12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калинина Елена Михайловна50
Россия, Рязанская обл., р.п. Ермишь


МОУ «Ермишинская средняя школа»


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР ________(Санчурская З.Ю.)


30.08.2018 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Ермишинская СШ»

И.Е. Карпухин

Приказ № 133 от 30.08.2018 г.



Рассмотрено на заседании ШМО

учителей технологии и эстетического цикла

протокол № 1 от 29 августа 2018г.

Рук. ШМО (Калинина Е.М.)




Рабочая программа

(модифицированная)


по изобразительному искусству


5 – 7 класс


Кол-во часов в неделю: 1час


Составлена на основе программ:

- авторская программа под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (М.: Просвещение, 2012) ;

- авторская программа под редакцией В.С. Кузина «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (М.: Дрофа, 2012.).




Разработчик программы:

Калинина Е.М.,

учитель изобразительного искусства



Ермишь

2018 г.







Модифицированная программа «Изобразительное искусство 5-7 класс».


I . Пояснительная записка


Модифицированная рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 – 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 12, 13, 15, 32.

Типового положения об общеобразовательном учреждении.

Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации.

Санитарных правил и норм.

Учебного плана МОУ Ермишинская СОШ на текущий учебный год.

Авторской программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (М.: Просвещение, 2012) и авторской программы под редакцией В.С. Кузина «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (М.: Дрофа, 2012.).


Программа позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы учащихся. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода. Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков.

Модифицированная программа состоит из целостной и единой системы уроков, в ней присутствуют все виды деятельности, а также методика обучения основам изображения.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Рабочая программа для 5 класса - первый год обучения основной школы, она направлена на развитие творчества ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа является целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов и жанров изобразительного искусства. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.

Рабочая программа для 6 класса - второй год обучения основной школы посвящена изобразительному искусству, где учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

В содержании уроков входит составление декоративной композиции из сухих цветов (флористика), роспись изделий по мотивам художественных промыслов - гжельской, городецкой, жостовской. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и анималистического жанров.

А также изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Всё это позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.

Рабочая программа для 7 класса – третий год обучения основной школы посвящена изобразительному искусству, где учащиеся на уроках знакомятся с представлением о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях. Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и последовательного приобретения навыков и умений. Постановка художественной задачи и выполнение практических работ направлены на эстетическое преобразование окружающей среды, повышение интереса к произведениям искусства, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей обучающихся.

В результате обучения изобразительному искусству в I четверти учащиеся получают знания о декоративном искусстве, которое наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Не только в жилище, в предметах быта, но и в одежде, особенно праздничной, люди издавна стремились выразить свои представления об устройстве мира. Изучая быт, мы встречаемся с красотой предметов, с человеческой душой.

Основной задачей II, III, IV четвертей является понятие эстетического, идейного и функционального значения выдающихся произведений живописи и архитектуры, изучение основных художественных стилей, их связь с конкретной эпохой. Решить эту задачу можно, лишь изучая теорию и применяя её на практике. При изучении основных направлений в живописи просматривается связь прошлого с настоящим, на практике учащиеся лучше запоминают художественные стили. При изучении единых архитектурных комплексов уделяется большое внимание синтезу всех видов искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) в пространстве, организованной архитектурой.

В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства учащиеся используют нетрадиционные техники в обучении такие, как пластилинография, витражирование.


II. Основные цели и задачи.


В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цели:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенно

овладение знаниями и умениями по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;

создание фундамента для художественного развития, формирования механизмов мышления, характерных для художественной деятельности.

Основная цель программы - развитие воображения и творческих способностей учащихся, развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формирующего духовную культуру и дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи:

формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Содержание программы.

Содержание рабочей программы направлено на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.

В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Основная ведущая идея программы – идея деятельностного подхода в обучении.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме;

декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, презентаций Microsoft Office PowerPoint);

обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

5 класс

Название раздела

Количество часов

по программе

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

9

«Цвет как средство выражения. Живопись».

7

«Вглядываясь в человека. Портрет».

10

«Художник и музей».

