Рабочая программа по истории за 5 класс («Школа 2100»)

0
0
Материал опубликован 6 November 2018
Пояснительная записка

Сведения об учебной программе на основе, которой составлена образовательная программа: Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.Новокулево, примерной программой основного общего образования и авторской программой Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В.Лисейцева «Российская и Всеобщая история» 5-9-й классы. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна.-М.: Баласс,2010.

Количество учебных часов, на которое рассчитана образовательная программа, в том числе для прохождения практической и контрольной части:68 ч

Программно-методическое обеспечение образовательной программы (дополнительная литература) и технические средства: обучения:

Авторская программа Д.Д.Данилова, А.В.Кузнецова, Д.В.Лисейцева «Российская и Всеобщая история» 5-9-й классы. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна.-М.: Баласс,2010.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история. Древний мир: учебник для 5-го класса основной школы.- М.: Баласс, 2012 (Образовательная система 2100)

Турчина М.Е., Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. «Всеобщая история 5 класс». Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2009.

Паршина С.В., Данилов Д.Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс» -М.: Баласс, 2010 г.

Настенные исторические карты, атласы

Цифровые образовательные ресурсы:

Назначение программы по предмету: обеспечивает изучение курса Древнего мира для учащихся 5 кл.

Содержательные линии предмета: Жизнь первобытных людей, Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим

Содержание курса истории 5 класс:

Подчеркиваниеинформационные единицы необходимого (базового) уровня

Прямой – обязательная для контроля часть программына повышенном уровне.

Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль 1. Первая историческая эпоха Вводная тема (2 часа)

Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (6 часов)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн л.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный».Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока Тема 2. Древний Египет (6 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии (8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.

Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 3. Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (9 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции:Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (5 часов)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 4. Империи эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (5 часов)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу).Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г.Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (7 часов)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие).Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане.Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Обобщение и контроль (4 часа)

Резерв (2 часа)

Цели изучения курса:

В традиционной школе сложилась практика формулирования целей и задач по троичной схеме: цели подразделяются на обучающие, развивающие и воспитательные. В УМК «Школа 2100» принят новый формат – основным считается развитие личности ученика.

1-я линия развития личности. Картина мира в фактах.

Сформировать общие представления об эпохах (периодах) всемирной истории и дать детальную картину первых эпох – Первобытный мир и Древний мир: раскрыть основные факты (события, явления) истории первобытных коллективов, цивилизаций Древнего Востока, Древней Европы и показать их взаимодействие; обозначить вклад каждой древней цивилизации в общемировую культуру.

2-я линия развития личности. Картина мира в понятиях.

Для данной линии развития курс Древнего мира является основополагающим. Во-первых, необходимо сформировать базовые понятия, нужные для теоретического осмысления истории (первобытное общество, цивилизация, раб и т.п.). Во-вторых, требуется заложить понимание общей культуры обществоведческих понятий, представленной в виде четырех сфер: хозяйство (экономика), социальная сфера (общество), политика (управ-ление), культура. В рамках каждой сферы необходимо сформировать базовые понятия («государство», «народ», «собственность», «религия» и т.п.) и постепенно подкреплять фактами систему взаимосвязи этих понятий с более частными.

3-я линия развития личности. Историчность мышления.

Постепенно добиться осмысления учениками многообразия фактов истории Первобытного и Древнего мира как разновариантного движения человеческих коллективов от первобытного общества к цивилизации. При этом возможно по-разному выстраивать причинно-следственные цепочки фактов, которые объясняли бы развитие и взаимодействие разных обществ, их сходство и различия. Недостаток или отсутствие материала об отдельных личностях заставляет при изучении тем по Первобытному миру и Древнему Востоку сделать упор на восприятии фактов как результатов действий безымянных «рядовых» личностей. Материал тем по истории Древней Европы позволяет правильно поставить акценты и уделить внимание фактам, связанным с конкретными персоналиями.

4-я линия развития личности. Нравственное самоопределение.

Создать условия для выбора самостоятельной личной нравственной оценки событий и явлений Первобытного мира и Древнего мира, соотносимых с современностью (проблема личного достоинства и общественной необходимости и т.д.). При сохранении самостоятельности в выборе ученика необходимо стремиться к тому, чтобы основанием для нравственной оценки служили гуманистические ценности. Следование принципу историзма требует, чтобы там, где это необходимо, оценка с позиций сегодняшнего дня была представлена обособленно позициям современников событий.

5-я линия развития личности. Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение.

