Рабочая программа по изобразительному искусству и тифлографике (5 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2»
городского округа Щёлково
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МАОУ «Гимназия № 2» городского округа Щёлково
от г. №
Рабочая программа
по изобразительному искусству и тифлографике
обучающегося 5 класса (6й год обучения)
5 класс
(обучение на дому)
Составитель:
Александрова Татьяна Павловна,
учитель первой
квалификационной категории
2022 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству и тифлографике для 5 класса (6й год обучения) составлена на основании: адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) (Для ребёнка-инвалида с остаточным зрением).
Согласно учебному плану учащегося 5 класса , который нуждается в организации обучения на дому, на изучение изобразительного искусства выделено 3 (три) часа в неделю, что составляет 99 уроков в год.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности, развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу
«Изобразительное искусство. Тифлографика» к концу 5 класса, относятся:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и её результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
умение адекватно эмоционально откликаться на произведения искусства;
бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны;
уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нём, выражения настроения, переживаний, эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
чувство гордости за школьные успехи и достижения, как собственные, так и своих товарищей;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/не нравится; что получилось/что не получилось), принятие факта существования различных мнений;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение принимать и сохранять цели типовых учебных и практических задач;
умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
стремление к использованию приобретённых знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
умение вступать в коммуникацию и поддерживать её в разных ситуациях социального взаимодействия;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач;
способность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с оценкой свою деятельность;
использование усвоенных логических операций (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использование в жизни и деятельности некоторых межпредметных знаний, отражающих доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения школьников в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» на конец 5 класса (по завершении курса «Изобразительное искусство. Тифлографика»):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с ними и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, изображаемых в рисунке, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: дымковского, гжельского, городецкого, каргопольского и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного предмета или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображённых предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (дымковского, гжельского, городецкого, хохломского и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объём и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво/некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).
Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство и человек - 99 ч.
Часть 1: Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве (34 ч.)
Видеть древние образы в народном искусстве.
Воссоздавать внутренний мир русской избы.
Конструировать и декорировать предметы народного быта.
Создавать эскизы русской народной вышивки и народного праздничного костюма.
Знакомится с народными праздничными обрядами.
Узнавать об истоках возникновения народной игрушки.
Создавать форму народной игрушки и украшать ее декоративной росписью.
Часть 2: Связь времен в народном искусстве. Декор – человек, общество, время (33 ч.)
Воспринимать информацию о произведениях гжельской керамики, городецкой росписи, хохломы, жостовского промыслов.
Узнавать стилистические особенности декоративного искусства разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.).
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
Выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет.
Часть 3: Декор – человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире (32 ч.)
Создавать эскиз собственного герба, герба своей семьи; продумывать форму щита, его деления, использовать язык символов.
Воспринимать информацию о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
Знакомиться с разными видами современного выставочного искусства.
Использовать новые художественные техники и материалы.
Изготавливать куклу – берегиню в русском народном костюме.
3. Тематическое планирование.
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Целевые приоритеты воспитания |
Кол-во часов на изучение |
|
1. |
Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве |
Установление доверительных отношений между учителем и учеником, способствующих позитивному восприятию учащимся требований и просьб учителя, привлечению внимания к обсуждаемой на уроке теме, активизации познавательной деятельности. Гражданско-патриотическое воспитание: получение информации о древних корнях народного искусства. Интеллектуальное воспитание: формирование познавательного интереса к темам раздела. Формирование эстетического отношения к окружающему миру. Трудовое воспитание: освоение практических навыков в индивидуальной работе. |
34 |
|
2. |
Связь времен в народном искусстве. Декор – человек, общество, время. |
Привлечение внимания учащегося к ценностному аспекту изучаемого на уроках материалу, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. Гражданско-патриотическое воспитание: историческая справка о видах древних народных искусствах, их ценности и значимости в современном искусстве. Интеллектуальное воспитание: формирование познавательного интереса к теме. Формирование эстетического отношения к окружающему миру. Трудовое воспитание: освоение практических навыков в индивидуальной работе. |
33 |
|
3. |
Декор – человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире |
Гражданско-патриотическое воспитание: получение информации о различных видах искусств народов мира; получение информации о современных видах искусств и их значимости в современном мире. Интеллектуальное воспитание: формирование познавательного интереса к темам раздела. Формирование эстетического отношения к окружающему миру. Трудовое воспитание: освоение практических навыков в индивидуальной работе. |
32 |
|
Итого |
99 |
Приложение к рабочей программе
по изобразительному искусству и тифлографике
для обучающегося 5 класса,
утверждённой приказом № от г.
Календарно-тематическое планирование.
