12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Буркова267
Ведущий дизайнер

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

История

5

Майков А.Н.

70

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе стандартов среднего (полного) общего образования по истории 2004г. , примерной программы напечатанной в сборнике нормативных документов «История» и авторских программ Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева; П.А.Баранова, О.Н.Журавлевой «История с древних времен до наших дней». Преподавание дисциплин образовательной области «Истории» в 2013-2014 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Распоряжение Рправительства РФ от 29.12.2001г №1756-р « Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010года».

Федеральный закон « О внесении изменений в Закон РФ « Об образовании» и Федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007года

Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003г. №2783 « Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»

Приказ Министерства образования РФ от05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12. 2008г № 379 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011учебный год»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11. 2008г № 362 « Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02. 2009г № 57 « Об утверждении Порядка проведения ЕГЭ»

Приказ ГУО Н Челябинской области от 01.07.2004г. № 02-678 « Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области»

Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 13.11.2003г. №14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»

Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Мои Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Документы МО и Н Челябинской области по нормативно-правовому обеспечению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2012-2013учебном году.

Инструктивно - методическое письмо Мои Науки Челябинской области « О преподавании истории » в 2013-2014 учебном году» № 03-02/5639 от 24 июля 2013г.;

Учебный план МКОУ « Нижнесанарской СОШ» на 2013-2014 учебный год.

Изучение истории на ступенях основного общего образования направлено на достижение следующих целей :

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи обучения:

Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности.

Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками и исторической информацией.

Овладение способами деятельности : учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

Обоснование выбора УМК для реализации Рабочей программы:

Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса по пропедевтическому курсу А.Н. Майкова «Введение в историю», всеобщей истории – А.А.Вигасина «История Древнего мира», который соответствует перечню федеральных учебников, допущенных для изучения в общеобразовательных школах на 2013-2014 учебный год.

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом:

Данная рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева и авторской программы П.А.Баранова, О.Н.Журавлевой «История с древних времен до наших дней». Основные содержательные линии реализуются в рамках двух курсов –пропедевтического курса «Введение в историю» и «Всеобщая история». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и распределения учебного материала. В рабочей программе учтены изменения по сокращению учебных часов в рамках «Всеобщей истории» за счет пропедевтического курса. Согласно действующему в школе учебному плану в 5 классе выделяется 70 часов в год из расчёта 2 ч в неделю. Резерв свободного учебного времени не предусмотрен, однако педагог оставляет за собой право использовать уроки-повторения внутри разделов курса «Всеобщей истории» для углубленного изучения исторических событий в объеме 2 ч.

Класс

Объем учебного времени (федеральный компонент)

Разделы программы

Резерв учебного времени

Пропедевтический курс

Всеобщая история-60ч.

5

70 часов

(из расчета 2 раза в неделю)

10ч.

Первобытный мир – 5ч.

Древний Восток – 16 ч.

Древняя Греция – 17ч.

Древняя Италия – 20ч.

(2ч.)


 

Национально-Региональный Компонент:

Национально-региональный компонент (НРК) в связи с включением в областной базисный учебный план и разработкой содержания интегрированного учебного предмета «Краеведение» содержательная линия «История родного края» включена в пропедевтический курс исторического обучения в 5 классе. Однако, в процессе изучения исторических событий, учителем конкретизируются события на территории родного края на разных этапах урока.

Межпредметные связи, преемственность:

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе – 10 часов , т.к. с 1 сентября 2009г. началась подготовка и апробация новых стандартов на ступени основного общего образования .Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и природоведении расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Межпредметные связи применяются в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, кроссворды, сообщения, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.

Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.

Для развития Зунов учащихся педагогом используется модульно-редуктивной технология , техника использование текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составление плана, кроссвордов. Техника овладения монологической и диалогической речью умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы, умение использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Историческое образование складывается из содержательных компонентов в соответствии с примерной программой по предмету «История» , размещенной в сборнике нормативных документов по предмету «История» стр._____, авторской программы П.А.Баранова, О.Н.Журавлевой «История с древних времен до наших дней». Фрагмент типовой примерной программы основного общего образования по истории:

Пропедевтический курс (10ч.)