8


Итого:

34 ч


Тема I четверти:

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)

В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими материалами, освоение разнообразных графических техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника, где даётся понятие «свет», «тон», «блик», «полутень», «тень», «падающая тень».

Изобразительное искусство в жизни человека. Виды и жанры искусства.

Рисунок – основа изобразительного творчества. Чёрно-белая графика. Линия и её выразительные возможности

Свет и тень в графическом рисунке.

Использование основ световедения в натюрморте. Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Тиражная графика. Виды гравюр.

«Граттаж» - работа в технике «сухая игла»

Графика и природа.


Тема II четверти:

«Цвет как средство выражения. Живопись». (7 ч)

В этой четверти ещё шире происходит знакомство с живописными материалами, освоение разнообразных живописных техник, а так же знакомство с картинами известных художников – Айвазовский, Левитан. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже.

Живопись. Основы цветоведения. Цвет в произведениях художников. Крона деревьев.

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой цветов.

Воздушная и наблюдательная перспектива. Большое пространство – поле.

Линейная перспектива в картине «Аллея».

Применение правил воздушной перспективы. Тон, пятно, цвет, мазок.

Морские пейзажи. Использование разных живописных техник (по сырому, по сухому).

Живопись по цветному картону.


Тема III четверти:

«Вглядываясь в человека. Портрет». (10 ч)

Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

Образ человека – главная тема искусства. Портрет. Виды и группы портретов. Мимика лица.

Конструкция головы человека. Рисование отдельных частей лица.

Пропорции головы человека. Правила рисования головы человека в пространстве – анфас и профиль.

Пропорции человека. Схематическое рисования фигуры человека в движении. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Материнство в изобразительном искусстве.


Тема IV четверти:

«Художник и музей». (8 ч)

Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт - Петербурга, других городов Росси и зарубежных стран – это хранители великих произведений мирового и русского искусства. К этим шедеврам каждый ребёнок должен прикоснуться. Существуют самые разные музеи, но всегда в их организации принимает участие художник, который помогает сделать экспозицию. На этих уроках ученики познакомятся с интерьером музея, с отдельными залами и выставляемыми в них работами.

Беседа о крупнейших музеях изобразительного искусства.

Интерьер музея. Использование линейной перспективы в изображении одного из залов музея.

Искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.

Натюрморты. Графические и живописные работы. Натюрморт с амфорой.

Пейзажная живопись в тёмных тонах – «Вечер», «Ночь»


6 класс

Название раздела

Количество часов

по программе

«Цветы и народные промыслы»

9

«Жанры в изобразительном искусстве. Анималистический и бытовой жанр».

7

«Человек в зеркале декора и дизайна».

10

«Полиграфия. Буква – строка – текст - изображение».

8


Итого:

34 ч


Тема I четверти:

«Цветы и народные промыслы» (9 ч)

Нас окружает очень много красивых предметов и многие из них связаны с народным искусством. Мы познакомимся с правилами рисования цветов и с ролью народных художественных промыслов.

Искусство рисовать цветы

Основы композиции. Рисование с натуры натюрморта с цветами.

Цвет. Цвет в произведениях живописи. Работа в цвете над натюрмортом.

Флористика. Методы работы. Составление композиции из сухих цветов.

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.


Тема II четверти:

«Жанры в изобразительном искусстве. Анималистический и бытовой жанр». (7 ч)

Животный мир очень интересный и разнообразный. Знакомство с ним даёт возможность познать, что строение животных, птиц и человека почти ни чем друг от друга не отличаются. Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценностью.

Схематическое строение животного. Поэтапное рисование животного с использованием схемы.

Наброски домашнего животного в разных положениях.

Композиционное расположение животных на листе. Творческая работа на тему «Мои любимые животные».

Цвет и пространство в картине.

Схематическое строение птицы. Поэтапное рисование птицы с использованием схемы.


Тема III четверти:

«Человек в зеркале декора и дизайна». (10 ч)

Картина – это взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Эскизы и сбор материала – две стороны процесса поиска образа картины. Роль живописно-пластических средств в решении образа(композиция, ритм, свет, форма, цвет, пространство, фактура). Большую роль в решении художественного замысла и художественного образа картины играют зарисовки с натуры и по представлению (человек, животные, предметы быта), колорит и цвет.