Создать условия для восприятия различных несхожих культур, существовавших в первобытной и древней истории, как истоков многогранной общечеловеческой культуры, показать, что каждая из этих культур сыграла свою роль в развитии общества; использовать различные эпизоды первобытной и древней истории для моделирования ситуаций, требующих от учеников самостоятельной гражданской оценки, определения своей гражданской позиции, выбора между разными мировоззренческими позициями, понимания иной позиции.

Задачи: обеспечить учащихся совокупностью знаний об основных событиях и фактах изучаемого периода истории; способствовать формированию культуры работы с различными источниками исторической информации; развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов; способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;

Специфика предмета: обществоведческая

Технологии, методики- традиционная, ИКТ, разноуровневая, проблемно-диалогическая

Основные организационные формы:индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения истории ученик 5 класса должен:

1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.

Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.

Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии

Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.

При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Контроль уровня обученности: самостоятельная работа по итогам изучения темы(блока), контрольная работа (по итогам 1-3 четверти), годовая контрольная работа

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся:

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.

15. Межпредметные связи в рамках единой образовательной системы

Окружающий мир, 3-4 классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде.

Литература, 5 класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, приемы понимания текста, создания его интерпретации (переносимые с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных)

Естествознание, 5 класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерности развития жизни и появление человека на Земле.

Проектная и исследовательская работа учащихся: сообщения, презентации учащихся. Предполагаемые темы:

Религия древних египтян

Мифы Древней Греции

Олимпийские боги

Олимпийские игры в Древней Греции

Религиозные верования индийцев

Воспитание спартанцев

Рабство в Древнем Риме

17.Учебно-методический комплект:

Данилов Д.Д.,Сизова Е.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А.Всеобщая История. История Древнего мира.: Учебник для 5 класса основной школы– М.: Баласс, 2012.

Данилов Д.Д. Рабочая тетрадь в 2х ч. к учебнику «Всеобщая История. История Древнего мира» 5 класс/ Д.Д. Данилов, С.М. Давыдова – М.: Баласс, 2009.

Данилов Д.Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая История. История Древнего мира» 5 класс / Д.Д. Данилов, С.М. Давыдова – М.: Баласс, 2010.

18. Наглядно-демонстрационные пособия.

- Таблицы по основным разделам «Истории России с древнейших времен до конца XIX века» (хронологические, сравнительные, обобщающие).

- Портреты выдающихся деятелей мировой истории с древнейших времен до конца XIX века.

- Карты по Всеобщей истории и истории России:

- Цифровые образовательные ресурсы: Учебно-методический комплект для школы

http://www.temples.ruИстория Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса

http://www.ancienthistory.spb.ruИстория Древнего Рима

http://wwwancientrome.ruИстория Древней Греции

http://www.greeceold.ruДревняя Греция: история, искусство, мифология

http://wwwellada.spb.ruЗабытые цивилизации

19.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»:

Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –­­средствами предмета.

Личностными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

Формулировки

личностных результатов

во ФГОС

Реализация в программе и учебниках по истории ОС

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Через задания 4-й и 5-й линии развития и тексты, которые содержат основания для собственных оценок исторических событий и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы.

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения истории с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Через систему историко-обществоведческих понятий и задания 1-2-й и 3-й линий развития, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира.

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Через оценочно-толерантные задания 4-5-й линий развития и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Через задания 4-й линии развития, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений.

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п.

+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений.

+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Через задания 4–5-й линии развития в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 

Формулировки

метапредметных результатов

во ФГОС

Реализация в программе и учебниках по истории ОС

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК.

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритма работы с продуктивными заданиями.

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

8) смысловое чтение;

Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации)

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции

Расписание учебного времени.

Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Внеклассное чтение

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1.

Всего часов по учебному плану

68

       

5

 

2.

Количество часов в неделю

2

           

3.

Запланировано на 1 четверть

18

       

1

 

4.

Запланировано на 2 четверть

14

       

1

 

5

Запланировано на 3 четверть

22

       

1

 

6.

Запланировано на 4 четверть

16

       

2

 
Планирование основных тем (разделов, блоков, модулей)

Тема (раздел)

Количество часов

1.

Вводные уроки

2

 

Модуль 1. Первая историческая эпоха ( 6 ч. + 2ч. обобщение и контроль).

