Рабочая программа по изучению правил дорожного движения (1 – 4 класс с ОВЗ ) системы ККиР.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ ___________
ХХХХХ
«____»____________202_г.
Программа по изучению правил дорожного движения
(1 – 4 класс с ОВЗ ) системы ККиР
Пояснительная записка
Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общества, но именно сейчас, в условиях автомобильной революции, наиболее обострилась ситуация, связанная с дорожно – транспортным травматизмом.
В условиях интенсивного движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Одним из путей решения этой задачи в процессе образования является обучение человека правильно себя вести на дороге и в транспорте.
Цель данной программы – организация подготовки детей с ОВЗ к безопасному участию в дорожном движении.
Основные задачи:
- сформировать у учащихся с ОВЗ специальные знания, умения, практические навыки и привычки безопасного движения;
- выработать привычки безопасного поведения на дороге и улице;
- познакомить с окружающим миром: дорожными знаками на улицах села, элементами дороги, транспортными средствами;
- воспитывать дисциплинированность, основанной как на специфических требованиях дорожно – транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.
Программа рассчитана на учащихся 1 - 4классов с ОВЗ , модифицированная, написана в соответствии с программами курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также с Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Содержательна часть программы
1-4 классы
Знакомство учащихся с улицами села. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, с трамвайными путями, загородная дорога.
Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.
Учащиеся должны знать:
правила перехода улиц по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
правила движения индивидуально, группами и в колоннах.
правила езды на велосипеде.
Учащиеся должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
безопасно вести себя по соседству с жилым домом (во дворе, в жилой зоне, на тротуаре);
передвигаться в группе;
дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.
Программа изучения правил дорожного движения
учащимися 1-4-х классов с ОВЗ системы ККиР
1 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | количество часов |
1 | На наших улицах | 1 |
2 | Мы идём в школу | 1 |
3 | Это должны знать все | 1 |
4 | Наши верные друзья | 1 |
5 | Мы знакомимся с дорожными знаками | 1 |
6 | Где можно играть? | 1 |
7 | Мы пассажиры | 1 |
8 | На загородной дороге | 1 |
9 | Мы учимся соблюдать правила дорожного движения | 1 |
10 | Экскурсии по городу | 1 |
Программа
1. На наших улицах.
Город, поселок, в котором мы живем. Улица. Тротуар. Проезжая часть улицы (мостовая). Перекрестки.
Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице, Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице — залог безопасного движения.
2. Мы идем в школу.
Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа. Мы переходим улицу. Наиболее безопасный путь — самый лучший, Где и как надо переходить улицу, дорогу?
Один помогает другому (не можешь сам перейти улику попроси взрослого помочь).
Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу.
3. Это должны знать все.
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? Как нужно ходить по улицам группами? Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой (дождь, гололед, снегопад) дороге.
4. Наши верные друзья.
Сигналы для регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы: красный свет запрещает движение («Стой»), желтый свет предупреждает о смене сигналов светофора и запрещает движение («Внимание»), зеленый свет разрешает движение («Путь открыт»).
Сигналы регулировщика и их значение. Пешеходный светофор и его сигналы.
5. Мы знакомимся с дорожными знаками.
Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», « Железнодорожный переезд без шлагбаума»; Пересечение равнозначных дорог»; «Светофорное регулирование»; «Пешеходный переход» (предупреждающий знак); «Дети»; «Въезд запрещен»; «Проход закрыт»; «Пешеходная дорожка»; «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; «Место остановки трамвая»; «Место стоянки»; «Пешеходный переход»; «Подземный переход»; «Надземный пешеходный переход»; «Пункт первой медицинской помощи»; «Телефон»; «Пункт питания»; «Питьевая вода».
6. Где можно играть?
Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр в катания на самокатах я велосипедах, санках и коньках.
7. Мы пассажиры.
Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поредения в нём.
Остановка общественного транспорта. дорожные знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; «Место остановки трамвая».
Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чем опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства?
8. На загородной дороге.
Дорога. Обочина, пешеходная дорожка — места для движения пешеходов.
Правила движения по загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Переход через железнодорожный переезд. Место перехода через железнодорожные пути.
Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Как и с кем нужно переходить железнодорожный переезд? Запрещение хождения по рельсам, насыпи, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.
9.Мы учимся соблюдать правила движения.
Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств, Макетов средств регулирования, схем улиц я дорог, настольных игр по правилам дорожного движения и подвижных игр и соревнований в зале или на специальной площадке.
10. Экскурсия по городу.
Практическое закрепление званий дорожного движения пешеходов на улице (дороге) и перекрестке.