Бытовой жанр. Знакомство с произведениями выдающихся представителей русского искусства, художников-передвижников (Н.Ярошенко, Б.Кустодиев, А.Пластов, И.Репин, В.Суриков, В.Перова, П.Федотов)

Интерьер и внутреннее убранство крестьянской избы с использованием линейной перспективы.

Приёмы работы цветными карандашами в изображении пространства.

Знакомство с дизайном. Творческая работа на тему «Комната моего дома». Красота и роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование, декоративные мотивы).

Создание своей собственной картины. Наброски людей в движении.

Творческая работа на тему «Жизнь моей семьи»

Знакомство с великими скульпторами, с видами скульптур.

Создание объёмной скульптуры для украшения комнаты и улицы. Лепка.

Рельефная скульптура на фоторамках.


Тема IV четверти:

«Полиграфия. Буква – строка – текст - изображение». (8 ч)

Плакат – это особый вид графики. Плакат – искусство сегодняшнего дня, наиболее острое оружие в борьбе за идеал. Специфика образного языка плаката: ясность, лаконичность образа, броскость, декоративность, что отличает его от станковой и книжной графики. Большую роль в плакате играет текст, который должен быть взаимосвязан с рисунком.

Плакатное искусство. Создание плаката на тему «МЫ против алкоголя, курения, наркотиков». Стилистика изображения и способы композиционного их расположения на плакате.

Использование цветовой гаммы в плакате.

Буква и искусство шрифта. Виды шрифтов. Написание слов, текста разными видами шрифта.

Соединение текста и изображения в плакате «Водитель, пешеход, пассажир».


7 класс

Название раздела

Количество часов

по программе

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

9

«Искусство открывает новые грани мира. Прекрасное пробуждает доброе».

7

«Язык архитектуры прошлого и настоящего».

10

« Человек и городская среда»

8


Итого:

34 ч


I четверть.

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (9 часов)

Знакомство с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с русским народным костюмом, росписью и резьбой по дереву (прялка, наличники).

Кружевоплетение. Основные узоры и правила рисования эскиза салфетки.

Украшение дома. Резьба накладная и прорезная. Эскиз наличника.

Назначение и традиции русских прялок.

Символическое значение полотенца в быту. Эскиз вышивки на полотенце.

Русский народный костюм. Графическое рисование основных частей женского и мужского народного костюма – кушак, кокошник, сарафан, рубаха.

Образ крестьянки в произведениях великих художников портретистов – Венецианов.


II четверть.

«Искусство открывает новые грани мира. Прекрасное пробуждает доброе.» (7 часов)

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах и направлениях искусства. Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Творческая деятельность: Работа над картинами в разных направлениях: импрессионизм, реализм, сюрреализм, романтизм, кубизм, абстракционизм

Беседа «Основные направления и стили в изобразительном искусстве». Связь искусства прошлого с искусством настоящего.

Искусство как проводник духовной энергии. Импрессионизм. Пейзаж.

Реализм. Бытовой жанр.

Сюрреализм и фэнтези.

Романтизм. Женский образ.

Кубизм. Анималистический жанр.

Абстракционизм. Состояние души


III четверть.

« Язык архитектуры прошлого и настоящего». (10 часов)

Задачей III четверти является углубленное знакомство учащихся с архитектурой, с её сходством и отличием от других видов искусства – это организовать пространственную среду для жизни и деятельности людей. Все уроки связаны друг с другом. Здесь мы встречаемся с первоэлементами архитектуры, монументальной живописью и скульптурой.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. С изменением отношений в обществе меняется архитектура.

Используя знания по архитектурной композиции, учащиеся создают на своих листах архитектурные постройки разных веков и стилей, а также знакомится с работой чеканщиков, скульпторов и герольдов.

Введение в искусство архитектуры. Архитектура – её стили, виды, направления и функции в жизни человека

Истоки архитектуры. Первоэлементы – знакомство с памятниками мегалитического периода. Рисунок одного из таких памятников.

Античный стиль в архитектуре. Ордерная система. Капитель- пластилинография.