8

2

Тема 1. Первобытный мир

6

 

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока(12ч.+2ч. обобщение и контроль)

14

3

Тема 2. Древний Египет

5

4

Тема 3. Древние цивилизации Азии

7

 

Модуль 3. Первая цивилизация Запада (11ч.+2ч. обобщение и контроль)

13

5

Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции

7

6

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации

4

 

Модуль 4. Империи эллинов и римлян. (17ч.+4ч. обобщение и контроль)

21

7

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока

3

8

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима

8

9

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация

6

10

Резерв учебного времени

12

Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс

урока

Календарный срок

Тема занятия

Количество часов

Используемые технологии обучения

Формирование УУД

Примечание

план

факт

ИКТ

Проблемное

Традицион

1

   

Введение 1. Путешествие в страну История.

1

 

Для чего нужна история?

Вводный урок

Раскрывать значение терминов: история, век. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

 

2

   

Введение 2. Как заглянуть в прошлое?

1

презентация

 

Комбинир.

Раскрывать значение терминов: исторический источник, археология, век, тысячелетие, до нашей эры.

Называть и кратко характеризовать исторические источники.

 

Модуль 1. Первая историческая эпоха ( 6 ч. + 2ч. обобщение и контроль).

Тема 1. Первобытный мир (6ч.+2ч. обобщение и контроль)

8 ч.

         

3

   

Первые люди

1

презентация

 

Урок изучения новых знаний

Раскрывать значение терминов: древнейшие люди, собирательство, человек умелый, неандерталец, человек разумный. Рассказывать об облике, условиях жизни и занятиях древнейших людей. Группировать отличительные признаки человека и обезьяны. Определять место события в прошлом.

 

4

   

Первые шаги разума

1

презентация

Почему люди выжили в ледниковый период?

 

Раскрывать значение терминов человек разумный, родовая община. Показывать на карте места расселения людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях людей. Формулировать признаки родовой общины. Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох. Выделять причины изменения жизни людей.

 

5

   

Первые художники и «волшебники»

1

презентация

 

Комбинир.

Раскрывать значение терминов душа, магия,религия, искусство, мифы

жертвы. Сравнивать взгляды древних и современных людей на мир.

 

6

   

Первые пастухи и хлеборобы

1

презентация

Что хорошего и плохого принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?

Комбинир.

Раскрывать значение терминов знать, раб, царь, соседская община, ремесло, торговля, дружина. Соотносить понятия с определениями. Сравнивать родовую и соседскую общину разные слои общества. Выделять

преимущества металлических орудий труда. Объяснять значение изобретения плуга и появления неравенства.

 

7

   

Первые мастера и воины

1

презентация

 

Комбинир.

 

8

   

Первые цари и грамотеи

1

презентация

Перемены в хоз-ве принесли больше добра или зла7

Комбинир, с элементами практич работы

 

9

   

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на первобытный мир»

1

   

Повтор-обобщ урок

   

10

   

Урок – контроль по модулю 1 «Первая историческая эпоха»

1

   

Урок контроля знаний

   

Вид контроля (по данному разделу)- контрольная работа в форме теста

Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта и УУД) - по разделу

Показывать на исторической карте предполагаемую область расселения человека, уметь объяснить отличие древнейших людей от животных, описывать орудия труда, занятия и жизнь древнейших людей; Раскрывать значение понятий человеческое стадо, родовая община, «человек умелый», «человек разумный», род, племя, присваивающее хозяйство; раскрывать причины биологической эволюции человека.; Уметь объяснить причины зарождения неравенства и выделения знати

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока (12ч.+2ч. обобщение и контроль)

Тема 2. Древний Египет

6 ч.

 

11

   

Царство Древнего Египта.

1

Карта, учебный фильм

Как река Нил помогла взойти египтянам на ступень цивилизации?

Урок изучения новых знаний

Раскрывать значение мифы, терминов фараон, жрец, храм. папирус

 

12

   

Боги Древнего Египта

1

презентация

 

Комбинир, с элементами практич работы

Объяснять, в чем заключалась роль религии в обществе. Сравнивать верования древних людей и египтян. Рассказывать, как образ жизни повлиял на религиозные верования.

 

13

   

Искусство строителей пирамид

1

презентация

 

Комбинир.

Раскрывать значение терминов пирамида, сфинкс, культура, искусство. Описывать произведения материальной культуры и искусства. Объяснять причины строительства гробниц. Рассказывать об особенностях египетского искусства.

 

14

   

В гостях у египтян

1

презентация

 

Комбинир.

