Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по УМК «Школа 2100»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 91 города Перми
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Протокол заседания Заместитель директора по УВР Директор МАОУ «СОШ №91»
методического объединения ____________В.А.Каменских _____________В.И. Логутов
учителей начальных классов
№__от___________2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
2 КЛАСС
«Школа 2100»
на 2014 -2015 учебный год
Составила
Паздникова Елена Сергеевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пермь
2014
Паспорт рабочей программы
Тип программы |
Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы |
Рабочая программа по литературному чтению2 класс «Школа 2100» |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс |
Авторская программа Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» (Образовательная система «Школа 2100», М.: Баласс, 2011 год) |
Категория обучающихся |
Учащиеся 2 класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 91» города Перми |
Сроки освоения программы |
1 год |
Объём учебного времени |
136 часов |
Форма обучения |
Очная, групповая |
Режим занятий |
4 часа в неделю |
Вид ресурса |
Текстовый документ |
Техническое оснащение |
компьютер, магнитофон, веб. камера, проектор |
Цели, Задачи материала |
Дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении литературного чтения во 2 классе; определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины. |
Краткое описание работы с ресурсом |
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, рекомендованной МО и науки РФ (Письмо №341/11-17 от 16.05.2000 г.) для учащихся 2 класса. |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева,рекомендованной МО и науки РФ (Письмо №341/11-17 от 16.05.2000 г.) для учащихся 2 класса.
В авторскую программу не внесены изменения, так как уровень развития познавательной сферы обучающихся позволяет усвоить её в варианте, предложенном авторами.
Рабочая программа составлена с учетом данных психолого-педагогической характеристики учебного коллектива:
В классе обучается 26 человек: 10 девочек, 16 мальчиков. По результатам психолого-педагогической диагностики в классе :
Уровень познавательной активности: высокий - 6 человек, средний – 18 человек, 2 человека с низким уровнем.
Большинство учащихся обладают навыками самостоятельного умственного труда, на уроках активны, стараются выполнять требования учителей, отвечать на поставленные вопросы.
Активный познавательный интерес и ответственное отношение к учѐбе проявляют Ялова Мария, Баталов Максим, Толстая Анна, Тычинкина Дарья, Пахнутова Мария, Петров Егор, Свиташов Денис. Эти ребята быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Быстро усваивают учебный материал. Любят рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Учатся грамотно излагать свои мысли, пытаются отстаивать свою точку зрения.
Ослабленный интерес к учёбе наблюдается у Красина Фёдора, Балтаевой Дарии. Эти дети меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, затрудняются выполнять творческие работы. В конечном результате учебный материал усваивают.
Есть дети, которые бывают пассивны на уроках, отвлекаются, нуждаются в помощи учителя и постоянном контроле: Сухорукова Вика, Кипенко Саша, Тимиров Илья.
Плохо понимают задания, в мыслительные операции включаются медленно: Сурков Слава, Шляпников Ваня, Голяков Дима, Безматерных Ваня.
Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, изучение продуктов деятельности и показывает необходимость дополнительной работы по развитию смыслового чтения, речи, познавательных способностей.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Цель уроков литературного чтения во 2 классе – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Задачи уроков литературного чтения:
- формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и ознакомление с отдельными литературными понятиями;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря);
- развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
2. Общая характеристика учебного предмета
Для реализации программного содержания используется учебник по литературному чтению для 2-го класса «Маленькая дверь в большой мир» в 2-х частях (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева),являетсясоставной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100», имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» составленный в соответствии с авторской программой «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). В основе учебника лежит традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности.
Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
Интерес к самому процессу чтения достигается с помощью «сквозных» персонажей, тем самым реализуется принципидейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает.
Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задает Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает веселые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие в сказки.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения.
Главное, отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника по литературному чтению приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебник, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Тематика чтения
- Техника чтения
- Формирование приемов понимания прочитанного
- Элементы литературоведческого анализа текста. Эстетическое переживание прочитанного
- Практическое знакомство с литературоведческого характера
- Развитие устной и письменной речи
Описание места учебного предмета в учебном плане:
В соответствии с базисным учебном планом школы рабочая программа рассчитана всего на 136 часов в учебный год (4 часа в неделю) в том числе:
на проведение проверочных работ – 6 часов;
на проведение уроков проверки техники чтения – 2 часа;
на проведение уроков внеклассного чтения – 8 часов.