99 часов, 3 часа в неделю
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохожде-ния |
Скорректированные сроки прохожде-ния |
1. |
Роль декоративного искусства в жизни человека (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
1 неделя |
|
2. |
Роль декоративного искусства в жизни человека (продолжение работы). |
|
|
3 |
Роль декоративного искусства в жизни человека (завершение работы). |
|
|
4. |
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
2 неделя |
|
5. |
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы (продолжение работы). |
|
|
6. |
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы (продолжение работы). |
|
|
|
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы (завершение работы). |
3 неделя |
|
7. |
Декор русской избы (акустическое восприятие информации, практическая работа). |
|
|
8. |
Декор русской избы (продолжение работы). |
|
|
9. |
Декор русской избы (продолжение работы). |
4 неделя |
|
10. |
Декор русской избы (продолжение работы). |
|
|
|
Декор русской избы (завершение работы). |
|
|
11. |
Внутренний мир русской избы (акустическое восприятие информации, начало работы над внутренним миром (интерьером) избы). |
5 неделя |
|
12. |
Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома (продолжение работы). |
|
|
13. |
Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома (продолжение работы). |
|
|
14. |
Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома (продолжение работы). |
6 неделя |
|
|
Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома (завершение работы). |
|
|
15. |
Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
16. |
Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка (продолжение работы). |
7 неделя |
|
17. |
Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка (завершение работы). |
|
|
18. |
Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Женский народный костюм. (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
19. |
Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Женский народный костюм (продолжение работы). |
8 неделя |
|
20. |
Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Женский народный костюм (продолжение работы). |
|
|
21. |
Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Мужской народный костюм (продолжение работы). |
|
|
22. |
Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Мужской народный костюм (продолжение работы). |
9 неделя |
|
23 |
Эскизы и наброски. Образы и мотивы верхней русской народной одежды. Мужской народный костюм (завершение работы). |
|
|
24 |
Древние образы в современных народных игрушках. Создание эскиза (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
25. |
Древние образы в современных народных игрушках. Создание эскиза (продолжение работы). |
10 неделя |
|
26. |
Древние образы в современных народных игрушках. Создание эскиза (завершение работы). |
|
|
27. |
Лепка и роспись собственной модели игрушки (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
28. |
Лепка и роспись собственной модели игрушки (продолжение работы). |
11 неделя |
|
29. |
Лепка и роспись собственной модели игрушки (продолжение работы). |
|
|
30. |
Лепка и роспись собственной модели игрушки (продолжение работы). |
|
|
31. |
Лепка и роспись собственной модели игрушки (продолжение работы). |
12 неделя |
|
32. |
Лепка и роспись собственной модели игрушки (продолжение работы). |
|
|
|
Лепка и роспись собственной модели игрушки (завершение работы). |
|
|
33. |
Синие цветы Гжели (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
13 неделя |
|
34. |
Синие цветы Гжели (продолжение работы). |
|
|
35 |
Синие цветы Гжели (продолжение работы). |
|
|
|
Синие цветы Гжели (завершение работы). |
14 неделя |
|
36. |
Жостовские букеты (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
37. |
Жостовские букеты (продолжение работы). |
|
|
38 |
Жостовские букеты (продолжение работы). |
15 неделя |
|
|
Жостовские букеты (завершение работы). |
|
|
39. |
Золотая Хохлома (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
40. |
Золотая Хохлома (продолжение работы). |
16 неделя |
|
41 |
Золотая Хохлома (продолжение работы). |
|
|
|
Золотая Хохлома (завершение работы). |
|
|
42. |
Городецкая роспись (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
17 неделя |
|
43. |
Городецкая роспись (продолжение работы). |
|
|
44 |
Городецкая роспись (продолжение работы). |
|
|
|
Городецкая роспись (завершение работы). |
18 неделя |
|
45. |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
46 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (продолжение работы). |
|
|
47 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (завершение работы). |
19 неделя |
|
48. |
Зачем людям украшения (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
48. |
Зачем людям украшения (продолжение работы). |
|
|
49 |
Зачем людям украшения (завершение работы). |
20 неделя |
|
50. |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
51. |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (продолжение работы). |
|
|
52 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (завершение работы). |
21 неделя |
|
53. |
Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
54. |
Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта (продолжение работы). |
|
|
|
Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта (продолжение работы). |
22 неделя |
|
55 |
Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта (завершение работы). |
|
|
56. |
Декоративное искусство Древней Греции (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
57. |
Декоративное искусство Древней Греции (продолжение работы). |
23 неделя |
|
58. |
Декоративное искусство Древней Греции (продолжение работы). |
|
|
|
Декоративное искусство Древней Греции (завершение работы). |
|
|
59. |
Одежда говорит о человеке (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
24 неделя |
|
60 |
Одежда говорит о человеке (продолжение работы). |
|
|
61 |
Одежда говорит о человеке (продолжение работы). |
|
|
|
Одежда говорит о человеке (завершение работы). |
25 неделя |
|
62. |
Творческая композиция «Бал во дворце» (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
63. |
Творческая композиция «Бал во дворце» (продолжение работы). |
|
|
64. |
Творческая композиция «Бал во дворце» (продолжение работы). |
26 неделя |
|
65. |
Творческая композиция «Бал во дворце» (продолжение работы). |
|
|
|
Творческая композиция «Бал во дворце» (завершение работы). |
|
|
66. |
О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
27 неделя |
|
67. |
О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям (продолжение работы). |
|
|
68. |
О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям (продолжение работы). |
|
|
|
О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям (завершение работы). |
28 неделя |
|
69. |
Современное выставочное искусство (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
70 |
Современное выставочное искусство (продолжение работы). |
|
|
71. |
Современное выставочное искусство (продолжение работы). |
29 неделя |
|
|
Современное выставочное искусство (завершение работы). |
|
|
72. |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
73. |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) (продолжение работы). |
30 неделя |
|
74. |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (продолжение работы). |
|
|
|
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (завершение работы). |
|
|
75. |
Изготовление куклы–берегини (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
31 неделя |
|
76 |
Изготовление куклы–берегини (продолжение работы). |
|
|
77. |
Изготовление куклы–берегини (продолжение работы). |
|
|
|
Изготовление куклы–берегини (продолжение работы). |
32 неделя |
|
|
Изготовление куклы–берегини (завершение работы). |
|
|
78. |
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!» (акустическое восприятие информации, практическая часть). |
|
|
79 |
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!» (продолжение работы). |
33 неделя |
|
80 |
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!» (продолжение работы). |
|
|
|
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!» (завершение работы). |
|
|
ИТОГО |
99 уроков |
||
|
ИТОГО |
33 недели |