12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Аладышева Татьяна Петровна10376
Много лет (на данный момент 35) работаю в одной и той же сельской школе в родном селе.
Россия, Мордовия респ., Теньгушево
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
Результаты обучения и освоения содержания курса «История Древнего мира»

Показатели освоения курса. Показателями освоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная); когнитивная (познавательная); информационно-технологическая; коммуникативная.

Курс истории составляют следующие содержательные линии:

а) историческое время — хронология и периодизация событий и процессов;

б) историческое пространство — историческая карта мира, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействий человека, общества, природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества;

в) историческое движение:

— эволюция культурной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

— формирование и развитие человеческих общностей: социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

— образование и развитие государств, появление их исторических форм и типов; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

— история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

— развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Одна из центральных сквозных линий, пронизывающих и связующих всё названное выше, — личность, человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими видами деятельности с учебной информацией различных жанров и из разных источников: проектирование; планирование; исследование; работа с исторической хронологией; выделение и различение исторического факта, исторического события, причинно-следственных связей, идей и закономерностей; классификация учебного материала (группировка по заданному и самостоятельно найденному основаниям; сравнение, соотнесение, аргументация, анализ, доказательство, выделение признаков и др.); обобщение материала; выявление проблемы; формулирование версий и их обоснование; оценивание по критериям события, деятельности.

Перечисленные виды деятельности пятиклассников организуются в рамках инновационных подходов к обучению.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;

— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

— овладение умениями изучать и систематизировать ин- формацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познава- тельную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернетресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

— различать факт (событие) и его описание (факт исто ника, факт историка);

— соотносить единичные исторические факты и общие явления;

— различать причину и следствие исторических событий, явлений;

— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

— сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Введение

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Хронология — наука об измерении времени.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди. Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религиозных верований.

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счёт лет в истории

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Тема 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. На- правления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках.

Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — го- род Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашокой.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 7. Древнейшая Греция

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота.

Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афинами. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократии.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — квартал, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В афинском театре. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Алексан- дрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия.

РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНИЙ РИМ. 17 ЧАСОВ

Тема 11. Древнейший Рим.

Тема 12. Рим сильнейшая держава Средиземноморья . 3 часа

Вторая война Рима с Карфагеном. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Среди- земноморье.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи.

В Риме при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Ии- сус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распрострнение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. н. э. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город Рим — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.

Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Календарно - тематическое планирование

 

Наименование разделов, тем

ч

По

плану

Факт. дата

Характеристика основных видов деятельности

1

Введение 1 час

1

Введение

1

   

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Уметь раскрывать значение понятий: история, век, исторический источник.

 

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч)

2

Древнейшие люди.

     

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека.

Характеризовать достижения первобытного человека, его приспосбление к природе.

С помощью рисунка изображать собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни

Умение комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.

Развитие умения сравнивать

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

   

Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты.

Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя.

Умение исследовать с помощью исторической карты географию расселения первобытных людей

Выделять признаки родовой общины

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

     

Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения.

Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников.

Характеризовать верования первобытных людей

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

   

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.

Схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем.

Характеризовать религиозные верования древнего человека

6

Появление неравенства и знати.

1

   

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники.

Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

7

Значение эпохи первобытности для человечества.

1

   

поиск и выделение необходимой информации

         

Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности.

применение методов информационного поиска

Решать проблемные и развивающие задачи с помощью мультимедиаресурсо

построение речевого высказывания в устной и письменной форме

 

Тема 3. Счёт лет в истории. 1 час.

8

Счёт лет в истории.

1

   

Осмыслять различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт лет.

Уметь определять историческое время по «ленте времени»

выбор наиболее эффективных способов решения задач

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

постановка и формулирование проблемы

 

Раздел 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч)

 

Тема 4. Древний Египет (8 ч)

9

Государство на берегах Нила

1

   

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку (по выбору)

Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

   

Оценивать достижения культуры

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу.

Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

установление причинно-следственных связей

11

Жизнь египетского вельможи.

1

   

Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе.

Учиться работать в малой группе над общим заданием.

построение логической цепи рассуждений

12

Военные походы фараонов.

1

   

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III

Работать с картой в малых группах по единому заданию.

Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

13

Религия древних египтян.

1

   

Характеризовать религию древних египтян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценировки на уроке

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

14

Искусство Древнего Египта.

1

   

Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды

Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Подготавливать презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

15

Письменность и знания древних египтян.

1

   

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

16

Достижения древних египтян.

1

   

Анализировать достижения в земледелии.