   

15

   

Расцвет египетского царства

1

карта

Справедливо ли, что одна страна обеспечивает свое могущество за счет других?

Комбинир.

   

16

   

Закрепление и обобщение: «Цивилизация Древнего Египта»

1

карта

 

Повтор-обобщ

Характеризовать основные занятия людей, понимать социальную структуру общества. Сравнивать верования египтян и представлениями о вере первобытных людей.

 

Тема 3. Древние цивилизации Азии

8 ч.

 

17

   

Цивилизация в Междуречье

1

карта

 

Урок изучения новых знаний

Показывать на карте местоположение древнейших государств Междуречья. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения.

 

18

   

Законы Вавилонского царства

1

карта

Справедливы ли были законы Хаммурапи?

Комбинир

Описывать исторические события Древнего Вавилона, его культуру и войны.

 

19

   

«Железное» царство Ассирии

1

карта

Переход к железному веку- это благо или зло?

Комбинир

Раскрывать значение терминов государство, держава, конница. Показывать на карте территорию Ассирии и ее завоевания. Выделять преимущества железа перед бронзой, особенности ассирийской армии.

 

20

   

Библия древних евреев

1

   

Комбинир.с элементами практич работы

Раскрывать значение терминов Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, иудаизм пророк, Показывать на карте территорию Палестины. Рассказывать о жизни древних евреев и их верованиях. Сравнивать единобожие и многобожие. Сравнивать библейские заповеди и законами и традициями других народов.

 

21

   

Мировая держава персов

1

карта

 

Комбинир.

Раскрывать значение терминов сатрапии, персы, мессии, «шах-ин-шах», маги, зороастризм. Показывать на карте царства Западной Азии, завоевания персов и территорию Персидской державы. Выделять причины возникновения персидской державы и ее могущества

 

22

   

«Просветление» Древней Индии

1

карта

В чем особенность цивилизации Древней Индии?

Комбинир

Раскрывать значение терминов раджа, касты, неприкасаемые, варны буддизм, Будда, нирвана; «Рамаяна»; «Махабхарата» Показывать на карте территорию Древней Индии. Выделять особенности цивилизации Древней Индии, особенности религиозных верований индийцев. Рассказывать о культуре Древней Индии и ее вкладе в мировую культуру.

 

23

   

Китайская мудрость Конфуция

2

карта

В чем мудрость Конфуция?

Комбинир

Раскрывать значение терминов шелководство, конфуцианство, даосизм. Показывать на карте территорию Древнего Китая. Характеризовать занятия, положение населения. Выделять особенности китайской цивилизации.. Объяснять значение идей конфуцианства для жизни китайского общества. Рассказывать о культуре Древнего Китая и его вкладе в мировую культуру.

 

24

   

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древний Восток»

1

   

Практическая работа /заполнение таблицы)

Выделять особенности цивилизаций Древнего Востока, сравнивать цивилизацию с первобытным обществом.

 

25

   

Урок – контроль по модулю 2

1

   

Урок контроля знаний

Работа по тетради «Проверочные и контрольные работы

 

Вид контроля: (по данному разделу): контрольная работа в форме теста

Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта и УУД) - по разделу

Знать местоположение, Древнего Египта, Древних цивилизаций Азии ; показывать их территории на исторической карте; описывать природные условия , характеризовать основные занятия жителей, уметь объяснить положение и быт различных слове населения, показывать на карте направления я походов египетских правителей, характеризовать искусство, особенности религии и мифологии; Учение Будды и Конфуция; Знать основные достижения народов Древней Индии и Китая. Знать правителей древних государств, характеризовать их политику.

Модуль 3. Первая цивилизация Запада ( 14 ч.+ 2 ч. обобщение и контроль)

 

Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (XX-VI в.до н.э.)

9 ч.

 

26

   

Истоки греческой культуры

1

Учебный фильм, карта

В чем сходство с цивилизациями Древнего Востока?

Урок изучения новых знаний

Раскрывать значение терминов цивилизация, мифы, критяне, эллины, Эллада, лабиринт, греки-ахейцы. Показывать по карте территорию Древней Греции.

 

27

   

Поэмы о людях и богах

1

презентация

 

Комбинир.

Показывать по карте места событий Троянской войны. Рассматривать поэмы Гомера как исторический источник.

 

28

   

Новые города Эллады

1

презентация

Какие ценности объединяли граждан разных полисов в прошлом и настоящем?

Комбинир.

