Рабочая программа по информатике, 8 класс, УМК: Семакин И.Г.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Информатика 8 Семакин И.Г., Залогова Д.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. 35 |
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
•освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
•овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
•воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
•выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Учебно-тематический планТема 1. Человек и информация – 5 часов
Тема 2. Первое знакомство с компьютером – 7 часов
Тема 3. Текстовая информация и компьютер – 9 часов
Тема 4. . Графическая информация и компьютер – 5 часов
Тема 5. Технология мультимедиа – 8 часов
Резерв 1 ч
Содержание курса информатики и ИКТ для VIII класса
(35 часов)Тема 1. Введение (1 ч).
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и организация рабочего места.
Тема 2. Человек и информация (4 ч).
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Тема 3. Первое знакомство с компьютером (7 ч).
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Тема 4. Текстовая информация и компьютер (9ч).
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Тема 5. Графическая информация и компьютер (5 ч).
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 6 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль –3 часа
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Контрольная работа № 1
«Информация и компьютер»
Вариант 1
1. Приведите примеры способов передачи информации по схеме: Источник (человек) -» Приемник (устройство).
2. Даны следующие носители информации:
а) дискета,
б) бумага,
в) компакт-диск,
г) фотопленка,
д) видеокассета.
Какой из них можно использовать (укажите соответствие), чтобы
а) написать письмо другу,
б) записать компьютерную игру,
в) сделать фотоизображение,
г) записать исполнение песни,
д) записать йоты песни.
Перечислите способы защиты информации.
Лазерный диск может содержать 640 Мбайт информации. Определите, сколько дискет объемом 1,44 Мбайт потребуется, чтобы разместить информацию с одного лазерного диска:
а) 445, 6)65,
в) 456.
Вариант 2
Приведите примеры способов передачи информации но схеме Источник (человек) -» Приемник (человек).
Даны следующие устройства для сбора информации:
а) воздушный зонд,
б) градусник,
в) эхолот,
г) телескоп,
д) весы.
Какое из них можно использовать (укажите соответствие), чтобы
а) наблюдать звезды,
б) исследовать звуки морских животных,
в) определить состояние больного,
г) сравнить массу тел,
д) изучить направление ветра.
Перечислите способы организации храпения информации.
Сколько дискет объемом 1,44 Мбайт потребуется для записи 100 Мбит информации?
а) 9,
6)65,
в) 8.
Тест №2 «Текстовая информация и компьютер». Интерактивный тест.
Итоговый тест. Интерактивный тест
Учебно-методический комплект
Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
Задачник-практикум по информатике в 2-х ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Учебно-тематическое планирование 8 класс (1 час в неделю, всего 35 ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. Зад. | Дата проведения | |||||||
Модуль1 Введение в информатику. Устройство компьютера. (12 ч) | План | Факт | |||||||||||||
1. | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | теория + практика | вещество, энергия ,информация наука информатика | ДЗ №1, СР | Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; связь между информацией и знаниями человека; роль информации в жизни человека уметь: работать с клавиатурным тренажером | Стр.5 | 06.09 | |||||||
2. | Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. | 1 | беседа | декларативные и процедурные знания, информативность сообщения, Образная и знаковая формы восприятия информации. | ДЗ №2, СР | Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; уметь: приводить примеры информации, информативных и неинформативных сообщений; | § 1-2 | 13.09 | |||||||
3. | Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером | 1 | теория + практика | информационные процессы | ДЗ №3, ПР | Учащиеся должны знать: что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; уметь: приводить примеры информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. | § 3 | 20.09 | |||||||
4. | Работа с клавиатурным тренажером | 1 | практика | ПР | Учащиеся должны уметь: пользоваться клавиатурой компьютера для набора текста с переключением алфавита. | § 1-3 | 27.09 | ||||||||
5. | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | 1 | теория | алфавит, мощность алфавита 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный объём текста байт, килобайт, мегабайт, гигабайт | ДЗ №4, СР | Учащиеся должны знать: как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. уметь: измерять информационный объем текста в байтах; пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); | § 4 | 04.10 | |||||||
6. | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | 1 | теория | носители и устройства внешней памяти, Внутренняя память, программы и данные | ДЗ №5, индив. Опр. | Учащиеся должны знать: состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, | § 5-6 | 11.10 | |||||||
7. | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | 1 | теория | программное обеспечение, операционная система, Системное программное обеспечение и функции операционной системы. сервисные программы | ДЗ №6, текущий | Учащиеся должны знать: сущность программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав.
