Рабочая программа по Истории Древнего мира для 5 класса УМК А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (ФГОС) 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории древнего мира для 5 класса на основании:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ; Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.1010);
Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. История 5-9 класса: – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ «Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для общеобразовательных учреждений» М. Просвещение. 2015.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
II. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный предмет «История Древнего мира» является структурной частью предмета «История», который входит в область «Общественно – научные предметы» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Учебный предмет «История Древнего мира» реализуется за счет часов обязательной части учебного плана, изучается в течение учебного года по 2 часа в неделю (34 учебные недели), 70 часов в год.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
V. Содержание учебного предмета, курса.
Введение (1 час)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 часов)
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники.
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Глава 3. Счёт лет в истории. (1 час)
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК(20 часов)
Глава 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Глава 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Глава 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час)
Глава 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Глава 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 часов)
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Глава 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Итоговое повторение (3ч). Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
VI. Тематическое планирование.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе (практ, лаб\р конт.р и т.д) | ||
Теоретические часы | Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | 1 | | |
2 | Жизнь первобытных людей. | 7 | 6 | 0 | 1 |
3. | Древний Восток | 20 | 19 | 0 | 1 |
4. | Древняя Греция | 21 | 20 | 0 | 1 |
5 | Древний Рим | 18 | 17 | 0 | 1 |
| Итоговое повторение | 3 | 3 | 3 | |
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование, выполнение заданий по рабочей тетради, заданиям рубрик «Проверьте себя», «Опишите рисунок», «Поработайте с картой», «Подведем итоги и сделаем выводы» и т.д.
VII. Планируемые результаты изучение учебного предмета, курса.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
VIII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект
Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.
УМК по истории Древнего мира составляют:
Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2015
Атлас с комплектом контурных карт. Древний мир.
Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2015
Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2015 г.
Настенные исторические карты
Древние государства мира.
Рост территории государств в древности.
Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).
Древняя Греция (Vb. до н.э.).
Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
Древняя Италия.
Рост Римского государства в период республики и империи.
Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
Римская республика в III—I вв. до н. э.
Римская империя в I—III вв. н. э.
13.Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.
Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира
Интернет –ресурсы
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
http://school-collection.edu.ru/
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.
3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:
• История Древнего Египта:
http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru
• Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:
http: //www, earth- history.com/
• Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:
• Античная мифология:
http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
• Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71
Список литературы для учителя
Основная литература
Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. — М, 2008.
История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.
10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.
IX. Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Формы организации учебной деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) | ||||
план | факт | Проектная деятельность | Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные результаты | ||||
| | | | | | | | | |
1 | Введение. Что изучает наука история. Источники исторических знаний | 1 | | | Беседа | Творческая исследовательская работа «Если бы я был археологом» | Научиться овладевать целостным представлением о предмете «История» | Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Познавательные Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов) | |||||||||
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) | |||||||||
2 | Древнейшие люди. | 1 | | | Беседа | Работа с терминами | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте места расселения древнейших людей. Коммуникативные Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Познавательные Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни |
3 | Родовая община охотников и собирателей | 1 | | | Проведение опроса | Работа с картой Творч. зад. « Один день из жизни родовой общины» | Научиться работать с картой | Регулятивные Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Коммуникативные Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Познавательные Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с текстом учебника | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа | Регулятивные Охарактеризовать первобытные верования людей. Коммуникативные Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах Познавательные Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | Освоение общемирового культурного наследия. |
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа). | |||||||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | | | Обсуждение задач | Решение творческих задач | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов | Регулятивные Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Коммуникативные Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Познавательные Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с атласами | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов | Регулятивные Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Коммуникативные Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Познавательные Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. |
Глава 3. Счёт лет в истории (1 час) | |||||||||
