Рабочая программа по изобразительному искусству для 5–7 классов
МОУ «Ермишинская средняя школа»
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________(Санчурская З.Ю.) 30.08.2018 г.
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Ермишинская СШ» И.Е. Карпухин Приказ № 133 от 30.08.2018 г. |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей технологии и эстетического цикла протокол № 1 от 29 августа 2018г. Рук. ШМО (Калинина Е.М.)
| |
Рабочая программа
(модифицированная)
по изобразительному искусству
5 – 7 класс
Кол-во часов в неделю: 1час
Составлена на основе программ:
- авторская программа под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (М.: Просвещение, 2012) ;
- авторская программа под редакцией В.С. Кузина «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (М.: Дрофа, 2012.).
Разработчик программы:
Калинина Е.М.,
учитель изобразительного искусства
Ермишь
2018 г.
Модифицированная программа «Изобразительное искусство 5-7 класс».
I . Пояснительная записка
Модифицированная рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 – 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 12, 13, 15, 32.
Типового положения об общеобразовательном учреждении.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации.
Санитарных правил и норм.
Учебного плана МОУ Ермишинская СОШ на текущий учебный год.
Авторской программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (М.: Просвещение, 2012) и авторской программы под редакцией В.С. Кузина «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (М.: Дрофа, 2012.).
Программа позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы учащихся. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода. Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков.
Модифицированная программа состоит из целостной и единой системы уроков, в ней присутствуют все виды деятельности, а также методика обучения основам изображения.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Рабочая программа для 5 класса - первый год обучения основной школы, она направлена на развитие творчества ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа является целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов и жанров изобразительного искусства. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.
Рабочая программа для 6 класса - второй год обучения основной школы посвящена изобразительному искусству, где учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.
В содержании уроков входит составление декоративной композиции из сухих цветов (флористика), роспись изделий по мотивам художественных промыслов - гжельской, городецкой, жостовской. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и анималистического жанров.
А также изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Всё это позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.
Рабочая программа для 7 класса – третий год обучения основной школы посвящена изобразительному искусству, где учащиеся на уроках знакомятся с представлением о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях. Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и последовательного приобретения навыков и умений. Постановка художественной задачи и выполнение практических работ направлены на эстетическое преобразование окружающей среды, повышение интереса к произведениям искусства, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей обучающихся.
В результате обучения изобразительному искусству в I четверти учащиеся получают знания о декоративном искусстве, которое наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Не только в жилище, в предметах быта, но и в одежде, особенно праздничной, люди издавна стремились выразить свои представления об устройстве мира. Изучая быт, мы встречаемся с красотой предметов, с человеческой душой.
Основной задачей II, III, IV четвертей является понятие эстетического, идейного и функционального значения выдающихся произведений живописи и архитектуры, изучение основных художественных стилей, их связь с конкретной эпохой. Решить эту задачу можно, лишь изучая теорию и применяя её на практике. При изучении основных направлений в живописи просматривается связь прошлого с настоящим, на практике учащиеся лучше запоминают художественные стили. При изучении единых архитектурных комплексов уделяется большое внимание синтезу всех видов искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) в пространстве, организованной архитектурой.
В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства учащиеся используют нетрадиционные техники в обучении такие, как пластилинография, витражирование.
II. Основные цели и задачи.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цели:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенно
овладение знаниями и умениями по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
создание фундамента для художественного развития, формирования механизмов мышления, характерных для художественной деятельности.
Основная цель программы - развитие воображения и творческих способностей учащихся, развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формирующего духовную культуру и дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Содержание программы.
Содержание рабочей программы направлено на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.
В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Основная ведущая идея программы – идея деятельностного подхода в обучении.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме;
декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, презентаций Microsoft Office PowerPoint);
обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
5 класс
№ | Название раздела | Количество часов по программе |
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | 9 | |
«Цвет как средство выражения. Живопись». | 7 | |
«Вглядываясь в человека. Портрет». | 10 | |
«Художник и музей». | 8 | |
| Итого: | 34 ч |
Тема I четверти:
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)
В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими материалами, освоение разнообразных графических техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника, где даётся понятие «свет», «тон», «блик», «полутень», «тень», «падающая тень».
