Рабочая программа по информатике для 10–11 классов
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
в 10-11 классах
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения базового курса информатики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
В результате изучения учебного предмета «информатика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
2. Содержание учебного предмета
10 кл.
Информация и информационные процессы (15 часов)
Информация. Ее свойства и виды. Информационная культура и информационная грамотность. Этапы работы с информацией. Некоторые приемы работы с тестовой информацией.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 15.
Подходы к измерению информации. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 13.
Информационные связи в системах различной природы. Системы управления. Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 3.
Задачи обработки информации. Кодирование информации. Поиск информации.
Подсчет количества слов фиксированной длины в определенном алфавите.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 5.
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Решение задач по теме «Кодирование информации».
Поиск информации.
Передача информации. Диаграмма Гантта. Хранение информации.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 4.
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы».
Компьютер и его программное обеспечение (6 часов)
История развития вычислительной техники.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 6.
Основополагающие принципы устройства ЭВМ.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 7.
Программное обеспечение компьютера.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 8 .
Алгоритм Хаффмана.
Файловая система компьютера
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 10.
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение»
Представление информации в компьютере (13 часов)
Позиционные системы счисления. Свернутая и развернутая форма записи чисел. Схема Горнера.
Перевод чисел из системы счисления с основанием q в 10-ую систему счисления.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 11.
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 12.
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 1.
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Двоичная запись суммы/разности степеней двойки.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 14.
Представление целых и вещественных чисел в компьютере. Машинные коды. Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 16.
Векторная и растровая графика.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 9.
Кодирование цвета. Цветовые модели.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 19.
Оцифровка звука.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 20.
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере».
Элементы теории множеств и алгебры логики (23 часов)
Понятие множества, операции над множествами, мощность множества.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 17.
Решение задач по теме «Некоторые сведения из теории множеств».
Алгебра логики. Высказывания. Логические операции и выражения.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 21.
Предикаты и их множества истинности.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 21.
Таблицы истинности, их построение.
Анализ таблиц истинности.
Основные законы алгебры логики и их доказательство.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 2.
Упрощение логических выражений.
Подсчет количества решений логического уравнения.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 18.
Понятие логической функции.
Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение. Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 22.
Элементы схемотехники. Сумматор.
Триггер.
Решение логических задач методом рассуждений.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 23.
Задачи о рыцарях и лжецах.
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики».
Решение логических задач путем упрощения логических выражений. Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 23.
Задачи на сапоставление. Использование таблиц истинности.
Практическая работа. Разбор решения задания ЕГЭ 23.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов (9 часов)
Текстовые документы. И средства автоматизации процесса их создания.
Совместная работа над документом.
Практическая работа. Решение задач ЕГЭ 1-8.
Компьютерная графика.
Форматы графических файлов.
Цифровая фотография.
Практическая работа. Решение задач ЕГЭ 9-18.
Композиция и колористика.
Компьютерные презентации.
Практическая работа. Решение задач ЕГЭ 19-23.
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов».
Итоговое повторение.
Промежуточная аттестация (2 часа)
11 класс
Обработка информации в электронных таблицах (12 часов)
Техника безопасности. Организация рабочего места. Табличный процессор. Некоторые приемы ввода и редактирования данных.
Копирование и перемещение данных в электронных таблицах.
Редактирование и форматирование в табличном процессоре.
Решение задания ЕГЭ 7
Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции.
Логические функции. Входной контроль.
Финансовые функции.
Текстовые функции.
Решение задания ЕГЭ 1
Инструменты анализа данных. Диаграммы.
Сортировка данных. Фильтрация данных.
Условное форматирование. Подбор параметра.
Решение задания ЕГЭ 10
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах».
Алгоритмы и элементы программирования (20 часов)
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма.
Понятие сложности алгоритма.
Решение задания ЕГЭ 9
Алгоритмические структуры. Следование. Ветвление.
Решение задания ЕГЭ 21
Циклическая алгоритмическая конструкция.
Решение задания ЕГЭ 22
Понятие структуры данных. Основные сведения о языке программирования Паскаль.
Примеры записи алгоритмов на языке программирования Паскаль.
Решение задания ЕГЭ 20
Анализ программ с помощью трассировочных таблиц.
Решение задания ЕГЭ 8
Функциональный подход к анализу программ.
Решение задания ЕГЭ 24
Структурированные типы данных. Массивы.
Поиск элементов с заданными свойствами в одномерном массиве. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию.
Решение задания ЕГЭ 19
Задачи на удаление, вставку и перестановку элементов массива.
Сортировка массива.
Решение задания ЕГЭ 16
Структурное программирование. Вспомогательные алгоритмы.
Решение задания ЕГЭ 13
Рекурсивные алгоритмы.
Решение задания ЕГЭ 11
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования».
Информационное моделирование (16 часов)
Модели и моделирование. Компьютерное моделирование.
Списки, графы, деревья и таблицы.
Решение задания ЕГЭ 3
Моделирование на графах.
Решение задания ЕГЭ 15
Знакомство с теорией игр.
Решение задания ЕГЭ 26
Общие сведения об информационных системах.
База данных как модель предметной области.
Реляционные базы данных.
Решение задания ЕГЭ 4
Системы управления базами данных.
Работа в программной среде СУБД.
Разработка базы данных.
Проектирование базы данных.
Решение задания ЕГЭ 14
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование».
Сетевые информационные технологии (10 часов)
Компьютерные сети, их аппаратное и программное обеспечение.
Как устроен Интернет.
Решение задания ЕГЭ 12
Иформационные службы Интернета.
Коммуникационные службы Интернета. Сетевой этикет.
Решение задания ЕГЭ 18
Интернет как глобальная информационная система.
Достоверность информации, представленной в сети.
Решение задания ЕГЭ 17
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии».
Основы социальной информатики (5 часов)
Информационное общество.
Информационное право.
Решение задания ЕГЭ 2
Информационная безопасность.
Решение задания ЕГЭ 23
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики».
Итоговое повторение.
Промежуточная аттестация (5 часов)
3. Тематическое планирование 10-11 классы
№ | Название тематического раздела в соответствии с ПОО СОО | Название темы | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | |||
| 10 класс (68 часов) | ||||
1 | Информация и информационные процессы | ТБ в компьютерном классе. Информация и информационные процессы | 15 | 10 | 5 |
2 | Использование программных систем и сервисов. | Компьютер и его программное обеспечение | 6 | 2 | 4 |
3 | Математические основы информатики | Представление информации в компьютере | 13 | 5 | 8 |
4 | Элементы теории множеств и алгебры логики | 23 | 17 | 6 | |
5 | Использование программных систем и сервисов | Современные технологии создания и обработки информационных объектов | 9 | 3 | 6 |
6 | Итоговое повторение. Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | | |
| 11 класс (68 часов) | ||||
1 | Использование программных систем и сервисов | Обработка информации в электронных таблицах | 12 | 4 | 8 |
2 | Алгоритмы и элементы программирования | Алгоритмы и элементы программирования | 20 | 10 | 10 |
3 | Использование программных систем и сервисов | Информационное моделирование | 16 | 8 | 8 |
4 | Информационно коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве | Сетевые информационные технологии | 10 | 4 | 6 |
5 | Основы социальной информатики | 5 | 3 | 2 | |
6 | Итоговое повторение. Промежуточная аттестация. | 5 | 4 | 1 | |
| Итого: | 136 | 39+33 | 29+35 |
4. Формы организации обучения
При изучении учебного предмета применяются как традиционные, так и электронные, и дистанционные формы организации обучения.