Рабочая программа по истории в 6 классе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип уро ка |
Элементы содержания |
Дата |
|||
план |
факт |
|||||||
1 |
Вводный урок |
1 |
Урок изучения нового материала |
Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Что изучает история Отечества. Источники знаний об истории Средних веков и истории нашей Родины. |
||||
Тема 1. Западная и Центральная Европа в V-XIвв. (5ч) |
||||||||
2 |
Древние германцы и Римская империя |
1 |
Урок изучения нового материала |
Германские племена. Конец Западной Римской империи(Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев |
||||
3 |
Королевство франков и германская церковь в V—VIII вв. |
1 |
Комбинированный урок |
Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого |
||||
4 |
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность |
1 |
Комбинированный урок |
Возникновение и распад империи Карла Великого |
||||
5 |
Западная Европа в IX-XI вв. |
1 |
Комбинированный урок |
Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны |
||||
6 |
Культура Западной Европы в раннее средневековье |
1 |
Комбинированный урок |
Представления о мире в Средние века. Королингское Возрождение. Литература |
||||
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (3ч) |
||||||||
7 |
Византия при Юстиниане. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана. |
||||
8 |
Культура Византии |
1 |
Комбинированный урок |
Культура Византии. Развитие науки и образования. Архитектура и скульптура. |
||||
9 |
Образование славянских государств |
1 |
Комбинированный урок |
Образование славянских государств |
||||
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (1ч) |
||||||||
10 |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад |
1 |
Урок изучения нового материала |
Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. |
||||
Тема 4. Восточные славяне. (3ч) |
||||||||
11 |
Введение. |
1 |
Комбинированный урок |
История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом. . Вспомогательные исторические дисциплины. |
||||
12 |
Восточные славяне и их соседи в древности. |
1 |
Комбинированный урок |
Восточные славяне и их соседи «Повесть временных лет» о начале Руси |
||||
13 |
Занятия, верования и общественный строй Восточных славян. |
1 |
Комбинированный урок |
Занятия, быт, верования, общественный строй. Славянские языческие боги. |
||||
Тема 5. Русь в IX- первой половине XII вв. (6+1 ч) |
||||||||
14 |
Формирование Древнерусского государства. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Формирование Древнерусского государства. Новгород, Киев Первые Рюриковичи. Русь и Византия |
||||
15 |
Первые русские князья. |
1 |
Комбинированный урок |
Характер древнерусской державы. Население деревень и городов, Княжеская власть. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения г-ва. Походы Святослава. |
||||
16 |
Правление князя Владимира и крещение Руси. |
1 |
Комбиниро ванный урок. |
Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси 988 . Значение принятия христианства. |
||||
17 |
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. |
1 |
Комбинированный урок |
Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. |
||||
18 |
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. |
1 |
Комбинированный урок |
Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. |
||||
19 |
Культура и быт Древней Руси. |
1 |
Комбинированный урок |
Культура и быт Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений(мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Формирование древнерусской народности. Образ жизни основных слоев. |
||||
20 |
Русь Древняя . |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
Тема 6. Средневековое европейское общество. (6ч) |
||||||||
21 |
В рыцарском замке. |
1 |
Урок приме нения знаний и фор мирования умений |
Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произведения |
||||
22 |
Средневековая деревня и ее обитатели. |
1 |
Урок приме нения знаний и фор миров ания умений |
Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян |
||||
23 |
Формирование средневековых городов. |
1 |
Урок применения знаний и формирования умений |
Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-республики. Зарождение демократических порядков |
||||
24 |
Горожане и их образ жизни. |
1 |
Комбинированный урок |
Городское самоуправление Городские ремесла и ремесленники. Борьба ремесленников. Ремесленные цехи, гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан |
||||
25 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками |
||||
26 |
Крестовые походы. |
1 |
Комбинированный урок |
Крестовые походы и их последствия |
||||
Тема 7.Русь во второй половине XII-XIII вв. (8 часов) |
||||||||
27 |
Начало раздробленности Древнерусского государства. |
1 |
Комбинированный урок |
Политическая раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. |
||||
28-29 |
Главные политические центры Руси. |
2 |
Комбинированный урок |
Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород Галицко-Волынская земля. Русь и Степь). Последствия феодальной раздробленности |
||||
30 |
Монгольское нашествие на Русь. |
1 |
Комбинированный урок |
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям |
||||
31 |
Борьба русских земель против экспансии Запада. |
1 |
Комбинированный урок |
Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище |
||||
32 |
Русь и Орда. |
1 |
Комбинированный урок |
Русь и Орда. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны |
||||
33 |
Русь и Литва. |
1 |
Комбинированный урок |
Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве. |
||||
34 |
Культура русских земель. |
1 |
Комбинированный урок |
Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. «Слово о полку Игореве» |
||||
