12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Подопригора Наталья160
Учитель информатики в сельской малокомплектной школе
Россия, Ставропольский край, х. Дыдымкин

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей естественно-математического цикла

Протокол №_____ от

___________Н.В. Подопригора

__________________ 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________И.М. Жумалакова

__________________ 2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ № 15

____________А.В. Кинасова

Приказ №______ от

____________________ 2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦКУРСУ

«Информатика и ИКТ»

для обучающихся 3 классов

(уровень: общеобразовательный)

Учитель информатики: Подопригора Наталья Владимировна

Рабочая программа составлена на основе: программы Информатика и ИКТ Бененсона Е.П, Паутовой А.Г , 3 класс / Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова.- Москва: Академкнига / Учебник, 2011

2016/2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе:

Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Авторской программы Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. «Информатика и ИКТ» (Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова.- Москва: Академкнига / Учебник, 2011).

При составлении рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

Федеральный Закон РФ «Об образовании» (в редакции от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 6.10. 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год».

Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. Компьютерная поддержка допустима, но не обязательна. Более того, учебный материал для начальной школы позволяет вести занятия учителям начальной школы. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. При этом, что очень важно, сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.


 

Планируемые результаты освоения учебного курса

Обучающиеся должны иметь представление:

об организации информации в виде списка и таблицы;

о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);

о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;

о переменной, ее имени и значении, о присваивании переменной значения;

о выборе продолжения действий в условном алгоритме;

об объектах и их свойствах;

об имени и значении свойства;

о классах объектов.

Обучающиеся научатся:

осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования;

фиксировать собранную информацию в виде списка;

упорядочивать короткие списки по алфавиту;

фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;

находить нужную информацию в таблице;

находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;

находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;

находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;

составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

при помощи учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;

приводить примеры объектов и их свойств;

находить и конструировать объект с заданными свойствами;

выделять свойства, общие для различных объектов;

определять истинность сложных высказываний;

на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;

на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;

находить и конструировать объект с заданными свойствами;

объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.


 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

«Система оценок» призвана обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам всех учащихся по различным учебным дисциплинам. В неё устанавливаются:

единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами предметов;

единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

объем различных видов контрольных работ.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе в течение учебного года. В конце года выставляется итоговый бал.

При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

Глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

Осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

Полнота (соответствие объему программы и информации учебника (пособия)).

Результаты обучения проверяются в процессе устных, тестовых и практических работ обучающихся.

В тестах могут быть использованы задания на:

единичный выбор (можно выбрать только один ответ из нескольких предложенных);

множественный выбор (ответов может быть несколько);

сортировку (предложенный список упорядочивается по заданному критерию);

установление соответствия;

текстовый ввод (ответ в произвольном стиле набирается с клавиатуры).

ОЦЕНКА ТЕСТОВОЙ РАБОТЫ

При оценке ответов учитывается:

аккуратность работы

работа выполнена самостоятельно или с помощью учителя или учащихся.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную почти без ошибок (90-100%)

Оценка «4» ставится, если выполнено 70-89% всей работы.

Оценка «3» ставится, если выполнено 50-69% всей работы.

Оценка «2» ставится, если выполнено менее 50% всей работы.

Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или если учащийся не приступал к работе.

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»

ответ полный и правильный на основании изученного материала;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»

ответ полный и правильный на основании изученного материала;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

При работе с графическим редактором задание включает в себя знания и умения использовать инструменты, умение сохранять в нужную папку, умение работать с выделенным фрагментом, знание расширения графического файла, умение по окончании работы открыть свой рисунок.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ЗА ПК

Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимся, четкости выполнения практической работы и получения ее практического результата.

Отметка «5»

работа выполнена полностью и правильно, получен итоговый результат, сохраненный на внешнем носителе;

работа осуществлена по плану с учетом техники безопасности и правил работы за ПК;

проявлены организационно-трудовые умения.

Отметка «4»

работа выполнена правильно, получен итоговый практический результат, сохраненный на внешнем носителе, но при этом она была выполнена не полностью (процент выполнение не более 70–90%) или были допущены несущественные ошибки в работе, видно, что работа часто исправлялась.

Отметка «3»

работа выполнена правильно не менее чем наполовину (50–69%) или были допущены 1–2 существенные ошибки в ходе работы, в объяснении, в получении итогового практического результата, в соблюдении правил техники безопасности при работе за ПК, которые исправляются по требованию учителя.

