Рабочая программа по истории за 7 класс
Содержание
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «История.» 3
- Планируемые результаты изучения учебного предмета «История.»
История Нового времени
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
- Содержание учебного предмета «История»
История Нового времени (7 класс)
Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени.
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время.
Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.
Начало Нового времен. Конец XV – начало XVII века
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).
Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.
Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.
Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени.
Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII века.
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.
Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.
Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.
Всеобщая история: Новые времена Востока и Запада (XVI-XVIII века)
Новые времена за пределами Европы. XVI-XVIII века.
Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.
Запад в эпоху Просвещения. XVIII век.
Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта – 1784 г, прялка Дженни – 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.
Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж. Вашингтон), последствия – установление республики (Конституция США).
Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.
Северная Евразия к середине XVI в.
История России конец 16-18 век. (7 класс)
Россия на рубеже XVI-XVII вв.
Хронология и сущность нового этапа российской империи.
Внутренняя и внешняя политики Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоанович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально- экономическая политика. Голод 1601-1603 гг. обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и кльтурные связи со странами Западной Европы.
Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина, Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.
Россия в 1618-1689 гг.
Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Россия в XVII в.
Политический строй. Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.
Внешняя политика России в XVII в: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.
Власть и церковь. Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.
Культура и быт XVII.в.Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.
Россия при Петре 1.
Россия на рубеже XVII-XVIIIвв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Личность Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг.
Россия в первой четверти XVIII . Петра I. Россия в 1682-1725 гг.
Петр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Реорганизация армии. Реформы государственного управления (упразднение Боярской думы и приказной системы, учреждение Правительствующего Сената, коллегий, Тайной канцелярии и др.) указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Аристократическая оппозиция реформам Петра : дело царевича Алексей.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго - Донского каналов.
Социальные движения. Причины народных восстаний в петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А.Булавина. башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Внешняя политика. Северная война (1700-1721): причины, участники, основные события (1700 – Нарва, 1703 – Санкт-Петербург, 1709 – Полтава, 1714 – Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадтский мир 1721 года и образование Российской империи. Укрепление международного положения.
Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и «низов». Распространение просвещения, научных знаний. расширение сети школ и специальных учебных заведений. Я.В.Брюс, Л.Ф.Магницкий. развитие техники А.К.Нартов. создание Академии наук, кунсткамеры, военно- морского и артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе Д.Трезини. В.В.Растрелли, И.К.Коробов.
Изобразительное искусство. Гравюра А.Ф.Зубов. светская живопись. И.И.Никитин
Изменения в быту. Новый порядок летоисчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. « Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Российская империя.1725-1801 гг.
Дворцовые перевороты ( 1725-1762 гг.).
Внутренняя политика.
Дворцовые перевороты (1725–1762): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм – роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, Указ о вольности дворянской 1762 года. Изменения в системе центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. « Конференция при высочайшем дворе!. Ужесточение политики по отношению к казачеству и крестьянству, национальным окраинам.
Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности). Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско- шведская война 1741-1743 гг. . Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг. П.А.Румянцев. П.С.Салтыков
Россия в 1762-1801 гг.
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762–1796), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.
Просветительские реформы Екатерины II:губернская, образования – и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.
Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет 1755 г.), литература (Г.Р. Державин и другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России – барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В. Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.
- Тематическое планирование курса
История 7 класс. (70 часов)
Новая история (28 ч.) |
||||||
1. |
Введение |
1 |
Называть хронологические рамки изучаемого периода, соотносить год с веком. |
|||
2. |
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие Географические открытия. Возрождение. Реформация |
12 |
Объяснять смысл понятия Новое время. Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий. Рассказывать о технических открытиях и их социально- экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей- первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение. Оценивать открытия Х.Колумба, Ф. Магелана, Э Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытий Работать с картой (показывать маршруту путешествий); выделять главное в тексте; анализировать документы. Выделять главное в рассказе учителя и в тексте по вопросу определения условий складывания абсолютизма в европейских государствах составлять схемы; характеризовать политику Генриха XVIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе составлять устный рассказ по сюжету. Рассказывать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры. Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником. Самостоятельно работать с учебником и документами; пользоваться иллюстрациями. Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в ранее Новое время. Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в ранее Новое время. Объяснять положение женщин. Рассказывать о складывающейся культуре домовладения. Сравнивать особенности развития культуры разных периодов, делать выводы. Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. Составлять развернутый план параграфа. Готовить доклады- презентации о Т.Море, Ф. Рабле, М. Монтене Характеризовать особенности развития культуры, описывать достижения культуры; сравнивать и анализировать взгляды ученых приводить аргументы из текста произведений У Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения. Раскрывать смысл и раскрывать понятие Реформация. Называть причины и сущность Реформации. Показывать особенности протестантизма. Обсуждать идею М.Лютера о «спасении верой». Объяснять эффект учения Кальвина. Называть причины, цели, средства идеологов Контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию. Использовать документы при ответе на вопрос. Рассказывать о религиозно – социальном движении в Англии. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, и кальвинистами. Делать сравнительный анализ англиканской и католической церквей. Сравнивать позиции католиков и гугенотов. Рассказывать о значении и методах, результатах реформы Ришелье. Объяснять причины укрепления Франции. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы. Составлять характеристику историческим деятелям; оценивать явления. |
|||
3. |