Изобразительное искусство в жизни человека. Виды и жанры искусства.
Рисунок – основа изобразительного творчества. Чёрно-белая графика. Линия и её выразительные возможности
Свет и тень в графическом рисунке.
Использование основ световедения в натюрморте. Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Тиражная графика. Виды гравюр.
«Граттаж» - работа в технике «сухая игла»
Графика и природа.
Тема II четверти:
«Цвет как средство выражения. Живопись». (7 ч)
В этой четверти ещё шире происходит знакомство с живописными материалами, освоение разнообразных живописных техник, а так же знакомство с картинами известных художников – Айвазовский, Левитан. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже.
Живопись. Основы цветоведения. Цвет в произведениях художников. Крона деревьев.
Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой цветов.
Воздушная и наблюдательная перспектива. Большое пространство – поле.
Линейная перспектива в картине «Аллея».
Применение правил воздушной перспективы. Тон, пятно, цвет, мазок.
Морские пейзажи. Использование разных живописных техник (по сырому, по сухому).
Живопись по цветному картону.
Тема III четверти:
«Вглядываясь в человека. Портрет». (10 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
Образ человека – главная тема искусства. Портрет. Виды и группы портретов. Мимика лица.
Конструкция головы человека. Рисование отдельных частей лица.
Пропорции головы человека. Правила рисования головы человека в пространстве – анфас и профиль.
Пропорции человека. Схематическое рисования фигуры человека в движении. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Материнство в изобразительном искусстве.
Тема IV четверти:
«Художник и музей». (8 ч)
Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт - Петербурга, других городов Росси и зарубежных стран – это хранители великих произведений мирового и русского искусства. К этим шедеврам каждый ребёнок должен прикоснуться. Существуют самые разные музеи, но всегда в их организации принимает участие художник, который помогает сделать экспозицию. На этих уроках ученики познакомятся с интерьером музея, с отдельными залами и выставляемыми в них работами.
Беседа о крупнейших музеях изобразительного искусства.
Интерьер музея. Использование линейной перспективы в изображении одного из залов музея.
Искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.
Натюрморты. Графические и живописные работы. Натюрморт с амфорой.
Пейзажная живопись в тёмных тонах – «Вечер», «Ночь»
6 класс
№ | Название раздела | Количество часов по программе |
«Цветы и народные промыслы» | 9 | |
«Жанры в изобразительном искусстве. Анималистический и бытовой жанр». | 7 | |
«Человек в зеркале декора и дизайна». | 10 | |
«Полиграфия. Буква – строка – текст - изображение». | 8 | |
| Итого: | 34 ч |
Тема I четверти:
«Цветы и народные промыслы» (9 ч)
Нас окружает очень много красивых предметов и многие из них связаны с народным искусством. Мы познакомимся с правилами рисования цветов и с ролью народных художественных промыслов.
Искусство рисовать цветы
Основы композиции. Рисование с натуры натюрморта с цветами.
Цвет. Цвет в произведениях живописи. Работа в цвете над натюрмортом.
Флористика. Методы работы. Составление композиции из сухих цветов.
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Тема II четверти:
«Жанры в изобразительном искусстве. Анималистический и бытовой жанр». (7 ч)
Животный мир очень интересный и разнообразный. Знакомство с ним даёт возможность познать, что строение животных, птиц и человека почти ни чем друг от друга не отличаются. Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценностью.
Схематическое строение животного. Поэтапное рисование животного с использованием схемы.
Наброски домашнего животного в разных положениях.
Композиционное расположение животных на листе. Творческая работа на тему «Мои любимые животные».
Цвет и пространство в картине.
Схематическое строение птицы. Поэтапное рисование птицы с использованием схемы.
Тема III четверти:
«Человек в зеркале декора и дизайна». (10 ч)
Картина – это взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Эскизы и сбор материала – две стороны процесса поиска образа картины. Роль живописно-пластических средств в решении образа(композиция, ритм, свет, форма, цвет, пространство, фактура). Большую роль в решении художественного замысла и художественного образа картины играют зарисовки с натуры и по представлению (человек, животные, предметы быта), колорит и цвет.
Бытовой жанр. Знакомство с произведениями выдающихся представителей русского искусства, художников-передвижников (Н.Ярошенко, Б.Кустодиев, А.Пластов, И.Репин, В.Суриков, В.Перова, П.Федотов)
Интерьер и внутреннее убранство крестьянской избы с использованием линейной перспективы.
Приёмы работы цветными карандашами в изображении пространства.
Знакомство с дизайном. Творческая работа на тему «Комната моего дома». Красота и роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование, декоративные мотивы).
Создание своей собственной картины. Наброски людей в движении.
Творческая работа на тему «Жизнь моей семьи»
Знакомство с великими скульпторами, с видами скульптур.
Создание объёмной скульптуры для украшения комнаты и улицы. Лепка.
Рельефная скульптура на фоторамках.
Тема IV четверти:
«Полиграфия. Буква – строка – текст - изображение». (8 ч)
Плакат – это особый вид графики. Плакат – искусство сегодняшнего дня, наиболее острое оружие в борьбе за идеал. Специфика образного языка плаката: ясность, лаконичность образа, броскость, декоративность, что отличает его от станковой и книжной графики. Большую роль в плакате играет текст, который должен быть взаимосвязан с рисунком.
Плакатное искусство. Создание плаката на тему «МЫ против алкоголя, курения, наркотиков». Стилистика изображения и способы композиционного их расположения на плакате.
Использование цветовой гаммы в плакате.
Буква и искусство шрифта. Виды шрифтов. Написание слов, текста разными видами шрифта.
Соединение текста и изображения в плакате «Водитель, пешеход, пассажир».
7 класс
№ | Название раздела | Количество часов по программе |
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» | 9 | |
«Искусство открывает новые грани мира. Прекрасное пробуждает доброе». | 7 | |
«Язык архитектуры прошлого и настоящего». | 10 | |
« Человек и городская среда» | 8 | |
| Итого: | 34 ч |
I четверть.
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (9 часов)
Знакомство с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с русским народным костюмом, росписью и резьбой по дереву (прялка, наличники).
Кружевоплетение. Основные узоры и правила рисования эскиза салфетки.
Украшение дома. Резьба накладная и прорезная. Эскиз наличника.
Назначение и традиции русских прялок.
Символическое значение полотенца в быту. Эскиз вышивки на полотенце.
Русский народный костюм. Графическое рисование основных частей женского и мужского народного костюма – кушак, кокошник, сарафан, рубаха.
Образ крестьянки в произведениях великих художников портретистов – Венецианов.
II четверть.
«Искусство открывает новые грани мира. Прекрасное пробуждает доброе.» (7 часов)
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах и направлениях искусства. Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Творческая деятельность: Работа над картинами в разных направлениях: импрессионизм, реализм, сюрреализм, романтизм, кубизм, абстракционизм
Беседа «Основные направления и стили в изобразительном искусстве». Связь искусства прошлого с искусством настоящего.
Искусство как проводник духовной энергии. Импрессионизм. Пейзаж.
Реализм. Бытовой жанр.
Сюрреализм и фэнтези.
Романтизм. Женский образ.
Кубизм. Анималистический жанр.
Абстракционизм. Состояние души
III четверть.
« Язык архитектуры прошлого и настоящего». (10 часов)
Задачей III четверти является углубленное знакомство учащихся с архитектурой, с её сходством и отличием от других видов искусства – это организовать пространственную среду для жизни и деятельности людей. Все уроки связаны друг с другом. Здесь мы встречаемся с первоэлементами архитектуры, монументальной живописью и скульптурой.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. С изменением отношений в обществе меняется архитектура.
Используя знания по архитектурной композиции, учащиеся создают на своих листах архитектурные постройки разных веков и стилей, а также знакомится с работой чеканщиков, скульпторов и герольдов.
Введение в искусство архитектуры. Архитектура – её стили, виды, направления и функции в жизни человека
Истоки архитектуры. Первоэлементы – знакомство с памятниками мегалитического периода. Рисунок одного из таких памятников.
Античный стиль в архитектуре. Ордерная система. Капитель- пластилинография.
Соборы стиля Готика. Монументальная живопись – витражи. Техника витражирования.
Архитектура романского стиля. Замки. Гербоведение. Значение рисунков и цвета на гербах.
Архитектура эпохи Барокко. Двух- и трёх- цветность зданий. Вензеля.
