12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Геннадий284
Учитель истории, информатики
Россия, Калужская обл., Медынский район

Содержание

 

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «История.»

История Нового времени

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

 

  1. Содержание учебного предмета «История»

История Нового времени (7 класс)

Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени.

С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время.

Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.

Начало Нового времен. Конец XV – начало XVII века

Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).

Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.

Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.

Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.

Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.

Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени.

Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII века.

Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.

Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.

Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).

Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.

Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.

Всеобщая история: Новые времена Востока и Запада (XVI-XVIII века)

Новые времена за пределами Европы. XVI-XVIII века.

Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.

Запад в эпоху Просвещения. XVIII век.

Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.

Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.

Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта – 1784 г, прялка Дженни – 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.

Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж. Вашингтон), последствия – установление республики (Конституция США).

Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.

Северная Евразия к середине XVI в.

История России конец 16-18 век. (7 класс)

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Хронология и сущность нового этапа российской империи.

Внутренняя и внешняя политики Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоанович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально- экономическая политика. Голод 1601-1603 гг. обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и кльтурные связи со странами Западной Европы.

Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина, Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.

Россия в 1618-1689 гг.

Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.

Россия в XVII в.

Политический строй. Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.

Внешняя политика России в XVII в: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.

Власть и церковь. Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.

Культура и быт XVII.в.Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.

Россия при Петре 1.

Россия на рубеже XVII-XVIIIвв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Личность Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг.

Россия в первой четверти XVIII . Петра I. Россия в 1682-1725 гг.

Петр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.

Реорганизация армии. Реформы государственного управления (упразднение Боярской думы и приказной системы, учреждение Правительствующего Сената, коллегий, Тайной канцелярии и др.) указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Аристократическая оппозиция реформам Петра : дело царевича Алексей.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго - Донского каналов.

Социальные движения. Причины народных восстаний в петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А.Булавина. башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Внешняя политика. Северная война (1700-1721): причины, участники, основные события (1700 – Нарва, 1703 – Санкт-Петербург, 1709 – Полтава, 1714 – Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадтский мир 1721 года и образование Российской империи. Укрепление международного положения.

Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и «низов». Распространение просвещения, научных знаний. расширение сети школ и специальных учебных заведений. Я.В.Брюс, Л.Ф.Магницкий. развитие техники А.К.Нартов. создание Академии наук, кунсткамеры, военно- морского и артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе Д.Трезини. В.В.Растрелли, И.К.Коробов.

Изобразительное искусство. Гравюра А.Ф.Зубов. светская живопись. И.И.Никитин

Изменения в быту. Новый порядок летоисчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. « Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Российская империя.1725-1801 гг.

Дворцовые перевороты ( 1725-1762 гг.).

Внутренняя политика.

Дворцовые перевороты (1725–1762): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм – роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, Указ о вольности дворянской 1762 года. Изменения в системе центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. « Конференция при высочайшем дворе!. Ужесточение политики по отношению к казачеству и крестьянству, национальным окраинам.

Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности). Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско- шведская война 1741-1743 гг. . Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг. П.А.Румянцев. П.С.Салтыков

Россия в 1762-1801 гг.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762–1796), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.

Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.

Просветительские реформы Екатерины II:губернская, образования – и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.

Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет 1755 г.), литература (Г.Р. Державин и другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России – барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В. Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.

 

  1. Тематическое планирование курса

История 7 класс. (70 часов)

Новая история (28 ч.)

1.

Введение

1

Называть хронологические рамки изучаемого периода, соотносить год с веком.

2.

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие Географические открытия. Возрождение. Реформация

12

Объяснять смысл понятия Новое время. Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий. Рассказывать о технических открытиях и их социально- экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей- первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение. Оценивать открытия Х.Колумба, Ф. Магелана, Э Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытий Работать с картой (показывать маршруту путешествий); выделять главное в тексте; анализировать документы. Выделять главное в рассказе учителя и в тексте по вопросу определения условий складывания абсолютизма в европейских государствах составлять схемы; характеризовать политику Генриха XVIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе составлять устный рассказ по сюжету. Рассказывать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры. Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником. Самостоятельно работать с учебником и документами; пользоваться иллюстрациями. Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в ранее Новое время. Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в ранее Новое время. Объяснять положение женщин. Рассказывать о складывающейся культуре домовладения. Сравнивать особенности развития культуры разных периодов, делать выводы.

Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. Составлять развернутый план параграфа. Готовить доклады- презентации о Т.Море, Ф. Рабле, М. Монтене Характеризовать особенности развития культуры, описывать достижения культуры; сравнивать и анализировать взгляды ученых приводить аргументы из текста произведений У Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения. Раскрывать смысл и раскрывать понятие Реформация. Называть причины и сущность Реформации. Показывать особенности протестантизма. Обсуждать идею М.Лютера о «спасении верой». Объяснять эффект учения Кальвина. Называть причины, цели, средства идеологов Контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию. Использовать документы при ответе на вопрос. Рассказывать о религиозно – социальном движении в Англии. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, и кальвинистами. Делать сравнительный анализ англиканской и католической церквей. Сравнивать позиции католиков и гугенотов. Рассказывать о значении и методах, результатах реформы Ришелье. Объяснять причины укрепления Франции. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы. Составлять характеристику историческим деятелям; оценивать явления.

