ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель:Детина Екатерина Юрьевна, 1 квалификационная категория.
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа разработана на основании:
Документы для программы УО:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Устава государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о.Чапаевск.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по истории под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами являются:
освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках.
Для стимулирования учащихся на уроке используются:
Анаграммы. Например, при изучении темы «Нашествие» в 7 классе дается учащимся задание: читая каждую вторую букву, вы отгадаете имя хана, напавшего на Русь: РБУАСТЭЫЗЙ. С заданием дети справятся быстро, но слово вряд ли забудут.
Эффективно использовать на уроках и обычные криптограммы: «На каких каравеллах Христофор Колумб отправился в путь, вы узнаете, разгадав криптограмму»: 1) «1 2 1 Ь 3»
2) «4 2 1 Т 5»
3) «С 5 1 Т 5 – М 5 Р 2 3»
Ключ: 1 - н, 2 - и, 3 - я, 4 – п, 5 – а.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с интеллектуальными нарушениями учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности исторического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации.
Информационно-коммуникационные технологии побуждают учителя по-новому строить отношения с учащимися. У ребят появилась возможность подготовить к уроку доклад, сообщение, презентацию, реферат на любую тему, что повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию. ИКТ играют важную роль в проведении контрольно – обобщающих уроков. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, карт.
На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности.
Воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.
Класс, по степени активности и самостоятельности в обучении, можно разделить на две группы:
· первая группа (4 человека) - учащиеся уверенные в себе, которые активно включаются в работу, и могут выполнять задания по алгоритму и словесной инструкции.
· вторая группа, их большинство (7 человека) - не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Это ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неудач
Для повышения активности и самостоятельности учащихся на уроке необходимо построить обучение таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей.
Работа, направленная на повышение активности и самостоятельности учащихся на уроках истории состоит из нескольких этапов:
1. Создание ситуации успеха (дать посильное задание).
2. Формирование мотивации к изучению данного предмета.
3. Постепенное усложнение заданий.
В процессе работы используются следующие методы и приемы:
1. Метод словесного сообщения ( рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником).
2. Наглядные методы ( демонстрация приемов работы, показ иллюстрацйи).
По результатам итоговой диагностики по истории в 7 б классе особых тем не выявлено, т.к. учебный предмет «История» изучается первый год.
На основании этого необходимо направить работу на формирование навыков исследования и совокупность операций по обработке , систематизации и обобщению. развивать навыки сравнивать предметы, находить общее и различие, группировать, классифицировать предметы на основе признаков.
Оценка интеллектуально-познавательной сферы личности обучающихся 7-Б класса:
Нарушено восприятие, его основные свойства предметности, целостности. Недостаточный уровень развития целостности восприятия приводят к тому, что ребенок не замечает многого из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картины.
У детей (4 человек) 9-Б класса несформировано восприятие пространства, что отрицательно сказывается на формировании графических навыков.
Таким образом, восприятие школьников характеризуется медленным темпом, узостью, недифференцированностью, несформированностью основных свойств восприятия (целостности, предметности, константности, избирательности), фрагментарностью, недостаточной точностью, малой устойчивостью, осмысленностью.
Внимание детей данного класса характеризуется неустойчивостью (колебанием), сниженной концентрацией, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля. Недостатки внимания особенно выступают при длительном выполнении однообразных заданий.
Учащиеся 7-Б класса удерживают одновременно малый объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи. У учащихся отмечается низкая избирательность, трудности организации, переключаемости внимания с одного вида или найденного способа деятельности на другой.
У детей данного класса преобладает кратковременная память над долговременной. Характерным признаком являются отклонения в развитии процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение). Отмечаются низкая продуктивность запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольного запоминания по сравнению с произвольным; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; преобладание механического запоминания над словесно-логическим; быстрое забывание и низкая скорость запоминания.
У детей отмечаются определенные недостатки в развитии непроизвольной памяти. Яркий, интересный материал запоминается детьми легче и быстрее, при этом возможность манипулировать им создает более благоприятные условия для запоминания.