Архитектура Модерна. Фантастический проект архитектуры будущего.
Древнерусское зодчество. Одноглавые крестовокупольные храмы.
IV четверть.
« Человек и городская среда» (8 часов)
Среда жизни современного человека – «рукотворная природа». Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством новых зданий и организацией городской среды. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры.
Декоративная архитектура. Значение фонтанов в жизни человека. Эскиз фонтана.
Декоративная архитектура парков и скверов. Ажурные ограды.
Глубинно - пространственная архитектура современных городов. Беседки. Рисунок отдельных частей беседки. Эскиз беседки.
Творческая работа на тему: «Мой город. В парке». Линейное построение. Использование законов воздушной перспективы
«Монументальная скульптура». Мемориальная доска (пластилинография).
IV. Планируемые результаты обучения.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
В личностном направлении:
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся 5 класса должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся 5 класса должны уметь:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать технику «сухая игла»;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
обсуждать работы товарищей и оценивать их.
Учащиеся 6 класса должны знать:
некоторые жанры (бытовой жанр, анималистический жанр) и виды изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество);
основы искусства флористики;
основные элементы и правила работы мастеров Жостово, Городца , Гжели.
отдельные произведения выдающихся представителей русского искусства, художников-передвижников (Н.Ярошенко, Б.Кустодиев, А.Пластов, И.Репин, В.Суриков, В.Перова, П.Федотов) ;
понятие сюжета, темы и содержание того, что они изображают в картине;
выразительные возможности в скульптуре, великих скульпторов;
синтез слова и изображения в искусстве плаката;
значение изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Учащиеся 6 класс должны уметь:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки;
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов;
пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы с натуры, по памяти и по воображению;
уметь пользоваться цветовой гаммой в искусстве полиграфии.
Учащиеся 7 класса должны знать:
Как анализировать произведения народного творчества и архитектуры;
Стили и направления изобразительного искусства;
Историю архитектуры и основные этапы её развития;
И воспринимать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;
углублять представления учащихся о взаимодействии профессионального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;
продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;
Учащиеся7 класса должны уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
уметь передавать единство формы и декора;
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных и ли геометрических элементов;
узнавать картины известных художников импрессионистов, романистов, реалистов, кубистов, абстракционистов, сюрреалистов и т.д..
изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля.
V. Учебно– тематическое планирование уроков.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в 5, 6, 7 классах – по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Модифицированная программа «Изобразительное искусство» в 5-7 классах рассчитана на 102 учебных часов.
5 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во час. |
Тема I четверти: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч) | |||
1 | 1 | Изобразительное искусство в жизни человека. Виды и жанры искусства (беседа). Графические упражнения – проведение линий разной тональности. | 1 |
2 | 2 | Рисунок – основа изобразительного искусства. Графика чёрно – белая. Рисование с натуры веточки дерева (берёза, ч.-б. графика). | 1 |
3 | 3 | Освещение. Свет и тень. Рисование мяча с учётом светотени (графика) | 1 |