История Древнего мира ( 60 ч)

Что изучает история. Ход времени и способы его измерения1. Летосчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество (5ч.) Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. ^ Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. ^ Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток(16ч)

Древний Египет (5ч) природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья.(6ч) Древнее Междуречье: природные условия, население. ^ Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия и Китай (5ч): природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. природные условия, население . Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция(17ч)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. ^ Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древняя Италия (20ч) .

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. ^ Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. ^ Ораторское искусство.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Содержание обучения

Количество часов

Контрольные и практикумы

1

Введение в курс истории\

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС

История Древнего мира как часть Всеобщей, или Всемирной, истории. Цели и задачи курса истории Кольского края. История Кольского края часть истории России и мира. Основные периоды в истории Кольского края. Способы измерения времени. Часы: солнечные, песочные, водяные, механические, электронные. Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени.

10 ч

-

2

Первобытный мир

Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный». Появление человека на Кольском п – о. Происхождение саамов. Влияние географического положения и природных условий Севера на занятия и образ жизни людей. Стоянки. Искусство и религия саамов. Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки. Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы. Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия — из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество. Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации

5

1

3

Древний Восток

Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис – столица единого государства. Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе. Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Недешифрованная письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ – «река, надрывающая сердце». Первые государства в Китае. Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон – повелитель Египта. Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы. Налоговое обложение Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами. Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы – столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта. Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие «культура». Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение. Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Саул. Царство Давида и Соломона. Иерусалимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства. Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии. Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране. Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма. Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев. Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария I. Персидская держава при ДарииI. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.

16

1

4

Древняя Греция и эллинистический мир. 

Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев. «Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе. Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла. Греческое общество по поэмам Гомера. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия «греческого чуда». Образование греческих полисов. Акрополь и агора. Причины и направления Великой греческой колонизации. Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса. Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. «Община равных». Тяжелое положение илотов. Государственное устройство Спарты: совет старейшин, цари и народное собрание. Понятие «олигархия». Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь. Причины и характер войн. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне. Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков. Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер. Рабство и работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей – главные морские ворота Афин, центр международной торговли. Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир. Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад – стратег-автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны. Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний. Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа II. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского. Смерть Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента.

17

1

5

Древний Рим

Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики. Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Борьба римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией. Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Захват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова. Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов. Война с Югуртой и превращение римской армии в наемную. Гай Марий и Луций Корнелий Сулла. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы. Проскрипции. Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красс во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака. Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор Брута и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики. Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римлянами Египта. Падение республики. «Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Поражение в Тевтобургском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида». Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит. Рим – столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат. Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров— готов, франков, алеманнов. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан – «восстановитель империи». Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства. Кризис идеологии. Христианство – мировая религия. Исторические условия возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь. Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»). Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосий I. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи.

20

1

6

Итоговое обобщение по курсу

 

1

1

 

Всего:

 

70

5


 


 


 


 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


 

Календарно - тематическое планирование курса пропедевтики

по истории Древнего мира в 5 классе – 10ч.

урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во

часов

ФКГОС

Тип

урока

Вид деятельности уч-ся

 

план

факт

1

   

Что изучает история?

§1,12

1

Уметь:

-объяснять значение понятий:археология, этнография, нумизматика, геральдика;

-составлять описание предметов, вещественнвых ситчников и объяснять их значение

Вводная лекция с элементами беседы

Умение работать с учебником.

 

2

   

Источники знаний о прошлом

§2

1

уметь:

-объяснить значение понятий: раскопки, Древний мир;

-определять значение исторических источников.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

групповая работа с источниками

 

3

   

Измерение времени

§3

1

Уметь:

-объяснять значение понятий: наша эра, до нашей эры, как велся счет лет в истории;

- определять век и вести подсчет исторического времени

Изучение и первичное закрепление новых знаний

групповая работа с источниками

 

4

   

Историческая карта

§5

1


 

Уметь:

-объяснять значение основных понятий;

-ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте;

-объяснять карту, используя условные знаки;

-анализировать значение географических названий;

-находить сходства и различия исторической и географической

Комплексное применение ЗУН

   

5

   

Археология-помощница историков

§4

1

Уметь:

-объяснять значение понятий: иероглифы, клинопись, папирус, палеография, пергамент, берестяные грамоты.