7 | Измерение времени по годам. | 1 | | | Обсуждения методики выполнения заданий | Решение творч. задач | Научиться читать ленту времени | Регулятивные Уметь определять историческое время по ленте времени. Коммуникативные Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Жизнь первобытных людей» | 1 | | | | | | | |
Раздел II. Древний Восток (20 часов) | |||||||||
| |||||||||
Глава 4. Древний Египет (8 часа) | |||||||||
9 | Государство на берегах Нила | 1 | | | Устный обзор темы | Работа с картой . | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта | Регулятивные Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. Коммуникативные Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Познавательные Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | | | Самостоятельное изучение материала | Работа с текстом учебника | Научиться создавать яркие образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта | Регулятивные Оценивать достижения культуры. Коммуникативные Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Познавательные Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | Экологическое сознание |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с историческими источниками | Научиться создавать яркие образы вельможи | Регулятивные Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Коммуникативные Учиться работать в малой группе над общим заданием. Познавательные Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока | Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм |
12 | Военные походы фараонов | 1 | | | Самостоятельное изучение | Работа с атласами | Научиться читать историческую карту | Регулятивные Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. Коммуникативные Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Познавательные Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов | Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. |
13 | Религия древних египтян. | 1 | | | Беседа с аудиторией | Работа с терминами | Научиться объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян | Регулятивные Характеризовать религию древних египтян. Коммуникативные Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Познавательные Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа |
14 | Искусство древних египтян | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с историческими источниками | Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнего искусства | Регулятивные Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Коммуникативные Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Познавательные Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | Освоение общекультурного наследия древних египтян |
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | | | Индивидуальные задания | Творческое задание | Научиться описывать памятники истории и культуры древних египтян | Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Познавательные Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах |
16 | Повторение по теме «Древний Египет» | 1 | | | Самостоятельная работа | Исторический диктант | | Регулятивные Анализировать достижения в земледелии. Коммуникативные Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Познавательные Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов |
Глава 5. Западная Азия в древности (7 часов) | |||||||||
17 | Древнее Двуречье | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с картой | Научиться читать историческую карту и обобщать ее данные | Регулятивные Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Коммуникативные Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Познавательные Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с историческими источниками | Научиться давать образную характеристику Хаммурапи | Регулятивные Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Коммуникативные Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Познавательные Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | | | Индивидуальные задания | Творческое задание | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Коммуникативные Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Познавательные Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам |
20 | Библейские сказания | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с текстом учебника | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен Коммуникативные Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям Познавательные Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам |
21 | Древнееврейское царство | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с терминами. | Научиться рассказывать о важнейших событиях древнееврейского царства | Регулятивные Дать оценку поступков Давиду и Самсону Коммуникативные Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) Познавательные Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. |
22 | Ассирийская держава | 1 | | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с историческими источниками | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала Познавательные Определять причины падения Ассирийской державы | Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. |
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с терминами | Научиться сопоставлять древние гос-ва по различным критериям, выделять сходства и различия | Регулятивные Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы Коммуникативные Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Познавательные Установить причины возникновения Персидской державы | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях |
Глава 6. Индия и Китай в древности (4 часа) | |||||||||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с атласами | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии Коммуникативные Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) Познавательные Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа |
25 | Индийские касты | 1 | | | Беседа с аудиторией | Работа с терминами | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути развития буддизма | Регулятивные Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану Коммуникативные Подготовить сообщение о жизни Будды Познавательные Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с текстом учебника. | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом Коммуникативные Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая Познавательные Определять и формировать особенности китайской религии | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа |
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с историческими источниками | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути развития китайского народа | Регулятивные Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Коммуникативные Составлять кроссворды по тематике урока Познавательные Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа |
28 | Контрольная работа №2 по теме «Древний Восток» | 1 | | | | | | | |
Раздел III. Древняя Греция (21 час) | |||||||||
Глава 7. Древнейшая Греция (5 часов) | |||||||||
29 | Греки и критяне | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с картой | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Работать с картой, заданиями рабочей тетради Коммуникативные Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) Познавательные Называть отличительные признаки критской культуры | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа |
30 | Микены и Троя. | 1 | | | Беседа с аудиторией | Работа с историческими источниками | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать по карте местоположение Микен Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты Познавательные Выделять различия между микенской и критской культурой | Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с текстом учебника | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Характеризовать образы основных героев «Илиады» Коммуникативные Принимать участие в ролевой игре. Познавательные Раскрывать кратко суть поэмы Гомера | Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | | | Индивидуальные задания | Создание иллюстраций к поэме | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия Коммуникативные В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой Познавательные Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события | Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея |
33 | Религия древних греков | 1 | | | Самостоятельная работа | Создание текста доклада | Научиться выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни и занятиями греков | Регулятивные Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) Коммуникативные Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» Познавательные Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. |
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов). | |||||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | | | | Работа с понятиями и терминами | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии греков | Регулятивные Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь Коммуникативные Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) Познавательные Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | | | Индивидуальные задания | Работа с историческими источниками | Научиться объяснять сложные политические процессы | Регулятивные Дать собственную оценку поступкам Солона Коммуникативные Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем Познавательные Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения | Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции |
36 | Древняя Спарта. | 1 | | | Обсуждение нового материала | Поиск дополнительной информации в сети Интернет | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте расположение Спарты Коммуникативные Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Познавательные Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | | | Индивидуальные задания | Творческие задания | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности колонизации | Регулятивные Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты Коммуникативные Составлять план «Причины переселения греков» Познавательные Объяснять причины и значение возникновения колоний | Осознавать принадлежность греков к единой культуре |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | | | Индивидуальные задания | Эссе на тему «Я участник Олимпиады в Древней Греции» | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать основные правила проведения Олимпийских игр Коммуникативные С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя Познавательные Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с картой | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать ход боевых действий между персами и греками Коммуникативные Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве Познавательные Объяснять причины победы греков в Марафонской битве Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с историческими источниками | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать ход боевых действий между Коммуникативные Делать выводы о значении нашествие персидских войск на Элладу Познавательные Дать оценку итогов нашествия. | Описывать чувства человека-защитника своего государства |
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов) | |||||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с картой | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные устно описывать торговый порт Афин Коммуникативные Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа Познавательные Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» |
42 | В городе богини Афины | 1 | | | Индивидуальные задания | Поиск дополнительной информации в сети Интернет | Научиться описывать памятники истории и культуры Афин | Регулятивные Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие Коммуникативные Описывать произведения древнегреческой архитектуры Познавательные Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились |
43 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | | | Обсуждение нового материала | Творческие задания | Научиться анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимназиях | Регулятивные Описывать особенности древнегреческого воспитания Коммуникативные Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте Познавательные Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | Описывать собственные представления о важности образования |
44. | В театре Диониса. | 1 | | | | Творческие задания | Научиться создавать яркие образы, связанный с театром в Греции | Регулятивные Объяснять отличия трагедий и комедий Коммуникативные Сравнивать современный театр и древнегреческий Познавательные Рассказывать о развитии древнегреческого тетра | Высказывать суждения о роли театра в жизни греков |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с историческими источниками | Научиться формировать целостное представление об афинской демократии | Регулятивные Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле Коммуникативные Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте Познавательные Характеризовать афинскую демократию при Перикле | Объяснять значение участия граждан в управлении государством |
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э (3 часа) | |||||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с терминами | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте места сражений Коммуникативные Характеризовать македонское войско Познавательные Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | Описывать значение потери Грецией независимости |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с картой и атласом | Научиться рассказывать о важнейших событиях | Регулятивные Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского Коммуникативные Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского Познавательные Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей |
48 | В Александрии Египетской | 1 | | | Самостоятельная работа | Создание текста доклада | Научиться создавать яркие образы связанные с памятниками Александрии Египетской | Регулятивные Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней Коммуникативные Составлять рассказ- описание города Александрия Познавательные Объяснять причины распада державы Александра Македонского | Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока |
49 | Контрольная работа №3 по теме «Древняя Греция» | 1 | | | | | | | |
Раздел IV. Древний Рим (18 часов) | |||||||||
| Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа) | ||||||||
50 | Древнейший Рим | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с картой | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Планирование последовательности действий Коммуникативные Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками Познавательные Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с картой | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Планирование последовательности действий Коммуникативные Организация и планирование работы в группе Познавательные Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения | Формирование мотивации к обучению и познанию |
52 | Устройство Римской республики. | 1 | | | Индивидуальные задания | Работа с историческими источниками | Научиться овладевать целостным представлением об устройстве Рима | Регулятивные Организация самоконтроля и само оценивания Коммуникативные Овладение средствами решения коммуникативных задач Познавательные Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | Формирование активной позиции в учебной деятельности |
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа) | |||||||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с атласом | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников Познавательные Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | Характеризовать цели и поступки Ганибала |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | 1 | | | Индивидуальные задания | Подготовка доклада | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативные Работать с картой в процессе изучения событий. Познавательные Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | | | Самостоятельная работа | Создание текстов с рисунками | Научиться овладевать целостным представлением о причинах и сущности рабовладения | Регулятивные Составление плана и последовательности действий Коммуникативные Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах Познавательные Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере |
Глава 13. Гражданские войны в Риме (3 часа) | |||||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | | | Беседа с аудиторией | Работа с историческими источниками | Научиться выявлять закономерности исторических событий | Регулятивные Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Познавательные Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян |
57 | Восстание Спартака | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с картой | Научиться формировать целостное представление о гладиаторах | Регулятивные Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» Коммуникативные Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. Познавательные Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | | | Обсуждение нового материала | Поиск информации для ответов на вопросы | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативные Умение работать в группе Познавательные Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря |
59 | Установление империи. | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с текстом учебника | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативные Организация и планирование работы в группе Познавательные Формирование умений работать с исторической картой | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян |
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) | |||||||||
60 | Соседи Римской империи | 1 | | | Индивидуальные задания | Работа с картой | Научиться овладевать целостным представлением о соседях Рима | Регулятивные Умение составлять простой план Коммуникативные Обмениваться в группе результатами поиска Познавательные Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам |
61 | Рим при императоре Нероне. | 1 | | | Самостоятельная работа | Работа с текстом учебника | Научиться овладевать целостным представлением о развитии Рима | Регулятивные Планирование и организация деятельности Коммуникативные Планирование учебных действий Познавательные Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем |
62 | Первые христиане и их учение | 1 | | | Обсуждение нового материала | Работа с историческими источниками | Научиться овладевать целостным представлением о возникновении христианства | Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Познавательные Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан |
63 | Расцвет Римской империи во II в | 1 | | | | Подготовка доклада. | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима эпохи расцвета | Регулятивные Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог Познавательные Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях |
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители | 1 | | | Беседа с аудиторией | Эссе на тему: «Я -житель Рима» | Научится создавать яркие образы связанные с личностями, памятниками, явлениями вечного города Рима | Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников Познавательные Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме | Развитие эстетического сознания |
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа) | |||||||||
65 | Римская империя при Константине | 1 | | | Беседа по проблемным вопросам | Работа с текстом учебника | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима при Константине | Регулятивные Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Познавательные Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях | Умение выражать и отстаивать свою позицию |
66 | Взятие Рима варварами | 1 | | | Обсуждение нового материала | Создание текста доклада | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Организация самоконтроля и самооценивания Коммуникативные Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем Познавательные Умение структурировать знания, строить речевые высказывания | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей |
67 | Контрольная работа №4 по теме «Древний Рим» | 1 | | | | | | | |
68 | Повторение по курсу: «История Древнего мира | 1 | | | | | | Регулятивные Осознание учащимися качества и уровня усвоения Коммуникативные Планирование учебных действий Познавательные Рефлексия способов и условий действия | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется |
69-70 | Резерв | 2 | | | | | | | |