Рабочая программа по изобразительному искусству и тифлографике (5 класс)

0
0
Материал опубликован 21 October

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия

городского округа Щёлково

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МАОУ «Гимназия 2» городского округа Щёлково

от г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по изобразительному искусству и тифлографике

обучающегося 5 класса (6й год обучения)

5 класс

(обучение на дому)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Александрова Татьяна Павловна,

учитель первой

квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

Рабочая программа по изобразительному искусству и тифлографике для 5 класса (6й год обучения) составлена на основании: адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) (Для ребёнка-инвалида с остаточным зрением).

Согласно учебному плану учащегося 5 класса , который нуждается в организации обучения на дому, на изучение изобразительного искусства выделено 3 (три) часа в неделю, что составляет 99 уроков в год.

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности, развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.


 

Планируемые результаты освоения учебного предмета.


 

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам обучающихся, освоивших программу

«Изобразительное искусство. Тифлографика» к концу 5 класса, относятся:

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и её результату;

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

умение адекватно эмоционально откликаться на произведения искусства;

бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны;

уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нём, выражения настроения, переживаний, эмоций;

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

чувство гордости за школьные успехи и достижения, как собственные, так и своих товарищей;

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/не нравится; что получилось/что не получилось), принятие факта существования различных мнений;

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;

умение принимать и сохранять цели типовых учебных и практических задач;

умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

стремление к использованию приобретённых знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

умение вступать в коммуникацию и поддерживать её в разных ситуациях социального взаимодействия;

стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач;

способность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;

способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с оценкой свою деятельность;

использование усвоенных логических операций (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использование в жизни и деятельности некоторых межпредметных знаний, отражающих доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения школьников в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» на конец 5 класса (по завершении курса «Изобразительное искусство. Тифлографика»):

Минимальный уровень:

знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с ними и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий предметов, изображаемых в рисунке, лепке и аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: дымковского, гжельского, городецкого, каргопольского и др.;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

владение некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного предмета или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображённых предметов и действий.

Достаточный уровень:

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

знание названий некоторых народных и национальных промыслов (дымковского, гжельского, городецкого, хохломского и др.);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объём и др.;

знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво/некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

применение разных способов лепки;

рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.


 

Основные задачи изучения предмета:

Воспитание интереса к изобразительному искусству.

Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства.


 

Содержание учебного предмета.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).

Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.


 

Декоративно-прикладное искусство и человек - 99 ч.

 

Часть 1: Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве (34 ч.)

 

Видеть древние образы в народном искусстве.

Воссоздавать внутренний мир русской избы.

Конструировать и декорировать предметы народного быта.

Создавать эскизы русской народной вышивки и народного праздничного костюма.

Знакомится с народными праздничными обрядами.

Узнавать об истоках возникновения народной игрушки.

Создавать форму народной игрушки и украшать ее декоративной росписью.

Часть 2: Связь времен в народном искусстве. Декор – человек, общество, время (33 ч.)

Воспринимать информацию о произведениях гжельской керамики, городецкой росписи, хохломы, жостовского промыслов. 

Узнавать стилистические особенности декоративного искусства разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.).

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет.

Часть 3: Декор – человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире (32 ч.)

Создавать эскиз собственного герба, герба своей семьи; продумывать форму щита, его деления, использовать язык символов.

Воспринимать информацию о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

Знакомиться с разными видами современного выставочного искусства.

Использовать новые художественные техники и материалы.

Изготавливать куклу – берегиню в русском народном костюме.

 

3. Тематическое планирование.

п/п

Название темы

(раздела)

Целевые приоритеты воспитания

Кол-во часов на изучение

1.

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве

Установление доверительных отношений между учителем и учеником, способствующих позитивному восприятию учащимся требований и просьб учителя, привлечению внимания к обсуждаемой на уроке теме, активизации познавательной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание: получение информации о древних корнях народного искусства.

Интеллектуальное воспитание: формирование познавательного интереса к темам раздела. Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Трудовое воспитание: освоение практических навыков в индивидуальной работе.

34

2.

Связь времен в народном искусстве. Декор – человек, общество, время.

Привлечение внимания учащегося к ценностному аспекту изучаемого на

уроках материалу, организация работы с

получаемой на уроке социально значимой

информацией.

Гражданско-патриотическое воспитание: историческая справка о видах древних народных искусствах, их ценности и значимости в современном искусстве.

Интеллектуальное воспитание: формирование познавательного интереса к теме. Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Трудовое воспитание: освоение практических навыков в индивидуальной работе.

33

3.

Декор – человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире

Гражданско-патриотическое воспитание: получение информации о различных видах искусств народов мира;

получение информации о современных видах искусств и их значимости в современном мире.

Интеллектуальное воспитание: формирование познавательного интереса к темам раздела. Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Трудовое воспитание: освоение практических навыков в индивидуальной работе.

32

Итого

99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе

по изобразительному искусству и тифлографике

для обучающегося 5 класса,

утверждённой приказом от г.


 

Календарно-тематическое планирование.

99 часов, 3 часа в неделю

п/п


 

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохожде-ния

Скорректированные сроки прохожде-ния

1.

Роль декоративного искусства в жизни человека (акустическое восприятие информации, практическая часть).

1 неделя

 

2.

Роль декоративного искусства в жизни человека (продолжение работы).

 

 

3

Роль декоративного искусства в жизни человека (завершение работы).

 

 

4.

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы (акустическое восприятие информации, практическая часть).

2 неделя

 

5.

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы (продолжение работы).

 

 

6.

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы (продолжение работы).

 

 

 

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы (завершение работы).

3 неделя

 

7.

Декор русской избы (акустическое восприятие информации, практическая работа).