Соборы стиля Готика. Монументальная живопись – витражи. Техника витражирования.

Архитектура романского стиля. Замки. Гербоведение. Значение рисунков и цвета на гербах.

Архитектура эпохи Барокко. Двух- и трёх- цветность зданий. Вензеля.

Архитектура Модерна. Фантастический проект архитектуры будущего.

Древнерусское зодчество. Одноглавые крестовокупольные храмы.


IV четверть.

« Человек и городская среда» (8 часов)

Среда жизни современного человека – «рукотворная природа». Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством новых зданий и организацией городской среды. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры.

Декоративная архитектура. Значение фонтанов в жизни человека. Эскиз фонтана.

Декоративная архитектура парков и скверов. Ажурные ограды.

Глубинно - пространственная архитектура современных городов. Беседки. Рисунок отдельных частей беседки. Эскиз беседки.

Творческая работа на тему: «Мой город. В парке». Линейное построение. Использование законов воздушной перспективы

«Монументальная скульптура». Мемориальная доска (пластилинография).


IV. Планируемые результаты обучения.


Изучение предмета «Изобразительное искусство» в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

В личностном направлении:

знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера;

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение;

развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;

овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Требования к уровню подготовки.


Учащиеся 5 класса должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся 5 класса должны уметь:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать технику «сухая игла»;

иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

обсуждать работы товарищей и оценивать их.


Учащиеся 6 класса должны знать:

некоторые жанры (бытовой жанр, анималистический жанр) и виды изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество);

основы искусства флористики;

основные элементы и правила работы мастеров Жостово, Городца , Гжели.

отдельные произведения выдающихся представителей русского искусства, художников-передвижников (Н.Ярошенко, Б.Кустодиев, А.Пластов, И.Репин, В.Суриков, В.Перова, П.Федотов) ;

понятие сюжета, темы и содержание того, что они изображают в картине;

выразительные возможности в скульптуре, великих скульпторов;

синтез слова и изображения в искусстве плаката;

значение изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Учащиеся 6 класс должны уметь:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;

иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов;

пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы с натуры, по памяти и по воображению;

уметь пользоваться цветовой гаммой в искусстве полиграфии.


Учащиеся 7 класса должны знать:

Как анализировать произведения народного творчества и архитектуры;

Стили и направления изобразительного искусства;

Историю архитектуры и основные этапы её развития;

И воспринимать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;

углублять представления учащихся о взаимодействии профессио­нального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;

продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных цен­тров традиционных художественных промыслов;

Учащиеся7 класса должны уметь:

применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

уметь передавать единство формы и декора;

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных и ли геометрических элементов;

узнавать картины известных художников импрессионистов, романистов, реалистов, кубистов, абстракционистов, сюрреалистов и т.д..

изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;

конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами;

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика);

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля.


V. Учебно– тематическое планирование уроков.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в 5, 6, 7 классах – по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Модифицированная программа «Изобразительное искусство» в 5-7 классах рассчитана на 102 учебных часов.


5 класс

п/п

урока

Тема урока

Кол-во

час.

Тема I четверти:

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)

1



1

Изобразительное искусство в жизни человека. Виды и жанры искусства (беседа). Графические упражнения – проведение линий разной тональности.

1

2

2

Рисунок – основа изобразительного искусства. Графика чёрно – белая. Рисование с натуры веточки дерева (берёза, ч.-б. графика).

1

3

3

Освещение. Свет и тень. Рисование мяча с учётом светотени (графика)

1

4

-

5


4

-

5

Натюрморт «Геометрические тела в группе».

1 урок – Построение композиции. Фон (ч.- б. графика).

2 урок - Работа над натюрмортом в цвете с использованием правил светотени (ч.-б. графика).

2

6

7

-

8

6

7

-

8

1 урок – Беседа «Тиражная графика. Гравюра и её виды».

2 урок - Работа в технике «граттаж» - графические упражнения (цв.ручка).

3 урок - Работа над творческой картиной - «граттаж» (гравюра)

3

9

9

Рисунок осенних деревьев без листвы - берёза,ель, рябина(графика).