- определять различия и сходство между разными видами письменности

Комплексное применение ЗУН

групповая работа с источниками

 

6

   

Этнография – наука о народах

§6

1


 


 


 


 

Уметь:

-объяснять значение основных понятий;

-ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте;

-объяснять карту, используя условные знаки;

-анализировать значение географических названий;

-находить сходства и различия историческо й и географической карт

Комплексное применение ЗУН

групповая работа с источниками

 

7

   

Знать своих предков – знать историю

§7

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

-составлять родословную семьи;

-объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий

Индивид. работа составление генеалогического дерева

Генеол. Дерево своей семьи

 

8

   

Географические названия – свидетели прошлого

§8

1

Уметь:

-определять значение исторического прошлого для современности;

-называть и описывать основные виды исторических источников;

-определять ход времени истории и способы его измерения

Комплексное применение ЗУН

групповая работа с источниками

 

8

   

О прошлом рассказывают гербы

§9-11

1

Уметь:

-объяснять значение основных понятий;

-определять значение государственной символики.

Знать оставляющие элементы государственных символов.

Герб России, Челябинской области, Троицкого района

Групповая

Форма

групповая работа с источниками

 

9

   

Знамя и флаг сопровождают историю

1

Уметь:

-объяснять значение символов

-определять значение государственной символики.

Знать оставляющие элементы государственных символов.

Флага России, Челябинской области, Троицкого района

Комплексное применение ЗУН

групповая работа с источниками

 

10

   

История гимнов.

1

Уметь:

-объяснять значение

-определять значение государственной символики.

Знать оставляющие элементы государственных символов. Гимн России, Челябинской области, Троицкого района

Комплексный

групповая работа с источниками

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА -60ч.

(обобщающих – 5 ч.)

 

 

Дата проведения

Кол-во

Ур-в

Содержание линий, темы уроков

ФКГОС

Вид

Деятельности уч-ся

Тип урока

ЦОР

 

урока

План

Факт

 

Раздел II. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР ( 5 ч )

 

11

   

1

Введение

Уметь: определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории Древнего мира; объяснять особенности обозначения дат до нашей эры и значение понятий: год, век, столетие, тысячелетие.

Индивидуальная работа

Вводная лекция с элементами беседы

   

12

   

1

Первобытные собиратели и охотники

С.4-23

Основные понятия:

Орудия труда, «человек-разумный», родовые общины.

Исторические факты:

Расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»; занятия, орудия труда, общества.Уметь:

-давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

-описывать условия существования древнейших людей;

-излагать свое суждение о вопросу о роли труда в развитии человека

Групп.

Формы

работы

Изучение и закрепление новых знаний

ПР №

«Первые собиратели и охотники»

ПР №

«Родовые общины»

 

13

   

1

Первобытные земледельцы и скотоводы

С.4-23

Уметь:

-давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа;

- высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства;

- называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

Уметь:

-давать определение понятий: присваивающее хоз-во, знать, соседская община, племя;

-анализировать причины появления неравенства;

-сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины,

племени

Групп.

Формы

Работы

Изучение и закрепление новых знаний

ПР. №

«Возни. Религии и культуры»

Видео-ролик «Жизнь африканских племен»

 

14

   

1

Культура первобытного человека

С.4-23

Основные понятия:

Религия, тотем, наскальная живопись, магия.

Исторические факты:

Представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства

Групп.

Формы

работы

Комплексное применение ЗУН

   

15

   

1

Повторение по Разделу II.

«ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР»

Контроль, оценка и коррекция знаний

Групп.

Формы

работы

     

Раздел III. Древний Восток (16ч)

Древний Египет (5ч)

16

   

1

Открытие Древнего Египта

Основные понятия:

Государство, папирус, дельта, фараон

Исторические факты:

Местоположение, природные условия, объединение ЕгиптаУметь:

-показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта;

-характеризовать природные условия Д.Е. (развалины Нила, плодородие почв, жаркий климат);

- объяснить причины возникновения древнеегипетского государства

Групп.