 

 

8.

Декор русской избы (продолжение работы).

 

 

9.

Декор русской избы (продолжение работы).

4 неделя

 

10.

Декор русской избы (продолжение работы).

 

 

 

Декор русской избы (завершение работы).

 

 

11.

Внутренний мир русской избы (акустическое восприятие информации, начало работы над внутренним миром (интерьером) избы).

5 неделя

 

12.

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома (продолжение работы).

 

 

13.

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома (продолжение работы).

 

 

14.

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома (продолжение работы).

6 неделя

 

 

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома (завершение работы).

 

 

15.

Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

16.

Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка (продолжение работы).

7 неделя

 

17.

Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка (завершение работы).

 

 

18.

Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Женский народный костюм. (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

19.

Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Женский народный костюм (продолжение работы).

8 неделя

 

20.

Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Женский народный костюм (продолжение работы).

 

 

21.

Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Мужской народный костюм (продолжение работы).

 

 

 

22.

Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Мужской народный костюм (продолжение работы).

9 неделя

 

23

Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Мужской народный костюм (завершение работы).

 

 

24

Древние образы в современных народных игрушках. Создание эскиза (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

25.

Древние образы в современных народных игрушках. Создание эскиза (продолжение работы).

10 неделя

 

26.

Древние образы в современных народных игрушках. Создание эскиза (завершение работы).

 

 

27.

Лепка и роспись собственной модели игрушки (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

28.

Лепка и роспись собственной модели игрушки (продолжение работы).

11 неделя

 

29.

Лепка и роспись собственной модели игрушки (продолжение работы).

 

 

30.

Лепка и роспись собственной модели игрушки (продолжение работы).

 

 

31.

Лепка и роспись собственной модели игрушки (продолжение работы).

12 неделя

 

32.

Лепка и роспись собственной модели игрушки (продолжение работы).

 

 

 

Лепка и роспись собственной модели игрушки (завершение работы).

 

 

33.

Синие цветы Гжели (акустическое восприятие информации, практическая часть).

13 неделя

 

34.

Синие цветы Гжели (продолжение работы).

 

 

35

Синие цветы Гжели (продолжение работы).

 

 

 

Синие цветы Гжели (завершение работы).

14 неделя

 

36.

Жостовские букеты (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

37.

Жостовские букеты (продолжение работы).

 

 

38

Жостовские букеты (продолжение работы).

15 неделя

 

 

Жостовские букеты (завершение работы).

 

 

39.

Золотая Хохлома (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

40.

Золотая Хохлома (продолжение работы).

16 неделя

 

41

Золотая Хохлома (продолжение работы).

 

 

 

Золотая Хохлома (завершение работы).

 

 

42.

Городецкая роспись (акустическое восприятие информации, практическая часть).

17 неделя

 

43.

Городецкая роспись (продолжение работы).

 

 

44

Городецкая роспись (продолжение работы).

 

 

 

Городецкая роспись (завершение работы).

18 неделя

 

45.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

46

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (продолжение работы).

 

 

47

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (завершение работы).

19 неделя

 

48.

Зачем людям украшения (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

48.

Зачем людям украшения (продолжение работы).

 

 

49

Зачем людям украшения (завершение работы).

20 неделя

 

50.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

51.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (продолжение работы).

 

 

52

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (завершение работы).

21 неделя

 

53.

Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

54.

Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта (продолжение работы).

 

 

 

Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта (продолжение работы).

22 неделя

 

55

Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта (завершение работы).

 

 

56.

Декоративное искусство Древней Греции (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

57.

Декоративное искусство Древней Греции (продолжение работы).

23 неделя

 

58.

Декоративное искусство Древней Греции (продолжение работы).

 

 

 

Декоративное искусство Древней Греции (завершение работы).

 

 

59.

Одежда говорит о человеке (акустическое восприятие информации, практическая часть).

24 неделя

 

60

Одежда говорит о человеке (продолжение работы).

 

 

61

Одежда говорит о человеке (продолжение работы).

 

 

 

Одежда говорит о человеке (завершение работы).

25 неделя

 

62.

Творческая композиция «Бал во дворце» (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

63.

Творческая композиция «Бал во дворце» (продолжение работы).

 

 

64.

Творческая композиция «Бал во дворце» (продолжение работы).

26 неделя

 

65.

Творческая композиция «Бал во дворце» (продолжение работы).

 

 

 

Творческая композиция «Бал во дворце» (завершение работы).

 

 

66.

О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям (акустическое восприятие информации, практическая часть).

27 неделя

 

67.

О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям (продолжение работы).

 

 

68.

О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям (продолжение работы).

 

 

 

О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям (завершение работы).

28 неделя

 

69.

Современное выставочное искусство (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

70

Современное выставочное искусство (продолжение работы).

 

 

71.

Современное выставочное искусство (продолжение работы).

29 неделя

 

 

Современное выставочное искусство (завершение работы).

 

 

72.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

73.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) (продолжение работы).

30 неделя

 

74.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (продолжение работы).

 

 

 

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (завершение работы).

 

 

75.

Изготовление куклы–берегини (акустическое восприятие информации, практическая часть).

31 неделя

 

76

Изготовление куклы–берегини (продолжение работы).

 

 

77.

Изготовление куклы–берегини (продолжение работы).

 

 

 

Изготовление куклы–берегини (продолжение работы).

32 неделя

 

 

Изготовление куклы–берегини (завершение работы).

 

 

78.

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!» (акустическое восприятие информации, практическая часть).

 

 

79

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!» (продолжение работы).

33 неделя

 

80

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!» (продолжение работы).

 

 

 

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!» (завершение работы).

 

 

ИТОГО

99 уроков

 

ИТОГО

33 недели


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.