Рабочая программа по ИЗО (6 класс)
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК..
Программа ориентирована на общеобразовательные классы,изучение предмета на базовом уровне.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год-1 час в неделю(34 часа в год)
Планируемые результаты: УУД
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной
школе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
-различать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной
школе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании
целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования
коммуникативных умений.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласовано работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение
предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования
научиться:
• в познавательной сфере:
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль
изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного
языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств
выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-различать изученные виды пластических искусств;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа
произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для
этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать
систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров,
осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней
отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к
искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведе-
ниях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,
представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой
деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на
эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать
единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических
искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять
ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и
достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в
своей творческой деятельности.
Содержание программы
№ |
Разделы и темы |
Содержание |
Количество часов |
||
|
всего |
||||
1 |
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» |
1. Изобразительное искусство и семья пространственных искусств (Конструктивные - это архитектура и дизайн, декоративно-прикладное значит украшать, изобразительные- живопись, графика, скульптура) . 2. Рисунок- основа изобразительного творчества (Это выразительность, внутренняя форма, план, моделировка). 3. Линия и еѐ выразительные возможности (Линия- основное формообразующее средство в рисунке, еѐ виды и характерные особенности). 4. Пятно как средство выражения (Основное средство изображение на плоскости, виды пятен, характерные особенности). Композиция, как ритм пятен. 5. Цвет. Основы цветоведения (Спектр, каждый цвет имеет свой строго определённый дополнительный цвет). 6. Цвет в произведениях живописи (В основе живописи - цветовые отношения, колорит – это цветовой строй произведения, раскрывает образную мысль художника). 7. Объемные изображения в скульптуре (Скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов). 8. Основы языка изображения (Язык изобразительного искусства – это язык выразительной формы). |
8 |
||
2 |
«Мир наших вещей. Натюрморт» |
1. Реальность и фантазия в творчестве художника ( Реальность – правдоподобие в изобразительном искусстве, фантазия – условность в ИЗО, развивает творческие способности). 2. Изображение предметного мира - натюрморт (Неподвижная, «мёртвая натура» состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности). 3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (Форма – важное свойство произведения ИЗО, она отражает облик предмета, придавая ему определѐнноекачество, назначение). 4. Изображение объема на плоскости, линейная перспектива (Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства). 5. Освещение. Свет и тень (Освещение, как средство выявления объема какого-либо предмета). 6. Натюрморт в графике (Графика – это вид ИЗО, включающий рисунок, гравюра и литография). 7. Цвет в натюрморте ( Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух). 8. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) закрепить материал пройденный в четверти). |
8 |
||
3 |
«Вглядываясь в человека. Портрет» |
1. Образ человека - главная тема искусства (Изображение человека в ИЗО). 2. Конструкция головы человека и еѐ пропорций (Изображение пропорций человеческого лица). 3. Изображение головы человека в пространстве (Принцип изображения в пространстве требует наблюдательности, тренировки, фантазии). 4. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека ( Проанализировать на примере творчества любого художника). 5. Портрет в скульптуре. 6. Сатирические образы человека ( Главное для художника – карикатуриста – художественное преувеличение). 7. Образные возможности освещения в портрете. 8. Портрет в живописи (Форма выражения глубокого интереса к личности, репродукции художников). 9. Роль цвета в портрете. 10. Великие портретисты (обобщение темы). Леонардо да Винчи «Джоконда». |
10 |
||
4 |
« Человек и пространство в изобразительном искусстве» |
1. Жанры в изобразительном искусстве (это богатство и разнообразие содержания произведений искусства), исторический, бытовой, мифологический. 2. Изображение пространства. 3. Правила линейной и воздушной перспективы (Перспектива – это учение о способах передачи пространства на плоскости изображения). 4. Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства (Виды местности, образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувства). 5. Пейзаж- настроение. Природа и художник (Иван Иванович Шишкин, русский пейзажист). 6. Городской пейзаж (первый русский мастер городского пейзажа - Федор Яковлевич Алексеев). 7. Выразительные возможности изобразительного искусства (Произведение – это всегда диалог между художником и зрителем). 8. Язык и смысл. |
8 |
||
Календарно -тематическое планирование.
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Учебные действия |
Дата план |
Дата факт |
Корректировка |
1 |
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. |
1 |
Определять виды изобразительного искусства
|
|||
2 |
Рисунок – основа языка всех видов изобразительно го искусства |
2 |
Формирование навыков работы линией и штрихом |
|||
3 |
Черное и белое – основа языка графики Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. |
2 |
Приемы построения композиции в графике |
|||
4 |
Цвет – основа языка живописи |
2 |
Составлять сближенную цветовую гамму,владение техникой живописного мазка |
|||
5 |
Объѐмные изображения в скульптуре |
2 |
Круглая скульптура трѐхмерна виды:бюст,статуя,статуэтка,торс,рельеф. |
|||
6 |
Пейзаж – сфера искусства, в котором формируется отношение к природе |
1 |
Формирование навыков анализа художественного произведения |
|||
7 |
Отношение художника к миру природы. |
1 |
Отличать восточный и европейский пейзаж,живопись импрессионистов от традиционной живописи. |
|||
8 |
Отношение художника к миру природы. Анималистичес кий жанр. |
1 |
Изобразить выбранное животное |
|||
9 |
Пейзаж в графике |
1 |
Формировать навыки работы в технике монотипия |
|||
10 |
Художник выражает свое понимание красоты природы |
1 |
Выполнять эскиз пейзажа |
|||
11 |
Построение пространства в пейзаже. |
1 |
Формировать навыки в передаче образа пейзажа |
|||
12 |
Роль колорита в пейзаже |
1 |
Формировать умение создавать цветовое единство изображения |
|||
13 |
Мы и мир наших вещей Отношение человека к миру вещей |
1 |
Изображение любимой вещи |
|||
14 |
Отношение художника к миру вещей |
4 |
Составление натюрморта,передача пропорций изображаемых предметов живописное решение натюрморта |
|||
15 |
Натюрморт в графике |
2 |
Эскиз композиции натюрморта для эстампа по картону |
|||
16 |
Это – мы: вглядываясь в человека. |
3 |
Изображение головы человека в соответствии с пропорцией,создание образа при помощи пластического материала |
|||
17 |
Вглядываясь в человека: жанр портрета Портрет в графике |
2 |
Рисование портрета с натуры |
|||
18 |
Композиция в портрете |
1 |
Работа над композицией портрета |
|||
Портрет в живописи |
Выполнение портрета в живописи |
|||||
19 |
Музеи мира |
1 |
Анализ художественных произведений |
|||
20 |
Государственная Третьяковская галерея |
1 |
Анализ художественных произведений,отличие традиционной картины от иконы |
|||
21 |
Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств. |
2 |
Самостоятельно ориентироваться в мире искусства |
|||
ито-го |
34 часа |