У детей7-Б класса мышление поверхностно, инертно, несамостоятельно, неосознанно, некритично. У учащихся накапливается малый запас знаний и представлений о предметах и явлений окружающей действительности. Разнородные предметы теряют свою индивидуальность, оригинальность, уподобляются друг другу. Бедность представлений, речевое недоразвитие, ограничение практического опыта лежат в основе недоразвития мышления. Наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам.
Отличается от нормы и речь учащихся 7-Б класса. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе рассуждения, обобщения, подведение итогов. Такие дети имеют бедный словарный запас, поэтому в их речи встречается много неправильных грамматических конструкций.
Исходя из этого, в образовательном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования:
1. использование творческих заданий (метод проектов), направленных на развитие пространственных представлений, творческих и сенсомоторных способностей, целеустремленности, усидчивости, организованности, трудолюбия, а так же повышения уровня мотивации учащихся.
2. Частая смена видов деятельности на уроке. В процессе выполнения задания учащимся приходится длительное время заниматься однообразной, монотонной работой, в результате чего происходит так называемое «психическое насыщение». Подростки начинают отвлекаться, вставать с рабочего места, прекращают работу. Поэтому в уроки рекомендуется вносить больше разнообразия: менять учащимся виды деятельности, предусматривать элементы соревнования, стимулирующее воздействие, физкультминутки.
4. Для достижения поставленных задач на уроках используются элементы ИКТ. Использование компьютерных технологий в учебной и внеучебной деятельности является не только одним из эффективных способов повышения мотивации, индивидуализации его обучения, развития творческих способностей, создание благополучного эмоционального фона, но и развитие умения работать в группе, толерантность. Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят; способствует более продуктивному проведению индивидуальных занятий, оптимальному управлению учебным процессом. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке. И наоборот, воспитать у слушателей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. Применение ИКТ возможно на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Цель изучения предмета : сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные;
гражданское воспитание учащихся,
патриотическое воспитание,
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание,
правовое воспитание,
формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Принципы:
принцип коррекционной направленности в обучении;
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
принцип научности и доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности в обучении;
принцип наглядности в обучении;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Особенности содержания предмета
Настоящая рабочая программа по истории для 7 класса к учебнику Б.П. Пузанова, О.И.Бородиной, Л.С.Сековец, Н.М.Редькиной «История России» для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, составлена в соответствии требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Авторы программы: О.И.Бородина, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Для лучшего усвоения материала необходимо применять систему межпредметных связей. Это необходимо в силу особенностей развития и познавательных возможностей умственно-отсталых детей, которые не в состоянии овладеть систематическим курсом истории, предусмотренным программой массовой школы, но данная программа рекомендует в доступной для учащихся форме изучать предлагаемый материал.
Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории. При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «Лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
На уроках истории в образовательной специальной (коррекционной) школе VIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с историческими картинами, схемами, просмотр и разбор видеоофильмов, отдельных фрагментов кино, мультфильмов.
Представляется, что в курсе «Истории России» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.При планировании курса количество часов определяется объёмом учебного материала, значимостью событий.В 7 классе учащиеся знакомятся с событиями Древнейшего прошлого нашей страны до XVI века. Изучение учебного предмета «История» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью
Класс |
7 |
Количество часов в неделю |
2 |
Количество часов в год |
68 |
Личностны и предметные результаты
К важнейшим личностным результатам изучения истории в школе 8 вида относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Предметные результаты изучения истории учащимися 7 (8 вида) классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Основное содержание курса история Отечеств(специальная коррекционная программа VIII вида), 7 класс:
Раздел 1. Введение в историю (8 час.). История – наука о прошлом человечества. Понятие о счете времени: дата, месяц, год, век. Историческая карта. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте. С чего начинается Родина. Символы государства. Понятие « символы государства». Государственные символы России: государственный герб и гимн, государственный флаг. Москва – столица нашей Родины. Населенные пункты нашей Родины. Моя родословная. Родословная человека. Понятие « предки». Поколения предков, фамилия, имя, отчество – связь времен. Понятие « генеалогическое древо». История происхождения фамилий, имен и отчеств на Руси. Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи обучающихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи. Дни рождения их. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. Основные занятия членов семьи обучающихся. Права и обязанности каждого члена семьи.Повторительно-обобщающий урок по теме: «Введение в историю».
Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода (10 час.). Понятие « предки». Славяне- древние жители российских просторов. Основные занятия древних славян. Быт и обычаи древних славян. Ремесла древних славян. Языческие праздники. Верования, мудрецы и старцы предсказатели ( волхвы, вещуны, кудесники). Языческие праздники.( Коляда, Масляница, Ивана Купала, Осенины). Славянские обереги. Славянские витязи- богатыри. Объединение восточных славян под властью Рюрика. Личность Рюрика. Создание центра в Новгороде. Повторительно-обобщающий урок по теме: «История нашей страны древнейшего периода».
Раздел 3. Киевская Русь. Образование государства восточных славян (14 час.). .Создание древнерусского государства. Первые князья. Княжеская дружина. «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Древний Киев. Великий Новгород. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Былины – источник знаний о Киевской Руси. Защита русской земли от набегов степняков- кочевников. Богатырские заставы. Княжеские боярские подворья. Боярские хоромы. Жизнь и быт людей в Киевской Руси. Изба. Занятия простых людей. Правление Ярослава Мудрого. Личность Ярослава Мудрого. Летописи. Летописцы. Славянская азбука – кириллица. Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности. Киевский князь Владимир Мономах. Рост и укрепление древнерусских городов. Города, села, деревни. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Киевская Русь».
Раздел 4. Распад Киевской Руси (10 час.). Распад Киевской Руси. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Образование самостоятельных государств. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Новгород Великий, торговля и ремесла новгородской земли. Новгородское вече. Киевское, Владимиро-Суздальское княжества. Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Фольклор (пословицы, поговорки, сказания). Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Быт и нравы. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Распад Киевской Руси».
Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями (10 час.). Разорение и погибель русской земли. Монголо-татарское нашествие. Героическая борьба русского народа против монголо - татар. Государство Золотая Орда. Русские земли под властью Золотой Орды. Борьба против рыцарей – крестоносцев. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва. Ледовое побоище. Героизм русских людей. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Борьба с иноземными завоевателями».
Раздел 6. Начало объединения русских земель (12 час.). Москва – столица государства Российского. Московский князь Иван Калита и его успехи. Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Сергий Радонежский. Битва на Куликовом поле. Значение битвы на Куликовом поле. Иван III. Освобождение от иноземного ига. Укрепление Московского княжества. Объединение русских княжеств в Российское государство. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Начало объединения русских земель».
Повторение изученного курса (2 часа). Повторение по теме: «Образование русского государства» (4 часа).
Коррекционная работа учителя на уроке
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида для успешного овладения историческими знаниями используются разнообразные формы организации учебного процесса, но основной формой обучения остаётся урок, который является одним из важнейших звеньев и условий реализации названной выше технологии.
В коррекционной школе VIII вида при подготовке к уроку всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный разнообразными событиями, причинно – следственными связями, фактами, понятиями, именами исторический материал до сознания ребёнка, имеющего интеллектуальную недостаточность, в то время как мы понимаем, что прочное и осознанное усвоение исторических знаний основывается на логике и абстрактном мышлении.
Поэтому поиск приемов и форм работы на уроке является ежедневной задачей учителя.
1. Регулярная работа на уроке способствует формированию умений - способности использовать имеющиеся знания или понятия для решения задач, а также навыков - сознательно автоматизированных действий, достигаемых путем упражнений. Для образования навыка у учеников коррекционной школы необходимы следующие условия: создание стимула к действию, наглядный показ действия, многократное повторение действия самими учащимися, воспитание самоконтроля, контроль со стороны учителя.
1. Основные умения и навыки школьников, формируемые на
уроке истории:
1. Пересказ.
2. Оценка исторических явлений.
3. Сообщение исторических фактов.
4. Временные (работа с датами).
5. Пространственные (картографические).
6. Выделение главного и второстепенного.
7. Формулирование вывода.
8. Навыки самостоятельной работы.
2. Основные упражнения, используемые для формирования
исторических знаний, умений и навыков:
Чтение текста учебника, ответы на вопросы.
Решение кроссвордов.
Работа с настенной и контурной картой.
Решение хронологических задач.
Выполнение тестовых заданий
Работа с тематическим словарём, оперирование терминами.
2. Живое слово учителя на уроке играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным, но не перегруженным мелкими подробностями, незначительными деталями. Рассказ учителя сочетается с выборочным чтением текстов из учебной книги, а также других источников.Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
3. Одна из важнейших проблем, которая стоит перед учителем на уроке - это развитие речи учащихся на уроке, формирование исторического словаря. Большую помощь в этом оказывают тематические словари, работа с которыми стала неотъемлемой частью работы над историческим материалом на разных этапах урока. Понятия в словаре располагаются в алфавитном порядке, определения кратки, доступны, легко запоминаются.
4. На уроке должна осуществляться систематическая работа с исторической картой, как настенной, так и картами, имеющимися в атласах. Выполнение работ на контурных картах способствует не только запоминанию фактов, но и несет элементы творчества, что проявляется в оформлении, выборе цвета и т.д. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории в 7 классе.
6. Календарно-тематическое планирование КТП курса История России 7 класс. 2 часа в неделю (68 часов) |
|||||
Номер урока |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Коррекционные задачи |
Раздел 1. Введение в историю. История – наука о прошлом |
Иметь представление об истории как науке. |
Развивать умения давать аргументированные ответы с помощью текста, схемы |
|||
2 |
Исторические памятники |
Знать сведения о различных источниках с помощью которых мы узнаем о прошлом. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
||
3 |
Наша Родина – Россия. |
знать общественно – историческое представление о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
4 |
Моя родословная |
Знать свою историю( историю семьи) |
Умение воспроизвести изученный материал |
||
5 |
Счет лет в истории |
Уметь определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. |
Развивать умения самостоятельно делать выводы, доказывать свое мнение |
||
6 |
Историческая карта |
уметь пользоваться (читать) истор.карту |
Развивать навыки подготовки сообщений по теме, умения учащихся извлекать знания из текста учебника. Давать развернутые ответы |
||
7 |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Введение в историю». |
Знать основные понятия, даты персоналии раздела. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, связно и развёрнуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. Объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц. |
Способствовать выработки умений устанавливать причинно- следственные связи |
||
8 |
Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода. Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов |
Знать понятие о восточных славянах, показать сущность единства этих народов в современном обществе. |
Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, исторической картой |
||
9 |
Роды и племена восточных славян и их старейшины |
Знать Как возникли и из кого состояли племена; подчеркнуть что в 6-8 веках у в.с.возникло неравенство. |
Способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать, работать с текстом учебника |
||
10 |
Славянский поселок |
знать жизнью, трудом и бытом в.с. до образования древне – русского государства. |
Развивать навыки речи, давать ответы, опираясь на записи в тетради |
||
11 |
Занятия восточных славян. |
знать условиями жизни и труда в.с., выяснить почему земледелие считалось основным занятием славян; обратить внимание на трудолюбие в.с. |
Продолжать формирование умений анализировать и обобщать исторический материал, свободно ориентироваться в тексте учебника |
||
12 |
Ремесла восточных славян. |
знать представление о традициях, обычаях в.с. |
Развивать умения работы с иллюстрациями, анализировать и обобщать исторический материал |
||
13 |
Обычаи восточных славян |
Знать о религии в.с. |
Умение воспроизвести изученный материал |
||
14 |
Верования восточных славян |
знать о жизни и занятиях соседей в.с.; рассказать о различных взаимоотношениях с соседями. |
Продолжать развивать умения работать с учебником, исторической картой |
||
15 |
Соседи восточных славян |
знать об объединении в.с. под началом Рюрика. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
||
16 |
Славянские воины и богатыри |
знать о славянских воинах и богатырях; обогащать словарный запас. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
17 |
Практическое занятие. Чтение былин про богатырей |
Уметь выделять из текста главное |
Развивать умения самостоятельно делать выводы, доказывать свое мнение |
||
18 |
Объединение восточных славян под властью Рюрика |
знать об объединении в.с. под началом Рюрика. |
Развивать умения анализировать , сравнивать, обобщать. Продолжать формировать навыки работы с опорным конспектом |
||
19 |
Повторительно – обобщающий урок: «История нашей страны древнейшего периода». |
Знать основные понятия, даты, персоналии раздела. Уметь раскрывать причинно-следственные связи в ходе работы с различными историческими источниками. Уметь давать нравственную оценку поступкам исторического деятеля, делать выводы. |
Развивать познавательные способности, память, внимание, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Закрепить навыки работы с иллюстрацией |
||
20 |
Раздел 3. Киевская Русь. Образование государства восточных славян – Киевской Руси |
знать об образовании древнерусского государства. |
Продолжать развивать умения работать с текстом учебника, исторической картой, формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
21 |
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга |
уметь на примере деятельности первых русских князей основные направления внешней и внутренней политики на Руси. |
Умение воспроизвести изученный материал |
||
22 |
Укрепление власти князя |
знать представление об укреплении власти князя. |
Продолжать развивать навыки работы с учебником, умение выделять главные мысли из текста |
||
23 |
Оборона Руси от врагов |
знать представление об обороне Руси от врагов. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы. Составление конспекта параграфа |
||
24 |
Крещение Руси при князе Владимире |
знать представление о крещении Руси при князе Владимире. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
25 |
Мировые религии |
знать представление о первых русских монастырях. |
Умение воспроизвести изученный материал |
||
26 |
Былины – источник знаний о Киевской Руси |
знать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси. |
Развивать умения самостоятельно делать выводы, доказывать свое мнение |
||
27 |
Культура и искусство |
знать общее представление о культуре и искусстве К.Р. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
||
28 |
Княжеское и дворянское подворье |
знать общее представление о частной жизни князей, дружинников, бояр. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
29 |
Жизнь и быт людей в Киевской Руси |
знать общее прдставление о жизнпи людей, их быте и традициях в К.Р. |
Развивать умения самостоятельно делать выводы, доказывать свое мнение |
||
30 |
Правление Ярослава Мудрого |
знать что при княжении Я.М. были созданы предпосылки для расцвета К.Р. в 12 веке. |
Развивать познавательные способности, восприятие , память, внимание. Продолжать учить анализировать, сравнивать |
||
31 |
Образование и грамотность на Руси |
знать преставление о распространении грамотности и образования на Руси |
Закрепить умения давать полные ответы на вопросы, выделять главные мысли из текста учебника. |
||
32 |
Летописи и летописцы |
знать представление о древних записях – летописях. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
||
33 |
Киевский князь Владимир Мономах |
знать сведения о борьбе Владимира Мономаха за единство Руси. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
34 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ПРОСМОТР ВИДЕО- ФИЛЬМА О ПРАВЛЕНИИ Владимира Мономаха) |
||||
35 |
Рост и укрепление древнерусских городов. |
знать общее представление о древнерусских городах. |
Развивать умения давать аргументированные ответы с помощью текста, схемы |
||
36 |
Повторительно – обобщаюший урок по теме «Киевская Русь». |
Обобщить и систематизировать знания о Киевской Руси. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
||
37 |
Раздел 4. Распад Киевской Руси. Причины распада Киевской Руси. |
знать причины ослабления княжеств. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
38 |
Образование самостоятельных княжеств. |
знать представление о периоде раздробленности княжеств Киевской Руси. |
Умение воспроизвести изученный материал |
||
39 |
Киевское княжество в XII веке. |
Уметь Охарактеризовать Киевское княжество в условиях раздробленности. |
Развивать умения самостоятельно делать выводы, доказывать свое мнение |
||
40 |
Владимиро – Суздальское княжество. |