1

Тема II четверти:

«Цвет как средство выражения. Живопись». (7 ч)


10


1

Цвет в произведениях художников. Основы цветоведения. Рисование кроны деревьев (живопись).

1

11

2


Пейзаж. Виды пейзажа. Воздушная и наблюдательная перспектива.

Рисование картины «Деревья в поле» (живопись).

1

12 - 13

3

-

4

«Осень. Аллея».

1 урок – Построение рисунка по законам линейной перспективы. Подмалёвок.

2 урок - Продолжение в цвете. Применение правил воздушной перспективы (живопись).

2

14

5

Фантазийное изображение сказочных стран ограниченной палитрой цветов.

1 - беседа – ограниченные цвета.

2 - творческая работа над картиной «Сказочная страна» (живопись).

1

15

6


Морской пейзаж.

1 - беседа, Работы художника Айвазовского:

2 - Творческая работа над картиной «Закат на море» (живопись).

1

16

7

Творческая работа над картиной «Закат в лесу» (живопись по картону).

Живописное, эпическое изображение природы зимой.

1

Тема III четверти:

«Вглядываясь в человека. Портрет». (10 ч)

17

1

Портрет. Виды и группы портретов. Мимика лица Зарисовка схем лиц с разным выражением.

1. беседа 2.рисунок

1

18

2

Рисование отдельных частей лица (глаз, нос, губы, брови, ухо).

1

19 - 20

3

-

4

Правила рисования головы человека спереди – анфас.

1 урок – Беседа. Схема.

2 урок - Рисование портрета человека по схеме. Анфас (графика).

2

21 - 22

5

-

6

Правила рисования головы человека сбоку – профиль.

1 урок – Беседа. Схема.

2 урок - Рисование портрета человека по схеме. Профиль (графика).

2

23

7

Пропорции человека . Схематическое рисование человека в движении.

– беседа, - схематическое рисование

1

24

8

Рисование человека в объёмной форме (графика).

1

25 - 26

9

-

10


Материнство в изобразительном искусстве.

1 урок – Творческая работа на тему «Мать и дитя». Построение композиции.

2 урок - Продолжение в цвете (графика).

2

Тема I V четверти:

«Художник и музей». (8 ч)

27

-

28

1

-

2

Крупнейшие музеи мира.

1 урок Интерьер музея. Линейное построение одного из залов музея.

2 урок – Продолжение в цвете (цв.графика).

2

29

3

Искусство Древней Греции. Вазопись (живопись).

1

30

-31

-

32

4

-

5

-

6

Рисование с натуры натюрморта «Древнегреческая ваза, подсвечник со свечой».

1 урок - Построение композиции рисунка.

2 урок - Продолжение в цвете (ч-б графика).

3 урок - Продолжение в цвете (живопись).

3

33

7

Романтический пейзаж. «Вечер», «Ночь» (живопись).

1

34

8

Подведение итогов. Свободная тема по теме «Виды и жанры изобразительного искусства»

1



6 класс

п/п

урока

Тема урока

Кол-во час.

Тема I четверти: «Цветы и народные промыслы» (9 ч)

1

1

Искусство рисовать цветы (схема).

1

2

-

3

2

-

3

«Цветы в вазе»

1 урок – Беседа «Композиция». Рисование с натуры натюрморта «Цветы в вазе». Построение рисунка.

2 урок – Работа в цвете над натюрмортом ( живопись).

Беседа «Методы работы акварелью».

2

4

4


Флористика. Составление букета на плоскости из сухих цветов. Плоскостная и объёмная композиция из сухих цветов.

1

5

5

Беседа «Русские народные промыслы. Городец, Хохлома, Гжель, Жостово».

1

6

6

Цветы и народные промыслы. Городецкие узоры. Роспись разделочной доски (живопись по жёлтому картону).

Д.з. Подготовить проект «Городецкие узоры в быту»

1

7

7

Хохлома. Роспись тарелки (живопись).

1

8

8

Букеты на подносах Жостово. (живопись по чёрному картону).

1

9

9

Синие цветы Гжели. Роспись посуды (живопись).

