа № 11 «Программирование циклических алгоритмов». Практическая работа № 12 «Составление программы на Паскале сортировки массива». |
Глава 3. Информационные технологии и общество. (3 час.) | 3 | 0 | Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность. | |
Повторение. (2 часа) | 2 | 0 | Обобщение курса информатики 9 класса. | |
V. Календарно-тематическое планирование
Информатика. 9 класс (базовый уровень, 1 час в неделю, всего 34 часа)
№п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Контроль | ||||||
план | факт | |||||||||
Вводное повторение. (2 ч) | ||||||||||
1 | 05.09 | | Техника безопасности на уроках информатики. Вводное повторение. | 1 | | |||||
2 | 12.09 | | Контрольная работа (входной контроль). | 1 | КР | |||||
Глава I. Управление и алгоритмы. (9 ч) | ||||||||||
3 | 19.09 | | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью. | 1 | | |||||
4 | 26.09 | | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов. ПР № 1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
5 | 03.10 | | Графический учебный исполнитель. ПР № 2 «Составление линейных алгоритмов управления исполнителем». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
6 | 10.10 | | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | 1 | | |||||
7 | 17.10 | | Работа с учебным исполнителем алгоритмов. ПР № 3 «Использование вспомогательных алгоритмов». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
8 | 24.10 | | Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | 1 | | |||||
9 | 31.10 | | Разработка циклических алгоритмов. ПР № 4 «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
10 | 14.11 | | Ветвления. Использование двухшаговой детализации. ПР № 5 «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
11 | 21.11 | | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. ПР № 6 «Составление алгоритмов со сложной структурой». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
12 | 28.11 | | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. | 1 | | |||||
13 | 05.12 | | Линейные вычислительные алгоритмы. | 1 | | |||||
14 | 12.12 | | Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов. | 1 | | |||||
15 | 19.12 | | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. | 1 | | |||||
16 | 26.12 | | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | КР | |||||
17 | 16.01 | | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. ПР № 7 «Программирование на Паскале линейных алгоритмов». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
18 | 23.01 | | Алгоритмы с ветвящейся структурой. Оператор ветвления. Логические операции на Паскале. | 1 | | |||||
19 | 30.01 | | ПР № 8 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
20 | 06.02 | | Циклы на языке Паскаль. | 1 | | |||||
21 | 13.02 | | ПР № 9 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
22 | 20.02 | | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач. | 1 | | |||||
23 | 27.02 | | Одномерные массивы в Паскале. | 1 | | |||||
24 | 05.03 | | ПР № 10 «Разработка программ обработки одномерных массивов». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
25 | 12.03 | | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве. | 1 | | |||||
26 | 19. 03 | | ПР № 11 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
27 | 02.04 | | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов. | 1 | | |||||
28 | 09.04 | | Сортировка массива. ПР № 12 «Составление программы на Паскале сортировки массива». Инструктаж по ТБ. | 1 | ПР | |||||
29 | 16.04 | | Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера». | 1 | КР | |||||
Глава III. Информационные технологии и общество. (3 ч) | ||||||||||
30 | 23.04 | | Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ. | 1 | | |||||
31 | 30.04 | | Социальная информатика: информационные ресурсы информационного общества. Проблемы формирования информационного общества. | 1 | | |||||
32 | 07.05 | | Социальная информатика: информационная безопасность. | 1 | | |||||
Итоговое повторение курса информатики 9 класса. (2 ч) | ||||||||||
33 | 14.05 | | Итоговая контрольная работа. | 1 | КР | |||||
34 | 21.05 | | Повторение. Информационные технологии и общество. Управление и алгоритмы. Программирование на Паскале. | 1 | |