знать об образовании самостоятельных княжеств. |
Развивать навыки подготовки сообщений по теме, умения учащихся извлекать знания из текста учебника. Давать развернутые ответы |
||
41 |
Господин Великий Новгород. |
знать о Великом Новгороде. |
Способствовать выработки умений устанавливать причинно- следственные связи |
||
42 |
Торговля и ремесла Новгородской земли. |
знать сведения о политической жизни Новгорода. |
Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, исторической картой |
||
43 |
Новгородское вече. |
Уметь Раскрыть отличительные черты культуры 12-13 века. |
Способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать, работать с текстом учебника |
||
44 |
Русская культура в XII – XIII веках. |
Обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду К.Р. 12 века. |
Развивать навыки речи, давать ответы, опираясь на записи в тетради |
||
45 |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Распад Киевской Руси». |
Знать основные понятия, даты, кто руководил основными сражениями, исторических деятелей IX-XV века. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
Продолжать формирование умений анализировать и обобщать исторический материал, свободно ориентироваться в тексте учебника |
||
46 |
Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями. Монголо – татары. |
знать сведения о жизни и быте монголо – татар. |
Развивать умения работы с иллюстрациями, анализировать и обобщать исторический материал |
||
47 |
Нашествие монголо – татар на Русь. |
знать о нашествии м.-т.на Русь. |
Умение воспроизвести изученный материал |
||
48 |
Героическая борьба русских людей против монголо – татар. |
Уметь Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо – татарами. |
Продолжать развивать умения работать с учебником, исторической картой |
||
49 |
Русь под монголо – татарским игом. |
знать, что м.-т. иго было бедствием для завоеванных народов. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
||
50 |
Рыцари - крестоносцы. |
знать вооружением и военным опытом рыцарей – крестоносцев. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
51 |
Александр Невский и Новгородская дружина |
Уметь Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца. |
Развивать умения самостоятельно делать выводы, доказывать свое мнение |
||
52 |
Невская битва |
знать о борьбе русского народа со шведами в 1240 г. |
Развивать умения анализировать , сравнивать, обобщать. Продолжать формировать навыки работы с опорным конспектом |
||
53 |
Ледовое побоище. |
Уметь Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями. |
Развивать познавательные способности, память, внимание, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Закрепить навыки работы с иллюстрацией |
||
54 |
Вклад монголо-татар в русскую культуру |
Уметь Закрепить и обобщить знания о борьбе русского народа за независимость в 13 веке. |
Продолжать развивать умения работать с текстом учебника, исторической картой, формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
55 |
Практическое занятие (просмотр видео-фильма о Невской битве и Ледовом побоище) |
||||
56 |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Борьба Руси с иноземными завоевателями». |
Знать основные понятия, даты, кто руководил основными сражениями, исторических деятелей IX-XV века. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
Умение воспроизвести изученный материал |
||
57 |
Раздел 6. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы |
Уметь Раскрыть причины возвышения Москвы. |
Продолжать развивать навыки работы с учебником, умение выделять главные мысли из текста |
||
58 |
Московский князь Иван Калита; его успехи. |
Уметь Рассказать о деятельности московского князя. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы. Составление конспекта параграфа |
||
59 |
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. |
знать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
60 |
Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском. |
Уметь Дать характеристику московскому князю, его деятельности перед Куликовской битвой. |
Умение воспроизвести изученный материал |
||
61 |
Сергий Радонежский. |
Знать, чтоС.Радонежский – основатель Троице – Сергиевого монастыря. Уметь давать Оценка поступков ист.деятеля. |
Развивать умения самостоятельно делать выводы, доказывать свое мнение |
||
62 |
Битва на Куликовом поле. |
Уметь Рассказать о борьбе русского народа за независимость. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
||
63 |
Практическое занятие . Просмотр видео-фильма о Куликовской битве |
||||
64 |
Значение Куликовской битвы для русского народа. |