2 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Основные правила поведения па улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм | 1 |
2 | Движение пешеходов по улицам и дорогам | 1 |
3 | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка | 1 |
4 | Сигналы светофора и регулировщика | 1 |
5 | Правила перехода улиц и дорог | 1 |
6 | Перекрестки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | 1 |
7 | Дорожные знаки | 1 |
8 | Обязанности пассажиров | 1 |
9 | Правила перехода улицы (дороги) при высадке из транспортных средств | 1 |
10 | Практические занятия и игры по ПДД на специально размеченной площадке или на улице | 1 |
Программа
1. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.
Повторение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах, пройденных в 1 классе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе (по материалам ГИБДД). Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы.
Разбор конкретных маршрутов учащихся на стадион, в парку кинотеатр и т. п.
2. Движение пешеходов во улицам и дорогам.
Соблюдение правил дорожного движения залог безопасности пешеходов.
Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов па улицах города. Происхождение этого правила. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.
Выбор наиболее безопасного пути в школу.
З. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.
Элементы улиц: проезжая часть, тротуар. Ограждение тротуаров от проезжей части.
Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходные дорожки.
Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, посадочная площадка).
4. Сигналы светофора и регулировщика.
Назначение светофора. Зеленый сигнал и его значение. Красный сигнал и его значение. Желтый сигнал и его значение. Значение дополнительных секций в светофорах. Пешеходные светофоры и значение их сигналов.
Регулировщик. Положение и жесты регулировщика, которые соответствуют красному, желтому и зеленому сигналам светофора.
5. Правила перехода улиц и дорог.
Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы (дороги): пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход.
Переход улиц и дорог по сигналам светофоров и регулировщика.
Переход улицы с односторонним и двусторонним движением.
Особенности пересечения загородной дорог и при отсутствии обозначенных пешеходных переходов.
Выбор наиболее безопасных переходов улиц и дорог по пути в школу.
6. Перекрестки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Поведение пешеходов на перекрестках.
Подача водителями предупредительных сигналов световыми указателями поворотов транспортных средств или рукой. Значение этих сигналов для пешеходов.
7. Дорожные знаки.
Предупреждающее: «Пересечение с трамвайной линией», «Приближение к железнодорожному переезду», «Выброс гравия», «Дикие животные», «Падение камей»,
«Дорожные работы», «Пересечение с велосипедной дорожкой».
Запрещающие: «Движение запрещено».
Информационно-указательные: «Место стоянки легковых такси», «Начало населенного пункта», «Конец населенного пункта».
Сервиса: «Больница», «Место отдыха».
8. Обязанности пассажиров.
Правила посадки в высадки из общественного транспорта. Правила пользования городским и железнодорожным транспортом. Правила поведения учащихся на городском и железнодорожном транспорте. Правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях.
9. Правила перехода улицы (дороги) при высадке из транспортных средств.
Правила обхода трамвая. Правила перехода улицы после высадки из автобуса, троллейбуса, такси.
Правила перехода загородной дороги послё высадки из автобуса, такси и других транспортных средств.
10. Практические занятия и игры по правилам движения на специально размеченной площадке или на улице.
Проведение игр я соревнований на специально размеченной линиями дорожной разметки площадке. На площадке устанавливается оборудование: светофоры и дорожные знаки. На перекрестках движение регулируют юные инспекторы движения. В качестве транспортных средств рекомендуется использовать: самокаты, велосипеды, педальные и электрические микроавтомобили.
3 КЛАСС
ТЕМАТЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятий | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Перекрестки и их виды. Дорожная разметка | 1 |
3 | Сигналы для регулирования дорожного движения | 1 |
4 | Дорожные знака и их группы | 1 |
5 | Правила перехода улиц и дорог | 1 |
6 | Тормозной путь транспортных средств | 1 |
7 | Виды транспортных средств | 1 |
8 | Настольные игры по правилам дорожного движения | 1 |
9 | Игры в соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | 1 |
10 | Итоговое занятие | 1 |
Программа
1. Введение.
Увеличение численности населения городов и поселков, интенсивность движения на улицах и дорогах. Интенсивность и скорость движения. Обеспечение безопасности пешеходов.
Причины дорожно-транспортного травматизма: незнание или невыполнение пешеходами правил движения, нарушение правил пользования общественным транспортом, недисциплинированность на улицах.
Воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, Дороге, в общественном транспорте.
Забота государства о безопасность движения. ГИБДД. Юные инспекторы движения.
2. Перекрестки и их виды. дорожная разметка,
Перекресток - место пересечения улиц и дорог. Виды перекрестков: трехсторонние, четырехсторонние, площади. Границы перекрестков.
Дорожная разметка улиц и дорог. Основные линия дорожной разметки и значение их для пешеходов,
З. Сигналы для регулирования дорожного движения.
Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров, их значение.
Сигналы регулировщика и их значение.
Действия водителей транспортных средств и пешеходов по сигналу светофора или регулировщика.
Сигналы регулировщика важнее сигналов светофоров (при одновременном регулирований).
4. Дорожные знаки и их группы.
Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информаций (таблички).
Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков, Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, изученным в 1-2 классах.
Ознакомление учащихся с новыми дорожными знаками:
предупреждающими: «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога», «Приближение к железнодорожному переезду»;
приоритета: «Главная дорога»;
запрещающими: «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающими: «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»;
информационно-указательными: «Дорога с односторонним движением», «Конец дороги с односторонним движением»;
сервиса: «Кемпинг», «Пост ГИБДД».
5. Правила перехода улиц и дорог.
Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы и дороги. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрестки.
Переход улицы и дороги по сигналам светофора или регулировщика.
Выбор наиболее безопасного пути в школу, библиотеку, магазин, на стадион и т. п.
Переход улиц с односторонним и двусторонним движением.
6. Тормозной путь транспортных средств.
Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущими транспортными средствами.
7. Виды транспортных средств.
Автомобили: грузовые, легковые, специальные. Их назначение. Автобусы в такси, трамваи и троллейбусы — городской общественный транспорт. Железнодорожный транспорт и его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.
8. Настольные игры по правилам дорожного движения.
Закрепление знаний по правилам дорожного движения с использованием наборов по правилам дорожного движения и настольных игр.
9. Игры в соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
Игры и соревнования на лучшее знание и умение по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах проводятся па специально размеченной дорожной разметкой площадке. Устанавливаются светофоры, дорожные знаки, на перекрестках и пешеходных переходах движение регулируют юные инспекторы движения, в качестве транспортных средств используются самокаты, велосипеды.
10. Итоговое занятие.
Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и безопасности поведения на улицах в дорогах проводится в форме викторины, уроков вопросов и ответов.
4 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Наш путь в школу и новые маршруты | 1 |
2 | Проверка званий правил дорожного движения | 1 |
3 | Движение учащихся группами и в колонне | 1 |
4 | Труд водителя | 1 |
5 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях | 1 |
6 | Предупредительные сигналы водителей | 1 |
7 | Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами | 1 |
8 | Практические занятия на специально размеченной площадке | 1 |
9 | Экскурсия по городу | 1 |
10 | Итоговое занятие | 1 |
Программа
1. Наш путь в школу и новые маршруты.
Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа, Подробный анализ окружающей обстановки микрорайона школы. Ближайшие остановки общественного транспорта. Наиболее опасные места.
Разбор конкретных маршрутов движения учащихся, которыми они часто пользуются. Умение правильно выбрать безопасную. дорогу в школу, магазин, библиотеку,
па стадион и т. п.
2. Проверка знаний правил дорожного движения.
Повторение материала по правилам дорожного движения, пройденного в 3 классе.
Примеры ДТП с учащимися в городе и обсуждение поведения детей, нарушающих правила движения.
3. Движение учащихся группами и в колонне.
Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне.
Правила посадки группы учащихся в общественный транспорт.
4. Труд водителя.
Работа водителя — это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение правил дорожного движения пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителей. Беседа водителей с учащимися. Наличие в автомобилях кресел для перевозки детей.
5. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.
Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях: оборудование кузова сиденьями и другими средствами. Наличие сопровождающих, установка на автомобилях специальных знаков «Дети». Правила посадки в высадки пассажиров. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях.
6. Предупредительные сигналы водителей.
Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.
7. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Специальные автомобили: скорой медицинской помощи, пожарные, полицейские, аварийные. Преимущественное право проезда водителей автомобилей, оборудованных специальными звуковыми сигналами и проблесковым маячком.
Что должен делать пешеход, услышав и увидев эти сигналы?
Рассказ о дорожно-патрульной службе ГИБДД с приглашением инспектора.
8. Практические занятия на специально размеченной площадке.
Движение групп учащихся по проезжей части площадки, автодрома, автогородка и т. п. на самокатах, велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Водители подают предупредительные сигналы, пешеходы следят за этими сигналами и учитывают их при переходе улицы.
9. Экскурсия по городу.
Наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов, рассказ о светофорах и дорожных знаках, установленных на улицах. Наблюдение за действиями регулировщика на пёрекрестке.
10. Итоговое занятие.
Просмотр диафильмов и кинофильмов по ДДТТ и ПДД. Обсуждение просмотренного. Викторина по ПДД.
Литература.
1.Астахов, П. Я и дорога. Москва, Эксмо, 2009
2.Волков, С. ПДД для детей , часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008
3.Азбука пешехода. Москва Просвещение, 2008