Формы

работ

Изучение и закрепление новых знаний

ПР №

«Образование государства1 Древний Египет»

17

   

1

Жизнь вельмож, земледельцев и ремесленников в Египте.

Основные понтия:

Шадуф, ремесло, вельможи, писцы.

Исторические факты:

Труд, жилище, быт земледельцев и ремесленников, чиновники, жрецы.

Уметь:

- давать определение понятиям: вельможи, писцы, налоги;

- характеризовать существенные признаки интересы различных общественных групп;

-анализировать фрагменты исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Групп.

Формы

работ

Изучение и закрепление новых знаний

 

18

   

1

Военные походы фараонов

Основные понятия:

Колесницы, дротики. Египетское войско, рабы, завоевательные походы.

Исторические факты:

Цели, причины, направления, итоги военных походов египетских фараоновУметь:

-раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта;

-показать на исторической карте пути и и направления военных походов;

-участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

Групповые формы

работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

19

   

1

Религия древних египтян. В царстве Осириса

Основные понятия:

Мифы, верования, религия, «олимпийские боги».

Исторические факты:

Боги и жрецы; мифы отражающие природные явления; священное животное; загробное царство Уметь:

-давать определения понятиям: миф, религия, «олимпийские боги»;

-называть характерные признаки и особенности верований древних египтян;

-извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

.

Групповые формы работы

 

Изучение и закрепление новых знаний

 

20

   

1

Культура Древнего Египта

Основные понятия:

Храмы, пирамиды, сфинкс, иероглифы, папирус.

Исторические факты:

Научные познания древних египтян. Письменность. древнеегипетская школа. Уметь:

-объяснять значение понятий: иероглиф, папирус;

- составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры;

- характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры;

- анализировать исторический источник «Розеттский камень», извлекать необходимый материал по данному вопросу;

- определять значение появления

письменности для возникновения научных знанийЛитература и искусство.

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

Древние государства Передней Азии (6 ч)

21

   

1

Древнее Двуречье. Шумер и Аккад

Уметь:

- показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья;

-сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;

-высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье

Групповые формы работы

Изучение и закрепление новых знаний

 

22

   

1

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Уметь:

-анализировать фрагмент исторического источники Групповые формы работы «Законы Хаммурапи»;

- высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

23

   

1

Ассирия – военная держава

Основные понятия: бронза, конница

Исторические факты:

Ассирийское войско, завоевательные походы. Путешествие в столицу Ниневию.

Уметь: определять причины возникновения и гибели Ассирии;

Характеризовать особенности военного искусства ассирийцев; сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы

Групповые формы аботы

Комплекс.

применение ЗУН

 

24

   

1

Финикийские мореплаватели

Основные понятия:

Колонии, Карфаген, алфавит.

Исторические факты:

Особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев.

Уметь:

- показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

-характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры блейских сказаний

Групповые формы работы

Изучение и закрепление новых знаний

 

25

   

1

Библейские сказания. Царство Давида и Соломона.

Основные понятия:

Библия, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, древние евреи, Новый завет.

Исторические факты:

Происхождение древних евреев. Библия. Десять заповедей. Создание израильского государств

Уметь:

-объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия;

- высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания би

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

26

   

1

Персидская держава «Царя царей»

Основные понятия:

Держава «Царя царей»

Исторические факты:

Образование Персидского царства. Завоевательные походы Кира, Камбиза, Дария I . Управление Персидской державой

Уметь:

-показывать на карте расположение Персидской державы;

- раскрывать особенности г осударственно-административного устройства Персидской державы;

-сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

Древние Индия и Китай (5ч)

27-28

   

2

Древняя Индия.

Основные понятия:

Индия, Ганг, Инд, Гималаи., индийские касты, брахманы, буддизм

Исторические факты:

Природные условия, занятия населения, религиозные верования, легенды и сказания, касУметь:

-характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии;

- анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей

индийских кастты.

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

29-30

   

2

Древний Китай.