знать, как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие страны. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
||
65 |
Иван III. Освобождение от иноземного ига. |
знать представление об освобождении русских земель от иноземного ига. |
Развивать умения самостоятельно делать выводы, доказывать свое мнение |
||
66 |
Укрепление Московского государства. |
Уметь Определить изменения в социально – экономическом развитии Московского государства. |
Развивать познавательные способности, восприятие , память, внимание. Продолжать учить анализировать, сравнивать |
||
67 |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Начало объединения русских земель». |
Закрепить и обобщить знания о жизни и труде народа за независимость, начале объединения русских земель вокруг Москвы. |
Закрепить умения давать полные ответы на вопросы, выделять главные мысли из текста учебника. |
||
68 |
Урок обобщения «Основные даты и события родной истории». |
Закрепить и обобщить знания о жизни и труде народа за независимость, начале объединения русских земель вокруг Москвы. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
Образовательные результаты по истории 7 класс( 8 вид)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
• объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:
возникновения языческих верований и обрядов;
влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры;
возникновения государства, его структуры, функций;
развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
распада Киевской Руси;
возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);
захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
освободительных войн между государствами;
возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
Смутного времени и народных волнений;
возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
• описывать:
образ жизни восточных славян, места расселения;
отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;
• ориентироваться в:
названиях древних городов Руси (3—6 названий); основных событиях периодов:
IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
X в. — Крещение Руси;
XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение Золотой Орды;
XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время; Земский собор 1613 г.; развитие сословных отношений; культура и духовность России.
2-й уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий, например:
Как возникла Золотая Орда?
Объясни, почему монгольские племена покорили Россию и соседние с ней государства.
Назови причины упадка Киевской Руси после правления Ярослава.
Подчеркни, в каком веке началось образование единого Московского государства: X, XIII, XVI в.
Какие реформы провел Иван Грозный в период своего правления (используй для ответа слова: судебник, присоединение, продвижение, расширение связей с...)?
Объясни, чем занимались купцы, служилые люди, крепостные крестьяне, священники.
Учащиеся должны знать:
• названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
• исторические имена (3—5 имен);
• главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Способы проверки результатов:
индивидуальный опрос учащихся, фронтальный опрос,
комбинированный опрос, устная контрольная работа, биологический и графический диктант, тестирование учащихся, краткая письменная контрольная работа, письменная контрольная работа, зачет.
Промежуточная аттестация (контрольные работы)
Итоговая аттестация (контрольные работы)
Варианты контрольных работ
Итоговая тестовая работа.
1. История- это наука
А) О настоящем нашей Родины.
Б) О прошлом нашей Родины.
2. Вече- это
А) Княжеское войско
Б) Народное собрание.
3. Выбери занятие восточных славян, которое не сохранилось до нашего времени.
А) Земледелие. В) Рыболовство.
Б) Охота. Г) Бортничество.
4. Вера в природных богов называется
А) Христианская.
Б) Языческая.
5. Напиши, кого из славянских богатырей ты знаешь?
6.Как звали князя из варягов, которого призвали славяне?
А) Игорь.
Б) Олег.
В) Рюрик.
7. Продолжи цепочку правления князей:
Рюрик
8. Крещение Руси- это принятие …
А) Языческой веры.
Б) Христианской веры.
9. В каком году состоялось крещение Руси?
А) 988 г.
Б) 879 г.
10. Что создали Кирилл и Мефодий?
А) Первые печатные книги.
Б) Письменность.
11. Напиши, с какого по какой век длился период раздробленности.
12.Укажи причину, которая не повлияла на распад Руси.
А). Развитие городов и рост их самостоятельности.
Б). Нашествие кочевников.
В). Разделение княжеских уделов на более мелкие.
13. В каком веке началось монгола- татарское нашествие?
А) В 5 веке.
Б) В 13 веке.
В) В20 веке.
14. Что такое иго?
А) Угнетение.
Б) Неволя.
В) Вольная жизнь.
15 .На каком озере происходило ледовое побоище?
А) Байкал.
Б) Чудское.