4 - 5 | 4 - 5 | Натюрморт «Геометрические тела в группе». 1 урок – Построение композиции. Фон (ч.- б. графика). 2 урок - Работа над натюрмортом в цвете с использованием правил светотени (ч.-б. графика). | 2 |
6 – 7 - 8 | 6 – 7 - 8 | 1 урок – Беседа «Тиражная графика. Гравюра и её виды». 2 урок - Работа в технике «граттаж» - графические упражнения (цв.ручка). 3 урок - Работа над творческой картиной - «граттаж» (гравюра) | 3 |
9 | 9 | Рисунок осенних деревьев без листвы - берёза,ель, рябина(графика). | 1 |
Тема II четверти: «Цвет как средство выражения. Живопись». (7 ч) | |||
10 | 1 | Цвет в произведениях художников. Основы цветоведения. Рисование кроны деревьев (живопись). | 1 |
11 | 2 | Пейзаж. Виды пейзажа. Воздушная и наблюдательная перспектива. Рисование картины «Деревья в поле» (живопись). | 1 |
12 - 13 | 3 - 4 | «Осень. Аллея». 1 урок – Построение рисунка по законам линейной перспективы. Подмалёвок. 2 урок - Продолжение в цвете. Применение правил воздушной перспективы (живопись). | 2 |
14 | 5 | Фантазийное изображение сказочных стран ограниченной палитрой цветов. 1 - беседа – ограниченные цвета. 2 - творческая работа над картиной «Сказочная страна» (живопись). | 1 |
15 | 6 | Морской пейзаж. 1 - беседа, Работы художника Айвазовского: 2 - Творческая работа над картиной «Закат на море» (живопись). | 1 |
16 | 7 | Творческая работа над картиной «Закат в лесу» (живопись по картону). Живописное, эпическое изображение природы зимой. | 1 |
Тема III четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет». (10 ч) | |||
17 | 1 | Портрет. Виды и группы портретов. Мимика лица Зарисовка схем лиц с разным выражением. 1. беседа 2.рисунок | 1 |
18 | 2 | Рисование отдельных частей лица (глаз, нос, губы, брови, ухо). | 1 |
19 - 20 | 3 - 4 | Правила рисования головы человека спереди – анфас. 1 урок – Беседа. Схема. 2 урок - Рисование портрета человека по схеме. Анфас (графика). | 2 |
21 - 22 | 5 - 6 | Правила рисования головы человека сбоку – профиль. 1 урок – Беседа. Схема. 2 урок - Рисование портрета человека по схеме. Профиль (графика). | 2 |
23 | 7 | Пропорции человека . Схематическое рисование человека в движении. – беседа, - схематическое рисование | 1 |
24 | 8 | Рисование человека в объёмной форме (графика). | 1 |
25 - 26 | 9 - 10 | Материнство в изобразительном искусстве. 1 урок – Творческая работа на тему «Мать и дитя». Построение композиции. 2 урок - Продолжение в цвете (графика). | 2 |
Тема I V четверти: «Художник и музей». (8 ч) | |||
27 - 28 | 1 - 2 | Крупнейшие музеи мира. 1 урок – Интерьер музея. Линейное построение одного из залов музея. 2 урок – Продолжение в цвете (цв.графика). | 2 |
29 | 3 | Искусство Древней Греции. Вазопись (живопись). | 1 |
30 -31 - 32 | 4 - 5 - 6 | Рисование с натуры натюрморта «Древнегреческая ваза, подсвечник со свечой». 1 урок - Построение композиции рисунка. 2 урок - Продолжение в цвете (ч-б графика). 3 урок - Продолжение в цвете (живопись). | 3 |
33 | 7 | Романтический пейзаж. «Вечер», «Ночь» (живопись). | 1 |
34 | 8 | Подведение итогов. Свободная тема по теме «Виды и жанры изобразительного искусства» | 1 |
6 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во час. |
Тема I четверти: «Цветы и народные промыслы» (9 ч) | |||
1 | 1 | Искусство рисовать цветы (схема). | 1 |
2 - 3 | 2 - 3 | «Цветы в вазе» 1 урок – Беседа «Композиция». Рисование с натуры натюрморта «Цветы в вазе». Построение рисунка. 2 урок – Работа в цвете над натюрмортом ( живопись). Беседа «Методы работы акварелью». | 2 |
4 | 4 | Флористика. Составление букета на плоскости из сухих цветов. Плоскостная и объёмная композиция из сухих цветов. | 1 |
5 | 5 | Беседа «Русские народные промыслы. Городец, Хохлома, Гжель, Жостово». | 1 |
6 | 6 | Цветы и народные промыслы. Городецкие узоры. Роспись разделочной доски (живопись по жёлтому картону). Д.з. Подготовить проект «Городецкие узоры в быту» | 1 |
7 | 7 | Хохлома. Роспись тарелки (живопись). | 1 |
8 | 8 | Букеты на подносах Жостово. (живопись по чёрному картону). | 1 |
9 | 9 | Синие цветы Гжели. Роспись посуды (живопись). | 1 |