3. Требования к результатам освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения курса «Литературное чтение» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами вслух до 40—50 слов в минуту;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению ниже приводится сводная таблица требований по предмету.
Таблица требований
к умениям учащихся по литературному чтению (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» |
||
• овладение функциональной грамотностью; • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; • овладение приемами и навыками различных видов устной и письменной речи; |
• определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение. |
• приобщение к литературе как искусству слова; • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе. |
Умения в соответствии с линиями развития |
||
• осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами; • понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста; • умение делить текст на части, озаглавливать части; • умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; • подробный и выборочный пересказ текста; • составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану |
• размышления о характере и поступках героя; • высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор) |
• умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; • умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; • умение относить сказочных героев к одной из групп положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); • соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений |
4. Содержание программы
1.Тематика чтения.
«Там, на неведомых дорожках...». (23 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки. (26 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж. Р. Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри. (13 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата...». (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
«Сказка – ложь, да в ней намек...». (22 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.
«Самое обыкновенное чудо». (32ч). Сказки А. де Сент'Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
Годовой план
Четверть |
Количество часов в четверти |
Содержание теоретической части программы |
Количество часов по программе |
Содержание практической части программы |
I |
36 |
Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…» Раздел 2. Сказочные человечки. |
23 13 |
Проверочная работа по 1 разделу. |
II |
28 |
Раздел 2. Сказочные человечки (продолжение) Раздел 3. Сказочные богатыри. |
13 15 |
Проверочная работа по 2 разделу. Проверочная работа по 3 разделу. Проверка техники чтения. |
III |
40 |
Раздел 4. «Сказка мудростью богата…» Раздел 5. «Сказка – ложь, да в ней намек…» |
20 20 |
Проверочная работа по 4 разделу. Проверочная работа по 5 разделу. |
IV |
32 |
Раздел 6. Самое обыкновенное чудо. Резервные уроки. |
32 |
Проверочная работа по 6 разделу. Проверка техники чтения. |
136 |
136 |
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ:
проведение проверочных работ – 6 часов;
проведение уроков проверки техники чтения – 2 часа;
проведение уроков внеклассного чтения – 8 часов.
2. Техника чтения.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью.
Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.
Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
4.Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т. д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества.
«Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, мумии-тролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
6. Развитие устной и письменной речи
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.
5. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
1. Итоговая проверка будет производиться в конце первого полугодия и в конце года. В государственных образовательных стандартах названы следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
2.Перечень умений, характеризующих достижение планируемых предметных результатов и проверяемых в рамках итогового контроля индивидуальных достижений учащихся за 2 класс
7. Планируемые результаты изучения курса.
Второклассник научится:
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами вслух до 40—50 слов в минуту;
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Второклассник приобретёт первоначальные умения, которые на данном этапе
не подлежат проверке:
- Осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий, выбирать наиболее подходящие заглавие;
- Прогнозировать содержание текса на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов;
- Находить ключевые слова в тексте;
- Отвечать на вопросы учителя к тексту произведения и находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль, отвечать на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением;
- Самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;
- Формулировать основную мысль в текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контрольная проверка навыка чтения оценивается по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка"5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка"3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два-три других требования.
Оценка"2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
классы |
Обязательный уровень |
Возможный уровень |
||||||
1 чет. |
2 чет. |
3 чет. |
4 чет. |
1 чет. |
2 чет. |
3 чет. |
4 чет. |
|
1 класс |
- |
10 - 15 |
15 - 20 |
20 - 30 |
- |
20 - 25 |
25 - 30 |
30 - 35 |
2 класс |
40 |
50 |
55 |
60 |
55 |
60 |
65 |
70 |
3 класс |
65 |
70 |
75 |
80 |
75 |
80 |
85 |
90 |
4 класс |
85 |
90 |
95 |
100 |
95 |
100 |
105 |
1 10 |
8. Перечень учебно-методических средств обучения.
Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 432с. - (Образовательная система «Школа 2100»);
- Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по литературному чтению);
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.);
- Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)
Учебно-методическое обеспечение:
1. Бунеев Р. Н.,БунееваЕ.В.Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М.:Баласс, 2012.