3.

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

3

Выделять главное в тексте; работать с документами. Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Рассказывать о лесных и морских гезах и их идеалах. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям. Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывать об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О.Кромвеля. Сравнивать причины нидерландской революции и английской. Составлять сообщения об О.Кромвеле и его роли в изменении Англии. Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его. Составлять характеристику историческим деятелям. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа ( по выбору). Показывать на карте основные события международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме; работать с картой.

4.

Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований

8

Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений ДЖ. Локка, Ш.Монтескье, Вольтера, Ж-Ж. Руссо Выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу. Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения. Выделять основные понятия урока и раскрывать их. Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машиностроения. Составлять рассказ об одном из дне рабочего ткацкой фабрики. Составлять план и таблицу; выделять главное в тексте. Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать, как и почему колонистам удалось объединиться. Работать со схемой государственного устройства США. Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Оценивать деятельность лидеров революционных событий. Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями. Доказывать, что любая революция- это бедствия и потери для общества; необоснованность жестоких методов якобинцев. Выделять причины установления консульства во Франции. Выполнять самостоятельную работу по изученной главе. Анализировать текст документа; выделять главное.

5.

Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

3

Выделять особенности традиционного общества. Сравнивать традиционное общество с европейским. Характеризовать государства Востока и Европы. Использовать ранее изученный материал для решения проблемных задач. Актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем. Характеризовать империю Великих Монголов. Анализировать политику Акбара. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.

6.

Повторительно-обобщающий урок по курсу « История Нового времени. 1500-1800»

1

Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника.

История России (конец XVIXVII вв.) (42 ч.)

1.

Тема1. Россия в XVI веке

20

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государства. Объяснять причины и значение принятия Ивана IV царского титула. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х г.г. Изучать документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского гос. Хода Ливонской войны, похода Ярмака. Объяснять какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных, и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне. Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства. Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа разных документов. Составлять характеристику Ивана Грозного. Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов про Ивана Грозного, обмениваться мнениями о нем как правителе и человеке. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного. Объяснять понятия: заповедные лета, крепостное право. Объяснять значение выражения «Москва- третий Рим». Давать оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателя. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника материалов Интернет и др. Собирать информацию и готовить сообщения об иконах и о храмах 16в. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять в чем состояло их значение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы. Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства. Описывать быт людей различных слоев населения., опираясь на иллюстрации учебника, материалы Интернета, на непосредственные наблюдения. Рассказывать о нравах и быте русского общества 16 в.;. Обобщать исторические события и явления; делать выводы. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государства и государств Западной Европы в 14-16 века. Обобщать и систематизировать изученный материал.

2.

Тема 2. Россия в XVII веке

20

Активизировать знания по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI в. Планировать деятельность по изучению истории России XVIIв. Характеризовать источники по российской истории XVII в. Объяснять смысл понятия заповедные лета. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку. Объяснить смысл понятий : смута, самозванец, интервенция. Раскрывать в чем заключались причины смуты. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжетмитрия I и отрядов под предводительством И. Болотникова и польских и шведских интервентов. Систематизировать исторический материал в виде хронологической таблицы « Смутное время в России». Рассказывать о положении людей разных сословий в годы смуты. Показывать на исторической карте направления движения отрядов первого и второго ополчений. Продолжить систематизацию исторического материала в хронологической таблице « Смутное время в России». Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений. Характеризовать последствия смуты для Российского государства. Систематизировать исторически материал о смутном времени. Высказывать суждения о деятелях смутного времени. Выполнять тестовые контрольные задания по истории смутного времени Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. Выявлять новые черты в развитии экономики; сравнивать историческое развитие в России и странах Западной Европы; делать выводы. Составлять таблицу « Основыные сословия России в XVIIв» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Объяснять смысл понятий: крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне Объяснять понятие : абсолютизм с привлечение знаний курса Всеобщей истории. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического строя России. Разъяснять в чем заключались функции отдельных органов власти Земский собор, Боярская дума, Приказы в системе управления государством. Характеризовать деятельность и личность царя Алексея Михайловича.

Работать со схемой; составлять и анализировать таблицу; определять актуальность реформ. Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта священства и царства, причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума. Характеризовать сущность церковного раскола и личности исторических деятелей. Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVIIв. Систематизировать исторический материал в форме таблицы « Народные движения в России XVII в.» Составлять сравнительную таблицу; определять особенности народных выступлений; делать выводы. Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVIIв. Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в. ход воин и направления военных походов. Объяснять в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в. Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири. Составлять описание достижений культуры; характеризовать истоки обмирщения русской культуры, художественные достоинства.

Объяснять в чем заключались новые веяния в отечественной культуре. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях культуры XVII в. Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в. Составлять рассказ о жизни и быте отдельных сословий используя дополнительный материал рассказов иностранцев о России и др. Приводить примеры Западного и Восточного влияния на быт. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре « Путешествие по русскому городу XVII века». Использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. Систематизировать исторический материал по изученному периоду Выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVII в. Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества. Объяснять в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII в.

3.

Резерв

Обобщающее повторение

Итоговый контроль

2

Систематизировать знания по курсу. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. Выполнять тестовые контрольные задания.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.