Основные понятия:

Империя, «Великий шелковый путь», «Великая китайская стена», конфуцианство, компас, гунны

Исторические факты:

Природные условия, империя Цинь, император и подданные, философское учение Конфуция, научные знания и открытия.

Уметь:

-определять особенности географических и природных условий Китая;

-сравнивать учения Будды и Конфуция;

-высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

31

   

1

Повторение по Разделу III. «Древний Восток»

Контроль, коррекция и оценка знаний.

   

Раздел IV. Древняя Греция (17ч.)

32

   

1

Древнейшая Греция

Основные понятия:

Ахейцы, дорийцы.; ахейцы, дорийцы, Троя.

Исторические факты:

Природные условия, население и его занятия, древнейшие государства (Крит, Микены, Троя), Троянская война. Уметь:

- характеризовать природно-георафические условия, основные занятия древних греков и критян;

-сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

- характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской воны»

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповые формы

 

33

   

1

Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея»

Основные понятия:

Эллины, «Илиада», миф

Исторические факты:

Троянская война, поэмы «Илиада» и «Одиссея».Уметь:

- рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада», «Одиссея»;

-характеризировать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

-высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

Индивидуальная работа

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

34

   

1

Религия древних греков

Основные понятия:

Религия, мифология

Исторические факты:

Сказания о богах и героях, религиозные верования древних греков, природные явления в религии древних греков.

Уметь:

-показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

- называть имена мифических богов;

- объяснять какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

35

   

1

Зарождение демократии в Афинах

Основные понятия:

Демос, граждане, народное собрание, демократия, ареопаг, архонты, аристократ, полис.

Исторические факты:

Развитие земледелия и ремесла, демос и знать, свободные и рабы, реформы Солона.Уметь:

- объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты;

-раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

-называть черты политического управления полисом, положение основных групп населения полиса;

-анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

Индивидуальная работа

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

36

   

1

Основание греческих колоний

Основные понятия: колонии, скифы, элины, Эллада

Исторические факты:

Местоположение колоний, Массилия, Сиракузы,

Пантилей, Херсонес, скифы-кочевники.

Уметь:

-показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний;

-рассказывать основные причины основания древними греками колоний;

-извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, том, что объединяло греков – колонистов с их соотечественниками в метрополии

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

37

   

1

Древняя Спарта

Основные понятия:

Спартанцы, илоты, Совет старейшин, законы Ликурга

Исторические факты:

Воспитание спартанцев,

Спарта-военный лагерь, лаконичная речь.

Основные понятия:

Колонии, скифы, эллины,

Эллада. Уметь:

-сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

-описывать образ жизни спартанцев и илотов;

-высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

Индивидуальная работа

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

38-39

   

2

Греко-персидские войны. Нашествие персидских войскнаЭлладу.

Основные понятия:

Мильтиад, Фимистокол, Ксеркс, стратег, триера,

Фаланга, марафон

Исторические факты:

Марафонная битва, битва у Фермопильского ущелья, Саламинское сражение Уметь:

- объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера;

- раскрывать причины победы в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

- рассказывать о наиболее крупных сражениях

Индивидуальная работа

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

40

   

1

Возвышение Афин в V веке до н.э.

Уметь:

-объяснять значение понятий: народное собрание, демократия;

-называть характерные черты политического устройства Афин;

-анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл);

-составлять характеристику Перикла

Основные понятия: афинские граждане, метеки, пошлина. Совет пятисот, морской союз. Исторические факты: продажа рабов, развитие торговли, военные гавани, сбор пошлины и налогов

Групповые формы работы

Индивидуальная работа

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

41

   

1

Афинская демократия при Перикле

Основные понятия:

Демократия, народное собрание, оратор

Исторические факты:

Перикл, плата за исполнение выборных должностей, открытое и тайное голосование

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

42-43

   

2

Македонские завоевания в IV в. До н.э.

Основные понятия:

Междоусобные войны, македоняне, осадные башни.