1

Тема II четверти:

«Жанры в изобразительном искусстве. Анималистический и бытовой жанр». (7 часов)

10

1

Анималистический жанр.

Правила рисования животного (схема).Набросок домашнего животного.

1

11

2

Наброски домашнего животного в разных положениях.(4 наброска)

1

12

-

13

3

-

4

Творческая работа на тему «Мои любимые животные» (рис.группы животных)

1 урок – Композиция. Построение рисунка.

2 урок - Продолжение в цвете. (графика, живопись). Фон. Ближний и дальний план.

2

14

5

Правила рисования птицы (схема).Набросок домашней птицы.

1

15

-

16

6

-

7

Творческая работа на тему «Птицы водоёма».

1 - Построение композиции.

2 – Продолжение в цвете (графика, живопись)

2

Тема III четверти:

«Человек в зеркале декора и дизайна». (10 ч)

17

1

«Бытовой жанр. Создание картины. Творчество художников передвижников». ( Репин, Перов, Федотов, Венецианов).

Беседа по сообщениям учащихся

1

18

-

19

2

-

3

Интерьер и внутреннее убранство крестьянской избы.

Рисунок на тему «В крестьянской избе».

1 урок – Построение композиции по законам линейной перспективы.

2 урок - Продолжение в цвете. (графика, живопись)

2

20

-

21

4

-

5


Дизайн современной комнаты.

Творческая работа на тему « Комната моего дома»

1 урок - Построение композиции по законам линейной перспективы.

2 урок - Продолжение в цвете. (графика)

Д.З.Создать проект «Дизайн моей комнаты»

2

22

-

23

6

-

7

Бытовой жанр. Творческая работа на тему «Жизнь и быт моей семьи»

1 урок - Построение композиции картины «Жизнь и быт моей семьи»

2 урок – Продолжение в цвете (графика)

2

24

8

Скульптура (беседа).

1

25

9

Круглая скульптура (пластилин).

1

26

10

Рельефная скульптура (пластилин).

1

Тема IV четверти:

«Полиграфия. Буква – строка – текст - изображение». (8 ч)

27

1

Виды шрифтов. Написание слов разными видами шрифта.

1

28

-

29

-

30

2

-

3

-

4

Знакомство с методикой выполнения чертёжного шрифта.

1 урок – Правила написания заглавных букв. Алфавит.

2 урок - Правила написания строчных букв чертёжным шрифтом.Алфавит.

3 урок - Написание своего адреса чертёжным шрифтом.

3

31

-

32

-

33

-

34

5

-

6

-

7

-

8

Плакат (беседа).

1 урок – Выполнение композиции плаката «Мы против алкоголя, курения, наркотиков».

2 урок - Продолжение в цвете.

3 урок – Выполнение композиции плаката «Водитель, пешеход, пассажир».

4 урок - Продолжение в цвете.

4


7 класс

п/п

урока

Тема урока

Кол-во час.

I четверть.

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (9 часов)

1

1

Кружевоплетение. Эскиз салфетки (ч-б графика)

1

2

2

Резьба по дереву. Украшение дома. Эскиз наличника (ч-б графика).

1

3

3

Назначение и традиции русских прялок.

Эскиз прялки (цветная графика, живопись)

1

4

4

Символическое значение полотенца в жизни человека на Руси.

Эскиз вышивки на полотенце (цв. графика).

1

5

5

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.

Орнамент в полосе – кушак (цветная графика).

1

6

-

7

6

-

7

Народная праздничная одежда на Руси.

1 урок – Эскиз женского головного убора. Кокошник (цветная графика).

2 урок – Эскиз праздничного сарафана и мужской рубахи на Руси. (цветная графика).

2

8

-

9

8

-

9

«Портрет крестьянки» в народном костюме.

1урок – Построение рисунка.

2 урок – Продолжение в цвете (цветная графика)

2

II четверть.

«Искусство открывает новые грани мира. Прекрасное пробуждает доброе.» (7 часов)

10

1

Беседа «Основные направления и стили в изобразительном искусстве».

Связь искусства прошлого с искусством настоящего.