Сравнивать крито-микенскую цивилизацию с цивилизациями Древнего Востока

 

29-30

   

Космос олимпийских богов

1

презентация

В чем сходство с религией других

народов?

Комбинир.

Характеризовать поступки героев поэм. Сравнивать богов и людей. Рассматривать мифы как исторический источник.

Раскрывать значение терминов религия, храм, жрец, мифы, сатиры, нимфы. Характеризовать верования греков. Сравнивать картину мира древних греков с картиной мира древних египтян.

 

31-32

   

Порядки Афин и Спарты

2

   

Комбинир., практич работа

Раскрывать значение терминов полис, граждане, демос, аристократы, агора, акрополь, портики. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения. Давать характеристику полису с точки зрения территории и хозяйства. Характеризовать идеалы жителей полисов, права и обязанности граждан, сравнивая их с современными.

 

33

   

Воспитание граждан Эллады

1

   

Комбинир.

Рассказывать о развитии наук в Элладе, о достижениях ученых. Сравнивать взгляды разных ученых. Выяснять, какие идеи древнегреческой философии могут быть близки современным людям.

Объяснять в чем вклад древнегреческих ученых и философов в развитии наук.

 

34

   

Великая колонизация

1

карта

Колонизация принесла зло или добро местным жителм?

Комбинир.

Характеризовать греческую колонизацию.

Раскрывать значение терминов варвары, колонии, скифы. Показывать по карте территорию, на которой располагались колонии греков. Объяснять причины колонизации. Рассказывать о том, что позволяло грекам спокойно жить в землях «варваров».

 

35

   

Повторение и обобщение: «Зарождение Древней Греции»

1

     

Раскрывать значение терминов илоты, эфоры, геронты, фаланга, полис, лаконичность, педагог, стило, палестры, атлет, гимнасии, стадион, ипподром. Рассказывать о спартанском воспитании и сравнивать его с афинским. Рассказывать о развитии образования, об истории Олимпийских игр, сравнивать их с современными.

 

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации

(V-IV веков до н.э.)

5ч.

 

36

   

Эллины против «царя царей»

1

презентация

Какие качества проявленные греками в войнах с персами необходимы современным гражданам?

Урок изучения новых знаний

Раскрывать значение терминов стратег, фаланга, триера. Показывать по карте места основных событий Греко-персидских войн. Объяснять причины и итоги войн с персами, причины побед персов в основных сражениях. Отмечать на ленте времени основные события. Рассказывать об изменении положения Афин после Греко-персидских войск.

 

37

   

Свобода рабовладельцев

1

 

Можно считать Афинское государство образцовым?

Комбинир.

Раскрывать значение терминов рабы, стратег, демократия, оратор. Объяснять выгоды и недостатки труда рабов. Рассказывать, где использовался труд рабов. Доказывать, что Афины в V веке являлись демократией рабовладельцев.

 

38

   

Столица искусств Эллады

1

презентация

 

Комбинир.

   

39-40

   

Мудрецы Древней Греции

2

   

Комбинир.

Объяснять в чем вклад древнегреческих ученых и философов в развитии наук.

 

41

   

Повторение и обобщение «Общий взгляд на Древнюю Грецию»

1

   

Повтор-обобщ урок:

Сравнивать цивилизации Древнего Запада и цивилизации Древнего Востока. Выделять особенности греческой цивилизации.

 

42

   

Урок – контроль по модулю 3

«Первая цивилизация Запада»

1

   

Урок контроля знаний

Работа по тетради «Проверочные и контрольные работы

 

Вид контроля: (по данному разделу): контрольная работа

Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта и УУД) - по разделу

Знать местоположение Древней Греции, уметь показывать на карте; описывать природу; уметь объяснить положение и быт различных слове населения, характеризовать религиозно-мифологические представления греков; Знать особенности полисной организации греческих государств, афинской демократии, Древней Спарты. Положение основных слоев населения в полисах; Характеризовать законы Дракона, законодательство Солона, Ликурга. Уметь объяснить причины греческой колонизации, показывать направления колонизации. Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, илоты, колония. Знать причины греко-персидских войн, значение победы греческих

 

Модуль 4. Империи эллинов и римлян ( 17ч.+ 4ч. обобщение и контроль)

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока

(IVI века до н.э)

5 ч.

 

43

   

Покорители свободных греков

1

Карта, презентация

 

Урок изучения новых знаний

Давать характеристику воин. Объяснять причины возвышения Македонии.