2. Бунеев Р. Н.,БунееваЕ.В.Тетрадь по литературному чтению. 2 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М:Баласс, 2013.
3. Бунеева Е. В. Уроки литературного чтения во 2 классе: метод. рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева, О. В.Чиндилова. – М.: Баласс, 2013.
Дополнительная литература:
И. А. Антипова, А. Ф. Белоусов.
«Очерки о детских писателях»: справочник для учителей начальных классов.
Бажов П. «Уральские сказки»
Балтвикс Я. «Где почует дрёма?» (стихи).
Берестов В. «Как найти дорожку».
Владимиров Ю. «Чудаки»(стихи) .
Бородинская М. «Последний день учения», «Детям на потеху» (русские народные песни, загадки, пословицы).
Демьянов И. «Ребятишкина книжка».
Ершов П. «Конек-горбунок».
Заходер Б. «Стихи и сказки».
Квитко Л. «Стихи для детей», «Киргизские народные сказки», «Корейские сказки».
Курляндский А. «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и самых больших ребят».
Линдген А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
Маршак С. «Сказки, песни, загадки».
Матвеева Н. «Стихи», «Между зимой и летом» (стихи, считалки, загадки, скороговорки).
Милн А. «Винни-Пух».
Мориц Ю. «Стихи».
Одоевский В. «Сказки».
Прокофьев А. «Шутки-прибаутки».
Пушкин А. «Сказки».
Родари Д. «Сказки по телефону», «Русские былины», «Русские народные сказки».
Сапгир Г. «Чуридило» (стихи), «Сказки народов мира» (сборник), «Татарские народные сказки».
ТолкинДж.Р.Р. «Хоббит».
Толстой А. «Приключения Буратино», «Тридцать три Егорки» (русские народные скороговорки).
Хмельницкий В. «Соловей и бабочка» (сказки).
Цыферов Г. «Как лягушонок искал папу» (сказки).
Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной».
Экзюпери А. «Маленький принц».
Янссон Т. «Шляпа волшебника и другие сказки», «Японские народные сказки».
9. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Тема |
Причина корректировки |
Способ, форма корректировки |
Дата проведения |
5. Календарно- тематическое планирование по курсу «Литературное чтение»
№№ уроков |
Тема |
Планируемые результаты обучения |
Домашнее задание |
Дата проведения |
||||||||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) |
Метапредметные УУД: Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Личностные УУД: |
план |
факт |
||||||||
1 раздел- «Там, на неведомых дорожках…»- 23 часа |
||||||||||||
1 |
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка») |
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия про изведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку |
Регулятивные: – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; –преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные: –оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других – выразительно читать и пересказывать текст; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
Личностные: – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, переживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
Нарисовать страну «Вообразилию» |
1.09 |
||||||
2 |
Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом |
Нарисовать сказ. предметы |
2.09 |
|||||||||
3 |
Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. М. Цветаева «В субботу» |
Пересказ народ.сказок |
3.09 |
|||||||||
4 |
Русские народные сказки. Сказка «Иван-крестьянский сын» |
Перечитать, отметить сказ. элементы |
4.09 |
|||||||||
5 |
Народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» |
9.09 |
||||||||||
6 |
Как сказки сказываются |
пересказ |
10.09 |
|||||||||
7 |
«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок» |
Изменить окончание 4 части |
11.09 |
|||||||||
8 |
«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок» |
Выр.чтениес.24 Т. стр 3 №3 |
12.09 |
|||||||||
9 |
Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк-Горбунок») |
Выучить отрывок |
16.09 |
|||||||||
10 |
Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» |
Вопросы стр.31 |
17.09 |
|||||||||
11 |
«Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») |
Т. Стрь5 №5,6, перечит. сказку |
18.09 |
|||||||||
12 |
Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Нарисовать обложку к сказке, выуч. отрывок |
19.09 |
|||||||||
13 |
Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» |
Нарис. исунок, выуч. Понрав. Эпизод |
23.09 |
|||||||||
14 |
«Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович») |
Т.стр.7, стр.51 вопросы |
24.09 |
|||||||||
15 |
От сказки народной к сказке авторской (сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович») |
Нарисовать героя сказки |
25.09 |
|||||||||
16 |
Как сказы сказываются (Павел Бажов «Серебряное Копытце») |
Т.стр.8 №3 |
26.09 |
|||||||||
17 |
Чему учат сказы и сказки (П.Бажов «Серебряное Копытце») |
Составить рассказ о сереб. копытцев |
30.09 |
|||||||||
18 |
Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» |
Перечит.1-3 части |
1.10 |
|||||||||
19 |
Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса») |
Т. Стр.10,11 рисун. по группам |
2.10 |
|||||||||
20 |
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» – это сказка |
Сочинить волшебную сказку, рисунок |
3.10 |
|||||||||
21 |
Всех скороговорок не перескороговоришь |
Т. Стр.12 , выучить скороговорку. |
7.10 |
|||||||||
22 |
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1 |
- |
8.10 |
|||||||||
23 |
Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок |
Прочит. Понр. сказки |
9.10 |
|||||||||
2 раздел «Сказочные человечки» - 26 часов |
||||||||||||
24 |
Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка») |
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку |
Регулятивные: – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; –преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные:–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других – выразительно читать и пересказывать текст; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
Личностные: – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, переживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
Нарис.рисунок |
10.10 |
||||||
25 |
Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть) |
Рассказ о семье муми- тролля Нарис.рисунок |
14.10 |
|||||||||
26 |
Тайны шляпы Волшебника (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть) |
Изготовить макет шляпы |
15.10 |
|||||||||
27 |
Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3–4-я части) |
перечитать |
16.10 |
|||||||||
28 |
Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника» |
Слепить героя |
17.10 |
|||||||||
29 |
Опасное путешествие Бильбо (Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч. 1 и 2) |
Выр.читать1-2 части |
21.10 |
|||||||||
30 |
Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи» ч. 3 и 4) |
Нарис.героев Т. стр.15,16 |
22.10 |
|||||||||
31 |
Отважный сказочный герой БильбоБэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи») |
Перечитать 5,6 части, написать об умениях Бильбо |
23.10 |
|||||||||
32 |
Отважный сказочный герой БильбоБэггинс (7–8-я части главы «Пауки и мухи») |
Рассказ о бильбо. стр.16 |
24.10 |
|||||||||
33 |
Авторская сказочная повесть Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит» |
Прочит. Смеш. отрывок |
28.10 |
|||||||||
34 |
Смешная история (А. Милн «Винни-Пух», глава 3) |
Рассказ о герое |
29.10 |
|||||||||
35 |
Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух (глава 3) |
Портрет Винни-Пуха |
30.10 |
|||||||||
36 |
Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух» |
Раб. Тетр. Стр.17 |
31.10 |
|||||||||
37 |
Песенки сказочных человечков |
Выу. песенку |
11.11 |
|||||||||
38 |
Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино») |
Подгот. К инсценир. сказки |
12.11 |
|||||||||
39 |
Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно») |
Вопрос 2 стр 152 |
13.11 |
|||||||||
40 |
Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» |
Выр читать, нарис. Иллюстрац. |
14.11 |
|||||||||
41 |
Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино» |
Сочин. сказку |
18.11 |
|||||||||
42 |
Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») |
Раб. Тетр. Стр.21 |
19.11 |
|||||||||
43 |
Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») |
Пересказ интер. фрагмента |
20.11 |
|||||||||
44 |
Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») |
Состав. Пожелание |
21.11 |
|||||||||
45 |
Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Части 1–2) |
Раб. Тетр. Стр.23 №5 |
25.11 |
|||||||||
46 |
Кто же такой Карлсон? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» Часть 3-я) |
Раб. Тетр. Стр 23 №4 |
26.11 |
|||||||||
47 |
Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» (Часть 4-я) |
Нарисовать фантик |
27.11 |
|||||||||
48 |
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 2 |
Подгот. Сочинению |
28.11 |
|||||||||
49 |
Сочинение-рассказ о сказочном человечке |
Подгот. К внекл. чтению |
2.12 |
|||||||||
50 |
Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки |
Задание по группам- инсценир. фрагмента |
3.12 |
|||||||||
3 раздел «Сказочные богатыри » - 13 часов |
||||||||||||
51 |
Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» |
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов |
Регулятивные: – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные:–оформлять свои мысли в устной и письменной форме; – слушать и понимать речь других - учиться работать в паре, группе; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
Личностные: – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, переживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
Стр.10-16 прочит.выраз. |
4.12 |
||||||
52 |
Былина как фольклорный жанр |
Прочит. Рассказ о былинах |
5.12 |
|||||||||
53 |
Богатырская «Сказка про Илью Муромца» |
Перечитать сказку, Раб. Тетр. Стр. 26 №2 |
9.12 |
|||||||||
54 |
Илья Муромец – богатырь земли Русской |
Выр. Чтение отрывка |
10.12 |
|||||||||
55 |
Илья Муромец – любимый народный богатырь. (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор») |
Читать былину |
11.12 |
|||||||||
56 |
Сравнение богатырской сказки и былины |
Мальч.- нарисовать оружие, Дев.- одежду рус. людей |
12.12 |
|||||||||
57 |
Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв») |
16.12 |
||||||||||
58 |
Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» |
Т. Стр. 28№5 |
17.12 |
|||||||||
59 |
Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай») |
Перечитать, Т. Стр.29№3 |
18.12 |
|||||||||
60 |
«Богатырь» Назнай |
Нарисовать иллюстрацию |
19.12 |
|||||||||
61 |
Повторение по теме «Былины и богатырские сказки» |
Прочитать былину |
23.12 |
|||||||||
62 |
Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». Проверочная работа № 3 |
По желанию выучить, или чит. выраз. |
24.12 |
|||||||||
63 |
Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой |
Читат. дневник |
25.12 |
|||||||||
64 |
Проверка техники чтения |
26.12 |
||||||||||
4 раздел - «Сказка мудростью богата» - 20 часов |
||||||||||||
65 |
Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» |
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественногопроизведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. |
Регулятивные: – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; –преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные:–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других – выразительно читать и пересказывать текст; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
Личностные: – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, переживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
Ответить на воросы по 1 части |
12.01 |
||||||
66 |
Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик») |
Читать по ролям |
||||||||||
67 |
Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик») |
Прочитать 1 часть сказки |
||||||||||
68 |
Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка») |
Перечитать сказку Т.стр 32№2 |
||||||||||
69 |
Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» |
Проиллюстрировать загадки |
||||||||||
70 |
Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева») |
Читать по ролям 1-2 части(на выбор) |
||||||||||
71 |
Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» |
Найти в сказках самую мудрую загадку и нарис. |
||||||||||
72 |
К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы») |
Перечитать сказку и нарисовать |
||||||||||
73 |
Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик») |
Чит. по ролям |
||||||||||
74 |
Что высмеивают сказки? Японская сказка «Настоятель и служка» (1-я) |
Пересказать сказку и придум. заголовок |
||||||||||
75 |
Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Настоятель и служка» (2-я) |
Разделить сказку на части и придум. иллюстрацию |
||||||||||
76 |
Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка» |
Перечит. Сказку и придум. продолжение |
||||||||||
77 |
«Сказка о глупости» И. Франко |
Прочит. выраз. |
||||||||||
78 |
«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (И. Франко «Сказка о глупости») |
Выучить одну часть |
||||||||||
79 |
Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки |
Нарисовать пословицу |
||||||||||
80 |
Мудростью богаты. Русские народные загадки |
Т.стр. 37 |
||||||||||
81 |
Как придумать загадку? Литературные загадки |
Сочин. загадку |
||||||||||
82 |
Обобщающий урок по разделу IV. Проверочная работа № 4 |
- |
||||||||||
83 |
Зачем поют колыбельные песни |
Выуч. Наизусть |
||||||||||
84 |
Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки? |
Найти и прочитать наизусть |
||||||||||
5 раздел - «Сказка – ложь, да в ней намек...» -22 часа |
||||||||||||
85 |
Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...» |
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественногопроизведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия про изведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку |
Регулятивные: – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; –преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные:–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других – выразительно читать и пересказывать текст; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
Личностные: – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, переживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
Прочит. Народ песенку Т. стр. 39 |
|||||||
86 |
Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц») |
Выучить сказку |
||||||||||
87 |
Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») |
Раб. Тетр.стр. 40 |
||||||||||
88 |
Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») |
Пересказ по сост. плану |
||||||||||
89 |
Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») |
Перечит. выразительно. |
||||||||||
90 |
Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») |
Проиллюстрировать эпизод |
||||||||||
91 |
Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») |
Дочит. до конца |
||||||||||
92 |
Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») |
Перечит. И озаглавить части |
||||||||||
93 |
Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» |
Состав. И записать в тетр. план ( Т. стр. 42 № 3) |
||||||||||
94 |
Любимые герои сказок |
Придумать хитрости или соч. сказку |
||||||||||
95 |
Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». |
Т.стр 43 №3 (перес. сказ) |
||||||||||
96 |
Латышская сказка «Как петух лису обманул») |
Нарис. Кадры к фильму по группам |
||||||||||
97 |
Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!») |
Пересказ. Сюжет любого выпуска |
||||||||||
98 |
Как создаются мульфильмы. (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!») |
Выучить одно стих на выбор |
||||||||||
99 |
Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня». Л. Квитко «Смелые воробьи») |
Выуч. Понрав. Стихотвор. |
||||||||||
100 |
Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук». Ю. Мориц «Резиновый ёжик») |
Проиллюст. считалку |
||||||||||
101 |
Авторские считалки |
Выучить считалку |
||||||||||
102 |
О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия» |
Проиллюстрир. Фрагменты счит. |
||||||||||
103 |
Сочиняем считалку |
Выучить отрывок |
||||||||||
104 |
Обобщение по разделу V. Колыбельные русских поэтов |
Подготов. Кпровер. работе |
||||||||||
105 |
Проверочная работа № 5 |
Подгот. К внекл.чтению |
||||||||||
106 |
Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки |
Читать сказки миниатюры |
||||||||||
6 раздел - «Самое обыкновенное чудо» - 32 часа |
||||||||||||
107 |
Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон» |
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия про изведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художественное произведение(его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку |
Регулятивные: – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; –преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные:–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других – выразительно читать и пересказывать текст; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
Личностные: – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, переживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
Чит. Выраз. Стихот.,нарис. героя |
|||||||
108 |
Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть) |
Нарисов. внутри удава зверька |
||||||||||
109 |
Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть) |
Чтение 3-4 части |
||||||||||
110 |
Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3–4-я части) |
Выучить монолог Лиса |
||||||||||
111 |
Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5–6-я части) |
Написать письмо |
||||||||||
112 |
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
Пересказ. сказку |
||||||||||
113 |
Секрет счастья. (ДжанниРодари «Солнце и туча») |
Выр. чтение сказки или выучить стих-е по жел. |
||||||||||
114 |
Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала».) |
Перечит. сказку |
||||||||||
115 |
В. Орлов «Я рисую море» |
Нарисовать своё море |
||||||||||
116 |
Чудеса вокруг нас. (Валентин Берестов «Честное гусеничное») |
Перечит. Сказку, нарис. портреты |
||||||||||
117 |
Необычное в обычном мире. (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка») |
Выуч. Наизусть 1 сказку |
||||||||||
118 |
«Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора». «Снег и скрипка») |
Стр.133 (выуч. сказку наизусть) |
||||||||||
119 |
Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка») |
Пересказ. 1 из сказок, по жел. Стр.51 №4 |
||||||||||
120 |
Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. (Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик») |
Найти ключев. Слова и пересказ. |
||||||||||
121 |
Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный» |
Выр. прочитать сказку, нарис. белуюи чёрные картины |
||||||||||
122 |
Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры |
Инсценир. сказки |
||||||||||
123 |
Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки») |
Выбрать любую сказку и пересказ. по своему |
||||||||||
124 |
Уроки творчества Дж. Родари |
Сост. «Запутанную сказку» |
||||||||||
125 |
Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера. |
Выучить своё стихотвор. |
||||||||||
126 |
Весёлые стихи О.Григорьева. |
Нарисовать иллюстрации к стихот. |
||||||||||
127 |
Весёлые стихи. (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!») |
Выр. чтениестихотвор |
||||||||||
128 |
Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце») |
Напис. Ответ Лису |
||||||||||
129 |
Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа № 6 |
Задан.5 из провер. работы |
||||||||||
130 |
Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир» |
Задан. По группам |
||||||||||
131 |
Проверка техники чтения |
Допол. литература |
||||||||||
132 |
Интеллектуальная игра |
Состав.кроссворды |
||||||||||
133 |
Мир книг |
Подготов.к выставке книг |
||||||||||
134 |
Чудеса вокруг нас |
Игра «наборщик» |
||||||||||
135 |
Урок-отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки» |
- |
||||||||||
136 |
«Мы вам советуем прочитать» |
- |