1

11

2

Искусство как проводник духовной энергии. Импрессионизм. Пейзаж. Творческая работа на тему «Осень» (живопись)

1

12

3

Реализм. Бытовой жанр. Творческая работа на тему «Труд крестьян» (графика).


13

4

Романтизм. Женский образ.

1

14

5

Сюрреализм. Творческая работа над картиной в направлении сюрреализм.

1

15

6

Кубизм. Анималистический жанр.

Рисование животного в направлении кубизм (графика, живопись).

1

16

7

Абстракционизм. Состояние души (свободная тематика).

1

Резерв: Футуризм. Супрематизм.

III четверть.

« Язык архитектуры прошлого и настоящего». (10 часов)

17

1

«Архитектура, её стили и виды». Беседа

1

18

2

Истоки архитектуры (менгиры, кромлехи, дольмены).

Рисунок мегалитического сооружения (графика).

А - беседа Знакомство с памятниками мегалитического периода..

Б – эскиз архитектуры мегалитического периода

1

19

3

Античный стиль в архитектуре. Ордерная система. Капитель (пластилин)

А - беседа. Б – пластилинография на картоне

1

20

4


Соборы стиля Готика. Монументальная живопись.

ВИТРАЖИ. Окно - розетка в технике витражирования.

А- беседа, Б – техника витражирования (восковые мелки, акварель)

1

21

5

Архитектура романского стиля.

Замки. Эскиз здания из геометрических тел.

А – беседа, Б – эскиз

1

22

6


Архитектура романского стиля. Гербоведение.

Эскиз герба одного из городов России (графика, живопись).

А – беседа, Б – эскиз

1

23

7

Архитектура эпохи Барокко и Рококо. Двух- и трёх- цветность.

Выполнение эскиза вензеля для фасада здания в стиле рококо (графика).

А – беседа, Б – эскиз (черно-белая и цветная графика)

1

24

8

Древнерусское зодчество. Эскиз деревянного храма (графика).

А - Беседа - одноглавые крестово-купольные храмы.

Б – Эскиз храма

1

25

9

-

10

Архитектура модерна.

1 урок – Эскиз фасада здания в стиле модерн (графика).

А – беседа, Б – эскиз (графика)

2 урок - «Город будущего». (краски, карандаши)

2

IV четверть.

« Человек и городская среда» (8 часов)

27

1

Декоративная архитектура. Фонтаны.

А – беседа, Б – эскиз фонтана

1

28

2

Ажурные ограды парков и скверов (бумагапластика)

А – беседа, Б – эскиз ограды (цветная бумага, ножницы)

1

29

-

30

3

-

4

БЕСЕДКИ.

1 урок - Рисование отдельных частей беседки состоящей из геометрических тел.

2 урок - Эскиз беседки (графика)

2

31

-

32

5

-

6

Тематическое рисование картины «В парке», «В сквере».

1 урок – Построение композиции картины.

2 урок - Продолжение в цвете (графика, живопись)

2

33

7

«Монументальная скульптура».

Мемориальная доска (пластилинография).

1

34

8

Скульптурные памятники.

Мемориал воинам ВОВ в парке (пластилин). Работа в паре.

1



VI. Перечень учебно-методических средств обеспечения.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер

Мультимедийный проектор

Учебно-методический комплект

Список литературы (основной)

Учебник Н.А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012

Учебник Н.А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012

Учебник Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство. Методическое пособие. 7 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012

Авторская программа Б. Неменский, М. «Изобразительное искусство и художественный труд: 1–7 классы». – М.: Просвещение, 2012.

Учебник С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев «Искусство. Изобразительное искусство» 5 класс - М. , Вертикаль, 2015

Учебник С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев «Искусство. Изобразительное искусство» 6 класс - М. , Вертикаль, 2015

Учебник С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев «Искусство. Изобразительное искусство» 7 класс - М. , Вертикаль, 2015

Учебник С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев «Искусство. Изобразительное искусство» 8 класс - М. , Вертикаль, 2015

Учебник С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев «Искусство. Изобразительное искусство» 9 класс - М. , Вертикаль, 2015

Список литературы (дополнительный)

Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 5 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2010

Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 6 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2010

Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 7 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2010



18


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.