Отметка «2»

работа не была выполнена в нужном объеме (менее 50%) или были допущены три (и более) существенные ошибки в ходе работы, в объяснении, в получении итогового практического результата, в соблюдении правил техники безопасности при работе за ПК, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, при этом работа не была сохранена на внешнем носителе.

ОЦЕНКА ЛАБОРАТОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) РАБОТ

При оценивании лабораторных (практических) компьютерных работ выставляется оценка:

«5», если выполнены все этапы лабораторной работы и сделаны выводы, учащийся уложился во временные рамки;

«4», если выполнены все этапы лабораторной работы, но не сделаны выводы, учащийся уложился во временные рамки;

«3», если выполнены не все этапы лабораторной работы, нет выводов, учащийся не уложился во временные рамки;

«2», если работа не выполнена

 

Содержание курса

Количество часов по программе: 34 ч. (1 час в неделю).

Программа курса составлена на основании программы:

Информатика и ИКТ Бененсона Е.П, Паутовой А.Г , 3 класс / Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова.- Москва: Академкнига / Учебник, 2011;

Бененсон Е. П. Информатика и ИКТ: 3 кл.: Методическое пособие (Второй год обучения) / Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – 248 с.

п/п

Раздел

Количество часов по программе

1

Информационная картина мира

9

2

Компьютер — универсальная машина для обработки информа­ции

3

3

Алгоритмы и исполнители

11

4

Объекты и их свойства

10

 

Итого

34

Информационная картина мира (9 ч)

Способы организации информации

Организация информации в виде списка. Упорядочивание спис­ков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).

Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной ин­формации в виде списка.

Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения в таблицу, пред­ложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц

Компьютер — универсальная машина для обработки информа­ции (3 ч)

Фундаментальные знания о компьютере

Компьютер как исполнитель алгоритмов.

Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с мо­нитором (продолжение).

Гигиенические нормы работы за компьютером.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

Использование метода Drag-and-Drop. Поиск нужной информации в гипертекстовом документе. Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр).

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса.

Алгоритмы и исполнители (11ч)

Алгоритмы с переменными

Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.

Команды с параметрами.

Краткая запись команд формального Исполнителя.

Алгоритмы с ветвлениями

Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от вы­полнения условия. Использование простых и сложных высказыва­ний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем.

Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формаль­ных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями.

Создание алгоритмов методом последовательной детали­зации

Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполните­лей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.

Объекты и их свойства (10 ч)

Объекты

Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства — цвет, значение свойства — красный). Поиск объекта, за­данного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная ста­тическая модель объекта. Сравнение объектов.

Понятие класса объектов

Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)

Носители информации коллективного пользования

Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного поль­зования.

Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.

 

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Повторение – 2 ч.

1

Что мы знаем об информации

1

 

2

Что мы знаем о компьютере

1

 

Объекты и их свойства – 14 ч.

3

Объекты и их свойства

1

 

4

Объекты и их свойства. Списки

1

 

5

Порядок элементов в списке

1

 

6

Упорядоченные списки

1

 

7

Многоуровневые списки

1

 

8

Простые и многоуровневые списки

1

 

9

Простые и многоуровневые списки

Контрольная работа №1 «Списки»

1

 

10

Класс объектов

1

 

11

Таблицы

1

 

12

Таблицы

1

 

13

Порядок записей в таблице

1

 

14

Поиск информации в таблицах

1

 

15

Списки и таблицы

Контрольная работа №2 «Таблицы»

1

 

16

Обобщение по теме «Объекты и их свойства. Списки и таблицы»

1

 

Алгоритмы и исполнители – 18 ч.

17

Что мы знаем об алгоритмах

1

 

18

Исполнитель алгоритмов «Считайка». Имя и значение переменной

1

 

19

Имя и значение переменной

1

 

20

Блок-схема алгоритма. Ветвление.

1

 

21

Ветвление и составление алгоритмов, содержащих ветвление

1

 

22

Простые и сложные высказывания

1

 

23

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

1

 

24

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

1

 

25

Исполнитель алгоритмов «Чертежник». Команды с параметрами

1

 

26

Составление и выполнение алгоритмов Чертежника

1

 

27

Контрольная работа №3 по теме «Составление и выполнение алгоритмов»

1

 

28

Исполнитель алгоритмов «Пожарный»

1

 

29

Свойства объектов Пожарный и Пожар

1

 

30

Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный

1

 

31

Метод последовательной детализации

1

 

32

Простые и сложные условия в алгоритмах

1

 

33

Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмы и исполнители»

1

 

34

Итоговое повторение и обобщение материала

1

 
Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.