Исторические факты:

Македонское царство, потеря Греции независимости, походы Александра Македонского, держава Александра Македонского и ее распад

Уметь:

-раскрывать причины подчинения Эллады Македонии;

-показывать на исторической карте восточного похода Александра Македонского;

- высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого.

Индивидуальная работа

Групповые формы работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

44-45

   

2

Культура Древней Греции

Основные понятия:

Музей, обсерватория, Фаросский маяк, Александрийская библиотека.

Исторические факты:

Культурное наследие Древней Греции.

Уметь:

-излагать свое суждение о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру;

-раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Индивидуальная работа

Групповые формы работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

46

   

1

Олимпийские игры

Основные понятия:

Олимпия, атлеты, пятиборье, «Священныйсоюз», олимпионики.

Исторические факты:

Олимпийские игры – общегреческое празднество, Милон и Феоген

Уметь:

-объяснять значение понятий: атлет, Мелон, пятиборье, ипподром, Полидам, Феоген;

-раскрывать причины возникновения олимпийских игр;

-описывать ход проведения олимпийских игр;

-излагать свое мнение по вопросу: об отличиях олимпийских игр в древности от современных

Индивидуальная работа

Комплекс.

применение ЗУН

 

47

   

1

В театре Диониса

Основные понятия:

театр, трагедия, комедия

Исторические факты:

Зарождение театра в Греции., Аристофан, Софокл Уметь:

-раскрывать значение возникновение театра и его роль в жизни у древних греков;

-раскрывать основное содержание комедии и трагедии древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана

Индивидуальная работа

Комплекс.

применение ЗУН

 

48

   

1

Повторение по Разделу «Древняя Греция «

Контроль, коррекция и оценка знаний

индивидуальная

 

Раздел V. Древняя Италия (20ч)

 

49

   

1

Древняя Италия

Основные понятия:

Латины, ликторы, Сенат, патриции, плебеи, Народное Собрание

Исторические факты:

Природа и население Древней Италии, занятия и положение населения.Уметь:

-показывать на карте местоположение Древней Италии;

-объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

-описывать условия жизни древних латинян;

-называть дату освоения Рима

Индивидуальная и фронтальная форма работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

50

   

1

Завоевание Римом Италии

Уметь:

-определять даты основных событий;

-объяснять значение основных понятий и терминов, причины войн Рима с народами Италии;

-характеризовать войско Рима и галльских племен

Индивидуальная и фронтальная форма работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

51

   

1

Устройство Римской республики

Основные понятия:

Республика, народные трибуны, консулы, форум, легион

Исторические факты:

Управление Римской республикой, римское войско.

Уметь:

-объяснять основные понятия и термины;

- сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

- характеризовать войны римлян

Групповая

Форма работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

52

   

1

Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном

Основные понятия:

пунические войны

Исторические факты:

Войны Рима. С Карфагеном, создание военного флота

Уметь:

-характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

- объяснять значение основных понятий;

- давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

Индивидуальная форма работы

Комплекс.

применение ЗУН

 

53

   

1

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Основные понятия:

Триумф, император.

Исторические факты:

Установление господства Рима в Восточном Средиземномореье. Уметь:

- рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

- объяснять значение основных понятий;

- раскрывать последствия завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

Групповая , индивид. форма работы

 

Комплекс.

применение ЗУН

 

54

   

1

Рабство в Риме

Основные понятия:

Раб, рабство, амфитеатр, гладиаторы

исторические источники:

Рабство в Древнем Риме, положение рабов в Древнем Риме, гладиаторские бои. Уметь:

-объяснять основные понятия;

-описывать положение рабов в Древнем Риме;

-рассказывать о гладиаторских боях

Групповая форма работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

55

   

1

Земельные реформы братьев Гракхов

Основные понятия:

Гражданская война, закон.

Исторические факты:

Гражданские войны в Риме, земельный закон братьев Гракхов.

Уметь: - объяснять основные понятия;

- раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

- анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

Групповая форма работы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

56

   

1

Восстание Спартака

Основные понятия:

Восстание

Исторические факты:

Восстание рабов в Древнем Риме, победы Спартака, разгром восставших рабов под руководством Краса Уметь:

--описывать восстание рабов в Риме;

- раскрывать причины, ход, результата восстания;

- давать характеристику Спартака;

- высказывать свое мнение о значении восстания Спартака.