 

44-45

   

Завоевания Александра Македонского

2

карта

Какими поступками Александра Македонского вы бы гордились и какими- стыдились?

Комбинир.

Раскрывать значение терминов эллинистические монархии. Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет Александра. Раскрывать причины побед Александра и их результаты.

 

46

   

Эллинистическая цивилизация

1

   

Комбинир.

   

47

   

Повторение и обобщение: «Эллинизм – встреча Запада и Востока»

1

   

Повтор-обобщ

Сравнивать цивилизации Древнего Запада и цивилизации Древнего Востока. Выделять особенности греческой цивилизации.

 

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима

(VIII-I века до н.э.)

8 ч.

 

48

   

От царей к республике

1

Презентация

Уч. фильм

 

Урок изучения новых знаний

Объяснять, кому принадлежала власть. Сравнивать Римскую республику и греческий полис, выявляя сходство и различия.

 

49

   

Объединитель Италии

1

карта

 

Комбинир.

Раскрывать значение терминов диктатура, патриции и плебеи , федерация, легион, центурия, триумф.

 

50

   

Победитель Карфагена

1

карта

Что помогло римлянам овладеть Италией?

Комбинир.

Раскрывать значение терминов триумф, триумфальная арка. Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Определять причины, по которым Риму удалось овладеть Восточным Средиземноморьем.

 

51

   

Властелин Средиземноморья

1

карта

Какие качества характера римлян достойны подражания

Комбинир.

Раскрывать значение терминов откупа, сенаторы-землевладельцы, всадники- торговцы, виллы, гладиаторы, реформа. Выделять сходство и различие богатых римских граждан и простолюдинов. Определять причины проведения земельной реформы.

 

52

   

Перемена «римских нравов»

1

Презентация

 

Комбинир.

Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, о положении рабов.

 

53

   

Войны граждан и рабов

1

презентация

Почему имя Спартака уважаемое спустя даже 2 тыс лет?

Комбинир.

Раскрывать значение терминов гражданские войны, гладиатор. Выяснять причины гражданских войн, цели восстания Спартака и его последствия. Раскрывать значение термина -реформа.

 

54

   

От республики к цезарям

1

   

Комбинир.

Раскрывать значение терминов император, диктатор, гражданские войны. Составлять исторический портрет Цезаря. Характеризовать политическую жизнь в Риме. Объяснять смысл крылатых выражений.

 

55

   

Повторение и обобщение «Цивилизация Древнего Рима»

1

   

Контрольная работа

   

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация

7 ч.

 

56

   

Первые римские императоры

1

   

Урок изучения новых знаний

Рассказывать как строились отношения между Римом и провинциями.

Раскрывать значение терминов империя, военная монархия, централизованное государство. Показывать на карте владения Римской империи Выделять причины, которые привели к замене республики империей. Доказывать, что императоры сосредоточили с своих руках основную власть в государстве.

 

57

   

Расцвет античной культуры

1

   

Комбинир.

Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выяснять причины расцвета античной цивилизации.

 

58-59

   

«Золотой век» Римской империи

2

презентация

 

Комбинир.

Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.

Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др.

 

60

   

«Добрая весть» христианства

1

   

Комбинир.

Рассказывать о предпосылках и причинах распространения христианства. Раскрывать значение терминов христианство, Евангелие. Выяснять причины появления новой религии, выяснять ее отличие от язычества.

 

61

   

Заря христианского мира

1

Презентация

 

Комбинир.

Раскрывать значение терминов варвары, вандалы. Показывать по карте границы Западной и Восточной частей империи, направления варварских вторжений. Выяснять причины поражения римлян.

 

62

   

Закат античного мира

1

Карта, презентация

Почему пала Западная римская империя?

Комбинир.

Показывать по карте границы Западной и Восточной частей империи, направления варварских вторжений. Выяснять причины поражения римлян.

 

63

   

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на империи эллионов и римлян»

1

   

Повторит-обобщающий урок

   

64

   

Урок – контроль по модулю 4 «Империи эллинов и римлян»

1

   

Урок контроля знаний

   

65

   

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю историю»

1

   

Урок -игра

   

66

   

Итоговый урок – контроль

1

   

Урок контроля знаний

   

Вид контроля: (по данному разделу): проверочный тест

Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта и УУД) - по разделу

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

13.04

67-68

   

Итоговое повторение

2

   

Урок повторение

Характеризовать достижения культуры древних цивилизаций, которые сохранились в современном мире.

 
войнкультурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.