Тема II четверти: «Жанры в изобразительном искусстве. Анималистический и бытовой жанр». (7 часов) | |||
10 | 1 | Анималистический жанр. Правила рисования животного (схема).Набросок домашнего животного. | 1 |
11 | 2 | Наброски домашнего животного в разных положениях.(4 наброска) | 1 |
12 - 13 | 3 - 4 | Творческая работа на тему «Мои любимые животные» (рис.группы животных) 1 урок – Композиция. Построение рисунка. 2 урок - Продолжение в цвете. (графика, живопись). Фон. Ближний и дальний план. | 2 |
14 | 5 | Правила рисования птицы (схема).Набросок домашней птицы. | 1 |
15 - 16 | 6 - 7 | Творческая работа на тему «Птицы водоёма». 1 - Построение композиции. 2 – Продолжение в цвете (графика, живопись) | 2 |
Тема III четверти: «Человек в зеркале декора и дизайна». (10 ч) | |||
17 | 1 | «Бытовой жанр. Создание картины. Творчество художников передвижников». ( Репин, Перов, Федотов, Венецианов). Беседа по сообщениям учащихся | 1 |
18 - 19 | 2 - 3 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянской избы. Рисунок на тему «В крестьянской избе». 1 урок – Построение композиции по законам линейной перспективы. 2 урок - Продолжение в цвете. (графика, живопись) | 2 |
20 - 21 | 4 - 5 | Дизайн современной комнаты. Творческая работа на тему « Комната моего дома» 1 урок - Построение композиции по законам линейной перспективы. 2 урок - Продолжение в цвете. (графика) Д.З.Создать проект «Дизайн моей комнаты» | 2 |
22 - 23 | 6 - 7 | Бытовой жанр. Творческая работа на тему «Жизнь и быт моей семьи» 1 урок - Построение композиции картины «Жизнь и быт моей семьи» 2 урок – Продолжение в цвете (графика) | 2 |
24 | 8 | Скульптура (беседа). | 1 |
25 | 9 | Круглая скульптура (пластилин). | 1 |
26 | 10 | Рельефная скульптура (пластилин). | 1 |
Тема IV четверти: «Полиграфия. Буква – строка – текст - изображение». (8 ч) | |||
27 | 1 | Виды шрифтов. Написание слов разными видами шрифта. | 1 |
28 - 29 - 30 | 2 - 3 - 4 | Знакомство с методикой выполнения чертёжного шрифта. 1 урок – Правила написания заглавных букв. Алфавит. 2 урок - Правила написания строчных букв чертёжным шрифтом.Алфавит. 3 урок - Написание своего адреса чертёжным шрифтом. | 3 |
31 - 32 - 33 - 34 | 5 - 6 - 7 - 8 | Плакат (беседа). 1 урок – Выполнение композиции плаката «Мы против алкоголя, курения, наркотиков». 2 урок - Продолжение в цвете. 3 урок – Выполнение композиции плаката «Водитель, пешеход, пассажир». 4 урок - Продолжение в цвете. | 4 |
7 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во час. |
I четверть. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (9 часов) | |||
1 | 1 | Кружевоплетение. Эскиз салфетки (ч-б графика) | 1 |
2 | 2 | Резьба по дереву. Украшение дома. Эскиз наличника (ч-б графика). | 1 |
3 | 3 | Назначение и традиции русских прялок. Эскиз прялки (цветная графика, живопись) | 1 |
4 | 4 | Символическое значение полотенца в жизни человека на Руси. Эскиз вышивки на полотенце (цв. графика). | 1 |
5 | 5 | Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. Орнамент в полосе – кушак (цветная графика). | 1 |
6 - 7 | 6 - 7 | Народная праздничная одежда на Руси. 1 урок – Эскиз женского головного убора. Кокошник (цветная графика). 2 урок – Эскиз праздничного сарафана и мужской рубахи на Руси. (цветная графика). | 2 |
8 - 9 | 8 - 9 | «Портрет крестьянки» в народном костюме. 1урок – Построение рисунка. 2 урок – Продолжение в цвете (цветная графика) | 2 |
II четверть. «Искусство открывает новые грани мира. Прекрасное пробуждает доброе.» (7 часов) | |||
10 | 1 | Беседа «Основные направления и стили в изобразительном искусстве». Связь искусства прошлого с искусством настоящего. | 1 |
11 | 2 | Искусство как проводник духовной энергии. Импрессионизм. Пейзаж. Творческая работа на тему «Осень» (живопись) | 1 |
12 | 3 | Реализм. Бытовой жанр. Творческая работа на тему «Труд крестьян» (графика). | |
13 | 4 | Романтизм. Женский образ. | 1 |
14 | 5 | Сюрреализм. Творческая работа над картиной в направлении сюрреализм. | 1 |