Индивидуальная, групповая работа

Комплекс.

применение ЗУН

 

57

   

1

Диктатура Цезаря

Основные понятия:

Единовластие, ветераны

Исторические факты:

Кризис управления Цезаря.

Уметь:

-объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря;

-раскрывать причины возвышения Цезаря;

-анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

-извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы;

Работать с историческими источниками

Индивидуальная работа

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

58

   

1

.Гибель республики и создание империи

Основные понятия:

Преторианцы, империя, император

Исторические факты:

борьба Антония и Октавиана, создание империи

Уметь:

-раскрывать причины падения диктатуры Цезаря;

-рассказывать о борьбе Антония и Октавиана;

-характеризовать римского императора Октавиана

Индивидуальная работа

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

59

   

1

Императорский Рим. Соседи Римской империи в первые века до н.э.

Историческеифакты:

территорияРимской империи, управление империей

Уметь:

- показывать на исторической карте территорию Римскойимперии;

-описывать жизнь соседейРимскойимперии;

-анализировать девтельсность Октавиана и раскрыть особенности его правления.

Индивидуальная работа

Комплекс.

применение ЗУН

 

60

   

1

В Риме при императоре Нероне

Исторические факты:

Обожествление императоров, Нейрон, восстание в армии, гибель Нерона

Уметь:

-показывать например деятельности Нерона усиление императорской власти;

- раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Рим

Индивидуальная работа

Комплекс.

применение ЗУН

 

61

   

1

Первые христиане и их учение

Основные понятия:

Иисус, апостолы, Христианство, «Евангелие».

Исторические факты:

Зарождение и распространение христианства Уметь:

-объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о жизни и деятельности христиан;

- объяснять суть христианского учения;

- сравнивать учение христианства с другими религиями

Индивидуальная работа

 

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

62

   

1

Жизнь в Римской империи.

Основные понятия:

Колизей, Пантеон, термы, цирк.

Исторические факты:

Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян

Уметь:

-объяснять значение основных понятий;

- анализировать деятельность императора Трояна;

- сравнивать положение колона и раба;

- рассказывать о развитии ораторского, строительного искусства;

- раскрывать историческое значение развитии науки и литературы

Индивидуальная работа

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

63

   

1

Римская

империя при Константине

Основные понятия:

Варвары, епископ, священник, Новый Завет

Исторические факты:

Возникновение и развитие колоната Уметь:

-объяснять значение основных понятий;

- характеризовать деятельность Константина;

- рассказывать о переменах в положении христиан

Индивид. работа

.

Комплекс.

применение ЗУН

 

64

   

1

Взятие Рима готами

Основные понятия:

Готы, вандалы.

Исторические факты:

Распад Римской империи, вторжение готов в Италию, Уметь:

-объяснять значение основных понятий;

-рассказывать о борьбе римлян с варварами;

-объяснять причины распада Римской империи падение Римской империи.

Индивидуальная работа

Комплекс.

применение ЗУН

 

65

   

1

Восточная Римская империя при Юстиниане

Основные понятия:

Кодификация, право, вердикт.

Исторические факты:

Кодификацияримског Уметь:

-объяснять значение основных понятий;

- характеризовать деятельность Юстиниана;- расскрывать значение римского права..о права и его историческо значение.

Групповая работа

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

66

   

1

Расцвет Римской империи

Основные понятия:

Колоны, бетон, оратор..

Исторические факты:

Возникновение и развитие колоната.

Уметь:

-объяснять значение основных понятий;

-анализировать деятельность императора Троияна;

- сравнивать положение колона и раба:

- рассказыавать о развитии ораторского, строительного искусств;

- раскрывать историческое значение развития науки и литературы.

Индивидуальная работа

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 

67

   

1

Наследие Древнего мира

Анализировать культурное, политическое наследие Древнего мира; описывать основные памятники культуры; сравнивать цивилизации Греции и Рима.