| § 9-10 | 18.10 | |||||||
8. | Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы | 1 | теория + практика | пользовательский интерфейс, контекстное меню, интерактивный режим работы | ДЗ№7, п/з№1 | Учащиеся должны знать: программного управления работой компьютера; назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь: ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; | § 12 | 25.10 | |||||||
9 | Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. | 1 | теория + практика | магистральный принцип работы ПК. Минимальный комплект устройств. Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность. Характеристики устройств внешней памяти | ДЗ №8, п/з№2, | Учащиеся должны знать: состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; Учащиеся должны уметь: подключать внешние устройства компьютера: монитор, мышь, клавиатуру; | § 7-8 | 08.11 | |||||||
10 | Файлы и файловые структуры. | 1 | Лекция с элементами практики | Файл, файловая система, путь к файлу, каталог, логический диск | ДЗ №9 | Учащиеся должны знать: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; путь к файлу, понятие логического диска | § 11 | 15.11 | |||||||
11 | Работа с файловой структурой операционной системы | 1 | практика | п/з№3 | Учащиеся должны уметь: инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск | § 11 | 22.11 | ||||||||
12 | Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер» | 1 | УПиКЗиУ | Тест №1 | § 1-11 | 29.11 | |||||||||
Модуль2.Текстовая информация и компьютер(9 ч) | |||||||||||||||
13 | Тексты в компьютерной памяти. | 1 | теория | Кодировочная таблица, международный стандарт, Гипертекст, текстовые файлы | ДЗ №10 | знать: преимущества компьютерного хранения информации, способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); | § 13 | 06.12 | |||||||
14 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы редактирования текста. | 1 | практика | .Редактирование текста | ПЗ №4 | уметь: набирать и редактировать текст: использовать режимы вставки и замены; вставлять и удалять символы; объединять и разделять строки; загружать и сохранять на диске файлы | § 13 | 13.12 | |||||||
15 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы | 1 | теория | текстовый редактор и текстовый процессор. | ДЗ №11 | знать: назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); назначение программ-переводчиков, систем распознавания текстов | § 14 | 20.12 | |||||||
16 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа. | 1 | практика | Шрифты. Форматирование текста | ПЗ №5 | уметь: задавать параметры страницы, выполнять орфографический контроль, набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов: выделять фрагмент текста, задавать шрифты, его размер, начертание, устанавливать параметры абзаца и его форматирование, выводить на печать. | § 15 | 27.12 | |||||||
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена. | 1 | практика | буфер обмена Многооконный режим работы | ПЗ №6 | уметь: удалять, копировать, перемещать фрагмент текста, использовать многооконный ежим; выполнять поиск заданного фрагмента текста и его замену на другой. | § 15 | 10.01 | |||||||
18 | Использование таблиц. Вставка графического изображения. | 1 | практика | Таблица, строки, вставка строк, объект WordArt | ПЗ №7 | уметь: создавать таблицы, удалять, вставлять строки и столбцы таблицы, изменять ширину столбцов, сортировать таблицу, вставлять рисунки и объекты WordArt в текст | § 15 – 16 | 17.01 | |||||||
19 | Использование списков. Понятие шаблонов и стилей. | 1 | практика | Списки, шаблоны, стили | ПЗ №8 | уметь: создавать новые шаблоны документа, нового стиля, маркированного и нумерованного списков и их использовать | § 15 - 16 | 24.01 | |||||||
20 | Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. | 1 | практика | ПЗ №9 | уметь: включать в документ формулы; сканировать текст и его распознавать, пользоваться программами-переводчиками | § 17 | 31.01 | ||||||||
21 | Тест №2 «Текстовая информация и компьютер». | 1 | УПиКЗиУ | тест №2 | § 13-15 | ||||||||||
Модуль3.Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа (11 ч) | 7.02 | ||||||||||||||
22 | Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики | 1 | теория | Графика, растровая, векторная графика | ДЗ №12 | Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; два принципа представления графики уметь: распознавать векторную и растровую графики. | §18 | 14.02 | |||||||
23 | Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения. | 1 | теория + практика | Графические редакторы. Растровый графический редактор. | ПЗ №10 | Учащиеся должны знать: назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. уметь: строить несложные изображения с помощью графических редакторов растрового типа; | §18 | 21.02 | |||||||
24 | Принципы кодирования изображения | 1 | теория | пиксель, видеопамять, дискретность | ДЗ №13 | Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; формулу определения уметь: подсчитывать объема видеопамяти для хранения изображения данного размера | § 20 | 28.02 | |||||||
25 | Работа с векторным графическим редактором. | 1 | практика | ПЗ №11 | уметь: строить несложные изображения с помощью векторных графических редакторов;
| § 21-22 | 06.03 | ||||||||
26 | Технические средства компьютерной графики | 1 | теория + практика | Сканер, графопостроитель | ДЗ №14 ПЗ №12 | Учащиеся должны знать: принцип работы растровых дисплеев, жидкокристаллических мониторов, уметь: сканировать изображения, изменять размеры изображения, настраивать цветовой баланс, кодировать изображения | § 19 | 13.03 | |||||||
27 | Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации. | 1 | теория | мультимедиа Компьютерные презентации | ДЗ№15 | Учащиеся должны знать: что такое мультимедиа; презентация, типы и этапы создания презентаций | §23 | 20.03 | |||||||
28 | Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука. | 1 | практика | оформления и шаблона презентации. Анимация объектов | ПЗ №13 | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы: выбрать оформление и шаблон, создавать и удалять слайды, добавлять текст, графику, анимацию объектов, переход между слайдами. | Конспект | 03.04 | |||||||
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 1 | теория | Аналоговое и цифровое представление звука. | ДЗ №16 | Учащиеся должны знать: принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. | § 24-25 | 10.04 | |||||||
30 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок. | 1 | практика | ПЗ №14 | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, содержащей гиперссылки | §26, конспект | 17.04 | ||||||||
31 | Создание презентации с применением записанного изображения и звука | 1 | практика | Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст | § 26 | 24.04 | |||||||||
32 | Итоговый тест. | 1 | УПиКЗиУ | тест №3 | 08.05 | ||||||||||
33 | Повторение курса 8 класса | 3 | Комбинированный урок | 15.05 | |||||||||||
34 | Повторение курса 8 класса | 3 | Комбинированный урок | 22.05 | |||||||||||
35 | Повторение курса 8 класса | 3 | Комбинированный урок | 29.05 |
Кряжевских Ольга Владиславовна