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

 

Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч)

17

Древнее Двуречье.

1

   

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Комментировать письменность Двуречья и выделять её особенные признаки

установление причинно-следственных связей.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

   

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов

Составлять кроссворд по теме

19

Финикийские мореплаватели.

1

   

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.

Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

20

Библейские сказания.

1

   

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён.

Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.

Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

21

Древнееврейское царство.

1

   

Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства.

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.

Обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи

Давать оценку поступку (Самсона, Давида).

22

Ассирийская держава.

1

   

Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

Определять причины падения Ассирийской державы

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.

Находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят».

23

Персидская держава «царя царей»

1

   

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы.

Кратко рассказывать легенды о персидских царях

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию).

 

Тема 6. Индия и Китай в древности. 5 часов.

24

Природа и люди Древней Индии.

1

   

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата.

Показывать на карте основные георафические объекты Древней Индии.

Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему.

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

25

Индийские касты.

1

   

Рассказывать о жизни и обучении брахмана.

Перечислять достижения древних индийцев

Готовить сообщение о жизни Будды.

Составлять простой план пунктов параграфа (по выбору).

Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

   

Находить на карте и комментировать местоположение Китая.

Определять и формулировать особенности китайской религии.

Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости

27

Первый властелин единого Китая.

1

   

Рассказывать об отношениях Китая с соседями.

Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.

Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях.

Составлять кроссворды по тематике урока

28

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

1

   

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории.

Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая.

Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов

 

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. 21 час

 

Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч)

29

Греки и критяне.

1

   

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Называть отличительные признаки критской культуры.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст

30

Микены и Троя.

1

   

Показывать на карте местоположение Микен.

Выделять отличия между микенской и критской культурами.

На «ленте времени» обозначать падение Вавилона, объединение Китая Цинь Шихуаном, Троянскую войну.

Определять, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

31

Поэма Гомера «Илиада».

1

   

Рассказывать легенду о жизни Гомера.

Характеризовать образы основных героев «Илиады»

32

Поэма Гомера «Одиссея».

1

   

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.

В группах соотносить путь Одиссея домой, на Итаку, с картой.

Читать текст с пометками на полях: «понятно», «непонятно», «известно», «неизвестно»

33

Религия древних греков.

1

   

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.

Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

 

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 часов

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

   

Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики.

Объяснять значение понятий: полис, демос.

Выделять признаки греческого полиса.

Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским

35

Зарождение демократии в Афинах.

1

   

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Уметь вести диалог с напарником по заданию, предложенному учителем.

Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам

36

Древняя Спарта.

1

   

Показывать на карте местоположение Спарты.

Характеризовать основные группы населения и их положение.

Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1

   

Объяснять причины греческой колонизации, её географию.

Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации.

Описывать одежду грека

38

Олимпийские игры в древности.

1

   

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени

Составлять развёрнутый план одной части параграфа.

Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.

39

Победа греков над персами в Мара- фонской битве.

1

   

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.

Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.

Использовать информацию видео- фильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

40

Нашествие персидских войск на Эл- ладу.

1

   

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.

Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.

 

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии. 5 часов

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

   

Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

42

В городе богини Афины.

1

   

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю

43

В афинских школах и гимнасиях.

1

   

Последовательно рассказывать о каждой из школ.

Объяснять назначение каждой из школ.

Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям

44

В афинском театре.

1

   

Называть отличительные признаки комедии и трагедии.

Объяснять причины особой любви греков к представлениям.

Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

Оценивать роль современного театра для общества

45

Афинская демократия при Перикле.

1

   

Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

Систематизировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла

 

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. 5 часов

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

   

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии.

Объяснять причины потери независимости Грецией.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.

Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.

Оценивать поступки Александра Македонского, его противников

47

Поход Александра Македонского на Восток.

1

   

48

В Александрии Египетской.

1

   

Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

Сравнивать Александрию и Афины

49

Вклад древних эллинов в мировую культуру.

1

   

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевате- ля Греции.

Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии

 

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ . 17 часов

50

Древнейший Рим.

1

   

Сравнивать природные условия Греции и Рима.

Характеризовать общественный

строй, установившийся с возникновением Рима.

51

Завоевание Римом Италии.

1

   

Исследовать по карте территории, завоёванные Римом.

Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.

52

Устройство Римской республики.

1

   

Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.

Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями ре

гламента.

 

Тема 12. Рим сильнейшая держава Средиземноморья . 3 часа

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

   

Называть причины карфагенских войн.

Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.

Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала.

Характеризовать цели, поступки Ганнибала.

Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами

54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

1

   

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье.

Характеризовать способы подчинения государств власти Рима.

Составлять простой план параграфа

55

Рабство в Древнем Риме.

1

   

Доказывать бесправное положение рабов в Риме.

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме.

 

Тема 13. Гражданские войны в Риме. 4 часа

56

Земельный закон братьев Гракхов.

1

   

Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков.

Работать в малых группах, систематизируя информацию.

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

57

Восстание Спартака.

1

   

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки восставших.

Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

58

Единовластие Цезаря.

1

   

Объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.

59

Установление империи.

1

   

Определять причины поражения сторонников республики.

Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме.

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян

 

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов

60

Соседи Римской империи

1

   

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.

Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

61

В Риме при императоре Нероне.

1

   

Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э

62

Первые христиане и их учение.

1

   

Рассказывать об условиях появления христианского учения.

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни

63

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

1

   

Рассказывать о достижениях империи во II в.н.э.

Доказывать, что римляне строили на века

64

Вечный город и его жители.

1

   

Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами.

Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме

 

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи . 2 часа

65

Римская империя при Константине.

1

   

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу

66

Взятие Рима варварами.

1

   

Обозначать причины раздела империи на две части.

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.

Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю

 

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. 2 часа

67

Признаки цивилизации Греции

1

   

Рассказывать и показывать достижения

Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

68

Признаки цивилизации Греции и Рима.

1

   

Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни.

Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.

Всего 68 часов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методический комплект курса

1 Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.

2 Годер Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.

3 Годер Г. И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс.

4 Вигасин А. А., Годер Г. И. Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс.

5 История Древнего мира. Интерактивные модели, игры, тренажёры. Электронное пособие (CD). 5 класс.

6 История Древнего мира. Электронное картографическое пособие для средней школы (CD). 5 класс.

Исторические карты

«Древние государства мира», «Рост территории государств в древности. 3000 г. до н. э. – 200 г. н. э.», «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. – III в. н. э.)», «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», «Древняя Греция (V в. до н. э.)», «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.», «Древняя Италия», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Рост Римского государства в III в. до н. э. – II в. н. э.», «Римская республика в III – I вв. до н. э.», «Римская империя в I – III вв. н. э.», «Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи».

Электронные обучающие программы

История Древнего мира. Мультимедийный учебный комплекс. 5 класс (DVD, «1С»).

История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. (DVD, «Просвещение»).

История Древнего мира. Обучающая компьютерная программа-игра. 5 класс (CD, «МедиаХауз»).

Репетитор по истории Древнего мира. Мультимедийное пособие по изучению истории (CD, «Акелла»).

Электронная библиотека «Просвещение». История. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 5 класс (CD, «Просвещение»).

Интернет-ресурсы

http://school- collection.edu.ru / – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://eor.edu.ru / – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

http://www.shm.ru – официальный сайт Государственного исторического музея.

http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.

http://www.shpl.ru / – официальный сайт Российской государственной исторической библиотеки.

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

http://www.vostlit.info / – сайт-хранилище исторических источников Средневековья.

http://historic.ru / – сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.

http://www.arts-museum.ru / – официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html – официальный сайт Государственного Эрмитажа.

http://artchive.ru / – сайт-хранилище живописи художников разных эпох.

http://history.rin.ru / – сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей).

http://www.ellada.spb.ru / – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, ли- тература).

http://ancientrome.ru / – интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источ- ники, литература).

http://rulers.narod.ru / – интернет-проект «Всемирная история в лицах».

http://his.1september.ru/urok / – электронная копилка методических материалов для учителей истории.

http://lesson- history.narod.ru / – сайт учителя истории А. И. Чернова (электронные презентации к урокам истории).

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (4)

Светлана Гендриковна, 12.11.18 в 21:56 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо за программу! Понравилось то, что дана подробная характеристика видов деятельности!
Аладышева Татьяна Петровна, 12.11.18 в 22:23 5 Ответить Пожаловаться
Рабочая программа составлена по рекомендациям наших региональных органов образования. Потом я посмотрела примерные рабочие программы на сайте издательства "Просвещение", в них также даётся характеристика видов деятельности детей на уроке. Я думаю это удобнее, чем расписывать УУД. Благодарю за оценку, Светлана Гендриковна!
Трефилова Раиса Поликарповна, 13.11.18 в 12:21 5 Ответить Пожаловаться
Виден Ваш кропотливый труд, Татьяна Петровна!
Аладышева Татьяна Петровна, 13.11.18 в 18:46 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Раиса Поликарповна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.