15 | 6 | Кубизм. Анималистический жанр. Рисование животного в направлении кубизм (графика, живопись). | 1 |
16 | 7 | Абстракционизм. Состояние души (свободная тематика). | 1 |
Резерв: Футуризм. Супрематизм. | |||
III четверть. « Язык архитектуры прошлого и настоящего». (10 часов) | |||
17 | 1 | «Архитектура, её стили и виды». Беседа | 1 |
18 | 2 | Истоки архитектуры (менгиры, кромлехи, дольмены). Рисунок мегалитического сооружения (графика). А - беседа Знакомство с памятниками мегалитического периода.. Б – эскиз архитектуры мегалитического периода | 1 |
19 | 3 | Античный стиль в архитектуре. Ордерная система. Капитель (пластилин) А - беседа. Б – пластилинография на картоне | 1 |
20 | 4 | Соборы стиля Готика. Монументальная живопись. ВИТРАЖИ. Окно - розетка в технике витражирования. А- беседа, Б – техника витражирования (восковые мелки, акварель) | 1 |
21 | 5 | Архитектура романского стиля. Замки. Эскиз здания из геометрических тел. А – беседа, Б – эскиз | 1 |
22 | 6 | Архитектура романского стиля. Гербоведение. Эскиз герба одного из городов России (графика, живопись). А – беседа, Б – эскиз | 1 |
23 | 7 | Архитектура эпохи Барокко и Рококо. Двух- и трёх- цветность. Выполнение эскиза вензеля для фасада здания в стиле рококо (графика). А – беседа, Б – эскиз (черно-белая и цветная графика) | 1 |
24 | 8 | Древнерусское зодчество. Эскиз деревянного храма (графика). А - Беседа - одноглавые крестово-купольные храмы. Б – Эскиз храма | 1 |
25 | 9 - 10 | Архитектура модерна. 1 урок – Эскиз фасада здания в стиле модерн (графика). А – беседа, Б – эскиз (графика) 2 урок - «Город будущего». (краски, карандаши) | 2 |
IV четверть. « Человек и городская среда» (8 часов) | |||
27 | 1 | Декоративная архитектура. Фонтаны. А – беседа, Б – эскиз фонтана | 1 |
28 | 2 | Ажурные ограды парков и скверов (бумагапластика) А – беседа, Б – эскиз ограды (цветная бумага, ножницы) | 1 |
29 - 30 | 3 - 4 | БЕСЕДКИ. 1 урок - Рисование отдельных частей беседки состоящей из геометрических тел. 2 урок - Эскиз беседки (графика) | 2 |
31 - 32 | 5 - 6 | Тематическое рисование картины «В парке», «В сквере». 1 урок – Построение композиции картины. 2 урок - Продолжение в цвете (графика, живопись) | 2 |
33 | 7 | «Монументальная скульптура». Мемориальная доска (пластилинография). | 1 |
34 | 8 | Скульптурные памятники. Мемориал воинам ВОВ в парке (пластилин). Работа в паре. | 1 |
VI. Перечень учебно-методических средств обеспечения.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Мультимедийный проектор
Учебно-методический комплект
Список литературы (основной)
Учебник Н.А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012
Учебник Н.А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012
Учебник Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство. Методическое пособие. 7 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012
Авторская программа Б. Неменский, М. «Изобразительное искусство и художественный труд: 1–7 классы». – М.: Просвещение, 2012.
Учебник С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев «Искусство. Изобразительное искусство» 5 класс - М. , Вертикаль, 2015
Учебник С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев «Искусство. Изобразительное искусство» 6 класс - М. , Вертикаль, 2015
Учебник С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев «Искусство. Изобразительное искусство» 7 класс - М. , Вертикаль, 2015
Учебник С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев «Искусство. Изобразительное искусство» 8 класс - М. , Вертикаль, 2015
Учебник С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев «Искусство. Изобразительное искусство» 9 класс - М. , Вертикаль, 2015
Список литературы (дополнительный)
Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 5 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2010
Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 6 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2010
Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 7 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2010
18