Фронтальная, групповая

Обобщение и систематизация ЗУН

 

68

   

1

Повторение по Разделу «Древняя Италия»

Фронтальная, групповая

Обобщение и систематизация ЗУН

 

69-70

   

2

Повторение по курсу истории Древнего мира.

Сравнивать древние мировые цивилизации; определять общее и различия

Фронтальная, групповая

Обобщение и систематизация ЗУН

 


 


 

 


 


 

5.ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

Знать/Понимать:

Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации.

Уметь:

Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

Оперировать историческими понятиями и датами.

Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

6. Характеристика КИМов,

используемых при оценивании уровня подготовки учащихся 5 класса:

Формы контроля знаний и умений обучающихся по истории:

В данной рабочей программе предусмотрены традиционные формы контроля знаний учащихся и их умений:

исторический диктант;

самостоятельная работа (исследовательская; проектная, творческая ( рисунки); синквейн, формула ПОПС.)

краткая самостоятельная работа;

викторины

- кроссворды

- беседа

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по пропедевтическому курсу, главам:

1.Исторический диктант –представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы четко и требуют однозначных, не требующих долгого размышления, ответов..

С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся:

буквенные обозначения исторических понятий, явлений, ход событий;

определения исторических явлений, формулировки исторических законов, формулировки научных фактов.

Исторический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели обучающиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения исторического диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений обучающихся снимает часть нагрузки с остальных форм, a также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

2.Кроссворд - применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составленияЮ активизирует мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

3.Самостоятельная работа - работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся. Является необходимым этапом любой темы в курсе пропедевтики. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно с привлечением родителей. Работа выполняется без помощи учителя.


 

4. Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам:

5. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.

6. Беседа по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Рекомендуется учащимся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему.


 

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


 

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

5 класс

Для учащихся

Пособия для учителя

Майков А.Н. , История: введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений._ М.: Вентана_Граф, 2009. – 112с.:ил.

Майков А.Н. , История: введение в историю: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. Учреждений/ А.Н.Майкова. –М.: Вентана-Граффф, 2011. – 64с.:ил.

Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. Для 5 класса общеобразоват. Учреждений, А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010.


 

Годер Г.И. История Древнего мира : рабочая тетрадь в 2-х частях для 5 кл. общеобразоват. Учреждений, Г.И.Годер. _ 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011.


 


 


 


 

История с древних времен до шнаших дней: программа. 5-11класс под общ.ред. П.А. Баранова, О.Н.Журавлевой. –М.: Вентана-Граф, 2007. – 144с.

Майков А.Н. Введение в историю: 5 класс: методическое пособие/ А.Н.Майков.-М.: Вентана-Графф, 2008. – 128с.

Электронные учебные материалы: Всеобщая история. История Древнего мира.

Интернет-ресурсы


 

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по истории. Конкретное количество средств и объектов материально- технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная школа

Примечания

 

Рабочее место учителя (АРМ)

частично

 

1

2

Переносное авт рабочее место учителя (АРМ)

нет

 

3

Технические средства обучения (магнитофон/ музыкальный центр и др.

нет

 

4

Таблицы по истории для 5 классов

да

 

5

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

да

 

6

Портреты выдающихся деятелей истории

да

 

7

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

да

 

8

Видео-материалы по темам

да

 

9

Исторические карты для 5 классов:

да

 

 

Учебная литература

Агафонов С.В. «Схемы по истории Древнего мира.5 класс»

Алексеев С.И. «Задачи по счёту лет истории Древнего мира. 5 класс»

Короткова М.В. «Дидактические материалы по истории Древнего мира»

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск I. Жизнь первобытных людей. Древний Восток.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск II. Древняя Греция. Древний Рим.

Михайловский Ф.А. «История Древнего мира»

Михайловский Ф.А. «История Древнего мира. Книга для учителя.5 класс»

Михайловский Ф.А. «Программа курса «История Древнего мира». 5 класс»

Манданова Е.С. «История Древнего мира. Поурочное планирование»

Манданова Е.С. «Тематический контроль по истории Древнего мира»

Справочники

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.

Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.

Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.

Дополнительная литература

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.

Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.

Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.

Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.

Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.