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) |
3 |
Выделять главное в тексте; работать с документами. Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Рассказывать о лесных и морских гезах и их идеалах. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям. Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывать об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О.Кромвеля. Сравнивать причины нидерландской революции и английской. Составлять сообщения об О.Кромвеле и его роли в изменении Англии. Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его. Составлять характеристику историческим деятелям. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа ( по выбору). Показывать на карте основные события международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме; работать с картой. |
|||
4. |
Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований |
8 |
Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений ДЖ. Локка, Ш.Монтескье, Вольтера, Ж-Ж. Руссо Выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу. Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения. Выделять основные понятия урока и раскрывать их. Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машиностроения. Составлять рассказ об одном из дне рабочего ткацкой фабрики. Составлять план и таблицу; выделять главное в тексте. Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать, как и почему колонистам удалось объединиться. Работать со схемой государственного устройства США. Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Оценивать деятельность лидеров революционных событий. Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями. Доказывать, что любая революция- это бедствия и потери для общества; необоснованность жестоких методов якобинцев. Выделять причины установления консульства во Франции. Выполнять самостоятельную работу по изученной главе. Анализировать текст документа; выделять главное. |
|||
5. |
Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации |
3 |
Выделять особенности традиционного общества. Сравнивать традиционное общество с европейским. Характеризовать государства Востока и Европы. Использовать ранее изученный материал для решения проблемных задач. Актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем. Характеризовать империю Великих Монголов. Анализировать политику Акбара. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время. |
|||
6. |
Повторительно-обобщающий урок по курсу « История Нового времени. 1500-1800» |
1 |
Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника. |
|||
История России (конец XVI – XVII вв.) (42 ч.) |
||||||
1. |
Тема1. Россия в XVI веке |
20 |
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государства. Объяснять причины и значение принятия Ивана IV царского титула. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х г.г. Изучать документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского гос. Хода Ливонской войны, похода Ярмака. Объяснять какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных, и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне. Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства. Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа разных документов. Составлять характеристику Ивана Грозного. Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов про Ивана Грозного, обмениваться мнениями о нем как правителе и человеке. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного. Объяснять понятия: заповедные лета, крепостное право. Объяснять значение выражения «Москва- третий Рим». Давать оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателя. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника материалов Интернет и др. Собирать информацию и готовить сообщения об иконах и о храмах 16в. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять в чем состояло их значение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы. Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства. Описывать быт людей различных слоев населения., опираясь на иллюстрации учебника, материалы Интернета, на непосредственные наблюдения. Рассказывать о нравах и быте русского общества 16 в.;. Обобщать исторические события и явления; делать выводы. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государства и государств Западной Европы в 14-16 века. Обобщать и систематизировать изученный материал. |
|||
2. |
Тема 2. Россия в XVII веке |
20 |
Активизировать знания по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI в. Планировать деятельность по изучению истории России XVIIв. Характеризовать источники по российской истории XVII в. Объяснять смысл понятия заповедные лета. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку. Объяснить смысл понятий : смута, самозванец, интервенция. Раскрывать в чем заключались причины смуты. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжетмитрия I и отрядов под предводительством И. Болотникова и польских и шведских интервентов. Систематизировать исторический материал в виде хронологической таблицы « Смутное время в России». Рассказывать о положении людей разных сословий в годы смуты. Показывать на исторической карте направления движения отрядов первого и второго ополчений. Продолжить систематизацию исторического материала в хронологической таблице « Смутное время в России». Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений. Характеризовать последствия смуты для Российского государства. Систематизировать исторически материал о смутном времени. Высказывать суждения о деятелях смутного времени. Выполнять тестовые контрольные задания по истории смутного времени Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. Выявлять новые черты в развитии экономики; сравнивать историческое развитие в России и странах Западной Европы; делать выводы. Составлять таблицу « Основыные сословия России в XVIIв» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Объяснять смысл понятий: крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне Объяснять понятие : абсолютизм с привлечение знаний курса Всеобщей истории. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического строя России. Разъяснять в чем заключались функции отдельных органов власти Земский собор, Боярская дума, Приказы в системе управления государством. Характеризовать деятельность и личность царя Алексея Михайловича. Работать со схемой; составлять и анализировать таблицу; определять актуальность реформ. Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта священства и царства, причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума. Характеризовать сущность церковного раскола и личности исторических деятелей. Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVIIв. Систематизировать исторический материал в форме таблицы « Народные движения в России XVII в.» Составлять сравнительную таблицу; определять особенности народных выступлений; делать выводы. Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVIIв. Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в. ход воин и направления военных походов. Объяснять в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в. Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири. Составлять описание достижений культуры; характеризовать истоки обмирщения русской культуры, художественные достоинства. Объяснять в чем заключались новые веяния в отечественной культуре. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях культуры XVII в. Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в. Составлять рассказ о жизни и быте отдельных сословий используя дополнительный материал рассказов иностранцев о России и др. Приводить примеры Западного и Восточного влияния на быт. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре « Путешествие по русскому городу XVII века». Использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. Систематизировать исторический материал по изученному периоду Выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVII в. Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества. Объяснять в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII в. |
|||
3. |
Резерв Обобщающее повторение Итоговый контроль |
2 |
Систематизировать знания по курсу. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. Выполнять тестовые контрольные задания. |