16. В каком году произошло ледовое побоище?
А) 1147 г.
Б) 1242 г.
17. Какая битва произошла в 1380 г?
А) Куликовская.
Б) Сталинградская.
18. В каком году Русь окончательно освободилась от монголо –татарского ига?
А). В 1380 г.
Б). В 1480 г.
19. Напиши имя князя, освободившего Русь от монголо – татар.
Тестовая проверочная работа по истории по теме :
« История нашей страны древнейшего периода» 7 класс.
Древляне жили вблизи
А) Полей.
Б) Болот.
В) Лесов.
2. Вече- это
А) Княжеское войско.
Б) Народное собрание.
3. Выбери занятие восточных славян, которое не сохранилось до нашего времени.
А) Земледелие. В) Рыболовство.
Б) Охота. Г) Бортничество.
4. Из каких материалов изготавливал свои изделия гончар?
А) Из металла.
Б) Из глины.
5. Кто изготавливал свои изделия из металла?
А) Кузнец.
Б) Бондарь.
В) Гончар.
6. Тризна- это
А) Праздник.
Б) Прощальный пир.
7. Вера в природных богов называется
А) Христианская.
Б) Языческая.
8. Напиши, кого из славянских богатырей ты знаешь?
Тестовая проверочная работа по теме:
« БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ».
7 класс.
1. В каком веке началось монгола- татарское нашествие?
А) В 5 веке.Б) В 13 веке.В) В20 веке.
2. Кто стоял во главе монгола- татарского войска?
А) Князь.Б) Хан.В) Воевода.
3. Какой город на Руси принял первый удар монгола- татар?
А) Ростов.Б) Рязань.В) Москва.
4. Что такое иго?
А) Угнетение.Б) Неволя.В) Вольная жизнь.
5. Кем управлялась Новгородская земля?
А) Князем.Б) Боярами.В) Вече.
6. Кто вторгся во владения Великого Новгорода?
А) Немецкие рыцари .Б) Шведы. В) Французы.
7.На каком озере происходило ледовое побоище?
А) Байкал. Б) Чудское.
8. В каком году произошло ледовое побоище?
А) 1147 г. Б) 1242 г.
9. Какая битва произошла в 1380 г?
А) Куликовская. Б) Сталинградская.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-технические ресурсы:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ИСТОРИИ 7 класс.
Предмет |
Программа |
Учебник |
Методическое обеспечение |
Дидактический материал |
Учебные пособия для учащихся |
Мониторинговый инструментарий |
История 7 класс |
Программы специальных (коррекционныхобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой –М.: Владос, 2011г |
История России: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 |
Рабочая тетрадь. 7 класс « История Россиz XVII -XVIII веках. И. Андреев. НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир».2015. |
Учебные карты и атласы по истории России с конца XVI века до конца XVIII века. Атлас «Новая история с середины XVII века до 1870 года», Роскартография, 2010 года. |
Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века. Энциклопедия истории России 862-1917 годов |
Тесты по истории России с конца XVI до конца XVIII века. Тесты по Новой истории с середины XVII века до 1870 года |
Перечень объектов и средств МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
2.Учебные пособия для обучающихся:
Карточки-задания,
Тесты
Кроссворды
3.Методические пособия для учителя:
Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 216 с. – (Коррекционная педагогика).
Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России Х1Х в. 7 кл. – М.: ВАКО, 2004.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913: 7 кл. М.: Просвещение, 2002
Соловьёв К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 кл. – М.: ВАКО, 2006.
Кочетов Н.С. Новая история. 1800 – 1913. 7 кл.: поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А. – Волгоград: Учитель, 2006
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История 7-9 кл. – Волгоград: Учитель, 2004
Парецкова С.В., Варакина И.И. История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах. – Волгоград: Учитель, 2007
Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX века. – М.: Школьная пресса, 2003
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социально- бытовая ориентировка http://pedsovet.su/load/330
Блог- портфолио учителя коррекционной школы Жестовской О.Б. http://3sbo75.blogspot.ru/p/blog-page_2304.ht