Тема 8. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (7ч) |
||||||||
35 |
Как происходило объединение Франции. |
1 |
Комбинированный урок |
Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты |
||||
36 |
Образование централизованного государства в Англии. |
1 |
Комбинированный урок |
Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент |
||||
37 |
Столетняя война. |
1 |
Комбинированный урок |
Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны |
||||
38 |
Крестьянские восстания во Франции и Англии. |
1 |
Комбинированный урок |
Крестьянские восстания в Англии и Франции. Восстание в Лондоне |
||||
39 |
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. |
1 |
Комбинированный урок |
Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства |
||||
40 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в XIV-XV вв. Раскол в католической церкви |
||||
41 |
Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. |
1 |
Комбинированный урок |
Германские государства bXII-XVbb. Расцвет римских городов |
||||
Тема 9. Славянские государства и Византия в XlV-XVвв. (2ч) |
||||||||
42 |
Гуситское движение в Чехии. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения |
||||
43 |
Завоевание турками-осма-нами Балканского полуострова. |
1 |
Комбинированный урок |
Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя |
||||
Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XIVвв. (4ч) |
||||||||
44 |
Образование и философия. |
1 |
Комбинированный урок |
Средневековая наука. Технические открытия и изобретения. Средневековое образование: |
||||
45 |
Средневековое искусство. |
1 |
Комбинированный урок |
Средневековая литература. Архитектура, скульптура и живопись |
||||
46 |
Культура раннего Возрождения Италии. |
1 |
Комбинированный урок |
Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения |
||||
47 |
Научные открытия и изобретения. |
1 |
Комбинированный урок |
Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания и ответственности. Изобретение книгопечатанья |
||||
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (5ч) |
||||||||
48 |
Средневековый Китай. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Китай в IV—VII вв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. Особенности социального и государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая зависимость |
||||
49 |
Индия. Государство и культура. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империи Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы |
||||
50 |
Государства и народы доколумбовой Америки. |
1 |
Комбинированный урок |
Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки, ее общекультурная значимость |
||||
51 |
Африка. |
1 |
Комбинированный урок |
Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Африканский уклад жизни. Рабы, воины и правительницы Африки |
||||
52 |
Наследие истории Средних веков в истории человечества. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
Тема 12. Образование единого русского государства (8 часов) |
||||||||
53 |
Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Москва - центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Порядок наследования престола, Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение |
||||
54 |
Москва - центр борьбы с ордынским игом. |
1 |
Комбинированный урок |
Куликовская битва и ее историческое значение. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Поход на Русь хана Тохтамыша. |
||||
55 |
Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв. |
1 |
Комбинированный урок |
Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей. |
||||
56-57 |
Создание единого русского государства и конец ордынского ига |
2 |
Комбинированный урок |
Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды |
||||
58 |
Церковь и государство в XV - начале XVI вв. |
1 |
Комбинированный урок |
Церковь в Русском государстве. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Становление русской автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, и осифляне. Теория «Москва -третий Рим» |
||||
59 |
Культура и быт в XIV-начале XVIв. |
1 |
Комбинированный урок |
Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в в XIV-начале XVIв. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва – центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение …» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев. |
||||
60 |
Основные социальные слои Российского государства в в XIV-начале XVIв. |
1 |
Комбинированный урок |
«Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов. |
||||
Тема 13. Московское государство в XVI в. (5 часов) |
||||||||
61-62 |
Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной Рады. |
2 |
Урок изучения нового материала |
Иван Грозный. Начало правления Условия развития страны в XVI в. Территория, население, характер экономики. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60 гг. XVI в. Земские соборы |
||||
63 |
Опричнина. Иван Грозный. Усиление6 власти Ивана Грозного. |
1 |
Комбинированный урок |
Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. |
||||
64 |
Внешняя политика Ивана IV. |
1 |
Комбинированный урок |
Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война |
||||
65 |
Культура и быт в XVI в. |
1 |
Комбинированный урок |
Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов |
||||
66 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Московское государство в XVI в". |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду. |
||||
67-68 |
Повторительно-обобщающий урок по курсу:"Россия и мир в средние века". |
2 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
69-70 |
Итоговое повторение. "Средневековый мир глазами современника". |
2 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |